Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере Северо-Западного и Дальневосточного регионов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СШ №11 г. Артема

РЕФЕРАТ

     на тему “Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере Северо-Западного и Дальневосточного регионов”

Выполнил:

Ученик 10 «А» класса

Кононенко Андрей

Проверила:

Калашникова Галина Михайловна

Артем , 2001

Оглавление

 TOC \o "1-3" Оглавление........................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc407353969    2

Введение............................................................................................................................................ 3

Северо-западный регион................................................................................................ 4

Общее состояние по региону.......................................................................................................... 4

Внешняя торговля................................................................................................................................. 4

Перспективы развития внешнеэкономических отношений.............................................. 6

Дальний Восток.......................................................................................................................... 8

Общее состояние региона................................................................................................................. 8

Внешняя торговля................................................................................................................................. 9

Перспективы развития внешнеэкономических отношений............................................. 11

Заключение................................................................................................................................... 14

Список использованной литературы............................................................................ 15

Введение

Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Именно на этой форме я остановлюсь в своем реферате.

 

Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, так и на развитие еди­ного рыночного пространства внутри страны, становится расширение непо­средственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.

Провозглашение Россией независимости и распад СССР существенно трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации. Это особенно касается ряда регионов, специализирующихся на перерабатывающих отраслях промышленности и обеспечивавших прежде свои потребности в минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах за счет завоза из регионов, которые находятся теперь на территории стран ближнего зарубежья. В нынешних условиях им приходится искать замену прежним межреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю и бартерные операции.

На настоящий момент, наиболее важными остаются экономические связи России со странами запада и странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль в налаживании внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.

Северо-западный регион

Общее состояние по региону.

Северо-Западный район (к нему относятся Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и республика Карелия) отличается высоким уровнем эконо­мического развития. В территориальном разделении общественно­го труда он выступает с продукцией сложного машиностроения, поставляя другим районам и на экспорт современное технологиче­ское оборудование для различных отраслей промышленности: электроэнергетики, приборостроения и электроники, морского су­достроения. Большое значение приобрели отрасли химической и лесной промышленности, производство товаров народного потреб­ления. Район, например, занимает одно из первых мест у нас по производству морских судов разного типа (в том числе мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газо­вых турбин, оптико-механической продукции, обеспечивающих ему устойчивое положение на нашем рынке и за рубежом.

Экономический потенциал района определяется, прежде всего, промышленностью Санкт-Петербурга, его высококвалифицирован­ным рабочим классом, научным и техническим персоналом, со­здающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможность возлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подго­товки квалифицированных кадров для народного хозяйства.[1]

Вместе с тем затянувшийся финансово-эконо­мический кризис, хронический острый недостаток отечественных инвестиционных ресурсов с каждым годом усложняют положение лесозаготовительных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумаж­ных предприятий и машиностроительных заводов, обслуживающих лесной комплекс, снижают их конкурентоспособность на мировом рынке. В равной мере это относится к предприятиям металлургии, промышленности строительных материалов, рыбному хозяйству, другим отраслям.

Внешняя торговля

Северо-Западный регион отличается от других высоким уровнем экспортной специализации. Отсюда поставляются на мировой рынок продукция отраслей данного региона - высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование, оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики, грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, в том числе апатиты.

Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импорт­ные функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт — самый крупный в Бал­тийском бассейне — во многие страны следует на экспорт продук­ция петербургских и других российских предприятий. Здесь же пе­рерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург — Роттердам.

Через Северо-Западный осуществляются регион тесные экономические связи с Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией,

Следует учитывать, что в последние годы лидирующие позиции в области российских внешнеэкономических связей сохраняются (и даже упрочиваются) за странами ЕС - около 33-40 процентов всего товарооборота, или, как подчеркнул вице-председатель ЕК Л.Бриттен, выступая 17 июня 1997 года в Государственной Думе России, 40 процентов российского экспорта и 38 процентов импорта. В свою очередь Россия занимает пятое место во внешней торговле ЕС по импорту и шестое - по экспорту.

Важно и то, что в последние годы Россия сохраняет положительное сальдо в торговле с ЕС: 1993 год - 4 млрд. экю, 1994 - 6,2 млрд. экю, 1995 - 5,9 млрд. экю, 1996 - 11,4 млрд. экю.[2]

Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты, металлы, ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В то же время доля машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это в основном автомобили, электродвигатели, подшипники, контейнеры, холодильники.

В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.

Торгово-экономические связи с Норвегией развиваются достаточно устойчиво. Товарооборот по итогам первых девяти месяцев 1996 года составил, по данным российской таможенной статистики, 497,2 млн. долларов. При этом экспорт превысил в стоимостном выражении 335 млн. долларов, а импорт — 160 млн. долларов. Положительное сальдо взаимной торговли в пользу России возросло в связи с этим до 177 млн. долларов (в 1995 году — 160,6 млн. долларов).

Доля сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию составляет почти 90 процентов, при этом по итогам ряда последних лет на две основные позиции — рыба/морепродукты и цветные металлы — приходится свыше двух третей экспорта. Принципиально важно для российского экспорта то, что ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на ряд товаров ниже, чем в ЕС. Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется благоприятная для увеличения российского экспорта ситуация. Отличительной структурной особенностью поставок из России в Норвегию является крайне незначительная доля в них нефти и газа, традиционно занимающих ведущее место в российском экспорте во многие страны Европы.

Вместе с тем происходит рост импорта норвежских товаров. Это объясняется, прежде всего, увеличением закупок рыбы и рыбопродуктов, частично — продовольственных товаров. Вместе с тем растут и закупки целого ряда других товаров по самой широкой номенклатуре.[3]

Близость Норвегии к Северо-Западной России, схожесть климатических и почвенных условий создают благоприятные предпосылки для развития сотрудничества в области сельского хозяйства. Предприятия АПК Северной Норвегии обладают опытом, который может быть весьма полезен для Северо-Западной России

Перспективы развития внешнеэкономических отношений

В последние годы обоюдный интерес друг к другу России, а также стран Балтийского и Баренцева регионов, заметно усилился. Для этого есть достаточ­ные основания. Высокоразвитые в промышленном отношении страны Запад­ной и Северной Европы для своего выхода на качественно новую стадию развития все острее будут нуждаться в России как потен­циально емком рынке и как партнере в промышленной коопера­ции. Уже сейчас наиболее дальновидные деловые люди из евро­пейских стран начинают осваивать российский рынок.

 В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных связей, наиболее пер­спективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов управления.

Например, возникла идея так называемого 'Архангельского коридора", связывающего промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной дорогой через Республику Карелия с Ар­хангельской областью, с Республикой Коми и Уралом. После вво­да участка железной дороги длиной 126 км в Карелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в ре­альный трансграничный проект. Этот проект — плод усилий ру­ководителей, ученых и предпринимателей губернии Одулу, Респу­блики Карелия, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Второй трансграничный проект — так называемый "Южно-Карельский", или "Атлантический коридор", который призван со­единить территории южной части Балтийского региона через фин­ляндские порты Котка, Ханко, Хельсинки, европейскую ав­томагистраль №18 и дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-российской границы, с глубинными российскими территориями че­рез Карелию, Вологодскую и Кировскую области. И этот проект уже фактически реализуется. Так, в республике Карелия, несмотря на экономический кризис, строятся новые международные пункты пропуска и дороги в направлении Восток-Запад. При этом республи­ка вкладывает собственные средства в объекты таможенной инфрас­труктуры федерального значения.

Только создание этих двух трансграничных коридоров позво­лит создать по обе стороны границы тысячи новых рабочих мест. Новые оптимальные грузопотоки с объемом перевозок как минимум 20-30 млн. тонн груза в год и заметно повлиять на повыше­ние конкурентоспособности Балтийского региона в мировом мас­штабе и российского Северо-Запада — в Европе, а Карелии — в нашей стране. Одновременно здесь оживится международный туризм. Миллионы европейцев, да и американцев, которым прежде не был доступен уникальный по красоте природы и бо­гатству культуры российский Север, смогут увидеть, знаменитые Валаам, Кижи, Соловецкие острова и многие другие памятники мирового значения.

В последнее время правительство Карелии провело консульта­ции с руководителями многих субрегионов Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Венгрии, Белоруссии, а также с прави­тельствами Литвы, Латвии по вопросам реализации взаимовы­годных проектов. В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и культурных обменах.[4]

Дальний Восток

Общее состояние региона

На территории региона располагаются республика Саха-Якутия. Хабаровский край. Приморский край. Амурская, Сахалинская. Камчатская и Магаданская области. По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаровский и Приморский края, Амур­ская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отли­чается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промыш­ленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удале­ны друг от друга.

Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов. Прежде всего – особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью.

Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так регион производит: 98% алмазов, олова – 80%, борного сырья – 90%, золота – 50%, вольфрама – 15%, рыбы и морепродуктов – более 40%, древесины – 13%, целлюлозы – 7%. Эти факторы и обусловили роль Дальнего Востока в составе СССР.

Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в целях обеспечения обо­ронной безопасности государства, большинство районов региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное время указанные регионы в экономическом отноше­нии были в значительной степени оторваны от стран АТР, от сво­их ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многих стран АТР дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался в положении от­стающего.

Итак, не взирая на громкое название – “форпост социализма на Берегах Тихого океана” Дальний Восток в составе СССР играл роль сырьевого придатка и средства решения военно-политических задач. Несмотря на декларированную закономерность социалистического способа производства – «подтягивание отстающих территориальных звеньев», в советский период этот регион постоянно отставал по уровню экономического роста от своих соседей – Западной и Восточной Сибири 

Сейчас ситуация на Дальнем востоке довольно тяжелая. В топливно-энергетическом комплексе сложилась критическая ситуация. Предприятия Приморского края задолжали энергетикам более 180 млрд. руб., что приводит к остановке большинства производств и их финансовому параличу. Останавливаться вынуж­дены даже крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод" (Владивосток). Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная война за энергоресурсы. Так, нефтепро­дукты, идущие из Сибири на Камчатку, изымаются в портах Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76 тыс. т. топлива, оплаченного Камчаткой. Подобные исто­рии в регионе не редкость. Так, уголь на Сахалин доставляется под охраной, иначе составы с топливом конфискует Хабаровский Край.

Среди традиционных отраслей специализации - рыбная промышленность. Дальний Восток с его 5% российского населения производит более 50% рыбной продукции страны. Государственные рыбопромышленные предприятия добывают до 75% общего улова рыбы и морепродуктов, они владеют 90% основных производственных фондов отрасли. Однако состояние флота таково, что 64% добывающих, 95% перерабатывающих и 56% транспорт­ных судов должны быть уже списаны. Отрасль близка к катастрофе.

Внешняя торговля

Удельный вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза составлял 4,4% , но по отдельным товарным позициям был много больше, это относится к экспорту круглого леса (40%), рыбы (26%), рыбных консервов (22%), цемента (более 10%). Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6% своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2%.

Итоги внешнеэкономической деятельности за 1995 год в регионах Дальнего Востока подтвердили рост экспортной активности. В значительной степени этому способствовали увеличение объемов производства рыбной продукции (основного экспортного товара), усиление экспортной направленности горнорудной, лесной, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Объем дальневосточного экспорта составил около 950 млн. американских долларов, что на 21 процент больше, чем за соответствующий период прошлого года. Первое место в экспорте устойчиво занимает Приморский край (268.4 млн. долл., рост на 20%), второе - Хабаровский край (220.7 млн. долл. рост на 25%).[5]

В настоящее время основным внешнеэкономическим партне­ром на Дальнем Востоке является Япо­ния. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ре­сурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производ­ству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось со­здать новые экспортные базы в этом удаленном от основных раз­витых районов и центров регионе, усилить его транспортную осна­щенность. При помощи японских кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино соору­жены специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейне­ров. В погашение предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу, якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм "Содэко" в соот­ветствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое обоснование разработки неко­торых разведанных месторождений этой фирмой в настоящее вре­мя прорабатывается с учетом экологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Есть проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например, для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) в Хабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть создано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями в уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского золоторудного месторождения, несом­ненно, примут участие японские фирмы.

По многим направлениям ширятся внешнеэкономические свя­зи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет пригранич­ная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. Так, на­пример, в товарообороте Приморского края доля КНР состав­ляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100 млн. долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай минеральные удобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товары народного потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение между властями китайской провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и воспроизводстве рыб­ных запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторожде­ниям железной руды. Это объясняется не только тем, что россий­ская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не мо­гут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэто­му весьма вероятно участие китайского капитала в разработке мес­торождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугу­на и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важ­нейшим фактором, влияющим на социально-экономическую си­туацию региона в целом. За счет внешнеэкономической деятель­ности удается в значительной степени компенсировать отрица­тельные последствия отдаленности от основных промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места, рас­ширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и бесперебойно снабжать население продуктами пита­ния.

Перспективы развития внешнеэкономических отношений

ПРИ РАЗРАБОТКЕ внешнеэкономической политики России на ближайшую перспективу важное внимание следует уделять раз­витию торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия, большая часть террито­рии которой обращена к Азии, с большой заинтересованностью отмечает, что накануне XXI века Азиатско-Тихоокеанский регион ' становится одним из важных мировых центров роста, междуна­родным торговым и финансовым центром.

 ЗНАЧИМОСТЬ для России стран этого региона определяется ря­дом факторов:

1. Становление АТР в качестве наиболее динамично разви­вающегося центра роста мировой экономики обуславливает необ­ходимость расширения российского присутствия в этом регионе.

2. Сложившаяся исторически ориентация российской эконо­мики на Запад, с которой связывают возможности получения кредитов, опыта управления, новых технологий и оборудования, а также сбыта энергоносителей и сырья, отнюдь не исключает возможностей экономической активизации России на восточном направлении.

В АТР мы имеем дело с начальной фазой интеграционных процессов государств, находящихся на разных этапах экономиче­ского развития, что создает в известном смысле более благопри­ятные условия для интеграции России в экономику региона. К тому же продуманная стратегия внешнеэкономической деятель­ности на Востоке могла бы позволить России получить опреде­ленные преимущества в отношениях с Западом.

3. Расширение взаимовыгодного экономического сотрудни­чества со странами АТР могло бы способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития регионов России, а также ослаблению центробежных тенденций в Сибири и на Даль­нем Востоке. В этом плане взвешенные общегосударственные ориентиры призвана наметить разрабатываемая в настоящее вре­мя Федеральная программа долгосрочного развития Дальнего Востока с учетом необходимости закрепления населения, струк­турной перестройки экономики и вовлечения региона в мировое хозяйство, в том числе через расширение сотрудничества со стра­нами АТР.

4. Экономическое сотрудничество со странами АТР открывает возможности для облагораживания структуры российского экс­порта. Структурная перестройка промышленности большинства стран региона, модернизация сельского хозяйства, расширение и совершенствование систем связи и транспорта, осуществление крупных инвестиционных программ предопределяют увеличение спроса на машины, оборудование и технологии, причем не только ультрасовременные. Улучшение экономической ситуации в боль­шинстве стран АТР вызвало рост внутреннего потребления, а, следовательно, расширение потенциальных рынков для россий­ских товаров.

5. Наблюдающиеся в регионе в последние годы процессы ли­берализации торговли, не говоря уже о реализации принятых деклараций и соглашений, создают более благоприятные условия для российских экспортеров машинотехнической продукции, проката, химических товаров, нефтепродуктов. Растущий интерес странами региона проявляется и к закупкам российской военно-технической продукции.

6. Расширение участия России в перспективных многосторон­них экономических проектах в регионе может позволить более успешно решать и проблемы национальной экономики.

7. Прямые торгово-экономические связи со странами АТР позволят в значительной степени повысить эффективность россий­ского импорта. Качество азиатских товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по сравнению с Западной Европой ценах. Немаловажно и то, что многие азиат­ские страны обладают собственными или адаптированными за­падными технологиями, соответствующими мировым стандартам. Такие технологии могли бы быть с успехом использованы в России.

НАИБОЛЕЕ перспективным российским регионом в деле разви­тия сотрудничества со странами АТР является огромный по пло­щади, богатый ресурсами Дальний Восток, который является гео­графическим продолжением динамично развивающегося "тихо­океанского кольца", естественным выходом России в АТР.[6]

Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России с АТР должно способствовать созданию эффективной, высокотех­нологичной и мобильной экономики, в первую очередь на россий­ском Дальнем Востоке, с использованием преимуществ террито­риального и мирового разделения труда. В настоящее время в российском экспорте наибольший удельный вес (до 80 процентов) имеют топливно-энергетические и сырьевые товары, в то время как на экспорт машин и оборудования в последние годы прихо­дилось менее 10 процентов. Та же тенденция в развитии и ис­пользовании экспортного потенциала присуща и регионам Даль­него Востока.

Необходимо отметить, что наши партнеры из АТР в настоящее время проявляют заинтересованность прежде всего в создании совместных предприятий в области разработок топливно-энер­гетических и лесных ресурсов. В этой ситуации доступ инвесто­ров к нашим природным ресурсам должен обеспечиваться на приоритетной основе тем из них, которые ввозят капитал и тех­нологию не только для расширения мощностей добывающих от­раслей, но и для глубокой комплексной переработки.

Проекты международного экономического сотрудничества со странами АТР в зависимости от масштабности и значимости для экономики можно условно разделить на:

— наиболее крупные межрегиональные и межотраслевые про­екты, такие, как проект освоения Сахалинского шельфа, строи­тельство автодорожного моста через Амур, возле г. Благовещенска-на-Амуре, развитие СЭЗ "Находка", "Благовещенск-на-Амуре";

— крупномасштабные инвестиционные проекты, реализация которых требует привлечения значительных зарубежных инве­стиций, а также помощи государства в предоставлении гарантий и получении кредитов от международных финансовых организа­ций:

— инвестиционные проекты регионального значения, требую­щие поддержки со стороны местных администраций.

Так, например, освоение Сахалинского шельфа является наи­более крупным проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию новых месторожде­ний предполагается довести к 2005 году объем добычи нефти до 20 млн.т., газа — до 18,9 млрд. куб.м. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает ши­рокий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. не только за­рубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность со­трудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией машиностроения, что позволит ожи­вить машиностроительную базу края, находящуюся в крити­ческом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны.

Для преодоления упомянутых выше негативных явлений и проблем на среднесрочную перспективу необходимо решение сле­дующих основных задач:

— принятие мер к стабилизации, а в дальнейшем — к расши­рению экспорта традиционных товаров;

— привлечение необходимых иностранных кредитных ресур­сов в целях решения острых социально-экономических проблем региона, реализации эффективных проектов инвестиционного сотрудничества;

— диверсификация экспортной базы, развитие экспортно-ориентированных производств и импортозамещения, в том числе на базе конверсии оборонных предприятий;

— развитие рыночных принципов осуществления хозяйствен­ных взаимоотношений во внешнеэкономической области в целях ослабления монополизма отечественных производителей, содей­ствие переходу к экономике открытого типа, постепенное и обос­нованное сближение структуры внутренних и мировых цен, под­держка экспорта и расширение рынков сбыта российской продук­ции, изменение структуры внешней торговли и повышение ее эффективности;

— повышение степени облагораживания сырья и поставок на экспорт продукции более высокой степени переработки при усло­вии совершенствования ее технологии.

В числе возможных приоритетных направлений сотрудни­чества и торговых обменов со странами АТР можно отметить космическую, авиационную, судостроительную промышленность, связь и коммуникации, освоение ресурсов океана и экологию, новые технологии и материалы, сотрудничество в создании тран­спортных средств нового типа, электроэнергетику, электронику, военно-техническое сотрудничество.

Интеграция России в систему экономических отношений с АТР потребует известного времени и решения многих политиче­ских и экономических проблем, внедрения в практику торговли и взаимоотношений с другими государствами норм и правил, при­нятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законода­тельства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, и требованиям многосторонних договоров и соглашений.

Заключение

В условиях перехода к открытой экономике полномочия регионов во внешнеэкономической сфере существенно расширяются. Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а так же о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Список использованной литературы

1. И.Бусыгина Российский Дальний Восток. // Мировая экономика и международные отношения.-1995.-№5.

2. В.Шлямин Заботы российского Северо-Запада. // Международная жизнь.-1996.-№3

3. Расположение производительных сил. - М.: «Экономика» 1994

4. С. А. Ситарян. Некоторые проблемы участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности// Проблемы прогнозирования. -1996. -№6.

5. О. Давыдов. Емкий российский рынок перспективен для Норвегии.//Международная жизнь. -1997 -№4

6. А. Грандберг. Экономическая интернационализация Северного морского пути.//Международная жизнь 1997 №7


[1] Расположение производительных сил. -М. -1994 -«Экономика»

1Международная жизнь №8 1997

2 Международная жизнь №4 1997

[4] Международная жизнь №3 1996

[5] Мировая экономика и международные отношения №7 1995

[6] Проблемы прогнозирования №6 1996