Вопросы и ответы к зачету по дисциплине "Методы научного исследования"

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисциплине "Методы научного исследования" для студентов заочного отделения специальности 100103 "СКСиТ"

(ответы см. НИЖЕ!)

1. Покажите двоякую роль метода в туристике и социально-культурном сервисе. 2. Назовите общие принципы научной деятельности. 3. Чем обусловливается применение того или иного метода в научном исследовании? 4. Охарактеризуйте общенаучный метод исследования. 5. Дайте понятие метода научной абстракции. 6. Опишите особенности метода анализа и синтеза. 7. В чем заключается особенности применения метода индукции и дедукции? 8. Почему необходимо применение исторического метода? 9. Когда необходимо применение метода от простого к сложному? 10. Дайте определение методу формализации. 11. Что понимают под методом аналогии? 12. В чем различие и сходство понятий "проблема" и "проблемная ситуация"?   13. Дайте определение объекта исследования. 14. Опишите процедуру предварительного анализа объекта исследования. 15. Дайте определение предмета исследования. 16. Опишите порядок предварительного анализа предмета исследования. 17. В чем заключаются сложности определения целей исследования? 18. Каковы особенности определения задач исследования? 19. Выявите соотнесение гипотезы и целей и задач исследования. 20. Обоснуйте необходимость вычленения основных понятий в процессе исследования. 21. В чем заключается интерпретация основных понятий? 22. Какой вид операционализации является основным в исследовании и почему? 23. Каковы особенности опросных методов в социально-культурном сервисе и туризме? 24. Приведите классификацию вопросов анкет. 25. Как используется метод наблюдения в исследованиях социально-культурной сферы? 26. Опишите процедуру проведения контент-анализа. 27. Какие документы и литературные источники могут служить основой для проведения исследования социально-культурной сферы? 28. Опишите этапы научного исследования. 29. В чем заключается особенности методики изложения научного текста. 30. Приведите примеры особенностей стилистики научного текста.

Рекомендуемая литература:

Г.И. Рузавин «Методы научных исследований» изд-во «Мысль», М., 1974 г.

И.Д. Ковальчено «МНИ»

Ю.В. Сачков «Научный метод: вопросы его структуры», 1983 г. №2, стр. 41

Вопрос №1. Покажите двоякую роль метода в туристике.

     Метод в переводе с греческого означает «путь (к чему-либо)» или способ достижения цели.

Вопрос №2. Назовите  общие принципы научной деятельности.

Основные принципы:

o                  При самостоятельном выборе темы исследования определись, действительно ли это тебе интересно. Не торопись с окончательной формулировкой темы. Возможны коррективы по ходу работы.

o                  Поставь себе цель. Определи задачи для достижения цели и средства для выполнения этих задач (инструменты, техническое и материальное обеспечение, источники информации). Ответь на вопросы «Что есть? Что надо? Где взять?» Установи окончательный срок и этапы действий.

o                  Хорошо работать в паре с надежным и заинтересованным товарищем. Это позволяет рационально распределить обязанности. Не менее важен выбор научного руководителя (если он не назначаем). Чаще советуйся.

o                  Заведи отдельную рабочую папку, включающую черновые записи, протоколы экспериментов, замечания и соображения по ходу выполнения работы. Собирай информацию для дальнейшей обработки. Отличай «факты» и «комментарии».

o                  Никогда не выдавай чужие идеи за свои. При любой научной работе используется опыт ранних исследований. Поэтому существует общепринятая практика цитирования и ссылок. Не игнорируй, но и не копируй чужой опыт. Исследование может не быть гениальным, но должно отличаться некоторой новизной подхода и/или результатов.

o                  Подводя итоги работы, сделай выводы. Отрицательный результат эксперимента – тоже результат. Поделись причинами промахов с последователями и коллегами. Конкурируй в меру.

o                  Не забывай благодарить за помощь, содействие, добрый совет. Всегда откликайся сам на просьбу о помощи и поддержке. Поверь – это несложно, приятно и полезно – просто помогать людям

Основные этические принципы научной деятельности, которые признаются большинством ученых, следующие:

а) самоценность истины;

б) ориентированность на новизну научного знания;

в) свобода научного творчества;

г) открытость научных результатов;

д) организованный скептицизм.

     Принцип самоценности истины, или универсализм, подразумевает ориентацию исследователя и научной деятельности на поиск объективного знания, а не на личные, групповые, корпоративные или национальные интересы. Наука живет знанием, а не верой.

Из данного принципа следует одно из обязательных условий научной деятельности: условие точного соблюдения правил получения, отбора, обработки и публикации данных, действующих в конкретной научной дисциплине.

     Новизна научного знания. Наука существует только развиваясь, а развивается она непрерывным приращением и обновлением знания.

Необходимость получения новых фактов и создания новых гипотез обуславливает обязательную информированность исследователя о ранее полученных в этой области науки знаниях.

     Свобода научного творчества — идеальный, но не всегда реализуемый принцип научной деятельности. Для науки нет и не должно быть запретных тем, и определение предмета исследований есть выбор самого ученого.

     Всеобщность, или открытость научных достижений. На результаты фундаментальных научных исследований (не путать с изобретениями) не существует права интеллектуальной собственности, ибо они принадлежат всему человечеству.

     Организованный скептицизм, или исходный критицизм. Принцип, который подразумевает открытость для сомнений по поводу любых результатов научной деятельности, как своих собственных, так и публикуемых другими учеными. Это правило требует осмысления неявных предположений, принимаемых в качестве аксиом; бдительного отношения к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или причинами этического характера; осторожного отношения к вероятности неверного истолкования результатов.

     Нарушение научной этики имеет место, когда в научно значимом контексте намеренно или в результате крайней небрежности делается ложное заявление, в случае нарушения авторства или нанесения иного ущерба научной работе других лиц».

http://www.rseu.ru/Academy/Archives/169/normi.php

     ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Следующие нормы должны соблюдаться в качестве общих принципов проведения исследований:

     а) Нормы, регулирующие повседневную научную деятельность:

     - точное соблюдение правил получения и отбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине;

     - надежная организация защиты и хранения первичных данных; ясное и полное документирование всех важных результатов;

     - правило "систематического скептицизма": открытость для сомнений, даже по поводу своих собственных результатов и результатов работы своего коллектива;

     - осмысление неявных, аксиоматичных предположений; бдительное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или даже причинами этического характера; осторожное отношение к вероятности неверного истолкования в результате методически ограниченной возможности установления объекта исследований (сверхгенерализация, чрезмерное обобщение).

     б) Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудничество:

     - обязательство не препятствовать научной работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;

     - активное содействие научному росту молодых ученых;

     - открытость для критики и сомнений, выражаемых другими учеными и коллегами по работе;      - внимательная, объективная и непредубежденная оценка работы коллег; непредвзятое отношение.

     в) Нормы, регулирующие публикацию результатов:

     - обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственного финансирования (принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований);

     - соответствующее представление неподтвержденных гипотез и признание ошибок (принцип научной культуры, допускающий возможность ошибки в науке);

     - честное признание заслуг и должная оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег (принцип признания заслуг).

Вопрос №3. Чем обусловливается применение того или иного метода в научном исследовании?

     В своем процессуальном осуществлении исследование может быть построено по-разному. Оно может начинаться с разработки цели и последовательно проводиться до достижения определенного результата, проходя этапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишь подготовительных работ. Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

     Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.

     Выбор методов исследования и комбинаторное их использование являются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.

     Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследования является классификация методов, позволяющая упорядочить представление об их связях и особенностях.

     Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований. Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. В эмпирических методах существуют две группы - методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации, вторая предполагает создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы - особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и экстремальных, они проявляются в полной мере.

     Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения. Прямое наблюдение - это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций. Косвенное наблюдение - это наблюдение основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима (выбор специальных отрезков времени).

     Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации. Особым видом такого использования этих операций являются методы мыслительного эксперимента, который построен на мыслительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения. при изменении каких - либо параметров или условий функционирования. При этом эффект этих методов управления значительно повышается если они сочетаются с имитационным моделированием с помощью компьютера и проигрыванием вариантов поведения объекта.

     Мыслительно-логические методы исследования в значительной своей части построены на использовании приемов формальной логики, которыми исследователь должен владеть в полной мере. Поэтому к мыслительно-логическим методам исследования можно отнести и методы классификации и построения типологии, методы доказательства и конструирования гипотез. метрологические методы ( методы оценок).

     В практике исследований большую роль играет также признание и понимание выводов и рекомендаций, сделанных или разработанных исследователем. Поэтому к арсеналу методов исследования надо также отнести методы научного обсуждения и научной полемики. Многие исследовательские проекты и рекомендации возникали в результате успешно построенного и поставленного обсуждения проблем, научной полемики.

     Это общая схема системы общенаучных методов исследований. Но некоторые из них требуют дополнительного объяснения и конкретизации.

Вопрос №4. Охарактеризуйте общенаучный метод исследования.

     Общенаучный метод исследования, разработанный в теории систем, при котором изучаемый объект рассматривается как единое целое. Метод решения сложных управленческих проблем, когда учитываются взаимосвязи между проблемой в целом и отдельными ее элементами, а также влияние ожидаемого результата на все взаимосвязанные части системы. Концепция управления, при которой организация рассматривается как открытая система, взаимодействующая с окружающей средой.

     Основное внимание уделяется взаимодействию между элементами системы, в результате которого образуется синергический эффект, а также системы с внешней средой.

     Отличие между общенаучными и специальными методами заключается в сфере применения – общей у общенаучных, ограниченной – у специальных. Общенаучные методы:

     - чувственно-рациональные методы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент);

     - математические методы (измерение, вычисление, математическое моделирование);

     - кибернетические методы.

     Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных методов исследования. Обратимся прежде всего к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к наблюдению и эксперименту.

     Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.

     Основные требования к научному наблюдению следующие:

      1) однозначность цели, замысла;

     2) системность в методах наблюдения;

     3) объективность;

     4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.      Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

     Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений.

     Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

     Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.

     Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции самонаблюдения).

     1Эксперимент 0 в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

     Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

     Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

     Различают несколько видов эксперимента

     1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.

     2. Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.

     3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент.

     4. Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

     Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

     Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

     Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного ( частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.

     Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д. Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.

Вопрос №5. Дайте понятие метода научной абстракции.

     Абстрагирование - способность отвлечься от всей совокупности факторов и сосредоточить внимание на каком-либо одном вопросе.

     Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

     Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного познания.

     Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

     Логические понятия, отражающее наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями (в экономике) являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль, заработная плата и многие другие.

     Метод научной абстракции заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом» виде. Метод научных абстракций лежит в основе любого (в том числе математического) моделирования экономических процессов.

     Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия - так называемые абстракции, или категории. Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом.

     Метод научных абстракции, предполагающий отказ от анализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявления действительной тенденции движения.  Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий. Абстракция позволяет отразить в идеальной форме содержание, которое уже заложено в изучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции (в виде категорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

     Не менее важным аспектом данного метода познания выступает необходимость селективного рассмотрения экономических явлений или процессов под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, при исследовании структуры общественного способа производства производительные силы рассматриваются в качестве его вещественного содержания, производственные отношения - в качестве общественной формы, а технико-технологическая сторона производительных сил (технологический строй производства) в этом случае опускается.

     Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономического явления или процесса в определенном аспекте или под определенным углом зрения не изменяет их внутренней сущности, законы развития и функционирования.

Вопрос №6. Опишите особенности метода анализа и синтеза.

     Анализ - логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

     Синтез - объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого.

     Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греческого analysis - разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греческого synthesis - соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление показателей работы отдельных подразделений - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей промышленности – синтез.

     Анализ как метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующее исследование, реализуемое относительно независимо от целого. Анализ дает возможность выделить существенные и несущественные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, необходимое от случайного, главное от второстепенного.

     Анализ – лишь начало процесса познания, поскольку знание о предмете в целом не является простой суммой знаний об отдельных ее частях. Отдельные части в предмете взаимообусловлены, и пролить свет на эту взаимообусловленность дает противоположный анализу диалектический метод познания – синтез. При синтезе мысленно или практически соединяют ранее выделенные элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования относительно независимо от целого.      Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными. Глубина изучения объектов исследования с их помощью зависит от поставленных задач. В практике принято выделять два направления их использования: прямой (или эмпирический) и возвратный (или элементарно-теоретический). Первый вид применяется на стадии предварительного ознакомления с объектом исследования, а второй - как инструмент для формулирования новых научных положений или обобщения конечных результатов. Очевидно, что в первом случае представление об объекте получается поверхностным, а во втором – глубинным, проникающим в суть явлений и закономерностей. С помощью анализа устанавливаются новые истины, отыскиваются новые идеи, тогда как с помощью синтеза реализуется обоснование этих истин, идей.

     На практике выделяют разновидность этого метода - структурно-генетического анализа и синтеза, позволяющего установить причинно-следственные связи между отдельными характеристиками объекта. Он используется при изучении сложных по составу объектов. Суть его состоит в том, что объект исследований расчленяется на отдельные элементы, выделяют главные из них, изучают их и устанавливают связи с другими менее значимыми.

     Получение новых знаний, независимо от того, опытным или теоретическим путем оно осуществляется, невозможно без различных типов умозаключений.

Вопрос №7. В чем закл. особенности применения метода индукции и дедукции?

     Индукция - процесс движения мысли от частного к общему, от ряда факторов к закону. Индуктивный прием обычно используется в тех случаях, когда на основе частного факта можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельными явлениями и каким-либо законом.      Дедукция - это процесс движения мысли от общего к единичному, от закона к отдельным его проявлениям.

http://monax.ru/economy/00001510_1.php

     Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

     Логическими методами мышления, движущимися от известного к неизвестному, являются индукция и дедукция. Индукция - метод познания (умозаключение), когда на основе частных посылок делается обобщение (общий вывод, правило, положение), когда на основе эмпирических данных формируются теоретические знания. Этот метод, прокладывая мостик связи теории с экспериментом, является источником новых идей и гипотез. Противоположный ему метод дедукции - это познание (способ рассуждения), состоящие в выведении заключений частного характера из общих посылок. Ценность этого метода велика при научном обосновании положений, недоступных непосредственному восприятию. «Обобщая накапливаемый эмпирический материал, индукция подготавливает почву для выдвижения предположений о причине исследуемых явлений, а дедукция, теоретически обосновывая полученные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетический характер и превращает в достоверное знание.

Вопрос №8. Почему необходимо применение исторического метода?

     Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.

Вопрос №9. Когда необходимо применение метода от простого к сложному?

Вопрос №10. Дайте определение методу формализации.

     В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.

     Под формализацией понимается особый подход в науч­ном познании, который заключается в использовании спе­циальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоре­тических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символом (знаков).

     Для построения любой формальной системы необхо­димо:

а) задание алфавита, т. е. определенного набора знаков;

б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»;

в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и фор­мулам (так называемые правила вывода).

     В результате создается формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка. Важным досто­инством этой системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формаль­ным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту.

     Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что от­крывает большие возможности для оперирования ею.

     Математические описания различных объектов, процес­сов являются ярким примером формализации. При этом используемая математическая символика не только помога­ет закрепить уже имеющиеся знания об исследуемых объек­тах, явлениях, но и выступает своего рода инструментом в процессе дальнейшего их познания.

     Но расширяющееся использование формализации как метода теоретического познания связано не только с развитием математики. В химии, например, соответствующая химическая символика вместе с правилами оперирования ею явилась одним из вариантов формализованного искусст­венного языка. Все более важное место метод формализа­ции занимал в логике по мере ее развития. Труды Лейбница положили начало созданию метода логических исчислений. Последний привел к формированию в середине XIX в. математической логики, которая во второй половине нашего столетия сыграла важную роль в развитии кибернетики, в появлении электронных вычислительных машин, в реше­нии задач автоматизации производства и т. д.

     Возможность представить те или иные теоретические положения науки в виде формализованной знаковой систе­мы имеет большое значение для познания. Но при этом следует иметь в виду, что формализация той или иной теории возможна только при учете ее содержательной стороны. Толь­ко в этом случае могут быть правильно применены те или иные формализмы. Голое математическое уравнение еще не представляет физической теории, чтобы получить физичес­кую теорию необходимо придать математическим символам конкретное эмпирическое содержание.

     Язык современной науки существенно отличается от естественного человеческого языка. Он содержит много специальных терминов, выражений, в нем широко исполь­зуются средства формализации, среди которых централь­ное место принадлежит математической формализации. Исходя из потребностей науки, создаются различные ис­кусственные языки, предназначенные для решения тех или иных задач.

     Формализованные искусственные языки не обладают гиб­костью и богатством языка естественного. Зато в них отсут­ствует многозначность терминов (полисемия), свойственная естественным языкам. Они характеризуются точно постро­енным синтаксисом (устанавливающим правила связи меж­ду знаками безотносительно их содержания) и однозначной семантикой (семантические правила формализованного языка вполне однозначно определяют соотнесенность знаковой системы с определенной предметной областью). Таким обра­зом, формализованный язык обладает свойством моносемичности. Все множество созданных и создаваемых искусствен­ных формализованных языков входит в язык науки, обра­зуя мощное средство научного познания.

     Создание какого-то единого формализованного языка на­уки не представляется возможным. Даже достаточно бога­тые формализованные языки не удовлетворяют требованию полноты, т. е. некоторое множество правильно сформулиро­ванных предложений такого языка (в том числе и истин­ных) не может быть выведено чисто формальным путем внут­ри этого языка. Данное положение вытекает из результа­тов, полученных в начале 30-х годов XX столетия австрий­ским логиком и математиком Куртом Геделем.

     Формализованные языки не могут быть единственной формой языка современной науки, ибо стремление к макси­мальной адекватности требует использовать и неформализованные системы. Но в той мере, в какой адекватность не­мыслима без точности, тенденция к возрастающей форма­лизации языков всех и особенно естественных наук является объективной и прогрессивной.

Вопрос №11. Что понимают под методом аналогии?

     Аналогия (традукция) - прием, в котором из сходства двух явлений в одних условиях делается вывод о сходстве этих явлений в других условиях. В логике аналогия рассматривается как форма получения выводного знания, как умозаключение, в котором на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках. Метод аналогии широко используется в моделировании, так как модель - аналог объекта, изучаемого посредством моделирования.

     Сравнение - умозаключение, суть которого составляет сопоставление предметов по однородным, но существенным для данного рассмотрения признакам. Этот метод наиболее распространен в научных исследованиях. С его помощью можно установить сходство и различие (как в качественном, так и количественном плане) изучаемых объектов, явлений, идей и теорий, выделить их общие и отличительные признаки. Сравнение как метод должно удовлетворять двум основным требованиям. Во-первых, сравниваться могут только такие явления, между которыми существует объективная общность, а во-вторых, само сравнение должно проводиться по наиболее существенным (а не второстепенным) признакам. При этом информация об объекте может быть получена двумя путями: как непосредственный результат сравнения либо как результат обработки первичных данных исследований, т.е. является вторичной (или производной) информацией. Если при этом в результате сравнения выделяются не просто сходные черты, а общие признаки, свойства и отношения предметов, то такой метод есть не что иное, как обобщение.

     Нередко при сравнении объектов на основе сходства предметов в определенных признаках (свойствах, отношениях) делается предположение об их сходстве и в других признаках (свойствах, отношениях), т.е. методом аналогии делается умозаключение о наличии у исследуемого предмета неизвестных ранее признаков (свойств, отношений), идентичных с теми, которые зафиксированы у сопоставляемого с ним предмета.

Вопрос №12

     Научная проблема - это комплекс взаимосвязанных теоретических и практических научных задач. По [100], проблема определяется как «поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований». Для своего решения проблема требует значительного углубления существующих представлений на основе результатов фундаментальных исследований, применения новых технологий или более совершенных технических средств. Такая ситуация постоянно возникает не только в области фундаментальных и прикладных исследований, но и в процессе объективного развития каждой из отраслей производства. Основным требованием к формулировке научной проблемы является то, что она должна включать минимально возможный круг задач, которые настолько связаны друг с другом, что без решения одной из них нельзя достаточно обоснованно решить проблему в целом. Увеличение без нужды числа задач, как правило, приводит к трудностям в формулировании конечных результатов, а иногда и к некорректности обоснования путей решения самой проблемы.

     Проблемная ситуация - это, по определению А.М.Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности, б) неизвестное достигаемое знание или способ действия, в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт”.

     Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и не данные, новые (неизвестные) элементы. “Проблемная ситуация” -  означает состояние интеллектуального затруднения, при котором  человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его.  Проблемная ситуация — это ситуация, ставящая человека  в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления — в проблемной ситуации” (С.Л.Рубинштейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация возникает наиболее часто, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.  Например, при изучении физики учитель создает проблемную ситуацию с помощью ряда вопросов: почему некоторые предметы тонут, а другие плавают? Учащиеся пытаются найти ответ (“не тонут легкие предметы”). Учитель снова ставит вопросы: почему легкие очки тонут, а тяжелый корабль — нет?  От чего зависит плавание тел? и т.д. Этот пример показывает, что учитель старается обнажить перед учащимися противоречие между известными им фактами, наблюдениями и необходимостью их объяснения.

 

     Проблемная ситуация – это:

1.                  Предварительная постановка изобретательской задачи. Описание проблемной ситуации обычно содержит ответы на следующие вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели; что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора; что даст решение задачи для человека и общества; какова ее актуальность. Проблемная ситуация представляет собой начальную составную часть в постановке изобретательской задачи.

2.                  Ситуация перед началом поиска решения, когда решение в момент постановки задачи потенциально не известно. Если при постановке задачи (в широком смысле) путь к ее решению и необходимые для этого средства могут быть известны разработчику и остается только реализовать решение, то имеет место лишь узкая задача. Если в момент постановки задачи решение потенциально не известно, то имеет место проблемная ситуация - проблема.

     Классификация проблемной ситуации проводится прежде всего по таким основаниям, как уровень описания (эмпирическое, теоретическое, методологическое) и тип деятельности (естественная: человек - система природы, социальная, техническая, познавательная), в рамках которой существуют как потребности, так и средртва их удовлетворения.

     Предварительное описание проблемной ситуации включает два этапа: формирование структуры ситуации, обычно связывающей главное противоречие с порожденными им и связанным с ним др. противоречиями; оценка параметров проблемной ситуации и уточнение среды, окружающей ее.

     Основными элементами описания проблемной ситуации являются ответы на вопросы, отражающие: сущность проблемной ситуации (Что? Где? Кто? Почему? С какой целью?); возникновение и развитие проблемной ситуации (Когда?); основные факторы и условия (При каких условиях?); актуальность и срочность решения проблемной ситуации; степень  полноты и достоверности информации.

     Предварительный анализ проблемной ситуации выполняется с целью установления ее существования (действительная или мнимая проблемная ситуация) и причин ее возникновения. Последнее позволяет вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на решение проблемы.

     Анализ истории возникновения проблемной ситуации связан с установлением ее новизны, а прогноз ее развития – с обоснованием необходимости и направления ее решения.

     Сравнение с другими проблемными ситуациями (более общими, аналогичными, более частными) наряду с до-уточнением ее основных элементов также дает возможность использовать полностью или частично существующее в практике решение аналогичных проблем. Особенно серьезное внимание следует обращать на анализ возможных нежелательных последствий, чем очень часто пренебрегают на этом этапе.

     Окончательное описание проблемной ситуации состоит в определении степени полноты и достоверности информации, ее перегруппировке и адаптации к конкретным условиям. Перевод описания проблемной ситуации с естественного языка на специальный научный язык позволяет достичь однозначности ее понимания, а упрощение структуры описания обычно углубляет ее понимание. Важным элементом описания проблемной ситуации является фиксирование знаний, не известных для рассматриваемого случая.

Вопрос №13

     Объект исследования – это та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется исследователем. Это «то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непонятное, в форме, непригодной для непосредственного использования» [100]. По одной и той же теме научного исследования может быть несколько объектов. Следовательно, тема исследований шире предмета.

Вопрос №15

     Предмет исследования (познания) – «зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах».

     Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта исследования. Предмет исследования должен совпадать с темой исследования или быть очень близок к ней.

     Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте исследования определяется та его часть, которая служит предметом исследования.

     Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

Вопрос №17

     Цель исследования – это желаемый конечный результат. Наиболее типичны следующие цели:

·      

·      

·      

·      

·      

·      

·      

·      

*   адаптация методик.

     Всякое научное исследование, относящееся к конкретной отрасли науки и научной специальности, должно начинаться с выбора цели исследования (предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлено исследование). В случае диссертационного исследования достижение поставленной цели должно обеспечиваться минимальным количеством решаемых научно-исследовательских задач, - только в таком случае научная работа может отвечать критериям квалификационной работы (на основании которой может быть присуждена соответствующая ученая степень).

Вопрос №18. Каковы особенности определения задач исследования?

     Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выбранной гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

Вопрос №19

     Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

     Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) - это «научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией» [141]. Это такое предположение, когда «на основании ряда фактов делается вывод о свойствах самого объекта, о причинно-следственных связях между параметрами и приложенному к объекту возмущающими взаимодействиями и о других характеристиках объекта, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным» [25, с. 17]. Проверка достоверности содержания такого вывода и составляет цель научного исследования.

     Всякое научное исследование, относящееся к конкретной отрасли науки и научной специальности, должно начинаться с выбора цели исследования (предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлено исследование). В случае диссертационного исследования достижение поставленной цели должно обеспечиваться минимальным количеством решаемых научно-исследовательских задач, - только в таком случае научная работа может отвечать критериям квалификационной работы (на основании которой может быть присуждена соответствующая ученая степень).

     Научную задачу можно определить как состояние противоречия между достигнутым уровнем в конкретной области научного знания и новыми объективными фактами, полученными на практике и не вписывающимися в существующие и общепринятые стандарты этого уровня.

http://www.aspirinby.org/index.php?go=Poleznyak&page=7

Вопрос №30. Научный текст - здесь:

http://www.hi-edu.ru/x-books/tmp/teorjia_texta/v_print/024.php