Внутрифирменое планирование
Основы внутрифирменного планирования
Основы внутрифирменного планирования
1.Понятие и содержание ВП
2.Этапы разв-я сис-м ВП в странах рыночной экономики
3.Развитие сис-мы внутризаводского планирования
4.Методы ВП
Планирование - основополагающая f упр-я наряду с такими f-ми как орг-я, контроль, координация и мотивация.
Именно на основе сис-мы планов, разработанных фирмой пр-ся орг-я запланированных работ, оценка труда, задействованного на их выполнение персоналом и его мотивация, контроль хода выполнения работ и принятие оперативных решений по его улучшению (координация).
С управленческой т.зр. планир-е предст-т собой предвидение будущих результатов деятельности фирмы и их ресурсное обеспечение. С этой т.зр. планир-е позволяет получить ответы на следующ. вопросы:
Что хочет представлять из себя фирма в ближайшей перспективе
Где фирма находится в наст. вр.
Куда фирма собирается двигаться и каковы цели этого дв-я
Как и при помощи каких ресурсов м.б. достигнуты намеченные цели
Ответы на перечисленные вопросы помогают руководству фирмы устранить неопределенность и изменчивость среды функционирования фирмы, сосредоточить внимание на главных задачах, обеспечивающих постоянное повыш-е конкурентоспособности ф-ы и облегчить контроль за выполнением принятых решений.
С экон. т.зр. планир-е - мех-зм, который призван устранить стихийно действующие законы рынка и создать усл-я для стабильной и успешной работы фирмы.
Этот мех-зм включает в себя 3 составные части:
Установление целей
Определ-е осн-х стратегических направлений, действий по достижению целей
Создание гибко, вписывающейся в общую структуру деятельности ф-мы сис-мы план-я, обеспечивающей достижение поставленных целей.
Осн. Стратегий напр-я деят-ти ф-мы разрабат-ся по функциональным сферам деят-ти ф-мы, к которым относятся:
Научно-исслед-ие и опытно-констр-ие работы (НИОКР)
Маркетинг
Пр-во
Управление
Разработка этих направлений деят-ти ф-мы чаще всего пр-ся путем анализа сильных и слабых сторон деят-ти ф-мы в соотв-щей сфере, а также возможностей и рисков (угроз), вытекающих из окружающей ф-му среды.
SWOT анализ (сила, слабость, возможность, угрозы)
Чтобы планирование выполняло возложенные на него задачи по обеспечению достижения поставленных целей оно д. Сроиться на след. Принципах:
Принцип единства предприятия как системы
Принцип участия ( в разработке и реализации плана уч-ло как можно больше работников)
Принцип непрерывности (планы непрерывные)
Принцип гибкости
Принцип точности
Первые формализованные сис-мы ВП создавались на многолетнем опыте фирм в орг-и простейших форм бюджетно-фин-го планир-я и бюджетно-фин-го контроля.
Планир-е и контроль явл-ся гл-ми инструментами упр-я рес-ми фирмы в основных функциональных сферах ее деят-ти.
Бюджет - это колич-ная и финансовая ведомость, свод доходов и расходов фирмы, подготовленный и принятый на опред. Период, содержащий сведения о целях и политике фирмы. Различают сводный или общий бюджет фирмы и функциональный бюджет.
Бюджетный контроль - постоянное сравнение фактических данных с данными бюджетов для гарантирования достижения целей ф-мы.
Недостатком бюджетно-фин-го планир-я и контроля является его искл-но внутренняя направленность и краткосрочный хар-р осн. целей и показателей.
На смену бюджетно-фин-му планир-ю и контролю в сер. 20 века на предприятиях США пришла система долгосрочного экстраполятивного планирования.
(перенос прошлых тенденций на будущее)
Исходным пунктом этой системы явл-сь составление прогноза объема продаж -мы на несколько лет вперед.