Виды монополий и особенности определения цены и объёма производства

Untitled

6

1. Анализ монополий

Монополия в узком смысле - это рыночное господство одного продавца.

Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения: 1) монополию1, 2) олигополию, 3) монопсонию и 4) олигопсонию (прил. 1)

В монополии существует только один продавец, причём он производит то-

вар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения товара, что позволяет

ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рас-

считывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из

возможных вариантов предопределён величиной прибыли, получаемой от про-

дажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимилизаци прибыли путём установления контроля над ценой и объёмом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способ-

ность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополис-

тический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в

форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной

защиты».

Лицензия - это право фирмы на исключительное осуществление определён-

ного вида деятельности на данном рынке.

7

Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального

произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения); оно

действительно на протяжении всей жизни автора (и ещё в течение 25 лет после

его смерти в интересах его наследников).

Товарные знаки - это специальные символы, позволяющие узнавать

(«идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.

Патент - свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного продукта другими фирмами в течение срока действия патента. Патентовладелец вправе продать свою технологию или не ислользо- вать её вообще.

    1. Монополия естественная и искусственная.

Монополистические союзы

По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естест-венную и искусственную (прил. 2).

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе * особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Естественная монополия это предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электричес-кие и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности

8

государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производ-ства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при

сравнении величин издержек в однородном производстве. Вследствие лучшей оснащённости и большей мощности крупного предприятия происходит повы-шение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому данные монополии желаемое явление для общества, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.

Искусственная монополия - это монополия “рукотворно”, специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные компании гигантски укрупняют своё производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы союзов: картели, синдикаты и тресты (табл. 5.1.). Основные различия между ними - в широте соглашений участников и масштабах их объединения.

Таблица 5.1

Основные формы монополистических союзов

Формы

союзов

Происхождение

их названия

Главные пункты соглашений

<

от итал.

carta -

документ

о разделе рынков

о квотах производства

об уровнях цен

<

от греч.

syndikos -

действующий

сообща

о совместном сбыте продукции

и закупках сырья

о квотах производства и ценах

<

от англ.

trust -

доверие

полное объединение

предприятий

9

КАРТЕЛЬ представляет собой соглашение нескольких предприятий о разделе рынков то есть устанавливающее для всех участников цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и производные квоты1 (кто и сколько производит) каждого участника в общем объёме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конку-рентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбыто-вой деятельности. Картель редко контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнёров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создаёт условия для захвата части рынка. Ещё один способ скрытого установления монопольных цен - так называемое ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ. Суть его в том, что, когда ведущая в данной отрасли фирма предпринимает нужное изменение цен, другие фирмы “молчаливо” следуют за ней.

Яркий пример картеля международного масштаба - организация стран-экспортёров нефти - ОПЕК. Особенно успешно (для себя) она действовала в 70-х годах. Договариваясь о количестве производимой продукции и ценах, страны ОПЕК господствовали на мировом рынке нефти.

Чтобы получить дополнительные доходы, монополисты используют и дру-гие ценовые “хитрости”. Так на сопряженные, дополняющие друг друга товары

(принтер и краска к нему) устанавливается “система связанных цен”. На прин-тер цена не велика, а на краску завышена.

Картельные соглашения, где они запрещены, часто заключаются путём ТАЙНОГО СГОВОРА (без существенного оформления). Но многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко.

СИНДИКАТ организует совместный сбыт продукции и единые закупки сырья в определённых количествах и по определённым ценам. Эта форма хара-ктерна для фирм, договаривающихся о единой реализации своей продукции с

10

крупными торговыми компаниями.

ТРЕСТ - наиболее тесный монополистический союз. Входящие в него пред-

приятия объединяются под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики СССР. К примеру, знаменитый Аэрофлот, городские объединения (бытовых услуг, хлебторги и т. п.). Все они господствовали над потребителями. Таким образом, тресты - самое сильное и антиобщественное проявление монополизма. Не случайно в большинстве стран мира они запрещены законом.

Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. КОНЦЕРН1 - это главная форма современных хозяйственных объединений. Он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) эконо-мический комплекс, в который входят промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам. Их объединения вокруг себя обеспечивает ХОЛДИНГ2 -головная компания, сосредоточившая у себя акции участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятель-ность. Многие концерны опираются густую сеть мелких и средних предприя-тий и добиваются высокой эффективности за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики.

Помимо основных видов монополии естественной и искусственной, есть ещё два вида: административная и экономическая.

Административная монополия возникает вследствие действий государст-венных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных пред-приятий, которые объединяются и подчиняются разным министерствам и ассоциациям. Как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не

11

существует конкуренции. Экономика бывшего СССР принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно администрати-вная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государст-венной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идёт о предпринимателях, которые завоевали монопольное положение на рынке. Этого можно достичь двумя способами. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Используя один из способов или все два, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

1.2. «Плюсы и минусы» монополий и её регулирование

Положительные стороны монополии проявляются в двух главных пунктах (прил. 3). Во-первых, в определённых отраслях она более эффективна и даёт

ЭКОНОМИЮ ЗАТРАТ. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов БОЛЬШЕ СРЕДСТВ и СТИМУЛОВ для развития НТП.

Дело в том малые фирмы обычно стеснены в финансах и озабочены текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Так же,

новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополис-тических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от новшеств

12

достаётся их авторам.

Отрицательные черты: 1) НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУР-

СОВ. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусс-твенно ограничивают производство и поднимают цены. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующей в условиях конкуренции. 2)УСИЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ в обществе также связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, ибо получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. 3) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАСТОЙ И ТОРМОЖЕНИЕ НТП. Монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к совершенствованию производства, повыше-нию его эффективности, улучшению качества продукции. Кроме того, они заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудова-ния, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом. 4) ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ. Экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании, они проводят в парламенты и правительства своих людей, добиваются принятия нужных решений, получают выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии1 и другие привилегии, ущемляя права и интересы других людей.

Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали ещё в конце XIX в., так в, соответствии с первым в истории антитрестовским законом Шермана, принятым в США в 1890 г., монополиза-

ция производства и торговли объявлялась незаконной и преступной. Современ-ная антимонопольная политика направлена на а) использование преимуществ естественной монополии под к о н т р о л е м общества и государства и

13

б) недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях применяются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений, стимулируется конку-ренция в экономике и т. п.

14

  1. Особенности определения цены и объёма производства

    1. Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Она проводится при следующих условиях:

- покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности её перепродать;

- существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

Если фирма, производящая продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и т. п., решила прибегнуть к це-новой дискриминации, то она столкнётся со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение для всех остальных приведёт к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их перепродавать.

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; прежде всего услуги. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются скидки. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.

Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабиле-тов по 3000 руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход сос-тавляет около 300 млн. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам повышена зарплата) издержки возросли и цена билета была повышена вдвое. Количество проданных билетов тоже уме-ньшилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий вало-вой доход сохранился на уровне 300 млн. руб., существуют возможности полу-чить дополнительный доход, привлекая отказавшихся пассажиров скидками.

15

На рис. 8.4. графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпа-нии разделён на два отдельных рынка. Первый (рис. 8.4. А) представлен сос-тоятельными людьми, для которых важна быстрота передвижения, а не цена. Спрос с их стороны относительно неэластичен. На втором рынке действуют лица, для которых скорость не важна, они могут воспользоваться железной дорогой.

<

<

<

<

<

<

D D1

MR MR1

<

Q, тыс. шт. Q, тыс. шт.

Рис. 8.4. Модель ценовой дискриминации: МС - предельные издержки; D и MR - спрос и предельный доход фирмы на первом; D1 и MR1- спрос и предельный доход фирмы на втором рынке

Из рис. 8.4. видно, что при цене билета 6000 руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этим потребителям предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 150 млн. руб. ежемесячно.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы, а с другой стороны, большее количество потребителей получают возможность вос-пользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти, и её отдельные проявления попадают под антимонопольное законодательство.

16

2.2. Монополия и эффективность

Одна точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Они выделяют преимущества моно-полии с точки зрения НТП.

1. Имея высокую прибыль, монополии и олигополии располагают достаточ-ными средствами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2. Высокие барьеры, существующие для входа новых фирм, дают монопо-лиям уверенность в том, что экономическая прибыль сохранится долгое время.

3. Получение монопольной прибыли за счёт более высоких цен является стимулом инновационной деятельности.

4. Монополия стимулирует конкуренцию.

5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реа-лизации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

А современные экономисты считают, что распространение монополии сни-жает экономическую эффективность по трём причинам.

Во-первых, объём производства монополиста ниже, а цена - выше. Это при-водит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объёме.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. Обновление производства не являются для него вопросами выживания.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдержи-вающее воздействие на экономическую эффективность.

Указанных недостатков монополии не существует при других видах конку-ренции, например, в условиях монополистической конкуренции. Данный при-

мер будет рассмотрен в следующем параграфе.

17

2.3. Цена и объём производства в условиях монополистической конкуренции

Как определяется цена и объём производства фирмы в условиях монополис-тической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки.

На рис. 8.6 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предель-ных и средних валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 8.6, А), а другая минимизирует убытки (рис. 8.6, Б).

<

<

<

<

<

<

D

D

MR

MR

<

Q0 Q Q1 Q

А Б

Рис. 8.6. Цена и объём производства фирмы в условиях монополистической конкуренции, максимизирующие прибыль (А) и минимизирующие убытки (Б); D - спрос; MR - предельный доход; MC - предельные издержки; AVC - средние переменные издержки; ATC - средние валовые издержки

Спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене P0 и объёме производства Q0, а минимальные убытки - при цене P1 и выпуске Q1.

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут долго существовать. В долгосрочном периоде фирмы, терпя- щие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в неё новых фирм. Новые фирмы, производящие

18

близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит прибыль до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, является безубыточность.

Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 8.7.

<

P Рис. 8.7. Долгосрочное равновесие фирмы в усло-

MC виях монополистической конкуренции: D - спрос;

MR - предельный доход; MC - предельные издерж-

P0 ATC ки; ATC - средние валовые издержки

D

MR

Q0 Q1 Q

Отсутствие прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые - для выхода из неё. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности скорее тенденция. В реальной жизни фирмы могут получать прибыли достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции трудно воспроизвести. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться част-ной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтверждённое дипломом.

Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции зффек-тивным? С точки зрения использования ресурсов - нет, так как производство осуществляется не с минимальными издержками (см. рис. 8.7.): производство Q0 не достигает величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т. е. составляет величину Q1. Однако если оценить эффективность с точки зрен-ния потребителей, то многообразие товаров предпочтительнее, нежели однооб-разная продукция по более низким ценам и в большем объёме.

Монополия: от греч. monos - один + poleo - продаю.

Олигополия: от греч. oligos - немногий + poleo.

Монопсония: от греч. monos + opsonia - закупка продовольствия.

Олигопсония: от греч. oligos + opsonia

1Квота (от лат. quot сколько) - доля, часть, норма чего-либо.

1 Концерн: от англ. concern - фирма, предприятие.

2 Холдинг: от англ. hold - держать, владеть.

1 Субсидия (от лат. subsidium - помощь, поддержка) - государственная помощь фирмам.