Общественное производство, его структура и роль в обществе

                                   - 2 -

          21. Понятие общественного производства

         Понятие общественного производства является одним из всеобщих

      определений общества, однако оно не тождественно понятию общест-

      венной  жизни.  Процесс  общественного производства людьми своей

      жизни,  включает в себя прежде всего материальное  производство,

      ибо  без  производства  и воспроизводства материальных условий и

      средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее

      многообразии.  Этим и обусловлена определенная,  конституирующая

      весь многообразный процесс общественной жизни роль материального

      производства. Однако признанием и разъяснением данного принципи-

      ального положения социально-философской  теории  марксизма  тема

      "производство  и общество" вовсе не исчерпывается.  Производство

      общественной жизни включает в себя также и духовное производство

      ("производство сознания"),  производство людей, как общественных

      индивидов и производство "самой формы общения"  (К.Маркс),  т.е.

      определенного типа социальной связи людей.  Короче, в отличие от

      чисто экономического толкования сущности производства, философс-

      кий  подход позволяет рассмотреть последнее как производство об-

      щественной жизни,  выражение органической целостности человечес-

      кой деятельности.

         В составе историко-материалистического учения об обществе ка-

      тегория  общественного производства дает представление о целост-

      ности  самой  основы  общественной  жизнедеятельности,  фиксируя

      единство  и взаимодействие материального и духовного начал (про-

      цессов) жизни людей.  Фундамент этого единства  составляет  дея-

      тельность людей по производству и воспроизводству условий своего

      бытия,  а критерием общественной природы (характера и формы) об-

      щественного  производства  выступает развитие человека,  как об-

      щественного существа.

         Маркс писал:  "Если  рассматривать  буржуазное общество в его

      целом, то в качестве конечного результата общественного процесса

      производства всегда выступает само общество,  т.е. сам человек в

      его общественных отношениях.  Все, что имеет прочную форму, как,

      например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как мо-

      мент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс произ-

      водства выступает здесь только как момент.  Условия и предметные

      воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются

                                   - 3 -

      моментами,  а в качестве субъектов выступают только индивиды, но

      индивиды в их взаимоотношениях,  которые они как  воспроизводят,

      так и производят заново.  Здесь перед нами их собственный посто-

      янный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в та-

      кой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатс-

      тва." /Маркс К.,  Энгельс Ф.  Соч.  2-е изд.,  т.46, ч.2 с.222./

      Иначе  говоря,  производство  является общественным прежде всего

      потому,  что его конечным продуктом всегда  выступает  общество,

      или,  что то же самое,  производство человека, как общественного

      существа.  По отношению к этой цели и результату все остальное -

      будь  то произведенный продукт,  условия труда,  даже сам непос-

      редственный процесс производства - оказываются  лишь  моментами,

      или  средствами и материальным условием осуществления индивидами

      своего общественного бытия,  "собственного постоянного  процесса

      движения".  Этот вывод можно сформулировать иначе: именно произ-

      водство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях,  что,

      в  свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и ду-

      ховных условий своей жизнедеятельности,  и  составляет  основное

      содержание производства,  если рассматривать его применительно к

      обществу в целом.

         Развивая это положение в плане раскрытия структуры обществен-

      ного производства и взаимодействия ее составных частей,  необхо-

      димо отметить следующие моменты.  Безусловно,  первым основанием

      общественного характера производства  является  совместный  труд

      индивидов,  на  базе и в рамках которого возникают и развиваются

      сознание и коллективные формы человеческой (общественной)  связи

      и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства ма-

      териальных условий бытия людей  -  основополагающая  предпосылка

      развития  собственно человеческой (общественной) истории и самой

      способности людей делать историю.  Она остается таковой на любом

      этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз-

      никают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важ-

      ные, существенные. По мере того как человек переходил от присво-

      ения готовых продуктов к труду, происходило формирование челове-

      ческого  сознания  и самих механизмов сознательной деятельности.

      Производство сознания включается непосредственно в реальный про-

      цесс  производства  людьми  условий  и обстоятельств своей жизни

      (впоследствии, в результате общественного разделения труда появ-

                                   - 4 -

      ляется собственно духовное производство).  Однако еще более важ-

      ной предпосылкой была следующая:  производство и воспроизводство

      условий и средств материального существования людей с самого на-

      чала было (объективно,  независимо от  степени  осознания  этого

      факта)  производством  самого человека,  способом формирования и

      развития его общественных свойств,  качеств. Вне существования и

      развития  производства  нельзя даже представить себе возможность

      выделения человека как самостоятельного субъекта, активного дея-

      теля из первоначально нерасчлененного общественного целого.

         Общественное производство есть динамичная система и  структу-

      ра.  В  ней то одна то другая стороны,  или факторы,  выходят на

      первый план и становятся определяющими.  Труд,  средства  произ-

      водства, знания (наука и опыт), также природные и социальные ус-

      ловия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют  внут-

      реннюю  структуру производительных сил (материальных и духовных)

      на всех этапах развития общественного производства. Однако живое

      движение  этих сил в истории общественного производства многооб-

      разно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые

      могут превращаться по отношению к друг други из средства в цель;

      преобразуется само отношение между трудом и производством  вооб-

      ще.

         Из предыдущего изложения следует,  что недостаточно  признать

      определяющую роль способа производства в общественном развитии -

      необходимо также осознать,  что сам человек является основой об-

      щественного производства.  Энгельсовское положение о "производс-

      тве людей"  (в  предисловии  к  первому  изданию  "Происхождение

      семьи,  частной собственности и государства") рассматривает про-

      изводство человека не только в плане продолжения рода,  но  и  в

      плане  процесса формирования и развития социальных качеств инди-

      вида, становления и развития личности. И если не упускать из ви-

      да,что человек есть главная производительная сила, то надо приз-

      нать следующее:  воспроизводство человека даже в качестве эффек-

      тивного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отноше-

      ние к историческим изменениям общественного производства и прог-

      рессу общества.

         Исходя из сказанного, "тайна" общественного производства зак-

      лючена в "обработке людей людьми" (К.Маркс) ,  в том,  как  люди

      производят друг-друга, в характере общественной связи. Это отно-

                                   - 5 -

      сится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание,

      собственно,только там  и возникает,  где индивид оказывается вы-

      нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы гла-

      зами других людей,  где он должен соизмерять свои индивидуальные

      действия с действиями другого человека,  т.е. в рамках совместно

      осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного

      характера развития материальной и духовной деятельности надо ис-

      кать в реальной системе общественных отношений.

         Итак, понятие общественного производства занимает  в  системе

      категорий исторического материализма особое место.  Оно взбирает

      в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом)  та-

      ких отправных  идей социально-философской теории марксизма,  как

      положение о практическом характере общественной жизни,  предмет-

      но-деятельной природе человека, а также целостного характера об-

      щественной деятельности людей. В этом плане понятие общественно-

      го производства приобретает значение основополагающего принципа,

      конституирующего весь исторический процесс в качестве определен-

      ной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалекти-

      ческом единстве.

.

                                   - 6 -

          22. Структура общественного производства

         Структурирование общественного производства  опирается на три

      пары диалектически тождественных понятий:  процесс-продукт, про-

      изводство-потребление,  результат-предпосылка, на основе которых

      оно предстает как "многократно расчлененная"  (К.Маркс)  катего-

      рия.

         Общественное производство как механизм общественного развития

      является диалектически  противоречивым единством процесса и про-

      дукта. Процесс производства "угасает в  продукте"  (К.Маркс),  а

      его продукт  вновь  возвращается  в  процесс производства в виде

      предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е

      изд., т.  23,  с.191).  Процесс производства осуществляется ради

      продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания

      процесса производства.  Целостность  процесса  и продукта произ-

      водства есть целостность общественного труда, в котором они сов-

      падают, ибо продукт это овеществленный,  а процесс - живой труд.

      Овеществленный труд - первая характеристика целостности  общест-

      венного производства.

         Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе  и

      качественной скачкообразности  общественного развития,  выражаю-

      щейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывнос-

      ти его количественных изменений и их накопление.  Количественная

      непрерывность производства выступает как  расширенной  воспроиз-

      водство, т.е.  общественное производство совпадает с расширенным

      воспроизводством. Неспособность общественной системы  обеспечить

      непрерывность своего  производства  означает конец ее развития и

      существования. Непрерывность истории - это непрерывность  произ-

      водства, которая не исключает, а предполагает прерывность произ-

      водства отживающих общественных систем,  на смену которым прихо-

      дят другие. Непрерывность общественного производства, его совпа-

      дение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: "также

      как общество не может перестать потреблять, так не может оно пе-

      рестать производить.  Поэтому всякий общественный процесс произ-

      водства, рассматриваемый  в постоянной связи и в непрерывном по-

      токе своего возобновления,  является в  то  же  время  процессом

      воспроизводства". Непрерывность  расширенного  воспроизводства -

      вторая (количественная) характеристика целостности общественного

                                   - 7 -

      производства.

         Целостность производства как воспроизводства  выступает  сис-

      темным единством четырех процессов: производства, распределения,

      обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют

      "собственные моменты" производства и выступают как "части едино-

      го целого;  различия внутри единства".  Отсюда следует первое  и

      абстрактное определение системной структуры общественного произ-

      водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потреб-

      ление. Непрерывность  этих  процессов обеспечивает непрерывность

      функционирования общественного производства как механизма разви-

      тия общества.

         Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производс-

      тва и потребления:  "производство есть потребление,  потребление

      есть производство" (К. Маркс). Это значит, что всякое производс-

      тво есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но

      их совпадение является не метафизически тождественным,  но  диа-

      лектически противоречивым,  т.е. во взаимообусловленных, но раз-

      ных отношениях.  Противоречивость производства и потребления по-

      рождена противоречивостью,  которые  по  отношению к предыдущему

      процессу производства выступают его результатом,  а по отношению

      к последующему  его предпосылкой.  Продукт - диалектическое тож-

      дество результата и предпосылки.  Результат "процесса производс-

      тва столь  же  неизбежно принимает вид его предпосылок,  как его

      предпосылки вид его результата".  Поэтому производство результа-

      тов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть

      производство результатов.

         Системная структура  общественного производства принимает та-

      ким образом более конкретный вид:  1.  Производство результатов;

      2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов; 4. Потребле-

      ние предпосылок.

         Продукты воспроизводства едины и многи.  Едины они в том, что

      общественны, что составляют общество,  которое есть единый  про-

      дукт производства.  Маркс писал:  "если рассматривать буржуазное

      общество в его целом, то в качестве конечного результата общест-

      венного процесса производства всегда выступает само общество..."

         Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообра-

      зие. Если  общество  в целом - продукт производства,  то и любой

      его компонент - тоже продукт производства,  который не  является

                                   - 8 -

      монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов тре-

      бует потребления других предпосылок. Единственным основанием вы-

      деления классов общественного продукта может быть только признак

      "необходимости и достаточности для  непрерывности  воспроизводс-

      тва" (К.Маркс).  Таких  классов  продуктов можно выделить только

      четыре (соответственно числу процессов  производства),  ибо  от-

      сутствие хотя  бы  одного  из них делает непрерывность воспроиз-

      водства невозможной: материальные блага в составе средств произ-

      водства и предметов потребления (для краткости вещи); обществен-

      ные отношения и их организационные формы (для краткости  органи-

      зации), общественное  сознание,  выраженное  как информация (для

      краткости информация);  население,  люди, человек (для краткости

      люди). Эти продукты и противоположны,  и едины. Противоположны в

      том, что они качественно наиболее различны.  Едины не  только  в

      том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоот-

      ражают друг-друга:  каждый из них и овеществлен,  и  организован

      (воплощает общественные  отношения),  и  информативен (воплощает

      общественное сознание),  и очеловечен  (воплощает  труд  людей),

      т.е. каждый из них универсален, но особым образом.

         Системная структура общественного производства на этом уровне

      рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство ре-

      зультатов (вещей,  организаций, информации, людей); 2. Распреде-

      ление результатов;  3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление

      предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).

         Единый процесс  общественного производства диалектически диф-

      ференцируется соответственно качеству и числу классов обществен-

      ных продуктов.  Поэтому оно выступает как диалектически противо-

      речивое единство четырех форм производства.  Эти наиболее фунда-

      ментальные, инвариантные  для  всякого  механизма  общественного

      развития формы целесообразно называть сферами производства, каж-

      дая из которых объединяет в себе однородные по конечному резуль-

      тату отрасли и виды деятельности.  Сферы производства:  первая и

      определяющая - сфера материального производства, результат кото-

      рого - вещи.  Вторая - сфера организационного производства,  ре-

      зультат которого - организации,  организованные общественные от-

      ношения. Третья - сфера духовного производства,  результат кото-

      рого - информация, выражающая содержание общественного сознания.

      Четвертая - сфера производства человека,  результат  которого  -

                                   - 9 -

      люди, население.  Четыре сферы производства диалектически проти-

      воположны и едины. Едины они в том, что производство одного про-

      дукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэ-

      тому в каждой сфере вместе с  производством  основного  продукта

      воспроизводятся  все другие продукты, но по-разному.

         Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности,  а

      потребление организаций,  информации и людей воспроизводит их не

      только в виде потребности (уничтожения,  нужды),  но и в виде их

      сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалекти-

      ческое противоречие между материальной и социальной сферами  об-

      щественного производства, где первая определяет вторые (основной

      социалогический закон),  а вторые создают все необходимые  соци-

      альные условия для производства материальных благ (вещей) из ма-

      териала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует ме-

      ре и уровню первой.

         Поскольку каждая сфера производит результат для всех  четырех

      сфер, а потребляет части всех четырех классов предпосылок,  пос-

      кольку каждый класс сферных продуктов делится на  четыре  части,

      что выражается следующей продуктовой матрицей:

         В1  В2  В3  В4, где В-вещи        = В1 + В2 + В3 + В4,

         О1  О2  О3  О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4,

         И1  И2  И3  И4, где И-информация  = И1 + И2 + И3 + И4,

         Л1  Л2  Л3  Л4, где Л-люди        = Л1 + Л2 + Л3 + Л4.

         (Примечание: в матрице 4х4 строки  выражают  результаты  сфер

      производства по  буквенному обозначению,  а столбцы - их предпо-

      сылки - по цифровому обозначению).

         Отсюда системная  структура общественного производства прини-

      мает следующий более конкретный вид,  который представлен в таб-

      лице.

.

                                   - 10 -

 ш1

      ═════════════╤═════════╤══════════╤══════════╤════════╤═════════

      Сферы        │Процессы │1.Произ-  │2.Распре- │3.Обмен │4.Потреб-

      Производства │Продукты │  водство │  деление │        │  ление 

      ═════════════╪═════════╪══════════╪══════════╪════════╪═════════

      Материальное │ Вещи    │ Вещей    │ Вещей    │ Вещей  │ В1  О1 

      производство │         │          │          │        │ И1  Л1 

      ─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────

      Организацион.│ Органи- │ Органи-  │ Органи-  │ Органи-│ В2  О2 

      производство │ зации   │ заций    │ заций    │ заций  │ И2  Л2 

      ─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────

      Духовное     │ Инфор-  │ Инфор-   │ Инфор-   │ Инфор- │ В3  О3 

      производство │ мация   │ мации    │ мации    │ мации  │ И3  Л3 

      ─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────

      Производство │ Люди    │ Людей    │ Людей    │ Людей  │ В4  О4 

      Человека     │         │          │          │        │ И4  Л4 

 ш0

         Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общест-

      венного производства  осуществляется на пути рассмотрения много-

      образных исторических проявлений и уровней развития средств про-

      изводства в  различных общественно-экономических формациях,  где

      они проходят путь от синкретической слитности в первобытной фор-

      мации до уровня сознательной организованности,  общественности в

      более поздних формациях.

.

                                   - 11 -

          23. Производство и общество

         В отличие  от  отдельных отраслей общественного производства,

      совокупное производство не имеет  строго  очерченных  социальных

      пространственно-временных  границ и  не локализовано в структуре

      общественно-экономической формации.  Рассматривая  общество  под

      углом  зрения  производства,  мы анализируем социальные группы и

      личности прежде всего в качестве творцов общественных благ.  Ос-

      воение  мира и его преобразование подчинено получению этих благ.

      В названном аспекте акцентируется созидательная функция  челове-

      чества;  участие в производстве рассматривается в качестве родо-

      вого признака людей:  "А производственная жизнь - писал К.Маркс,

      - и есть родовая жизнь". Не локализованы и вездесущи такие, упо-

      мянутые Марксом "отрасли", как производство личности, производс-

      тво общественной жизни.  Они создают,  так сказать, общесоциаль-

      ные, отличные от частных и частичных ценности.

         "Основной вопрос" производства заключается в том,  что произ-

      водится  в  данном  виде деятельности,  какое благо созидается в

      нем, материальное или духовное, социальное или политическое, че-

      ловеческий организм или качества личности,  производственные от-

      ношения или средства к жизни, формы общественных отношений и об-

      щения  или  жизнь  общества  как способ существования социальных

      субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) и интегральное

      состояние функционирующей и развивающейся общественной системы.

         В каждом виде общественного производства "задействованы" свои

      силы,  помимо  производственных  сил материального производства,

      силы:  политические,  семейно-бытовые и т.д.  Здесь складываются

      отношения субъектов по поводу средств, организации и результатов

      данной деятельности,  то или иное производственное общение и по-

      ведение.  В итоге "...  всегда имеется определенный общественный

      организм,  общественный субъект,  действующий в более или  менее

      обширной совокупности отраслей производства" /Маркс К.,  Энгельс

      Ф. Соч./.

         Жизнь общества не исчерпывается производством и включает неп-

      роизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, -

      непроизводственную  жизнь.  Так,  участвуя в деятельности в сво-

      бодное время,  человек-работник превращается в "иного субъекта",

      который обновленным "вступает в непроизводственный процесс  про-

                                   - 12 -

      изводства" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Таким же должен быть ме-

      тодологический подход к общественному производству, производству

      вообще и к его отдельной отрасли.

         В любой из сфер жизни общества присутствует  непроизводствен-

      ное использование созданного в соответствующем производстве бла-

      га: взаимодействуют политические, духовно-идеологические,  соци-

      альные обмен  и потребление.  Последние выделяются,  несмотря на

      то, что в обществе непроизводительное использование одного блага

      всегда сопровождается  созданием каких-либо других видов ценнос-

      тей, их подготовкой или переработкой.  Производство, распределе-

      ние, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общест-

      венной ситуации.

         Категория "общественное  производство"  относится к философс-

      ко-социологическим понятиям,  отражающим,  во-первых,  - первич-

      ность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь

      общества", "общественный прогресс",  "законы  общества"фиксируют

      единство социальной  системы.  Понятия общественно-экономической

      формации, образа жизни,  законо социальной революции, антогонис-

      тического и неантогонистического общества,  исторической эпохи и

      др. и системность этапов и типов исторического прогресса,  поня-

      тие личности,  коллектива,  социального  закона и др.  фиксируют

      системность элементов общества.  Производство как созидание  об-

      щественных благ  - "исходный пункт ...  и господствующий момент"

      (К.Маркс) по отношению к не-созиданию; материальное производство

      первично к духовному и другим производствам.

         Существование общественного производства, его социально-общих

      черт и связей "улавливается" "производственным аспектом" истори-

      ческого материализма как логическое завершение познания  матери-

      ального, духовного и всех других видов пространств.

         В качестве не-полярных противоположностей соотносятся  произ-

      водственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными

      же противоположностями являются непосредственно (или собственно)

      производство и  собственно  потребление,  производство  вообще и

      потребление вообще.  Кроме того,  уже  отмечалось,  что  взаимно

      предполагают и  исключают друг-друга в качестве противоположнос-

      тей общественное и индивидуальное производство.

.

                                   - 13 -

          24. Заключение

         Общественное производство есть,  в первую очередь, производс-

      тво человека.  Но это вовсе не значит,  что общественное  произ-

      водство - это сумма производств, в число которых входит и произ-

      водство человека.  Вся  система  общественного  производства   в

      единстве его составных частей (материального,  духовного и соци-

      ального) подчинена производству человека.

         Материальное производство  составляет  основу  общественного,

      ибо без производства материальных условий и средств жизни невоз-

      можна и  сама  жизнедеятельность людей.  Но помимо материального

      производства, общественное включает в себя также духовное произ-

      водство, производство  потребления,  производство людей и произ-

      водство всей системы общественных отношений, которые в своей со-

      вокупности составляют социальную "ткань" общества.  Они обслужи-

      вают производство и воспроизводство человека как вершины в  этой

      своеобразной иерархии.

.

                                   - 14 -

                      Список используемой литературы:

         1. Бородин Е.Т.  Общественное производство как предмет

            философского исследования

            М.: Высш. шк., 1989 г.

         2. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства

            как основа становления целостности общества

            Казань, 1990 г.

         3. Дудченко Н.А.  Общественное производство: структура и

            факторы развития

            Киев, 1991 г.

         4. Максимов А.А.  Объектно-идеальные формы в системе

            общественного производства

            Свердловск 1989 г.

         5. Общественное производство:  понятие,  социальная природа и

            сущность

            АН СССР Институт философии М.: 1982 г.

         6. Структура общественного производства.  Материальное и

            духовное производство

            АН СССР Институт философии М.: 1982 г.

         7. Сущность и структура общественного производства

            М.: 1990 г.