Влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «экспериментальная психология»
Влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств
Выполнила: Вильховская Е.В.
студентка гр.152ПУ/2
Проверила: Нурисламова Т.С.
«___»________________2005г
_________________________
Красноярск 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА
1.1 Лидерство: сущность и содержание….……………………………….5
1.2 Подходы к изучению лидерства…………….…………………………8
1.3 Теории лидерства……………………..….…….….………………….10
1.3.1 Теории поведенческого подхода…………….…………………10
1.3.2 Теории ситуационного подхода………………………………..13
II ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЯВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
2.1 Влияние социальной среды на человека……………….……………18
2.2 Влияние социальной среды на дружеское общение
городских и сельских школьников……………………….……..……23
III ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
3.1 Описание методики для определения уровня развития
лидерских качеств……………………………………………….….…26
3.2 Формирование выборки испытуемых……………….…………….....27
3.3 Проведение диагностики………………….………..……....….……..28
3.4 Математическая обработка данных……………………………….…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос, который мы рассматриваем в данной курсовой работе является актуальным в психологии и социологии сегодня. Это вопрос о влиянии социальной среды на уровень развития лидерских качеств человека. Мы хотим проследить, на сколько тесно связаны социальная среда и уровень развития лидерских качеств, учитывая тот факт, что в настоящий момент в городских ВУЗах обучается очень большой процент юношей и девушек, приехавших из сельской местности.
Действия лидеров напрямую связаны с реальной ситуацией. Лидерство не может быть оторвано от окружающей его среды. Такова одна из главных причин того, почему так трудно оценить лидерство и еще труднее его измерить. Социальная среда определяет как формальное положение лидера, так и действительную силу положения в конкретном контексте лидера. Среда играет свою роль в определении “власти” лидера. Социальная среда структурирует ситуацию, с которой лидер вынужден справиться и от которой он не может избавиться. Средства, находящиеся в руках лидера, также структурируют процесс реагирования и реализации [14, С. 465].
Лидерство так же старо как человечество. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Лидерство, по всем своим намерениям и целям, есть признак номер один любых организаций. Для того, чтобы существовало лидерство, необходимо наличие групп, и везде, где возникают группы, появляется лидерство [9, С.6].
Понятие «лидер» было обнаружено в английском языке еще в XIII веке, производное от него понятие «лидерство» появилось значительно позже, лишь в начале прошлого века [9, С.7].
В настоящее время в русском языке понятие «лидер» наиболее широко известно как личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы [1, С.284].
Объектом нашего исследования являются студенты ВУЗа.
Предметом исследования является влияние социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств.
Целью нашего исследования будет являться выявление различий в проявлениях лидерских качеств у студентов, живущих в городе и у студентов, приехавших из сельских местностей.
Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи:
1. Исследовать литературу, касающуюся темы нашей курсовой работы.
2. Рассмотреть определение понятий «лидер», «лидерство» в различных источниках.
3. Подобрать диагностический материал для определения уровня развития лидерских качеств.
4. Провести диагностику контрольной и экспериментальной групп с использованием указанного диагностического материала.
5. Обработать и интерпретировать полученные результаты.
На основании выбранной нами темы исследования мы выдвигаем гипотезу о том, что уровень развития лидерских качеств студентов, живущих в городе, превышает уровень развития лидерских качеств студентов, приехавших из сельской местности.
I ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА
1.1 Лидерство: сущность и содержание
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы [1, С.284].
Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером [12, С.310].
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру) [12, С.311].
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером [8, С.86].
Лидерство - это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью [1, С.285].
Лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют [8, С.87].
В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический) [8, С.87].
Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность - важное качество окружения. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера. Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей роли, обязанностях в группе. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников [8, С.88].
Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой, лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности [15, С.14].
Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций:
Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе.
Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы.
Координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности.
Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера [9, С.18].
1.2 Подходы к изучению лидерства
Подход с позиции личных качеств.
Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств” [6, С.116].
Поведенческий подход.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке [6, С.116].
Ситуационный подход.
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. [6, С.117].
1.3 Теории лидерства
1.3.1 Теории поведенческого подхода
Важнейший вклад данного подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, то есть того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.
Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень власти, используемая им, его забота о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - всё отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера [7, С.124].
а) теория Д. Мак Грегори;
В 1960 году Д. Мак Грегори опубликовал свою работу "Человеческая сторона предпринимательства", в которой чётко обрисовал два основных типа или стиля лидерства: авторитарное руководство (теория "Х") и демократическое руководство (теория "Y").
Согласно теории "Х": Люди не любят трудиться и по возможности избегают работы; люди, не имеющие честолюбия, стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; люди хотят защищённости; чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать контроль, принуждение или угрозу наказания.
На основе этих предположений, автократ централизует полномочия, структурирует работу подчиненных, почти не давая им свободы в принятии решений, а чтобы обеспечить выполнение работы, оказывает психологическое давление.
Согласно теории "Y": Труд - процесс естественный, и если условия благоприятны, люди принимают на себя ответственность и даже стремятся к ней; если люди приобщены к организационным целям, то они используют самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения; интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Итак, демократический руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям высокого уровня: потребность в принадлежности, высокой цели и самовыражении. Он избегает навязывать свою волю подчиненным, а те пользуются широкой свободой в выполнении заданий. В некотором смысле, он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, приходя к пониманию, что самостоятельная творческая работа, по природе своей, является вознаграждением. Задача руководителя создать атмосферу открытости, доверия и благожелательности [7, С.124].
б) теория Р. Лайкерта;
Рэнсис Лайкерт выделил два типа руководителей: руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, сосредоточенный на человеке. Для первого характерна, прежде всего, забота о проектировании задачи для повышения производительности труда, а для второго - совершенствование человеческих отношений и привлечение трудящихся к участию в управлении, как главных факторов роста производительности труда. Продолжая исследования, Лайкерт предложил четыре системы стиля лидерства:
1. Эксплуататорско-авторитарная - полная характеристика автократа.
2. Благосклонно-авторитарная - ограниченное участие трудящихся в принятии решений.
3. Консультативная - тактические решения принимаются подчиненными, а стратегические - руководителем.
4. Демократическая, основанная на участии - полное доверие между руководителями и подчиненными.
Таким образом, Лайкерт жестко разделяет типы лидерства, считая, что одновременно невозможно ориентироваться и на работу и на человека и считает, что самым оптимальным является поведение руководителя, ориентированное на человека [7, С.125].
в) двухмерная трактовка Р. Стогдилла;
Работы экономических групп в университете штата Огайо поставили под сомнение концепцию строгого разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Стогдиллом была разработана система, согласно которой поведение руководителя классифицируется по двум дополняющим друг друга отношениям: структуре и вниманию к подчиненным.
Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия и контакта между руководителем и подчиненным. Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что классификация не безупречна [7, С.125].
г) управленческая решётка Блэйка и Мутона.
Концепция университета штата Огайо была модифицирована Блэйком и Мутоном, которые, ранжируя "заботу о человеке" и "заботу о производстве" по 9-ти бальной шкале, выделяют 5 основных стилей руководства, представленных в рис 1.1
1-1 – «страх перед бедностью» - руководителю требуется минимум усилий, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
1-9 – «дом отдыха» - руководитель сосредоточен на теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9-1 – «авторитет-подчинение» - руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, не обращая внимания на моральный настрой подчиненных.
5-5 – «организация» руководитель находит баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9-9 – «команда» Руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации, что обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность [7, С.126].
степень учёта интересов людей |
|
|
||||||||||
|
|||||||||||
|
|
||||||
|
Рис. 1.1 Управленческая решетка Блэйка и Мутона
1.3.2 Теории ситуационного подхода
Неспособность исследователей найти постоянную зависимость между стилем руководства и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действует один или более факторов. Чтобы найти эти факторы, исследователи вынуждены были обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на всю ситуацию [5, С.246].
а) теория Фидлера;
Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие всей теории лидерства, так как она впервые сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя: отношения между руководителем и членами коллектива, структура задачи, должностные полномочия.
Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль руководителя остается в принципе неизменным, а так как человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, то его необходимо помещать в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят стабильному стилю руководства. Это обеспечит баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, что ведёт к высокой производительности и удовлетворенности [5, С.246].
б) теория Митчела и Хауса;
Данная теория называется "путь - цель" и пытается дать объяснение тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворённость и производительность труда подчиненного. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей: разъяснение того, что ожидается от подчиненного; поддержка, наставничество, устранение помех; направление усилий подчиненных на достижение целей; удовлетворение потребностей подчиненного, когда цель достигнута.
В основу модели Митчел и Хаус заложили следующие стили руководства: стиль поддержки, ориентированный на человеческие отношения; инструментальный стиль, ориентированный на задачу; стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение подчиненными поставленных перед ними задач.
Стиль руководства, согласно этой модели, зависит от двух ситуационных факторов: личных потребностей подчиненных (самоуважение, автономия, принадлежность, самовыражение) и требований и воздействий со стороны внешней среды (убежденность влиять на окружающих) [5, С.247].
в) теория жизненного цикла;
П. Херси и К. Бланшар разработали теорию, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от "зрелости" исполнителей. Зрелость подразумевает способность нести ответственность за своё поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Понятие зрелости является характеристикой конкретной ситуации. Выделяется четыре стиля лидерства, соответствующих определённым уровням зрелости подчиненных. Стиль "давать указания" ориентирован на задачу и годится для персонала с низким уровнем зрелости. Стиль "продавать" ориентирован в равной мере как на задачу, так и на человеческие отношения с подчиненными средней зрелости. Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, характеризуется умеренной высокой степенью зрелости, когда подчиненные могут нести ответственность, но в полной мере отвечать за выполнение задачи не хотят. Стиль "продажа" характеризуется высокой степенью ориентированности на задачу, когда подчиненные, благодаря своей зрелости, умеют нести ответственность [5, С.247].
г) модель Врума – Йеттона.
Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений, а также от характеристик ситуации или проблемы.
Автократичные стили: А I - Вы сами решаете проблему и принимаете решение; А II - Роль Ваших подчиненных в принятии решений - предоставление необходимой информации, а не поиск решений.
Консультативные стили: С I - Работаете со своими подчиненными индивидуально, не собирая их в группу. Ваше решение не отражает влияние ваших подчиненных; С II - Вы работаете с коллективом, но Ваше мнение может не отражать мнение коллектива.
G II - стиль полного участия: совместное решение проблемы.
Для оценки конкретных ситуаций Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация "подчиненные - руководитель", а также модель дерева решений. Фокус данной модели - на принятии решений, но всё же и она подчёркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчинённых. [5, С.248].
II ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда, производственная среда, артистическая и т.д.) [1, С.436].
В данной курсовой работе понятие «социальная среда» рассматривается как место жительства человека, поэтому будет разбито на понятия «городская среда» и «деревенская среда».
Воспитание и развитие человека происходят под влиянием социальной среды, социальное воспитание помогает человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». [2, С.28].
Городская среда – это не только физическое окружение, но и уровень развитости информационного обмена, характер господствующей символики, отношение человека к ближайшему социальному окружению. Эта среда, особенно в условиях многомиллионного мегаполиса, открывает множество перспектив и возможностей, в то же время требует от человека максимум осмотрительности, способности к психофизической, интеллектуальной и социальной адаптации в постоянно меняющихся условиях, ситуациях.
Условия жизни в крупном городе – городское пространство, предметный мир, плотность населения, внутригородские связи – имеют важные психологические, социальные и культурные последствия. Изучены как позитивные, так и негативные последствия жизни в крупном городе. В частности, принято считать, что высотные дома, однообразие застроек, большие пространства вызывают ощущение затерянности и дискомфорта; увеличение плотности населения наряду с усложнением личностных отношений и пребывание в толпе вызывают беспокойство, раздражительность, агрессивность. Вынужденные контакты с соседями, в городском транспорте и других местах формируют потребность в уединении. А коллективные формы обучения, воспитания, работы порождают необходимость в самозащите, отстаивании собственных интересов и независимости, в том числе с помощью физической силы или психологического воздействия, способствуют формированию группировок [3, С.34].
Маленькие города, села и деревни отличаются большей консервативностью ценностей, большим почетом традиций, что и «усваивают» проживающие там подростки. Жители деревень и сел оказываются наименее радикальными в плане «открытости новому». Наглядно предстают средства воздействия сельской общины на личность: обычаи, традиции, коллективный труд, праздники, общественное мнение и мнение соседей, авторитет стариков. Человек в деревне не часто находится в окружении большого количества людей и при этом не чувствует себя одиноким. Его в течение дня не окружают тысячи людей, которых он не знает и которые не знают его. В деревне общение носит менее анонимный и менее широкий характер по сравнению с городом. В деревне все знают друг друга лично и с разных сторон. Человек может одеваться как угодно, но односельчане видят, сколько у него во дворе домашних животных и каких размеров его дом, знают, как его семья питается. Жители крупных городов часто свысока смотрят на скромно и немодно одетых сельчан, но те, попадая в города, часто также свысока смотрят на своих городских родственников, экономящих на питании [3, С.35].
К сожалению, информации, касающейся влияния социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств, в просмотренных источниках найдено не было. Но тем самым, выбранная нами тема курсовой работы, становится еще более интересной и увлекательной. Рассмотрим, как городская и деревенская среды могут влиять на человека.
2.1 Влияние социальной среды на человека
Деструктивное влияние городской среды на человека.
Большое скопление людей в мегаполисах несет с собой много трудностей, деформирует личность и отрицательно сказывается на психологическом состоянии человека. Жизнь в крупном городе необратимо меняет человека, также меняются его психологические особенности, весь внутренний мир, меняется сложившийся образ жизни и вся система ценностей. Из поколения в поколение люди привыкли жить сообща, объединяясь в большие и малые группы, так как только вместе люди могли выжить в этом сложном, полном опасностей мире. Именно принадлежность человека к определенным группам и к обществу в целом определяет его сущность. Данная установка заложена в самой природе человеческих отношений, в психологии человека, что во многом служит источником как психологического, так и физического здоровья человека. И попадая в крупный город получается что на сравнительно небольшом участке находится огромное сосредоточение людей, каждый из которых живет сам по себе и сам для себя, его не интересуют окружающие люди. Люди обычно не знают, кто живет с ними в одном доме или даже на одной лестничной клетке. В мегаполисе, где постоянно движутся большие потоки людей, отдельно взятый человек становится не интересен окружающим, как бы безличен. И со временем он тоже начинает рассматривать окружающих его людей как безликую толпу. И в этой толпе он становится совершенно одиноким. Данному обстоятельству также способствует и то, что мы совершенно перестали общаться, мы не находим времени для обыденного общения с окружающими, мы значительно реже стали встречаться с друзьями и родственниками. Нам гораздо проще и быстрее поговорить с ними по телефону, послать письмо по электронной почте или отправить sms-сообщение. Но если задуматься ни одно из имеющихся на сегодняшний день средств связи не сможет заменить нормального человеческого общения. Чтобы как-то возместить эту нехватку в общении люди стремятся объединиться в разного рода группы, сформированные по внешним признакам – пол, возраст, этнос, религия. В качестве одного из таких примеров можно привести разного рода секты, в которых люди стремятся найти то, чего им не хватает в обыденной жизни. Одним из таких важных составляющих является общение.
Человек, живущий в мегаполисе, находится в постоянном противостоянии, борьбе с городской средой. Неосознанными формами противостояния в молодежной среде являются – преступность, наркомания, пьянство, хулиганство, которые являются формами проявления протеста против городской реальности.
Таким образом, подводя итог всего выше изложенного, следует отметить, что мегаполисы, в том виде, в котором они существуют в настоящий момент – являются одним из проявлений глобального кризиса, не только этих отдельно взятых городов, но и всего человечества в целом. И основа данного кризиса состоит в несоответствии природы человека, основных его ценностей и потребностей и того образа жизни, которых характерен для мегаполисов. Человек должен научиться жить в мегаполисах не в ущерб самому себе, а во благо для себя и будущих поколений [10, С.93].
Конструктивное влияние городской среды на человека.
Человек в городе преодолевает кажущуюся ему естественной связь с ограниченным ареалом, расширяет свои потребности и кругозор, изучается осмысливать свои проблемы в связи с проблемами общего характера. Личность в городе приобщается к более развитому, масштабному мышлению, поднимается над проблемами ограниченного сообщества. Развитие абстрактного мышления, способности решать свои проблемы на основе общих принципов, знания абстрактных законов, нравственных норм, логики и т.п., понимания ценностей не только зримого и единичного, но скрытой всеобщности, является важным условием повышения интеллектуального уровня горожан, предпосылкой возрастания влияния науки на массовое сознание, на образ жизни. Оборотная сторона способности мыслить абстрактно, т.е. способности осваивать реальность через интеллектуальные формы мышления, неотделима от способности горожан постоянно конкретизировать свои знания, представления. Это жизненно важно для решения всех сложных проблем в сложном динамичном мире. Эта черта приобретает особо важное значение в связи с очаговым характером инноваций, каждого акта качественного развития. Эта способность неотделима от способности любого субъекта концентрировать свое внимание на фокусном направлении, подчинить все, т.с. технологические, организационные отношения, культуру и знание условий и средств новой задаче.
Для города, идущего от традиционализма к господству либерализма, характерна способность изменять социальные, организационные отношения в соответствии с изменяющимися проблемами, в соответствии со стремлением повысить эффективность любой из форм деятельности. Эта способность органически связана с уровнем мышления, для которого характерно постоянное взаимопроникновение движения мысли от абстрактного к конкретному и движение от конкретного к абстрактному. Это открывает возможность устанавливать новые связи, создавать новые организации, формировать и совершенствовать гибкие, подвижные организации. В связи с напряженностью, идущей от урбанизации, в городе открывается возможность для развития людей, способных концентрировать свои усилия на фокусных направлениях, на постоянном изменении этик фокусных направлений.
Важной особенностью города является динамизм. Он выражается прежде всего в активности людей. Для городов характерна способность ассимилировать изменения самих отношений. Для города характерно постоянное стремление переделывать то, что уже раньше было сделано, но теперь не удовлетворяет более высоким потребностям воспроизводства. Специфика города заключается в постоянной деятельности, направленной на организацию того, что уже раньше было организовано, на постоянную организацию себя, своих собственных отношений.
Для городских отношений характерна возрастающая сложность, способность людей постоянно ее преодолевать, совершенствуя социальные, планировочные, технические, культурные и т.п. аспекты жизни города.
Город носит свойственный характер. Город - это прежде всего городские отношения, отвечающие сути города как специфического социокультурного феномена, определенного сообщества, отличного от других, прежде всего деревни.
Горожанин приспосабливается к среде и одновременно ее изменяет в рамках своей деятельности разнородные, подчас противоположные элементы жизни, различно локализованные формы деятельности [10, С.95].
Влияние деревенской среды на человека
Люди в деревне сильно отличаются историей своей индивидуальной жизни и выполняют так много различных функций, что делать какую-то одну функцию более существенной кажется уже не столь само собой разумеющимся. Вместо этого люди в деревне признаются как индивидуальности.
Они проявляют себя в своем характере, а не в отдельных ролях. Роли не закреплены, они могут исполняться разными лицами и исполнителей можно вычислить. Характеры тоже поддаются качественной оценке, но их не взять напрокат. Они принадлежат совершенно определенному индивидууму, вполне определенной личности.
Жизнь в деревнях зависит от людей, которые проявляют в своей деятельности необыкновенно высокую меру ответственности, особенно в отношении тех, кто живет с ними в семье.
В деревнях есть определенные группы людей, имеющих возможность приобрести больше влияния, чем другие. Важную роль играет, например, возраст. И в этом деревни отличаются от остального мира. Ритм деревенской жизни, постоянное возвращение всех событий делают опыт ценным преимуществом. Те, у кого позади долгая жизнь, обладают бесценным запасом знаний, в деревне это имеет большое значение: ограничить использование опасной техники значит ограничить ее притягательную силу для отважных молодых людей с их предприимчивостью; совместное руководство жизнью препятствует опрометчивому выставлению напоказ материального успеха; особо важное значение, придаваемое учебе, относится к изучению не только новейших явлений, но и вечных проблем.
Семья занимает значительное место, и в центре многих разговоров стоят проблемы домашнего хозяйства. В деревнях наибольшее влияние оказывают те лица, которые умеют соединить выполнение конкретных требований ведения домашнего хозяйства и работы с очень энергичным стремлением в течение всей жизни приобретать познания в области искусств и литературы, что в деревенских объединениях считается очень важным.
Жизнь в деревенском объединении имеет определенное сходство с жизнью семьи. При этом все же элементы как традиционной, так и современной семьи соединяются в совершенно новой форме. Жизнь в деревне сходна с традиционной семьей тем, что общими узами связано большое число ее членов. Семейные объединения довольно велики, и каждая деревня может считаться еще большим единством разветвленных родственных связей. Так, например, небольшие праздники происходят в отдельных домах, а большие открыты для всех жителей деревни. Рождение ребенка вызывает всеобщий интерес, а крещение представляет собой такое большое общественное событие, что на празднование приглашается вся деревня. То же относится к свадьбам и погребениям. В деревнях семейная жизнь не скрывается: все жители принимают в ней участие.
Аналогия же с современной семьей заключается в антиавторитарной структуре, в некоторых семейных объединениях, правда, отец семейства (или чаще мать семейства) действительно играют главную роль, но с местом главы семьи вряд ли связаны какие-либо привилегии. В отдельных случаях можно наблюдать некие роли "пап или мам", при этом речь идет о членах семьи, которые больше способствуют выполнению обязанностей остальными, чем они, собственно говоря" должны были бы делать.
В социальных системах с тесным переплетением связей имеются тысячи возможностей выразить неудовольствие. Они используются также и в деревнях. И там они еще действеннее, чем обычно, потому что меньше возможностей спрятаться. Так, например, внутренняя дистанция ощутимее, потому что большинство людей, до которых есть дело, постоянно вблизи. Нет возможности избежать встреч, которые больше не являются настоящими встречами. В деревнях нет обычных предпосылок, дающих возможность избежать неофициальных санкций.
Люди, которые приезжают в деревни, часто удивляются дружеской, перемежающейся моментами тишины атмосфере, которая там царит. В известной мере их впечатление соответствует действительности, что не должно означать, будто жизнь в деревне - сплошной покой. Когда живут, так близко друг от друга, отдельные партии приобретают огромную важность друг для друга. Кипят чувства любви и ненависти. Собственно, удивительно, что взрывы не происходят чаще. Отчасти это объясняется, вероятно, ритмом жизни деревень. Если возникают конфликты и накапливается гнев, это приводит, естественно, к разрядке. Также происходит и в деревнях [17, С.156-158].
2.2 Влияние социальной среды на дружеское общение городских и сельских школьников
Сельская школа в большей мере, чем городская, концентрирует в себе дружеские связи своих воспитанников: удельный вес внешкольных дружб здесь ниже, чем в городе. В сельской школе значительно больше развиты межклассные контакты (у городских школьников доля друзей - соучеников по школе, но не одноклассников составляет меньше 4%, а у сельчан - 23%). Встречи друзей здесь чаще происходят в общественных местах, роль домашних условий и улицы (двора), высокая в условиях города, снижается. У сельских юношей удельный вес встреч с друзьями в общественных местах втрое, а с друзьями противоположного пола вчетверо выше, чем у городских. Та же тенденция наблюдается у девушек. Диапазон выбора друзей, равно как и способов общения с ними, на селе значительно уже, чем в городе.
Сельские ученики реже городских ощущают дефицит дружеского общения. Они чаще горожан положительно отвечают на вопрос о распространенности "настоящей дружбы", выше оценивают сплоченность своих классных коллективов. Казалось бы, это подтверждает мысль о большей экстенсивности "городской" дружбы. Однако, если сопоставить ценностные критерии дружбы городских и сельских школьников, такой вывод оказывается под вопросом. У городских школьников акцент на психологической близости с другом (мотив понимания) выражен гораздо сильнее, чем у сельских (разница составляет 15% у юношей и 25% -у девушек). Кроме того, отношения с окружающими, включая и родителей, более удовлетворяют сельских школьников, чем городских ребят. Хотя ранг отдельных значимых лиц по всем трем шкалам психологической близости (понимания, доверительности и легкости в общении) в деревне тот же, что и в городе (на первом месте стоит друг, затем - мать, отец и т. д.), все оценки здесь сдвинуты к положительному полюсу.
На фоне высоких оценок, которые сельские ребята дают своим отношениям со взрослыми, психологическая близость с ближайшим другом выделяется не так резко, как в городе, да и сама роль друга кажется менее исключительной. У сельских юношей реже встречается "парная" дружба (15,6% против 23,4% в городе) и чаще - экстенсивная дружба, объединяющая свыше пяти друзей (20% против 12% в городе).
Однако видимость большей психологической близости сельских старшеклассников с родителями может объясняться не только и не столько большей фактической открытостью или меньшей рефлексивностью сельчан, сколько влиянием определенных культурных стереотипов. Сельский школьник может быть даже менее откровенен с родителями, чем его городской сверстник. Ведь в крестьянских семьях психологическая дистанция между детьми и родителями по традиции поддерживается строже, чем в городских, особенно интеллигентских. Но, заполняя анкету, даже анонимную, он, возможно, не рискует проявить "непочтительность" к старшим, тогда как городской школьник рад подчеркнуть свою "независимость". Чтобы проверить эту догадку, необходимо дополнить шкалы психологической близости каким-то объективным измерением интенсивности и доверительности общения подростков с родителями в разных социально-культурных средах [13, С.36].
III ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Целью проведенной исследовательской работы являлось выявление различий в проявлениях лидерских качеств у студентов, живущих в городе и у студентов, приехавших из сельских местностей.
Для достижения поставленной цели нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблематике: рассмотрены сущность и содержание понятия лидерства, основные теории и подходы к его изучению. Также мы рассмотрели каким образом социальная среда может влиять на развитие уровня различных качеств человека. Нами был произведен подбор необходимых методик и проведено экспериментальное исследование.
Объектом нашего исследования являлись студенты Сибирского Института Бизнеса, Управления и Психологии и Сибирского Государственного Технологического Университета.
Предметом исследования являлось влияние социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств.
На основании выбранной нами темы исследования мы выдвинули гипотезу о том, что уровень развития лидерских качеств студентов, живущих в городе, превышает уровень развития лидерских качеств студентов, приехавших из сельской местности.
3.1 Описание методики для определения уровня развития лидерских качеств
Для определения уровня развития лидерских качеств нами была выбрана методика «Лидер». Данная методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером [11, С.512].
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.
Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.
Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера на среднем уровне.
Если сумма баллов оказалась в промежутке от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
Наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
Бланк методики представлен в приложении 1.
3.2 Формирование выборки испытуемых
В исследовании принимали участие 7 студентов Сибирского Института Бизнеса, Управления и Психологии и 23 студента Сибирского Государственного Технологического Университета г. Красноярска. Для удобства обработки результатов каждому студенту был присвоен номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента он фигурировал под ним. Перед началом эксперимента мы произвели разбиение всех испытуемых на две группы: в первую группу вошли студенты, всю жизнь прожившие в городе, во вторую - студенты, приехавшие из сельской местности.
Результаты представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1
Формирование выборки
Студенты, всю жизнь прожившие в городе |
Студенты, приехавшие из сельской местности |
||
Ф.И.О. |
Место жительства |
Ф.И.О. |
Место жительства |
1. Буранова Л. |
г. Енисейск |
1. Владимирова Ю. |
п. Решоты |
2. Вырупаева Е. |
г. Абаза |
2. Волкова И. |
с. Нахвальское |
3. Гитова А. |
г. Красноярск |
3. Головина И. |
с. Ирбейское |
4. Горенчук Е. |
г. Красноярск |
4. Гузенкова Е. |
с. Ирбейское |
5. Дутова О. |
г. Кодинск |
5. Димитрович Л. |
п. Балахта |
6. Замулина Н. |
г. Саяногорск |
6. Муравьева К. |
п. Решоты |
7. Зудихина Е. |
г. Саяногорск |
7. Обмоина А. |
п. Уяр |
8. Колесниченко А. |
г. Канск |
8. Пац Е. |
п. Богучаны |
9. Курганова В. |
г. Новосибирск |
9. Пономаренко Р. |
п. Павловщина |
10.Майнагашева О. |
г.Шира |
10. Тимофеева А. |
п. Ния |
11. Михайленко С. |
г. Абакан |
11. Терлецкая В. |
п. Козулька |
12. Насырова Н. |
г. Красноярск |
12. Хомченко А. |
п. Ния |
13. Палатькина Е. |
г.Абакан |
13. Чеботарева И. |
п. Емельяново |
14. Пермякова В. |
г. Енисейск |
14. Чубарева Н. |
п. Козулька |
15. Самойлова А. |
г. Красноярск |
15. Шутова Я. |
п. Таскино |
3.3 Проведение диагностики
Испытуемым обеих групп было предложено ответить на вопросы методики «Лидер». Время выполнения работы не ограничивалось. В инструкции к методике было указано отметить Ф.И.О., возраст и место жительства.
По окончании интерпретации данных нами были выявлены следующие результаты, представленные в таблице 3.2
Таблица 3.2
Индивидуальные значения уровня развития лидерских качеств в выборках студентов, живущих в городе и студентов, приехавших из сельской местности
Студенты, всю жизнь прожившие в городе |
Студенты, приехавшие из сельской местности |
||
Номер студента |
Показатель уровня развития лидерских качеств |
Номер студента |
Показатель уровня развития лидерских качеств |
1. |
33 |
1. |
27 |
2. |
31 |
2. |
31 |
3. |
29 |
3. |
22 |
4. |
35 |
4. |
26 |
5. |
32 |
5. |
28 |
6. |
35 |
6. |
23 |
7. |
30 |
7. |
30 |
8. |
27 |
8. |
25 |
9. . |
32 |
9. |
29 |
10. |
34 |
10. |
32 |
11. |
36 |
11. |
28 |
12. |
32 |
12. |
20 |
13. |
34 |
13. |
29 |
14. |
29 |
14. |
26 |
15. |
31 |
15. |
30 |
3.4 Математическая обработка данных
Для обработки данных нашего исследования мы использовали Q-критерий Розенбаума.
Данный критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой выборке должно быть не менее 11 испытуемых.
Это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по какому-либо признаку. Критерий применяется в тех случаях, когда данные представлены, по крайней мере, в порядковой шкале. Признак должен варьироваться в каком-то диапазоне значений, иначе сопоставления с помощью Q-критерия просто невозможны [16,С.42].
Данный критерий имеет несколько ограничений:
1. Измерение должно быть проведено в шкале порядка, интервалов или отношений.
2. Выборки должны быть независимыми.
3. В каждой выборке должно быть не менее 11 наблюдений.
4. Интервалы разброса значений в двух выборках не должны совпадать.
В соответствии с выбранной нами темой мы выдвигаем две экспериментальные гипотезы:
Н0: студенты, живущие в городе, не превосходят студентов, приехавших из сельской местности, по уровню развития лидерских качеств.
Н1: студенты, живущие в городе, превосходят студентов, приехавших из сельской местности, по уровню развития лидерских качеств.
Алгоритм подсчета критерия Q Розенбаума представлен в приложении 2
При подсчете результатов мы получили следующие данные: Qэмп (12) > Qкрит (9) (р<0,01), значит Н0 отклоняется. На основании проведенной нами математической обработки данных с помощью непараметрического критерия Q Розенбаума, мы можем говорить о подтверждении гипотезы Н1.
Это значит, что с вероятностью 0,01 студенты, живущие в городе, превосходят студентов, приехавших из сельской местности, по уровню развития лидерских качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной нами исследовательской работы мы выяснили, что развитие лидерских качеств во многом зависит от социальной среды. Лидерская устремлённость способствует самореализации, самовыражению в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия человека с другими людьми. Обладая творческим потенциалом и сильным характером, человек - лидер постоянно находится в поиске интересных дел, увлекательных событий, которые преобразуют окружающую действительность. Он не останавливается на достигнутом; подчиняя свою и чужую волю, добивается поставленной цели. Он интересен, неповторим, увлекателен. Нестандартность мышления и жажда нового являются самыми продуктивными качествами творческой личности. И как свидетельствует жизнь, лидерский склад ума приносит плоды как в будущем, так и в настоящем. Способность увлечь за собой сверстников в группе или вне её чаще предвосхищает успехи во взрослой жизни. Студенты - лидеры наиболее инициативны, они первыми начинают выполнять задание, уверены в себе, много улыбаются, выглядят довольными собой, им всё интересно. Таким образом, уверенность в себе, инициативность, разносторонний интерес - это те интегративные качества, которые определяют самоценную активность человека и характеризует его способность преодолевать преграды, отыскивать новые пути, проявлять не только индивидуальное творчество, но и объединять других людей в решении творческих задач.
Для практического подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено исследование с целью выявить влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств.
Для исследования была подобрана методика «Лидер», целью которой является выявление уровня развития лидерских качеств.
При обработке результатов нами был использован непараметрический критерий Q-Розенбаума.
Анализ результатов показал, что в группе студентов, живущих в городе, средний показатель уровня развития лидерских качеств равен 32 баллам, а средний показатель уровня развития лидерских качеств студентов, приехавших из сельской местности, равен 27 баллам.
В сравнительном анализе при помощи критерия Розенбаума мы установили, что уровень развития лидерских качеств студентов, живущих в городе, превышает уровень развития лидерских качеств студентов, приехавших из сельской местности.
Таким образом, изначально выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Действительно, социальная среда влияет на уровень развития лидерских качеств, что и было доказано в данной работе на практическом примере.
Результаты нашего исследования могут быть полезны родителям, психологам и педагогам.
Главная причина, из-за которой люди не способны быть хорошими лидерами это недостаток уверенности в себе. Даже обладая задатками лидера нельзя им стать, если ты не уверен в себе и в том, что тебя послушают другие и поймут.
Именно поэтому можно посоветовать, не стесняясь предлагать свои идеи, ведь никто не исключает, что они могут оказаться намного перспективней и удачней чем у более уверенных в себе людей.
Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству. Чем больше вы будете пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее станете приходить к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые вами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от вашего лидерства. Учитесь вести людей за собой - не только ради себя, но и ради тех, кто следует за вами. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня [8, С.92].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь / Т.34. - СПб.: Миля, 1896. -
664с.
2 Будякина М.П. Социальная психология. СПб.: Питер, 2003.- 97с.
3 Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях. М.: Радуга,
1994. – 56с.
4 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для ВУЗов. –
2 изд., доп. – СПб.: Питер, 2003. – 319с.
5 Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Аспект-пресс, 2001. – 324с.
6 Журавлев А.Л. Стиль руководства и организация соревнования. М., 1977. –
178с.
7 Карлоф Б. Вызов лидеров. М.: Дело, 1996. – 302с.
8 Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства. М.: МГУ, 1985. –
214с.
9 Кудряшова Е.В.Управление, лидерство, менеджмент: история, теория,
практика. – Архангельск: Дело, 2001. – 136с.
10 Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной
НТР.//Философия и социальная психология. СПб.: Наука, 1999.- 136с.
11 Немов Р.С. Психология. Кн. 3: Психодиагностика. 3-е изд.- М.: ВЛАДОС,
1998. – 632с.
12 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль,
1971.– 458с.
13 Прохоров А.О. Особенности взаимодействий подростков // Психологический
журнал. №1. М.: ЗАО «Журнал-эксперт», 2002.- 54с.
14 Райгородский Д. Психология и психоанализ власти / Т. 1. Хрестоматия. –
Самара: ИД “БАХРАХ”, 1999. – 607с.
15 Роббер М. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. – 80с.
16 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.:
ООО «Речь», 2001. – 350с.
17 Слоним А.Д. Среда и поведение. Л.: Наука, 1976.- 212с.
Приложение 1
Ф.И.О.______________________________________
Дата рождения_______________________________
Место жительства____________________________
Ответьте, пожалуйста, на предъявленные ниже вопросы,
выбирая ответы «да» или «нет»
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да, б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да, б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да, б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да, б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
а) да, б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да, б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да, б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да, б) нет.
Продолжение приложения 1
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
а) да, б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
а) да, б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да, б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да, б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да, б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да, б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
а) да, б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
Продолжение приложения 1
17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да, б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да, б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да, б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да, б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да, б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да, б) нет.
Продолжение приложения 1
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
а) да, б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да, б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный, б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а) да, б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да, б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
а) да, б) нет.
Продолжение приложения 1
36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен, б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
а) да, б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
а) да, б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да, б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
а) да, б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?
а) введу нужные изменения немедленно;
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да, б) нет.
Окончание приложения 1
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да, б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
а) да, б) нет.
47. Кем вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
а) да, б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша.
а) да, б) нет.
Большое спасибо за участие!
Приложение 2
Алгоритм подсчета критерия Q Розенбаума
Шаг 1. Упорядочим значения в обеих выборках. Данные представим в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Упорядоченные по убыванию уровня развития лидерских качеств ряды индивидуальных значений в двух студенческих выборках
1 ряд – студенты, всю жизнь прожившие в городе |
2 ряд – студенты, приехавшие из сельской местности |
36 |
|
35 |
|
35 |
|
34 |
|
34 |
|
33 |
|
------------------------------------------------------------------ 32 |
----------------------------------------------------------------- 32 |
32 |
|
32 |
|
31 |
31 |
31 |
|
30 |
30 |
30 |
|
29 |
29 |
29 |
29 |
28 |
|
28 |
|
27 |
27 |
----------------------------------------------------------------- |
---------------------------------------------------------------- |
26 |
|
26 |
|
25 |
|
23 |
|
22 |
|
20 |
|
Продолжение приложения 2
Шаг 2: По виду расположения значений признака выдвигаем нулевую и альтернативную гипотезы.
Н0: студенты, живущие в городе, не превосходят студентов, приехавших из сельской местности, по уровню развития лидерских качеств.
Н1: студенты, живущие в городе, превосходят студентов, приехавших из сельской местности, по уровню развития лидерских качеств.
По виду альтернативной гипотезы делаем вывод, что критическая область (отвержения Н0 и принятия Н1) правосторонняя.
Шаг 3: Вычисляем количество элементов, попавших в «хвосты» S1 и S2.
По таблице 3.3 определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда S1=6.
Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда S2=6.
Шаг 4: Вычисляем эмпирическое значение Qэмп по формуле:
Qэмп = S1 + S2 = 6+6 = 12
Шаг 5: По таблице находим критические значения Q для n1=n2=15 при уровнях значимости р=0,05 и р=0,01 [16, С.315].
Qкрит = 7 (р<0,05)
Qкрит = 9 (р<0,01)
Ясно, что чем больше расхождение между выборками, тем больше величина Q. Н0 отклоняется при Qэмп > Qкрит, а при Qэмп < Qкрит мы будем вынуждены принять Н0.
Окончание приложения 2
Шаг 6: построим ось значимости на которой отметим две критические точки и значение Qэмп.
SHAPE * MERGEFORMAT
7 |
9 |
? |
… |
Q0,05 |
Q0,01 |
Qэмп |
12 |
Qэмп =12> Qкрит =9 (р<0,01), значит Н0 отклоняется.