Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика
Министерство образования Российской Федерации
Ставропольский Государственный Университет
Контрольная работа
По дисциплине: Гимнастика
Тема: Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика.
Выполнила:
Студентка 2 курса гр.1
ФФК и Сп ОЗО
Долотова И.Н.
Зачетная книжка№049553
Ставрополь 2007
План:
1 Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика…………………………………………………………..3
2. ОРУ на месте, без предметов. Технология составления комплексов ОРУ…………………………………………………………………………...6
3.Правила записи упражнений. Требования к рассказу упражнения и его показу…………………………………………………………………………8
4.Комплекс ОРУ для 4-х классов……………………………………………9
1. Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.
Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники. При этом, необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения своими мышцами (быстро сокращать их с необходимой силой и расслаблять после выполнения упражнения). Арсенал ОРУ всем известен: без них не проводится ни один урок физкультуры в школе. Однако, как показали наши наблюдения, многие молодые спортсмены не придают им должного внимания, выполняют их вяло и в малом количестве. Дозировка же упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности в суставах, должна постепенно возрастать, особенно в подготовительном периоде. Для получения необходимого эффекта каждое упражнение должно выполняться не менее 10—15 раз. В тех случаях, когда бегуны проводят равномерные, переменные темповые кроссы или фартлек, где разминкой служит легкий бег 4—6 км, ОРУ выполняются обязательно после окончания тренировки.
К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах, строевые упражнения.
Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем - к крупным мышечным группам (мышцы туловища).
Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма.
Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно выполнять плавно, в невысоком темпе. Лицам старшего возраста или склонным к головокружениям по тем или иным причинам (низкое содержание гемоглобина в крови, повышенное или пониженное давление, беременность и др.) целесообразно выполнять движения головой, стоя возле опоры, либо сидя. Людям с выраженными заболеваниями сосудов (аневризмы, склероз и др.) или шейного отдела позвоночника (шейный остеохондроз и др.) следует выполнять напряжения мышц шеи без осуществления движения. Для этого, например, можно использовать руку в качестве сопротивления и надавливать на нее головой.
Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений устраняет застойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах, способствует увеличению эластичности мышц и суставных элементов, облегчает приток крови к сердцу, умеренно повышает тем Упражнения, используемые в комплексе, полезно периодически менять, чтобы зарядка не превращалась в скучное и малоинтересное занятие.
В комплексе физических упражнений можно использовать упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны к прямым ногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти упражнения схожи с упражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и травмоопасными, поэтому их целесообразно применять после предварительного "разогрева" мышц, то есть в завершение комплекса общеразвивающих упражнений. Однако с осторожностью можно использовать упражнения на растягивание сразу после упражнений на потягивание.
Растягивание увеличивает обмен веществ в растягиваемых мышцах, повышает кровообращение в них. В то же время упражнения на растягивание не вызывают существенного увеличения деятельности сердца и дыхания, поэтому хорошо подходят для не полностью пробудившегося организма.
Наклоны к прямым ногам из положения седа ноги вместе улучшают кровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов и мышц спины. Улучшение кровоснабжения сопровождается повышенным поступлением питательных веществ и кислорода, что в целом благоприятно сказывается на функциональном состоянии позвоночника и расположенных рядом нервных центров.
Использование в утренней зарядке упражнений на растягивание оправдано еще и спецификой биологических ритмов человека. Наибольшие показатели гибкости регистрируются у людей в утренние часы. Поэтому именно утренние часы целесообразно использовать для развития этого физического качества.
Классификация ОРУ: (в основу положен анатомический признак разделения упражнений на группы по их воздействию на отдельные части тела):
1.Упражнения для рук плечевого пояса.
2.Упражнения для мышц шеи и туловища.
3.Упражнения для мышц ног.
4.Упражнения для мышц всего тела.
Упражнения всех 4-х групп могут быть направлены на развитие силы, гибкости и быстроты.
2. Общеразвивающие упражнения без предметов
Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук, в упоре лежа (руки на полу, гимнастической скамейке).
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловища. Прогибание, лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор, лежа боком, в упор, лежа на спине; поднимание туловища, не отрывая ног от пола; круговые движения ногами (педалирование).
Упражнения для ног. Стоя — различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах на 30—60 м.
Упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя, лежа — различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук. Стоя лицом друг к другу, и упираясь ладонями — попеременные сгибания и разгибания рук (при сопротивлении партнера); наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление. Проработка упражнений утренней зарядки.
Общеразвивающие упражнения с предметами
С короткой скакалкой. Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полуприсиде, с двойным вращением скакалки; бег со скакалкой по прямой и по кругу; эстафеты со скакалками.
С длинной скакалкой. Набегание под вращающуюся скакалку; прыжки на одной и обеих ногах, без поворота и с поворотом, с различными движениями руками, прыжки вдвоем и втроем.
С гимнастической палкой. Наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание палки; переносы ног через палку; подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с сопротивлением); сочетание движения рук с движением туловища.
Упражнения с теннисным мячом. Броски и ловля, из положения сидя, стоя, лежа, одной и двумя руками; ловля мяча отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель, мишень и на дальность; броски в цель (соревновательного характера).
Упражнения с набивным мячом (вес мяча для мужчин — 3—5 кг, для женщин — 2—3 кг). Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища, маховые движения; броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу, друг другу стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, бросками двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнование на дальность броска одной и двумя руками (вперед и назад).
3. Строевые упражнения используются для решения ряда педагогических задач, воспитания чувства ритма и темпа, формирования навыков коллективного действия и классифицируются следующим образом:
1.Строевые приемы.
2.Передвижения.
3.Построения и перемещения.
4.Размыкания и смыкания.
Основные понятия: строй, фланг, фронт, шеренга, интервал, колонна, дистанция, направляющий, замыкающий.
ОРУ – движения руками, ногами, туловищем, головой, выполняемые с различными мышечными направлениями, разной скоростью и амплитудой, целью которых является общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.
Характерные особенности ОРУ:
1.Просты и доступны всем категориям занимающихся.
2.Оказывают относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.
3.Позволяют легко регулировать нагрузку.
Основные методы ведения уроков: фронтальный, поточный, посменный, групповой и индивидуальный. Фронтальный способ. Упражнения выполняются одновременно всеми учащимися, преимуществом которого является большой охват занимающихся, достижение высокой плотности урока и большой нагрузки.
Поточный способ. Одно и то же упражнение учащиеся выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Используется при наличии нескольких одинаковых снарядов (2-3 планок, бревен и т.п.) Преимущество: большая возможность наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений. Разновидностью поточного способа является поочередное выполнение нескольких последовательных упражнений (пройти по скамейке, перелезть через бревно, прыгнуть через планку).
Подготовительные и подводящие упражнения (определение, назначение, технология применения).
Разучивая движения наряду с основными методами (разучивания упражнения в целом и по частям) используется ряд вспомогательных методических приемов. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в целом, широко применяется так называемые «подводящие» упражнения, которые как бы подводят к освоению нового действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения и в упрощенной форме.
Метод подводящих упражнений заключ-ся в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнением.
4. Чтобы не потерять интерес к занятиям у занимающихся, названия, исходные положения упражнений назывались не в строго заданной терминологии (на мышцы задней поверхности бедра), а ассоциировались с названиями разных животных, предметов ит.д. Следует отметить, что непривычные формы проведения занятий имели большой успех у детей.
№ |
Содержание |
Дозировка (раз) |
Назначение, ОМУ |
1 |
На воспитание правильной осанки и дыхательную систему: И.п.-стойка ,руки за голову 1-2 – левую в сторону на носок, руки вверх – наружу 3-4 – И.п. 5-8 – тоже правой ногой. |
8-12 |
1. Проверить осанку в И.п. – спина прямая локти назад, голова прямо. 2. Выполнить в обе стороны по разделениям, уточняя положение рук и ног. 3. Нога прямая, носок оттянут (в сторону на носок). 4. Руки прямые 5. Смотреть на руки понимая их 6. Поднимая руки – вдох, опуская- выдох. |
2 |
На косые мышцы туловища и воспитание координации: И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны 1-наклон влево, левую руку на пояс, правую – за голову. 2-И.п. 3-наклон вправо, правую руку на пояс, левую – за голову. 4-И.п. |
8-12 |
1. Проверить правильное выполнение И.п. – спина прямая, руки точно в стороны, плечи опущены, голова прямо. 2. Выполнить упражнение по разделениям в обе стороны. 3. Наклон точно в сторону. 4. Локоть назад (рука за головой). 5. Наклоняясь – выдох, выпрямляясь – вдох. |
3 |
На мышцы ног: И.п. - сомкнутая стойка, руки на пояс. 1-пятки врозь. 2-опираясь на пятки, носки врозь, в стойку ноги врозь. 3-присед, руки в стороны. 4-встать, руки на пояс. 5-опираясь на пятки, соединить носки. 6-соединяя пятки, сомкнутая стойка. 7-присед, руки в стороны. 8-И.п. |
8-12 |
1. Проверить правильность выполнения в И.п. – пятки и носки сомкнуты, спина прямая, локти точно в стороны, плечи опущены, голова прямо. 2. Выполнить упражнение по разделениям. 3. Присед., на всей ступне. 4. Дыхание не задерживать. |
4 |
На развитие гибкости: И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-наклон вперед, локти вперед до касания коленей. 2-И.п. |
8-12 |
1. Проверить правильность выполнения И.п. – спина прямая, локти назад, голова прямо. 2. Ноги прямые. 3. Ниже наклон. 4. Наклоняясь - выдох., выпрямляясь – вдох. |
5 |
На мышцы брюшного пресса: И.п. – упор сидя сзади. 1-левую ногу согнуть до касания коленом груди. 2-правую ногу согнуть. 3-выпрямить ноги в упор сидя сзади углом. 4-опуская ноги, И.п. |
8-12 |
1. Проверить правильность выполнения, И.п. – спина прямая, плечи опущены, голова прямо. 2. Руки прямые. 3. Ноги опускать мягко. 4. Дыхание свободно. |
6 |
На сердечно-сосудистую и дыхательную систему, воспитание прыгучести: И.п. – стойка, руки на поясе. 1-3 – три прыжка на месте 4-прыжок, сгибая ноги вперед и хлопок ладонями о колени. |
8-12 |
1. Обратить внимание на осанку в И.п. 2.Прыгать на носках. 3.Дыхание не задерживать. 4.Перейти на ходьбу на месте |
7 |
На закрепление правильной осанки и воспитание чувства равновесия: И.п. – стойка руки на пояс. 1-3 – левую ногу в сторону – книзу. 4-И.п. 5-7-правую ногу в сторону - книзу. 8-И.п. |
8-12 |
1. Обратить внимание на осанку в И.п. и во время выполнения упражнения. 2.После двух повторений выполнить задание с закрытыми глазами. 3.Отметить учащихся успешно выполняющих задание. |
Список используемой литературы:
1. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры /
под ред. А.Т.Брыкина; М., ФиС;
2. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры / под ред. А.И. Шлемина, А.Т.Брыкина; М., ФиС,1979 г.
3. Гимнастика в системе физического воспитания. Лекция для
заочников. В.А.Кузнецов, СГИФК,
4. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов
физической культуры под ред. проф.В.М.Смолевского, М., ФиС,
5. Солодянников В.А. Технологии обучения гимнастическим
упражнениям начального этапа подготовки гимнастов и программы
общеобразовательной школы. Уч.пособие – С-СПб ГАФК им.П.Ф.Лесгафта,
6. Селезнёв А.И., Селезнев В.А. Подарите детям радость. Учебное пособие – Министерство по физической культуре, спорту и туризму, Ставрополь 2000г.