Вильям Шекспир (1564-1616)

                     2ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР

                       2(1564-1616)

      1Созданные три с лишним века назад трагедии,  исто-

 1ричесикие хроники и комедии Шекспира живут до сих  пор,

 1волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры

 1мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя  экза-

 1меном  и  счастьем  поставить  и  сыграть шекспировский

 1спектакль.

      1Увидев такой  спектакль  или просто прочитав пьесу

 1Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том,

 1кто создлал эти произведения. Но это не так просто.

      1О жизни великого драматурга сохранилось мало  све-

 1дений.  Шекспир  не писал воспоминаний и не вел дневни-

 1ка.Нет у нас его переписки с современниками.  Не сохра-

 1нились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь нес-

 1колько документов,в которых упоминаются разные  обстоя-

 1тельства его жизни. Каждый из этих документов, даже ес-

 1ли в нем лишь несколько слов о Шекспире,  исследован  и

 1истолкован.  Редчайшими историческими ценностями счита-

 1ются те немногие клочки бумаги,  на которых рукой Шекс-

 1пира написано несколько строк или просто стоит его под-

 1пись.

      1Нужно было  положить  очень много труда,  чтобы мы

 1могли прочитать теперь о Шекспире то,  что должен знать

 1о нем каждый образованный человек.

      1Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года  в  ма-

 1леньком английском городке Стратфорде, расположенном на

 1реке Эйвон.  Его отец был ремесленником и купцом. Расс-

 1каз о детстве и юности Шекспира полон красочных подроб-

 1ностей. Однако наука не может признать их вполне досто-

 1верными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему

 1пришлось внезапно покинуть Стратфорд.  Молодой  Шекспир

 1отправился в Лондон.

      1Оказавшись в незнакомом городе  без  средста,  без

 1друзей и знакомых,  он, как утверждают распространенные

 1предания,  зарабатывал первое время на жизнь  тем,  что

 1караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные

 1господа.  Позже Шекспир стал служить в театре.  Он сле-

 1дил,  чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписы-

 1вал роли,  случалось,  заменял суфлера. Словом ,задолго

 1до того, как великий драматург вывел на сцену своих ге-

 1роев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.

       1Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать ма-

 1ленькие  роли  в  театре,  познее  получившем  название

 1"Глобус ",  спектакли  которого  пользовались успехом в

 1Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказы-

 1вания об актерском искусстве, а  главное,  великолепное

 1мастерство в построении пьесы,  свидетельствуют о пора-

 1зительном знании законов сцены.

      1Впрочем, Шекчспир писал не только пьесы.  Его сти-

 1хотворения - сонеты пленяли современников и  продолжают

 1пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изящест-

 1вом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекс-

 1пировские сонеты, благодаря превосходным переводам.

      1Но главным делом для Шекспира,  страстью  всей его

 1жизни быда работа драматурга,  создание  пьес.  Огромно

 1мастерство  Шекспира как драматурга.  Язык его трагедий

 1отличается необыкновенным  богатством  и  красочностью.

 1Его  драматургия  занимает  почетное место в репертуаре

 1театров всего мира.

      1Ликующая радость  жизни,  прославление   здравого,

 1сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего

 1человека - вот основное в первых пьесах Шекспира -  ко-

 1медиях:  "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Сон

 1в летнюю ночь",  "Много шума из  ничего",  "Двенадцатая

 1ночь", написанных в 1593-1600 гг. В них выражена важная

 1для эпохи Возрождения мысль:  человека нужно судить  не

 1поплатью,  не по знанию,  не по сословию и богатству, а

 1по его поведению и личным качествам.

      1Трудно найти  в мировой драматургии пьесу такую же

 1сказочно - веселую, ясную, волшебную, как "Сон в летнюю

 1ночь".  Поэтичное  воображение  Шекспира породило в ней

 1фантастические,  близкие к народным сказкам образы Гор-

 1чичного  Зернышка,  Паутинки,  Мотылька.  Их  участие в

 1судьбе любящих приводит к счастливой развязке.

      1Но благородным  гуманистическим  идеям Возрождения

 1не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с

 1горечью это ощущает.  В его следующих пьесах тоже выра-

 1женыидеи Возрождения,  но краски пьес становятся  мрач-

 1нее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Воз-

 1рождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира

 1начинает  звутать тема гибели героев,  особенно дорогих

 1ему, воплощающих светлые гуманистические идеи.

      1Юный Ромео и Джульетта - герои первой великой тра-

 1гедии Шекспира (1594) - пламенно любят друг друга.  Лю-

 1бовь их наталкивается на непреодолдимую преграду - ста-

 1ринную вражду семейств.  В неравном поединке с вековыми

 1предрассудками,  с кровавыми и бессмысленными законами,

 1Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смерившейся

 1с предубеждениями старины, заключена высокая нравствен-

 1ная победа.

      1Пьесы Шекспира  шли  на  сцене  лондонского театра

 1"Глобус".  Театр " Глобус" был похож на  круглый  загон

 1под открытом небом.  Приезжий иностранец , посетивший в

 11599 г.  первое представление Шекспира  "Юлий  Цезарь",

 1назвал  театр  "Глобус"  домом с соломенной крышей - он

 1имел в виду крышу над сценой. Свое название театр полу-

 1чил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной

 1шар.

      1После постановки  "Юлия Цезаря" с 1601 по 1608 гг.

 1Шекспир создал самые великие свои  трагедии:  "Гамлет",

 1"Король Лир", "Макбет", "Отелло".

      1Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем от-

 1це.  Но  вдруг он с ужасом узнает:  он не умер,  он был

 1убит.  Убийца - родной брат убитого,  дядя Гамлета - не

 1только  унаследовал престол покойного короля,  но и же-

 1нился на его вдове - матери Гамлета.

      1В трагедии изображено, как Гамлет вначале обличает

 1лицемерие коронованного преступника,  а затем  и  мстит

 1ему  за смерть отца.  Но это только внешние события пь-

 1есы.

      1Трагедия рисует  сложные и трудные раздумья благо-

 1родного человека о природе зла,  о порочном королевском

 1дворе,  о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о болезнях,

 1которыми поражен век,  словно бы " вывихнутый  в  своих

 1суставах". Великий русский критик В.Г.Белинский писал о

 1Гамлете:" Это душа,  рожденная для добра и еще в первый

 1раз увидевшая зло во всей его гнусности".

      1Одиночество Гамлета -  это  одиничество  человека,

 1который  опередил свое время,  находится с ним в траги-

 1ческом разладе и потому погибает.

      1В последние  годы  творчества Шекспира (1608-1612)

 1его пьесы приобретают иной характер.  Они удаляются  от

 1реальной жизни.  В них звучат сказочные, фантастические

 1мотивы. Но и в этих пьесах - "Перикл", "Зимняя сказка",

 1"Буря"  -  Шекспир  осуждает  деспотизм  и своевластие,

 1встает на защиту дорогих ему идеалов,  прославляет силу

 1любви,  веру  и лучшие побуждения человека,  утверждает

 1естественное равенство всех  людей.  Восклицание  героя

 1одной из этих пьес: "Как прекрасно человечество!" - мо-

 1жет служит знамением эпохи Возрождения, подарившей миру

 1Шекспира.

      1Шекспир - автор 37 пьес,  2 поэм , а также 154 со-

 1нетов,   отличающихся   горячим   чувством,  насыщенных

 1мыслью.  Творчество Шекспира является одной  из  вершин

 1художественной культуры эпохи Возрождения.

      1В 1612  году  Шекспир написал свою последнюю пьесу

 1"Буря". Вскоре он оставил театр. Может быть Шекспир пе-

 1режил  разочарование в английском театре,  уходившем от

 1того великого пути,  по которому он его  вел  .А  может

 1быть  в  годы молчания он вынашиван замыслы новых гени-

 1альных созданий, которым так и не суждено было появить-

 1ся.

      1Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему испол-

 1нилось 52 года.  Он  был  похоронен  в  церкви  родного

 1Стратфорда  ,  куда до сих пор приезжают почитатели его

 1таланта со всех концов мира,  чтобы поклониться  могиле

 1великого драматурга,  посетить дом, где он жил, посмот-

 1реть его пьесы в Стратфорском мемориальном театре, где

 1ставят только пьесы Шекспира.

                       1

             1