Восточная цивилизация

                                           Запад есть запад, восток

                                           есть восток, не встретиться

                                           им никогда.  Лишь у подножья

                                           Престола Божья в день

                                           страшного суда.

           Эти строки,  принадлежащие великому английскому писателю

      Редьярду  Киплингу,  и по сей день привлекают внимание.  Одни

      соглашаются с Киплингом,  говоря,  что Востоку и Западу дейс-

      твительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,

      указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет

      все больший интерес к традициям востока ( философии,  искусс-

      твам, медицине).

           Под восточной  цивилизацией подразумевается прежде всего

      Индия,  Китай и Япония на протяжении  гигантского  временного

      промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э.

      - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой сме-

      ниться несколько цивилизаций.

           В устойчивости  Восточной  цивилизации  и состоит первая

      особенность Востока.  Запад движется вперед как бы рывками. И

      каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождает-

      ся крушением старой системы ценностей, а также политических и

      экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает

      как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои ци-

      вилизации.  Напротив,  они  органично  вписываются в старое и

      растворяются в нем.

           Восток очень  гибок,  он способен вобрать и переработать

      многие чуждые себе элементы.  Так,  по  замечанию  одного  из

      крупнейших востоковедов,  нашествия "варваров" ( кочевых пле-

      мен,  живших на границах Китая и переживавших период разложе-

      ния  первобытнообщинного  строя ) не только не уничтожили ки-

      тайское государство, но даже не прервали его существования...

      И даже в северной части страны, где образовались "варварские"

      королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "вар-

      варскими",  превратившись в те же китайские. Коренное китайс-

      кое население этой части страны ассимилировало  пришельцев  и

      привило им свою цивилизацию.

           Кроме того,  в отличие от Европы, на Востоке сосущество-

      вало множество религий,  и даже ислам, непримиримый в отноше-

      нии западного христианства, довольно спокойно уживался с тра-

      диционными  восточными верованиями.  Таким образом,  какие бы

      потрясения не происходили,  основы цивилизации оставались не-

      зыблемыми.

           Второй важной особенностью Востока являлось то,  что об-

      щество здесь не утеряло связи с природой.

           Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу заво-

      еваний было утверждение,  что они облагодетельствовали  людей

      Востока тем,  что те были неспособны создать сами ( машинами,

      новейшим оружием и т.д.).  Обычно в этом видят лишь примитив-

      ную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в

      свое время свято в этом убеждены.  Так в чем же  здесь  дело?

      Разгадка  в  принципиальной разнице психологии представителей

      двух цивилизаций.

           Европейцы в  своем  развитии  пошли самым простым путем.

      Свое несовершенство и слабость перед силами природы они нача-

      ли  возмещать созданием громоздких машин.  Они резко выделили

      себя из природы,  перестали чувствовать себя ее частью. Более

      того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее на-

      до было одолеть,  победить,  поставить себе на службу. Убедив

      себя,  что человек есть венец творения и все в этом мире соз-

      дано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать

      природу на свой лад и расхищать ее богатства,  не считаясь ни

      с загрязнением окружающей среды,  ни с другими потерями.  еще

      бы - природа ведь "не храм,  а мастерская", как выражался Ба-

      заров в романе Тургенева "Отцы и дети".

           В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял

      связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на соз-

      дание механизмов,  возмещающих собственное несовершенство,  а

      на то,  чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспри-

      нимался им,  как единое целое, и человек в этом целом не гос-

      подин,  а лишь одна из составных частей.  А раз так,  то цель

      человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии

      и,  познав основные ее законы,  постараться не  противоречить

      им.  Так,  философы Востока считали, что народы и государства

      должны развиваться  естественным  (природным)  образом,  беря

      пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лиш-

      него, случайного.

           Стили различных  боевых искусств Востока сложились в ре-

      зультате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медве-

      дя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, че-

      ловек Востока знал,  как она воздействует  на  его  организм.

      Например,  эффективность ударов ( в боевых искусствах) в раз-

      личные точки тела рассчитывалась  в  зависимости  от  времени

      дня.

           Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек

      может совершенствовать мир, когда путем совершенствования об-

      ретет гармонию и цельность в себе самом.  Ибо  ему  полностью

      чужды зло и стремление разрушать.

           Культура Древнего Китая достигла высокого уровня.  Уже в

      очень  давние времена ученые Китая сделали многие важные отк-

      рытия в области астрономии, математики, медицины и других на-

      ук.  Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иерог-

      лифическая письменность.  Несколько позднее  были  изобретены

      компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до

      н.э.  был составлен первый в мире звездный каталог,  насчиты-

      вавший 800 светил.

           Третьей особенностью   Востока  является  приверженность

      традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилиза-

      циях  Востока была возведена в далеком прошлом,  в мифическом

      "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда,

      когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

           Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменя-

      ясь,  но сохраняя обязательно черты сходства.  Человеку евро-

      пейского Средневековья в голову не могло прийти писать в сти-

      ле  Гомера.  А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встре-

      тить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.

           Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых нез-

      начительных) воспринималось как сущий  кошмар.  Так,  великий

      китайский  философ  Конфуций  повествует  об одном сановнике,

      устраивавшем "в храме танцы,  в которых танцоры выстраивались

      в  восемь  рядов".  Поскольку в древности такие праздники мог

      давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:"Ес-

      ли это можно вынести,  то что же тогда нельзя выносить?!". Он

      же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке огром-

      ное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсег-

      да установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мне-

      нию, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит

      к суете.  Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь.

      Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не

      только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены

      смена времен года,  расцвет и увядание.  Свою теорию Конфуций

      также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений

      прежних веков.  "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой от-

      ношусь к древности".

           Отношение к религии является одним из важнейших  показа-

      телей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма от-

      личается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и

      непохожи на христианство.  Вот, к примеру, конфуцианство. Его

      называют религией, но это скорее набор правил и норм, опреде-

      ляющих жизнь человека в обществе.

           Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и уп-

      равления государством. Основным принципом конфуцианской этики

      является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимо-

      отношений  людей  в обществе и семье.  Жэнь достигается путем

      нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения  ли

      ("этикета") - норм поведения,  базирующихся на почтительности

      и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании роди-

      телей,  преданности государю, вежливости и т.д. Согласно кон-

      фуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые

      цзюнь  цзы  ("благородные мужи"),  т.е.  представители высших

      слоев общества;  простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мел-

      кие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопостав-

      ление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства

      первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его пос-

      ледователей,-  яркое  выражение  социальной   направленности,

      классового характера конфуцианства.

           Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так  на-

      зываемого гуманного управления,  опираясь на идею обожествле-

      ния власти правителя,  существовавшую до конфуцианства, но им

      развитую  и  обоснованную.  Государь  объявлялся "сыном неба"

      (тяньцзы),  правившим по повелению неба и выполнявшим его во-

      лю.  Власть  правителя признавалась конфуцианством священной,

      дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исп-

      равлять",  конфуцианство  придавало  большое  значение учению

      чжэн мин (об "исправлении имен"),  которое призывало  ставить

      всех в обществе на свои места, строго и точно определять обя-

      занности каждого,  что было выражено словами  Конфуция:"Госу-

      дарь должен быть государем, подданный - подданным, отец - от-

      цом,  сын - сыном".  Конфуцианство призывало государей управ-

      лять  народом не на основе законов и наказаний,  а при помощи

      добродетели, примером высоконравственного поведения, на осно-

      ве  обычного  права,  не обременять народ тяжелыми налогами и

      повинностями.

           Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, уста-

      новили эти самые правила в незапамятные времена.  Но этим,  в

      общем-то,  и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я

      почитаю,  но держусь от них подальше"- вот жизненный  принцип

      Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился прибли-

      зительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге  "Беседы  и

      суждения" ("Лунь юй"),  которая представляет собой запись из-

      речений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и  после-

      дователями.

           Боги не властвуют над природой,  а являются ее частью  и

      находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели

      праведный аскетический образ жизни,  так как он угоден Богу и

      обеспечивает  райское  блаженство.  В  индуизме же аскетизм -

      способ сравняться с богами,  а иногда и превзойти их. Отшель-

      ник-аскет  благодаря  ему приобретал от Вселенной такую силу,

      что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всячес-

      кие несчастья.  Зная могучую силу аскетизма, ему нередко сле-

      дуют и сами боги.  Только в индуизме можно встретить такую, с

      точки зрения европейца,  комичную картину:  могущественнейший

      бог Шива,  способный одним дыханием стереть всю  Вселенную  в

      порошок,  ведет жизнь аскета и побирается по дорогам.  На это

      подаяние и существует его  семья.  Периодически  такая  жизнь

      становится  ему в тягость,  и он горько жалуется на свою нес-

      частную долю (остальные,  мол,  боги живут в довольстве, а он

      нищенствует).  Однако  понимая,  что в аскетизме источник его

      сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довер-

      шение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, пото-

      му что подаяний он приносит мало и т.д.

           Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впос-

      ледствии мировой,  является буддизм. Его основатель Будда од-

      новременно  является  и неким космическим разумом,  с которым

      стремятся слиться его последователи путем освобождения от су-

      етных желаний и страстей,  привязывающих людей к земле,  зас-

      тавляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким об-

      разом, достигнув нирванны (просветления), человек переходил в

      новое качество - неземное.

           И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как тако-

      вой вообще отсутствует.  Вместо него имеется дао (путь) - не-

      кая  первооснова  всех вещей,  познав законы которой и следуя

      им, человек становится совершенным.

           Религии Востока  -  это прежде всего пути самосовершенс-

      твования, а через них и совершенствования окружающего мира.

           Существеннейшую часть  мировоззрения  людей Востока сос-

      тавляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого

      человека в разных обликах,  причем будущий человеческий облик

      надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае мож-

      но  было  возродиться  кем  угодно.  Подобная теория породила

      представление о вечном движении всего живого в замкнутом цик-

      ле ( все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).

           Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в

      невозможность  и ненужность изменения предназначенной судьбы.

      Вот как рассуждает Конфуций,  заехавший  в  разбойничьи  зем-

      ли:"Если небу угодно погубить мудрость,  заключенную во мне -

      так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбой-

      ники?".

           Полностью отсутствует  на Востоке столь ценимое западной

      цивилизацией понятие свободы.  Так же,  как и демографический

      образ  правления.  Восточный  человек не свободен,  а обязан.

      Причем обязанностью этой не тяготится,  а признает ее  вполне

      естественной.  Обязан  соблюдать традиции,  ритуалы,  системы

      подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижес-

      тоящий).  Долгом этим связаны все, от государя до самого пос-

      леднего из его подданных.  Человек обязан жить строго опреде-

      ленным образом,  в противном случае лучше ему умереть. В этом

      плане показателен пример японских самураев - военного  сосло-

      вия.  При  любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан

      был покончить жизнь самоубийством,  сделав себе харакири. Та-

      ким  образом,  человек  тут был не волен ни жить,  ни умереть

      иначе, чем по установленному обычаю.

           Социальные структуры Востока причудливы и пестры.  Здесь

      и замкнутые касты (в Индии).  И возможность перехода из одной

      социальной  группы в другую путем сдачи государственных экза-

      менов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на

      самую  верхушку  общества.  Перед нами здесь редкий в истории

      случай, когда повышение образования означало одновременно по-

      вышение социального статуса.

           Не менее причудливыми были и политико-экономические фор-

      мы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством.

      Однако со своих земель китайская знать не получала ни  гроша.

      Все доходы поступали в казну, а уж оттуда ( в виде жалования)

      - к феодалам,  занимавшим различные посты  в  государственном

      аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чи-

      новников.

           Вообще надо иметь в виду, что несмотря на общие для всей

      восточной цивилизации моменты,  между странами,  входящими  в

      нее,  были и существенные отличия в традициях,  образе мышле-

      ния,  путях развития.  Даже общий для всех стран Востока буд-

      дизм  и  даосизм (Китай,  Япония) в каждой из стран принимали

      свои особые,  неповторимые формы.  Что общего между  японским

      самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствую-

      щими рыцарями Китая,  считавшими своим долгом  вступаться  за

      обиженных и отстаивать справедливость?

           Наконец, если Индия и  Китай  развивались  исключительно

      самобытно,  то  Япония  во  многом шла путями заимствования и

      преобразования на свой лад их философии,  военного искусства,

      традиций, наук и т.д.

           Подведем итоги:  цивилизация Востока была жизнеспособна,

      пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами.  Она

      защищалась от них пассивно,  поглощая и переустраивая на свой

      лад.  Однако,  встретившись  с цивилизацией Европы,технически

      более развитой,  несущей совершенно иную программу и  стремя-

      щейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

           1. Большая Советская Энциклопедия, том 13.

           2. Всеобщая История Искусств, том 1.

           3. Основы   современной    цивилизации,

              под редакцией проф.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой.