Внешняя разведка США CIA
╔╦══════════════════════════════════════════════════════════════╦╗
║╠══════════════════════════════════════════════════════════════╣║
║║ ║║
║║ ║║
║║ УКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ║║
║║ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ____________________ ║║
║║ ╔═══ ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДКА США ════╗ ║║
║║ ║ ║ ║║
║║ ║ CENTRAL INTELLIGENCE AGENCY ║ ║║
║║ ║ ────────────────────────── ║ ║║
║║ ╚═════════════════════════════╝ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ Выполнил : Матусевич C. ║║
║║ Проверил : Харичков И.И.║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ ║║
║║ НИКОЛАЕВ, 1997 г. ║║
║║ ║║
║╠══════════════════════════════════════════════════════════════╣║
║║ ────────────── CENTRAL INTELLIGENCE AGENCY ───────────────── ║║
╚╩══════════════════════════════════════════════════════════════╩╝
- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Гл.1 Предисловие...................................3
Гл.2 История внешней разведки США..................5
Гл.3 Структура разведывательного сообщества США....8
Гл.4 Законодательство о разведке...................28
Гл.5 Заключение....................................32
-_ 3 _-
ГЛАВА 1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Разведка - явление историческое. Как ремесло, она является,
может быть, не древнейшим, но уж наверняка вторым. Многообразие
взглядов различных историков на социальный характер разведки и
шпионажа объединяет их в одном - все они сходятся на том, что
секретные службы существуют не менее 33 столетий. Точнее говоря,
они родились тогда, когда начались войны. В любом военном столк-
новении, будь то первобытное побоище или вторая мировая война,
в той или иной степени, разумеется, имеет место тактическая хит-
рость, расчитанная на обман противника. Но чтобы обмануть и по-
бедить врага, необходимо его знать.Будучи явлением историческим,
разведка и шпионаж, так же как и войны, в разные времена прини-
мают различные формы. Типы и характеры разведчиков и шпионов ме-
няют свою окраску в зависимости от общественного и государствен-
ного строя, которому они служат. История складывала века в свою
копилку. На смену одним формациям приходили другие, и время ме-
няло само понятие секретной службы, а вместе с нею существо во-
енной и государственной тайны. Трансформировались и отношение
общества к тем, кто посвящал свою жизнь опасному ремеслу. С од-
ной стороны, на них смотрели как на героев невидимого фронта, с
-_ 4 _-
другой - как на презренных наёмников. Испокон веков слово "раз-
ведчик" было окружено почитанием и глубоким уважением, а слово
"шпион" произносилось с презрением и отвращением. В толковом
словаре Владимира Даля : "Шпион - соглядатай, лазутчик, скрытый
разведчик и переносчик... Шпионить - соглядать, лазутничать;
подсматривать, полслушивать, выведывать, что у одной стороны и
передавать противной; служить лазутчиком... Но Владимир Ивано-
вич Даль допускает, что "шпионство в военное время считается
дозволенным"...
-_ 5 _-
ГЛАВА 2
ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ США
Любое государство, как организация политической власти, как
устройство общества, нуждается в механизме, который оградил бы
его от посягательств на его суверенитет, целостность, власть.
Важнейшей частью этого механизма является разведка.
Разведывательная деятельность состоит в сборе и анализе
информации о предполагаемых внешних и внутренних угрозах госу-
дарству и обществу, а также в осуществлении мероприятий по пре-
дотвращению и ликвидации этих угроз.
История внешней разведки США началась в период Второй ми-
ровой войны. По словам Кима Филби, до этого "секретная
информация из других стран поступала в ограниченном количестве
в результате "сверхплановой" деятельности американских военных
атташе и дипломатов".
В Нью-Йорке в 1940 году был создан Британский координаци-
онный центр по вопросам безопасности американских поставок в
-_ 6 _-
Англию. Уильям Стивенсон, руководитель этой организации, отдал
основные силы на то, чтобы убедить американцев в необходимости
создания собственной разведывательной службы. Он вызвал интерес
к этому у президента Рузвельта. В 1942 г. было учреждено Управ-
ление стратегических служб (УСС) во главе с генералом Донова-
ном. В это время предусматривалось тесное сотрудничество с анг-
лийской разведкой.
Первоначально УСС было создано как научно-исследователь-
ская и аналитическая организация. Впоследствии оно получило к
тому же задание планировать и осуществлять специальные операции.
После окончания войны все подразделения УСС, кроме службы
секретной разведки и службы анализа, были распущены. В 1945 г.
аналитические подразделения были переданы в ведение госдепарта-
мента, а оперативные подразделения - военного министерства.
В своем обращении к конгрессу 12 марта 1947 г. президент
Трумэн заявил, что действия коммунистов угрожают безопасности
США. Основываясь на проекте генерала Донована, Трумэн рекомен-
довал учредить Центральное разведывательное управление (ЦРУ).
Это был открыто функционирующий орган исполнительной власти,
хотя на нем лежало также много обязанностей секретного характера.
В августе 1961 г. было учреждено Разведывательное управле-
ние министерства обороны (РУМО). Первым его руководителем был
-_ 7 _-
назначен генерал-лейтенант Джозеф Кэррол.
Главной задачей этой организации являлось обеспечение мак-
симальной координации и эффективности разведывательной работы,
выполняемой армией, авиацией и военно-морским флотом.
-_ 8 _-
ГЛАВА 3
СТРУКТУРА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА США
В настоящее время согласно официальным данным в структуру
разведывательного сообщества США входят следующие организации:
I. Центральное разведывательное управление (ЦРУ)
II. Разведывательные организации министерства обороны США
III. Разведывательные организации, входящие в гражданские
ведомства США
IY. Штаб разведки (разведывательного сообщества) или Цент-
ральная разведка.
I. Центральное разведывательное управление
Численность ЦРУ по данным прессы в 1989 г. превышала 20
тыс.человек.
Бюджет ЦРУ, также по данным прессы, в 1989 г. составлял 4
млрд.долл., а всего сообщества - 25 млрд.долл. В 1986 г. сооб-
щалось, что бюджет ЦРУ ежегодно увеличивается на 20%. В том же
-_ 9 _-
году в "Вашингтон пост" появилось сообщение,что в 1979 г. бюджет
всей разведки составлял около 12 млрд.долл., что в 1986 г. он
более чем удвоился, а к 1990 году возрастет в три раза. В 1975
г. генеральный контролер Главного счетного управления (ревизор-
ский орган конгресса) Э.Стаатс публично заявил, что бюджет аме-
риканской разведки (всех разведывательных организаций США) мо-
жет достигать 5% всего федерального бюджета США. В 1977 г. в
докладе сенатской комиссии впервые было указано, что общие рас-
ходы на национальную разведку составляют 3% всего федерального
бюджета США, а расходы ЦРУ составляют примерно 10% бюджета всей
разведки. Следовательно общие расходы на американскую разведку
в начале 90-х годов составляли около 60 млрд.долл.ежегодно, а
расходы ЦРУ - примерно 6 млрд.долл.ежегодно.
Структура ЦРУ
Согласно данным американской печати структура ЦРУ состоит
из пяти основных директоратов и ряда самостоятельных подразде-
лений.
1. Оперативный директорат - решает задачи по добыванию
-_ 10 _-
информации силами агентурной разведки, организует и проводит
тайные операции, осуществляет контрразведывательное обеспечение
агентурной деятельности, занимается борьбой с терроризмом и
наркотиками.
В структуру директората входят:
- управление внешней разведки, руководит деятельностью опе-
ративных отделов, которые делятся на две группы:
Географические отделы:
- отдел по бывшему Советскому Союзу и Восточной Европе;
- отдел Латинской Америки;
- отдел Ближнего Востока и Южной Азии;
- отдел стран Африки;
- отдел Восточной Азии.
Отделы по направлениям работы:
- отдел иностранных ресурсов (агентурно-оперативная работа
с территории США);
-_ 11 _-
- отдел международной деятельности (планирование и прове-
дение полувоенных тайных операций);
- отдел сбора информации на территории США;
- отдел прикрытий;
- отдел коммерческих предприятий и др.;
- Управление внешней контрразведки - обеспечивает безопас-
ность разведывательной деятельности резидентур ЦРУ и центрально-
го аппарата разведки, осуществляет проникновение в иностранные
спецслужбы, опрашивает перебежчиков. В 1993 г. в управлении
создан контрразведывательный центр для координации контрразве-
дывательной деятельности всех контрразведывательных органов США.
- Управление тайных операций - разрабатывает и осуществля-
ет тайные операции.
- Управление технических служб (управление "Д") - осущест-
вляет техническое обеспечение тайных операций.
- Финансово-плановое управление - обеспечивает планирова-
ние и финансирование всей деятельности директората.
-_ 12 _-
- Центр по борьбе с терроризмом - координирует деятель-
ность подразделений ЦРУ в борьбе с международным терроризмом.
- Центр по борьбе с наркотиками - осуществляет анализ всей
информации по наркотикам, разрабатывает и проводит оперативные
мероприятия против наиболее опасных организаций наркобизнеса.
2. Научно-технический директорат - проводит исследования и
разработки в области технических средств сбора информации, экс-
плуатирует их, поддерживает контакты с крупнейшими научными
центрами США.
В структуру директората входят:
- Управление исследований и разработки технических систем
- занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в
самых различных областях (искусственный интеллект, моделирова-
ние процессов, полупроводниковые системы, связь и т.п.)
- Управление по разработкам и конструированию - занимается
разработкой и эксплуатацией крупных технических систем сбора
информации
-_ 13 _-
- Управление радиоперехвата - эксплуатирует и обслуживает
новейшую аппаратуру по сбору и анализу информации
- Управление технического обеспечения - разрабатывает и
изготавливает различную оперативную технику (средства тайнопи-
си, подслушивания, скрытного фотографирования и т.п.)
- Информационная служба по зарубежному радиовещанию - осу-
ществляет прослушивание и запись иностранных радио и телепередач
- Национальный центр по расшифровке материалов аэрокосми-
ческой разведки.
3. Информационно-аналитический директорат- головное под-
разделение всей американской разведки по обработке и анализу
разведывательной информации и подготовке выходной продукции
разведки для президента, Совета национальной безопасности и
конгресса.
Основными выходными документами директората являются:
-_ 11 _-
- "меморандум предупреждения" - информация об угрозе напа-
дения или назревания кризисной ситуации, способной перерасти в
крупный вооруженный конфликт;
- ежедневная разведывательная сводка и еженедельный доклад
для президента, вице-президента, госсекретаря, министра оборо-
ны, советника президента по национальной безопасности и предсе-
дателя комитета начальников штабов;
- ежедневный обзор национальной разведывательной информа-
ции - рассылается в 200 адресов;
- национальные разведывательные оценки, содержащие анализ
и прогноз развития наиболее важных проблем.
В структуру директората входят:
- Управление анализа информации по странам, входившим в
бывший советский блок
- Управление анализа информации по европейским странам
-_ 15 _-
- Управление анализа информации по Ближнему Востоку и Юж-
ной Азии
- Управление анализа информации по Восточной Азии
- Управление анализа информации по странам Африки и Латин-
ской Америки
- Управление текущей продукции и обеспечения аналитической
работы - выпускает информационные материалы всего директората.
В его структуре имеется круглосуточный оперативный центр слеже-
ния за назреванием кризисных ситуаций, угрожающих безопасности
США
- Управление научных исследований в области вооружений -
анализирует технические аспекты вооружений и космических систем
других стран
- Управление глобальных проблем - занимается анализом эко-
номических, географических и технологических проблем в междуна-
родном масштабе
-_ 16 _-
- Управление информационных ресурсов - осуществляет инфор-
мационно-справочные функции, обеспечивает хранение, поиск и
рассылку информации, располагает большим парком мощных ЭВМ
- Управление анализа информации об иностранных лидерах
- Отдел обеспечения руководства и аналитической работы
- Отдел подготовки заданий и оценок
- Отдел по контролю за вооружением.
4. Административный директорат - занимается вопросами под-
бора кадров на работу в ЦРУ, подготовкой и переподготовкой кад-
ров, обеспечивает безопасность персонала и объектов ЦРУ, осу-
ществляет шифросвязь с резидентурами, финансовое, медицинское и
хозяйственное обслуживание, разрабатывает и эксплуатирует элек-
тронные системы хранения и поиска информации.
В состав директората входят:
-_ 17 _-
- Управление кадров
- Управление подготовки и переподготовки кадров
- Управление безопасности
- Финансовое управление
- Управление хранения и поиска информации
- Управление компьютерной техники
- Управление связи
- Медицинское управление
- Хозяйственное управление
5. Директорат планирования - создан в 1989 г. - занимается
планированием и координацией деятельности разведки, отслеживани-
ем новых потребностей в разведывательной информации в связи с
-_ 18 _-
"бурными изменениями, происходящими в мире, и необходимостью
оперативного реагирования на них". Структура этого директората
в прессе не освещалась.
6. Отдел главного юристконсульта. Сотрудники отдела дают
консультации и следят за соблюдением конституции, законов, уго-
ловного кодекса, а также действующих правил и инструкций.
7. Отдел генерального инспектора. Генеральный инспектор
назначается президентом США и утверждается сенатом. Он подотче-
тен президенту США и конгрессу, но обязан согласовывать свою
деятельность с директором ЦРУ. Отдел имеет собственный бюджет и
автономный кадровый аппарат. Отдел проводит проверки и рассле-
дования работы подразделений ЦРУ, рассматривает жалобы сотруд-
ников.
8. Отдел финансового ревизора - контролирует всю финансо-
вую деятельность ЦРУ.
9. Секритариат ЦРУ.
10. Финансово-плановый отдел.
-_ 19 _-
11. Отдел истории ЦРУ.
12. Отдел шифропереписки.
13. Совет по рассмотрению публикаций о ЦРУ.
14. Управление по связи с общественностью или пресслужба
ЦРУ - осуществляет поддержание контактов с общественными орга-
низациями и средствами массовой информации.
15. Управление по связи с законодательными органами - от-
вечает за связь ЦРУ с конгрессом, особенно с комиссиями по раз-
ведке сената и палаты представителей, готовит ответы на запросы
конгрессменов, организует для них посещения ЦРУ, выступления
перед ними сотрудников разведки и т.д.
II. Разведывательные подразделения министерства обороны США
В число этих разведывательных подразделений входят:
- разведывательные подразделения собственно Министерства
обороны
-_ 20 _-
- разведывательные подразделения армии США
- разведывательные подразделения Министерства ВВС США
- разведывательные подразделения Министерства ВМС США
1. Разведывательные подразделения Министерства обороны:
- Разведывательное управление министерства обороны (РУМО)
- занимается военно-стратегической разведкой. Исполнительным
приказом президента США N 12333 от 4 декабря 1981 г. "Разведы-
вательная деятельность Соединенных Штатов" на РУМО возлагаются
задачи: собирать и анализировать информацию для министра оборо-
ны, Комитета начальников штабов, других подразделений министер-
ства обороны, а также в необходимых случаях для невоенных ве-
домств, осуществлять координацию работы всех разведывательных
организаций министерства обороны. По данным прессы численность
РУМО превышает 6 тыс.человек, включая 1 тыс.человек, работающих
за границей в военных атташатах.
На РУМО приходится около 80% всех ассигнований на разведку.
РУМО имеет сложную структуру. В его подчинение входит ряд
учебных заведений.
-_ 21 _-
- Агентство национальной безопасности (АНБ) - является
подразделением министерства обороны, хотя работает в контакте с
ЦРУ. Согласно исполнительному приказу N12333 АНБ организует и
осуществляет сбор информации с помощью радиоэлектронной развед-
ки, а также разработку кодов и шифров. АНБ располагает одним из
самых крупных в США центров по обработке данных, снабженных са-
мыми мощными в США ЭВМ. По данным прессы численность персонала
АНБ, включая военнослужащих, составляет более 120 тыс.человек.
Агентство обслуживает около 2 тыс.станций радиоэлектронного пе-
рехвата, расположенных по всему миру.
2. Разведывательные подразделения министерства армии США:
- Разведывательное управление министерства армии. В его
структуру входят разведывательные управления штабов сухопутных
войск на всех театрах военных действий.
- Командование разведки и безопасности армии США. В его
структуру входят командования безопасности и разведки армии США
(соединений и частей американской армии) на театрах военных дей-
ствий.
-_ 22 _-
3. Разведывательные подразделения министерства ВВС США
- Разведывательное управление министерства ВВС, состоящее
из центрального аппарата (численность которого по данным прессы
в 1988 г. составляла 2300 офицеров) и разведывательные управ-
ления на ряде театров военных действий и авиационных командова-
ний видов авиации.
- Национальное управление воздушно-космической разведки
США. По данным прессы бюджет этого управления превышает 8
млрд.долл.
- Командование по вопросам безопасности и радиоэлектронной
борьбы ВВС США, в котором по сообщениям прессы за 1983 г. слу-
жили более 10 тыс.офицеров.
4. Разведывательные подразделения Министерства ВМС США
- Разведывательное управление министерства ВМС США и под-
чиненные ему подразделения в зонах действий флотов
-_ 23 _-
- Командование военно-морской разведки США
- Командование разведки и безопасности ВМС США
- Разведывательное управление корпуса морской пехоты США
III. Разведывательные организации, входящие в гражданские
ведомства США
К разведывательным организациям гражданских ведомств США
относятся:
- разведывательные организации госдепартамента США
- разведывательные организации министерства торговли США
- разведывательные организации министерства финансов США
- разведывательные организации министерства энергетики США
- разведывательное подразделение ФБР США.
-_ 24 _-
1. Разведка госдепартамента США
Это Управление разведки и исследований государственного
департамента (УРИ).
Согласно исполнительному приказу N 12333 УРИ обеспечивает
сбор открытыми методами информации, необходимой для проведения
внешней политики США, и подготавливает и рассылает разведыва-
тельную информацию.
Вместе с тем УРИ координирует с другими членами разведыва-
тельного сообщества сбор информации, а также участвует в разра-
ботке тайных операций. УРИ опрашивает сотрудников госдепартамента
после возвращения их из загранкомандировок с целью получения
разведывательной информации, УРИ участвует в разработке нацио-
нальной разведывательной программы США.
2. Разведывательные подразделения министерства торговли США
- Отдел разведывательных связей
- Отдел разведывательного управления по со-
-_ 25 _-
действию экспортным операциям
- Отдел оценки возможностей зарубежного экс-
портного управления
3. Разведывательные подразделения министерства финансов США
- Отдел разведывательной поддержки - отвечает
за сбор и анализ разведывательной информации через возможности
министерства финансов, а также за координацию работы с другими
организациями разведывательного сообщества.
Сбором информации за рубежом занимается атташе по финансо-
вым вопросам дипломатического представительства США.
Согласно исполнительному приказу N 12333 от 1981 г. сбор
информации осуществляется открытыми методами. Информация соби-
рается о финансовом и валютном положении иностранных государств.
- Секретная служба министерства финансов - обеспечивает
охрану президента и вице-президента, членов их семей, официаль-
ных гостей правительства, охрану правительственных зданий и со-
оружений. Служба насчитывает 1,5 тыс. сотрудников, она занима-
ется сбором разведывательной и контрразведывательной информации
о всех американских и зарубежных организациях и лицах, которые
-_ 26 _-
могут представлять потенциальную опасность для охраняемых лиц
и объектов.
4. Разведывательное подразделение министерства энергетики
- Отдел оборонной разведывательной информации
управления по делам международной безопасности - не имеет свое-
го разведывательного аппарата за рубежом, но каждый сотрудник в
министерстве энергетики, выезжающий за рубеж обязан по возвра-
щении предоставлять письменный отчет, содержащий собранные им
сведения, в Управление по делам международной безопасности.
Согласно исполнительному приказу президента N 12333 этот
отдел собирает сведения об энергетике иностранных государств,
особенно о разработке и производстве ядерного оружия, атомной
энергетике.
5. Разведывательное подразделение ФБР - это управление
контрразведки ФБР. Оно обязано добывать разведывательную инфор-
мацию используя все негласные средства, имеющиеся в его распо-
ряжении, как на территории США, так и за рубежом. Оно не только
само ведет сбор разведывательной информации об иностранных го-
сударствах, но и оказывает помощь в сборе внешней разведыва-
-_ 27 _-
тельной информации другим организациям разведывательного сооб-
щества.
IY. Штаб разведывательного сообщества или Центральная
разведка.
Координационный орган всей американской разведки. В него
входят представители всех разведывательных ведомств США. Возг-
лавляет штаб директор центральной разведки, который является по
должности директором ЦРУ. Директор Центральной разведки назна-
чает директорат. В состав рабочего аппарата Штаба разведки вхо-
дит восемь комитетов (по направлениям работы) и несколько уп-
равленческих групп.
Бюджет, численность штаба публикуются официально. В 1989 г.
бюджет составлял 23,5 млн. долларов при численности 224 человека.
-_ 28 _-
ГЛАВА 4
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В США регулярно издаются сборники нормативных актов о дея-
тельности разведывательного сообщества.
В 1987 г. был издан очередной сборник "Compilation
on intelligence laws and relaited laws and executiwe orders
of interest to the national intelligence community"
В нем - более 100 действующих нормативных актов.
Основные нормативные акты
11. Закон о национальной безопасности 1947 г.
Этим законом был утвержден механизм обеспечения национальной бе-
зопасности, состоящий из Совета национальной безопасности, Ми-
нистерства обороны и Центрального разведывательного управления.
Этим же законом, статьей 102 было учреждено ЦРУ, возглавляемое
директором Центральной разведки и подчиняемое Совету националь-
ной безопасности, в функции которого входит координация разве-
дывательной деятельности всех разведывательных подразделений и
-_ 29 _-
идея самостоятельной разведки.
В последующем этот закон был дополнен тремя новыми разде-
лами, каждый из которых состоит из ряда самостоятельно принятых
законов.
Раздел 5 - в него вошли 2 принятых нормативных акта
1. Закон о надзоре за разведкой, который уста-
навливает контроль президента за осуществлением тайных операций.
2. Закон 1988 г., усиливающий подконтрольность
президента конгрессу относительно тайных операций.
Раздел 6 - закон о защите личного состава разведки 1982 г.
Закон запрещает разглашение всяких сведений о личном составе и
агентуре ЦРУ, и предусматривает строжайшие меры наказания,
включая очень длительные сроки тюремного заключения, за любое
разглашение любым лицом6 включая конгрессменов.
Раздел 7 - об информации ЦРУ 1984 г.
Этим законом разведка выведена из под действия закона 1966 г. о
свободе информации. Всякая информация о разведке должна публи-
коваться после рассмотрения ее ЦРУ.
12. Закон о ЦРУ 1949 г.
В основном закон касается регулирования финансовой дея-
тельности разведки, ее официальной деятельности, в нем есть
-_ 30 _-
разделы о защите информации ЦРУ и есть разделы, предусматриваю-
щие упрощенную процедуру принятия американского гражданства ли-
цами, оказавшими помощь ЦРУ.
13. Закон о пенсиях сотрудников ЦРУ 1964 г.
Все сотрудники государственных учреждений США пользуются
общим государственным бюджетным фондом, а для сотрудников ЦРУ
этим законом предусматривается специальное пенсионное обеспече-
ние.
15. Закон об агенстве национальной безопасности 1959 г.
14. Закон о наблюдении за деятельностью
иностранных разведок 1978 г.
Есть целый блок законов, регулирующих деятельность разведок
- это ежегодно принимаемый закон об ассигнованиях на разведыва-
тельную деятельность США. В этих законах кроме утверждения соб-
ственно бюджетных ассигнований предусматриваются какие-либо но-
вые нормы - расширение или изменение прав членов разведыватель-
ного сообщества.
-_ 31 _-
Исполнительные приказы президента США.
В американской юридической теории и практике эти исполни-
тельные приказы рассматриваются как разновидность нормативных
актов исполнительной власти, составляющая часть федерального
права и имеют обязательную силу для всех без исключения прави-
тельственных ведомств США.
Наиболее важным из исполнительных приказов президента о
деятельности разведки является приказ N 12333 от 1981 г.
Он определил состав разведывательного сообщества и задачи
его членов
-_ 32 _-
ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До настоящего времени Разведывательное сообщество имело вы-
шеописанную структуру, но сейчас, в связи с распадом СССР, из-
менениями в Восточной Европе и другими событиями мирового масш-
таба, а также в связи со множеством громких провалов и скандалов
подготавливается коренная реорганизация разведки.
Но в любом случае разведка останется важнейшей составляю-
щей частью американского государства.
Выступая 4 января 1994 года в штаб-квартире ЦРУ перед сот-
рудниками американской разведки, президент США Б. Клинтон зая-
вил: "На разведку возлагается уникальная миссия. Никто не знает
это лучше тех, кто имеет честь работать в овальном кабинете Бе-
лого дома. Передавая на хранение в ЦРУ свое фото с автографом,
президент Трумэн сделал на ней такую надпись: "Центральному
разведывательному управлению, без которого не может обойтись
президент США, от человека, знающего об этом не понаслышке".
Каждый мой день начинается с вопросов о событиях, происшедших
накануне и в течение ночи. Подобно моим предшественникам, я вы-
нужден искать ответы на эти вопросы, обращаясь в первую очередь
-_ 33 _-
к разведывательному сообществу, поскольку именно оно предупреж-
дает меня и всю нацию о возникающих угрозах, указывает на наи-
более важные тенденции в развитии ситуации в мире".
Далее президент отметил: "Деятельность разведки сегодня
очень важна. Завершение "холодной войны" укрепляет безопасность
США, ведь именно разведка, действуя самыми разными путями, по-
могла одержать победу в этом противостоянии, и, конечно, неслу-
чайно один из осколков Берлинской стены находится как памятник
на территории ЦРУ. Но и нынешний, обновленный мир остается пол-
ным опасностей и, судя по многим событиям, становится даже бо-
лее сложным и более трудным для правильного понимания происхо-
дящих процессов. Администрация испытывает острую потребность в
более деятельной информации о развитии этнических конфликтов,
нарастании воинствующего национализма, угрозе терроризма, а
также распространении всех видов оружия массового уничтожения.
Точная и заслуживающая доверия разведывательная информация слу-
жит ключом к пониманию каждой из этих проблем и без нее затруд-
нено принятие выверенных решений по кризисным ситуациям или по
долгосрочным процессам в мире".
-_ 34 _-
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИЦАХ, ВОЗГЛАВЛЯВШИХ ЦРУ
Роско Хилленкётер.
Адмирал
С 1920 года служил в ВМС США. В 1932 г. участвовал в операции
американских войск в Никарагуа. В 30-х годах работал в разведке
ВМС США, затем военно-морской атташе в Париже.Участвовал в вой-
не против Японии. С 1946 г. вновь атташе во Франции. В 1947 г.
назначен директором ЦРУ; занимал этот пост до 1950 года.
Уолтер Беделл Смит.
Генерал
С 1928 г. в военной разведке США. В 1942 г.- начальник штаба
у генерала Эйзенхауэра на Средиземноморском театре военных
действий. В 1946-1949 гг.- посол США в Москве. С февраля 1953
года - заместитель госсекретаря США. Директор ЦРУ с 1950 по
1953 год.
Аллен Даллес.
Разведчик-профессионал
Младший брат Дж. Фостера Даллеса, государственного секретаря
США в при Эйзенхауэре. Большую часть своей жизни посвятил УСС,
-_ 35 _-
а затем ЦРУ. Директор ЦРУ с 1953 по 1961 г. Первый сугубо про-
фессиональный руководитель секретных операций ЦРУ США.
Джон Маккоун.
Крупный бзнесмен, мультимиллионер
В 30 - 40-х гг.- президент нескольких компаний. Директор ЦРУ
с 1961 по 1965 г. Был влиятельной фигурой на последних этапах
президенства Кеннеди. После ухода из ЦРУ стал одним из директо-
ров американской компании "International Telephon & Telegraph".
Уильям Рейборн.
Вице-адмирал
С 1932 г. в ВМС США. В последние годы службы на флоте руково-
дил специальной программой по созданию подводных лодок, воо-
ружённых ракетами "Polaris". Выйдя в 1963 г. в отставку, за-
нял пост вице-президента крупного военного концерна "Aerojet
General Corporation", производящего ракеты. Директор ЦРУ с
апреля 1965 по июнь 1966 г.
Ричард Хелмс.
Разведчик-профессионал
Предки Хелмса по отцовской линии эмигрировали в США из Гер-
-_ 36 _-
мании. Отец - один из руководителей Алюминиевого консорциума
в Америке. В 1942 г. зачислен в ВМС США в звании лейтенанта.
В 1943 откомандирован в УСС. С 1945 г. связан с Даллесом,
выполнял функции резидента в западных странах. Один из осно-
вателей ЦРУ. Руководил Отделом спецопераций со дня его соз-
дания. Директор ЦРУ с 1966 по 1973 г.
Джеймс Шлессинджер.
Правительственный чиновник
В 1950 г. закончил экономический факультет Гарварда. с 1963
по 1969 г. сотрудничал в корпорации "Рэнд", возглавлял отдел
стратегических исследований. С 1969 г.- помощник директора
Бюджетного бюро. В июле 1971 г. назначен председателем Комисии
по атомной энергии США. Продолжительное время занимался иссле-
дованиями вопросов нац. безопасности, политики и финансов. Ди-
ректор ЦРУ с февраля по июль 1973 г. После ухода из ЦРУ был
назначен министром обороны США.
Уильям Колби.
Разведчик-профессионал
Начал службу В ЦРУ с ноября 1950 г. Под "крышей" дипломата
работал в резидентурах ЦРУ в Стокгольме, Риме и Сайгоне. Затем
-_ 37 _-
возглавлял дальневосточный отдел в Лэнлгли. В 1972 г. стал за-
местителем директора ЦРУ по "планированию", т.е. непосредствен-
ным руководителем службы, осуществляющей в американской развед-
ке все тайные операции. Директор ЦРУ с 1973 по 1976 г.
Джордж Буш.
Бизнесмен, политик
С 1942 по 1945 служил лётчиком на авианосце. После войны тор-
говал нефтедобывающим оборудованием. Организовал нефтяную ком-
панию в Техасе. С 1966 по 1970 г.- член конгресса. В 1971-1972
годах постоянный представитель США в ООН. Директор ЦРУ с 1976
по 1977 г.
Стенсфилд Тернер.
Адмирал
С 1971 по 1972 г. глава отдела системного анализа в управле-
нии командующего военно-морскими операциями. С 1974 по 1975
год - командующий 2-м флотом США и ударной атлантической фло-
тилии НАТО. С 1975 г.- главнокомандующий силами НАТО в Южной
Европе. Директор ЦРУ с 1977 по 1981 г.
-_ 38 _-
Уильям Кейси.
Разведчик-профессионал
В годы второй мировой войны возглавлял операции УСС на евро-
пейском театре военных действий. Затем много лет занимался юри-
дической практикой на Уолл-стрит, основал ряд фирм, приобрёл
миллионное состояние. С 1981 по 1987 г.- директор ЦРУ; впервые
в истории американской разведки был возведён в ранг министра -
члена кабинета.
Уильям Уэбстер.
Юрист и политик
Военную службу с 1943 по 1946 г. проходил в резерве ВМС США.
С1949 года, окончив юридический факультет им. Вашингтона, ра-
ботал в частной адвокатской фирме - до 1956 года, когда был
назначен окружным прокурором (восточный округ штата Миссури).
С 1971 г.- окружной судья, с 1973 г.- судья федерального аппе-
ляционного суда. В 1978 - 1987 гг.- директор ФБР. В 1987 г.
после ухода в отставку по состоянию здоровья У.Кейси и несос-
тоявшегося назначения Р.Гейтса, назначен директором ЦРУ.
В настоящее время Центральное Разведывательное Управление
возглавляет Джон Дейч. Имеется достоверная информация о
скором его смещении.
-_ 39 _-
ЦИТАТЫ :
"Закон о национальной безопасности 1947 года... дал разведке
более влиятельную позицию в нашем правительстве, нежели та,
которая принадлежит разведке в любом другом правительстве."
(А.Даллес)
"Я абсолютно убеждён в необходимости сохранения в ЦРУ воз-
можностей для тайных операций... Существует определённая
внешняя политика, в рамках которой необходима секретная де-
ятельность".
(Уильям Уэбстер)
"Я пришёл к глубокому убеждению, что мы должны сохранять
нашу разведку на уровне высокой эффективности и постоянно
повышать её эффективность. Мы не можем допустить ослабления
ЦРУ".
(Джордж Буш)
"В нашей стране существует могущественный и опасный тайный
культ - культ разведки.
-_ 40 _-
Смысл этого культа в достижении целей внешней политики
правительства США тайными и обычно незаконными средствами..."
(В.Маркетти)
"Приятно слышать о компетентности и высоких профессиональ-
ных качествах ЦРУ и других разведывательных органов..."
(Дж.Картер)
"Наше правительство, как и другие, действительно предпри-
нимает действия в области тайных операций,с тем чтобы осуществ-
лять внешнеполитическую линию и защищать нашу национальную бе-
зопасность..."
(Дж.Форд)
"...Мы, американцы, работающие в разведке, гордимся ею и
теми усовершенствованиями, которые мы внесли в эту древнейшую
профессию".
(У.Колби)