Вопросыответы к экзамену по философии
КузГТУ г. КЕМЕРОВО
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
для студентов заочной формы обучения всех специальностей
(преподаватель Мякинников С.П.)
1. Исторические предпосылки философии.
2. Основные функции философии.
3. Философия как мировоззрение и как наука.
4. Древнегреческая философия: общая характеристика.
5. Представители раннегреческого периода античной философии.
6. Представители классического периода античной философии.
7. Философия Средневековья: основные черты и направления.
8. Философия Нового времени: основные черты и направления.
9. Немецкая классическая философия: основные черты. Философия И.Канта и Г. Гегеля.
10. Философия экзистенциализма.
11. Современная западно-европейская религиозная философия.
12. Сущность и формы бытия.
13. Понятие и многообразие видов, форм материи. Атрибуты материи.
14. Проблема сущности и природы сознания.
15. Сознание и бессознательное.
16. Гносеология. Познание и практика.
17. Формы познания.
18. Понятие истины и ее свойства.
19. Проблема смысла человеческого бытия.
20. Подходы к осмыслению истории общества.
КузГТУ г. КЕМЕРОВО
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
для студентов заочной формы обучения всех специальностей
(преподаватель Мякинников С.П.)
1. Исторические ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ
С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции.
В рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.
В Египте и Индии, на мифологию. религия захватывает человека основательнее мифологии.. Именно в Древней Греции философы могли противостоять политическим и религиозным властям. Становлению философии в греческом мире способствовали достигнутые греками в городах-государствах политические и религиозные свободы.
Разумеется, мифология отнюдь не бессодержательна, но она включает и небылицы. Освобождение от них непременно приводит к философии. Исходное начало мироздания начинают видеть не в героях мифов, а в стихиях, существование которых достаточно очевидно.
Изобретение слова «философия» легенда приписывает Пифагору.
Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:
1) протофилософия - период зарождения и формирования (VI в. до н.э.);
2) зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.);
3) закат - греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I вв. до н.э.);
4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-V н.э.).
2. Содержание функций философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
3. Философия как мировоззрение
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.
Философия и наука
Евклид. Единство философии и математики
Рене Декарт. Единство философии, физики и математики.
При рассмотрении вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики»
С другой стороны, каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские вопросы, ничем и никем не обязывается основывать свои размышления на опыте предшественников. Отсутствие общепризнанных результатов, как коренное отличие философии от науки, было отмечено Ясперсом в его работе «Введение в философию»
В рамках философии существуют направления и школы, как ориентированные на науку, так и нет.
Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.
Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.
4. Древнегре