Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов материалы газеты "Правда" в социально-психологическом аспекте проблемы
Омский Государственный Университет
Кафедра современной отечественной истории.
Курсовая работа
Тема: Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939годов:
Материалы газеты " Правда " в социально-психологическом
аспекте проблемы.
Выполнил: Романенко Т.Л.
Научный руководитель
к.и.н. АЛИСОВ Д.А.
ОМСК-1995.
Содержание.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .3
Пропаганда и газета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Партия и пропаганда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Социально-психологическое
содержание центрального органа страны . . . . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Список использованных источников и литературы . . . 39
Введение.
Российская история всегда представляла интерес для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство , религия и общество во все времена , будь то ранняя история или современность , настолько занимательны , что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции. Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, всегда интересно общество , стремящееся к совершенству , и одним из таких обществ является российское. Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели , представляющий собою тайну , которую пытается раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому , что как патриота своей Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для будущего просто необходимо иметь прошлое , как можно более богатое событиями и происшествиями. В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки , которые не должны быть вновь совершены.
Подходящим временным отрезком для познания и осознания служит так называемый период " сталинского тоталитаризма ",выросшего на абсолютно гуманистической идее построения лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы с гигантской и чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников. Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся Советский Союз.
Почему же идея коммунистического строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества , породила такую жесточайшую систему ? И почему эта самая система смогла просуществовать на протяжении многих лет ? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.
В данной работе не будет попытки ответить на оба эти вопроса целиком , но будет как можно яснее описан механизм , поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том , что , очевидно , именно эти года и являются апогеем развития сталинской системы террора в советском государстве. Этопик развития не только государственности тоталитарного типа , но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны ; подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям , со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за счет миллионов заключенных , работавших на самых тяжелых работах , но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного энтузиазма в массах , готовых перевернуть горы для собственной Родины.
И для того , чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии.
"Идеология - это система взглядов и идей , в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу , социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели ( программы ) социальной деятельности , направленной на закрепление или изменение ( развитие ) данных общественных отношений," - такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов , разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том , что " ... идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия , которое отражает интересы определенного класса..."(1)- как пишет по этому поводу В.Иванов , а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его, говоря, что: "Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы."(2)
Таково было мнение ученых относительно идеологии в 60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А., заявляя: " Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности... Она может содержать и содержит в себе объективное выражение ( и отражение ) интересов социальной группы , класса , профессионального сословия и др."(3) Как мы можем увидеть , в каждом из этих определений , сформулированных в различные годы , присутствует указание на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание , поскольку для нас особый интерес представляет общество в целом , а значит и те классы, из которых оно состоит.
"Классы общественные - ссылается на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - "большие группы людей, различающиеся по их месту в ... системе общественного производства... - а также -...по их роли в общественной организации труда , а следовательно , по размерам той доли общественного богатства , которой они располагают." Это очевидно и спорить не приходится , не менее очевидно и то , что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов " органически слившихся в единый советский народ ", и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем
не по этой схеме , хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х. На деле существовала прослойка эксплуататоров трудового народа , именовавшая себя " советской властью ". "Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью государственно-партийной бюрократии," (4)- пишет А.П.Бутенко , и необходимо добавить , что эта самая бюрократия составляла значительную армию людей , занимавшихся совершенно номинальной работой , которую в здоровом государстве трудно и представить. При этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни
властьимущих , а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения.
Таким образом , можно говорить о прослойке , и даже целом классе , имеющем , без сомнения , собственную идеологию: собственные интересы и представления. Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе. Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии , как можно более подходящей для советских граждан. Проблемы в этом не возникало, поскольку существовала замечательная идея , разрабатывавшаяся в течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья , совершенно не склонные к насилию , и народ мог бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей.
Сталину это легко удалось , поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации , созданной еще первым поколением большевиков. Они достаточно хорошо понимали , что "...информация не является чем-то самостоятельным , не представляет собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус - , но имеет информационный характер только в отношении к системе , воспринимающей информацию."(5) А в то же время- " ... Информировать другие системы - это лишь особая форма управления,"(6) поскольку " ... Информация - это используемая для управления сторона отражения , упорядоченное изменение,"(7)-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что "...Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия информации и управления соотносительны."(8)
Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал: "...Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели,"(9)- а о целях сталинского режима мы уже говорили. Но теперь необходимо представить : какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и приемов пропаганды и агитации , которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования , а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе.
1) Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977.-С.25.
2) Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л.: Лениздат, 1961.-С.234.
3) Колеватов В.,Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ?// Коммунист. 1991. N4. С.43.
4) Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества.Л.: Лениздат, 1990.-С.155.
5) Цит.по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.23.
6) Там же:с.26.
7) Там же.
8) Там же.
9) Там же:с.27.
Глава 1. Пропаганда и газета.
Для того , чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать , необходима поддержка миллионов людей , нужны средства и механизмы распространения идеологических формул в народ . Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи , чтобы существовать в виде идеологии , должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего "... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать без определенной цели и считает возможным взаимоотношение такого характера , тем самым уже провозгласил цель,"- сообщает F.Fatorello(2), и с этим трудно не согласиться. Применительно к пропаганде это может обозначать то , что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель,
но ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , "... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели."(3) Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.
В.И.Бровик и И.В.Попович пишут: "...Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания , без учета особенностей его как определенного процесса. Если свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации присущи материи лишь на таком уровне ее организации , на котором возникают процессы управления."(4) Это может означать лишь то , что человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных , содержательных характеристик , но в таком случае процессы управления возникают в социальной информации - а также в математических и естественнонаучных теориях.(5) Но разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации социальной и смысловой. "Смысловая информация по своему характеру является социальной , так как она возникает в процессе общения людей и отражает факты , события , явления..."(6) В свою очередь , математическая и иные информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации (7), что формально отделяет их от социальной сферы. Из этого можно сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из видов социальной.
Таким образом , политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в информации присутствуют одни лишь цифры , она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты.
Несколько слов необходимо сказать об основных принципах политической информации." Условно принципы политической информации можно разделить на две группы. Первую из них составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации , ее направленность. Это - научность , партийность , всесторонность информирования , его связь с жизнью... Вторую группу образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и др."(8) Кроме того , хотелось бы выделить "...Приемственность - важнейший принцип политического информирования. Он требует такого построения информационного материала , при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с тем подготавливает восприятие будущего."(9)
Теперь обратимся к принципам работы политической информации. В общих чертах "...процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации: сверху - вниз и снизу - вверх."(10) Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из потоков,-"... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение; во-вторых , путем опосредованного воздействия на те явления и факты сознания, психику людей , которые способствуют процессу формирования общественного мнения как социально психологического феномена (потребности , интересы , установки , ценностные ориентации и др.)."(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента появляются какие-то эмоции , отклики , поступающие к информатору.
П.М.Якобсон описывает это так:"...когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности , то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для новых желаний и устремлений."(12) Таковы основные принципы работы политинформации , а как известно "...Значение осведомительно - информационной работы состоит...в том , что без нее идеологический процесс не может даже начаться , он немыслим без нее."(13) Но кроме того "...Политическая информация это составная часть и база агитационно-массовой работы...", а значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать.
" Идеология с помощью пропаганды обращается к массам , стремясь представить политику господствующего класса как целесообразную и обоснованную , имеющей статус теоретической , научно обоснованной , мировоззренческой оправданности ,"- пишет Гуревич в своей работе.(14), а В. Ф.Правоторов , в подтверждение этой мысли , говорит , что "... пропаганда - это деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов , партий и государств."(15) При всем , необходимо добавить к словам данных авторов , что несмотря на казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей структуре идеологической системы.
Безусловно пропаганда не может обойтись без идей , но с другой стороны идеология , особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.
Конечно же существует и более широкое значение термина "пропаганда" , охватывающее полностью все возможные его отношения. " В самом широком смысле под пропагандой подразумевается особый род социальной деятельности , основная функция которой состоит в распространении политических , философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов , представлений и эмоциональных состояний , оказания влияния на поведение людей."(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом , то несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого предмета , формы или образа , на это стоит обратить внимание поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам , фотографиям , рисункам. Пока же вновь обратим внимание на сам термин " пропаганда".
" Слово "пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности , которая используется различными классами , партиями и государствами для целенаправленного распространения своих идей , воззрений и ценностей с целью оказать воздействие на мировозренчекие представления , социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей,"(17) - пишет Гуревич. Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания пропаганды как теоретического понятия представить точки зрения различных авторов , и мы последуем за ним , поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином.
При первом взгляде на различные определения пропаганды , которые дают буржуазные исследователи , может показаться , что они абсолютно тождественны. В самых общих чертах пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию индивида , распространение определенных идей и представлений. Именно эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке термина , которую предлагают американские социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: " Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой попытку влиять на поведение , воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией смысла и значения окружающего мира".(18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду , а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей пропаганда представляется в отношении вульгарном , повседневном и практическом. Нас же более интересуют политический и психологический моменты.
В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что " образование в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т.е. такие представления , которые не носят противоречивого характера , одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального содержания , вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера пропаганды ".(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент , который хотелось бы разрешить. Проблема в том , что американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах , особенно в 30-е годы, и никогда не воспринимали тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории. В обществе , где математика носит классовый характер даже представления , не носящие противоречивого характера , могут носить пропагандистский оттенок. Продолжив эту
дискуссию обратимся к мнению другого специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является пропагандой. Такой же точки зрения придерживается Davies I. Однако правомерно поставить вопрос , какое распространение взглядов можно считать нейтральными , чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.(20)
Французские исследователи Haratonic P.L. и Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной "ортодокссии" , а как совокупность определенных структур , абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и поведение. Иначе говоря , пропаганда сводится к символическому отражению мира. Не подлежит сомнению тот факт , что средства массовой информации пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообще лишена идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.(21)
Разумеется, в этих определениях фиксируются определенные грани пропагандистского процесса , но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды , свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации. При этом пропаганда нередко понимается настолько расширительно , что включает в себя фактически всю общественную жизнь. Так , английский историк Thomson O., полемизируя с Lasswell'ом , предлагает следующее определение: " К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи образов , идей или информации , которые влияют на человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда входят почти все аспекты искусства и коммуникации ".(22) Таким образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки зрения: во-первых , представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей по " спорным вопросам ", при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов , вторая позиция заключается в представлении пропаганды в виде любых средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.
Но наиболее приемлемым определением , с моей точки зрения , является формула В.Соковнина , который в 1968 году писал:"...Одной из форм общения , специально служащей для распространения идеологических взглядов , является пропаганда."(23) Без всякого сомнения пропаганда - это форма общения , и подтверждение мы находим в работе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв пишет:"...Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально - психологического воздействия , которое предпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех , кто создает пропагандистские тексты , с теми , кто их воспринимает."(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на примере "Правды".
Само собой , возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования ? Ответ состоит в том , что печатная пропаганда являлась наиболее эффективным средством пропагандистского воздействия в 30-е годы. После признания несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов. Сталина рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати и организации лекционной системы пропаганды..."(25) Эти два вида пропаганды и стали основными на многие годы , но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде , поскольку за ней было чисто психологическое преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26) Сие и предопределило главенствующие позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием нейтрального информирования , дающий прекрасные результаты. Таковы основные критерии выбора печати , как объекта исследования , а
сейчас необходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды и агитации в печати.
Хорошо разработан этот момент в работе В.А.Шандры , который различает понятия пропаганды и агитации. Он пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний..." Агитация же "...Опирается преимущественно на разъяснение. В агитации также присутствует элемент просвещения , но он не определяет ее сущности."(27) Кроме того , автор обращает внимание на то , что "... предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и общественно-исторической практики."(28) А агитация "...обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач партии и народа."(29) Таким образом , мы можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач: пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии , агитация занимается тактикой. Но чего же больше в советской прессе 30-х годов ? В этом мы постараемся разобраться в III главе.
1) Соковнин В. Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.- Фрунзе, 1968.-С.97.
2) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.22.
3) Там же, с.27.
4) Цит. по: Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9.
5) Там же, с.10.
6) Политическая информация.-М.: Политиздат, 1973.-С.10.
7) Там же, с.9.
8) Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40.
9) Там же, с.66.
10) Там же, с.24.
11) Там же.
12) Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.
13) Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.
14) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.
15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.// Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539.
16) Там же.
17) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.
18) Там же, с.101.
19) Там же.
20) Там же, с.102.
21) Там же.
22) Там же.
23) Соковнин В. Человеческое общение и идеология. / Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.
24) Базылев Б.П. О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.
25) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- С.359.
26) См. Проблемы социальной психологии и пропаганда.-М : Политиздат, 1971.
27) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29
28) Там же, с.25.
29) Там же, с.30.
Глава II. Партия и пропаганда.
В период своего правления сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том , что " ...Мало ведь назвать себя " авангардом ", передовым отрядом, надо и действовать так , чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать ,
что мы идем впереди,"(1)- основательно занималось проблемой пропаганды и агитации , поскольку от того , что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы.
Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления , противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно , поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации , в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации , затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью,"(2) - свидетельствует Н.Л.Элива. И это прекрасно подходит режиму , так как информация , как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей , используя их в собственных целях.
И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году отмечал: " Есть еще одна область партийной работы , очень важная и очень ответственная , по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация , устная и печатная , работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во всех направлениях внутренней политики , будь то образование , производство или социальная сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - "... пропагандировать , и организовывать , и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно , наиболее ясно и живо..."(4)
Но для того , чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды , которая "... обращается не только к жизненным убеждениям человека , к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека , агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей , носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности , ожидания и идеалы, настроения и перживания , иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен. Личность не только познает , она переживает , анализирует , вырабатывает жизненную позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность , но и присущие им многослойность , конкретность,"(5)- выражаясь словами Гуревича. Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан , но по поводу настроений , ожиданий , иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они то находились под постоянным наблюдением.
Наблюдения за поведением народа , проводившееся в подвалах НКВД , особистами на промпредприятиях и в армии , стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки , стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию. Но об это мы будем говорить ниже , а пока вернемся к отношению пропаганды и государства.
Все ,что необходимо , для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа , занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений , как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях произошло в 1939 году , когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).
В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил:" Для того , чтобы успешно руководить делом марксистско - ленинской пропаганды в партии и государстве , для того , чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных кадров , ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации."(6)
Оно должно было , по словам Сталина: "...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики , краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера должна была решить основную задачу партийной пропаганды , которая "... состоит в том , чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о законах развития общества , в то же время , претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал , поскольку та самая пропаганда , несшая науку в кадры , влияла и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее ( науку ) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах , направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия , ибо информация , подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна. Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности , используя весьма практичные методы , например аресты , пытки , осуждения и казни. Была , правда , и мягкая мера - исключение из партии , которая впрочем приводила к тому же.
В конце концов , для верхушки тоталитарного режима , хоть и с хорошо поставленной пропагандистской работой в массах , особую опасность представляет прослойка мелких управленцев , которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину удалось пресечь эти тенденции , используя превосходное средство - террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам , которые , правда , иногда затрагивали и высших чиновников , а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка , и сегодня можно достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер , поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина , продержавшегося у руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева , смещенного со своего поста.
Так или иначе , партия как и "... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения масс , призванную развивать их общественное сознание и активизировать их историческую деятельность."(9) Политическое просвещение , одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает своеобразную " массовую культуру " , имеющую большинство признаков того явления , которое советские политологи 70-х обнаружили на Западе. Психозы на почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР. Правда , " массовая культура , советского пошиба отличается большей абстрактностью , отсутствием бытового момента , мы строили коммунизм и было некогда думать о себе , но она так же "... эксплуатирует психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты , в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости - в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.
Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных средств создания " массовой культуры ". По сему , для скорейшего достижения заданной цели , все шире используются средства массовой информации и пропаганды , главной особенностью которых является всеохватность (11)." Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это прекрасно понимал и Ленин , писавший "...Газета может и должна быть идейным руководителем партии , развивать теоретические истины , тактическое положения , общие организационные идеи , общие задачи всей партии в тот или другой момент."(13) Без всякого сомнения , помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах , но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения , поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот лишь факт , что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч , говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные , так и пространственные привели к широкому распространению печатной продукции. Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года:"...Расширяется печатная пропаганда , имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы."(14)
Л.М.Каганович , выступая 14 сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные , малозначительные вопросы получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в тени. Чтобы избежать этого , следует ввести в газетах определенные разделы , в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."(15) Какая трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и советы по информированию:"... Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты,"(16)- сообщает он , выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то , что нарком сказал в 1938: "...Действенность , эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный фактор повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов , а в качестве. Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы,"- (18)говорит он.
Таким образом , мы могли увидеть некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом пропагандировании , и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе , а также хорошо виден процесс централизации в структурах пропаганды и агитации.
1) Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.с.83-84.
2) Элива Н.Л. Исследование мышления в советской психологии.-М.: Наука, 1966.-с.40.
3) Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б) 10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.358.
4) Ленин В.И. / ПСС.Т.41.с.95.
5) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.-с.234.
6) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.
7) Сталин И.В. Указ. соч.,с.359.
8) Там же.
9) Гуревич П.С. Указ. соч.,с.235.
10) Там же: с.252.
11) Средства массовой информации и пропаганды.-М.: Политиздат, 1984.-с.65.
12) Там же: с.66.
13) Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.с.8.
14) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.
15) Там же: с.355.
16) Там же.
17) Шандра В.А. Газета , пропаганда , жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-с.18.
18) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- с.356.
Глава III. Социально-психологическое
содержание центрального органа страны.
Прежде чем говорить о содержании " Правды " и о действии этого содержания на массовое сознание необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность идеологического воздействия. Она ( эффективность ) "...в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической и организационной деятельности , пропаганды и агитации,"(1)-говорит по этому поводу В.А.Шандра. Именно поэтому при при разработке методов воздействия любой мало-мальски уважающей себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты. И прежде всего внимание должно быть обращено к человеку , который "... как объект пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева ,-представляет собой сложную совокупность ( систему ) качеств, воплощающих черты общественной среды , а также конкретной среды , которая его окружает ( его "микросреды") , специфичность его исторического опыта , наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной степенью активности , избирательностью по отношению к общей и конкретной среде , к требованиям и принципам социальной идеологии."(2) Такое сложное определение, разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения , в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно: "...никогда миллионы людей не будут слушать советов партии , если эти советы не совпадают с тем , чему их учит опыт собственной жизни."(3)
Таким образом любая пропаганда , которая "...ставит своей целью формирование взглядов людей , их мировоззрения , убеждений и побуждение их к определенным практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений..."(4), и особенно пропаганда , от которой зависит судьба идеологии , просто обязана обращаться к отдельным личностям. В работах советских исследователей этот механизм хорошо описан применительно к системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит так:"...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией персонификации. Она предлагает аудитории многочисленные варианты , позволяющие отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров , мстителей. Глубокое внутреннее влечение человека к осознанию собственного "Я" подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным самоудостоверением."(5) Для Гуревича этой самой манипулятивной пропагандой представляется пропаганда "Западная", буржуазная и антисоветская , но если внимательно проследить , то будет заметно значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и советских структур политического информирования , которые собственно и являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже приведенного примера - метода персонификации.
В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме. С одной стороны , режим проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой , но с другой стороны , в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой. Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих , которые как правило с детства работали на шахтах и заводах , затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают эти материалы и возникает обратная реакция служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации. Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования. В редакцию газеты приходят письма читателей. Эти материалы исключают практику фальсификации , поскольку они , с точки зрения пропаганды , совершенны; в них присутствует четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика (полувеком позже Шандра напишет: "...наряду с теоретико - пропагандистскими материалами , которые рассчитаны на массовую аудиторию , в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным группам , максимально созвучные их интересам , потребностям."(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь к режиму. Примером для сказанного может служить подборка писем в "Правде" от 1 января 1937 года под общим заголовком "Мой самый счастливый день в 36 году ".(7) Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку , которая представляет из себя "...звено , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие , начинающееся с воздействия внешнего мира на индивида, субъекта."(8) Прибегая к простейшим приемам: таким , как "...Употребление в речи нескольких синонимов из одного синонимического ряда, - которое,- способствует усилению смысла сказанного , " нагнетанию " основного семантического оттенка данного ряда..." (9) (" благополучный" ," удача" ," успех" , "полный счастья" ," счастливо" ," счастливый" и наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого ряда), использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина "," народная демократия", "лучшее государство", "коммунистическая партия" и др.) , приводит к появлению установки у читателей данных материалов , направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - "...В соответствии с усвоенными установками люди реагируют положительно или отрицательно на все , что так или иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интересы , их осознанные или бессознательные влечения , их ценности."(10) Именно поэтому существует столь очевидное направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности , как к наиболее совершенному варианту. Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем очень яркого , хотелось бы привести слова художника , которые долго блуждали по страницам прессы. "...Я глубоко верю в большое искусство наших дней,-писал А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ? Яркие порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс."(11) Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству, причем в этих материалах прослеживается тесная связь пушкинской поэзии и сталинского искусства. Появляется мысль о том , что Александр Сергеевич, без всякого сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени экспрессивности ("яркие порывы", "титанические размахи", "героическая борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т.д.), использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения, употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.
"Стереотипы,- пишет В.Л.Артемов,- это представление или образ , которые схватывают то или иное явление в целом , сразу , без частностей и деталей."(13) У стереотипов существует особый механизм действия - "...Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта."(14)
"Стереотип , как всякое психическое образование ,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения , из которых то одно , то другое выступает в качестве преобладающего."(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной пропаганде сталинского режима знание находится в состоянии подчинения к отношению , поскольку государство обладало монополией на информацию. Но существует закономерность - "...двуединая структура стереотипа (отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает , чьим интересам соответствует пропагандистский материал."(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах "Правды"?
Для начала обратимся к газетным материалам , посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира конечно же было посвящено событиям в Испании , боевые действия находили широкое отражение на страницах прессы всего мира и "Правда" не являлась исключением. Около 17% материалов относились к зарубежным новостям, и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных , было отдано под "испанские" репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических государств. Поэтому "товарищам по борьбе" необходимо было помочь , для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В добровольцах же недостатка не ощущалось, особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке массами политики правительства.
В этой работе хорошо помогают такие методы , как нейтральное пропагандирование ( в газете появляются факты и события , сообщение о которых получены из нейтральных источников), метод драматизации фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и событиям более выразительной окраски), кроме того широко распространено комментирование сообщений. Названные приемы позволяют манипулировать фактами в угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта. Это замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что "...Факт - еще не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь настоящую правду. Нельзя жарить курицу вместе с перьями ,- продолжает он,- ...нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта , нужно уметь извлекать из факта смысл."(17) "... Факт действительности - это завершенный или незавершенный процесс взаимодействия вещей , предметов , систем, а процесс противоречив , так как одновременно содержит в себе и момент изменчивости и момент устойчивости."(18) Из-за этого противоречия появляется возможность воздействия фактами на общественное сознание. И даже не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных , которые " ... в каждом случае будут абсолютно верны . За их достоверность можно ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в целом , делает их пропагандой."(19)
Комментарий же является одной из наиболее сильных сторон сталинской пропаганды. Пронин говорит: "... комментарий можно понимать в узком смысле как прямое повышение однозначности и увеличения информационной избыточности в сообщении , иными словами ,- сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом; комментирование же , понимаемое широко ,- это отбор и знаковое кодирование информации."(20) Прекрасно это заметно на примере материалов "Правды", посвященных судебным процессам по делам "изменников и предателей Родины". Присутствие на ее страницах гневных , ругательных материалов понятно , как-никак обвинение в измене , но где же статьи о предыдущей работе этих людей , а они были далеко не рядовыми в партии. Не может же быть такого , чтобы Радек, Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие "государственные преступники" на протяжении десятков лет совершали лишь преступления , причем безнаказанно. Но так или иначе , в номерах "Правды" с 21 по 30 января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них.(21)
Зато присутствует большое количество прекрасных , с пропагандистской точки зрения, обличительных статей , выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие выразительные формулы , которые недоступны для буржуазной прессы и поныне. "Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники", "продавцы народной крови", "подлейшие из подлых" и т.д. Произошло лексико-семантическое смещение в значении слов - то ,что в семантике называется актуализацией значения путем наполнения старого слова (формы) новым содержанием.(22) А при этом следует помнить , что "...Семантическая структура слова связана с различными категориями психики человека, а следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме разного рода коннотаций оценочных, контекстуальных , стилистических , культурных и идеологических.- сфера субъективного , ко всему прочему, - может выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических, стилистических и даже текстовых."(23)
Такие свойства средств языка в политике приводят к тому , что образуется "...языковое поле , которое объединяет ключевые политические термины и символы (миф) , название доктрин , специальную политическую лексику , слова-лозунги."(24) Это языковое поле существовало и в советской политической системе. И более того , оно переросло в "...Политический язык - основной язык пропаганды."(25) Lasswell H. полагал , что "...Нельзя политические идеи преподносить в произвольной форме , она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда политический язык приобретает строгие нормы , эффект воздействия будет достаточным."(26) Этого можно достичь при помощи "политического мифа", а каждый "политический миф" состоит из большего или меньшего числа "политических формул". С помощью "ключевых символов" и "лозунгов" пропагандист (коммуникатор) и обрушивает на массы поток "политических формул"."(27) Несколько опережая Lasswell'а,об этом говорил Луначарский: "... Если для данного времени имеется какой-то лозунг , надо его до дна довести и совершенно пропитать этим лозунгом сознание той среды , к которой вы обращаетесь."(28) Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот совет , насыщая лозунгами каждую пядь газетной полосы. При этом в лозунгах присутствует прежняя тенденция , характерная для пропаганды в целом - крайняя степень экспрессивности , доведенная до полуистерии. Даже за , казалось бы , нейтральной фразой "За большевистский стиль руководства" скрывается выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина. А что уж говорить о таких лозунгах , как "Смерть изменникам Родины", "Проклятие фашистам", "Раздавить гадину" и т.п. , да еще если учесть , что они выдвинуты простыми людьми сталеварами и колхозниками.(29) Вот и приходили в редакцию газеты все новые и новые отклики , продолжала действовать установка перерастая в прочный стереотип. И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину, Рыкову, Раковскому, Ягоде и многим другим , потому что "партия всегда права".
А права партия (вернее Сталин) всегда потому , что вовремя использовала нужные формулы , для создания "политического мифа" о непогрешимости и "святости" товарища Сталина , а вот Бухарин , например , будучи хорошим теоретиком , но слабым практиком , не сумел. Сталин оказался хитрее и практичнее всех своих "товарищей" - он вовремя понял и использовал суть пропаганды и уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля. Это-то и помогло Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из смертных.
1) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.25.
2) Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.-М.: Политиздат, 1975.-С.398.
3) Ленин В.И. Речь по аграрному вопросу. 22 мая (4 июня) 1917г./ ПСС.Т.32.С.178.
4) Свечников П.В. У истоков партийной пропаганды.- М.: Московский рабочий, 1978.-С.110.
5) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.254.
6) Шандра В.А. Указ. соч., с.63.
7) См.: "Правда" от 1 января 1937г.
8) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. М.: Политиздат, 1971.-С.38.
9) Стриженко А.А. Основные закономерности использования языка в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.20.
10) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М.: Политиздат, 1971.-С.38.
11) Цит. по: Парамонов А.В.,Червонная С.М. Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-С.69.
12) См.: "Правда" от 9-12 февраля 1937г.
13) Артемов В.Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде.-М.: Политиздат, 1984.-С.201.
14) Там же, с.213.
15) Артемов В.Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.95.
16) Там же, с.102.
17) Цит. по: Володин Цифры и факты. Как их использовать. М.: Политиздат, 1968.-С.9.
18) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.29.
19) Там же, с.28.
20) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей... С.30.
21) См. "Правда" от 21-30 января 1937г.
22) См. Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-С.15.
23) Стриженко А.А. Язык и идеологическая борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988.-С.15.
24) Там же, с.7.
25) Ермоленко Д.В. Пропаганда и семантика./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.49.
26) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды.- М.: Политиздат, 1971.-С.50.
27) Там же.
28) Цит. по: Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-С.8.
29) См. "Правда" от 28 января 1937г.
Заключение.
Подводя итог работе , можно говорить о том , что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение идеологического информирования масс ( или проще говоря пропаганды ) во всех сферах советского общества. И пресса занимала не последнее место в этом процессе. " Ее функции,- писал в 1937 году Albert Williams,- не делать деньги или развлекать читателя, а информировать его и стимулировать его интерес и веру в коммунизм."(1)
Для прессы и в часности для "Правды" это означало то же , что и формирование общественного сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами. Создание идеологических и политических мифов , воспринимаемых как абсолютная истина и служащих для получения необходимых системе стереотипов, осуществлялось "...различными способами,- пишет о системе буржуазной пропаганды, не слишком отличающейся от советской, А.Д.Пароятникова,- здесь и простой обман, и дезинформация, и подтасовка фактов, и замалчивание, и другие методы и приемы манипулирования общественным сознанием..."(2) В случае с "Правдой" прекрасно использовались семантические особенности языковых единиц. Четкая организация пропагандирования, скорее даже общественного внушения , с которым неизменно связана всякая пропаганда(3), позволила газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов советских граждан. Под воздействием пропаганды и агитации в 30-х годах идет полным ходом становление нового типа личности, и невозможно было бы достигнуть такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и состоят, чтобы "...дать понимание социализма 175 миллионам людей союза; усилить в них энтузиазм для строительства социализма; заменить старые индивидуалистические представления и взгляды на мир общественными, коллективными; подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма."(4)
Но вся проблема в том, что параллельно с этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и представлений. Слепое поклонение партии и лично товарищу Сталину, бессознательное осуждение всякого неугодного партийной линии процесса, совершенно бессмысленные поступки, единственным оправданием которых служила выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе. А в формировании самым непосредственным образом участвовали структуры пропаганды и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКП(б). И прикрываясь ленинским лозунгом о постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку классы де обмануть нельзя(5), Сталин и его команда проводили под прикрытием щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты.
Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал замечательную фразу: "Зло подобает приукрашивать словами."(6) Но человечество не прислушалось к этим словам , за что ему и пришлось так тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят людей на путь истинный, на котором они не будут вновь совершены.
1) Williams A.R. The Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-P.374.
2) Пароятникова А.Д. Конденсированные символы в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.75-76.
3) Артемов В.Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой./Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.96.
4) Williams A.R. The Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-P.369.
5) Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом./ ПСС.Т.43.С.58.
6) Nominibus millire licet mala.(лат.) - Зло подобает приукрашать словами.( Овидий "Наука любви" )
Список использованных источников
и литературы.
Источники:
1) Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-472с.
2) История ВКП(б).Краткий курс.-М.:Политиздат,1950-350с.
3) Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом./ПСС.Т.43.С.57-74.
3) Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.С.3-72.
4) Ленин В.И. Речь по аграрному вопросу 22 мая ( 4 июня ) 1917г./ ПСС.Т.32.С.168-190.
5) Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.С.3-195.
6) Правда.Январь-март.1937г.
7) Williams A.R. Nhe Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-p.554.
Литература:
1) Артемов В.Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде.-М.:Политиздат, 1984.-270с.
2) Афанасьв В.Г. Социальная информация и управление обществом.-М.:Политиздат, 1975.-448с.
3) Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики: Учебное пособие.-М.:Высшая школа, 1980.-366с.
4) Бутенко А.Н. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества.-Л.:Лениздат, 1990.-288с.
5) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей.-М.: Изд-во МГУ, 1976.-143с.
6) Володин В. Цифры и факты. Как их использовать.-М.: Политиздат, 1968.-63с.
7) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа,1987-263с.
8) Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития.-М.: Политиздат,1977.-303с.
9) Идеология и общественная психология.- Фрунзе:Илим,1968.-119с.
10) Колеватов В., Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ?// Коммунист.1991.N4.С.41-55.
11) Маслов Н.Н. Идеология сталинизма: История утверждения и сущность (1929-1956).-М.:Знание, 1990.-64с.
12) Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-14с.
13) Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-272с.
14) Политическая информация.-М.:Политиздат, 1973.-192с.
15) Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.:Мысль, 1974.-140с.
16) Проблема социальной психологии и пропаганда.-М.: Политиздат, 1971.-183с.
17) Свечников П.В. У истоков партийной пропаганды.-М.: Московский рабочий,1978.-176с.
18) Средства массовой информации и пропаганды.- М.: Политиздат, 1984.-352с.
19) Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди - М.:Политиздат, 1989.-447с.
20) Стриженко А.А. Язык и идеологическая борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского унив-та, 1988.-152с.
21) Шандра В.А. Газета , пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.:Мысль, 1982.-143с.
22) Ядов В.А.Идеология как форма духовной деятельности общества. - Л.:Лениздат, 1961.-234с.
23)Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:Изд-во МГУ,1988.-200с.