Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика

                  Министерство образования Российской Федерации

          Ставропольский Государственный Университет

 

                          Контрольная работа

                         По дисциплине: Гимнастика

Тема: Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика.

 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                           Студентка 2 курса гр.1

                                                                                           ФФК и Сп      ОЗО

                                                                                           Долотова И.Н.

                                                                                         Зачетная книжка№049553 

                                                                                  

                                           Ставрополь 2007                                                                                                                                                

План:

1 Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика…………………………………………………………..3

2. ОРУ на месте, без предметов. Технология составления комплексов ОРУ…………………………………………………………………………...6

3.Правила записи упражнений. Требования к рассказу упражнения и его показу…………………………………………………………………………8

4.Комплекс ОРУ для 4-х классов……………………………………………9

 

1. Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники. При этом, необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения своими мышцами (быстро сокращать их с необходимой силой и расслаблять после выполнения упражнения). Арсенал ОРУ всем известен: без них не проводится ни один урок физкультуры в школе. Однако, как показали наши наблюдения, многие молодые спортсмены не придают им должного внимания, выполняют их вяло и в малом количестве. Дозировка же упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности в суставах, должна постепенно возрастать, особенно в подготовительном периоде. Для получения необходимого эффекта каждое упражнение должно выполняться не менее 10—15 раз. В тех случаях, когда бегуны проводят равномерные, переменные темповые кроссы или фартлек, где разминкой служит легкий бег 4—6 км, ОРУ выполняются обязательно после окончания тренировки.

 К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах, строевые упражнения.

Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем - к крупным мышечным группам (мышцы туловища).

Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма.

Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно выполнять плавно, в невысоком темпе. Лицам старшего возраста или склонным к головокружениям по тем или иным причинам (низкое содержание гемоглобина в крови, повышенное или пониженное давление, беременность и др.) целесообразно выполнять движения головой, стоя возле опоры, либо сидя. Людям с выраженными заболеваниями сосудов (аневризмы, склероз и др.) или шейного отдела позвоночника (шейный остеохондроз и др.) следует выполнять напряжения мышц шеи без осуществления движения. Для этого, например, можно использовать руку в качестве сопротивления и надавливать на нее головой.

Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений устраняет застойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах, способствует увеличению эластичности мышц и суставных элементов, облегчает приток крови к сердцу, умеренно повышает тем Упражнения, используемые в комплексе, полезно периодически менять, чтобы зарядка не превращалась в скучное и малоинтересное занятие.

В комплексе физических упражнений можно использовать упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны к прямым ногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти упражнения схожи с упражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и травмоопасными, поэтому их целесообразно применять после предварительного "разогрева" мышц, то есть в завершение комплекса общеразвивающих упражнений. Однако с осторожностью можно использовать упражнения на растягивание сразу после упражнений на потягивание.

Растягивание увеличивает обмен веществ в растягиваемых мышцах, повышает кровообращение в них. В то же время упражнения на растягивание не вызывают существенного увеличения деятельности сердца и дыхания, поэтому хорошо подходят для не полностью пробудившегося организма.

Наклоны к прямым ногам из положения седа ноги вместе улучшают кровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов и мышц спины. Улучшение кровоснабжения сопровождается повышенным поступлением питательных веществ и кислорода, что в целом благоприятно сказывается на функциональном состоянии позвоночника и расположенных рядом нервных центров.

Использование в утренней зарядке упражнений на растягивание оправдано еще и спецификой биологических ритмов человека. Наибольшие показатели гибкости регистрируются у людей в утренние часы. Поэтому именно утренние часы целесообразно использовать для развития этого физического качества.

Классификация ОРУ: (в основу положен анатомический признак разделения упражнений на группы по их воздействию на отдельные части тела):

1.Упражнения для рук плечевого пояса.

2.Упражнения для мышц шеи и туловища.

3.Упражнения для мышц ног.

4.Упражнения для мышц всего тела.

Упражнения всех 4-х групп могут быть направлены на развитие силы, гибкости и быстроты.

2. Общеразвивающие упражнения без предметов

Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук, в упоре лежа (руки на полу, гимнастической скамейке).

Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловища. Прогибание, лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор, лежа боком, в упор, лежа на спине; поднимание туловища, не отрывая ног от пола; круговые движения ногами (педалирование).

Упражнения для ног. Стоя — различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах на 30—60 м.

Упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя, лежа — различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук. Стоя лицом друг к другу, и упираясь ладонями — попеременные сгибания и разгибания рук (при сопротивлении партнера); наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление. Проработка упражнений утренней зарядки.

Общеразвивающие упражнения с предметами

С короткой скакалкой. Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полуприсиде, с двойным вращением скакалки; бег со скакалкой по прямой и по кругу; эстафеты со скакалками.

С длинной скакалкой. Набегание под вращающуюся скакалку; прыжки на одной и обеих ногах, без поворота и с поворотом, с различными движениями руками, прыжки вдвоем и втроем.

С гимнастической палкой. Наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание палки; переносы ног через палку; подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с сопротивлением); сочетание движения рук с движением туловища.

Упражнения с теннисным мячом. Броски и ловля, из положения сидя, стоя, лежа, одной и двумя руками; ловля мяча отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель, мишень и на дальность; броски в цель (соревновательного характера).

Упражнения с набивным мячом (вес мяча для мужчин — 3—5 кг, для женщин — 2—3 кг). Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища, маховые движения; броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу, друг другу стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, бросками двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнование на дальность броска одной и двумя руками (вперед и назад).

3. Строевые упражнения используются для решения ряда педагогических задач, воспитания чувства ритма и темпа, формирования навыков коллективного действия и классифицируются следующим образом:

1.Строевые приемы.

2.Передвижения.

3.Построения и перемещения.

4.Размыкания и смыкания.

Основные понятия: строй, фланг, фронт, шеренга, интервал, колонна, дистанция, направляющий, замыкающий.

ОРУ – движения руками, ногами, туловищем, головой, выполняемые с различными мышечными направлениями, разной скоростью и амплитудой, целью которых является общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.

Характерные особенности ОРУ:

1.Просты и доступны всем категориям занимающихся.

2.Оказывают относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.

3.Позволяют легко регулировать нагрузку.

Основные методы ведения уроков: фронтальный, поточный, посменный, групповой и индивидуальный. Фронтальный способ. Упражнения выполняются одновременно всеми учащимися, преимуществом которого является большой охват занимающихся, достижение высокой плотности урока и большой нагрузки.

 Поточный способ. Одно и то же упражнение учащиеся выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Используется при наличии нескольких одинаковых снарядов (2-3 планок, бревен и т.п.) Преимущество: большая возможность наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений. Разновидностью поточного способа является поочередное выполнение нескольких последовательных упражнений (пройти по скамейке, перелезть через бревно, прыгнуть через планку).

Подготовительные и подводящие упражнения (определение, назначение, технология применения).

Разучивая движения наряду с основными методами (разучивания упражнения в целом и по частям) используется ряд вспомогательных методических приемов. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в целом, широко применяется так называемые «подводящие» упражнения, которые как бы подводят к освоению нового действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения и в упрощенной форме.

Метод подводящих упражнений заключ-ся в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнением.

4. Чтобы не потерять интерес к занятиям у занимающихся, названия, исходные положения  упражнений  назывались не в строго     заданной терминологии (на мышцы задней поверхности бедра), а ассоциировались  с названиями разных животных, предметов ит.д. Следует отметить, что непривычные формы проведения  занятий имели большой успех у детей.

Содержание

Дозировка

(раз)

Назначение,   ОМУ

1

На воспитание правильной осанки и дыхательную систему:

 И.п.-стойка ,руки за голову

1-2 – левую в сторону на носок, руки вверх – наружу 3-4 – И.п.

5-8 – тоже правой ногой.

8-12

1. Проверить осанку в И.п. – спина прямая локти назад, голова прямо.

2. Выполнить в обе стороны по разделениям, уточняя положение рук и ног.

3. Нога прямая, носок оттянут (в сторону на носок).

4. Руки прямые

5. Смотреть на руки понимая их

6. Поднимая руки – вдох, опуская- выдох.

2

На косые мышцы туловища и воспитание координации:

И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны

1-наклон влево, левую руку на пояс, правую – за голову.

2-И.п.

3-наклон вправо, правую руку на пояс, левую – за голову.

4-И.п.

8-12

1. Проверить правильное выполнение И.п. – спина прямая, руки точно в стороны, плечи опущены, голова прямо.

2. Выполнить упражнение по разделениям в обе стороны.

3. Наклон точно в сторону.

4. Локоть назад (рука за головой).

5. Наклоняясь – выдох, выпрямляясь – вдох.

3

На мышцы ног:

И.п. - сомкнутая стойка, руки на пояс.

1-пятки врозь.

2-опираясь на пятки, носки врозь, в стойку ноги врозь.

3-присед, руки в стороны.

4-встать, руки на пояс.

5-опираясь на пятки, соединить носки.

6-соединяя пятки, сомкнутая стойка.

7-присед, руки в стороны.

8-И.п.

8-12

1. Проверить правильность выполнения в И.п. – пятки и носки сомкнуты, спина прямая, локти точно в стороны, плечи опущены, голова прямо.

2. Выполнить упражнение по разделениям.

3. Присед., на всей ступне.

4. Дыхание не задерживать.

4

На развитие гибкости:

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.

1-наклон вперед, локти вперед до касания коленей.

2-И.п.

8-12

1. Проверить правильность выполнения И.п. – спина прямая, локти назад, голова прямо.

2. Ноги прямые.

3. Ниже наклон.

4. Наклоняясь - выдох., выпрямляясь – вдох.

5

На мышцы брюшного пресса:

И.п. – упор сидя сзади.

1-левую ногу согнуть до касания коленом груди.

2-правую ногу согнуть.

3-выпрямить ноги в упор сидя сзади углом.

4-опуская ноги, И.п.

8-12

1. Проверить правильность выполнения, И.п. – спина прямая, плечи опущены, голова прямо.

2. Руки прямые.

3. Ноги опускать мягко.

4. Дыхание свободно.

6

На сердечно-сосудистую и дыхательную систему, воспитание прыгучести:

И.п. – стойка, руки на поясе.

1-3 – три прыжка на месте

4-прыжок, сгибая ноги вперед и хлопок ладонями о колени.

8-12

1. Обратить внимание на осанку в И.п.

2.Прыгать на носках.

3.Дыхание не задерживать.

4.Перейти на ходьбу на месте

7

На закрепление правильной осанки и воспитание чувства равновесия:

И.п. – стойка руки на пояс.

1-3 – левую ногу в сторону – книзу.

4-И.п.

5-7-правую ногу в сторону - книзу.

8-И.п.

8-12

1. Обратить внимание на осанку в И.п. и во время выполнения упражнения.

2.После двух повторений выполнить задание с закрытыми глазами.

3.Отметить учащихся успешно выполняющих задание.

 

                  Список используемой литературы:

1. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры / под ред. А.Т.Брыкина; М., ФиС; 1971 г.

2. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры / под ред. А.И. Шлемина,  А.Т.Брыкина; М., ФиС,1979 г.

3. Гимнастика в системе физического воспитания. Лекция для заочников. В.А.Кузнецов, СГИФК, 1974 г.

4. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры под ред. проф.В.М.Смолевского, М., ФиС, 1987 г.

5. Солодянников В.А. Технологии обучения гимнастическим упражнениям начального этапа подготовки гимнастов и программы общеобразовательной школы. Уч.пособие – С-СПб ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999 г.

6. Селезнёв А.И., Селезнев В.А. Подарите детям радость. Учебное пособие – Министерство по физической культуре, спорту и туризму, Ставрополь 2000г.