Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1.Гражданская ответственность 4

2.Ответственность по административному законодательству 11

3.Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права 14

Заключение 17

Список литературы и источников 18

Введение

Защита прав потребителей - один из важнейших институтов цивилизованного рынка. В развитых странах этой проблемой занимаются многочисленные государственные и общественные организации. Ей посвящено огромное количество законодательных и нормативных актов. И это не случайно: права потребителей и их соблюдение - одно из слабых мест любой рыночной экономики, в этой сфере законы конкуренции не решают большинство возникающих проблем. Поэтому законодательное регулирование этой сферы, судебная практика защиты прав потребителей и действия административных органов имеют огромное значение для судеб экономических реформ в России.

В данной работе нам предстоит разобрать какие виды ответственности предусмотрены за нарушение законодательства о защите прав потребителей и дать их характеристику.

1.Гражданская ответственность

Закон различает виды гражданской ответственности в зависимости от правовых оснований ее возникновения. Такими видами являются договорная и внедоговорная ответственность. Деление на указанные виды имеет практическое значение при применении мер ответственности.

Под договорной понимается ответственность, возникшая из договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением одной из сторон определенного обязательства. Внедоговорная ответственность возникает в связи с совершением одним лицом противоправных действий в отношении другого лица, в результате чего последнему причинен определенный ущерб (вред).

Гражданская ответственность наступает:

  1. за предоставление ненадлежащей информации о товаре, работе, услуге, об изготовителе, исполнителе, продавце;

  2. за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

  3. за просрочку требований потребителей;

  4. за нарушение исполнителем сроков;

  5. за другие нарушения, вытекающие из договорных отношений.

1. Важность для потребителя достоверной и полной информации о товаре, работе, услуге или об изготовителе, исполнителе, продавце подчеркивается установлением в Законе специальной ответственности за нарушения в этой области. Для наступления ответственности необходимо установление причинной связи между предоставлением неверной или неполной информации и последствиями, предусмотренными ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно:

  • приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами,

  • невозможность использования приобретенного товара по назначению,

  • возникновение недостатков товара после передачи его потребителю,

  • причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя.

Изготовитель, исполнитель, продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;

  • цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

  • гарантийный срок, если он установлен;

  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

  • срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

  • место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности представляется в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

Изготовитель, исполнитель, продавец не может быть освобожден от ответственности, даже если появление недостатка вызвано объективными действиями самого потребителя.

В результате предоставления недостоверной или неполной информации о товаре может наступить причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также природным объектам. Закон предусматривает различные последствия причинения вреда вышеперечисленным объектам. В первом случае вред возмещается по правилам ст. 14 Закона (в полном объеме, в течение установленного срока службы или годности товара, а если срок не установлен - в течение 10-ти лет со дня передачи товара потребителю или с даты изготовления товара), а во втором - возмещаются убытки.

2. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг, предусмотрена ст. 14 Закона. Вред как основание ответственности - это материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права и/или умалении нематериального блага. В Законе предусмотрено право потерпевшего обратиться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара. Закон устанавливает исключительную ответственность изготовителя в случае, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов, применяемых при изготовлении товара, если такое использование придало товару качества, послужившие причиной вреда.

Для наступления такой ответственности не требуется наличия вины. Вред возмещается в полном объеме. Способами возмещения вреда, в соответствии со ст. 1082 ГК РФ, являются: возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков.

3. В новой редакции Закона, как и в старой, присутствует ответственность всех обязанных лиц за нарушение сроков устранения недостатков, замены товаров, а также вновь установлена ответственность за нарушение сроков выполнения денежных требований. Денежные требования, в основном, выражаются в виде неустойки. В соответствии со ст. 330 ГК РФ, неустойка - определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Неустойка в размере 1 % за каждый день просрочки исчисляется от цены товара, которая, в свою очередь, определяется по месту удовлетворения требований потребителя на день добровольного удовлетворения или вынесения решения судом.

Вне зависимости от взыскания неустойки потребитель вправе предъявлять любое требование, предусмотренное ст. 18 Закона:

  • безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом,

  • соразмерное уменьшение покупной цены,

  • замена на товар аналогичной марки,

  • замена на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены,

  • расторжение договора купли-продажи.

4. В случае просрочки сроков выполнения работ, услуг потребитель вправе предъявить одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона:

  • назначить исполнителю новый срок;

  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

  • отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Последствия нарушения сроков предусмотрены п. 5 ст. 28 Закона: исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час) просрочки неустойку в размере 3 % цены выполнения работы, а если цена не определена - общей цены заказа.

Закон ограничивает взыскание неустойки периодом взыскания в зависимости от характера на рушения и по размеру (п.5 ст.28).

5. Общие положения об ответственности за нарушение любых прав потребителей установлены ст. 13 Закона. Она подлежит применению в тех случаях, когда законодательством не предусмотрены иные правила ответственности. Ст. 13 Закона регулирует вопросы гражданско-правовой ответственности контрагентов потребителя.

Ответственность одной стороны договора связана с правом другой стороны на защиту своих интересов. Способы защиты гражданских прав определены в ст. 12 ГК РФ:

  • признание права,

  • восстановление положения, существовавшего да нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,

  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки,

  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления,

  • самозащита права,

  • присуждение к исполнению обязанности в натуре,

  • возмещение убытков,

  • взыскание неустойки,

  • компенсация морального вреда,

  • прекращение или изменение правоотношения,

  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону,

  • иные способы, предусмотренные законом.

Наиболее часто в Законе упоминается такой вид ответственности, как возмещение убытков. (ст. 15 ГК). Убытки потребителю возмещаются в полной сумме и взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее.

По общему правилу гражданская ответственность наступает при наличии вины лица, не исполнившего обязательство либо исполнившего его ненадлежащим образом. В гражданском законодательстве действует презумпция виновности должника, когда обязанность доказывать отсутствие вины лежит именно на должнике. Поэтому потребителю достаточно доказать факт приобретения товара, работы, услуги у конкретного лица.

Наиболее общий случай установления ответственности без вины предусмотрен п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если иное не предусмотрено законом или договором. Такое исключение предусмотрено, например, ст. 15 Закона, регламентирующей ответственность за причинение морального вреда потребителю. Предприниматель может быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что это произошло вследствие неодолимой силы, а также иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (землетрясение, наводнение, иные природные стихийные бедствия, а также общественные явления - войны, забастовки, эпидемии и т.п.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

2.Ответственность по административному законодательству

  

Ст. 14.4 КОАП предусмотрена ответственность за выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Правонарушения, предусмотренные данной статьей, посягают на права потребителей и интересы государства в сфере торговли.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.

Ст. 14.5 КОАП предусматривает административную ответственность за продажу товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

С объективной стороны предусмотренные этой статьей действия нарушают порядок и правила торговли, создают условия для обмана потребителей. Данное правонарушение посягает на такое право потребителей, как право на получение информации об изготовителе и товаре.

Субъектами правонарушения являются руководитель и продавец торгового предприятия, т.е. физическое лицо, осуществляющее соответствующую функцию, а также гражданин, выступающий в качестве индивидуального предпринимателя. Действия, предусмотренные данной статьей, могут совершатся как с прямым умыслом, так и по неосторожности.

Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы стандартизации в РФ, является Закон РФ от 10 июня 1993г. «О стандартизации», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 1995г. К нормативным документам по стандартизации относятся: государственные, международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы, стандарты отраслей, предприятий. Соответствие продукции установленным требованиям осуществляется путем сертификации, правовые основы которой установлены Законом РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г., с изменениями от 27 декабря 1995 г. документом, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, является сертификат соответствия.

Объективную сторону данного правонарушения составляет продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий по качеству, комплектности и упаковке.

Ст. 14.7 в области защиты прав потребителей устанавливает ответственность за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара при реализации их в предприятиях розничной торговли, общественного питания или оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями.

Объектом данного правонарушения являются интересы потребителей. Противоправные действия рассматриваемого состава могут проявляться в различных формах: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров. Перечень способов обмана не является исчерпывающим. Данное правонарушение признается оконченным с момента совершения обманных действий в отношении потребителей. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Субъектом могут быть граждане, достигшие 16 лет, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере торговли или услуг. Обман, совершенный лицами, не находящимися в трудовых отношениях с предприятиями торговли, но обслуживающими покупателей и заказчиков по договоренности с администрацией, также влечет ответственность по данной статье.

Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение иных прав потребителей(ст14.8):

- Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

- Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

- Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.

Рассмотренные правонарушения, в основном, касались проступков, связанных с нарушением различных аспектов качества товаров при их реализации в розничной торговле. Предусмотрена ответственность за нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Перечень обязательных требований государственных стандартов дан в Законе РФ «О стандартизации продукции и услуг». Это требования по обеспечению безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки и т. д.

3.Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права

Уголовным кодексом РФ, введенным в действия с 1 января 1997г., (далее - УК) предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью (ст. 238 УК).

Отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, а именно - по размеру ущерба, причиненного потребителю.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК, является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта выступает право потребителя на безопасность товаров, факультативного - имущественное право потребителя, установленный законом порядок сертификации продукции, здоровье и жизнь потребителей. Предметом преступления выступают товары, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в производстве, хранении, перевозке, сбыте товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Причем ответственность за хранение и перевозку наступает только в случае, если они осуществлялись в целях сбыта.

Состав данного преступления является материальным. Уголовная ответственность наступает в случае наступления преступных последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Неосторожность, в соответствии со ст. 26 УК, как форма вины состоит в совершении деяния по легкомыслию или небрежности. Сами действия совершаются умышленно, однако отношение к последствиям должно быть неосторожным, поскольку на это прямо указывается в ст. 238 УК. Субъект данного преступления является специальным.

Квалифицирующий состав ст. 238 УК включает 4 признака:

  • действия совершены в отношении товаров, работ, услуг, предназначенных для детей в возрасте до 6 лет,

  • совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,

  • действия повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека.

Согласно ст. 111 УК, под тяжким вредом здоровью понимается такое повреждение, которое в момент причинения является опасным для жизни или повлекло утрату ряда функций организма или органов и другие тяжкие последствия.

Ч. 3 ст. 238 УК устанавливает ответственность за действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Заключение

Итак, законодательством РФ предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственности за нарушение прав потребителей. При этом отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, а именно - по размеру ущерба, причиненного потребителю.

Список литературы и источников

  1. Конституция РФ

  2. Гражданский кодекс РФ, часть1,2,3(по сост. На 15 февр.2004г.). - М.: Юрайт-Издат, 2004. -478с.

  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня 2006г.) // система «Гарант»

  4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004г., 21 июля, 19 декабря 2005г., 5 января 2006г.) // система «Гарант»

  5. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. №2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993г., 9 января 1996г., 17 декабря 1999г., 30 декабря 2001г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004г.)// система «Гарант»

  6. Закон РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993г.//Российская газета от 25 июня 1993г

  7. Распопин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. Виды ответственности. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000г. - 141 стр.

  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994г. № 7 (с изменениями от 25 апреля 1995г,25 октября 1996г,17 января 1997г, 21 ноября 2000г)//система «Гарант»

Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994г., часть 1

Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994г. № 7,

ст. 330 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994г., часть 1

Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994г. № 7

П. 2 ст. 7 Закона РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993г.

18