Виды нормативно правовых актов и способы их публикации
Западно-Уральский институт экономки и права
Негосударственное образовательное учреждение
Лицензия № 000514 от 23,03,2003
Свидетельство о государственной аккредитации № 000929 от 23,03,2003
Юридический факультет
Контрольная работа
Предмет: Информационная культура специалиста
Тема: «Виды нормативно- правовых актов и способы их публикации»
Выполнил: студент
1 курса/ 6 лет обучения/
Миронов Евгений Павлович
Проверил: к.п.н.
Исаченкова Анна Ивановна
Пермь 2003 г.
Оглавление.
1. Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других источников права.
2. Виды нормативно- правовых актов.
3. Способы опубликования.
1. Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других источников права.
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.
Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.
Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно – правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско – правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления. Система нормативно – правовых актов в каждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный акт.
Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем :
1. нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
2. они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
3. содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;
4. применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;
5. имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);
6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств.
7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие.
8. нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.
В итоге нормативно – правовой акт можно определить, как изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
2. Виды нормативно – правовых актов.
Классификация нормативно – правовых актов производится по различным основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов
По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются :
-
-
-
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно – правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом : это нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативно – правового акта, обладающего высшей юридической силой :
1.
2.
3.
4.
5.
Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно – правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно – правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативно – правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой.
Подзаконные нормативно – правовые акты.
Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеют место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.
1.Общие подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты общей компетенции, действия которых распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.
К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы государственного правления они находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов.
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.
2. Местные подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничены конкретной территорией власти и управления, обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомственные нормативно – правовые акты (приказы, инструкции). Это нормативно – правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений ( таможенные, банковские, транспортные, государственно – кредитные, и другие ).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно - правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
Акты судебной власти.
Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.
Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.
Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.
3. Способы опубликования.
Опубликование (обнародование)— официальное доведение до всеобщего сведения в установленном порядке принятых парламентом и подписанных главой государства законов, а также иных нормативных актов, принимаемых органами государственной власти. Официальное опубликование имеет важное юридическое значение. Только официально опубликованный текст закона считается аутентичным, т. е. именно тем, который принят законодателем. Суд и иные органы, применяющие закон, должны ссылаться только на официальный источники его опубликования. Официально опубликование — необходимая предпосылка вступления закона силу (действие). Этот важный принцип закреплен в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ: «Законы подлежат официальному опубликованию Неопубликованные законы не применяются». Если бы законы и другие нормативные акты не публиковались, то известный правовой принцип «незнание закона не оправдывает» потерял бы смысл. Официальным считается опубликование текста закона в печатных органах, наделенных статусом органа официального опубликования закона. Все иные органы печати не имеют права публиковать текст принятого закона до его официального опубликования. Они могут давать информацию о новом законодательстве, излагать его содержание, но все это не считается официальным опубликованием. Датой опубликования закона считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен его текст.
В РФ порядок официального опубликования определен Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. Как видно уже из названия, закон не регламентирует порядок опубликования и вступления в силу указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ, при этом в официальном тексте указываются даты принятия закона Государственной Думой и Советом Федерации и подписания его Президентом РФ. Постановления палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней со дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием всех этих актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Однако в законе может быть определен и иной порядок его официального опубликования, например доведение до всеобщего сведения по телевидению, радио, иным каналам связи. «Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов: в первом публикуются федеральные законы, во втором — акты палат Федерального Собрания, в третьем— Указы и распоряжения Президента РФ, в четвертом — постановления и распоряжения Правительства РФ, в пятом — постановления Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии ей законов и иных нормативных актов, подведомственных Конституционному Суду РФ.
Порядок опубликования актов (указов и распоряжений) Президента РФ, актов (Постановлений и распоряжений) Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента от 23 мая 1996 г. Указ исходит из принципа обязательности официального опубликования перечисленных выше актов, кроме актов (или их отдельных положений), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Все остальные акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания. Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Нормативно- правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер — прошедшие государственною регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (издательство «Юридическая литература»). Если эти акты не прошли регистрацию или зарегистрированы, но не опубликованы, они не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, на них нельзя ссылаться при разрешении споров. Нормативно- правовые акты законодательной и исполнительной власти субъектов федерации публикуются в газете, которая считается официальной для данного региона. В Пермской области такой газетой является «Звезда». Другие издания могут только продублировать публикацию нормативно- правовых актов после их опубликования в «Звезде», либо комментируют содержание того или иного акта. Органы местного самоуправления публикуют свои акты в газете, которая является официальным органом для данной территории. В Сивинском районе (где проживает автор данной работы) таким изданием является районная газета « На родной земле».
Официальное опубликование— необходимое предварительное условие вступления в силу законов и других нормативных актов. Исходя из даты официального опубликования, определяется момент их вступления в действие.
Литература.
1. «Общая теория государства и права» С.А. Комаров
2. «Теория государства и права»
под ред. Карельского
3. «Теория государства и права»
Марченко
4. «Теория государства и права»
В.Н. Хропанюк
5. «Малая энциклопедия конституционного права»
М.В. Баглай