Внешнеэкономические (инвестиционные) и некоторые другие внешние связи Санкт-Петербурга
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ) И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Выполнил: студент Платонов Константин Сергеевич,
II курс, 4 группа.
Санкт-Петербург
2003
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...стр. 3
1. Глава I:
Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга………...стр. 4
Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга………………….стр. 8
1.2.1 Экспорт Санкт-Петербурга……………………………………….стр. 10
1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………...стр. 13
2. Глава II:
Международные связи Санкт-Петербурга на примере ЕС…………стр. 15
2.1.2 Сотрудничество с ЕС………………………………………………стр. 15
2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря…………………………………………………стр. 17
Заключение………………………………………………………………………..стр. 20
Литература………………………………………………………………………...стр. 21
Введение.
Данная работа посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации. Работа представляет собой анализ основных тенденций развития субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга. Поскольку работа является информационно-аналитической, автор уклонился от обширного прогнозирования ситуаций и перспектив и сделал основной упор на сбор и анализ данных прошедших лет, чтобы иметь возможность получить некоторые итоги, которые в дальнейшем можно было бы испльзовать для составления прогнозов развития.
Основной целью работы является анализ статистических данных для получения кратких выводов и наглядной картины состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях.
Не менее важной целью для автора является приобретение ценного опыта в проведении информационного анализа и написании аналитических работ подобного рода, поскольку это первая работа автора в данной области.
При написании работы автор столкнулся с некоторыми трудностями, связанными с недостатком литературы по Санкт-Петербургу, а точнее, его международной деятельности, и отсутствие свежих статистических данных. Кроме того, трудность для понимания места Санкт-Петербурга в мировой экономике составило отсутствие иностранных источников. Однако, несмотря на это, удалось собрать довольно обширный материал, привлекая различные, в том числе нетрадиционные, источники. Так, к примеру, в работе использовался Стратегический план Санкт-Петербурга, разработанный центром социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». Однако Стратегический план является лишь декларацией намерений, а конкретного плана экономического развития города до сих пор не существует. Так, по мнению Сергея Миронова, заместителя председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга, «Стратегический план» фактически лишает Петербург статуса научно-технического центра страны, лидера научно-производственной деятельности, а навязывает участь «перевалочного» пункта страны.[1] Один из авторов Стратегического плана, Борис Жихаревич как очевидное его достоинство отмечает: «Он (план) четко декларирует умеренно-либеральные ценности»[2]. Таким образом, по поводу корректности Стратегического плана существуют различные мнения, поэтому автор данной работы не полагался полностью на содержание плана, а попытался проанализировать изложенные в нем конкурентные возможности Петербурга.
Работа делится на две главы; в первой главе анализируются международные экономические (инвестиционные) связи Санкт-Петербурга; вторая глава является попыткой проследить политические отношения субъекта с зарубежными государствами (в основном речь идет о европейском направлении). В заключении представлен общий итог работы.
Автор поставил перед собой некоторые задачи при написании работы:
- ;
- .
Глава I.
1.1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга.
Место России в мировых инвестиционных рейтингах в целом весьма скромно, а кризис 1998 года, ухудшение общего имиджа и рост финансовых рисков выбросили ее далеко из первой сотни стран привлекательных для инвесторов.[3]
Однако привлекательность отраслей и регионов сильно варьируется. Объектами внимания остаются металлургия, добыча и переработка нефти, газа и другого сырья и места их размещения. Внимание инвесторов привлекают также центры третичного сектора экономики с рыночной инфраструктурой, повышенным спросом на товары и услуги, особенно Москва и Санкт-Петербург (на них, по оценкам экспертов, приходится 1/5 инвестиционного потенциала России). Фактически три региона с наилучшими условиями (Москва, Санкт-Петербург, Московская обл.) получали в последние годы от 50 до 75% всех прямых иностранных инвестиций в экономику России.[4]
Размещение иностранного капитала по регионам России отражает различия между ними по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой прибыли, с другой. Уже несколько лет, начиная с 1996г., журнал "Эксперт" и рейтинговое агентство "Эксперт РА" посвящают свои исследования соотношению инвестиционного потенциала и риска регионов России. При определении инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические характеристики региона, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей). Величина инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. В качестве основных составляющих инвестиционного риска рассчитываются экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный виды риска.
Санкт-Петербург в рейтинге за 1999-2000г. занимает одну из лидирующих позиций, с высоким потенциалом и умеренным риском, уступая лишь Москве. Он занимает второе место по инфраструктурному и институциональному потенциалу[5]. По показателям инвестиционного риска Санкт-Петербургу удалось в 1999-2000гг. покинуть первую десятку регионов-лидеров по этому показателю, теперь он занимает 11-е место, по сравнению со вторым в 1998-1999гг.[6]
Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия.
Из динамики иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 1993-1999 гг. видно, что общий объем иностранных инвестиций стабильно растет, начиная с 1993г. и имеет лишь одно исключение в 1994г. (Табл.1; Рис.1)[7].
Таблица 1: динамика иностранных инвестиций.
Млн. долл. США |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Объем валютных инвестиций |
90 |
36 |
153 |
139 |
171 |
309 |
660 |
Объем рублевых инвестиций |
3 |
31 |
63 |
101 |
46 |
||
Общий объем иностранных инвестиций |
90 |
36 |
156 |
170 |
234 |
410 |
706 |
Источник: Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.
Диаграмма 1.
В период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной экономики, поэтому мы не располагаем более специфическими данными о характере инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение инвестиционной активности может заключаться в гиперинфляции 1992г. и политическом кризисе в России 1993г. В 1996г. было зафиксировано незначительное снижение объема валютных инвестиций, которое было компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение инвестиций 1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности, связанной с выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно сказать, что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе стагнации. Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее 180 млн. долларов). В 1997 г. начинается период роста объема иностранных инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в 1996 и 1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год соответственно. В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64 млн. долларов или на 37% по сравнению с 1996г. Положительная тенденция проявилась еще сильнее в 1998 г., когда рост валютных иностранных инвестиций превысил данные 1997г. на 80%, валютный эквивалент объема рублевых инвестиций превысил символическую сумму в 100 млн. долларов, а общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн. долларов.
Результаты 1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были не случайны. Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и достиг 660 млн. долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг величины в 1050 млн. руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по сравнению с предыдущим годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить успешной реализацией крупных проектов с участием иностранного капитала в 1999г.:
- ввод в эксплуатацию завода "Ригли" по производству жевательной резинки;
- окончание строительства завода "Жиллет Интернешл" по производству бритвенных принадлежностей;
- введение цеха детского питания заводом "Петмол";
- открытие первой очереди нефтеналивного терминала компании "Нестэ" в Ломоносове;
- введение в действие нового пивоваренного производства заводом "Вена";
- организация производства пива заводом "Браво".
Структура инвестиций из-за рубежа показывает, что наиболее привлекательными отраслями для инвестирования в 1999г. явились промышленность (68,6% от общего объема инвестированных средств), особенно пищевая промышленность, транспорт и связь (17%), а также торговля и общественное питание (10,7%). Тенденции отображены в Таблице 2 и Диаграмме 2.
Таблица 2: привлекательность отрослей для инвесторов (в сотых долях).
Валютные инвестиции |
Рублевые инвестиции |
|
Всего |
100,0 |
100,0 |
Промышленность |
68,6 |
34,0 |
Транспорт и связь |
17,0 |
0,6 |
Строительство |
0,9 |
7,4 |
Торговля и общественное питание |
10,7 |
52,6 |
Другие отрасли |
2,8 |
5,4 |
Источник: Investor¢s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.
Диаграмма 2.
Среди стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными инвесторами являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для США), затем Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%).
Важные позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе - 13%), затем Великобритания. География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно отражает страны происхождения инвестиций, что определяется глобализацией инвестиционного процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России денежных средств, возвращающихся через страны с режимами offshore.
Властями города проводится взвешенная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики. Обеспечивается развитие инновационной деятельности и повышение деловой активности в сфере малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого предпринимательства. В малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая вторичную занятость).
Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор. Все инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что “только революция может заставить нашу компанию уйти с российского рынка”.[8]
Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта реконструкции исторического центра с кредитом Всемирного Банка. Величина первого транша кредита - 31 млн. долларов. Подготовлены проекты строительства заводов по производству радиотелефонов и оборудования для автобусов и автомобилей.
Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если он уйдет с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и вернуться будет гораздо труднее.
Для содействия притоку инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним связям было подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О создании Совета по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга", которое было подписано губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью создания Совета явилось формирование эффективной обратной связи, конструктивного диалога между представителями органов власти Санкт-Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для развития деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на сегодняшний день наибольшую актуальность представляют вопросы создания эффективного правового пространства для деятельности инвесторов, а также развития инвестиционной инфраструктуры - четко отлаженной схемы работы с инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения инвестиционных средств и их результативной отдачи.
В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают степень доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и российской экономике в значительной степени определяется способностью привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за 1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера, Северо-Запад является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По его словам, ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в Санкт-Петербурге и Новгородской области - эти субъекты Федерации были выбраны банком в качестве опорных.[9] Таким образом, можно сказать, что Санкт-Петербург обладает достаточно высоким потенциалом, в плане получения инвестиций, и обладает достаточным авторитетом среди зарубежных финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город вышел в 1997г. на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации. "Объем эмиссии - 300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5% годовых, что существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу ранее иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%".[10] Сам факт размещения еврооблигаций на столь выгодных условиях говорит о высоком международном рейтинге города и, возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у частных зарубежных банков.
1.2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга.
Открытие экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних факторов на формирование и функционирование российского рынка. С установлением либерального режима возникла прямая связь между функциями страны в мировой экономике и ее региональным развитием.
Современный этап социально-экономического и общественно-политического развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним из его существенных проявлений является децентрализация власти и последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на самостоятельную экономическую и политическую арену в качестве самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и будущее Российского государства.
Особое место в России вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург.
Значение внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга постоянно возрастает. Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за 9 месяцев 2000 года - 3,4 млрд.долл.США[11] - занимает 3-е место среди всех субъектов РФ после Москвы и Тюменской области.
Положительной тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся в 1999г. после девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса внешней торговли (отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл по оценке на 2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий города. Согласно Л.Б. Вардомскому, отрицательное внешнеторговое сальдо характерно для приграничных и приморских районов, коим и является Санкт-Петербург, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная (челночная) торговля. Через них в Россию завозится, а затем распространяется по остальной территории по каналам мелкооптовой и неорганизованной торговли большая часть импорта.[12]
Оценивая нынешнее состояние внешней торговли города на Неве, можно сказать, что к началу 2000г. внешняя торговля практически оправилась от последствий августовского кризиса 1998г.
В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:
- стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста экспорта;
- изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное сальдо на протяжении двух кварталов подряд;
- стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города начиная со 2-го квартала 1999 г.;
- стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.
Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции малых и средних предприятий города.
Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления экспортерами импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта оборудования для модернизации промышленности, так и за счет повышения импорта предметов потребления в соответствии с ростом уровня жизни населения.
1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга
С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом его товарная структура (см.Табл.3) не претерпела существенных изменений по сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54% от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных металлов (21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).
Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и другие сырьевые товары.
По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место - 17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Диаграмму 3), что связано с поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном заводе “Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю стран-участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу. Следом за Китаем идут Бельгия, затем
США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.
Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте составляет 14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается товарооборот с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время наблюдается некоторый рост в торговле с Азербайджаном.
В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта объясняется тем, что продукция пищевой промышленности Эстонии, Латвии и Литвы стала после кризиса неконкурентоспособна на петербургском продовольственном рынке.
Диаграмма 3.
Таблица 3: структура экспорта/импорта.
Всего |
В том числе: |
|||||
Экспорт |
Импорт |
Дальнее зарубежье |
Страны СНГ |
|||
Экспорт |
Импорт |
Экспорт |
Импорт |
|||
Всего |
2101,5 |
2329,2 |
1962,9 |
2129,5 |
138,6 |
199,7 |
в том числе: |
||||||
Продовольственные товары и сырье для их производства |
25,2 |
1138,2 |
17,8 |
1030,6 |
7,4 |
107,6 |
продукция топливно-энергитического комплекса |
16,4 |
11,7 |
14,9 |
11,7 |
1,5 |
0,0 |
продукция нефтехимического комплекса |
135,4 |
251,5 |
123,7 |
239,7 |
11,7 |
11,8 |
Кожевенное сырье, меха и изделия |
10,5 |
2,5 |
10,4 |
2,3 |
0,1 |
0,2 |
Древесина и изделия из нее |
162,7 |
98,7 |
156,7 |
93,8 |
6,0 |
4,9 |
Одежда, обувь |
49,8 |
16,1 |
48,0 |
12,2 |
1,8 |
3,9 |
Черные и цветные металлы |
433,2 |
103,6 |
425,0 |
83,4 |
8,2 |
20,2 |
Продукция машиностроения |
1135,7 |
530,8 |
1041,3 |
496,3 |
94,4 |
34,5 |
Прочие товары |
132,6 |
176,1 |
125,1 |
159,5 |
7,5 |
16,6 |
Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.
Диаграмма 4.
1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург
Диаграмма 6.
Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности
Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес- представительств города за рубежом:
- Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более 10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20 совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;
- Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10 международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового сотрудничества, а также несколько крупных российско-британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-Петербурге;
- Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем составил 20 млн.долл.США;
- Начало свою деятельность представительство петербургского фонда "Ямато" в Токио.
Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:
-
- Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;
- Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной ассоциации производителей программного обеспечения.
Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).
В заключение хотелось бы сказать, что,
- во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;
- во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы. Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.
Глава II.
2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.
2.1.1.Сотрудничество с ЕС
В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны”.[13]
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:
- Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);
- Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);
- Российским бюро по использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва, РФ);
- Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);
- Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).
В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению своих проектов с использованием механизмов международных европейских и региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с использованием механизмов международных региональных организаций этого региона.
Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы международных европейских и балтийских региональных организаций.
В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию в ЕС являются:
- Совет Государств Балтийского моря;
- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;
- Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;
- Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.
Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было получено около 200 млн.долл.
Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-Петербурга.
Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза составила 40 млн.долл.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-Западном регионе России.
2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря.
Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14]
- торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;
- улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;
- развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды;
- развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;
- развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;
- развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма;
- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.
Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них можно выделить наиболее значимые:
- программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;
- программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”;
- программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;
- программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”.
Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета государств Балтийского моря».
Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация, основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :
- по содействию демократическим институтам и правам человека;
- по экономическому сотрудничеству;
- по ядерной безопасности;
- а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных меньшинств.
В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).
Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.
Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных организаций является важным дополнительным элементом межправительственного сотрудничества.
Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.
Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:
- Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;
- Развитие Северо-Западного речного порта;
- Кольцевая автомобильная магистраль.
Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года .
ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных проектов на благо всего региона.
Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:
- расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном уровне;
- согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия;
- обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.
Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная организация, основанная на конференции представителей городов стран Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран Балтийского моря.
Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего сотрудничества между городами региона Балтийского моря.
СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.
Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской Федерации.
Заключение.
В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь европейское направление международных контактов, что связано с недостатком литературы по международным контактам города, а также не были освещены культурные и научные связи.
Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы.
В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:
Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного масштаба.
Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа, что для автора являлось не менее важной целью.
Список использованных материалов.
Периодические издания:
1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).
2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.
3. Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000.
4. «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5 марта 2001.
5. Миронов С. «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000.
6. СПбГУ, факультет Географии и Геоэкологии, 2001.
7. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. – Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.
8. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.
9. Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.
10. «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253).
11. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.
Интернет-источники:
1. В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»: http://www.expert.ru.
2. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга:
http://www.spb.ru.
3. Аналитические и статистические материалы сайта РосБизнесКонсалтинг: http://www.rbc.ru.
[1] - Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000г.
[2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000г.
[3] - Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.
[4] - Там же.
[5] - Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной экономики.
[6] - "Эксперт". – 30 октября 2000. №41(253). Электронная версия, адрес http://www.expert.ru.
[7] - Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru).
[8] - Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. - Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.
[9] - Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5 марта 2001.
[10] - Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.
[11] - Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.
[12] - Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).
[13] - Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. – с. 279.
[14] - По материалам документа «Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций». - Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.