Влияние средств массовой информации на политические взгляды студентов

Министерство высшего и профессионального образования

Российской Федерации

Московский государственный авиационный институт

(технический факультет)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине

«Исследование социальных систем управления»

Влияние средств массовой информации на политические взгляды студентов

Работа выполнена:

Научный руководитель:

Гурьева Л. С.

Москва

2005 г.

Содержание.

 TOC \o "1-3" \h \z \u Раздел 1. Программа исследования. \h 3

1.1.  Актуальность выбранной темы. \h 3

1.2. Проблема исследования. \h 5

1.3. Объект и предмет исследования. \h 7

1.4. Цели и задачи исследования. \h 7

1.5. Гипотезы исследования. \h 8

1.6. Системное описание  объекта исследования. \h 9

1.7. Эмпирическая интерперитация и операционализация понятий. \h 11

1.8. Анализ литературы. \h 13

1.9. Список литературы. \h 22

Раздел 2. Инструментарий исследования (анкета). \h 24

Раздел 1. Программа исследования.

1.1.  Актуальность выбранной темы.

Мы выбрали для нашей курсовой работы тему «Влияние средств массовой информации на политические взгляды студентов» потому, что в жизни современного человека СМИ играют огромную роль, особенно в том, что касается получения политической информации.

Особенно это касается молодежи и студентов, так как они являются активными потребителями информации из СМИ. Наверное, мало найдется студентов, которые совсем не прибегали к СМИ, как к источнику информации, так как информационный «голод» особенно силен в молодом возрасте. Поэтому, информация, исходящая из СМИ влияет на них наиболее активно.

Хотя, сейчас очень многие утверждают, что современные студенты аполитичны, но это утверждение нельзя считать верным. Многие из студентов имеют сложившиеся политические взгляды. Но, так как вся информация получена в основном из СМИ, возникает вопрос – насколько велико их влияние на формирование политических взглядов.

Информация в современном мире стала ресурсом, с помощью которого можно добиваться своих целей, то проблема влияние различных СМИ на человека, его взгляды и пристрастия становиться все более актуальной. Поэтому, влияние на формирование взглядов современных молодых людей (студентов) –   это по сути формирование политической ситуации на будущее. Именно в молодом возрасте, когда человек начинает активно завоевывать свой будущий социальный статус, воздействуя на него можно влиять на перспективы развития политической ситуации в стране.

Для специалистов, работающих в области связей с общественностью (Public Relations), проблема влияния СМИ на взгляды и убеждения людей (в том числе и политические) является основополагающей. Так как, от того насколько повлияет на респондентов созданное ими сообщение, зависит успех их деятельности. Сообщения могут передаваться по различным каналам, но основным являются СМИ.

В современной науке существует мнение, что степень влияния СМИ на аудиторию сильно преувеличено, и не носит столь глобального характера, но есть такой закон восприятия – чем чаще встречается данный объект (или информация), тем охотнее она воспринимается человеком в результате.

Так что, данная проблема является очень актуальной для людей работающих в разных областях деятельности, как практической, так и исследовательской и научной.

1.2. Проблема исследования.

Несоответствие между исходящей из СМИ информацией и ее восприятием студентами.

1.3. Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются студенты Московского Авиационного Института, гуманитарного факультета с 1 по 5 курс, вечернего отделения.

Предмет исследования политические взгляды студентов.

1.4. Цель и задачи исследования.

Целью исследования является выявление степени влияния СМИ на политические взгляды студентов.

Из целей вытекают следующие задачи.

·        Выяснить, каков уровень доверия студентов к информации, полученной из СМИ.

·        Выяснить, какие из видов СМИ являются наиболее значимыми для студентов, то есть оказывают наибольшее влияние.

·        Проанализировать, существует ли зависимость между информацией, поступающей из СМИ и политическими взглядами студентов.

1.5. Гипотезы исследования.

Мы выдвигаем для дальнейшего исследования следующие гипотезы:

·        Наибольшее влияние  на студентов оказывают телевидение и Интернет.

·        Гипотеза-основание: большинство студентов, считает, что наиболее достоверная информация поступает из Интернета.

·        Гипотеза-следствие: студенты для получения информации предпочитают пользоваться Интернетом.

·        Большинство считает, что студенты, жившие до поступления в  ВУЗ в сельской местности более подвержены влиянию телевидения.

·         Большинство считает, что студенты  мужского пола в большей степени подвержены влиянию Интернета.

·          Большинство считает, что студенты женского пола в большей степени подвержены влиянию телевидения.

1.6. Системное описание  объекта исследования.

            Системный анализ объекта является следующим пунктом программы нашего исследования. Результаты анализа представлены на схеме 1.

1.7. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятий.

Уровень доверия к СМИ.

Уровень доверия к СМИ – это насколько правдивой считают информацию, исходящую из СМИ.

Можно выделить следующие уровни доверия к СМИ:

-       Высокий уровень доверия.

-        Средний уровень доверия.

-       Низкий уровень доверия.

Для характеристики уровней доверия к СМИ используются следующие факторы.

-       Использование СМИ как источника информации.

-       Принятие или непринятие на веру информации из СМИ.

-       Критичность отношения к информации, исходящей из СМИ.

-       Наличие сравнения информации из различных СМИ.

-       Осознание или неосознание ангажированности СМИ государственными или коммерческими структурами.

Политические взгляды.

Политические взгляды – это совокупность эмоциональных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающиеся в процессе политического поведения людей и их взаимодействия с политическими институтами.

Информационные ресурсы.

Информационные ресурсы – это все доступные источники информации по данной тематике, всех видов. К ним можно отнести как СМИ, так и другие источники, например слухи, высказывание наиболее значимых для человека лиц, сложившееся мнение референтной группы.

Виды СМИ.

-       Периодическая печать.

-       Радио.

-       Телевидение.

-       Интернет.

Значимость определенного вида СМИ.

Значимость определенного вида средств массовой информации – это ценность информации, поступающей из  данного вида СМИ, для объекта влияния.

Степень влияния СМИ.

Степень влияния – это насколько информация, получаемая  из различных видов СМИ, изменяет знания, установки, поведение, эмоции и взгляды

Можно выделить следующие степени влияния СМИ:

-       Высокая степень влияния. Политические взгляды изменяются согласно тому, что пропагандируют СМИ. Или же, если взгляды совпадают с информацией из СМИ, то они находят свое подтверждение.

-       Средняя степень влияния. Политические взгляды не претерпевают изменений, информация просто принимается к сведению, как события объективной реальности.

-        Низкая степень влияния. Полностью игнорируется информация, поступающая из СМИ.

1.8. Анализ литературы.

Так как, тема нашей курсовой работы «Влияние средств массовой информации на политические взгляды студентов». В этой теме можно выделить следующие аспекты изучения: это средства массовой информации и коммуникации, студенты – объект нашего исследования, и политические взгляды – предмет нашего исследования.

Исследование влияния СМИ на общество.

Изучая проблему влияния средств массовой информации на политические взгляды студентов необходимо иметь теоретическое представление о влиянии СМИ на общество. Именно эту проблему изучал Мельник Г. С.[1]. Он освещает социальные и психологические проблемы, связанные со всеми структурными компонентами массовой коммуникации. Он дает описание места человека в массовой коммуникации, поднимает проблему взаимодействия коммуникатора и аудитории. Так же изучает вопрос влияния массовой коммуникации на самоактуализацию, и именно этот аспект наиболее важен для нашей работы, так как наиболее высока потребность в самоактуализации именно у молодых людей, в частности, у студентов.

Засурский Я. Н. [2]  изучал систему средств массовой информации в целом.  Подробно описал систему СМИ, сложившуюся в России,  степень удовлетворенность потребителя информацией, обеспечение взаимодействия различных СМИ между собой, а так же с потребителем и государством. Кроме того, рассматривается такой важный аспект, как объективное и полное отражение условий жизни общества в СМИ. Кроме того,  в этой работе  описаны способы, благодаря которым, система СМИ удовлетворяет потребности потребителя (аудитории) в информации.

Исследование политической коммуникации.

Соколов А. В.[3] изучал социальную коммуникацию в целом, и как политическая коммуникация  как одну из ее сторон. Он дал интерпретацию таких понятий,  характерных для любого аспекта коммуникации.

Горский Ю. М.[4] изучал  влияние информации на сложные социальные системы. Он вводит и подробно рассматривает такие понятия как, информационная война, манипулирование сознанием с помощью информации.

Чугунов А. В.[5] изучал политическую коммуникацию в условиях развития современных информационных технологий и рассматривал основные направления воздействия Интернета на политическую жизнь общества и формирование политических взглядов его членов.

Другой ученый,  Березин Г. В.[6] считает, что одной из значимых характеристик политической культуры современной России является частая ценностная переориентация людей. Наиболее крайние полюса отечественной политической культуры – радикальное западничество и традиционализм. Однако в середине существует целый спектр политических ориентации, на которые с большим или меньшим успехом с помощью ряда приемов коммуникативного воздействия влияют СМИ и особенно телевидение.

Также значимой характеристикой является низкий уровень доверия к политическим институтам и лидерам, обусловленный стандартностью обещаний, проводимых через СМИ, и их реальной несбыточностью. Тем не менее, высока степень электорального участия в выборных кампаниях, особенно после появления в СМИ ряда компрометирующих тех или иных политиков материалов, или же проведения агитационных кампаний с идеей сильной власти, способной обеспечить стабильность.

Кузнецов В. Ф.[7] активно изучает проблему  взаимного влияния государства и средств политической коммуникации друг на друга, так же степень развитости политической коммуникации в российском обществе. От степени развитости политической коммуникации в обществе зависит и степень влияния различных источников информации (в том числе и СМИ) на формирование политических взглядов.

В своей работе автор пришел к выводу, что опора лишь на старый багаж политических технологий может привести к проигрышу в достижении намеченных социальных целей. Именно поэтому так необходимы творческая переработка накопленного опыта, формирование теоретических основ проектирования успешных интегрированных политических коммуникативных технологий, а также взвешенная их практическая реализация. Кроме того, в процессе формирования действенного социального государства в России должен определиться тот механизм интегрированных политических коммуникаций, который обеспечит и его динамическую устойчивость и стабильность российского общества как целого. Будет этот механизм эффективен – сохранится стабильность системы социального государства и будет заложен фундамент сильной экономики. Упустим такую возможность – будет сохраняться опасность новых переворотов, реставрации авторитаризма, тоталитарного перерождения реформ.

Автор полагает, что в деятельности интегрированных политических коммуникаций заложен огромный потенциал, который позволит повысить взаимодействие государственных структур и социальной сферы Российской Федерации, окажет существенное влияние на формирование социального государства. Одновременно автор делает вывод о том, что актуальной потребностью является включение интегрированных политических коммуникаций в научный арсенал политической науки, который позволит перевести политические коммуникации из вспомогательных в полноправные составляющие политологии, обогатит ее новым содержанием и раскроет новые направления.

Исследование ценностей и установок студентов.

Политические взгляды, а так же и  электоральное поведение россиян, его основных тенденции изучал Шевченко Ю. Д.[8]. Он выделил два основных фактора, определяющих стиль электорального поведения. Это идеология, экономическая выгода и эмоциональная самоидентификация с какой-либо из партий. Автор приходит к выводу, что большинство молодых россиян склоняются к рациональному типу поведения, в связи с тем, что они меньше подвержены влиянию какой-либо определенной идеологии и в меньшей степени идентифицируют себя с определенной политической партией.

Гречиков В. И.[9] рассматривал основные отличия современного студента от студентов советского периода, и те характерные особенности социального и экономического положения, которые формируются под влиянием того, что большинству студентов приходится работать.

Ручкин Б. А.[10] исследовал возрастные границы социальной группы, именуемой «молодежь». Дал характеристику основных особенностей современной социализации молодежи, значение молодежи как социального ресурса. Анализируется основная динамика изменения  ценностей и взглядов студентов.

Лисовский В. Т.[11] изучал ценности и установки студентов. Он приводит результаты исследования, из которых видно, как студенты оценивают государство, власть, политическую систему, каких взглядов они придерживаются.

Исследование политических взглядов студентов.

Консалтинговой фирмой «Восточный Проект»[12] была проведена комплексная экспертиза социальной активности студентов столичных ВУЗов.

Проведенное исследование позволяет описать портрет современного «социального активиста». Среди тех, кто уже сегодня участвует в общественной работе, заметно больше молодых людей, чем девушек. Как правило, они не имеют постоянной работы, экономической активности предпочитают социальную, стремятся к общению и самоутверждению среди сверстников. Большая их часть участвует в работе студенческих союзов своих ВУЗов.

Активно работающие студенческие союзы, как правило, являются неформализованными организациями и нередко находятся в конкурентных отношениях с администрациями ВУЗов за влияние на студентов.

Студенческие союзы все больше внимания уделяют не столько организации досуга студентов, сколько поиску обучающих программ для своего актива, проблемам трудоустройства.

Ролевой образ социального активиста становится в студенческой среде не менее популярным, чем образ студента, имеющего постоянную, хорошо оплачиваемую работу. Как следствие этого, более 40% студентов высказывают желание принять участие в деятельности общественных организаций, что в три раза больше, чем в 1999 году — 15%. Главным побудительным мотивом для участия в общественных организациях студенты называют интересный проект. Этот мотив для студентов предпочтительнее даже высокой оплаты. В понятие интересный проект, прежде всего, вкладывается потребность в коммуникациях, расширение навыков социальной адаптации, получение дополнительных знаний.

Данные социологических исследований показывают, что студенческая среда становится более политизированной. Более половины социально активных студентов считают себя сторонниками той или иной партии, а среди москвичей в целом — только 44%. Тенденция роста политизации студенческой среды проявляется параллельно росту социальной активности.

Одной из причин роста социальной активности студентов является неудовлетворенность теми возможностями, которые дает высшее образование в его сегодняшнем виде. Поэтому более 40% молодежи видят для себя решение этой проблемы в продолжении учебы после ВУЗа (аспирантура, второе высшее образование, учеба за рубежом).

Вместе с тем, возможность реализовать социальную инициативу в ВУЗах ограничена. В первую очередь ограничены ресурсы ВУЗов для поддержки инициатив и организации социальной активности студентов. Не менее важным фактором является неумение социально активных студентов реализовывать свой потенциал. Студенты не имеют навыков мобилизации ресурсов, не владеют технологиями реализации социальных проектов, недостаточно адаптивны.

Другое исследование, проведенное Телевизионным агентством Телескоп[13], в Москве, в 2000 году. Это совместный проект Национального института прессы, Исследовательской группы ЦИРКОН и Агентства региональных политических исследований (АРПИ). Данный проект является первой в отечественной практике экспериментальной проверкой гипотезы о влиянии сообщений СМИ на массовое политическое сознание и электоральное поведение россиян. В качестве материала для анализа использовались результаты регулярного мониторинга АРПИ (ежедневный контент-анализ сообщений СМИ и еженедельные всероссийские опросы общественного мнения).

Степень информационной чувствительности рассчитывалась для электората всех крупных политических блоков, ведущих российских политиков, а также для аудиторий крупнейших газет, телеканалов и радиостанций.

В результате исследования обнаружилось, что зависимость между представленностью в СМИ тех или иных политических персонажей и электоральными предпочтениями населения неоднозначна.

Исследование подтвердило, что электорат различных политиков и партий характеризуется разной степенью информационной чувствительности. Иными словами, есть партии и политики, чей электорат более устойчив к информационным атакам (пропаганде), и те, чей электорат, напротив, весьма подвержен воздействию СМИ.

В ходе исследования получены также важные выводы о механизмах информационного воздействия сообщений СМИ на население. В частности, подтвердилось, что:

1. Влияние СМИ имеет "кумулятивный" характер (то есть его эффект может накапливаться). Это влияние больше тогда, когда направленное информационное воздействие по поводу того или иного политического персонажа в СМИ является устойчивым, долговременным и многоканальным (согласованным для большинства каналов массовой информации).

2. Информационная чувствительность электората повышается по мере приближения даты выборов. В предвыборной ситуации, когда от респондента требуется принятие определенного политического решения, он чаще обращается к различным источникам политической информации (в том числе СМИ), и, следовательно, в большей степени становится открытым для информационного воздействия

Гавра Д. П. и Соколов Н. В[14].  исследовали политические ориентации.  Они считали, что целью исследования политических ориентаций, является сегментирование определенной социальной общности в соответствии с определенными существенными критериями, позволяющими судить о структуре оценок, представлений, в конечном счете, предпочтений социального субъекта в политико-идеологической сфере.

Они определяют политическую ориентацию как представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей.

Политическая ориентация предполагает два типа структурирования внешнего по отношению к субъекту политико-идеологического пространства: а) содержательное структурирование; б) оценочное структурирование.

Под содержательным структурирование понимается освоение субъектом политико-идеологического пространства и его расчленение на основании предметных критериев. А оценочное структурирование – это позиционирование и осуществление выбора типа – свое (близкое, заслуживающее позитивного отношения, поддержки, доверия, восхищения и т.п.) или чужое, враждебное, опасное, бесполезное.

Именно на пересечении содержательного и оценочного структурирования и возникает политическая ориентация.

1.9. Список литературы.

1.     Березин Г. В. Особенности влияния СМИ на формирование современных политических ориентаций россиян // ОНС. 2000. №2.

2.     Большой толковый социологический словарь (Collins).             Том 1 (А - О). М.: Вече, АСТ, 1999.

3.     Гавра Д. П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентаций // СоцИс. 1999. №1.

4.     Горский Ю. М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. 1994. №3-6.

5.     Гречиков В. И. Феномен работающего студента // СоцИс. 1999. №8.

6.     Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000.

7.     Засурский Я. Н. Система средств массовой информации в России. М.: Аспект-Пресс, МГУ, 2001.

8.     Кузнецов В. Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России // ОНС. 2002. №4.

9.     Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Вопросы социологии. 2004. №9.

10.            Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2000.

11.            Осипова Г. В. Российская социологическая энциклопедия. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.

12.            Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СоцИс. 1998. №5.

13.            Соколов А. В. Социальная коммуникация. М.: Профиздат, 2001.

14.            Чугунов А. В. Воздействие Интернета на политическую жизнь общества // СПбГУ. 2001. №3.

15.            Шевченко Ю. Д. Между экспрессией и рациональностью // ПолИс. 1998. №1.

16.             http://www.eastproject.ru

17.             http://www.nns.ru

Раздел 2. Инструментарий исследования (анкета).

                                                                                               

                                            Здравствуйте!

Мы, учащиеся гуманитарного факультета Московского авиационного института, проводим опрос, с целью выяснить, насколько студенты доверяют средствам массовой информации, какие из них считают наиболее авторитетными.

Просим Вас принять участие в нашем опросе.

Вся информация будет использована исключительно в научно-исследовательских целях. Все полученные данные, в том числе и личного характера не будут опубликованы в исходном виде.

Вам необходимо будет ответить на наши вопросы. Выбрав вариант ответа, который в наибольшей степени совпадает с вашим мнением, обведите его в кружок.

Заранее благодарим Вас за участие в нашем опросе и искренность ответов. 

1.     Из каких СМИ Вы предпочитаете получать информацию? (Отметьте  все СМИ, из которых Вы получаете информацию)

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

2.     Как Вы считаете, информация, исходящая из каких СМИ, является наиболее достоверной? (Выберите один вариант).

1.    

2.    

3.    

            4.  Радио.

3-6. Как Вы считаете, выражают ли СМИ позиции каких-либо партий?

Выражают позиции

Частично выражают позиции

Не выражают позиции

3. Телевидение

            1

2

3

4. Интернет

            1

2

3

5. Периодическая печать

            1

2

3

6. Радио

            1

2

3

7. Как Вы считаете, в каком объеме СМИ освещают политические

     процессы в стране?

1.    

2.    

3.    

8. Как Вы считаете, имеют ли оппозиционные партии такой же доступ

    к СМИ, как и пропрезидентские партии?

1.    

2.    

3.    

9. Как Вы считаете, какой из видов СМИ, политические партии

    используют в наибольшей мере? (Выберите только один вариант).

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

10. Согласны ли Вы с утверждением, что Центральное телевидение

      преимущественно освещает деятельность пропрезидентских

      партий?

1.    

2.    

3.    

11. Как Вы считаете, какую политическую направленность имеет информация, исходящая из глобальной сети Интернет?

1.    

2.    

3.    

4.    

12. Интересуетесь ли Вы политикой?

1.    

2.     Итересуюсь политикой.

3.    

4.    

13. Как Вы считаете, какие из ниже перечисленных факторов, оказали

      наибольшее влияние на ваши политические взгляды? ( Выберите не

      более 3-х вариантов).

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

14. Политическая программа какой из партии вам ближе всего?

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.     ____________________.

15. Как Вы считаете, могут ли СМИ оказывать влияние на       политические взгляды?

1.    

2.    

16. Обоснуйте свой ответ на предыдущий вопрос.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Как Вы считаете, повлияла ли информация, исходящая из СМИ, на

      формирование ваших политических взглядов?

            1. Оказала большое влияние.

            2. Оказала незначительное влияние.

            3. Не оказала никакого влияния.

            4. Затрудняюсь ответить.

18. Как Вы считаете, информация из каких СМИ, оказывает        наибольшее влияние на ваши политические взгляды? (Выберите       один вариант).

           1. Телевидение.

            2. Интернет.

            3. Периодическая печать.

            4. Радио.

А теперь ответе на несколько вопросов о себе.

19. Ваш пол.

            1. Мужской.

            2. Женский.

20. Ваш возраст.

1. 17 – 20 лет.

2. 21 – 23 лет.

3. Другой возраст ____________________________________.

21. Ваше образование.

            1. Среднее.

            2. Средне-специальное.

            3. Высшее.

22. Ваше семейное положение.

1. Женат / Замужем.

2. Не женат / Не замужем.

Благодарим Вас за участие в нашем опросе!

Успехов и удачи Вам!

 


[1] Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2000, с. 27.

[2] Засурский Я. Н. Система средств массовой информации в России. М.: Аспект-Пресс, МГУ, 2001.

[3] Соколов А. В. Социальная коммуникация. М.: Профиздат, 2001.

[4] Горский Ю. М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. 1994. №3-6, с. 196.

[5] Чугунов А. В. Воздействие Интернета на политическую жизнь общества // Вестник СПбГУ. 2001.  №3, с. 5.

[6] Березин Г. В. Особенности влияния СМИ на формирование современных политических ориентаций россиян // ОНС. 2000. №2, с. 3.

[7] Кузнецов В.Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России // ОНС. 2002. №4, с. 10.

[8] Шевченко Ю. Д. Между экспрессией и рациональностью // ПолИс. 1998. №1, с. 135.

[9] Гречиков В. И. Феномен работающего студента // СоцИс. 1999. №8, с. 87.

[10] Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СоцИс. 1998. №5, с. 90.

[11] Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Вопросы социологии. 2004. №9, с. 99.

[12] http://www.eastproject.ru/analytics_detail.php?AnId=7

[13] http://www.nns.ru/Elect-2000/info_war/st/86.php

[14] Гавра Д. П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентаций // СоцИс. 1999. №1, с. 67.