Внешняя торговля России со странами Южной Америки

                          2ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ

                 2ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              Кафедра мировой экономики и международных

                     валютно-кредитных отношений.

                     2К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

                               на тему:

           3ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ 2.

                                    _Выполнил: . студент группы Н2-1

                                   института налогов и налогообложения

                                   Сайкин А.В.

                                    _Научный руководитель:

                                   проф. Зарицкий Б.Е.

                             2МОСКВА 1995 г.

.

                            2СОДЕРЖАНИЕ

                                                              стр.

     I.  2ВВЕДЕНИЕ 0 .............................................. 2

    II.  2ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

        1. Структура внешней торговли ......................... 4

        2. Динамика внешней торговли ..........................10

        3. Перспективы сотрудничества .........................11

           3.1. Перспективы  российского  экспорта  товаров  и

                технологий в страны Южной Америки .............13

           3.2. Возможности российского импорта из стран Южной

                Америки .......................................16

   III.  2ЗАКЛЮЧЕНИЕ 0 ............................................27

         2ПРИЛОЖЕНИЕ: ТАБЛИЦА  "ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ С ЮЖ-

         2НОЙ АМЕРИКИ В 1970-1992 ГОДАХ" 0 ........................31

    IV.  2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 0 .....................................32

.

                              - 2 -

                            2I. ВВЕДЕНИЕ

     Одним из важнейших условий повышения эффективности  внешнеэ-

кономических связей России является активный поиск альтернативных

направлений торгово-экономического сотрудничества,  вовлечение  в

орбиту делового взаимодействия новых контрагентов.  В число перс-

пективных партнеров входят и государства Южной Америки, хотя пока

деловые контракты с ними еще недостаточно развиты.  Однако в пос-

ледние годы наблюдается заметное усиление заинтересованности  как

российских предпринимателей,  так  и  компаний ведущих южноамери-

канских стран в расширении деловых связей.  Предпринимаются конк-

ретные шаги  по  установлению  взаимовыгодных  контрактов в сфере

торговли, производства,  технологического обмена, межбанковской и

инвестиционной деятельности.

     Интерес российских деловых кругов к Южной Америке неслучаен.

По качественным и количественным параметрам хозяйственного разви-

тия она опережает другие регионы третьего мира. На ее долю прихо-

дится около половины объема промышленной продукции,  производимой

развивающимися государствами.  По ряду экономических  показателей

такие страны, как Аргентина, Бразилия, Чили приближаются к уровню

вежущих стран мира.

     Рост промышленного  и технологического потенциала государств

региона сопровождается увеличением в экспорте доли  готовой  про-

дукции, повышением ее качества и расширением номенклатуры.  Южная

Америка представляет собой весьма емкий и динамично развивающийся

рынок. Ее товарооборот в 1992 году составил 208 миллиардов долла-

ров (экспорт - 99 миллиардов долларов,  импорт - 109 миллиардов),

а объем  валового  внутреннего  продукта почти достиг 1 триллиона

долларов.

     Экономика этих стран в силу относительной узости  националь-

ного рынка,  а также специфики экспортных возможностей тесно свя-

зана с внешней торговлей. Внешний рынок необходим, с одной сторо-

ны,  для реализации значительной части производимого в южноамери-

канских странах национального продукта,  а с другой - для обеспе-

чения многообразных потребностей в товарах и услугах. Это предоп-

ределяет исключительно важное значение внешней торговли для  эко-

номического развития стран региона. Торговля является в настоящее

                              - 3 -

время фактически основной сферой экономических связей между  Рос-

сией и большинством южноамериканских стран.

     На мой взгляд,  Южная Америка является перспективным партне-

ром России, которой после развала СССР необходимо заключать новые

торговые договоры и соглашения.  Поэтому при написании данной ра-

боты я руководствовался целью  рассмотрения  нынешнего  состояния

внешеней торговли России и Южной Америки и перспектив ее развития

со странами региона.

.

                              - 4 -

                        2II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                   _1. Структура внешней торговли

     Структура импорта  из  стран Южной Америки свидетельствует о

сохранении старых подходов к ним в России как поставщикам  продо-

вольствия, сельскохозяйственного и промышленного сырья. Доля этой

продукции в российских закупках превышает 90%,  в то время как на

промышленные изделия приходится не более 5%  импорта.  Это свиде-

тельствует о том,  что в России практически не придается значения

тем качественным  сдвигам,  которые имеют место в экономическом и

научно-техническом потенциале наиболее развитых государств регио-

на и открывают новые возможности товарообмена.  Исключением стала

бразильская обувь,  поставки которой в 1993 году возросли на 135%

[12].

     Ряду стран  Южной Америки удалось завоевать неплохие позиции

на российском рынке некоторых продовольственных  товаров.  Брази-

лия, например,  экспортировала  в  1993 году более 230 тысяч тонн

очищенного сахара и 97 тысяч тонн сахара-сырца,  а также 11 тысяч

тонн рафинада,  что  составило более четверти общего его экспорта

Бразилией. Приведенные цифры выглядят особенно внушительно на фо-

не данных 1992 года,  когда на российский рынок поступило из этой

страны только 4,8 тысяч тонн рафинада [12].

     Увеличение поставок  сахара из Бразилии стало возможным бла-

годаря установлению прямых контактов между предпринимателями обе-

их стран.  Осенью 1993 года, когда в России истощились его запасы

и стала распространяться информация о слабых видах на новый  уро-

жай сахарной  свеклы,  бразильские  предприниматели подписали ряд

новых крупных контрактов на поставку сахара  в  первом  полугодии

1994 года. Когда в марте 1994 года импортный тариф на белый сахар

до 20% его стоимости, и хотя через месяц это решение было отмене-

но, некоторые  бразильские бизнесмены так и не избавились от сом-

нений по поводу выгодности продолжения столь масштабного  сотруд-

ничества с  перспективным,  как  им казалось,  российским рынком.

Опасаются они и конкуренции со стороны Кубы,  которая в 1994 году

должна экспортировать  в Россию 1 миллион тонн сахара-сырца в об-

мен на 2,5 миллиона тонн нефти.

                              - 5 -

     Достаточно успешное продвижение на российский  рынок  начали

концентраты соков и прохладительных напитков, производимых южноа-

мериканскими фирмами. В частности, хорошим спросом пользуются чи-

лийские напитки "Йюпи" и "Амбросоли". Их продажей занимаются фир-

мы "Трес монтес" и "Амбросоли",  которые организовало собственную

дилерскую сеть в ряде городов России. Конкурентоспособность соков

из Чили обусловлена прежде всего более низкими издержками  произ-

водста, что  позволили чилийским фирмам,  даже при высоких транс-

портных расходах,  составляющих около 10% стоимости, потеснить на

российском рынке западноевропейских,  израильских, американских и

южноафриканских поставщиков.

     В отличие от преимущественно продовольственной направленнос-

ти импорта из Южной Америки российский экспорт состоит в основном

из продукции машиностроения,  стройматериалов, химических товаров

и удобрений. В разные годы туда поставлялось на льготных условиях

оплаты оборудование  для  гидро-  и электростанций (к примеру,  в

Бразилии ими оснащены ГЭС Капивара и Собрадинью,  в  Аргентине  -

ГЭС Сальто-Гранде,  Тэс Костанера и Байя-Бланка [3]),  сельскохо-

зяйственные и дорожно-строительные машины,  горношахтное и метал-

лургическое оборудование, средства транспорта, портовая техника.

     В целом же ситуация с экспортом в Южную Америку сложной  ма-

шиностроительной  продукции  производит  удручающее  впечатление.

Лишь крайне узкий круг организаций и фирм  может  позволить  себе

осуществить комплектные поставки оборудования. Здесь наиболее за-

метное место принадлежит АО "Энергомашэкспорт",  начавшему осваи-

вать южноамериканский рынок более 20 лет назад. Среди его послед-

них достижений - успешное участие совместно с концерном  "Сименс"

в  предквалифиционных  торгах  на продажу оборудования для колум-

бийской ГЭС "Мьель-1".  После долгого перерыва из-за ограниченных

возможностей госбюджета Колумбии в стадию практической реализации

вступил подписанный еще в 1983 году контракт на  поставку  турбин

для  ГЭС "Урра" стоимостью 75 миллионов долларов.  "Энергомашэкс-

порт" обязуется также обучить персонал и полностью выполнить мон-

таж  оборудования  вопреки устоявшейся практике,  когда поставщик

осуществляет лишь контроль за его установкой.  В Чили  "Энергома-

шэкспорт" организовал склад энергетического и электротехнического

оборудования и представляет покупателям услуги по его  обслужива-

нию.

                              - 6 -

     Следует заметить, что продвижение энергетического оборудова-

ния в Южную Америку само по себе является отрадным фактом на  об-

щем  фоне  потерь  позиций  российского машиностроения на мировом

рынке. Это свидетельствует о том, что качество продукции отечест-

венного  энергетического  комплекса  находится  на уровне мировых

стандартов. Вместе с тем, существенный спад экспорта машинотехни-

ческой  продукции  в  регион позволяет констатировать,  что вывоз

оборудования,  прежде всего комплексного,  требует участия  госу-

дарства,  по крайней мере финансовой поддержки. В этом плане при-

нятие программы кредитования экспорта,  как  это  практикуется  в

большинстве развитых стран,  значительно облегчило бы продвижение

отечественной техники на южноамериканский рынок.

     Среди российской машинотехнической продукции  наиболее  ста-

бильный сбыт в регионе имеют транспортные средства.  Для их прод-

вижения используются разнообразные методы. Волжский автомобильный

завод, например, привлек для этих целей панамскую компанию "Мото-

рес  интернасионалес",  обладающую  оборудованными  площадями   и

складскими  помещениями для хранения и продажи автомашин и запас-

ных частей к ним в свободной экономической зоне Колон. Сосредото-

чившись  на доработке российских легковых автомобилей в соответс-

твии со вкусами,  в частности, южноамериканских потребителей, эта

компания  организовала  большую сбытовую сеть не только в Панаме,

но и в Бразилии,  Венесуэле,  Колумбии,  Перу и Чили. В 1991 году

было реализовано 36 тысяч автомобилей "Лада",  "Самара" и "Нива",

в 1992 году - уже в 2 раза больше.  Во второй половине 1993  года

началась продажа их в Аргентине [12].

     Автобусы, изготоаленные в Павлово-на-Оке,  уже появились  на

дорогах Венесуэлы  и Колумбии.  Все это благодаря компании "Виса-

ринка", имеющей постоянное представительство в России.  Эта фирма

ежегодно закупает  разнообразную технику на сумму 3 миллиона дол-

ларов.

     АО "Автоэкспорт"  реализует в Эквадоре автомобили и запчасти

к ним через совместное предприятие "Экуаруса трейдинг К", учреди-

телем которой  с эквадорской стороны стала фирма "Карроматос".  В

минувшем году туда были поставлены автомобильные шины на 30 тысяч

долларов.

     В качестве первого шага по продвижению своей продукции в Пе-

ру АО  "Саратовский  авиационный  завод" использовал такую форму,

                              - 7 -

как передача в лизинг перуанской авиакомпании  двух  пассажирских

самолетов и необходимого сопутствующего авиатехнического имущест-

ва.

     Следует отметить,  что южноамериканские  компании  проявляют

повышенный  интерес к таким коммерческим предложениям,  в которых

предусматривается, наряду с импортом из России готовой машинотех-

нической  продукции,  возможность  использования производственной

кооперации.  Такая форма хозяйственных связей помогает  перевести

сотрудничество  на постоянную основу.  Южноамериканским партнерам

она позволяет активнее участвовать в производстве, проектировании

и  технических разработках,  перенимать ценный опыт,  увеличивать

экспорт высококачественной продукции.

     Набирающий силу процесс создания в регионе совместных предп-

риятий дает возможность наращивать экспорт туда российских  това-

ров, в  том  числе  и технологий,  хотя бы на минимальном уровне.

Например, совместные предприятия "Пробол" и "Рускорибол", создан-

ные в Боливии, приобрели оборудование для разработки золотоносных

месторождений на сумму около 3 миллионов долларов.

     Свыше 10  лет  существует так называемый "нефтяной треуголь-

ник",  то есть соглашение о продаже нефти Венесуэлой Кубе в обмен

на соответствующие поставки нефти Россией в страны Западной Евро-

пы в счет венесуэльских обязательств. Это позволяет только России

экономить  на  транспортных расходах ежегодно около 200 миллионов

долларов [14].  Согласно последнему подобному соглашению,  подпи-

санному в марте 1993 года в Каракасе,  Венесуэла будет поставлять

нефть Кубе и другим центральноамериканским государствам, а Россия

- в Германию и Швецию.

     По неполным данным,  на начало 1994 года в Южной Америке за-

регистрировано 35 предприятий с участием российских организаций и

фирм.  Более половины из них создано в 1993 году. Их деятельность

охватывает  самые разнообразные сферы:  от промысла и переработки

рыбы в Аргентине и Уругвае до проектирования и строительства  во-

дохозяйственных объектов в Перу и оказания морских и речных услуг

в Венесуэле и Эквадоре.

     С организацией совместных предприятий производственного  ха-

рактера тесно связан вопрос передачи технологии.  Российская сто-

рона, как правило, предоставляет "ноу-хау" и другую документацию,

осуществляет авторский  надзор  за монтажом и наладкой оборудова-

                              - 8 -

ния, обучает персонал, оказывает инженерно-консультационные услу-

ги. В  частности,  приглашенные  в  Бразилию по линии совместного

предприятия "Тяж до Бразил" российские специалисты оказывают  ряд

сталелитейных предприятий  консультации по внедрению новых техно-

логий. Ежегодно такие услуги оцениваются в  среднем  в  60  тысяч

долларов.

     До недавнего  времени  для отношений со странами региона был

характерен преимущественно односторонний поток из России техники,

опыта,  знаний и технологии. Сегодня, после появления на российс-

кой территории первых предприятий  с  участием  южноамериканского

капитала  и реализации ряда инвестиционных проектов,  можно гово-

рить о начале встречного экспорта из региона техники  и  техноло-

гии.

     Это абсолютно закономерный процесс, так как курс на усиление

собственного научно-технического потенциала в сочетании с широким

заимствованием и  доработкой  зарубежных технологических новшеств

предопределил выход наиболее развитых стран  региона  на  мировой

рынок. Авторитетом  пользуются,  например,  созданные  в Бразилии

технологические процессы в области  машиностроения,  электроники,

информатики. Интерес также представляют аргентинские разработки в

сфере робототехники.

     В последнее время объем внешней торговли России со  странами

Южной  Америки  заметно  сократился (хотя и раньше он был неболь-

шим),  но структура экспорта и импорта продолжает оставаться раз-

ветвленной.  Основными  статьями  экспорта России в Южной Америки

являются машины и оборудование, транспортные средства, химическая

продукция, стройматериалы, изделия из черных металлов и некоторые

другие.  В импорте же преобладают  зерновые,  корма,  масла,  ка-

као-бобы и какао-продукты,  кофе, сахар, кожа и кожсырье, шерсть,

концентраты цветных металлов и другие традиционные товары. В пос-

леднее время время российский рынок привлек внимание и южноамери-

канских экспортеров бананов.

     Крупнейшими партнерами  России  среди южноамериканских стран

являются Аргентина (удельный вес Аргентины  во  внешней  торговле

России с Южной Америкой составляет 21,18%  (данные на 1993 год) и

Бразилия (ее удельный вес в 1993 году составил 52,88%).

     Далее я хочу рассмотреть внешнюю торговлю России и Бразилии,

как крупнейшего,  что видно из приведенных данных, южноамериканс-

                              - 9 -

кого  партнера  нашей страны,  хотя объем торговли невелик - доля

Бразилии в российской внешней торговле,  как и России в  бразиль-

ской, составляет менее 1% (кстати, торговый баланс характеризует-

ся хранически отрицательным для Российской Федерации сальдо), бо-

лее подробно.

     Россия вывозит в Бразилию главным образом минеральные  удоб-

рения,  свежемороженую рыбу,  водку,  метиловый спирт, цемент. До

1987 года заметную роль в структуре нашего экспорта играла  нефть

(например, в 1985 году экспорт нефти составил 87,61% [4]). В пос-

леднее время несколько повысился удельный вес машин и  оборудова-

ния, в основном за счет поставок автомобилей "Лада".

     Россия вывозит  из  Бразилии соя-бобы,  соевый шрот и соевое

масло, какао-бобы и какао-продукты,  сахар, растворимый кофе, си-

заль, апельсиновый сок,  битую птицу,  а также кварц, руду и кон-

центраты различных металлов.

                 3Торговля России с Бразилией [9]

┌─────────────────────┬────────────────────┬────────────────────┐

│                     │       1993 год     │ 1 полугодие 1994 г.│

│    Товары           ├─────────┬──────────┼─────────┬──────────┤

│                     │ кол-во  │  сумма,  │  кол-во │   сумма, │

│                     │         │ млн.долл.│         │ млн.долл.│

├─────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤

│     _ 2Экспорт . 0          │    -    │   60,9   │    -    │   21,3   │

│Метанол, тыс.т       │   32,1  │    2,4   │    -    │     -    │

│Аммиак, тыс.т        │    -    │    -     │   37,8  │    4,5   │

│Азотные удобрения,   │         │          │         │          │

│     тыс.т           │  104,7  │    8,2   │   68,7  │    6,7   │

│Калийные удобрения,  │         │          │         │          │

│     тыс.т           │  274,4  │   17,5   │   74,3  │    5,1   │

│Бумага газетная,     │         │          │         │          │

│     тыс.т           │    8,7  │    2,4   │    7,9  │    1,9   │

│Ткани льняные        │    -    │    0,5   │    -    │     -    │

│Машины, оборудование │         │          │         │          │

│и трансп. средства   │    -    │   20,8   │    -    │    2,7   │

│Подшипники качения   │    -    │    1,6   │    -    │    1,6   │

└─────────────────────┴─────────┴──────────┴─────────┴──────────┘

                             - 10 -

Продолжение таблицы со стр.9.

┌─────────────────────┬─────────┬──────────┬─────────┬──────────┐

│Автомобили легковые, │         │          │         │          │

│     штук            │ 8496,0  │   18,2   │    -    │     -    │

│     _ 2Импорт . 0           │         │          │         │          │

│Кофе, т              │  507,0  │    1,9   │  270,0  │    0,4   │

│Какао-бобы, тыс.т    │    -    │     -    │    3,4  │    5,1   │

│Сахар-сырец, тыс.т   │   62,4  │   22,0   │    1,2  │    0,4   │

│Сахар белый, тыс.т   │   59,1  │   20,6   │    1,0  │    0,4   │

│Кофе растворимый, т  │   5103  │   27,2   │ 2089,0  │   12,5   │

│Жмыхи, тыс.т         │  109,9  │   25,6   │    -    │     -    │

│Сигареты, млн.штук   │   20,8  │    0,2   │    -    │     -    │

│Нефтепродукты, тыс.т │    7,8  │    1,8   │    4,3  │    0,9   │

│Волокно сизаля, т    │  500,0  │    0,2   │    -    │     -    │

│Обувь кожаная,       │         │          │         │          │

│     тыс.пар         │ 1244,3  │    9,1   │   32,6  │    0,4   │

│Машины, оборудование │         │          │         │          │

│и трансп. средства   │    -    │    3,2   │    -    │    0,3   │

└─────────────────────┴─────────┴──────────┴─────────┴──────────┘

              _2. Динамика внешней торговли

     Оформившийся в 70-х годах тип сотрудничества,  когда отноше-

ния почти целиком строились на межгосударственном уровне,  отошел

в прошлое,  а взаимодействие в условиях изменившихся реалий  пока

не принесло достаточно ощутимых результатов. Нарушение старых на-

лаженных схем и появление на  орбите  внешнеэкономических  связей

множества новых субъектов, не имеющих опыта работы на сравнитеоь-

но малоизученных и отдаленных друг от друга рынках,  оказали про-

тиворечивое воздействие на экономическое сотрудничество. Эти фак-

торы болезненно отразились на его объемах.  Так,  в последние 3-4

года  произошло обвальное падение российско-южноамериканского то-

варооборота. С 1990 по 1993 год его размер сократился более чем в

8  раз [11].  В условиях,  когда практика крупных государственных

закупок сырья и продовольствия в регионе была ликвидирована,  то-

варооборот  России с Южной Америкой упал до 0,7 миллиардов долла-

ров. И это в условиях, когда страны Южной Америки никогда не были

приоритетными  торговыми  партнерами бывшего СССР и России.  Ведь

                             - 11 -

даже в самый пик развития торговли с ними в начале 80-х годов то-

варооборот едва превышал 11 миллиардов долларов [12].  Не следует

забывать при этом,  что его взлет был обусловлен,  в первую  оче-

редь, конъюнктурой советско-американских отношений и переориента-

цией в импорте кормов и продовольствия на ряд новых  производите-

лей, в частности на Аргентину.

     Основными торговыми партнерами в регионе, независимо от объ-

емов внешней торговли, СССР, а затем и России, являются Аргентина

и Бразилия.  Как видно из таблицы  "Внешняя  торговля  России  со

странами Южной Америки" (см. страницу 2 68 0), пик их развития прихо-

дится на первую половину 80-х годов.

     Если в  течение  1977-1981 годов южноамериканские страны им-

портировали из СССР машин, оборудования и транспортных средств на

189,7 миллионов рублей,  что в 1,66 раза превышало объем поставок

за предыдущие 10 лет, то только в течение 1985-1986 годов они за-

купили данной  продукции  на 291,8 миллионов рублей,  что заметно

превышает весь экспорт за последнее десятилетие.

     Импорт из стран Южной Америки с каждым годом становится раз-

нообразнее. Так, если в 70-начало 80-х годов в основном имортиро-

вались традиционные товары,  то в последнее время  к  ним  начали

прибавляться  и расширяться торговля такими товарами,  как трубы,

руды некоторых металлов,  кофе,  промышленные товары и некоторыми

другими.

     Как мне кажется,  изменение объемов внешней торговли СССР  и

России с государствами Южной Америки прежде всего связано с поли-

тической ситуацией как в нашей стране, так и в государствах этого

региона, а также политической обстановкой в мире.

                   _3. Перспективы сотрудничества

     Привлекательность Южной  Америки для российских предпринима-

телей определяется,  с одной стороны, большей доступностью обшир-

ных  и  быстро  растущих рынков этих стран по сравнению с рынками

западных государств в плане экспорта отечественных товаров,  тех-

нологий и услуг, а с другой - возможностью использования весомого

экспортного потенциала южноамериканских государств для удовлетво-

рения текущих и перспективных потребностей российской экономики.

     Южная Америка обладает богатыми и разнообразными  природными

                             - 12 -

ресурсами  и  занимает первое место в мире по запасам многих цен-

нейших видов сырья.  Экспортный потенциал региона по минеральному

сырью,  видимо, существенно возрастет в ближайшие 10-15 лет. Име-

ются в виду железная руда,  бокситы,  медь,  молибден,  марганец,

вольфрам, ниобий, свинец, цинк, олово, серебро и другие.

     Страны региона являются также крупными производителями  мно-

гих сельскохозяйственных товаров: продукции тропического земледе-

лия,  зерновых,  продуктов животноводства, имеются большие запасы

ценной древесины, морепродуктов. Весьма велики и гидроресурсы ре-

гиона. Южная Америка обеспечивает около 10% мирового производства

сельскохозяйственных товаров и 12% их экспорта.

     В экономике региона в последние годы произошли  значительные

изменения,  благодаря  которым Южная Америка заметно опередила по

уровню развития другие регионы так называемого  "третьего  мира".

Если исходить из классификации ООН,  то в Южной Америке лишь одно

государство относится к группе так называемых  наименее  развитых

стран. На долю южноамериканских государств приходится сейчас око-

ло 42% выпуска промышленной продукции всех развивающихся стран.

     Техническая база экономики Южная Америки существенно улучши-

лась  благодаря  оснащению  достаточно современным промышленным и

энергетическим оборудованием, новыми средствами транспорта и свя-

зи.  Однако наращивание экономического и технического потенциалов

отдельных стран было весьма различным.  Наиболее преуспевающими в

этом являются Бразилия,  Аргентина и Чили (в частности,  Бразилия

добилась ощутимых успехов в  развитии  электроники,  информатики,

авиа- и судостроения,  химии и фармацевтики, производства средств

связи и по отдельным позициям может конкурировать на внешнем рын-

ке с США, Японией, западноевропейскими странами). Эти страны име-

ют сейчас многоотраслевые,  достаточно диверсифицированные народ-

нохозяйственные комплексы. Эта диверсификация достигнута благода-

ря развитию металлургии,  автомобилестроения, авиастроения, базо-

вой химии,  станкостроения.  Существенно возросли масштабы подго-

товки кадров среднего и высшего звена  по  инженерно-техническому

профилю.

     В связи с этим качественно  изменяется  остающийся  обширным

южноамериканский рынок машин,  оборудования,  технологий.  Он все

более ориентируется на самые передовые  в  техническом  отношении

виды продукции, не производимой национальной промышленностью. По-

                             - 13 -

вышение технических требований к иностранной  продукции,  естест-

венно, усиливает конкуренцию на рынках машин, оборудования и тех-

нологий в южноамериканских странах.

     В регионе благоприятные условия для ведения высокоприбыльных

коммерческих и иных хозяйственных операций.  Они определяются по-

ложительными  изменениями общехозяйственной конъюнктуры и повыше-

нием инвестиционной активности  в  большинстве  государств  Южной

Америки.  Хотя,  как я уже отмечал, положение в отдельных странах

неоднозначно, в целом в регионе удалось остановить кризисные тен-

денции  и создать предпосылки для устойчивого экономического рос-

та. 1992 год для многих южноамериканских стран был отмечен ростом

экономических показателей. Рекордный прирост ВВП - более 9% - за-

фиксирован в Чили.  Темпы экономического роста в Венесуэле и  Ар-

гентине составили соответственно 7,5 и 6%.

          _3.1 Перспективы российского экспорта товаров и

                 _технологий в страны Южной Америки

     Круг товаров, которые можно успешно там продавать весьма ши-

рок: начиная от сырья  и  кончая  передовыми  технологиями.  Так,

крупнейшие металлургические компании Бразилии - "Асоминас", "Узи-

минас", "Козипа", "Компания сидеруржика насионал" и "Компания си-

деруржика Тубаран"  - приняли решение сократить закупки каменного

угля в США и начать импорт его из России,  а также Китая и Чехии.

Этот шаг  -  ответная  мера на решение американской администрации

повысить пошлины на ввоз в США стали,  в том числе  из  Бразилии.

Бразилия импортирует ежегодно не менее 11 миллионов тонн каменно-

го угля,  10-15%  объема этих потребностей реально покрывается за

счет российских поставок.

     Российский цемент с учетом всех транспортных и портовых  из-

держек поступает в Бразилию по цене на 30%  ниже,  чем на местном

рынке.

     Неплохие перспективы имеет экспорт многих видов ресурсоемко-

го промышленного оборудования среднего  технологического  уровня,

зарекомендовавшего себя в Южной Америке, например, энергетическо-

го и электротехнического оборудования для ГЭС и ТЭС,  тракторов и

другой сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин и

т.д.  Это оборудование,  которое в высокоразвитых странах  Запада

                             - 14 -

спроса практически уже не находит, может продаваться в Южной Аме-

рике и весьма прибыльно.

     Российские предприятия успешно расширяют географию  экспорта

энергетического машиностроения.  Укрепляют свои позиции в регионе

В/О "Энергомашэкспорт", с 70-х годов принимающее участие в соору-

жении ряда электростанций в Аргентине, Бразилии, Колумбии.

     В Чили "Энергомашэкспорт" организовал крупный склад  энерге-

тического и электротехнического оборудования,  предоставляя поку-

пателям своей продукции комплекс услуг по  ее  послепродажному  и

техническому обслуживанию.

     Чили, как известно,  занимает одно из ведущих мест в мире по

добыче меди. Ее мощная горнорудная промышленность предъявляет ус-

тойчивый спрос на проходческое и дробильно-размольное  оборудова-

ние,  буровые установки для шахт и карьеров, карьерные экскавато-

ры.  Требуемые виды машин и оборудования хорошего качества произ-

водятся на ряде российских заводов тяжелой индустрии, в частности

на "Уралмаше".  Российские поставщики, проводя активную и грамот-

ную маркетинговую политику,  могли бы основательно утвердиться на

южноамериканском рынке. Перспективным представляется участие рос-

сийских  предприятий  в добыче меди на частных чилийских шахтах в

рамках компенсационных соглашений,  предполагающих встречные пос-

тавки  меди  по  конкурентоспособным  ценам  на  металлургические

предприятия России, простаивающие из-за нехватки сырья (например,

в Норильске, Кирове и других городах), в обмен на предоставляемые

оборудование и услуги.

     Ассоциация "Забайкалзолото" заключила соглашение с компанией

"Эмпреса минерал Якуамби" о разработке в Эквадоре одного из  мес-

торождений золота.  Будут использоваться отечественная технология

и оборудование,  которые уже успели зарекомендовать себя в работе

совместных предприятий по золотодобыче в Колумбии и Никарагуа.

     Имеются неплохие  возможности для продвижения российской ав-

томобильной техники в Южную Америку.  Стабильно и успешно в тече-

ние ряда лет на этом направлении действует Волжский автомобильный

завод (ВАЗ),  в частности через филиалы панамской компании "Мото-

рес интернасьоналес" "Лада до Бразил", "Лада-Чили" и другие ("Мо-

торес интернасьоналес" - давний партнер В/О "Автоэкспорт" и  спе-

циализируется преимущественно на доработке, подводке и сбыте оте-

чественных автомобилей более чем в 40 государств).

                             - 15 -

     Если в 1991 году в странах региона было реализовано 36 тысяч

автомобилей "Лада",  "Нива" и "Самара", то в 1992 году - более 70

тысяч.  Сокращение сбыта автомобилей в Бразилии (с 20 до 8 тысяч)

ВАЗу удалось компенсировать за счет значительного роста продаж  в

Чили (14 тысяч), Венесуэле и Перу (по 12 тысяч), Колумбии (10 ты-

сяч) м других странах. По отзовам специалистов, совместная компа-

ния  с  участием  известного российского производителя нашла свою

"нишу" на южноамериканском рынке,  установила необходимые связи и

контакты  с субпоставщиками и посредниками и благодаря этому пос-

тепенно разворачивает и диверсифицирует операции.

     В 1991 году эта компания подписала соглашение  с  КамАЗом  о

предоставлении посреднических и агентских услуг при поставке гру-

зовиков и шасси для автобусов в Южную Америку.  Она намерена вло-

жить в рекламу порядка 25 миллионов долларов и уже на первом эта-

пе завоевать около 5-6% [15] бразильского рынка грузовиков, конт-

ролируемого в настоящее время такими ведущими автомобильными кор-

порациями, как "Форд", "Фиат", "Дженерал моторс".

     Ряд фирм южноамериканских стран проявляет интерес к закупкам

тяжелого грузовика "Урал" производства Уральского  автомобильного

завода,  отличающегося высокой проходимостью, хорошо зарекомендо-

вовшего себя при работе в горнорудной отрасли. Чилийская компания

"Десаррольос,  Минерия  и Сиа" заключила контракт на приобретение

крупной партии этих машин. Ведутся переговоры о поставке автотех-

ники в Эквадор, Колумбию и другие страны региона.

     Стабильным спросом  на  южноамериканских  рынках  пользуются

российские троллейбусы.  Отечественные поставщики уже имеют  опыт

сотрудничества  в  сооружении троллейбусной сети в городе Кордова

(Аргентина) и в столице Колумбии Санта фе де Богота, рассматрива-

ются  также  возможности  их участия в организации троллейбусного

движения в Чили.

     Преодолев кризисный период 80-х годов и создав базовые пред-

посылки для хозяйственного роста,  Южная Америка и, прежде всего,

ведущие страны региона - Аргентина,  Бразилия и Чили - стоят ныне

перед необходимостью решительного обновления индустриального пар-

ка -  повышения его конкурентоспособности,  внедрения новых перс-

пективных технологий и разработок для осуществления программ  мо-

дернизации в целом ряде отраслей. И они прекрасно отдают себе от-

чет, что Россия, несмотря на трудности в экономике, - страна, об-

                             - 16 -

ладающая передовыми интеллектуальным, научно-техническим м произ-

водственным потенциалом,  сосредоточенным прежде всего в отраслях

военно-промышленного и аэрокосмического комплексов.

     По мнению авторитетных экспертов,  торговля  технологиями  и

производственное применение передовых технических решений являет-

ся сейчас одним из наиболее  перспективных  направлений  российс-

ко-южноамериканских связей.  Внимание бизнесменов региона привле-

кают технологические разработки наших специалистов в  целом  ряде

отраслей, в том числе биотехнологии и тонкой химии,  производстве

новых материалов и композитов,  микробиологии, электронике и мик-

роэлектронике, авиационной и космической медицине и ряде других.

     Большой интерес южноамериканцы проявляют к новым отечествен-

ным разработкам в тяжелой индустрии, связанным с применением нет-

радиционных для гражданского сектора технологий  военной  промыш-

ленности. Особое внимание заслуживает вопрос о перспективах науч-

но-технического сотрудничества в сфере высоких технологий - осво-

ении космического  пространства  и  использовании ядерной энергии

(разумеется, в мирных целях).

             _3.2. Возможности  российского  импорта из

                           _Южной Америки

     Южноамериканский рынок  предоставляет  широкие возможности и

для российских экспортеров.  Южноамериканские  торговые  компании

проявляют  готовность  поставлять  в Россию крупные партии продо-

вольственных товаров,  полуфабрикатов и сырья для их производства

по конкурентным ценам.  Следует отметить, что по ряду позиций го-

сударства региона занимает ведущее положение среди  развивающихся

стран на мировом рынке сельскохозяйственной продукции.  Так, нап-

ример,  Аргентина и Уругвай традиционно выступают на внешних рын-

ках в качестве поставщиков зерновых, мяса и мясопродуктов, расти-

тельного и животного масла.  Ежегодные валютные поступления  Чили

от экспорта фруктов составляет около 1 миллиарда долларов.  Около

половины объема экспорта консервированных фруктов из развивающих-

ся стран поставляет Бразилия.  Бразилия и Колумбия (вместе с Мек-

сикой) дают 50% мирового экспорта кофе.

     Достаточно благоприятно для российских потребителей в насто-

ящее время складывается конъюнктура  рынка  бананов,  на  котором

                             - 17 -

страны Южной Америки занимают лидирующие позиции (Эквадор - круп-

нейший в мире экспортер бананов).  Несмотря на огромные  валютные

поступления,  латиноамериканские  экспортеры  бананов  испытывают

растущие трудности с реализацией продукции,  цены на которую пос-

тоянно падают.  Они связаны, в частности, с предполагаемым умень-

шением квоты Южной Америки на ввоз бананов в Европу с 2,6 миллио-

нов тонн до 2 миллионов и введением пошлины в 180% при поставках,

превышающих это количество. Таможенный тариф на бананы, экспорти-

руемые в страны-члены ЕЭС, составляет 100 ЭКЮ (126 долларов) за 1

тонну фруктов. Ожидаемые потери Латинской Америки могут составить

1 миллиард долларов в год,  что, естественно, повышает их заинте-

ресованность в увеличении сбыта бананов в Россию и другие  страны

СНГ,  где  пошлина на тропические фрукты составляет только 1%  их

стоимости [12].

     Основная часть продовольствия (бананы, цитрусовые, кофе, са-

хар и др.),  импортируемого из стран региона,  поступает в Россию

по каналам  коммерческих  структур  - торговых домов и совместных

предприятий, которые зачастую прибегают к услугам посредников  из

европейских государств.  Как  показывает практика,  ориентация на

посредника, часто случайного,  существенно ухудшает условия  тор-

говли. Наглядный  пример:  закупки бразильского растворимого кофе

для поставок в Россию в середине 1992 года.  Европейские перекуп-

щики не искали оптимальных вариантов для приобретения этого това-

ра и предлагали поставки в Россию кофе по гораздо  более  высоким

ценам, чем те же бразильские торговые компании.

     В результате ажиотажного спроса цена на растворимый кофе для

поставок в  Россию  (при низких и практически неизменных ценах на

кофе в зернах на мировом рынке) выросла в среднем на 20-30%.  При

этом цена  на растворимый кофе для поставок на другие рынки (США,

Западная Европа и др.) не изменилась.

     Не менее  важен  для  России южноамериканский рынок потреби-

тельских товаров.  Речь идет, прежде всего, о продукции массового

спроса (одежда,  обувь,  изделия из кожи,  ткани, пряжа), которую

можно закупать в Южной Америке на более выгодных условиях,  чем в

развитых капиталистических странах. По качеству товары, предлага-

емые поставщиками из Аргентины, Бразилии и Чили, мало в чем усту-

пают, например, западноевропейским, однако заинтересованность юж-

ноамериканских предпринимателей в увеличении их  сбыта  позволяет

                             - 18 -

рассчитывать как на ценовые скидки,  так и на заключение соглаше-

ний о встречных поставках с нашей стороны машинотехнической  про-

дукции и некоторых видов сырья.

     Среди товаров производственного  назначения,  потребности  в

которых могут  быть  частично  за  счет импорта из стран региона,

следует выделить концентраты черных и цветных металлов,  стальной

прокат и прежде всего трубы большого диаметра, красители, продук-

цию кабельной промышленности,  строительно-отделочные и упаковоч-

ные материалы.

     В настоящее время ведутся переговоры о совместном  с  арген-

тинскими  компаниями  производстве оборудования для переработки и

хранения сельскохозяйственной продукции, в том числе мясохладобо-

ен,  строительстве агропромышленных предприятий на юге России.  С

1990 года в Липицке успешно действует СП "Прогресс" по производс-

тву и расфасовке фруктовых и овощных соков и пюре.  Наряду с рос-

сийским участником,  его  учредителями  является  шведская  фирма

"Тетра Пак"  и бразильские компании "Сукоситрико Куртале" и "Сит-

росуко Паулиста".

     Услуги по  упаковке  и  хранению свежего винограда и фруктов

готовы оказать чилийцы,  занимающие первое место в Южной  Америке

по  экспорту свежих ягод и фруктов на рынки США,  Японии и многих

стран Западной Европы.  В частности,  крупнейшая агропромышленная

фирма  Чили  "АСКА" подписала договор о намерениях с объединением

"Кубаньвинпром",  предусматривающий строительство на  Кубани  ги-

гантского  комплекса по заморозке свежей фруктово-ягодной продук-

ции и ее упаковке.  Чилийская сторона обеспечивает финансирование

проекта и предоставляет необходимую технологию.

     Компании ведущих стран региона  обладают  также  необходимым

опытом и  конкурентоспособной  технологией  в производстве мясных

консервов, растительных масел, комбикормов, натуральных замените-

лей сахара и др.

     Весьма перспективным можно  считать  подключение  южноамери-

канских фирм к организации на территории России совместных предп-

риятий по выпуску товаров массового спроса - поставки ими  сырья,

технологического  оборудования,  участие в моделировании и произ-

водстве готовой продукции.  В качестве примера такого рода коопе-

рации можно привести деятельность СП "Артсов", в которое наряду с

крупнейшими  производственными  кожевенно-обувными  объединениями

                             - 19 -

России (Москвы,  Рязани,  Курска,  Санкт-Петербурга) вошла арген-

тинская фирма "Самуни".

     Швейное объединение "Заря" (г.  Киров),  испытывающее острую

нехватку сырья, заключила соглашение с известной чилийской фирмой

"Мачаса" о создании ряда СП для  выпуска  на  своем  оборудовании

швейных и трикотажных изделий из тканей и комплектующих,  постав-

ляемых чилийской стороной. В настоящее время рассматривается так-

же возможность создания совместного с чилийцами кожевенно-обувно-

го предприятия.

     Далее, как мне кажется, следует привести краткую оценку сос-

тояния и возможностей развития внешнеэкономических связей  России

со странами,  являющимися основными ее партнерами в этом регионе,

а именно с Аргентиной,  Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Колумби-

ей, Перу и Эквадором.

                             1Аргентина

     Перспективными направлениями для участия организаций  России

в сооружении различных объектов в Аргентине являются строительст-

во и модернизация энергетических объектов и ЛЭП,  портовое строи-

тельство и  дноуглубление,  сооружение троллейбусных линий в раз-

личных городах, поставка и монтаж нефтяных резервуаров, газопере-

качивающих станций,  сотрудничество  в сооружении объектов комму-

нального хозяйства (водоснабжение, водоочистка, газификация горо-

дов и поселков, очистные сооружения).

     Хорошие возможности могут быть использованы в  таких  облас-

тях, как  исследование  и  поставка вооружений и военной техники,

производство специмущества по российским лицензиям,  обустройство

месторождений на условиях концессии.

     Для экспорта в Аргентину Россия располагает большой  группой

товаров. Спросом на аргентинском рынке пользуются следующие това-

ры: энергетическое и текстильное оборудование (пневмопрядильные и

чесальные машины,  ткацкие станки), полиграфическое оборудование,

автотехника (легковые и грузовые автомобили,  мотоциклы, троллей-

бусы), дорожно-строительная   техника  (автогрейдеры,  экскавато-

ры-погрузчики, бульдозеры),  тракторы,  авиатехника, насосо-комп-

рессорное оборудование, нефтерезервуары, метеорологическое обору-

дование, нефть и нефтепродукты, химические товары (фосфорные, ка-

                             - 20 -

лийные и азотные удобрения;  бихромат натрия; полипропилен; калий

железистосинеродистый; сера;  желтый и красный фосфор;  хлористый

калий и другие),  промышленные товары народного потребления (сти-

ральные машины,  фотоаппараты, оптические приборы, спортоохотору-

жие)[21].

     Аргетинские товары,  предлагаемые к поставке в Россию, охва-

тывают: сырье  для  производства  пищевкусовых  товаров (пшеница,

рожь, сорго,  ячмень,  овес, кукуруза, соя-бобы, соевый шрот, фа-

соль, рис),  сырье  и  продукты  его  переработки (шерсть тонкая,

шерстяные топсы,  шерстяная пряжа для ручного вязания,  кожа  для

верха обуви,  кожа,  полувыделанная  из из шкур крупного рогатого

скота, квебраховый экстракт, табачное сырье), пищевкусовые товары

(мука, макаронные изделия,  вино,  чай,  табачные изделия, овощи,

фрукты, консервы из них,  сахар),  растительные масла (подсолнеч-

ное, льняное,  соевое,  тунговое,  оливковое),  мясо и мясотовары

(замороженная свинина,  говядина,  козлятина, битая птица, мясные

консервы), молочные  продукты  (сухое  молоко,  сливочное масло),

промышленные товары народного потребления (мех и меховые изделия,

обувь, женская и мужская верхняя одежда,  косметика, керамические

изделия, мебель,  изделия из  кожи),  готовые  изделия  (буровые,

осадные, насосо-компрессорные  трубы  для нефтяной и газовой про-

мышленности), машины и оборудование (широкий спектр  оборудования

для пищевой промышленности) [21].

                              1Боливия

     Сдерживающим фактором в развитии торгово-экономических отно-

шений между Россией и Боливией являются:

     а) отсутствие межправительственного кредитного соглашения  о

поставках из  России машин и оборудования,  а также межбанковских

(коммерческих) кредитных соглашений; отказ внешнеторговых органи-

заций России  от гарантий частных банков;  отсутствие возможности

для российских организаций напрямую участвовать в  крупномасштаб-

ных проектах,  финансирование которых осуществляется по линии Ме-

жамериканского банка развития;

     б) в  отношении импорта товаров и сырья из Боливии - отсутс-

твие у страны выхода к морю;  отсутствие развитой инфраструктуры;

высокие цены  на  боливийские товары,  связанные как с указанными

                             - 21 -

факторами, так и с высокими внутренними издержками их  производс-

тва.

     К возможным путям расширения российского экспорта в  Боливию

можно  отнести:  дальнейшее  развитие такой формы сотрудничества,

как создание совместных предприятий в области освоения и эксплуа-

тации месторождений золота (в 1991 году создано СП "Пробол Лтд"),

в области эксплуатации самолетов и вертолетов,  развития сельско-

хозяйственного  производства и сборки сельскохозяйственной техни-

ки; создание в свободной зоне Икике совместной компании по прода-

же  российской автотехники и горнодобывающего оборудования;  воз-

можное участие российских организаций в строительстве  газопрово-

дов из Боливии в Чили, Бразилию, на территории Боливии; а также в

проектах по производству метанола;  создание смешанного  общества

(с  российской  стороны - ВАО "Автоэкспорт") по продаже в Боливию

автомобилей (в основном "Лада").

     Боливийские фирмы  могут  поставлять  в Россию шерсть ламы и

альпаки, ткани (в том числе в обмен на текстильное оборудование),

кофе, сигареты, какао, сою, рис, крахмал, каучук и другие товары.

                             1Бразилия

     Бразилия -  потенциально один из наиболее перспективных тор-

говых партнеров России на южноамериканском континенте. Уровень ее

промышленного и технологического развития довольно высок ( ее ВВП

превышает 300 миллиардов долларов [8];  основу промышленного  по-

тенциала этой страны составляют отрасли тяжелой промышленности, в

том числе многоотраслевое машиностроение,  металлообрабатывающая,

металлургическая,  нефтяная,  нефтехимическая, химическая промыш-

ленность;  по производству отдельных видов промышленной продукции

Бразилия входит в десятку крупнейших индустриальных стран мира, в

частности,  по выплавке стали и производству судов ей принадлежит

4-е место в мире, по производству алюминия и тракторов - 5-е, са-

молетов и сухопутной военной техники - 6-е,  ЭВМ и  компьютерного

оборудования - 7-е,  автомобилей - 8-е,  металлорежущих станков -

10-е), она способна предложить широкий круг товаров, конкурентос-

пособных на мировом рынке. В то же время Бразилия сохраняет спрос

на российскую продукцию, включая некоторые сырьевые товары и мно-

гие  виды машин и оборудования.  Однако эти потенциальные возмож-

                             - 22 -

ности пока по большей части не реализованы, объем торговли, как я

уже упоминал, невелик (доля Бразилии в российской внешней торгов-

ле,  как и России в бразильской,  составляет менее 1% [9]). Реши-

тельные  сдвиги  произошли  в  импортном  регулировании Бразилии.

Принципиально важными факторами стали устранение жестких нетариф-

ных  ограничений  при импорте большинства готовых изделий,  в том

числе машин и оборудования,  пересмотр известного  протекционист-

ского  закона о национальном аналоге,  делавших бразильский рынок

практически недоступным даже для конкурентоспособных товаров  ве-

дущих мировых фирм.

     Россия может предложить для экспорта в  Бразилию  автомобили

ВАЗ, подшипники качения, вело- и мотоцепи, полиграфическое обору-

дование,  передвижные электростанции ПАЭС, противоградовое обору-

дование  и ракеты,  передвижные электростанции,  металлорежущие и

текстильные станки,  отдельное металлургическое оборудование (для

замены  на  ГЭС  "Капивара"  и  "Собрадиньо"),  вертолеты МИ-26 и

МИ-17,  тракторы,  гидроэнергетическое оборудование  и  запчасти,

оборудование агломерационной фабрики,  комплектующее оборудование

для сборки самолетов транспортного и сельскохозяйственного назна-

чения,  железнодорожные вагоны и дизельные локомотивы, сельскохо-

зяйственные  тракторы,  ралиолокационное  оборудование,  наземное

оборудование для космического комплекса, лицензии на технологии в

области металлургии,  металлообработки и др., наукоемкие техноло-

гии  и  оборудование,  спецоборудование,  сырую  нефть,  каменный

уголь,  лом черных металлов,  минеральные удобрения  (карбамид  и

хлористый калий), свежемороженную рыбу, водку [21].

     Важной статьей российского экспорта могут стать цветные  ме-

таллы. По информации бразильских фирм, в настоящее время Бразилия

закупает российские никель и кобальт через посредниках в  третьих

странах.

     Российские организации располагают большим опытом в  сторои-

тельстве  трубопроводов.  А бразильское правительство в ближайшие

годы намерено реализовать ряд проектов по прокладке  газопроводов

из Боливии и Аргентины. Так что сотрудничество в этой сфере имеет

большие перспективы.

     Обоюдный интерес представляют совместные разработки в  само-

летостроении. Бразилия входит в число 25 государств мира с наибо-

лее развитым авиастроением.  Тем не менее  на  бразильском  рынке

                             - 23 -

нашлась  "ниша"  и для российских самолетов.  Администрация штата

Эспириту-Санту,  компания "Синус" и российское АО "Авиатика" соз-

дали совместное предприятие "Авиатика ду Бразил".  Партнеры пост-

роят завод, способный выпускать ежегодно до 700 сверхлегких само-

летов "Авиатика-890".  Это первая сделка по передачи Бразилии на-

шей авиационной  технологии.  Контракт  предполагает  возможность

сбыта машин не только в Бразилии,  но и других странах Южной Аме-

рики.

     Привлекает бразильцев  и  военно-техническое сотрудничество.

В частности,  11 октября 1994 года делегация минобороны  Бразилии

подписала в  Омске  протокол о намерении приобрести до 300 танков

Т-72. Первая партия,  которая вскоре будет отправлена по назначе-

нию, включает  в  себя 110-120 машин (стоимость одного Т-72 - 1,2

миллиона долларов [8]).

     Партнерство с  Бразилией  учитывает  и долгосрочные интересы

России в космической области.  Так,  бразильская  сторона  готова

предложить  России использовать уникальные условия базы "Алканат-

ра" (запуск с этого космодрома позволяет экономить  до  30%  [15]

ракетного топлива) для выведения в космос отечественных спутников

и аналогичных носителей третьих стран.

     Товары для импорта в Россию могут  быть  следующие:  кофе  в

зернах и растворимый,  какао-масло и какао-бобы,  перец, шоколад,

сахар-сырец и рафинированный,  хлопок, сою и соевый шрот, сизаль,

мясо животное (говядина, свинина), тропические фрукты (апельсины,

бананы, ананасы), текстиль, обувь, косметику, фармпрепараты, упа-

ковочные материалы, титановый концентрат, прокат черных металлов,

трубы и другое [21].

                             1Венесуэла

     Масштабы экономических связей между  двумя  странами  весьма

скромны. Они не идут в сравнение с достигнутым уровнем российско-

го сотрудничества с такими южноамериканскими странами, как Арген-

тина и Бразилия.  Взаимный обмен поставками до сих пор составляет

лишь незначительную долю от общего товарооборота как России,  так

и Венесуэлы.

     Как мне кажется,  в настоящее время сложились весьма благоп-

ричтные  объективные предпосылки для расширения и углубления рос-

                             - 24 -

сийско-венесуэльских отношений. В обеих странах развиваются сход-

ные процессы децентрализации и либерализации экономики,  усилива-

ется роль частного сектора, осуществляются меры по урегулированию

внешнего долга, что само по себе открывает дополнительные возмож-

ности для развития торговли,  и т.д. Кроме того, сложная ситуация

в  экономике стимулирует правительства к совершенствованию старых

и налаживанию новых форм сотрудничества,  поиску партнеров и рын-

ков.

     Сегодня экономическая и финансовая ситуация в Венесуэле, ес-

ли судить о ней на основе макроэкономических показателей,  выгля-

дит гораздо благополучнее,  чем в России. Об этом свидетельствуют

достигнутые в  последние  три  года  высокие темпы экономического

роста. Золотовалютные резервы колеблются на уровне 12,5-13 милли-

ардов долларов.  Дефицит  государственного бюджета в 1993 году не

превышает 3% ВВП (в России он составил 15-17% ВВП).

     Российские внешнеторговые  организации  и  предприятия могут

предложить автомобили "Лада",  "Нива", "КамАЗ", "ГАЗ-66", "Урал",

"МАЗ",  автобусы "ЛиАЗ" и "ПАЗ" и организацию сервисного обслужи-

вания.

     Перспективными являются   поставки  в  Венесуэлу  российской

строительно-дорожной техники (бульдозеров, погрузчиков, автогрей-

деров и  др.)  на условиях лизинга,  как это было в 1991 году,  а

также возможность поставок в консорциуме с аргентинскими и колум-

бийскими фирмами энергетического оборудования для ГЭС "Каруачи".

     Венесуэла может экспортировать в Россию табак, кофе, специи,

какао, некоторые виды стратегического сырья.

     В целях содействия расширения российско-венесуэльских торго-

во-экономических  связей  желательно установить прямые связи рос-

сийских организаций с Федерацией торговых и производственных  па-

лат  и  ассоциаций Венесуэлы (ФЕДЕКАМАРАС),  объединяющей частных

предпринимателей Венесуэлы и имеющей возможности помогать  разви-

тию сотрудничества между двумя странами.

                             1Колумбия

     В число  областей российско-колумбийского сотрудничества мо-

гут быть включены: поставка передвижных электростанций ПАЭС; соз-

дание автосборочных  предприятий;  организация сборки мотоциклов;

                             - 25 -

создание совместного предприятия по эксплуатации  троллейбусов  в

городе Санта фе де Богота;  поставка тракторов, автобусов, дорож-

но-строительной техники, станков.

     Одним из главных направлений российско-колумбийского сотруд-

ничества может стать участие российских  организаций  в  развитии

горнодобывающей промышленности Колумбии. В 1991 году создано пер-

вое совместное предприятие по добыче золота,  ведется  проработка

еще ряда проектов в этой области.

     Основу импорта из Колумбии составляет кофе  и  сигареты,  на

долю которых приходится 96%  российских закупок. Вместе с тем ко-

лумбийские фирмы предлагают к поставке в Россию такие товары, как

говядина,  мясные  консервы и сосиски,  сахар-сырец,  какао-бобы,

рис, мука, зерно, детское питание, фрукты и другое.

     Ряд фирм  проявляет интерес к поставке сырьевых продовольст-

венных товаров с целью их дальнейшей  переработки  и  продажи  на

российском внутреннем  рынке,  к созданию в России птицеводческих

комплексов для выращивания бройлеров.

                               1Перу

     Особенностью российско-перуанских торгово-экономических  от-

ношений является  наличие  большой внешней задолженности (более 1

миллиарда долларов).

     Что касается российского экспорта, то возможности его расши-

рения в Перу связаны с дальнейшим  развитием  военно-технического

сотрудничества, в том числе путем поставки запчастей и модерниза-

ции поставленной техники.

     Перуанцы проявляют интерес к закупке рыболовных судов, боль-

шегрузных самосвалов, ткацкого оборудования, энергетического обо-

рудования (дизельные электростанции).

     В связи с либерализацией импорта перуанские фирмы  проявляют

интерес к закупке химических товаров (мочевина, каустическая сода

и др.).

     До последнего времени Перу являлась традиционным поставщиком

на наш рынок цветных металлов и  их  концентратов  (с  оплатой  в

СКВ).  Объем  таких  закупок в настоящее время резко сократился и

осуществляется в основном через  третьи  страны.  Для  сокращении

части валютных расходов необходимо проработать возможность закуп-

                             - 26 -

ки цветных металлов и их концентратов без участия посредников.

                              1Эквадор

     В этой стране приняты меры по  либерализации  внешнеэкономи-

ческих связей.  В частности,  сняты ограничения на перевод прибы-

лей; снижены таможенные тарифы (максимальный налог на импорт сос-

тавляет 35% [17]) и т.д.

     Российский экспорт может  быть  расширен  за  счет  поставки

удобрений, в первую очередь мочевины; дорожно-строительной техни-

ки и грузовиков; автомобилей "Нива" и "Лада" для нужд полиции Эк-

вадора; поставки специмцщества; за счет поставки грузовых автомо-

билей и рефрижераторных полуприцепов, автопогрузчиков, речных ка-

теров (проект "Эмпровит").

     Большой интерес для развития российско-эквадорских  экономи-

ческих связей  представляют  нетрадиционные формы сотрудничества.

За последнее время в Эквадоре созданы либо прорабатывается вопрос

о создании совместных предприятий с участием российских организа-

ций в следующих областях:  перевозка нефти  (СП  "Новосентраль"),

продажа тракторов и грузовых автомобилей, добыча золота, перевоз-

ка грузов и пассажиров на внутренних и международных авиалиниях.

.

                             - 27 -

                          2III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение  я  хочу подвести итог вышесказанному,  сделать

некоторые выводы и обобщения, а также рассмотреть сложности, сто-

ящие на пути развития внешней торговли России с государствами Юж-

ной Америки.

     Развитие торгово-экономических отношений со  странами  Южной

Америки в  перспективе  обусловливается  сохранением потребностей

России в некоторых видах дефицитного минерального сырья и продук-

ции тропического  земледелия;  возможностью  использования емкого

рынка южноамериканских стран для расширения  экспорта  российской

машино-технической продукции; налаживанием в разнообразных формах

производственных и научно-технических связей  с  организациями  и

фирмами южноамериканских  государств;  потребностями  обеспечения

долгосрочных интересов России в рыбном промысле в районах  Тихого

и Атлантического океанов.

     Расширение торгово-экономических связей с Российской Федера-

цией в большинстве южноамериканских стран рассматривается как оп-

ределенное стремление к диверсификации рынков,  их расширению для

товаров своего традиционного и нетрадиционного экспорта,  включая

машино-техническую продукцию.

     Сотрудничество с  Южной  Америкой  в  полной мере отвечает и

стратегическим целям развития внешнеэкономических связей  России,

в том  числе таким,  как расширение экспорта российских товаров и

развития инфраструктуры реализации наукоемкой продукции; рациона-

лизация импорта;  достижение благоприятного тогового режима; дол-

госрочное урегулирование валютно-финансовых вопросов.

     Расширение экспорта российских товаров возможно прежде всего

за счет поставок конкурентоспособной  машино-технической  продук-

ции. С  учетом курса южноамериканских стран на обеспечение эконо-

мической самостоятельности, на развитие экспорта и политики заме-

щения импорта  продукцией  национальной промышленности небольшими

возможностями для запродаж могут пользоваться российское оборудо-

вание для предприятий черной и цветной металлургии (Бразилия, Чи-

ли), станочное оборудование для машиностроения (Бразилия, Венесу-

эла), энергетическое оборудование (Колумбия,  Аргентина, Венесуэ-

ла, Уругвай,  Бразилия),  средства транспорта  -  автомобили  ВАЗ

                             - 28 -

(практически все страны региона),  текстильные станки (Аргентина,

Венесуэла). Имеются большие возможности для экспорта тракторов  и

другого сельскохозяйственного оборудования (Эквадор, Чили, Параг-

вай), дорожно-строительных машин (Аргентина,  Перу), троллейбусов

(Аргентина, Колумбия, Чили) и др.

     Что касается сырья и полуфабрикатов,  то в  регионе  хороший

сбыт могут найти минеральные удобрения,  отдельные химические то-

вары, прокат черных металлов, нефть и нефтепродукты, уголь метал-

лургический и коксующийся и др.

     В области поставки нефти возможны долгосрочные  отношения  с

Бразилией и Уругваем.

     Южноамериканские страны могут оставаться  поставщиками  ряда

продовольственных и сельскохозяйственных товаров, которые не про-

изводятся или производятся в недостаточных количествах  в  России

(сахар, кофе,  какао-бобы,  бананы,  цитрусовые, эфирные и расти-

тельные масла,  фармацевтическое сырье,  шерсть,  кожа, зерновые,

корма и др.).  Однако возможная рационализация импорта, зависящая

от увеличения в России производства продовольствия  и  сельскохо-

зяйственного сырья,  будет  связана  с сокращением доли названной

продукции и возрастанием удельного веса интересующего нас  сырья.

Учитывая потребности России в цветных и редких металлах, уже сей-

час требуется шире использовать прямые закупки этих товаров,  на-

лаживать долгосрочные и стабильные связи,  в том числе на компен-

сационной основе или в форме совместных предприятий.

     В связи  с  заинтересованностью  стран региона в продвижении

своей машиностроительной продукции на  рынок  России  открываются

возможности получения  современного  оборудований  и технологий в

области пищевой и мясоперерабатывающей промышленности.

     Импорт из  стран  Южной  Америки может включать также товары

народного потребления:  бытовую  электронику  (Бразилия),   обувь

(Бразилия, Аргентина, Уругвай), текстильные изделия (Перу, Колум-

бия).

     Существуют предпосылки  сотрудничества  в области наукоемких

технологий: биотехнологии (Бразилия),  космоса (Аргентина, Брази-

лия), информатики (Бразилия) и др. Российским организациям следо-

вало бы предложить свое сотрудничество в запуске южноамериканских

коммерческих спутников  и в создании консорциумов по запуску кос-

мических объектов,  в том числе с помощью ракет, подлежащих унич-

                             - 29 -

тожению по имеющимся соглашениям.

     В Южной Америке довольно широко используется лизинг (сдача в

долгосрочную аренду) многих видов оборудования. Перспективным для

российских  организаций  может  быть лизинг авиационной и автомо-

бильной техники, различных типов судов, дорожно-строительной тех-

ники, горношахтного и геологического оборудования, металлообраба-

тывающих станков и др.  В  настоящее  время  прорабатывается  ряд

конкретных предложений по этому направлению сотрудничества.

     Особым регионом  сотрудничества  между  Россией и южноамери-

канскими странами может стать тихоокеанский регион. Восточные ра-

йоны России имеют возможность налаживания прямых торговых потоков

со странами Южной Америки,  имеющими выход на Тихоокеанское побе-

режье. Существуют объективные условия для установления долгосроч-

ных связей (стабильный рынок для продовольствия и  многих  тропи-

ческих культур в районах Сибири и Дальнего Востока, потребности в

импорте машинно-технической продукции и ряде сырьевых  товаров  в

южноамериканских странах Тихоокеанского побережья).  Есть предпо-

сылки и для создания совместных судоходных линий для обслуживания

этого товаропотока.

     Развитие внешнеторговых  отношений  сталкивается  с  набором

крупных и мелких проблем.  Это и традиционная ориентация южноаме-

риканских стран на рынки Запада,  и медленно продлеваемые хозяйс-

твенные трудности России,  и торгово-политические барьеры,  и не-

достаточная  приспособленность партнеров к требованиям рынков,  и

отсутствие адекватного кредитно-финансового механизма  обслужива-

ния  экспортно-импортных  операций,  и нерешенные вопросы внешней

задолженности,  и сложности в транспортировке грузов, и другие.

     Южноамериканские предприниматели отмечают, что, хотя серьез-

ные правовые барьеры для развертывания хозяйственной деятельности

в России сняты,  существуют еще многочисленные факторы, осложняю-

щие эту деятельность.  Например, постоянные корректировки тарифов

и налогов,  а также беспрерывное изменение законодательства вооб-

ще. В частности,  высокий уровень налогов в  привлекательной  для

многих южноамериканцев  нефтегазовой промышленности,  достигающий

83%, и экспортная пошлина в 5 долларов за баррель [12] делают лю-

бой проект нерентабельным.

     Южноамериканских предпринимателей беспокоит как  неплатежес-

пособность партнеров, так и ограничения на деятельность иностран-

                             - 30 -

ных банков с российскими  резидентами.  Последнее  обстоятельство

ущемляет интересы  рядя  южноамериканских банков,  открывших свои

представительства в России. Среди них - бразильский "Банко де эс-

тадо де Сан-Пауло" ("Банеспа"), чилийский "Банко Консепсион", эк-

вадорский "Банко де престамос" (задачей его представительства яв-

ляется финансирование  внешнеторговых  сделок  и создание условий

для организации крупного банка с рядом  отечественных  финансовых

структур).

     К числу российских банков,  проявляющих наибольший интерес к

сотрудничеству   с  южноамериканским  бизнесом,  относятся  "Кре-

дит-консенсус",  "Элексбанк",  "Росбизнесбанк".  Последний открыл

представительство  в Чили,  "Элексбанк" ведет переговоры об уста-

новлении корреспондентских отношений с рядом банков в Аргентине и

Бразилии, "Кредит-консенсус" хочет претворить в жизнь идею созда-

ния мощного, кредитоспособного российско-южноамериканского банка.

Главной  сферой его деятельности станет организация расчетно-пла-

тежного и кредитного  обслуживания  коммерческих  операций  между

российскими и южноамериканскими компаниями. Учреждение на его ос-

нове корреспондентской сети в регионе позволит повысить оператив-

ность в  прохождении платежей,  снизить косвенные расходы за счет

устранения посредников в лице западноевропейских  и  американских

банков при  расчетах  по  торговым  сделкам с партнерами из Южной

Америки. Так, привлечение банков США и Западной Европы к финанси-

рованию сделок по купле-продаже бразильской обуви привело к тому,

что, например, зимние мужские сапоги вместо 14 долларов обходятся

российским импортерам не менее чем в 30 [12].

     Опыт, накопленный в последние годы,  показывает,  что торго-

во-экономические и научно-технические связи России с Южной Амери-

кой могут вполне успешно развиваться в условиях изменившихся реа-

лий. На  повестке  дня  - преодоление отмеченных выше трудностей,

нерешенных проблем и негативных тенденций,  что, несомненно, пот-

ребует приложения с обеих сторон серьезных усилий.

                             - 31 -

.

                             - 32 -

                        2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 1. "Аргентина", Москва, 1993 год

 2. Колесникова  Т.Н.,  Ольшаный А.И.  "СССР - Латинская Америка:

    опыт и  перспективы  торгово-экономического  сотрудничества",

    Москва, 1991 год

 3. "Латинская Америка: справочник", Москва, 1990 год

 4. "Латинская Америка в цифрах", Москва, 1989 год

 5. "Мир в цифрах: статистический сборник", Москва, 1993 год

 6. "Торговля: статистический сборник", Москва, 1991 год

 7. Устинов И.Н.,  Феонова Л.А., Николаев Д.С. "Экономика и внеш-

    неэкономические связи СССР: справочник", Москва, 1989 год

 8. Сухова С.  "И побегут российские танки по  бразильской  сель-

    ве"// Коммерсантъ-дейли, N193 от 12 октября 1994 года, стр.4

 9. "Бизнесмены с Амазонки предлагают скидки"// Business MN,  N35

     от 21 сентября 1994 года, стр.19

 10. "Наши технологии привлекают партнеров"// Business MN, N35 от

     21 сентября 1994 года, стр.19

 11. Паниев Ю.  "Старые партнеры ищут новые возможности"//  Busi-

     ness MN, N34 от 14 сентября 1994 года, стр.16

 12. Паниев Ю.Н.  "Экономическое  сотрудничество:  возможности  и

     сложности"//   Латинская   Америка,   N7-8   за  1994  года,

     стр.95-103

 13. Мягков  В.,  Рогов  В.  "Латинская  Америка  - это не только

     "просто Мария"// Ваш партнер, N25 за 1994 год (июнь), стр.14

 14. Парра М.Х.,  Семенов В.Л.  "Перспективы экономических связей

     между Россией и Венесуэлой"// Латинская Америка,  N2 за 1994

     год, стр.26-31

 15. Симонова Л.Н.,  Ушнурцева О.Д.  "Новые условия и возможности

     для российских предпринимателей"// Латинская Америка,  N8 за

     1993 год, стр.52-65

 16. Батчиков  С.,  Зима Г.  "Россия - Латинская Америка:  основы

     сотрудничества"//  Внешняя  торговля,  N7-8  за  1993   год,

     стр.9-11

 17. "Возможности внешнеэкономических связей России  с  Латинской

     Америкой"// Внешняя торговля, N7-8 за 1993 год, стр.12-15

                             - 33 -

 18. Курочкина Г. "Россия-Аргентина: заседание Межправительствен-

     ной  российско-аргентинской  комиссии"//  Внешняя  торговля,

     N7-8 за 1993 год, стр.16-17

 19. Бобровников А.В.,  Мазин А.В., Семенов В.Л. "Позиции Латинс-

     кой Америки на международных товарных и финансовых рынках"//

     Латинская Америка, N7 за 1993 год, стр.34-42

 20. Л.Симонова,  О.Ушнурцева "Латинская Америка: возможности для

     сотрудничества"// Экономист, N6 за 1993 год, стр.88-96

 21. Авдошин А.  "Приглашение к сотрудничеству. Спрос и предложе-

     ние на рынках Латинской Америки"// Деловой мир,  N91 за 1993

     год (май), стр. 4

 22. Молчанова И.  "Эквадор:  ориентация на открытую экономику"//

     Деловой мир, N73 от 20 апреля 1993 года, стр.4

 23. Молчанова И.  "Боливия:  восстановление доверия иностранного

     капитала"// Деловой мир, N68 от 13 апреля 1993 года, стр.4

 24. Молчанова И.  "Перу:  возвращение в мировое финансовое сооб-

     щество"// Деловой мир, N63 за 1993 год, стр.4

 25. Молчанова  И.  "Чили:  без разрешения и рыбки не половишь"//

     Деловой мир, N48 от 16 марта 1993 года, стр.4