Внутренняя и внешняя культура

ПЛАН РЕФЕРАТА:

               1. Введение: из истории культуры……………..………………….2

               2. Общество и культура: внешние и внутренние факторы………4

               3. Человек и культура - внутренняя и внешняя…………………..9

               4. Заключение……………………………………………………...12

               5. Список использованной литературы…………………………..13

ВВЕДЕНИЕ: из истории культуры

          На протяжении всей истории развития философской мысли культу-

ра в  том  или ином аспекте являлась предметом изучения различными

мыслителями, литераторами,  историками.   Первоначальное   понятие

культуры, существовавшее  в  древних  цивилизациях  Китая (понятие

"жень") и Индии (понятие "дхарма"), означало прежде всего  целенап-

равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало

оно также и воспитание и обучение самого человека.  Философы древ-

ней Греции видели в "пайдейе",  т.е.  "воспитанности", которую они

считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных"

варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи-

тав философские взгляды древнегреческих мыслителей,  породила свое

представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза-

ции. Культура стала ассоциироваться с  признаками  личного  совер-

шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-

ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейше-

го качественного  и органичного признака человеческого бытия.  Сам

процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека

целиком отдавался в удел бога.  Процесс творческого подъема иногда

отождествлялся то с проявлением божьей милости,  то с кознями  дь-

явола. Подлинное  возрождение интереса к изучению и познанию куль-

туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения.  Именно в этот период

под совершенством  культуры стали понимать соответствие гуманисти-

ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.

     Для зарождавшейся  буржуазной  философии характерно понимание

под культурой различных форм духовного и политического  саморазви-

тия общества и человека,  проявляющихся в движении науки,  искусс-

тва, морали,  религии  и  государственном  правлении.  Французские

просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер-

жание культурно-исторического процесса как развитие  человеческого

разума. Цель  этого  процесса,  по  их мнению,  сделать всех людей

счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей

"естественной" природы. Однако уже в то время зародилось философс-

кое направление "критики культуры".  Последователи этого направле-

ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию,  но и саму че-

ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-

тоту и  простоту  нравов  народов,  находившихся на патриархальной

ступени развития,  испорченности и развращенности "культурных" на-

ций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретическо-

го осмысления противоречий буржуазной  цивилизации,  представители

немецкой классической  философии  стали  искать  выход в осознании

культуры как сферы "духа".  Кант рассматривал культуру прежде все-

го с  позиций  морального  сознания (его знаменитый категорический

императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания,  а

Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна-

ния человека.  С этой точки зрения, культура предстает как область

духовной свободы  человека.  Таким  образом представители немецкой

классической философии рассматривали сущность культуры как  единую

цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис-

торической последовательности и образующих единую  линию  духовной

эволюции человечества.

     Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-

нимались и занимаются изучением феномена культуры.  Собственно го-

воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя-

тельная философская  дисциплина. Последователи неокантианства (Рик-

керт и М.Вебер) рассматривали культуру прежде всего  как  специфи-

ческую систему ценностей и идей,  различающихся по их роли в жизни

и организации общества того или иного  типа.  Интересна  концепция

немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера.  Сущность ее заключается

в рассмотрении культуры как организма,  который обладает единством

и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному

организму, по Шпенглеру,  заранее отмерен предел,  после  которого

культура, умирая,  перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци-

вилизация рассматривается как противоположность культуре.  Это оз-

начает, что  единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.

С этой точки зрения на культуру очень тесно  соприкасается  теория

"локальных" цивилизаций английского историка  А.Тойнби.

     Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу-

ру как  специфическую  характеристику  общества,  которая выражает

достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-

щий в  себя  определенное отношение человека к природе и обществу,

развитие творческих сил и способностей личности.  Важнейшей детер-

минирующей характеристикой  культуры является ее качественная сто-

рона. Любое  выражение  культуры  есть   проявление   качественных

свойств и  признаков, степени  развития человека.  Реальная,  живая

культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры.  Собст-

венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис-

торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво-

ения им  языка,  приобщения  к  существующим в обществе ценностям,

традициям,овладения присущими данной культуре приемами и  навыками

деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в

известном смысле,  способ его бытия, созданный и постоянно воссоз-

даваемый им  самим.  Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто-

рая" искусственно созданная человеком природа.  Там,где есть чело-

век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми -

там и есть культура.  Иными словами,  культура представляет  собой

меру человеческого в человеке.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА:

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

     Развитие культуры  - органическая составная часть истории об-

щества. Поэтому детерминацию движения культуры  следует  искать  и

вне ее самой,  прежде всего в развитии основы общества, материаль-

ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен-

ной жизни - социальной и социально-политической.  Характерно,  что

при крайне низких темпах развития материального производства в эпо-

ху феодализма столь же низкой  была  и динамика развития в области

культуры. Специфическое место религии и церкви также  в  то  время

обусловливало религиозную  окраску  практически всех сторон и всех

составляющих культуры этой эпохи.  Однако, нельзя не отметить, что

в отдельные  периоды могут наблюдаться активные всплески в культу-

ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в  эконо-

мической сфере.  Это, в частности, характерно для литературы и ис-

кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.

     Развитие культуры  связано и с другими внешними детерминанта-

ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов  цивилиза-

ции утрачивает изолированный,  замкнутый на себя характер. История

с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто-

рии, а  вместе с тем становится реальностью мировая культура, акку-

мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях

все большее значение для развития культуры каждой страны,  каждого

народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак-

тов с другими странами и народами.

     Естественная изоляция или нарочитое  самообособление  народов

ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля-

ции, например,  одна из причин сохранения первобытных форм жизни у

аборигенов Австралии.  Китай  на  рубеже  I-II тысячелетия стоял в

первых рядах стран по развитию культуры,  а затем наступили столе-

тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело

к утрате былых позиций.  Только покончив в 60-е годы  XIX  века  с

преградами на  пути развития связей с остальным миром Япония уско-

ренно пошла вперед.

     Следует отметить, что  на развитие культуры,  как впрочем и на

ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние,

но внутренние  факторы. Необходимость углубленного анализа внутрен-

них причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия-

ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру-

шило присущее первобытности единство материального и духовного,  а

наряду с  этим  положило предел не только слитности материальной и

духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект

и носитель - первобытный коллектив.

     В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал

все больше отделяться от физического, город - от деревни, когда об-

щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ-

ных уровней, на этнические образования, территориально-региональные

общности, а также демографические страты - картина культуры в  це-

лом, как и картина ее исторического движения усложняется.

     Прежде всего с возникновением  сложной  социальной  структуры

общества, возникшей  в  результате  разделения труда,  управление,

умственная деятельность,  духовное производство стали  преимущест-

венно сферой  занятий  определенного класса или социальной группы.

Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали

мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво-

лила сделать интеллектуальную деятельность -  профессией,  которая

органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак-

тической деятельности человека.  С каждым этапом развития общества

и его  фундаментальной  основы-  общественного производства,  роль

умственного труда,  его практическая значимость в  жизни  общества

все более возрастает.

     Культура каждой эпохи неразрывно связана  с  потребностями  и

интересами различных  классов,  социальных  слоев и групп.  В этом

суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп

на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме-

ре определяет разницу в содержании и формах культурных  пластов  и

уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация

господствовавшего до недавнего времени в  отечественных  общество-

ведческих науках  классового подхода к анализу и классификации яв-

лений культуры неизбежно заводит исследователя  в логический тупик.

     Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо-

вости просто неприменим - это наука, техника, язык.

     Во-вторых, культура включает группу явлений,  которые несут в

себе общечеловеческое содержание,  хотя на них и  распространяется

влияние социально-классовых  и  групповых  интересов - это искусс-

тво, мораль, философия и т.д.

     В-третьих, отдельную группу составляют явления,  связанные, в

силу их природы,  непосредственно с возникновением классов, напри-

мер, область  политической  культуры, хотя даже здесь абсолютизация

классового подхода была бы неправомерна.  Наиболее отчетливо соци-

ально-классовое начало  проявляется  в культуре в форме идеологии,

при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая

борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в

соответствии со своими социальными идеалами.  При  этом  выход  за

пределы меры  в воздействии идеологии на культуру может порой при-

вести к деформации последней,  к  лишению  предметов  культуры  их

собственного содержания  и  их превращению в своего рода рупор для

распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри-

вается в  различного  рода "культурных клише",  назначение которых

состоит в навязывании через культуру  определенных  идеологических

стереотипов.

     На развитие культуры в современных  условиях  оказывает  свое

воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР.  Это воздействие

многогранно и противоречиво.  С одной стороны, НТР неизмеримо рас-

ширила возможности  приобщения  самых широких масс к духовным цен-

ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви-

ла возросшие  требования  к образованности, к повышению интеллекту-

ального потенциала  общества.  Одновременно   благодаря   развитию

транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела

к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна-

ционализации общественной жизни и культуры.

     Национальные культуры являются специфическими  культур-

ными системами,  обладающими  относительной автономностью и автох-

тонностью (коренным происхождением).  Различные культуры многочис-

ленных народов и национальностей,  имеют в своей основе единое об-

щечеловеческое творческое начало.  Они отличаются друг от друга по

форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро-

дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих

культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее

большинство народов не существует в изоляции,  а  активно  взаимо-

действует с другими народами.  Поэтому многие национальные культу-

ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких  прожи-

вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви-

тие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимо-

обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а

тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя  выстраивать

национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на-

ции в качестве своеобразного эталона культуры.  Националистическое

высокомерие тормозит  развитие  любой  национальной культуры.  Это

особенно важно,  если учесть усиление процесса интернационализации

общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом про-

цессе национальных культур,  каждая из которых включает в себя как

свое национальное,  так  и  интернациональное содержание.Не умаляя

ценности и  уникальности  существования  и  развития  национальных

культур, следует отметить,  что каждая нация вносит свой историчес-

кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает  из  кладовой

мировой культуры.  Магистральный  путь  развития  мировой культуры

пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому

единому образцу,  а  через аккумулирование всего лучшего в богатс-

твах культуры  всех  народов,  сохранение  богатства  многообразия

культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест-

ва.

     Региональные особенности  культуры  проявляются  не  только в

специфических чертах культуры отдельных народов.  Имеются  опреде-

ленные существенные различия между городской культурой и культурой

села, культуры крупного города и культуры мелких и  средних  горо-

дов. Есть  основания  говорить  об особенностях культуры в больших

регионах мира.  Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос-

воение действительности и использование его успехов.  Восток же до

недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок-

ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль-

ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и

Востока уже основательно размыты,  обмен принципами,  идеями и ду-

ховными ценностями идет со  все  большей  интенсивностью.  Подводя

итог можно  сказать,  что  мировая  культура  - явление достаточно

сложное и многогранное,  куда входят  формационные,  региональные,

национальные типы культур и огромное число субкультур,  существую-

щих в качестве подсистем в этих культурных типах.

     Во внутренней организации культуры существуют также структур-

ные уровни,  которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль-

туры. Массовая  культура  сформировалась  одновременно с обществом

массового потребления.  В работах западных философов и  социологов

данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры,  по-

тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред-

метов потребления,  способных при продаже приносить прибыль,  если

они учитывают вкусы  и  запросы  массового  потребителя.  Реклама,

ставшая обязательным атрибутом современного общества, является не-

отъемлемой частью массовой культуры.

      Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризу-

ется относительной самостоятельностью  и  своеобразной  внутренней

детерминацией, которая реализуется не только в активном использова-

нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры,  но

и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры,  его

основные направления, его содержание и темп.

     Постоянно развиваясь,  культура всегда проявляет себя в конк-

ретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдви-

ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например,

при переходе от античности к средневековью, а затем от средних ве-

ков к эпохе Возрождения.

     Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества

от формации  к формации.  При этом в истории формирования культуры

имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как

бы по двум направлениям - по вертикали и по горизонтали. Важнейшей

закономерностью развития культуры является преемственность,  в ко-

торой реализуется  единство  противоположностей - традиции и твор-

чества. История предметных результатов человеческой  деятельности,

воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо-

действии со сменяющими друг друга  поколениями  людей,  в  которых

сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каж-

дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду-

щее, как  к  центру, который  с течением времени сдвигается к новым

поколениям.

     Наиболее устойчивой  стороной  культуры  являются  культурные

традиции. Под ними понимаются элементы  социального и  культурного

наследия, которые  не  просто передаются от поколения к поколению,

но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жиз-

ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как

наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных тра-

диций и  в  этом смысле выбирает не только будущее,  но и прошлое.

Современное поколение не может не  опираться  на  созданные  ранее

ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каж-

дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.

     Однако, культура - это не только традиции, процесс накопления

и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование

культуры предполагает  и  ее развитие,  т.е.  не только сохранение

лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс-

тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет-

ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч-

но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством

тогда, когда оно  приобретает  общественную  значимость,  получает

признание других людей.  Хотя данный критерий новаторских культур-

ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе-

ния искусства  или научные открытия  не находят признания у совре-

менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела-

ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано

или поздно приходит,  и, последующие поколения воздают им должное.

Творчество Ван Гога и Гюгена,  гениальных художников, непризнанных

при жизни современниками, работы предтечи космических полетов чело-

вечества  К.Циолковского - блестящее свидетельство этому.

     В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа-

но с  неповторимостью,  уникальностью  созданной  духовной ценнос-

ти. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя

и играет  важную роль в распространении культуры.  Но,  это именно

распространение, а не создание культуры.

     Новое поколение  не  только пассивно потребляет уже созданное

культурное богатство,  вместе с тем оно вносит и свой вклад в  ко-

пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова-

но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в

развитии культуры органично взаимосвязаны.

     В целом подход к культурному наследию должен  быть  диалекти-

ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос-

тей, которые способны работать на прогресс,  и отрицание всего от-

жившего, консервативного в культурной традиции.

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА - ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ

     Само становление личности есть не что  иное,  как  результата

культурной эволюции  индивида.  Только  усваивая и соединяя в себе

определенную долю общественной культуры,  человек становится  лич-

ностью и  персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой

собственный мир, как богатство своего "Я".

     Таким образом,  лишь  осваивая  через познание и деятельность

внешнее, материализованное выражение  культуры,  индивид  обретает

человеческое качество,  становится  способным  сам  участвовать  в

культуротворческой деятельности.  Культура - это процесс  развития

человеческих сил  и способностей,  показатель меры человеческого в

человеке, характеристика развития человека как  человеческого  су-

щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-

тве и многообразии создаваемой людьми  действительности,  во  всей

совокупности результатов человеческого труда и мысли.

     Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура -

мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ-

ностей и  потенций человека и их воплощение  в индивидуальном раз-

витии людей.  Через включение человека в мир культуры, содержанием

которой является  сам  человек во всем богатстве его способностей,

потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение

личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль-

тивирования? Вопрос сложный,  так как эти опорные пункты по своему

конкретному содержанию  своеобразны  в зависимости от исторических

условий.

     Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са-

мосознания, т.е.  способности к адекватной оценке не только своего

места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла-

нированию своего жизненного пути,  к реалистической оценке различ-

ных жизненных ситуаций,  готовности к реализации рационального вы-

бора линии поведения и ответственности  за  этот  выбор,  наконец,

способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

     Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно  слож-

на, особенно если учесть,  что надежным ядром самосознания может и

должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на-

чало, помогающее  не только разбираться в различных конкретных си-

туациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

     Конструирование содержательной  и гибкой перспективы,  предс-

тавляющей собой набор важнейших  ценностных  ориентаций,  занимает

особое место в самосознании личности,  в ее самоопределении, а на-

ряду с этим характеризует и уровень  культуры  личности.  Неумение

конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов-

лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно-

го мировоззренческого стержня.

     Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные  явления

в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе-

нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза-

даптации.

     Разрешение собственно человеческих  проблем  бытия  на  путях

культурного развития  и  самосовершенствования  требует  выработки

четких мировоззренческих установок.  Это  тем  более  важно,  если

учесть, что  человек не только действующее,  но и самоизменяющееся

существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

     В становлении личности важное место занимает образование, од-

нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.

Образованность чаще  всего  означает владение значительным запасом

знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд

таких важнейших характеристик личности,  как нравственная, эстети-

ческая, экологическая культура,  культура общения  и  т.д.  А  без

нравственных основ  сама  по  себе  образованность может оказаться

просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль-

турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним

и даже ущербным в своих ориентациях.

     Вот почему так важны слитность образования и воспитания,  со-

четание в образовании развития интеллекта  и  нравственных  начал,

усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных  заведений

от школы до академии.

     Следующие ориентиры  в становлении культуры личности - духов-

ность и интеллигентность.  Понятие духовности в нашей философии до

недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре-

делах идеализма и религии.  Сейчас становится ясной однобокость  и

ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз-

ни каждого человека.  Что же такое духовность?  Основной смысл ду-

ховности -  быть  человеком,  т.е.  быть человечным по отношению к

остальным людям.  Правда  и  совесть,  справедливость  и  свобода,

нравственность и гуманизм - вот ядро духовности.  Антиподом духов-

ности человека являются  цинизм,  характеризующийся  презрительным

отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным  цен-

ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте-

ресующей нас  проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу-

ру. Опираясь на последнюю,  человек обычно подает себя окружающим.

Однако именно  это впечатление может оказаться обманчивым.  Иногда

за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира-

ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся

своим культурным поведением человек может обладать богатым  духов-

ным миром и глубокой внутренней культурой.

     Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог-

ли не  наложить отпечаток и на духовный мир человека.  Конформизм,

презрение к законам и нравственным ценностям,  равнодушие и жесто-

кость -  все  это плоды безразличия к нравственному фундаменту об-

щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

     Условия преодоления этих нравственных,  духовных деформаций -

в здоровой экономике,  в демократической политической системе.  Не

меньшее значение  в  данном  процессе имеет и широкое приобщение к

мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест-

венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль-

туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

     Обратимся теперь к понятию "интеллигентность",  которое тесно

связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же

оговоримся, что интеллигентность  и интеллигенция - это разноплано-

вые понятия.  Первое включает в себе определенные  социокультурные

качества человека.  Второе говорит о его социальном положении, по-

лученном специальном образовании.  На наш взгляд, интеллигентность

предполагает высокий уровень общекультурного развития,  нравствен-

ную надежность и культурность, честность и  правдивость,  бескорыс-

тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло-

ву, высокоразвитое чувство такта и,  наконец,  тот  сложный  сплав

свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак-

теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.

     В становлении культуры личности большое место отводится куль-

туре общения.  Общение - одна из важнейших сфер  жизнедеятельности

человека. Это  важнейший  канал трансляции культуры новому поколе-

нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его  раз-

витии. Быстрый  темп  современной  жизни,  развитие  средств  свя-

зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво-

дит к  вынужденной изоляции человека.  Телефоны доверия,  клубы по

интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг-

рают очень  важную  положительную  роль в деле консолидации людей,

создания сферы неформального общения,  которая так важна для твор-

ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи-

вой психической структуры личности.

     Ценность и  эффективность общения во всех его видах - служеб-

ного, неформального,  досугового, общения в семье и т.д. - в решаю-

щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры

общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем об-

щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более да-

вить на него своим авторитетом,  демонстрировать свое  превосходс-

тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента.

Искусству ведения диалога надо учиться,  особенно это важно сегодня

в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстанов-

ке особую ценность приобретает  умение доказывать  и  обосновывать

свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики

и столь же логически обоснованно,  без грубых выпадов  опровергать

своих оппонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Движение к  гуманному  демократическому  общественному  строю

просто немыслимо  без решительных сдвигов во всем здании культуры,

ибо прогресс культуры - одна из сущностных  характеристик  общест-

венного прогресса вообще.  Это тем более важно,  если учесть,  что

углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры

каждого человека,  и  в то же время создание для этого необходимых

условий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Баллер Э.А. "Преемственность в развитии культуры"

2.     Орнатская Л.А. "Происхождение и формирование понятия "культура"

3.     Межуев В.М. "О понятии "Культура"

4.     Артановский С.Н. "Историческое единство человечества

                и взаимное влияние культур"