Влияние Русской Православной Церкви и великих церковно –исторических деятелей на общественные события

Введение

   Каждая эпоха по-своему испытывала патриотизм верующих, постоянно воспитываемых Русской Церковью, их готовность и способность служить примирению и миру. И каждая эпоха сохранила в церковной истории, наряду с высокими образами святых и подвижников, примеры патриотического и миротворческого служения Родине и народу лучших представителей Церкви.

   В истории Руси преданное служение Православной Церкви вере и Отечеству неразделимы.

   В сонме первых русских святых –Киевский князь Владимир, главной заботой которого было объединение Руси, укрепление и защита национальной целостности и независимости Русского государства, и великий князь Александр Невский, одержавший победу в Ледовом побоище и защитивший Русь от западных завоевателей.

   У истоков национального самосознания стоит великий патриот – инок Киево-Печерской Лавры преподобный Нестро. Составленная им летопись проникнута идей необходимости крепко стоять за веру, общерусского единство и независимость Родины. Древнерусские летописи, составленные преимущественно людьми духовного знания –епископами, игуминами, монахами, священниками, -яркое свидетельство мудрости и мужественности, гражданственности и патриотизма.

   Русская история драматична. Ни один век не обошёлся без войны, больших или малых, терзавших наш народ и нашу землю. Русская Церковь, обсуждая захватническую войну, во все времена благословляла подвиг обороны и защиты родного народа и Отечества. История Древней Руси позволяет проследить постоянное благодатное влияние Русской Церкви и великих Церковно –исторических деятелей на общественный события судьбы людей.

   В эпоху Киевской Руси ( XI –XII вв.) все силы Православной Церкви были направлены на умиротворение княжеских междоусобиц, ослаблявших Русь. Церковь, к тому времени ставшая признанной духовной силой, поддерживала князей, понимавших нужды народа и государства, терпеливо увещевала противившихся и наказала тех, кто проливал кровь свои братьев. 

   XIII век –горестная страница русской истории, повествующая о разорении и нравственных страданиях великого народа, подвергшегося нападению орд кочевников. В мрачную эпоху, охватившую два столетия, Церковь в месте с народом оплакивала бесчисленные жертвы монголо –татарских набегов, восстанавливала разрушенное, утешала и поддерживала народ.

   Высокий пример патриотического служения Отечеству явил игумен Троицкого монастыря Преподобный Сергий Радонежский (XIV в.), пробудивший духовные силы народа, оцепеневшие в скорбях, заставивший поверить в себя: « И престало время у татар и наступило время русских» ( из летописи).

   Три великих святых XIV в. настойчиво возвращали силу и могущество русского духа, реализованные в военной победе на Куликовом поле.

   Со времён Преподобного Сергия, основателя Троице –Сергиевой Лавры, ещё более взросло духовное и спасительное значение иночества и маностырей в разных концах растущего и крепнущего Русского государства. Знаменательно что монастыри с их высокими  и крепкими стенами, многочленами церквами и внутренними постройками играли своеобразную роль мощных заградительных и оборонительных рубежей на старых и новых землях.

   Героические страницы вписаны в историю Псково–Печёрского монастыря, Почаевской Лавры, Ипатьевского, Троице –Сергиева и многих других древних русских обителей. Настоятели монастырей, иноки нередко брали на себя руководство обороной и несли на себе тяготы длительной осады; молитвой, трудом, словом ободрения они помогали воинам –защитникам и народу.

   Начало XX в. в истории России отмечено двумя кровопролитными войнами: русско –японской ( 1904-1905) и первой мировой в ходе которых Русская церковь оказывала действенное милосердие, помогая обездоленным войной беженцам и эвакуированным, голодающим, больным и раненым, создавала в православных монастырях лазареты госпитали.

   В первые послереволюционные годы усилия Святейшего Патриарха Тихона и его ближайших помощников были напровлены в умиротворение внутрицерковных нестроений и установление нормальных отношений с Советской властью, чтобы в новых условиях успешно продолжать свою спасительную миссию.

   Митрополит Сергий, возглавивший Русскую Церковь после Патриарха Тихона, продолжал дело внутрицерковного устроения, взгревая в духовенстве и пасомых чувство гражданского долга и потриотизм.

   Война в 1941 г. Страшным бедствием обрушилась на нашу землю. Вероломный и жестокий враг не знал ни жалости, ни пощады –более 20 миллионов павших на поле брани замученных в фашистских концлагерях, руины и пожарища на месте цветущих городов и сел. Были варварски разрушены древние псковские, новгородские, смоленские, киевские храмы; фашисты жестоко бомбили древние русские города, гибли уникальные памятники русской церкви и гражданской истории…

   Поистине « тать не приходит, разве да украдет, и убиет и погубит » (Ин. 10, 10).

   « Война есть страшное и гибельное дело для того, кто принимает её без нужды, без правды, с жадностью грабительства и порабощение, на нем лежит весь позор и проклятие неба за кровь и за бедствие своих и чужих », -писал в своём обращении к верующим 26 июня 1941г. митрополит Ленинградский и Новгородский Алексей разделивший со своей постовой все невзгоды и лишение более чем двухлетней блокады Ленинграда.

   По призыву Предстоятеля Русской Православно Церкви на оккупированных территориях помогали партизаны.

   В тылу вместе со всеми они рыли окопы, строили оборонительные сооружения, выращивали хлеб, изготавливали оружие для фронта.

   По призыву Митрополита Сергия с самого начала войны православные верующие собирали пожертвования на нужды обороны. Только в одной Москве в первые годы войны, а приходах собрали в помощь фронту более трех миллионов рублей в храмах голодного измученного Ленинграда было собрано 5,5  миллионов рублей. Горьковская церковная община за первые два года войны передала в фонд обороны более четырех миллионов рублей. Таких примеров можно привести множество. На денежные средства, собранные Русской Православной Церковью, были созданы воздушная эскадрилья им. Александра Невского и танковая колона им. Дмитрия Донского. Сборы по церквам шли  и на приобретение теплых и подарков воинам – красноармейцам, содержание госпитале и детских домов, помощь инвалидов войны, восстановление районов, пострадавших во время оккупации.

   Во всех православных храмов возносились горячи молитвы о даровании победы измученному войной Отечеству. Многие её представители –архиереи, духовенство, и миряне были удостоены почетных правительственных наград.

   Русская Православная Церковь вместе со всем народом понесла в Великой Отечественной войне огромные потери. Горьки опыт этой войны не только достояние истории. Старшее и среднее поколения наших современников – непосредственные её участники и свидетели. Три прошедших десятилетий её не осушили слез православных матерей, сыновья которых не вернулись с войны, навсегда застыли скорбными гранитами памятниками вдоль бесконечных русских дорог. Вот почему проблема войны и мира для нас не абстрактна и не умозрительна, вот почему в послевоенное время защита мира становится одной из главных задач общественного служение Русской Православной Церкви.

   Начиная с сороковых годов, не было в мире ни одного события, на которое не откликнулась бы Церковь, озабоченная судьбами человечества во всем мире.

   Еще на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в феврале 1945 года его участники выступили с обращением ко всем христианам, в котором с надеждой говорилось о будущем человечества, когда оно навсегда откажется от решения своих вопросов посредством меча.

   Три года спустя, в 1948г., когда Русская Православная Церковь отмечала 500 – летие своей автокефалии, участники торжеств –Предстоятели и представители многих Поместных Православных Церквей и Армянской Апостольской Церкви по инициативе Предстоятеля Русской Церкви, Святейшего Патриарха Алексея, принял Обращение, в котором призвали христиан всего мира обессилить поджигателей новой мировой катастрофы. В трудное время «холодной войны» православные христиане призвали всех христиан « стать бронёй против всех покушений и действий, направленных к нарушению мира».

   Однако реальная угроза возникновение новой мировой войны продолжает существовать. Темные силы готовы подвергнуть человечество новым испытаниям, обречь народы на еще более тяжкие страдания. В этих условия традиционная проповедь мира с церковного амвона, ограничена приделами храма, оказывается недостаточной. Новое время вызвало к жизни новые формы и методы активного миротворческого служения Русской Церкви.

   Когда в конце 40-х годов началось международное миротворческое движение и зародилась идея созвать Первый Всемирный Конгресс сторонников мира, Святейший Патриарх Алексей от имени Русской Православной Церкви горячо одобрил и поддержал инициативу Конгресса.

   Архиерей, духовенство и миряне Русской Православной Церкви разделяют миролюбивые устремления Советского государства и активно поддерживают все инициативы советского народа и правительства, направлены на укрепление мира и всеобщей безопасности. Принятый Верховным Советом СССР  в марте 1951 года закон о защите мира, осуждающий как тяжкое уголовное преступление любую форму пропаганды войны, получил единодушное одобрение архиереев, духовенство и мирян.

   1952 год можно считать началом нового периода в миротворческом служении Русской Православной Церкви. С 9 по 12 мая в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске проходила Конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная проблемам защита мира. Это был первый шаг и миротворческому сотрудничеству всех религий в нашей стране. Опыт совместной работы оказался весьма удачным, и в 1969 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексея была созвана Вторая Конференция Церквей и религиозных объединений в СССР в защиту мира проходившая также в Загорске и давшая новый исключительно важный импульс межрелигиозному сотрудничеству.

  

   Представители Русской Православной Церкви в интересах мира активно сотрудничают со всеми людьми добро воли. Они являются неизменными участниками Всесоюзных конференций сторонников мира, начиная с первой, состоявшейся в Москве в августе 1949г. Тогда же был учрежден Советский комитет защиты мира; в его работе деятельно участвовал Святейший Патриарх Алексей, активным членами Комитета  состоял Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий  и архиепископ Владимир. Представители Русской Православной Церкви деятельно участвуют в работе его республиканских и областных комитетов. Член Советского комитета за европейскую безопасность, митрополит Ювеналий, много сил отлает делу укрепление мира и сотрудничества на нашем континенте.

   Одной из важных форм миротворчества является активное участие приходов и учреждений Русской Православной Церкви в деятельности Советского фонда мира, основная задача которого – сбор денежных пожертвований для общественных организаций, отстаивающих интересы мира между народами. Добровольные сборы среди верующих Русской Православной Церкви, поступающих в Фонд, постоянно растут. Многие представители духовенства и мирян в разных епархиях Русской Православной Церкви – члены комитетов по содействию Советскому фонду мира, членам правления которого является митрополит Таллиннский и Эстонский Алексей.

    Представители многих епархий Русской Церкви в последние годы удостоены почетных наград Советского фонда мира.

     В нашей стране существует общество по культурным связям с соотечественниками, проживающими за рубежом. В Совет этого общества входил митрополит Таллиннский и Эстонский Алексей.

   Многие видные иерархи и клирики Русской Православной Церкви участвуют в работе Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, в Совет которого входят Высокопреосвященный митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, и Высокопреосвященный митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Православные архиереи и клирики состоят членами многих Обществ дружбы СССР с отдельными странами, входят в состав их Правлений.

   Представители Русской Православной Церкви участвовали в создании Всемирного Совета Мира (1949-1950) и с тех пор являются активными его членами. Особую страницу в миротворческом служении Русской Православно Церкви составляет участие ее представителей в движении за разоружение и разрядку международной напряженности. В работе Первой Ассамблеи общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе, состоявшееся в июне 1972 года в Брюсселе, принимал участия митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. На второй Ассамблее в апрели 1975 года Московский Патриархат представлял митрополит Тульский и Белевский Ювеналий. В работе Третьей Ассамблеи в сентябре 1979года митрополит Ювеналий вновь принял активной участие.

   Под Первым и Вторым Стокгольмскими воззваниями (1950 и 1975), требовавшими запрещения атомного оружия, стоят бесчисленные имена сторонников мира. Среди них – имена архиереев и священнослужителей, мирян Русской Православной Церкви, иноков православных монастырей.

    Значительное место в миротворческой деятельности Русской Православной Церкви занимает ее сотрудничество с Поместными Православными и другими христианами Церквами и религиозными объединениями. Русская Православная Церковь принимала не посредственные участие в создании Христианской Мирной Конференции (ХМК). Международная конференция представителей Христианских Церквей и богослов в Праге положила начало созданию ХМК, ныне ставшим авторитетным международным миротворческим движением. Русская Православная Церковь принимает самое активное участие в повседневной деятельности ХМК. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим внес значительный вклад в развитие Христианской Мирной Конференции. Со времени I Всехристианского Мирного Конгресса в Праге (1961) он был непременным членом Рабочего комитета ХМК, с IV Всехристианского Мирного Конгресса (1971) – президентом Христианской Мирной Конференции, а на V Всехристианском Мирном Конгрессе в 1978 г. был избран почетным президентом.

   Тщательно подготовленный Христианской Мирной Конференцией и проведенный в июне 1978 г. в Праге V Всехристианский Мирный Конгресс, на котором делегация Русской Православной Церкви была возглавлена Святейшим Патриархом Пименом, завершил важный этап истории Христианской Мирной Конференцией, выросло и укрепило свой международный авторитет. Христианская Мирная Конференция была зарегистрирована Экономическим и Социальным Советом ООН в качестве неправительственной организации.

   Миротворческое служение Русской Православной Церкви неразрывно связано с ее участием в экуменическом движении, которое проявляется и в трудах по укреплению мира и защите справедливости в отношениях между народами.

   В 1961 г. Русская Православная Церковь стала членом Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) – крупнейший международной христианской организации, уделяющей значительное место в своей деятельности укреплению мира и безопасности. Представители Русской Православной Церкви вносят значительный вклад в осуществлении миротворческих программ ВСЦ.

   При участии Московского Патриархата в 1959 г. была создана Конференция Европейских Церквей, одной из важнейших задач которой также является содействие укреплению мира на европейском континенте, народы которого испытали на себе трагические последствия двух мировых войн. В рамках и этой организации представители Русской Православной Церкви также умножают свои миротворческие труды.

   Важное значение в миротворческом служении Русской Православной Церкви имеет ее сотрудничество с международным католическим миротворческим движением «Пакс Кристи интернационалист», начавшееся в 1974 г.

   Осуществляя программы двусторонних экуменических собеседований, консультаций, диалогов с другими исповеданиями, представители Русской Православной Церкви всегда включает в них миротворческую проблематику.

   Русская Православная Церковь продолжает успешно развивать межрелигиозное сотрудничество, направленное на защиту мира, которому были посвящены загорские Конференции 1952 и 1969 гг.

   В октябре 1973 г. по инициативе и приглашению Русской Церкви состоялась встреча последователей разных религий мира, принимавших активное участие во Всемирном Конгрессе миролюбивых сил в Москве. Эта встреча в Троице – Сергиевой Лавре прошла в духе общего согласия и озабоченности за судьбы мира и еще раз подтвердила необходимость и современность международного сотрудничества в деле защите мира. Тогда же была отмечена целесообразность проведения Всемирной межрелигиозной миротворческой конференции.

   В сентябре 1975 г. в Загорске состоялась другая знаменательная встреча: Совещание Глав и представителей Церквей и религиозных объединений нашей страны, созванное по инициативе Святейшего Патриарха Пимена. На этом совещании религиозные деятели поддержали и одобрили идею проведения в Светском Союзе Всемирной межрелигиозной конференции в защиту мира. Большую часть забот по подготовке и проведению этого выдающегося межрелигиозную форму последних лет взяла на себя Русская Православная Церковь. Международный Подготовительный комитет и Всемирную конференцию «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» возглавив Высокопреосвященный митрополит Тульский и Белевский Ювеналий.

    Всемирная конференция, состоявшаяся в Москве в июне 1977 г., вписал новую яркую страницу в летопись миротворческих деяний Русской Православной Церкви и  заняла достойное место в истории международного движения за мир. Более 650 представителей преобладающих религий мира из 107 стран засвидетельствовали свое единство в стремлении «трудится совместно, сотрудничая со всеми людьми доброй воли, чтобы установить на нашей земле мир без оружия, чтобы создать такое общество, где прочный мир и справедливые отношения создают основу для условий жизни, достойных человеческой личности». Подобного широкого межрелигиозного форума, с такой глубиной и единодушием рассмотревшего вопросы мира, разоружения и справедливых отношений между народами, история еще не знала. Он открыл перед верующими новые возможности служения миру и, без сомнения, будет содействовать дальнейшей консолидации миролюбивых сил.

   1 августа 1975 г. в Хельсинки руководители тридцати пяти государств Европы и Северной Америки подписали Заключительный акт Совещания по европейской безопасности и сотрудничеству. Русская Православная Церковь, молившаяся об успехе этого Совещание, заявила, что считает себя призванной деятельно участвовать в осуществлении его решений. И сегодня с полным основанием можно сказать, что Церковь делает все от нее зависящее, чтобы моральные обязательства, подписанные в Хельсинки, стали нормой жизни.

   В настоящее время усилия Русской Православной Церкви направлены на ослабление международной напряженности в Европе и во всем мире. Представители Русской Православной Церкви выступают за прекращение дальнейшего роста и совершенствования ядерного и другого оружия массового уничтожения, за всеобщее и полное запрещение испытаний ядерного оружия и запрещение ядерного оружия, за успех воинских переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, за поддержку решений специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению.

   На совещании Глав и представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза, проходившем по инициативе Святейшего Патриарха Пимена 14 декабря 1977 г. в Загорске, были решительно осуждены разработка и производство нового оружия массового уничтожения –нейтральной бомбы, грозящей неисчислимыми бедствиями человечеству.

   18 июня 1979 г. произошло событие, безусловно, продвинувшее дело разрядки. Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневым и президентом США Дж. Картером был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Святейший Патриарх Пимен и Святейший Синод в Заявлении от 22оюня 1979 г. от имени епископата, клира и мирян Русской Православной Церкви горячо приветствовали заключение Договора. Они, в частности, заявили: «Этот договор – итог многолетней и последовательности миролюбивой политики Правительство нашей Родины и всего советского народа… Подписание этого договора должно побудить нас к возрастанию наших миротворческих усилий, дабы возможно скорее он был ратифицирован законодательными органами СССР и США и чтобы правительства двух держав скорее приступили к переговорам о дальнейшем ограничении  сокращении стратегических наступательных вооружений».

   Стремление Церквей и христианских религиозных объединений в СССР и США добиться скорейшей ратификации Договора ОСВ-2 побудило их представителей собраться на консультацию в марте 1979 г. в Женеве. В результате совместных обсуждений было принято заявление «Изберите жизнь», содержащее призыв к христианам двух великих держав бороться за разоружение и приобретшее широкий общественный резонанс.

   Русская Православная Церковь умножает и развивает вековые традиции патриотического и миротворческого служения. Признанием успехов миротворческой деятельности нашей Церкви можно считать награждение Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Пимена орденом Трудового Красного Знамени в сентябре 1977 г. и вручением ему золотой медали и юбилейной медали Всемирного Совета Мира были вручены митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму, митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету, Патриаршему Экзарху Украины, митрополиту Таллиннскому и Эстонскому Алексию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, А. С. Буевскому – заместителю председателя Комиссии Церквей по международным делам Всемирного Совета Церквей.

   В 1979 г. за патриотическую деятельность в защиту мира митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, и митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий были награждены орденами Дружбы народов.

   За патриотическую деятельность в защиту мира и в связи с семидесятилетием в 1980 г. награжден орденом Дружбы народов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен .

    Храм Иконы Божьей Матери был создан в 1808 году. Храм строили сельчане, потому что в селе Алтышево было много строителей. Храм строился на деньги сельчан. Храм построили на горке, там было старое языческое кладбище.

    Храм был освящен в 1809 году. Первый священник был  протоирей Михаил Иванович Сахаров он приехал вместе с матушкой Марией. Они были в селе первые учителя. Годы жизни неизвестны. Были похоронены около Алтаря вместе с женой в склепе выложенный из камня. Благородны жители согласились похоронить их около Алтаря это было очень редко.

    Перед Казанской, в 1901 году священник предупреждал население: «Не положено работать, так как это престольный праздник». Но как раз была сенокосная пора, и люди ушли на покос. В селе на Казанскую остались только старики и маленькие детишки. Не кто не знает, как произошел этот пожар. Во время пожара сгорело все село и в месте с ним и церковь. Сохранились сведения о том, что после пожара уцелело только семь домов. Их спас дед, имя которого неизвестно. Он взял Икону Неопалимой Купины и успел обойти лишь семь домов. И через те дома, что он обошел, огонь перелетел. По рассказам старых бабушек, пересохли многие пруды, остались только овраги, в которых текли ручейки. В этих ручейках спасались во время пожара маленькие детишки.

   Сразу после пожара люди стали собирать деньги на строительство храма. Пока храм строили, в это время люди сделали …………… В 1901 году привезли с Алатыря колокол. В 1904 г. благочинный сразу освятил храм. В это время был священником Никулин А. А.. С 1904 года по1912 год проводились росписи храма и ремонт.        

   В Советское время пытались закрыть храм и сделать там склад под зерно. Когда приезжали ломать храм староста церкви Сульдин Тимофей Федорович оббегал все село. И на следующий день женщины собрались возле храма и защищали его. Мужчинам было нельзя собираться, потому что их сажали в тюрьмы и надолго. В 1930 году безбожникам все таки удалось закрыть храм.

    Во время войны в храме была солдатская столовая и столовая для военнопленных. После войны вновь стали открываться храмы. Алтышане ходили пешком в Алатырь, в Чебоксары и добились, чтобы наш храм открыли. Он был одним из первых открывшихся храмов Алатырьском районе.

    С 1947 года там служили несколько священников. В 1957 году в Алтышево прислали священника Кузнецова Андрея Ивановича, то есть отца Андрея. Он служил до 1960 года. В 1960 году пришел отец Доментий. Отец Доментий сидел в концлагерях за то, что он придал свою жизнь церкви, к Господу Богу.               В 1977 году приехал к нам в село Алтышево отец Иоанн. Отец Иоанн хотел выяснить сколько стоит этот храм, но доступ ко архивным документам был закрыт. Священников не допускали к архивным базам.

    В храм до 1989 года ходил молиться весь Алатырский район, приезжали с Мордовской республики, с Ульяновской области, из Канаша. В нашем храме все службы совершались по старым чинам. Когда люди приходили в храм, то говорили: «Что мы приходив в этот храм как в  рай».

    В1990 году при отце Иоанне по старинным чертежам, была построена колокольня. Сейчас в селе очень мало прихожан. В 1903 г. по 1997 г. отец Иоанн преподавал в школе села Алтышево «Закон Божий». В 2006 году проводится капитальный ремонт.               

  

                                            

 

Заключение.

 О значении нашей Святой Православной Церкви в отечественной истории хорошо сказал в не легкие 60 –е годы XX века Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «Это есть та самая Церковь, которая на заре русской государственности содействовала устроению гражданского порядка на Руси, укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, утверждала гражданскую правоспособность женщины, осуждала ростовщичеством и рабовладением, воспитала в людях чувство ответственности и долга и своим законодательством нередко восполняла проблемы государственного закона. Это – та самая Церковь, которая создала замечательные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся национальной гордостью нашего народа. Это – та самая Церковь, которая в период раздробления Русской земли помогала объединению Руси в одно целое, отстаивая значение Москвы как единственного церковного и гражданского средоточия Русской земли. Это –та самая Церковь, которая в тяжкие времена татарского ига умиротворяла ордынских ханов, ограждая русский народ от новых набегов и разорений. Это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущие избавление, поддерживая в нем чувство национального достоинства и нравственной бодрости. Это она служила опорой русскому государству в борьбе против иноземных захватчиков в годы Смутного времени и в Отечественную войну 1812 года. И она же оставалась вместе с народом во время последней мировой войны, всеми мерами способствуя нашей победе и достижению мира. Словом, это – та самая Русская Православная Церковь, которая на протяжении веков служила прежде всего нравственному становлению нашего народа, а в прошлом – и его государственному устройству.