Влияние соционического типа на профессиональную деятельность специалиста
Содержание
1 Социотип человека как основа выбора профессии. 6
1.1 Социотипы и их особенности. 6
1.2.1 Социотипы в сферах деятельности. 9
1.2.2 Деловые качества социотипов. 14
2 Эмпирическое исследование. 18
2.1 Методический инструментарий и ход исследования. 18
2.2 Анализ полученных результатов. 20
Выводы по 2-ой главе и рекомендации. 21
Список использованных источников. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А Задание на курсовую работу. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица социотипов. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест И. Вайсбанда. 28
Введение
Для написания курсовой работы мной была выбрана тема: «Влияние соционического типа на профессиональную деятельность специалиста», потому что эта проблема актуальна в современном обществе.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что многие люди заняты “не своим делом”. Человека занятого “не своим делом” узнать не сложно. Всем нам приходилось сталкиваться с мрачными и неразговорчивыми врачами, у которых каждую рекомендацию по лечению болезни приходилось “тащить клещами”. Или забегая по пути домой в магазин за продуктами, наталкивались на грубость продавцов. А сколько мучаются директора фирм со своими необязательными бухгалтерами и секретарями, которые вечно все путают и забывают на ходу.
Что мы делаем в подобных случаях? Возмущаемся, критикуем. Но поставим себя на место этих людей. На минуту представим, что от природы замкнутого человека заставляют целый день общаться, находить индивидуальный подход к людям, проявлять заботу и внимание. И наоборот, эмоционально подвижному человеку часы и дни напролет нужно корпеть над балансом. Разумеется, нам не захочется идти на неподходящую работу. Уже с утра мы будем испытывать усталость и раздражение. А к вечеру опостылевшая работа настолько измотает, что в душе не останется ничего, кроме ноющего изнеможения. [2]
Чтобы этого не произошло, люди должны быть правильно сориентированы на выбор профессии. Возможно не совсем модной, зато подходящей к психологическому типу личности. Главное - усвоить такую истину: добиться желаемого от себя и от других можно только при условии, что ты окажешься в жизни на своем месте, а не на чужом. В "чужой колее" человек не может состояться как личность и как профессионал. [6]
В данной курсовой работе будет рассказано о том, какие существуют социотипы и какие профессии им лучше выбирать. Объектом исследования является социотип человека, а предметом – влияние социотипа на профессиональную деятельность.
Цель исследования: выявить влияние социотипа на успешность выполнения того или иного вида профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данной теме;
2) Подобрать методики для исследования;
3) Выявить социотип у испытуемого;
4) Установить влияние социотипа специалиста на успешность выполнения определенного вида профессиональной деятельности;
Научная актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния соционического типа человека на профессиональную деятельность до конца не изучена.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены для проф. ориентации людей – зная социотип человека, можно предположить в какой профессии он сможет себя полностью реализовать. Также это актуально в педагогическом процессе, организациях: при обучении и приеме на работу необходимо учитывать социотип человека.
1 Социотип человека как основа выбора профессии
1.1 Социотипы и их особенности
В основе данной курсовой работы лежит такая наука как соционика.
Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром. Она основана на теории психологических типов К.Г. Юнга и имеет большое значение для применения в определении профессиональных склонностей людей. В США при поступлении на работу люди указывают свой психологический тип в резюме. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Помогает это и самим людям определить для себя наилучшую сферу приложения сил. [2]
Согласно соционической концепции, психика разных людей может быть представлена в виде шестнадцати возможных вариантов восприятия и обработки информации. Люди, относящиеся к одному и тому же типу, демонстрируют достаточно типичное поведение в тех или иных ситуациях, а также руководствуются одинаковыми мотивами, решая определенные задачи. [1]
Соционика выделяет у каждого человека следующие признаки: экстраверсия – интроверсия; рациональность – иррациональность; логика – этика; интуиция – сенсорика. Если для человека точно определить, какими признаками он обладает, то можно определить его социотип. Правильное определение социотипа дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз деловой карьеры [7]. Как уже указывалось выше, всего социотипов существует шестнадцать видов. Все шестнадцать видов можно представить в таблицу (Приложение Б).
Теперь кратко охарактеризуем каждый из признаков.
1) Экстраверты и интроверты
Внимание экстравертов направлено преимущественно во внешний мир. Они
воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Замечать новые объекты для экстраверта естественнее, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним [6].
Интроверты обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Себя ему понять гораздо легче, чем других. Интроверт способен спокойно обходиться без обратной связи с другими, ведь он ценен сам для себя. Письменная речь дается им легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства [4].
2) Рационалы и иррационалы
Рационалы, ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое суждение по главным жизненным вопросам. Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные поговорки, фразы: «Капля камень точит», «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца», «Ну, подведем итоги».
Иррационалы ориентированны на непосредственное восприятие, стремятся построить свой взгляд на мир, увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. В отличие от рационалов, иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила – впечатление. Они чаще доверяют внутренним ощущениям. Характерные фразы, поговорки: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет» [6].
3) Логики и этики
Логики живут в «неодушевленном» мире объективных законов. Их чувства подчинены разуму. Они никогда добровольно не будут делать то, что считают неправильным, нелогичным [4]. Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «Внесем ясность», «Эффективное доказательство», «Проанализируем детали», «Обдумаем решение», «Нужно (ненужно) для дела», «Заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д. [6]
Этики погружены всецело в одушевленный мир человеческих отношений. Их главный советчик — сердце, а не разум [4]. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто используют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный [6].
4) Интуиты и сенсорики
Интуиция сортирует информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее, дает предсказание еще не случившихся событий. Сенсорика сортирует информацию в пространстве, это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости.
Люди сенсорного типа живут ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно.
Из-за неразвитого абстрактного мышления он не имеет чувства предвидения и надеется лишь на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».
Ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, они часто рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Уверенности в своей материальности им хватает лишь до тех пор, пока они смотрят в зеркало. Жизненная позиция: «Поживем – увидим».
Интуиты всю жизнь пытаются разобраться в себе, а сенсорики менее озабочены вопросами самокопания [5].
1.2 Выбор профессии
1.2.1 Социотипы в сферах деятельности
Знание своего соционического типа позволяет успешно выбирать дело по душе, избегать излишних трудностей. Рассмотрим, в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных социотипов. В целом, насчитывают четыре основные сферы деятельности: производственно – управленческая, социальная, гуманитарная и научно-исследовательская.
1) В производственно-управленческой сфере (такие профессии, как администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, рабочий, техник, мастер, хозяйственник) несомненными лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики. Этим типам свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Другие психологические типы не обладают таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и успешно завершить дело. В работе они опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Им можно поручать все виды работ, связанных с составлением графиков, всевозможных логических схем [2]. Они способны решить очень сложные технические вопросы. Главными объектами взаимодействия для них являются материалы, механизмы и ресурсы. Другой человек, скорее, воспринимается как производственный ресурс, носитель определенных профессиональных качеств - технических, экономических, управленческих или исполнительских качеств, чем самоценная личность. Они плохо понимают, что нужно принимать в расчет не только те возможности человека, которые необходимы для производства, но также учитывать его слабости и недостатки [10].
Они подходят к делу конкретно, оперируя, прежде всего фактами и цифрами. Они всегда опираются на результаты, взятые из практического жизненного опыта, а не гипотезы, теории и догадки. Они реалисты и практики. Больше доверяют испытанным на деле методам работы, чем экспериментам. Не любят отвлекаться на абстрактные теории и этические проблемы. Умеют руководить людьми, разбираются в их функциональных способностях. Придают значение материальным стимулам, созданию условий труда. Ориентируются на материальные ценности, отлаживание технологий, организацию производства. Их интересует контроль качества и учет спроса потребителя. Они следят за порядком, точностью и пунктуальностью в выполнении заданий. Считают главным компетентность, ясность в деталях, регламент и четкость.
Логико-сенсорным и сенсорно-логическим типам, являющимся конкретными материалистами и прагматиками, в классификации профессий Е.А. Климова соответствует сфера «человек-техника» (предмет труда – материалы и устройства).
Из представителей группы «производственников» получаются хорошие экономисты, руководители, строители, ремонтники, технологи, работники ОТК и служб материально-технического снабжения, кадровые военные и работники правоохранительных органов. Им больше всего подходит административно-хозяйственная и практическая деятельность с производственным уклоном или в сфере материального производства, ремонт и эксплуатация технического оборудования [4].
К этой группе относятся типы Инспектор, Лидер, Администратор, Мастер.
2) Социальную сферу (торговые агенты, PR-менеджеры, менеджеры по рекламе, артисты, религиозные или идеологические деятели, секретари) украсят представители тех типов, у которых сильны функции этики и сенсорики. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием возьмут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах [8].
Они направлены на решение проблем, связанных с удовлетворением человеческих потребностей преимущественно материального плана, связанных с современным понятием «потребительская корзина». Это понятие вмещает целый комплекс потребностей как первой необходимости – в пище, жилье, одежде – так и в дополнительных, входящих в систему инфраструктуры, в том числе, коммунальные службы, сервис, транспорт, организации сферы досуга и развлечений, здравоохранения и рекреации (отдыха и оздоровления) и т.п.
Все это – сферы, где успешно действуют сенсорно-этические и этико-сенсорные типы личности. Они предпочитает опираться на опыт - свой и других, а не экспериментировать, больше ориентированы на комфорт и благосостояние. Им понятны повседневные нужды людей, которые они стремятся удовлетворить. Они с удовольствием заботятся о здоровье, удобствах, внешнем виде и отдыхе окружающих, умеют интересно организовывать досуг и праздничные мероприятия. Любят ручную работу, практичны, реалистичны, расчетливы в делах. Их очень интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Обычно они держатся демократично, стремятся быть в ладу со всеми, делать приятное.
Сфера деятельности, которая охватывает людей с их повседневными потребностями, может быть описана через взаимосвязь «человек-человек». К ней относится сервис, спорт, досуг и развлечения, торговля и посредничество, работа в хозяйственной сфере с коммуникациями, а также руководящая работа с практическим уклоном [6]. Наиболее эффективными в этой социальной нише социалы, к которым относятся Посредник, Коммуникатор, Политик, Хранитель.
3) Гуманитарную сферу (воспитатели, учителя, психотерапевты, врачи, журналисты) смогут найти себя люди с сильными функциями этики и интуиции. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Они способны сопереживать, убеждать и чувствовать скрытые потребности людей [3].
Они объединяют в себе способность работать с образами и эмоциями, категориями этики и эстетики, без которых невозможны понятия Добра и Зла, Красоты, Истины, Правды и Любви. Их интересуют, прежде всего, высшие духовные потребности, которые находят выражение в искусстве, религии, философии, психологии. Их также интересуют все области знания о человеке и обществе, путях его развития, ценностях и нормах, мировоззрении и идеалах, одним словом, все то, без чего человеческая жизнь была бы бездуховной, лишенной высшего смысла.
К таким людям относятся этико-интуитивные и интуитивно-этические типы. Им лучше всего удается реализовать свой потенциал в сфере, которая может быть представлена взаимосвязью «человек-художественный образ».
Они много размышляют о духовных интересах людей, их отношениях и чувствах. Они исследуют духовный мир людей и нравственные ценности, интересуются новыми общественными течениями, и путями развития культуры. Их привлекают литература, искусство, театр. Они много размышляют о задачах нравственного воспитания подрастающего поколения, о возможностях развития способностей каждого человека. Они охотно помогают людям решать их этические проблемы. Им бывает трудно постоянно поддерживать дисциплину и порядок, контролировать выполнение заданий. Они склонны идти на компромисс в практических вопросах, но бескомпромиссны там, где дело касается идей и убеждений. Их мало интересуют материальные стимулы, контроль качества, улучшение условий труда и даже собственный комфорт.
Они успешно решают проблемы, связанные с повышением духовного и культурного уровня людей, разрабатывают философские, психологические, художественные идеи и концепции. Лучшая область применения усилий для них — это искусство, психология, языки, журналистика, педагогика [5].
К «гуманитариям» относятся такие типы, как Наставник, Лирик, Вдохновитель, Гуманист.
4) В научно-исследовательской сфере (все виды научной деятельности, а также программирование, аналитика, конструирование, проектирование) несомненных успехов добьются люди с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция помогает им осуществлять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, изменить направление деятельности, проанализировать не только сложные научные теории, но и мотивы поведения людей [9].
Они больше ориентированы не на конкретику и реалии сегодняшнего дня, а на перспективы и идеи. Генерация идей требует в качестве инструмента умения рабо-
тать с абстрактными понятиями.
Работа ученого-естественника или инженера-разработчика требует в качестве главного инструментария наличия таких психологических признаков, как логика и интуиция, необходимых для сбора, анализа и обобщения необходимых эмпирических данных и создания предпосылок для последующего синтеза – генерации новых идей, проектов, моделей и конструкций. Ведь любой новый продукт – материальный или интеллектуальный – возникает исключительно как результат творческого процесса.
Человек с таким стилем мышления обычно устремлен к новым теоретическим знаниям, интересуется мало изученными явлениями, хотя в практических делах ему часто не хватает оперативности. Он стремится познавать законы природы, общества и мироздания. Часто размышляет над какой-либо идеей или законами бытия. Ценит смелые интуитивные прозрения, находки. Предпочитает экспериментировать, а не пользоваться известными методами.
Оптимальная сфера применения таких способностей носит название «человек – знаковая система» и «человек-природа», поскольку большинство явлений физического мира они облекают в форму символов – физических, математических, химических, экономических и т.д.
Интуитивно-логические и логико-интуитивные типы личности, сосредоточены на проектах и задачах, имеющих научное логическое решение, выраженное в формулах, проектах, гипотезах и конструкциях. Их место - в лабораториях и на кафедрах научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро. Им больше всего подходит научно-исследовательская и экспериментальная сфера деятельности с теоретическим уклоном или на стыке теории и практики. Фундаментальные разработки, опытно-конструкторские разработки, научно-техническая информация [12].
Все это сфера применения сил для таких типов, как Новатор, Аналитик, Экспериментатор и Критик.
1.2.2 Деловые качества социотипов
Таким образом, каждый социотип, как представитель своей группы профессий, выполняет в обществе определенную роль. Например: Критик (научно-исследовательская сфера) придумает новую конструкцию реактивного двигателя, Мастер (производственно-управленческая сфера) запустит его в серийное производство, Посредник (социальная сфера) сошьет пилоту удобный комбинезон, а Лирик (гуманитарная сфера) создаст методику психологической разгрузки пилота после трудного рейса. [13]
Но для того, чтобы определить каким родом деятельности стоит заниматься человеку с тем или иным социотипом, нужно знать деловые качества каждого из социотипов. Вкратце можно так охарактеризовать деловые качества типов:
Новатор: предрасположен к творческой деятельности, связанной с новыми, перспективными идеями. Везде, где работает, вносит атмосферу оживления и новизны. По складу ума — больше теоретик, чем практик.
Посредник: ориентируется на создание хороших условий для работы и приятной атмосферы общения. Сторонник компромиссов во всем. Старается со всеми найти общий язык.
Аналитик: настроен на конкретную цель и очень последовательно ее добивается. Требователен к себе. В отношениях с другими ему не достает гибкости. Надежный партнер.
Коммуникатор: постоянно стремится к активной деятельности. Очень эмоционален и подвижен. Старается быть всем полезным, особенно если кто-то рядом нуждается в помощи.
Наставник: человек творческого плана. Ему необходима положительная оценка своих способностей. Думает, что способен на многое, но не каждый может оценить это.
Инспектор: жизнь для него должна быть устроена правильно. Без порядка во всем нет морального удовлетворения. Каждый должен быть на своем месте и честно выполнять свой долг, без пустой болтовни и фантазий.
Лидер: специалист по нахождению нужных и эффективных методов для выполнения своего дела. Имеет хорошую реакцию на изменение ситуации. Не теряется ни в каких ситуациях.
Лирик: верит, что всегда найдутся люди, на которых можно опереться в трудную минуту. Жизнь — не только быт и рутина, в ней всегда есть место празднику, и этот праздник он умеет создавать.
Экспериментатор: считает, что только благородная цель и самоотверженный труд могут дать настоящее удовлетворение. При этом никогда не упускает из виду, что человек — главная ценность, ради которой стоит идти на жертвы.
Хранитель: для него мир хорош сам по себе, но для полного счастья нужно, чтобы люди совершенствовали себя в нем. В том, что нам плохо, виноваты мы сами, считает он. Нужно больше работать и не распускать себя.
Политик: его энергия постоянно ищет выхода. Он стремиться организовать что-либо, найти для этого новые возможности, новых людей, но не сидеть сложа руки.
Критик: главное — не торопиться и не наломать дров. Во всем нужна продуманность и осторожность, по принципу: семь раз отмерь, один — отрежь.
Управляющий: жизнь ради ближних — вот главная цель. Знает, что может рассчитывать только на собственные силы. Работать качественно, не покладая рук, выполнять свой долг честно, до конца – вот его девиз.
Гуманист: люди часто несчастны и нуждаются в помощи. И если он не поможет, то кто же? Главное, чтобы люди не теряли чувства справедливости.
Вдохновитель: если он нужен людям, то жизнь имеет смысл. А главное лекарство от скуки — это новые впечатления. Каждый человек по-своему талантлив, нужно только помочь ему в это поверить.
Мастер: пессимист в душе, но при любых обстоятельствах не теряет своей практичности. Упрямо идет к цели, если она того стоит. И никакой уравниловки: иначе зачем стараться? [5]
Выводы по 1-ой главе
Изучение взаимосвязи соционического типа человека и его профориентации занимает важное место в соционике.
Точно установлено, что каждый человек уже рождается с определенным психологическим типом, изменить который впоследствии не представляется возможным. Также известно, что каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны. А для выполнения разных видов работ требуются разные навыки и способности, поэтому нужно выбирать соответствующую твоим сильным сторонам работу, и отказаться от работы, связанной с твоими слабыми сторонами. Например, сложному в общении, закрытому человеку не стоит выбирать профессию журналиста или учителя. А сообразительному и изобретательному человеку лучше всего попробовать реализовать себя в научно-исследовательской сфере.
Все люди по окончанию ВУЗов, а некоторые и раньше, начинают трудовую деятельность. Некоторые из них достигают немалых успехов, причем удается им это без видимых усилий, как бы играючи. Но это не значит, что они не прикладывают усилий, просто труд этот доставляет им такое удовольствие, что люди часто не могут поверить, что именно эту сферу деятельности и надо связывать с профессией. «За такое приятное занятие еще и деньги получать?» – спрашивают они. Но есть и другие, которые честно трудятся, работают от зари до зари. И вроде бы и работа у них достойная, и зарабатывают на жизнь, но взгляд у них потухший; не любят они свое дело. А дело в том, что просто эти люди не на своем месте. [5]
Очень важно с самого начала, найти жизненную дорогу и дело по душе. Полностью себя реализовать как в профессиональном плане, так и в личностном человек сможет только на подходящем ему месте. Ведь работа должна приносить не только материальное, но и моральное удовлетворение. Поэтому лучше всего выбирать профессию, подходящую по психологическому типу личности. [9]
2 Эмпирическое исследование
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
Исследование происходило на 3-х различных группах: на учениках 11 «Б» класса Тальменской средней школы №1 (приняли участие 22 человека – 14 юношей и 8 девушек), на студентах различных ВУЗов и факультетов, обучающихся на 4-5 курсах (приняли участие 13 человек: 10 юношей и 3 девушки) и на учителях Тальменской средней школы №1 (8 человек: 2 мужчин, 6 женщин), которые занимаются своей деятельностью на протяжении нескольких лет и являются представителями гуманитарной сферы деятельности. Всего приняло участие в исследовании 43 человека: 26 мужчин и 17 женщин.
Цель исследования: выявить влияние социотипа человека на выбор и успешность выполнения профессиональной деятельности.
Объектом является социотип человека, а предметом − взаимосвязь социотипа человека с его профессиональной деятельностью.
Поставлены следующие задачи:
1) подобрать методики для исследования;
2) выявить социотип человека;
3) установить влияние социотипа на выбор и успешность выполнения профессиональной деятельности;
Гипотеза: так как социотип является центральным образованием психики человека, то можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие, например, как коммуникативный уровень или способность к анализу. То есть, человеку с определенным социотипом присущи определенные способности, которые будут помогать ему, если он сделает правильный выбор в отношении профессии.
Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были применены следующие методики:
1) Тест И. Вайсбанда (Приложение В). Был использован для определения социотипов учеников, студентов и учителей. Каких-либо поло-возрастных ограничений для этого теста нет.
2) Дополнительное задание для учеников 11 «Б» класса: указать, какую профессию они будут получать после окончания школы.
3) Дополнительный опросник для учеников 11 «Б» класса. Он состоял всего из 2-х вопросов:
· Кто из представленных учителей вам больше всего импонирует?
· Почему?
Этот опросник использовался для того, чтобы определить насколько успешно учителя различных социотипов справляются со своей деятельностью.
4) Дополнительное задание для студентов: указать, нравится ли им выбранная ими профессия.
Исследования, проводившиеся на учениках, имели следующую цель: выявить социотипы учеников и сопоставить их с той профессией, которую они хотят в будущем получить. Это было сделано для того, чтобы определить насколько точно сориентированы на соционически правильный выбор профессии ученики. Гипотеза: все ученики сориентированы правильно на выбор профессии.
Исследования, проводившиеся на студентах 4-5 курсов имели целью выявить насколько правильно в соответствии с соционикой студенты выбирают профессии, а также все ли студенты довольны своим выбором. Гипотеза: люди определенных социотипов невольно выбирают профессии так, как предписывает это соционика, а если кто-либо по какой-то причине выбирает не ту профессию, то она ему не нравится.
Исследования, проводившиеся на учителях имели следующую цель: выявить влияние социотипа человека на успешность выполнения им педагогической деятельности. Гипотеза: наиболее подходящими педагогами являются люди с социотипами Вдохновитель, Лирик, Гуманист и Наставник.
2.2 Анализ полученных результатов
Данные, полученные в ходе исследования учеников, приведены ниже в таблице:
Социотип |
Выбор ученика |
Мнение соционики |
Лидер |
Военный |
+ |
Администратор |
Архитектор |
+ |
Мастер |
Дизайнер |
+ |
Посредник |
Менеджер |
+ |
Коммуникатор |
Артист |
+ |
Политик |
Дипломат |
+ |
Лирик |
Врач |
- |
Вдохновитель |
Учитель |
+ |
Гуманист |
Ветеринар |
+ |
Критик |
Программист |
+ |
Аналитик |
Программист |
+ |
Новатор |
Экономист |
- |
Посредник |
Учитель |
- |
Коммуникатор |
Строитель |
- |
Политик |
Врач |
- |
Лирик |
Переводчик |
+ |
Гуманист |
Учитель |
+ |
Критик |
Журналист |
- |
Аналитик |
Журналист |
- |
Новатор |
Следователь |
- |
Политик |
Экономист |
- |
Критик |
Психолог |
- |
По этим данным можно сделать вывод, что 50% учеников собираются выбрать профессию не подходящую им по социотипу. То есть гипотеза о том, что все ученики сориентированы правильно неверна и поэтому нужно этому вопросу уделять гораздо больше времени.
Результаты, полученные в ходе исследования студентов, приведены ниже в таблице:
Социотип студента |
Обучается на … |
Мнение соционики |
Нравится ли студенту |
Критик |
Программист |
+ |
+ |
Аналитик |
Конструктор |
+ |
+ |
Политик |
Юрист |
+ |
+ |
Вдохновитель |
Математик |
- |
- |
Мастер |
Строитель |
+ |
+ |
Лидер |
Информатик |
- |
- |
Экспериментатор |
Экономист |
+ |
+ |
Наставник |
Агроном |
- |
- |
Гуманист |
Учитель |
+ |
+ |
Вдохновитель |
Ветеринар |
+ |
+ |
Коммуникатор |
Строитель |
- |
- |
Наставник |
Рекламщик |
+ |
+ |
Критик |
Учитель |
- |
- |
По таблице можно сделать вывод, что 35% студентов выбрали профессии не подходящие им по социотипу. Как и следовало ожидать, эти студенты недовольны своей будущей профессией. Те же, кто осуществил свой выбор верно – довольны ей.
Результаты, полученные в ходе исследования учителей приведены в следующей таблице:
Социотип учителя |
Их количество |
Импонируют кол-ву учеников |
Лидер |
1 |
|
Коммуникатор |
1 |
2 |
Вдохновитель |
1 |
11 |
Критик |
2 |
|
Гуманист |
1 |
8 |
Посредник |
1 |
|
Экспериментатор |
1 |
1 |
Как видно из таблицы, наибольшей любовью у учеников, как и предписывает соционика, пользуются учителя с социотипами Вдохновитель и Гуманист. На основании этого можно сделать вывод, что соционика дает верный подход к профориентации людей и ей можно и нужно руководствоваться при выборе профессии.
Выводы по 2-ой главе и рекомендации
В ходе проведенного исследования было выявлено то, что социотип человека влияет на успешность выполняемой деятельности и должен обязательно учитываться как при обучении человека, так и при его устройстве на работу. Хотелось бы порекомендовать побольше в школах проводить профориентацию учеников и делать это с привлечением соционики. А возможно даже и ввести в школах предмет «Соционика», где одной из рассматриваемых тем как раз была бы профориентация. Тогда уже со школьной скамьи дети будут правильно сориентированы в отношении выбора профессии, что впоследствии их может избавить от многих неприятностей. Ведь сейчас многие студенты выбирают специальность по совету своих родителей. Но беда здесь заключается в том, родители меряют собственным аршином. И то, что им кажется идеальным, правильным, безоговорочно советуют своим детям. А потом студенты не хотят учиться, потому что со временем понимают, что это не их род деятельности. Но деваться уже некуда и они доучиваются, а потом всю жизнь мучаются с нелюбимой работой.
Поэтому важно в этом вопросе быть как можно более просвещенным.
Заключение
В данной курсовой работе проверялась взаимосвязь социотипа человека с успешностью выполняемой им деятельности.
Соционический тип личности — устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Точно установлено, что каждый человек уже рождается с определенным психологическим типом, изменить который впоследствии не представляется возможным. Знание своего психологического типа позволяет человеку выбрать дело по душе, избежать лишних трудностей.
Соционика выделяет у каждого человека следующие признаки: экстраверсия – интроверсия; рациональность – иррациональность; логика – этика; интуиция – сенсорика. Если для человека точно определить, какими признаками он обладает, то можно определить его социотип. Всего существует 16 социотипов: Инспектор, Лидер, Администратор, Мастер, Посредник, Коммуникатор, Политик, Хранитель, Наставник, Лирик, Вдохновитель, Гуманист, Новатор, Аналитик, Экспериментатор и Критик.
Также выделяют 4 сферы деятельности, в которых каждый из социотипов сможет найти себе достойное применение: производственно-управленческая, социальная, гуманитарная и научно-исследовательская:
1. Социотипы с сенсорикой и логикой (ЛИДЕР, МАСТЕР, УПРАВЛЯЮЩИЙ, ИНСПЕКТОР) называются производственниками или управленцами, так как они направлены на управление предметами, орудиями, механизмами, а также могут выступать как участники производственного процесса.
2. Социотипы с сенсорикой и этикой (ПОЛИТИК, ПОСРЕДНИК, КОММУНИКАТОР, ХРАНИТЕЛЬ) называются социалами, так как чувствуют себя на своем месте в социальной сфере деятельности — торговля, здравоохранение, снабжение, сервис и услуги.
3. Социотипы с этикой и интуицией (НАСТАВНИК, ГУМАНИСТ, ВДОХНОВИТЕЛЬ, ЛИРИК) носят название гуманитариев, так как лучшая сфера применения усилий для них — это искусство, психология, языки, журналистика, педагогика.
4. Социотипы с логикой и интуицией (ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, АНАЛИТИК, НОВАТОР, КРИТИК) называются сайентисты (от англ. — наука), потому что лучшая сфера применения сил сайентистов — это научные исследования, опытно-конструкторские разработки, составление программ развития, проверки экспериментов.
Целью данного исследования было показать, что действительно существует взаимосвязь между социотипом и успешностью выполнения профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели в ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по этой проблеме. Также было проведено эмпирическое исследование и получены результаты, которые подтвердили гипотезу о том, что социотип влияет на выполнение профессиональной деятельности.
Список использованных источников
1) Бескова, Л. А. Уроки соционики или самое главное чему нас не учили в школе / Л. А. Бескова, Е.А. Удалова. – М. : Астрель, 2003. – 478 с.
2) Прокофьева, Т. Н. Психологические типы и способности к профессии / Т. Н. Прокофьева // Абитуриент. – 2003. – 4 дек. – С. 8.
3) Прокофьева, Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений / Т. Н. Прокофьева. – М. : Алмаз, 2005. – 108 с.
4) Гуленко, В. В. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей / В. В. Гуленко. – М. : Астрель, 2003. - 282 c.
5) Мегедь, В. А. Характеры и отношения / В. А. Мегедь, А. С. Овчаров. – М. : Армада-Пресс, 2002. – 704 c.
6) Филатова, Е.С. Искусство понимать себя и окружающих / Е.С. Филатова. – СПб. : Дельта, 1999. – 368 с.
7) Бескова, Л. А. Я и все остальные. Начала соционики / Л. А. Бескова, Е.А. Удалова. – М. : Астрель, 2004. – 338 с.
8) Миронов, В.В. Соционика. Семантика информационных аспектов / Миронов В.В., Кочубеева Л.А., Стоялова М.Л. - СПб. : Астер-Х, 2006. - 140 с.
9) Рейнин, Г. А. Соционика: Типология. Малые группы / Г. А. Рейнин. - СПб. : Образование, 2005. - 240 с.
10) Ермак, В.Д. Как научиться понимать людей. Соционика - новый метод познания человека / В.Д. Ермак. - М. : Астрель, 2003. - 523 с.
11) Горенко, Е.А. Природа собственного «Я» / Е. А. Горенко, Толстиков В.А. – М. : Армада-пресс, 2002. – 288 с.
12) Филатова, Е.С. Личность в зеркале соционики / Е.С. Филатова. – СПб. : Дельта, 2001. – 568 с.
13) Скулобоев, А. Е. Соционика - ключ к общению / А. Е. Скулобоев – М. : Армада-пресс, 2002. – 416 с.
14) Вайсбанд, И.Д. Соционика / И.Д. Вайсбанд // Знание – сила. – 1992, C. 1-10.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
по дисциплине «Психология профессионального образования»
Студент . Гущин П.С. . (фамилия, имя, отчество) |
|||
Руководитель Илинский К. В. (фамилия, имя, отчество) |
« 9 » февраля 2009 г. (дата выдачи задания) |
||
Тема курсовой работы ВЛИЯНИЕ СОЦИОНИЧЕСКОГО ТИПА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА |
|||
Содержание курсовой работы
Разделы разработки |
Сроки выполнения |
Введение |
21.04.2009 |
Глава 1 |
02.05.2009 |
Глава 2 |
19.05.2009 |
Заключение |
20.05.2009 |
Срок сдачи работы « 25 » мая 2009 г.
Руководитель__________________ (подпись) |
Студент____________________ (подпись) |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица социотипов
Соционические типы:
1. Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ), или «Управляющий»
2. Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ), или «Экспериментатор»
3. Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ), или «Инспектор»
4. Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ), или «Аналитик»
5. Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ), или «Коммуникатор»
6. Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ), или «Наставник»
7. Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ), или «Хранитель»
8. Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ), или «Гуманист»
9. Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ), или «Лидер»
10. Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ), или «Новатор»
11. Сенсорно-логический интроверт (СЛИ), или «Мастер»
12. Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ), или «Критик»
13. Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ), или «Политик»
14. Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ), или «Вдохновитель»
15. Сенсорно-этический интроверт (СЭИ), или «Посредник»
16. Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), или «Лирик»
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тест И. Вайсбанда.
Выберите на первом шаге одно из двух описаний, которое наиболее Вам подходит. Затем выберите описание на втором (следующем) шаге, только среди находящихся справа от выбранного на первом (предыдущем) шаге. Аналогично для остальных шагов. Поставьте метку в графе «Ваш тип» напротив описания выбранного на последнем шаге. [14]
Шаг 1 |
Шаг 2 |
Шаг 3 |
Шаг 4 |
Ваш тип |
Импровизация; свобода от обязательств; действия по ситуации; гибкая воля; реальность, а не догмы; работа по вдохновению; поиск; использовать шанс; приспособление к меняющемуся миру; уловить ситуацию и тенденции; импульсивные поступки, эмоции, решения; удовольствия от начинаний. |
Абстракция; теория; интересные задачи; понять суть, смысл вещей, перспектив; уступить в мелочах; весь мир — в будущем. |
Азарт открытия; увлечение людьми и начинаниями. |
Вдохновляющие идеи; начинания и теории. |
1 |
Интересные, талантливые люди, общение. |
2 |
|||
Интуиция; духовность; самопознание; время и история. |
Скептическое предвидение; профессионализм. |
3 |
||
Эмоциональное предчувствие; поэтичность. |
4 |
|||
Конкретная практика; полезные дела; понять расстановку сил, влияний; добиться своего; моя жизнь — сегодня. |
Воля; преодоление трудностей; сила и красота. |
Кто хочет — тот добьется; логика борьбы. |
5 |
|
Энергия; влияние на людей, на их чувства. |
6 |
|||
Ощущение момента; интересы близких; эстетика. |
Условия жизни; умелые руки; независимость. |
7 |
||
Ощущения, природа; теплое общение и эмоции. |
8 |
|||
Планомерное продвижение; заблаговременная подготовка; системная работа; не отложить на последнюю минуту; довести начатое до конца; сделать и полюбоваться результатом; решительность; устойчивость мнений; правильные поступки, эмоции и решения; удовольствие от завершения. |
Рассудок; холодный анализ; логика; объективный подход; трезвое мышление; непредвзятость; сдержанность. |
Правильные действия; логика поступков; мое право. |
Я все делаю быстро, эффективно, с пользой. |
9 |
Добросовестность дел; надежность, качество. |
10 |
|||
Спокойное мышление; логика отношений; мое место. |
Равенство, справедливость; система знаний. |
11 |
||
Логика системы; волевое внедрение. |
12 |
|||
Чувства, эмоции; сопереживание людям; симпатии, антипатии; любовь и ненависть; неравнодушие; сердечность. |
Эмоциональная открытость; порыв любви, гнева. |
Драматизм, трагедия; сопереживание. |
13 |
|
Радость, эмоции, праздник; доброе настроение. |
14 |
|||
Скрытый мир чувств; добро и зло; приязнь, осуждение. |
Вера, надежда, любовь; преданность близким. |
15 |
||
Неприятие зла; воля к моральной чистоте. |
16 |
1 – Новатор (ИЛЭ)
2 – Вдохновитель (ИЭЭ)
3 – Критик (ИЛИ)
4 – Лирик (ИЭИ)
5 – Лидер (СЛЭ)
6 – Политик (СЭЭ)
7 – Мастер (СЛИ)
8 – Посредник (СЭИ)
9 – Экспериментатор (ЛИЭ)
10 – Управляющий (ЛСЭ)
11 – Аналитик (ЛИИ)
12 – Инспектор (ЛСИ)
13 – Наставник (ЭИЭ)
14 – Коммуникатор (ЭСЭ)
15 – Гуманист (ЭИИ)
16 – Хранитель (ЭСИ)