Общественное производство, его структура и роль в обществе
- 2 -
21. Понятие общественного производства
Понятие общественного производства является одним из всеобщих
определений общества, однако оно не тождественно понятию общест-
венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей
жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,
ибо без производства и воспроизводства материальных условий и
средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее
многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая
весь многообразный процесс общественной жизни роль материального
производства. Однако признанием и разъяснением данного принципи-
ального положения социально-философской теории марксизма тема
"производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство
общественной жизни включает в себя также и духовное производство
("производство сознания"), производство людей, как общественных
индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е.
определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от
чисто экономического толкования сущности производства, философс-
кий подход позволяет рассмотреть последнее как производство об-
щественной жизни, выражение органической целостности человечес-
кой деятельности.
В составе историко-материалистического учения об обществе ка-
тегория общественного производства дает представление о целост-
ности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя
единство и взаимодействие материального и духовного начал (про-
цессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет дея-
тельность людей по производству и воспроизводству условий своего
бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) об-
щественного производства выступает развитие человека, как об-
щественного существа.
Маркс писал: "Если рассматривать буржуазное общество в его
целом, то в качестве конечного результата общественного процесса
производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в
его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как,
например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как мо-
мент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс произ-
водства выступает здесь только как момент. Условия и предметные
воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются
- 3 -
моментами, а в качестве субъектов выступают только индивиды, но
индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят,
так и производят заново. Здесь перед нами их собственный посто-
янный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в та-
кой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатс-
тва." /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./
Иначе говоря, производство является общественным прежде всего
потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество,
или, что то же самое, производство человека, как общественного
существа. По отношению к этой цели и результату все остальное -
будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непос-
редственный процесс производства - оказываются лишь моментами,
или средствами и материальным условием осуществления индивидами
своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса
движения". Этот вывод можно сформулировать иначе: именно произ-
водство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что,
в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и ду-
ховных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное
содержание производства, если рассматривать его применительно к
обществу в целом.
Развивая это положение в плане раскрытия структуры обществен-
ного производства и взаимодействия ее составных частей, необхо-
димо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием
общественного характера производства является совместный труд
индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются
сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи
и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства ма-
териальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка
развития собственно человеческой (общественной) истории и самой
способности людей делать историю. Она остается таковой на любом
этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз-
никают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важ-
ные, существенные. По мере того как человек переходил от присво-
ения готовых продуктов к труду, происходило формирование челове-
ческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности.
Производство сознания включается непосредственно в реальный про-
цесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни
(впоследствии, в результате общественного разделения труда появ-
- 4 -
ляется собственно духовное производство). Однако еще более важ-
ной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство
условий и средств материального существования людей с самого на-
чала было (объективно, независимо от степени осознания этого
факта) производством самого человека, способом формирования и
развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и
развития производства нельзя даже представить себе возможность
выделения человека как самостоятельного субъекта, активного дея-
теля из первоначально нерасчлененного общественного целого.
Общественное производство есть динамичная система и структу-
ра. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на
первый план и становятся определяющими. Труд, средства произ-
водства, знания (наука и опыт), также природные и социальные ус-
ловия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внут-
реннюю структуру производительных сил (материальных и духовных)
на всех этапах развития общественного производства. Однако живое
движение этих сил в истории общественного производства многооб-
разно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые
могут превращаться по отношению к друг други из средства в цель;
преобразуется само отношение между трудом и производством вооб-
ще.
Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать
определяющую роль способа производства в общественном развитии -
необходимо также осознать, что сам человек является основой об-
щественного производства. Энгельсовское положение о "производс-
тве людей" (в предисловии к первому изданию "Происхождение
семьи, частной собственности и государства") рассматривает про-
изводство человека не только в плане продолжения рода, но и в
плане процесса формирования и развития социальных качеств инди-
вида, становления и развития личности. И если не упускать из ви-
да,что человек есть главная производительная сила, то надо приз-
нать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффек-
тивного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отноше-
ние к историческим изменениям общественного производства и прог-
рессу общества.
Исходя из сказанного, "тайна" общественного производства зак-
лючена в "обработке людей людьми" (К.Маркс) , в том, как люди
производят друг-друга, в характере общественной связи. Это отно-
- 5 -
сится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание,
собственно,только там и возникает, где индивид оказывается вы-
нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы гла-
зами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные
действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно
осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного
характера развития материальной и духовной деятельности надо ис-
кать в реальной системе общественных отношений.
Итак, понятие общественного производства занимает в системе
категорий исторического материализма особое место. Оно взбирает
в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) та-
ких отправных идей социально-философской теории марксизма, как
положение о практическом характере общественной жизни, предмет-
но-деятельной природе человека, а также целостного характера об-
щественной деятельности людей. В этом плане понятие общественно-
го производства приобретает значение основополагающего принципа,
конституирующего весь исторический процесс в качестве определен-
ной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалекти-
ческом единстве.
.
- 6 -
22. Структура общественного производства
Структурирование общественного производства опирается на три
пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про-
изводство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых
оно предстает как "многократно расчлененная" (К.Маркс) катего-
рия.
Общественное производство как механизм общественного развития
является диалектически противоречивым единством процесса и про-
дукта. Процесс производства "угасает в продукте" (К.Маркс), а
его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде
предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд., т. 23, с.191). Процесс производства осуществляется ради
продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания
процесса производства. Целостность процесса и продукта произ-
водства есть целостность общественного труда, в котором они сов-
падают, ибо продукт это овеществленный, а процесс - живой труд.
Овеществленный труд - первая характеристика целостности общест-
венного производства.
Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе и
качественной скачкообразности общественного развития, выражаю-
щейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывнос-
ти его количественных изменений и их накопление. Количественная
непрерывность производства выступает как расширенной воспроиз-
водство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным
воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить
непрерывность своего производства означает конец ее развития и
существования. Непрерывность истории - это непрерывность произ-
водства, которая не исключает, а предполагает прерывность произ-
водства отживающих общественных систем, на смену которым прихо-
дят другие. Непрерывность общественного производства, его совпа-
дение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: "также
как общество не может перестать потреблять, так не может оно пе-
рестать производить. Поэтому всякий общественный процесс произ-
водства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном по-
токе своего возобновления, является в то же время процессом
воспроизводства". Непрерывность расширенного воспроизводства -
вторая (количественная) характеристика целостности общественного
- 7 -
производства.
Целостность производства как воспроизводства выступает сис-
темным единством четырех процессов: производства, распределения,
обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют
"собственные моменты" производства и выступают как "части едино-
го целого; различия внутри единства". Отсюда следует первое и
абстрактное определение системной структуры общественного произ-
водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потреб-
ление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность
функционирования общественного производства как механизма разви-
тия общества.
Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производс-
тва и потребления: "производство есть потребление, потребление
есть производство" (К. Маркс). Это значит, что всякое производс-
тво есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но
их совпадение является не метафизически тождественным, но диа-
лектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но раз-
ных отношениях. Противоречивость производства и потребления по-
рождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему
процессу производства выступают его результатом, а по отношению
к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тож-
дество результата и предпосылки. Результат "процесса производс-
тва столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его
предпосылки вид его результата". Поэтому производство результа-
тов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть
производство результатов.
Системная структура общественного производства принимает та-
ким образом более конкретный вид: 1. Производство результатов;
2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов; 4. Потребле-
ние предпосылок.
Продукты воспроизводства едины и многи. Едины они в том, что
общественны, что составляют общество, которое есть единый про-
дукт производства. Маркс писал: "если рассматривать буржуазное
общество в его целом, то в качестве конечного результата общест-
венного процесса производства всегда выступает само общество..."
Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообра-
зие. Если общество в целом - продукт производства, то и любой
его компонент - тоже продукт производства, который не является
- 8 -
монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов тре-
бует потребления других предпосылок. Единственным основанием вы-
деления классов общественного продукта может быть только признак
"необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводс-
тва" (К.Маркс). Таких классов продуктов можно выделить только
четыре (соответственно числу процессов производства), ибо от-
сутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроиз-
водства невозможной: материальные блага в составе средств произ-
водства и предметов потребления (для краткости вещи); обществен-
ные отношения и их организационные формы (для краткости органи-
зации), общественное сознание, выраженное как информация (для
краткости информация); население, люди, человек (для краткости
люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в
том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в
том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоот-
ражают друг-друга: каждый из них и овеществлен, и организован
(воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает
общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей),
т.е. каждый из них универсален, но особым образом.
Системная структура общественного производства на этом уровне
рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство ре-
зультатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распреде-
ление результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление
предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).
Единый процесс общественного производства диалектически диф-
ференцируется соответственно качеству и числу классов обществен-
ных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противо-
речивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фунда-
ментальные, инвариантные для всякого механизма общественного
развития формы целесообразно называть сферами производства, каж-
дая из которых объединяет в себе однородные по конечному резуль-
тату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и
определяющая - сфера материального производства, результат кото-
рого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, ре-
зультат которого - организации, организованные общественные от-
ношения. Третья - сфера духовного производства, результат кото-
рого - информация, выражающая содержание общественного сознания.
Четвертая - сфера производства человека, результат которого -
- 9 -
люди, население. Четыре сферы производства диалектически проти-
воположны и едины. Едины они в том, что производство одного про-
дукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэ-
тому в каждой сфере вместе с производством основного продукта
воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.
Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а
потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не
только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их
сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалекти-
ческое противоречие между материальной и социальной сферами об-
щественного производства, где первая определяет вторые (основной
социалогический закон), а вторые создают все необходимые соци-
альные условия для производства материальных благ (вещей) из ма-
териала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует ме-
ре и уровню первой.
Поскольку каждая сфера производит результат для всех четырех
сфер, а потребляет части всех четырех классов предпосылок, пос-
кольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре части,
что выражается следующей продуктовой матрицей:
В1 В2 В3 В4, где В-вещи = В1 + В2 + В3 + В4,
О1 О2 О3 О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4,
И1 И2 И3 И4, где И-информация = И1 + И2 + И3 + И4,
Л1 Л2 Л3 Л4, где Л-люди = Л1 + Л2 + Л3 + Л4.
(Примечание: в матрице 4х4 строки выражают результаты сфер
производства по буквенному обозначению, а столбцы - их предпо-
сылки - по цифровому обозначению).
Отсюда системная структура общественного производства прини-
мает следующий более конкретный вид, который представлен в таб-
лице.
.
- 10 -
ш1
═════════════╤═════════╤══════════╤══════════╤════════╤═════════
Сферы │Процессы │1.Произ- │2.Распре- │3.Обмен │4.Потреб-
Производства │Продукты │ водство │ деление │ │ ление
═════════════╪═════════╪══════════╪══════════╪════════╪═════════
Материальное │ Вещи │ Вещей │ Вещей │ Вещей │ В1 О1
производство │ │ │ │ │ И1 Л1
─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
Организацион.│ Органи- │ Органи- │ Органи- │ Органи-│ В2 О2
производство │ зации │ заций │ заций │ заций │ И2 Л2
─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
Духовное │ Инфор- │ Инфор- │ Инфор- │ Инфор- │ В3 О3
производство │ мация │ мации │ мации │ мации │ И3 Л3
─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
Производство │ Люди │ Людей │ Людей │ Людей │ В4 О4
Человека │ │ │ │ │ И4 Л4
ш0
Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общест-
венного производства осуществляется на пути рассмотрения много-
образных исторических проявлений и уровней развития средств про-
изводства в различных общественно-экономических формациях, где
они проходят путь от синкретической слитности в первобытной фор-
мации до уровня сознательной организованности, общественности в
более поздних формациях.
.
- 11 -
23. Производство и общество
В отличие от отдельных отраслей общественного производства,
совокупное производство не имеет строго очерченных социальных
пространственно-временных границ и не локализовано в структуре
общественно-экономической формации. Рассматривая общество под
углом зрения производства, мы анализируем социальные группы и
личности прежде всего в качестве творцов общественных благ. Ос-
воение мира и его преобразование подчинено получению этих благ.
В названном аспекте акцентируется созидательная функция челове-
чества; участие в производстве рассматривается в качестве родо-
вого признака людей: "А производственная жизнь - писал К.Маркс,
- и есть родовая жизнь". Не локализованы и вездесущи такие, упо-
мянутые Марксом "отрасли", как производство личности, производс-
тво общественной жизни. Они создают, так сказать, общесоциаль-
ные, отличные от частных и частичных ценности.
"Основной вопрос" производства заключается в том, что произ-
водится в данном виде деятельности, какое благо созидается в
нем, материальное или духовное, социальное или политическое, че-
ловеческий организм или качества личности, производственные от-
ношения или средства к жизни, формы общественных отношений и об-
щения или жизнь общества как способ существования социальных
субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) и интегральное
состояние функционирующей и развивающейся общественной системы.
В каждом виде общественного производства "задействованы" свои
силы, помимо производственных сил материального производства,
силы: политические, семейно-бытовые и т.д. Здесь складываются
отношения субъектов по поводу средств, организации и результатов
данной деятельности, то или иное производственное общение и по-
ведение. В итоге "... всегда имеется определенный общественный
организм, общественный субъект, действующий в более или менее
обширной совокупности отраслей производства" /Маркс К., Энгельс
Ф. Соч./.
Жизнь общества не исчерпывается производством и включает неп-
роизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, -
непроизводственную жизнь. Так, участвуя в деятельности в сво-
бодное время, человек-работник превращается в "иного субъекта",
который обновленным "вступает в непроизводственный процесс про-
- 12 -
изводства" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Таким же должен быть ме-
тодологический подход к общественному производству, производству
вообще и к его отдельной отрасли.
В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводствен-
ное использование созданного в соответствующем производстве бла-
га: взаимодействуют политические, духовно-идеологические, соци-
альные обмен и потребление. Последние выделяются, несмотря на
то, что в обществе непроизводительное использование одного блага
всегда сопровождается созданием каких-либо других видов ценнос-
тей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределе-
ние, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общест-
венной ситуации.
Категория "общественное производство" относится к философс-
ко-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, - первич-
ность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь
общества", "общественный прогресс", "законы общества"фиксируют
единство социальной системы. Понятия общественно-экономической
формации, образа жизни, законо социальной революции, антогонис-
тического и неантогонистического общества, исторической эпохи и
др. и системность этапов и типов исторического прогресса, поня-
тие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют
системность элементов общества. Производство как созидание об-
щественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент"
(К.Маркс) по отношению к не-созиданию; материальное производство
первично к духовному и другим производствам.
Существование общественного производства, его социально-общих
черт и связей "улавливается" "производственным аспектом" истори-
ческого материализма как логическое завершение познания матери-
ального, духовного и всех других видов пространств.
В качестве не-полярных противоположностей соотносятся произ-
водственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными
же противоположностями являются непосредственно (или собственно)
производство и собственно потребление, производство вообще и
потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно
предполагают и исключают друг-друга в качестве противоположнос-
тей общественное и индивидуальное производство.
.
- 13 -
24. Заключение
Общественное производство есть, в первую очередь, производс-
тво человека. Но это вовсе не значит, что общественное произ-
водство - это сумма производств, в число которых входит и произ-
водство человека. Вся система общественного производства в
единстве его составных частей (материального, духовного и соци-
ального) подчинена производству человека.
Материальное производство составляет основу общественного,
ибо без производства материальных условий и средств жизни невоз-
можна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального
производства, общественное включает в себя также духовное произ-
водство, производство потребления, производство людей и произ-
водство всей системы общественных отношений, которые в своей со-
вокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслужи-
вают производство и воспроизводство человека как вершины в этой
своеобразной иерархии.
.
- 14 -
Список используемой литературы:
1. Бородин Е.Т. Общественное производство как предмет
философского исследования
М.: Высш. шк., 1989 г.
2. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства
как основа становления целостности общества
Казань, 1990 г.
3. Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и
факторы развития
Киев, 1991 г.
4. Максимов А.А. Объектно-идеальные формы в системе
общественного производства
Свердловск 1989 г.
5. Общественное производство: понятие, социальная природа и
сущность
АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
6. Структура общественного производства. Материальное и
духовное производство
АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
7. Сущность и структура общественного производства
М.: 1990 г.