Виды толкования
Содержание
Введение
1. Понятие толкования норм права и его способы ……………………….5
Способы толкования права ……………………………………….6
Систематический способ толкования ……………………………6
Филологический способ ………………………………………….7
Историко-политический способ …………………………………7
Логический способ ………………………………………………..8
2. Виды толкования права …………………………………………………10
Официальное толкование ………………………………………..10
Основные признаки актов официального толкования …………11
Аутентическое толкование ………………………………………14
Акты казуального толкования …………………………………..14
Неофициальное толкование ……………………………………..15
3. Виды актов официального толкования и основания для их классификации …………………………………………………………...17
4. Место и роль актов официального толкования в системе правовых актов ………………………………………………………………………20
5. Необходимость актов толкования …………………………………...…23
Заключение …………………………………………………………………..26
Библиография ………………………………………………………………..27
Приложения
Введение
Значение теории толкования норм права велико для правоприменительной деятельности. Она является всего лишь малой частью общей теории права, но важность и значимость ее довольно ощутимо, особенно в демократическом обществе, где толкование норм права имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к определенным случаям жизни. Правильное применение норм невозможно без четкого представления о содержании действующих правовых норм, поэтому систематизировать или издать новый акт невозможно без знания подлинной воли законодателя.
В данной курсовой работе я попыталась рассмотреть основные вопросы по толкованию права, это такие вопросы как понятие толкования, его виды и способы. Особое внимание в своей работе я решила уделить вопросу официального толкования, данный вопрос является важной частью в теории толкования норм права. Для этой цели мной были прочитаны труды таких авторов как А,С. Пиголкина, Н.Н. Вопленко. В работе рассмотрены такие вопросы как вопросы понимания официального толкования; виды толкования права, необходимость актов толкования, место и роль актов толкования в системе правовых актов, классификация актов (по форме наименованию, юридической силе, структурным элементом, времени действия, объему и субъекту толкования).
Кратко рассмотрено аутентическое и казуальное толкование, что, по-моему мнению является не менее важным звеном в рассмотрении официального толкования в целом. Уделено внимание признакам актов официального толкования. Рассмотрены вопросы зн6ачимости толкования для уяснения норм права, правильной интерпретации законодательных актов, уяснения и разъяснения их смысла, необходимости толкования для познавательной деятельности юриста, для правильного осмысления им сущности толкования права.
1. Понятие толкования норм права и его способы
Толкование правовых норм – это сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права.
Существуют несколько точек зрения об общем понятии толкования права:
-
-
-
Первые два определения неполны и односторонни. По-моему третья точка зрения, которой придерживается Н.Н. Вопленко, наиболее точно отражает сущность определения толкования права.
Деятельность по толкованию норм права объектируется в виде определенных актов.
В теории толкования норм права можно выделить две части: правотолковательную технику, т.е. учение о способах толкования и учение об актах толкования.
Термин «толкование» связан с понятием «познание». Толкование - есть смысл, разумное содержание чего-нибудь.[1]
Первый элемент толкования – это уяснение, т.е. характеристика гносеологической природы процесса толкования, его направленность на познание и объяснение смысла правовых явлений. С точки зрения А.С. Пиголкина толкование – уяснение – это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.[2]
Таким образом толкование норм права является сложным явлением интеллектуального характера. Правильное применение норм невозможно без знания подлинной воли законодателя.
Способы толкования права
Различают несколько способов толкования, которые обеспечивают ясность смысла толкуемых норм: грамматический, филологический, исторический, телеологический, функциональный, языковой, логический, систематический.[3] Разделяют термины способ и прием толкования. Способ – это технические приемы и средства познания. Прием – это конкретное познавательное действие, движение мысли: сравнение, аналогия, выведение одних знаний из других, логическое преобразование и др., т.е. инструменты познания права. Способы толкования определены основными сферами правовой деятельности, те сферами бытия права: основные виды правовых предписаний; специфика языка права; правовые отношения; правосознание. Поэтому основными способами толкования права являются: систематический, филологический, историко-политический, логический.
1.2. Систематический способ толкования права
Систематический способ это уяснение смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявление ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права. В ходе уяснения системо-образующие связи права: субординации, координации, управления, происхождения и др. В результате устраняются противоречия (коллизии) между нормами и актами. Существуют несколько правил устранения противоречий:
-
-
1.3. Филологический способ
В словаре русского языка сказано, что филология культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Сущность филологического способа заключается в выяснении смысла правовых норм средствами грамматического анализа текста закона (в жизни этот способ применяется наиболее часто). Содержанием филологического способа является совокупность мыслительных операций, позволяющих путем грамматического разбора письменной речи законодателя устранить возможные противоречия смысла нормы. При этом внимание обращается на роль союзов, предлогов, запятых, точек и т.д. Примером может служить известная фраза: «Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать». Неясность закона возникает из-за применения специфических терминов и слов, которые могут употребляться в обычном и исключительном значении, в основном и переносном смысле, в обширном и узком значении, в обычном и техническом.
1.4. Историко-политический способ толкования
При этом способе учитываются исторические условия нормативного акта и социально-политические цели, которые преследовал законодатель, так же учитываются социально-экономические факторы. При толковании используются другие дополнительные источники: партийные документы, материалы обсуждения проектов нормативных актов, обычаи, научные комментарии юридической практики. При этом интерпретатор переносится в исторические условия появления правовой нормы. Примером может служить глава 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества». Содержание данной главы УК РФ из прошлой истории России (участие во многих войнах, борьба за мирное существование).
1.5. Логический способ
При логическом способе толкования используются средства формальной и диалектической логики при познании правовых явлений. Объектом исследования в логическом способе являются внутренние связи между частями нормативного акта, логическая структура правовых предписаний. Особенности законодательной техники отражаются на логической структуре правовых предписаний, и поэтому при уяснении смысла закона необходимо будет осуществить мыслительное преобразование текста нормативного акта. Например, в УК РФ говориться, что убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - называется лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.[4] Ясно, что законодатель имел в виду наказание не самого убийства, а лица, которое его совершает. Такие преобразования осуществляются часто интуитивно, не задумываясь. Необходимость логического преобразования объясняется внутренней логической структурой правовой нормы, так как структурные элементы правовых норм (гипотеза, диспозиция, санкция) могут подразумеваться (быть опущены) законодателем для лаконичности, либо находиться в других статьях и нормах права.
Соблюдение, использование и применение права невозможно без познания правовых велений. От этого зависит эффект внедрения в общественную жизнь.
Разъяснения права является объективизацией предшествующей мыслительной работы. Объективизация осуществляется в виде акта разъяснения, мотивировочной части правоприменительного акта или юридического совета. Разъяснение норм права – есть изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативном акте, которое стало возможным в результате деятельности по ее уяснению. Содержание разъяснения включает в себя приемы и способы объяснения смысла и целей правовых норм.
Толкование права это опосредованное познание в форме понятий, суждений, умозаключений. Нельзя уяснить смысл правовой нормы вне деятельности по ее объяснению (раскрытие содержания). Также нельзя представить разъяснение правовой нормы без процесса познания. Тогда можно сделать вывод, что уяснение и разъяснение – это диалектически связанные стороны толкования. Поэтому существуют различные приемы, способы, интерпретации правовых норм. Существует несколько приемов и способов уяснения права: реконструирование правовых норм, конкретизация, доказательство, опровержение тезисов, иллюстрация.
Разъяснение и уяснение сливаются вместе в акте толкования. Уяснение может не перейти в разъяснение, но разъяснение всегда перерастает в акт толкования. Отсюда следует, что толкование – это выражающаяся в особом акте интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реабилитации.
2. Виды толкования права
В зависимости от субъектов различают два вида толкования права: официальное и неофициальное толкование.
2.1. Официальное толкование
Официальное толкование – это разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определенные юридические последствия. Те существуют два признака официального толкования: принадлежность его компетентным органам и юридические следствия. Эти признаки производны от субъектов толкования. И. Сабо рассматривает виды толкования с учетом трех обстоятельств: кто компетентен осуществлять толкование, толкование каких органов является обязательным, и для кого оно обязательно.[5]
Официальное толкование это разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления. Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приема должностными лицами посетителей. Официальное толкование еще часто называется легальным, те официальные разъяснения, имеющие общественный характер и обязательные для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормам.
Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий подразделяется на: нормативное и казуальное.
Нормативное толкование характеризуется:
· Государственной обязательностью;
· Распространяется на широкий круг общественных отношений;
· Обладает возможностью неоднократного использования юридической практики.
Нормативное толкование выражено в актах Президиумом Верховного Совета РФ, Верховного Суда РФ. Разновидностью нормативного толкования является аутентическое толкование. Это разъяснение норм права органам ранее ее установившим. Акт аутентического толкования следует отличать от нормотворческого акта. Он выступает как разъяснение позитивного права, и иногда содержит элементы развития законодательства. Поэтому акты аутентического толкования можно рассматривать, как толкование действующего права и как нормотворчества. Но при этом следует учесть, что толкование носит вспомогательный характер и находится в состоянии соподчинения с нормативным актом.
Казуальное толкование – такое толкование, которое применительно к конкретному случаю. Оно обязательно только для лиц в отношении которых оно дается. Часто оно является мотивировочной частью правоприменительного акта (судебных решений, приговоров). Казуальное толкование нельзя распространять на другие аналогичные случаи.
2.2. Основные признаки актов официального толкования
Акты официального толкования можно выделить в группы разъяснений, издаваемых различными компетентными органами. Из этого деления можно определить степень обязательности, форму и порядок доведения до сведения субъектов права. Поэтому акты толкования можно подразделить на:
· акты толкования органов государственной власти;
· акты толкования органов государственного управления;
· акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража;
· акты толкования общественных организаций.
Многоуровневый характер системы актов официального толкования определяется иерархичностью и сложным составом органов, осуществляющих разъяснение смысла правовых норм. Существуют следующие уровни актов:
· уровень руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;
· разъяснения судебных коллегий Верховного Суда РФ;
· разъяснения президиумов Верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских и районных судов;
При этом приоритет толкования осуществляется по юридической силе.
Проанализировав различные официальные разъяснения, видно, что они представляют собой объективированное выражение уяснения и разъяснения структурных элементов правовых норм. Содержанием акта толкования выступают разъяснение, уточнение либо конкретизация обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой нормы права.[6]
Целостность системы актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:
1. Акты официального толкования обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов. Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.
2. Акты официального толкования имеют форму аналогичную другим правовым актам. Они бывают в виде постановлений, указов президиума Верховного Совета РФ и автономных республик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и др.
3. Иерархичность актов официального толкования. Для них характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последовательность, что и у нормативных актов. Поэтому во главе мы имеем разъяснения конституционных законов и далее разъяснения законов и подзаконных актов.
Общая черта актов официального толкования заключается в том, что они не ставят задачу создания новых правовых норм. Их задача - логическое развитие, уточнение и конкретизация действующего права в целях эффективной реализации. Из сказанного становится ясным ответ на вопрос: Официальное разъяснение - это самостоятельная правовая норма или составная часть разъясняемых нормативных актов? Ответ: Это составная часть.
П.Е.Нетбайло и А.В.Мицкевич считают, что неотъемлемая часть не может выходить за рамки толкуемого закона, дополняя его новыми правовыми положениями.[7] Такое признание может привести к произвольным действиям в процессе осуществления норм права. Автор считает, что разъяснения являются частью толкуемых норм права, и их следует рассматривать, как акты правотворчества. Но законодательство рассматривает толкование и правотворчество как самостоятельные формы юридической деятельности. Самостоятельность толкования имеет пределы, так как оно не может подменять собой правовую норму. Акты - это источники права. Акты толкования не могут применяться самостоятельно и действуют до срока действия толкуемых норм права. Ещё одним отличием толкования от правотворчества является внутренняя структура официального разъяснения (правила понимания и реализации права). О вспомогательном характере актов толкования говорит отсутствие в интерпретационных правилах внутренней логической структуры, аналогичной структуре нормы права. Если же толкование содержит в себе принципиально новые положения, имеющие нормативное значение, то акт толкования рассматривают, как модификацию правовой нормы.
Из сказанного вытекает вывод с том, что акты официального толкования представляют собой проникнутую внутренним единством иерархическую систему вспомогательных правовых актов. Они служат важным средством правильной и эффективной реализации права путем установленных организациционно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.
2.3. Аутентическое толкование
Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативный характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое, те основанное на первоисточнике). Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью обязательности. Их можно рассматривать как акты правотворчества, которым придана обратная сила. Но в противоположность этому утверждению следует отметить то обстоятельство, что толкуемая норма права и после этого акта существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.
2.4. Акты казуального толкования
Акты казуального толкования это разъяснения смысла правовой нормы, осуществляемые компетентными органами (судебными) применительно к конкретным обстоятельствам, рассматриваемого дела. Они имеют обязательное значение только для данного случая, те имеют разовое значение. Не сделанные по принципиальным делам (особенно в условиях пробела в праве) приобретают значение прецедента толкования. Прецедент толкования - это выработанный правоприменительной практикой образец требуемого понимания и применения правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и признанный в юридической практике (публикуется в специальных юридических журналах).[8] Казуальное толкование используется в правоприменительной деятельности, способствует правильности и законности решения дела. Оно служит обстоятельством, обосновывающим справедливость решения. Существует два вида казуального толкования:
· интеллектуально-волевой процесс познания реализуемой нормы;
· составная часть содержания правоприменительного акта (мотивировочная часть приговора);
Внутреннее содержание казуальных актов - это индивидуализированные право положения, элементы обоснования принимаемого решения. Поэтому можно сказать, что это правообосновывающий правовой акт. Правообосновывающие положения необходимы, так как существует высокая степень обобщённости, абстрактности норм права, которое порождает конкретизацию, как способ реализации права. Поэтому казуальные акты отличаются разовым, конкретным значением.
Значением актов официального казуального характера состоит в том, что они являются образцами наиболее правильного применения правовых норм. Повторяясь, они создают устойчивые правила и служат прообразом будущих нормативных предписаний.
2.5. Неофициальное толкование
Под неофициальным толкованием подразумевается разъяснение смысла права, осуществляемое неуполномоченными на это органами и лицами. Неофициальное толкование не имеет обязательного характера и не порождает юридических последствий. Такое толкование даётся адвокатами, учёными, отдельными гражданами. Не обладая юридической силой, этот вид- толкования оказывает большое влияние на формирование общественного и индивидуального правосознания, на поведение конкретных субъектов (комментарии к кодексам учёных-юристов).
Неофициальное толкование является доктринальным, когда оно осуществляется специалистами в области права, имеет научный характер (статьи, монографии). Особенность заключается в их убедительности, основанной на авторитете и научном подходе лица, дающего толкование. Доктринальное толкование играет важную роль в единстве понимания правовых норм.
Обыденное неофициальное толкование осуществляется при разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.
3. Виды актов официального толкования и основания для их классификации
Классификация актов толкования норм права представляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по различным основаниям: по форме, по наименованию, по юридической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования.
Существует два вида актов толкования: акты-действия и акты-документы. Под актом-действием понимается уяснение и разъяснение права. Акты-документы - это источники, которые содержат результаты интеллектуально-волевой деятельности по разъяснению и уяснению смысла правовых норм. Не всякое письменное толкование является нормативным документом, это могут быть письма, мемуары, научная литература на правовые темы.
Юридическим документом является такой акт толкования, который издан уполномоченным на это органом и имеет значение для юридической практики. Отсюда и происходит деление актов на разъяснения и юридические документы. Существуют ещё .устные акты толкования. Это могут быть ответы на вопросы граждан, даваемые на личных приёмах, проводимых представителями органов власти. Их преимуществом является оперативность и свободная форма изложения.
1. Классификация по наименованию.
Классифицируя акты официального толкования по наименованию, следует выделить указы, постановления, распоряжения, инструкции, письма. Одни из них закреплены в положениях, уставах и др. актах, определяющих компетенцию органов, другие - нет, что создаёт трудности в систематизации правовых актов.
2. Классификация по юридической силе.
По юридической силе на верху стоят высшие органы государственной власти, ниже центральные органы государственного управления, затем идут органы отраслевого управления суда, прокуратуры, МВД. Поэтому мы имеем следующий ряд документов в порядке снижения юридической силы: разъяснения конституционных законов, обыкновенных текущих законов, подзаконные нормативные акты.
3. Классификация по времени действия.
Классифицируя акты официального толкования по времени действия можно сказать, что большинство актов рассчитано на неопределённый срок, который определяется периодом действия разъясняемой нормы, также существуют акты, рассчитанные на определённый период действия. Есть акты, которые могут изменяться в течении определённого времени, например, разъяснения пленума Верховного Суда РФ.
4. Классификация по структурным элементам правовых норм.
По структурным элементам разъясняемых норм акты делятся на:
· акты толкования гипотезы нормы права;
· акты толкования диспозиции нормы права;
· акты толкования санкции нормы права;
комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов;
5. Классификация по сфере действия.
По сфере действия акты толкования подразделяются на:
· разъяснения, действующие на территории всего государства (разъяснения Верховного Суда);
· имеющие локальную сферу действия (аналогичный орган субъекта федерации); сфера действия также зависит от компетенции органа, уполномоченного на дачу разъяснения смысла;
· разъяснения ведомственного характера (тресты, управления), те ведомственная подчинённость.
6. Толкование права в зависимости от объёма.
Толкование норм права преследует цель точно познать подлинный смысл, вложенный законодателем. Существуют ситуации, когда смысл нормы права следует уже или шире, чем это усматривается из текста закона. Поэтому существует буквальное (распространённое), расширительное и ограничительное (исключение) толкование норм права. Большинство правовых норм толкуются буквально с целью предотвратить намеренное искажение государственной воли. Поводом для отступления от буквального толкования являются: просчёт законодателя, нечёткость формулировок, специфика языка права.
Толкование является буквальным, когда понимание смысла толкуемой нормы права совпадает с текстом источника права, т.е. на лицо совпадение "духа" и "буквы" законодательства.
Толкование является расширительным, когда действительный смысл нормы права выходит за рамки её текстуальной формы. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве.
Ограничительное толкование нормы права получается в результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже чем это выражено в словесном тексте.
Расширительное и ограничительное толкования опасны нарушением законности, поэтому законодатель в некоторых нормах права не допускает их расширительного толкования. Например, ст.63 УК РФ устанавливает перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, не может быть истолкована расширительно и наоборот ст. 61 УК РФ, устанавливающая обстоятельства, смягчающие ответственность.[9]
4. место и роль актов официального толкования в системе правовых актов
Акты официального толкования издаются уполномоченными органами государства. Схожесть интерпретационных актов с другими правовыми актами заключается в том, что они:
· являются продуктом волевой сознательной деятельности, охраняемой государством;
· имеют целевой характер;
· существуют в строго определённой правовой форме;
· служат юридической основой и гарантией осуществления законности.
В юридической практике правовые акты подразделяются на нормативные (источники права) и индивидуальные. Нормативные правовые акты в свою очередь делятся на основные и вспомогательные.
К основным относятся законы, указы, постановления, приказы и др., те первоначальные нормы права.
Вспомогательные правовые акты имеют целью уточнение, изменение, утверждение, и разъяснение смысла правовых норм. К ним относятся:
· Акты - поручения другим органам об издании правовых норм;
· акты, в которых излагаются нормы, установленные вышестоящими органами;
· акты, в которых сообщается о частичном или полном изменении отдельных правовых актов;
· акты конкретизации и разъяснения того, как следует понимать и применять ранее изданные правовые нормы;
· акты контроля и надзора, которые обеспечивают эффективную реализацию права (те соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права и применение норм права).
Действие вспомогательных правовых актов постоянно, а субъект их применения индивидуально не определён.
Индивидуальные правовые акты, основанные на персонификации и отношении к конкретной ситуации, делятся на акты применения, соблюдения и использования казуального толкования права.
П.Е.Нетбайло отмечает, что кроме нормативных и индивидуальных актов толкования, есть ещё интерпретационные акты толкования. Они конкретных правоотношений не вызывают, но и новых правовых норм в себе не содержат.[10]
И.С.Самощенко считает, что интерпретационные акты не содержат новых правовых положений, но сами заключённые в них разъяснения законов могут быть как общими (нормативными), так и конкретными (индивидуальными), так как разъяснения облекаются в ту же форму, что и другие акты.[11]
По мнению С.С.Алексеева по содержанию интерпретационные акты являются особым видом правовых актов.[12] Акты толкования осуществляют функцию контроля и надзора, а значение актов официального толкования в общественной жизни обусловлено многогранностью выполняемых ими функций. Основная функция заключается в том, что интерпретационный акт является разновидностью вспомогательных правовых актов, обеспечивающих единство правового регулирования, те единство процесса воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).
Акты толкования подключаются к разным звеньям механизма правового регулирования и выполняют функции обслуживания, влияя на эффективность действующих правовых норм. Интерпретационные акты могут быть рассмотрены с разных сторон:
· как одна из правовых форм осуществления государством своих функций;
· как средстве укрепления законности в деятельности правоприменительных органов;
· как форма правовой пропаганды;
· как метод повышения эффективности правового регулирования.
Формулируясь в общедоступной форме акты официального толкования способствуют выработке у граждан устойчивого правосознания, что служит укреплению законности и правопорядка.
5. Необходимость актов толкования
Необходимость актов толкования заключается в общих условиях необходимости толкования норм права и конкретными обстоятельствами, вызывающими появление актов толкования.
К общим условиям относятся:
1. относительная самостоятельность права, что может оказывать влияние на базис общества. Самостоятельность выражается в конкретной форме. Относительность заключается в том, что право может отставать от развития общественных отношений, или опережать ход развития. В общественной практике противоречия между юридическим и фактическим незначительные либо кажущиеся. Они могут быть устранены средствами официального толкования компетентными органами.
2. Наличие общественных противоречий, создающих трудности реализации права. Они могут быть устранены с помощью актов толкования (история практики регулирования брачно-семейных отношений; судебная практика по трудовым делам). Например, затруднённое применение норм КЗОТа без знания актов официального толкования.
3. Общие условия обосновываются потребностями юридической практики. Юридическая практика - это деятельность по внедрению права в общественную жизнь. Содержанием юридической практики является создание и реализация правовых норм, исходя из требования единообразного понимания и применения законодательства.
Частные случаи необходимости актов толкования многочисленны:
· недостаточная чёткость выражения мысли законодателя;
· несовершенство правовых норм из-за несовершенства законодательной техники;
· специфика юридической терминологии.
Проанализировав деятельность Президиума Верховного Совета А.В.Мицкевич выделил следующие случаи возникновения необходимости актов толкования:
· стыковка межведомственной практики применения одних правовых норм (например, при рассмотрении трудовых споров);
· неясность смысла закона;
· возникновение конкуренции сопоставляемых законов.
Н.Н.Вопленко выделяет ещё несколько случаев возникновения необходимости в издании актов толкования:
1. Неверный путь практики реализации некоторых правовых норм (те исправление ошибок юридической практики). Здесь можно выделить:
· неприменение закона, подлежащего применению в данных обстоятельствах;
· применение закона, который не должен быть применён к указанным общественным отношениям;
· неправильное истолкование смысла закона;
· противопоставление законности и целесообразности при реализации права;
· нарушение установленных процессуальным законом порядка реализации правовых норм. Например, ст. 345 УПК РФ "...Приговор подлежит отмене во всяком случае, если:
1)судом при наличии оснований, предусмотренных статьей 259 настоящего Кодекса, уголовное дело не было прекращено;
2) приговор вынесен незаконным составом суда;
3) дело рассмотрено в отсутствие подсудимого в тех случаях, когда по закону его присутствие обязательно;
4) дело рассмотрено без участия защитника в тех случаях, когда по закону его участие обязательно;
5) нарушена тайна совещания судей при постановлении приговора;
6) приговор не подписан кем-либо из судей;
7) в деле отсутствует протокол судебного заседания"
ст. 308 ГПК РФ "...Решение подлежит отмене в случае:
1) если дело рассмотрено судом в незаконном составе;
2) если дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания;
3) если при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судопроизводство;
4) если суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
5) если при вынесении решения были нарушены правила о тайне совещания судей;
6) если решение не подписано кем-либо из судей или если решение подписано не теми судьями, которые указаны в решении;
7) если решение вынесено не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
8) если в деле отсутствует протокол судебного заседания"
2. Требования мотивированного разрешения юридических дел. Субъекты правоприменительной деятельности, осуществляя применение правовых норм к конкретным фактам, производят и толкование норм права (объективизация в правоприменительном акте). Это проявляется в деятельности судебных органов. Особую роль акты толкования норм права играют в деятельности кассационных и надзорных инстанций (своей деятельностью они показывают нижестоящим судам, как правильно применять правовые нормы).
Необходимость издания актов официального толкования обусловлена совокупностью объективных и субъективных факторов. В юридической практике это способствует осуществлению руководства процессами реализации права в общественной жизни.
Заключение
Из сказанного в данной курсовой работе можно сделать вывод о том, что теория толкования права, как совокупность научных знаний о технике (способах), видах и юридических свойствах интерпретационных актов, составляет сферу профессионально необходимой для юриста информации. Полученные сведения толкования права являются базой для приобретения навыков и умений, эти сведения составляют своеобразное искусство профессионально, грамотно умело познавать, использовать действующее законодательство для осуществления задач юридической деятельности. Рассмотренные вопросы теории толкования права помогают в некоторой степени понять и осмыслить всю значимость общей теории права. Являясь маленькой частью этой теории, теория толкования права призвана служить для систематизации и упорядочивания нормативно правовых актов.
Библиография
1.
2.
3. М.: Юридическая литература, 1976г.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Приложение 1.
Понятие и виды толкования права
Приложение 2.
[1] Словарь русского языка М.: Гос. Издательство иностранных и национальных словарей 1953г. с. 740.
[2] Пиголкин А.С. Нормы советского права и их толкование. - Л, 1962, с.11
[3] Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. – Свердловск, 1927г.
[4] УК РФ ст.105
[5] И. Сабо Социалистическое право. – М.: Прогресс, 1964, с. 261
[6] Нетбайло П.Е. Применение советских правовых норм. – М.: Госюриздат, 1960, с.488 – 493.
[7] П.Е. Недбайло Указанное сочинение, с. 355
[8] Общая теория права. Курс лекций. / Под общей редакцией проф. В.К. Бабаева. – Н.Новгород, 1993г.
[9] ж-л Налоги и платежи №9, 1997г.
[10] П.Е. Недбайло Указанное сочинение, с.488
[11] Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. /Под редакцией С.Н. Братуся, И.С. Самощенко, с.82-83
[12] С.С. Алексеев Механизм правового регулирования в социалистическом государстве, с. 130.