Аккредитивные формы расчетов

ТЕМА: «АККРЕДИТИВНАЯ ФОРМА РАСЧЁТОВ»

ПЛАН:

1. Международный кредитный риск

2. Аккредитивная система

3. Обращение за аккредитивом

4. Перевозочные документы

5. Переводной вексель

6. Банковский акцепт

7. Общий обзор работы аккредитивной системы

8. Варианты основной системы

9. Альтернативы аккредитивам

10. Форфейтинг

11. Правительственные гарантии и страхование

Заключение

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТНЫЙ РИСК

Финансовые поступления в компанию, указываемые в отче­те о результатах деятельности, корреспондируются с ее расхо­дами. А это означает, что, когда учитываются поступления от ка­кого-либо вида деятельности, все расходы, связанные с получе­нием указанных доходов, одновременно вычитаются, что позво­ляет определить прибыльность деятельности. Реальные пере­мещения денег, связанные с доходами и расходами, однако, почти никогда не происходят одновременно; платежи за товары и услуги обычно наступают спустя несколько месяцев после раз­мещения заказа на них и доставки товаров или выполнения ус­луг.

Разрыв во времени между осуществлением продажи, достав­кой товаров, выполнением услуги и фактическим поступлением средств отражается в балансовом отчете в следующих статьях:

1) счета к получению;

2) материально-хозяйственные запасы;

3) счета к оплате.

Когда предприятие будет расплачиваться за свои товары и услуги позже их получения, обязательство этого платежа фикси­руется как счет к оплате в балансовом отчете этого предприятия и как счет к получению в балансовом счете того предприятия, которое предоставило указанные товары и услуги. Когда компа­ния начинает выполнение заказа, сырье и изготавливаемые и уже изготовленные товары учитываются по статье «материаль­но-хозяйственные запасы». Если какая-то из сторон, участвую­щих в сделке, будет не в состоянии выполнить свои обязатель­ства или если соответствующие активы и пассивы не получают денежного обеспечения, то прибыль, зафиксированная в один период времени, компенсируется равнозначными потерями в другое учетное время. Риск того, что одна из сторон при прода­же не сможет выполнить свои обязательства, называется кре­дитным риском. Из-за возможности такого развития событий все компании тратят значительные средства, иногда даже отка­зываясь от прибыльных сделок, на управление этим видом рис­ка.

В международном бизнесе из-за вовлеченности в него самых разнообразных факторов величина кредитного риска и вероят­ность его проявления повышаются. Урегулирование вопросов об увеличении кредитных сроков осложняется также и различиями в правовых системах и торговых обычаях. К тому же компании из разных стран часто не знакомы друг с другом. Издержки на то, чтобы принудить другую сторону выполнить контракт, если она этого не делает добровольно, иногда превышают выгоды, ожидаемые от реализации таких контрактов. К дополнительным факторам, которые могут вызвать осложнения и привести к раз­ногласиям и невыполнению обстоятельств, относится и неопре­деленность в отношении разниц в стоимостях валют и темпах инфляции, а также их изменения за время действия контракта.

Трудности того или иного дела, связанные с кредитным рис­ком, могут быть так велики, что партнеры часто отказываются от многих взаимно выгодных сделок. Даже внутри одной страны такой вид риска представляет серьезную проблему. В США для пробуждения отдельных штатов принять единый коммерческий кодекс были предприняты огромные усилия в области законо­дательства и общего регулирования положения дел. Несмотря на огромные усилия ООН и других организаций, стремящихся содействовать международному экономическому развитию, не удалось принять единый коммерческий кодекс, действующий в международном масштабе.

2. АККРЕДИТИВНАЯ СИСТЕМА

Тем не менее для контролирования кредитного риска и об­легчения международной торговли межнациональные банки за долгие годы выработали соответствующую комплексную систе­му. Эта система основывается на способе проведения междуна­родных деловых операций, известных как аккредитив. При при­менении аккредитива кредитный риск от покупателя и продавца передается банку. А поскольку международные банки работают постоянно во многих странах мира и постоянно вовлечены в боль­шое количество сделок, они обычно имеют экспертную систему оценки международных коммерческих операций и экономят на эффекте масштаба, проявляющемся в снижении долговремен­ных средних издержек на одну операцию при большом числе проводимых экспертиз. Банки могут также распределить прибы­ли и издержки между многими компаниями, занятыми в такого рода сделках.

3. ОБРАЩЕНИЕ ЗА АККРЕДИТИВОМ

Предположим, американский продавец с небольшими объе­мами розничной торговли хочет импортировать и продавать элек­трические моторы, которые изготавливаются небольшой фир­мой в Японии. Если бы продавец связался с японской компани­ей, то, скорее всего, японская сторона захотела бы получить аван­совый платеж в йенах, так как она стремилась бы избежать от­правки своей продукции в кредит незнакомому партнеру в дале­кой стране, где ей было бы слишком дорого и с большими зат­ратами времени получить свои деньги в случае неисполнения обязательств американской стороной. Американский же прода­вец не был готов заплатить аванс, так как у розничных торговцев мало возможностей получить где-либо денежные средства, а также из-за того, что и для него было бы обременительно заста­вить японского партнера поставить моторы, если бы тот не ис­полнил своих обязательств.

Выходом из этого тупика может быть обращение в многонаци­ональный банк, имеющий свои отделения в Японии и в США, ко­торый может гарантировать выполнение обязательств обеими сто­ронами или, другими словами, принять на себя кредитный риск, наличие которого в ином случае могло бы сорвать сделку. Процесс начинается американским продавцом, который идет в банк и обращается за аккредитивом. Если банк его дает, то принимает на себя ответственность за то, что американская сторона оплату произведет. Естественно, банк, как и при выдаче кому-нибудь крат­косрочного займа или при открытии кредитной линии, проведет тщательную кредитную проверку и решит, можно ли иметь дело с данным партнером; в некоторых случаях банк взимает сбор за обращение, так же как он это делает при операциях с некоторыми видами займов. Американский продавец должен убедить банк, что его бизнес является прибыльным и законным. Если банк при­шел к выводу, что кредит испрашивается для ведения прибыль­ного и законного дела и что продавец кредитоспособен, он может удовлетворить просьбу и выдать аккредитив и известить об этом японского производителя. В аккредитиве будут определены тип продукции, ее качество и цена, средства доставки и условия пла­тежа. Теперь японская сторона знает, что, если она отправит то­вары в кредит и исполнит это на условиях, оговоренных в аккре­дитиве, она получит предусмотрительный платеж даже в том слу­чае, если американский партнер не исполнит своих обязательств. В случае разногласия в условиях сделки производителю придет­ся иметь дело только с банком, расположенным в Японии, и по японским законам и обычаям.

4. ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Американская компания может просто отправить свой заказ японскому производителю по телексу или факсу. Производитель выполняет заказ и поставляет его транспортной компании в Япо­нии. Затем грузоотправитель готовит для изготовителя коноса­мент. Коносамент — это документ, который определяет коли­чество и состояние груза, место его назначения, а в некоторых случаях сообщает и о том, кому принадлежит право собствен­ности на этот груз.

Производитель, а иногда и грузоотправитель, осуществляет страхование перевозки и получает либо консультацию, либо ком­мерческую счет-фактуру, которые часто необходимы для дос­тавки некоторых товаров через международные границы. Транс­портная страховка предусматривает возмещение как преднаме­ренных, так и случайных утрат или повреждений груза во время его перевозки.

5. ПЕРЕВОДНОЙ ВЕКСЕЛЬ

После этого японская компания представляет перевозочные документы, а также аккредитив японскому отделению многона­ционального банка и выставляет переводной вексель на счет своего американского партнера. Переводные векселя обычно называются траттами и бывают двух видов:

— векселя на предъявителя, которые являются распоряже­ниями произвести платеж определенного размера по требова­нию, очень похожи на чеки, за исключением, что при этом не требуется подписи владельца счета; иногда потребители разре­шают ипотечным компаниям или предприятиям коммунального хозяйства выставлять векселя на предъявителя на свои теку­щие счета. Это делается для того, чтобы сэкономить время и средства на обработку счетов к оплате и на почтовую пересылку чека. Банк не примет тратту, выставляемую экспортером, до тех пор, пока японский производитель не представит всех докумен­тов и не выполнит всех условий, определенных в аккредитиве;

— срочная тратта — является распоряжением произвести платеж установленной суммы в определенное время в будущем. Она похожа на датированный будущим числом чек за тем ис­ключением, что в этом случае также не требуется подписи вла­дельца счета. Большинство аккредитивов предусматривает имен­но срочные тратты, которые предоставляют необходимое время для доставки товаров и их продажи, чтобы средства для покры­тия тратты могли быть депонированы на счет.

Однако обычно экспортер не хочет ждать срок платежа по срочной тратте, чтобы получить причитающиеся ему деньги. Поэтому он часто уступает свою срочную тратту банку со скид­кой. Депонирование тратты означает, что банк приобретает срочную тратту до истечения срока ее погашения за сумму, кото­рая меньше установленной для выплаты по этой тратте. Эта скид­ка является для японского экспортера платежом в виде процен­та от величины тратты за получение денег до истечения срока погашения тратты.

Если американский импортер обнаруживает свою несостоя­тельность до истечения срока погашения тратты, то банк по от­ношению к японскому экспортеру права регресса обычно не име­ет. В тех случаях, когда экспортером является крупная кредито­способная компания, она может предложить банку получить пра­во регресса в случае несостоятельности партнера указанной компании. В этом случае экспортер гарантирует выплату тратты при наступлении срока ее погашения. Обычно это делается для того, чтобы побудить банк дисконтировать тратту с наименьшей скидкой. Экспортер гарантирует срочную тратту, делая на ней передаточную подпись, после чего она получает название ак­цептованный торговый вексель.

6. БАНКОВСКИЙ АКЦЕПТ

Крупный многонациональный банк в любой момент обычно владеет дисконтированными срочными траттами стоимостью в миллионы долларов. Часто банки стремятся ликвидировать не­которые из этих дисконтированных срочных тратт до истечения срока их погашения. Они могут сделать это, продав их другим банкам, крупным корпорациям или, в некоторых случаях, цент­ральным банкам. Чтобы продать срочные тратты, банки всегда дают гарантию того, что они будут погашены с наступлением срока, и делают это независимо от действий импортера. Банк осуществляет гарантию, делая на дисконтированной срочной тратте передаточную подпись (индоссамент) и ставя на ней свой фирменный знак. Поскольку теперь банк принимает рег­ресс в случае несостоятельности лица, против которого выстав­лена данная тратта, то эта индоссированная срочная тратта на­зывается банковским акцептом.

Когда банк продает или дисконтирует срочную тратту как бан­ковский акцепт, он получает за нее больше денег, чем он платит за нее экспортеру, то есть его скидка меньше. И поскольку риск для нового владельца (в рассматриваемом случае для другого банка) сокращается, как и время до срока погашения тратты, так как прежний владелец обычно какое-то время уже продер­жал ее до совершения последней сделки. Поэтому банк может дисконтировать банковский акцепт по более высокой цене. При­обретя банковский акцепт, другой банк может, в свою очередь, спустя какое-то время продать его следующему владельцу. Обыч­но и второй банк ставит на нем свой фирменный знак, индосса­мент, то есть гарантирует его погашение в должное время. Этот процесс может проходить через 3 и даже через 4 банка, каждый из которых гарантирует выплату по исходной тратте. Следова­тельно, банковские акцепты — это одни из самых безрисковых инструментов рынка краткосрочных капиталов, которые может приобрести инвестор.

7. ОБЩИЙ ОБЗОР РАБОТЫ АККРЕДИТИВНОЙ СИСТЕМЫ

На рис.1 представлена схема работы аккредитивной систе­мы. Ее главными участниками являются импортер и экспортер, многонациональный банк, грузоотправитель и рынок междуна­родных краткосрочных капиталов, который и предоставляют дру­гие банки, крупные корпорации, правительства и центральные банки. Аккредитивная система позволяет импортеру и экспорте­ру вести свои операции так, словно их партнерами являются компании, работающие с ними в одной стране. В приведенном примере банк действует подобно японской компании, занимаю­щейся экспортом, и подобно американской компании, занимаю­щейся импортом. И ни импортер, ни экспортер не должны бес­покоиться о международных кредитных рисках, так как действие их партнеров по сделке гарантируется банком.

Банк также позволяет импортеру и экспортеру обходить мно­гие трудности в работе с иностранной валютой и на рынке дол­госрочных капиталов. Импортер может платить в долларах и вы­числять свои доходы от отсроченного платежа, исходя из аме­риканской нормы прибыли. Способность банка дисконтировать тратту на рынке международных краткосрочных капиталов по­зволяет неограниченно поставлять денежные средства для фи­нансирования международной торговли.

8. ВАРИАНТЫ ОСНОВНОЙ СИСТЕМЫ

На практике аккредитивная система имеет много разновид­ностей и сталкивается с некоторыми затруднениями. Остановим­ся на некоторых наиболее общих вариантах аккредитивов.

В большинстве случаев в сделку вовлекается более одного банка. Банк страны импортера, который получает и подтвержда­ет заявку на аккредитив, известен как банк-эмитент. Если банк-эмитент не имеет отделений в стране экспортера, он извещает либо банк-корреспондент в той стране, либо банк экспорте­ра, известный как банк-акцептор. Банк-акцептор действует в ин­тересах банка-эмитента, но не дает никаких гарантий платежа, пока последний не подтвердит установленным образом свой аккредитив, внеся соответствующую плату.

Аккредитивы могут быть отзывными или безотзывными. Безотзывной аккредитив гарантирует, что экспортер осуществит платеж в исполнении своих обязательств даже в том случае, если импортер захочет отказаться от данной сделки. Поэтому экспор­тер, который выполняет специальный заказ, для которого, ско­рее всего, не будет другого покупателя, предпочтет именно та­кой вид аккредитива. Отзывной аккредитив позволяет импор­теру аннулировать заказ до поставки перевозочных документов в банк-эмитент (или в банк-акцептор, если аккредитив это под­тверждает). После того как соответствующие документы будут представлены, банк должен акцептировать соглашение для вы­дачи тратты и гарантирования платежа.

Безотзывной подтвержденный аккредитив определя­ет цену и величину заказа. Если компания предпочитает разре­шать выполнение повторяющихся заказов по ценам и объемам, меняющимся со временем, то более подходящим средством является аккредитив в виде учета банком тратт, выстав­ленных экспортером на покупателя. Этот вид аккредитива позволяет выполнять повторяющиеся заказы по ценам, коли­чествам и значениям обменных курсов, которые устанавлива­ются во время совершения заказа. Очень крупные и кредито­способные импортеры могут позволить, чтобы их аккредитив передавался другому лицу, то есть самый широкий круг экс­портеров может выполнять их заказы и выставлять за эти зака­зы переводные векселя.

9. АЛЬТЕРНАТИВЫ АККРЕДИТИВАМ

В некоторых ситуациях банк может не хотеть или не иметь возможности выдать аккредитив. Это особенно относится к им­портерам, которые располагаются в странах с плохо развитой экономикой или в странах с нерыночной экономикой, а также при реализации тех проектов, которые связаны с экспортом ка­питала на долгосрочной основе, таких его форм, как фабрики, предприятия коммунального хозяйства и транспортные сети. И в этом случае для облегчения торговли и контролирования кре­дитного риска имеется ряд альтернатив.

10. ФОРФЕЙТИНГ

Форфейтинг в некоторых отношениях напоминает аккреди­тивное соглашение для средне- и долгосрочного финансирова­ния экспортно-импортных операций. Применение этого способа было вызвано необходимостью стран Восточной Европы финан­сировать экспорт капитального оборудования, а иногда и целых производственных комплексов. А поскольку валюты этих стран часто были неконвертируемыми по рыночным ценам, а админи­стративная секретность препятствовала свободному потоку ин­формации, то для того, чтобы способствовать торговле и обес­печить финансирование этих проектов, несколько банков Гер­мании, Швейцарии и Австрии создали специальные подразде­ления, которые называются форфейторами.

Форфейторы финансируют программы иностранных капи­таловложений без права регресса к экспортеру; это означает, что экспортеру нет необходимости беспокоиться о кредитоспособ­ности импортера. Термин «форфейтинг» происходит от франрузского термина, означающего «отдать право», в этом случае право регресса против экспортера.

Первым шагом к форфейтингу является достижение согласия между экспортером и импортером о цене и общей схеме выполне­ния и оплаты за программу капиталовложений. После этого экс­портер связывается с форфейтором и они совместно обсуждают условия контракта с тем, чтобы дисконтировать платежи импорте­ра в валюте экспортера. Если экспортер, импортер и форфейтор приходят к соглашению об условиях, готовятся официальные кон­тракты и долговые обязательства. Затем импортер получает эти обязательства, индоссированные (гарантированные) государствен­ным банком и соответствующими правительственными агентства­ми. Затем долговые обязательства передаются экспортеру, кото­рый дисконтирует их с форфейтором. После этого родительский банк форфейтора может индоссировать эти обязательства подоб­но тому, как это делается при банковском акцептировании, и про­дать их на рынке международных краткосрочных обязательств.

За исключением долгосрочной природы рассматриваемой сделки и предоставляемого финансирования, форфейтинг вы­полняет те же функции, что и аккредитивная система. Экспор­тер в этом случае свободен от кредитного риска, импортер полу­чает товары в кредит, оба при этом не подвергаются риску об­менных курсов, и рынок международных краткосрочных капита­лов предоставляет неограниченные кредиты.

11. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И СТРАХОВАНИЕ

Во многих случаях правительство приходит к выводу, что в интересах общества нужно субсидировать какой-то экспорт. Эти интересы общества могут простираться от создания или сохра­нения рабочих мест и защиты промышленности, работающей на экспорт, до оказания помощи в экономическом развитии ме­нее развитым и социалистическим странам. Правительство США разработало множество разнообразных институтов для стиму­лирования экспорта в тех случаях, когда частичного интереса недостаточно для осуществления внешней торговли.

Экспортно-импортный банк преследует три цели, служа­щие интересам США. Во-первых, он является гарантом при пре­доставлении займов определенным импортерам, которые покупают американскую экспортную продукцию. Во-вторых, в неко­торых случаях он сам предоставляет такие кредиты. И в-треть­их, он выдает финансовые субсидии для оказания помощи тем экспортерам, кому приходится конкурировать в отраслях, где его соперники пользуются субсидиями.

Фондовая корпорация частного экспорта (ФКЧЭ) сотруд­ничает с экспортно-импортным банком в обеспечении финанси рования средне- и долгосрочных экспортных операций. ФКЧЭ продает долгосрочные облигации, обеспеченные гарантиями эк­спортно-импортного банка и использует выручку от этих продаж для долгосрочного финансирования экспорта товаров производ­ственного назначения.

Ассоциация по страхованию иностранных кредитов (АСИК) обеспечивает экспортерам субсидированные кредиты и страхование политических рисков. Банки могут получить здесь страховой полис, который помогает им санкционировать аккре­дитивы для иностранных банков и импортеров, которые зани­маются более рискованными сделками. Она также проводит стра­хование банковских лизингов при экспорте товаров производ­ственного назначения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Импортеры и экспортеры подвержены кредитному риску в го­раздо большей степени, чем бизнесмены, работающие только на внутреннем рынке. Это связано с временными задержками, дорогостоящей информацией и большими расстояниями. Для понижения этого риска была разработана достаточно эффектив­ная аккредитивная система, от которой получают свою выгоду, экономя на масштабах операций, и крупные многонациональ­ные банки, предоставляющие кредит, возможность его финан­сирования и проведения сопутствующих валютных обменов. В ситуациях, когда аккредитивы недоступны, бизнесмены могут прибегнуть к другим методам. Для экспортирования крупных про­ектов по капиталовложению в страны со слаборазвитой рыноч­ной системой или когда отсутствуют рынки кредитов и валютных обменов, полезно воспользоваться форфейтингом. В других си­туациях подходящим способом может стать приобретение кре­дитного страхового полиса или получение прямых правитель­ственных гарантий.