Вопросыответы к экзамену по философии

КузГТУ г. КЕМЕРОВО

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

для студентов заочной формы обучения всех специальностей

 (преподаватель Мякинников С.П.)

1.     Исторические предпосылки философии.

2.     Основные функции философии.

3.     Философия как мировоззрение и как наука.

4.     Древнегреческая философия: общая характеристика.

5.     Представители раннегреческого периода античной философии.

6.     Представители классического периода античной философии.

7.     Философия Средневековья: основные черты и направления.

8.     Философия Нового времени: основные черты и направления.

9.     Немецкая классическая философия: основные черты. Философия И.Канта и Г. Гегеля.

10.  Философия экзистенциализма.

11.  Современная западно-европейская религиозная философия.

12.  Сущность и формы бытия.

13.  Понятие и многообразие видов, форм материи. Атрибуты материи.

14.  Проблема сущности и природы сознания.

15.  Сознание и бессознательное.

16.  Гносеология. Познание и практика.

17.  Формы познания.

18.  Понятие истины и ее свойства.

19.  Проблема смысла человеческого бытия.

20.  Подходы к осмыслению истории общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КузГТУ г. КЕМЕРОВО

 

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

для студентов заочной формы обучения всех специальностей

 (преподаватель Мякинников С.П.)

 

1. Исторические ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ

С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции.

В рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.

В Египте и Индии, на мифологию.  религия захватывает человека основательнее мифологии.. Именно в Древней Греции философы могли противостоять политическим и религиозным властям. Становлению философии в греческом мире способствовали достигнутые греками в городах-государствах политические и религиозные свободы.

Разумеется, мифология отнюдь не бессодержательна, но она включает и небылицы. Освобождение от них непременно приводит к философии. Исходное начало мироздания начинают видеть не в героях мифов, а в стихиях, существование которых достаточно очевидно.

Изобретение слова «философия» легенда приписывает Пифагору.

Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:

1) протофилософия - период зарождения и формирования (VI в. до н.э.);

2) зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.);

3) закат - греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I вв. до н.э.);

4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-V н.э.).

2. Содержание функций философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

3. Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.

 Философия и наука

Евклид. Единство философии и математики

 Рене Декарт. Единство философии, физики и математики.

При рассмотрении  вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики»

С другой стороны, каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские вопросы, ничем и никем не обязывается основывать свои размышления на опыте предшественников. Отсутствие общепризнанных результатов, как коренное отличие философии от науки, было отмечено Ясперсом в его работе «Введение в философию»

В рамках философии существуют направления и школы, как ориентированные на науку, так и нет.

Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

4. Древнегре