Власть как общественное явление

Тема: Власть как общественное явление.

                                                                План.

Введение……………………………………………………….

1.Природа политической власти……………………………..

   1.1.Понятие «Политической власти»………………………

   1.2.Сущностные черты политической власти……………..

2.Структура политической власти……………………………

Заключение…………………………………………………….

Библиографический список…………………………………..

                                                                Введение.

Понятие  власти является одним из центральных политологии . Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти,  её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства , позволяет выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений.

          Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима , прежде всего , для воспроизводства человеческого рода . Семейно – родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть . Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства , которая немыслимо без подчинения всех участников единой воли , а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные , родовые связи были разрушены , моральный авторитет старейшины рода  сменился авторитетом публичной власти , которая отделилась от общества и встало над ним.

         

          В мировой политологии современное понимание власти в целом , политической в особенности , является результатом использования разных концептуальных подходов . Согласно западной традиции первичным видом власти является власть  индивидуальная , как произвольная от естественного права на свободу действия распоряжения собой , вещами ,всем ,  что доступно . Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции , отношение между двумя и большим числом субъектов .  Согласно позитивистскому подходу основу определения  власти составляет признание асимметричности

отношений   между субъектами , существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (ВиС) и добиваться поставленных целей , не смотря на сопротивление (со стороны ВиС) , то можно утверждать , что субъект (А) имеет власть (над ВиС)    . Власть определяется так же , как способность или менять отношение людей , или сохранять их , как способность добиваться цели. Как заметил Г.Лассуел , классик американской политической науки , вся политическая наука сводится к изучению влияний . Власть начинается там , где информация , рекомендация , решения реализуются переходя в достижении цели1 .

          В данной лекции рассмотрим сущность политической власти её основные компоненты и способы функционирования этого феномена.   

                   1.Природа политической власти.

1.1           Понятие «политической власти»

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Одни считают , что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы  в её рамках , и в этом смысле власть есть осуществления влияния на процессы , происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния . Третьи полагают, что  власть  представляет собой такие взаимные отношения  между людьми или группами людей , сущность которых заключается во влиянии , воздействии , что это стремление к достижению равновесия2 .

          Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми . Власть необходима , подчеркивал Аристотель , прежде всего , для организации общества , которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле , для  поддержания его целостности и единства3.

         

          Исторический опыт показывает , что там , где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья , группа , социальный слой , нация или общество в целом ) , там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей .

2.Краснов.Б.И. Власть как явление общественной жизни. Социально – Политический журнал.  1991. №11 (С.35).

3.Аристотель . Соч . В 4

В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные , господствующие и подчиненные . Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели , на убежденности в необходимости выполнения распоряжения , на авторитете властвующего и , наконец , просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения . Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и её долговечности . Здесь  важно

подчеркнуть , что властные отношения объективно присуще общественной жизни . Это своеобразная плата за жизнь в обществе , ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

         

         

Власть вовсе не является непременно результатом только насилия , подавление одной личности другой. Замечено , например , что  в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти , которой он мог бы подчинится . Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого , силы , соединяющая людей в общество.

         

Исходя из выше сказанного , можно дать следующее определение власти . Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенные воздействие на деятельность, поведения людей с помощью  каких – либо средств – воли , авторитета , права , насилия .

         

Отсюда  можно сделать следующий  вывод :власть-это один из важнейших видов социального взаимодействия ,специфическое отношение ,по крайней мере ,между двумя субъектами ,один из которых подчиняется распоряжениям другого ,в результате этого подчинения властвующий субъект  реализует свою волю и интересы.

         

Сама власть выступает в виде управления , управление – в виде власти . Но управление не есть функционирование власти. Управление , подчеркивал Б.Краснов , шире чем власть . Власть – элемент управления , источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращения в действительность4 .

         

         

Одно из наиболее распространенных представлений о власти – понимание её как принуждения. Как  считает М.Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления , в сущности , всегда принудительна , ибо так или иначе , направлена на подчинение воле членов данного коллектива , господствующей или руководящей в нем единой воле5. Отрицать то , что власть проявляется в процессе подчинения , принуждения воли какого – либо субъекта , было бы нелепо .  Вместе с тем считаю , что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно.

         

                   Основные признаки власти.

                                                                                      Таблица№ 1

Власть:

1)    способность , право и возможность распоряжаться кем – либо , чем – либо ; оказывать решающее воздействие на судьбу , поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств – права , авторитета , воли , принуждения;

2)    политическое господство над людьми;

3)    система государственных органов;

4)    лица , органы , облеченные соответствующими государственными , административными полномочиями.

                            

  

              

          Политическая власть существовала , как известно , не всегда. В примитивных обществах , т.е. в обществах , социально не структурированных , общая власть ещё не носит политического характера , так как нет проблем , которые вызывают к жизни политику , - проблем достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе , где люди разделены разными интересами , неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенами связями.

4 Краснов.Б.И. Теория власти и властных отношений. Социально – Политический журнал. 1994. №3-6 (с 80)

5. Байтин.М.И. Государство и Политическая Власть . Саратов , 1972 , (с112)

Политическая власть определена пространственными , территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека , группы к данной территории , социальной категории , приверженности идее . При неполитической власти  нет жестких различий между управляющими и управляемыми . Политическая власть осуществляется всегда меньшинством , элитой . Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур ( учреждений , организаций , институтов) , взаимосвязь двух  компонентов : людей , которые сосредотачивают в себе власть , и организаций , через которые власть концентрируется и реализует.

Политологию  же интересует политическая власть , являющаяся , как уже было отмечено , ядром политической системы общества ,её организационным и регулятивно контрольным началом . Она определяет все другие институты и отношения в самой системе общества . Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем – экономической , социальной , духовной и др. К понятию «Политическая власть» , конечно , применимо общее , приведенное выше определение власти как таковой , как широкого понятия , имеющего многочисленные формы проявления.

                   1.2. Сущностные  черты политической власти.

          Сущностные черты политической власти

К таковым следует относить:

·        суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

·        авторитетность власть , т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;

·        принудительных характер власти ( убеждение , подчинение , приказание , господство , насилие) ;

·        всеобщность власти , которая означает функционирование власти во всех общественных отношений и политических процессах.

Политическая власть , как и любая власть , означает способность и право одних осуществляют свою волю в отношении других , повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Её отличительными признаками являются:

Верховенство , обязательность её решений для всего общества и , соответственно , для всех других видов власти . Она может ограничить влияние других форм власти , поставив их в разумные границы , либо вообще устранить их;

Всеобщность , т.е. публичность . Это означает , что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

Легальность  в использовании силы и других средств властвования  в пределах страны ;

Моноцентричность, т.е. существование общегосударствен-ного центра    ( системы властных органов) принятие решений;

Широчайший спектр используемых средств для завоевания , удержания и реализации власти6.

Основными элементами власти являются её субъект , объект , а также средства (ресурсы).

Субъект власти воплощает в себе её активное , направляющее начало. Им может быть личность , орган , организация , социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рябом таких качеств , как желание властвовать  и воля к власти . Помимо этого субъект власти должен быть компетентным , должен знать состояние и настроение подчиненных , обладать авторитетом.

Субъект определяет содержание отношения через:

1)                            приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

2)                            подчинение как поведение частной воли власти:

3)                            наказание (санкции) как средство воздействия на отрицания господствующей воли;

4)                            нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

6 Там же (с 53)

От приказа , характера содержащихся в нем требований во многом  зависит отношения к нему объекта ( исполнителей) – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта . Где нет объекта , там нет власти .

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления ,  борьбы на уничтожения до добровольного , воспринимаемого с радостью повиновения .

Специфическим признаком власти как общественного явления  выступает доминирование властной воли , а не просто влияние . Власть связана с общественной организацией, она есть качество , внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе).

Не последнее место  в понимание власти как явления, связанного с процессами , происходящими в жизни общества , занимает такое понятие как легитимность. Власть – понятие правовое , означающее созидание ценностей согласно общественным интересам ; это законное право принимать решение , которым люди обязаны подчинятся , легальное право использовать принуждение во имя  торжества законов. Власть чрезвычайно необходима для достижения целей , ибо государственная политика вряд ли будет эффективна , если не соблюдаются правила , установленные для реализации этой политики. Именно потому , что легитимность играет важную роль , правительство стремится обосновать свою власть , опираясь на определенные принципы. В сущности , правительство пытается создать ситуацию , в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх , а на совесть» , с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительство  не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность , полагаясь только на насилие . Необходимо  добровольное согласие , скрепленное уважением законности .

М.Вебер в свое время предложил классическую теорию , объясняющею социокультурные основания легитимности власти7.

Традиционная власть.

Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому , что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах , организованных по подобию семьи , где повиновение отцу главе рода , является естественной реакцией на политический порядок.

                     Харизматическая власть.

         

          Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и свойствами , недоступными другим людям . Такая личность рассматривается как бы посланной богом . В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров , как Ленин , Сталин , Троцкий и д.р.

    Рационально – правовая власть .

Источник её законности состоит в том , что она опирается на  общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью , приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например , в результате выборов.

7 Вебер.М. Избранные произведения. М.,Прогрес.1990(С299)

Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке , а на признании разумности , рациональности существующего политического порядка.

Следует иметь в виду , что в реальной политических жизни едва ли можно найти какие – то «чистые» типы , связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями  . Кроме того , в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой власти.

                                                                  

      Таблица №2

Понятие легитимности власти и её типы.

Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам , а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям

         Типы легитимности власти

Легальный – власть узаконена нормами права , основана на признанных обществом конституционных принципах государства

Идеологическая легитимность – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены

Традиционная легитимность – власть признается легитимной , поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс

Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения

Харизматическая легитимность – признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя

      

Предпосылки поддержания легитимности власти.

Предпосылки поддержания

Легитимности власти

Совершенствования законодательства и государственного  управления в соответствии с новыми требованиями

Создание такой политической системы , легитимность которой основана на традициях населения , и потому не только более стабильна , но и косвенно влияет на поведение граждан

Личные харизматические черты политического лидера

Успешное осуществление государственной политики , поддержание законности и правопорядка

 

Политическая власть как , одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса , группы , индивида  проводить волю , выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной . Известно , что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства , но и в других составных частях социально – политической  системы : в рамках партий , профсоюзов , международных организаций и т.д.

2.Структура политической власти.

          В политологии выделяются следующие базовые компоненты структуры  общения в рамках государственно-публичной власти:

1)    агенты;

2)    ценности;

3)    способы (инструментально-институционные ) и

4)    ресурсы

          Взаимодействие между ними и определяет ,всю палитру отношений ,выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение» , «воля» и «сила» , «контроль» и «распределение» , «руководство» и «лидерство» , «управление» и «давление» , «властвование» и «влияние» , «авторитет» и «насилие» , и т.д8.

          Таким образом , отношения «господства и подчинения» агентов власти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми , при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным , т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в обществе .

           Коснёмся институциональной основы структуры власти , в основании которой лежит принцип разделения властей .Оно опиралось на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия , синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений .Однако в древние и средние века идея равновесия сводилась к вопросам : кто правит , как властвующий учитывает интересы всех  , кто может влиять на власть .

          Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности  государственных органов. Теорию разделения властей определяют  и как систему контроля  и равновесия. Получается , что каждая власть обладает своей сферой полномочия , закрытой для других , но  влияет и на смежную сферу , так как есть вопросы совместного ведения.

         

8. Дектярёв.А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования 1996г. №3 (с110)

          Каково же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении властных полномочий?

          Законодательная власть.

          Она основывается на принципах Конституции и верховенство права , формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию , определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет , принимает законы , обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан , контролирует их исполнение . Верховенство законодательной власти ограничено принципами права , конституций , правами человека.

Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного представительства и свободных демократических выборов. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент , который бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух палатная парламентская система , при которой одна палата формируется  в результате прямых выборов , а другая – на основе территориальной пропорциональности.

Исполнительно – распорядительная власть.

          Она отличается динамизмом , повышенной восприимчивостью  к общественной жизни , осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том , что она не только исполняет законы , но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

Если учесть , что это власть осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрытыми» дверями , то при отсутствии надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную и судебную власти . Исполнительно – распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких либо обязанностей , если это не предусмотрено законом её сдерживание достигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности перед народным представительством которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной властью.

          Судебная власть. 

         

Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти , отношение к ней в обществе , направление её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества : экономическую , политическую , культурную , статус человека , обеспечения и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том , что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением , ибо защита прав и свобод человека , разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства. Суд призван быть защитником права пресекая правонарушения.

         

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов , но и самих законов .9

         

Следующим аспектом структуры власти, на котором я хочу остановиться подробнее , являются её ресурсы. К основным ресурсам общества , можно отнести темы материальные предметы и духовные блага , которые способны ,

9. Краснов.Б.И. Власть как общественное явление. Социально – политический журнал. 1994. №7-8 (с43-45).

во – первых , удовлетворять потребностям и интересам людей , представляя определенную ценность социальных отношениях и , во – вторых , повышать потенциал влияния и силу воздействия агентов власти. По мнению ряда американских политологов , власть есть , прежде всего , контроль и распределения ресурсов общества , а политика , соответственно , - сфера обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена.10

         

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень многообразны . Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них , ресурсы делятся на утилитарные , принудительные и нормативные . К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного и административного воздействия на внутренний мир  , ценностные ориентации и нормы поведения человека .Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти , принятие его требований .Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические , социальные , политико-силовые и культурно информационные.

         

Экономические ресурсы - это материальные ценности , необходимые для общественного производства и потребления (деньги , продукты питания , полезные ископаемые.).

         

Социальные ресурсы -  это способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга , места в социальной иерархии (должность , престиж , образование и д.р.)

         

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация , а также средства их получения : институты науки и образования , средства массовой информации и д.р.

Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения , специально подготовленные для этого люди.

10. Дегтярев .А.А. Полис : Политические Исследования 96г. №3 Политическая Власть как  регулятивный механизм социального общения. (с115)

Специфическим ресурсом власти является сам человек                ( демографические ресурсы). Люди – это универсальный , многофункциональный ресурс , который создает ресурсы .11

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты , делает реальностью её процесс , который происходит по следующим этапам(формам) ; господство , руководство , организация и контроль.

                   Ресурсы власти.

                                                                             Таблица № 4

Ресурсы власти – средства , использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта

Экономические :

-         

-          деньги;

-          плодородные земли;

-          полезные ископаемые и т.п.

                                

Социально – политические:

-          численность населения, его качество;

-          социальное единство;

-          социальная стабильность и порядок;

-          демократизм общественных отношений;

-          участие населения в политике;

-          патриотизм гражданского общества и т.п.

Морально – идеологические:

-          идеалы, интересы, убеждения людей;

-          идеология, вера, доверие, общественное настроение;

-          чувства ( патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей и т.п.

Информационно – культурные:

-          знания и информация;

-          институты науки и образования;

-          язык;

-          пропаганда во всех её формах;

-          средства массовой информации и т.п.

Силовые:

- оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопасности, суд, прокуратура)

11.Гончаров.Д.В. , Гоптарева .И.Б. Введение в политическую науку .Юрист М.,1996 (с42-44)

           Еще один аспект структуры властного общения затрагивает отношения «управления (руководство)-давление (участие)» , связанные с самим институциональным механизмом «властвования» , способами государственного управления , а также с механизмом «обратной связи», т.е. поддержкой и давлением «снизу» групп гражданского общества. Эти противоположные стороны властного общения представляют собой взаимонаправленные силовые векторы. В этом аспекте весьма наглядно проявляется способность потенциала власти и влияния раскрываться в конкретном политическом контексте не только в виде управленческих и административных решений, но и в виде силового и морального давления управляемых.

                         

                                Механизм осуществления власти.

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим , что закрепляется в государственных нормативно – правовых актах

Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей

Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений

                     Механизм осуществление власти

                       включает следующие моменты

Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения

 

Заключение.

          В данной лекции я постарался показать и раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут  общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность  материальных, духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто – то должен взять на себя инициативу распоряжения . Эта инициатива либо принимается , либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти : господства , доминирования и согласия и подчинения. В реализации же   действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

         

          Нельзя не согласиться с позицией А.Здравомыслова , что власть является центром , своего рода , силового поля , напряжение в котором распространяется неравномерно. Можно сказать , что сама власть представляет собой  определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения , через линии искривления пространства. Там , где появляются или существуют точки нелояльности , несогласия , неподчинения и протеста , возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода . Если напряженность накапливается в центрах , жизненно значимых для всей системы доминирования  и подчинения , а не в периферийных областях , то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений . В современным условиях идет процесс развития власти , котором можно выделить ряд главных тенденций.

          Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процесса демократизации политической власти. Четко выраженным  является процесс замены форм политической власти , основанных на прямом насилии и подчинении , формами общественного консенсуса и самоуправления.

          Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры  всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признание  ее законного характера обществом.

          Третья тенденция проявляется  в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур.

          Четвертая тенденция . Как правило было  замечено, злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее Конституции.

          Пятая тенденция отражает  негативных процесс нарастания конфликтности  между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую  и политическую стабильность. Политическая власть, которая как видно из предыдущего текста, охватывает все сферы жизни и моделируя человеческие отношения предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е. власть – первооснова политики.

                                             

                            Библиографический список

1.    

2.     Байтин.  М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.

3.     Белов. Г.А. Институциональная система политической власти. Кентавр №4 1996

4.     Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994

5.     Белов. Г.А. Пути эволюции нормативной политической системы российского общества. Вестник МГУ Сер 12 №1 1997

6.     Вебер. М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990

7.     Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996

8.     Дегтярев А.А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3

9.     Дмитриев.Ю.А. Соотношения понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. Государство и право 1994 №7

10.                                             Краснов. Б.И. Власть как общественное явление. Социально – политический журнал. 1994. №7 – 8

11.                                             Краснов. Б.И. Теория власти и властных отношений . Социально – Политический журнал. 1994. №3 – 6

12.                                             Мельников. Ю. Легитимность власти. Власть 1996 №4 (С 37)

13.                                             Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г.В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.

14.                                             Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

15.                                             Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч.1., М., 1992.