Возможности радиолокационного тренажера NMS-90 и его использование для решения задач расхождения судов в условиях ограниченной видимости
В В Е Д Е Н И Е
Принимать все меры для предупреждения столкновения судов, проявлять постоянное чувство ответственности за доверенные ему человеческие жизни и материальные ценности, иметь и поддерживать на надлежащем уровне профессиональные навыки по расхождению судов - долг каждого судоводителя
В общей задаче обеспечения безопасности мореплавания одно из главнейших мест занимает проблема безопасного расхождения судов. Ежегодно в море сталкиваются примерно 1500 судов мирового флота вместимостью более 500 рег. т. (т.е. примерно одно из каждых 25 судов) и из них от 10 до 30 судов погибают.
В Минморфлоте в среднем в 15-20 % случаев причиной аварий судов являются столкновения. Следует подчеркнуть относительную тяжесть последствий столкновений. Технические убытки от них, как правило, велики и за последние годы составляют более 30 % от всех технических убытков вследствие аварийности судов.
Наиболее существенно на вероятность столкновения влияет состояние видимости. Более 1/3 общего числа столкновений судов Минморфлота происходит в условиях ограниченной видимости. В мировом морском флоте в условиях ограниченной видимости происходит 2/3 всех столкновений. С учетом относительной частоты туманов, мглы, снегопадов вероятность столкновений в условиях ограниченной видимости в 10-15 раз выше, чем при нормальной видимости. Вследствие этого ограниченная видимость предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке судоводителей и к бдительности несения ходовой вахты.
В
В июле
Сама по себе установка САРП на судне не обеспечивает предупреждения столкновения. Эту задачу решает судоводитель, хорошо знающий особенности использования САРП. Поэтому в дополнение к требованиям подготовки судоводителей по использованию радиолокационного оборудования ИМО предъявляет требования к обучению практическому использованию САРП. Все судоводители, несущие вахту на судне, оборудованном САРП, должны пройти официально утвержденный курс обучения по их использованию и иметь соответствующее квалификационное удостоверение.
В нашей академии для выполнения требований резолюций ИМО №18 и №20 установлен радиолокационный тренажер NMS 90 норвежской фирмы NORCONTROL, на котором проходят обучения курсанты СВФ и получают Сертификаты по этим Резолюциям.
1. Радиолокационный тренажер NMS-90
1.1 Краткое описание ( состав )
Радиолокационный тренажер норвежской фирмы NORCONTROL NMS-90 состоит из:
n пульта инструктора ( ПИ )
n мостиков активных судов ( OS1, OS2...OS6 )
n класса разбора ( КР )
n блоков питания и включения тренажера ( БП )
Каждый мостик активного судна оборудован:
n радиолокационной станцией Rad Park -16 английской фирмы KELVIN HUGHES
n пультом управления движением судна ( ПУДС )
n средством автоматической радиолокационной прокладки ( на 1,2,3 и 4 мостиках - Бриз Е-10, на 5 и 6 мостиках- DATA BRIDGE-7 )
n УКВ станцией HUSUN-65 фирмы KELVIN HUGHES
n специальной информационной панелью ( OVER HEAD PANEL )
n таблицами маневренных элементов всех моделей судов, существующих в тренажере.
В классе разбора установлены пульт инструктора, плоттер, принтер, видео проекционная система BARCO DATA-400, столы для разбора упражнений, экран и специальные настенные доски.
В агрегатной располагаются блоки питания и блоки защиты тренажера от перепадов в электросети.
3. Рекомендации обучаемым по использованию
РЛТ NMS - 90.
3.1. Радиолокационная станция «RAD PAK-16» фирмы «KELVIN HUGHES».
3.1.1. Параметры РЛС «RAD PAK-16».
n тип радара Х или S BAND
n высота антенны 1-
n обороты антенны 20-25-30 об/мин.
n ширина min азимута 0-3 градуса
n длина импульса 0-1 мкс.
n помехи 16 уровней
n уровень видеосигнала программируется
n радиус действия
n видео изображения
n точность пеленга 0.09 градусов
n точность измерения
дистанции
n земная поверхность сфероид
n ориентация по курсу, по норду, по
стабилизированному курсу
Кроме этого РЛС позволяет перемещать центр джойстиком в любое место экрана или на 3-4 экрана вниз. Радар работает в относительном и истинном движении. Регулируется курс и скорость. Включается дрейф. Радар согласуется с компасом. На радаре имеется блок радиолокационной прокладки, который позволяет позволяет вести автоматическую и ручную радиолокационную прокладку. В каждой кабинке установлена радиостанция УКВ HUSUN-65 фирмы KELVIN HUGHES.
Ее параметры:
n дежурный канал 16
n рабочих каналов 55
n радиус действия на
прием
n радиус действия на
передачу
Класс разбора позволяет осуществлять разбор решенных задач на экране посредством видеопроецирования из памяти инструктора через видеопроектор BARCO DATA-400, а также с информации полученной с DXY PLOTTER в истинной прокладке.
3.1.2. Инструкция по управлению РЛС «RAD PAK-16».
Порядок включения:
Повернуть ручку GRT (яркость) против часовой стрелки до упора.
Установить ручку S¢ BY ( W )...../ TEST ( резерв )...../ тест) в положение S¢ BY и ручку POWER ( питание ) в положение «ON».
По истечении 3-х минут, необходимых на нагревание РЛС, загорится индикатор, указывающий , что РЛС готова к работе.
Повернуть ручки «GAIN» ( усиление ), «SEA» ( волны), «RAIN» (дождь) против часовой стрелки ( но не включать режим «AUTO SEA», «AUTO RAIN»).
Установить ручку S ¢BY (W(....) TEST (резерв) /..../ TЕСТ ) в положение «W».
Повернуть ручку «GRT» ( яркость ) пока не появится луч развертки на экране, затем медленно поворачивать в обратную сторону пока луч развертки не пропадет.
Поворачивая ручку «TUNE» ( настройка ) заметить когда индикатор будет ярко светиться и установить ручку в середину угла на который она была повернута.
Установить ручку «GAIN» ( усиление ) в положение «7» и вращая «CONTRAST» добиться четкой картины.
Вращая ручку «GAIN» ( усиление ) в обратную сторону, пока рябой фон ( шумы ) будет виден по всей площади экрана. Подстроить ручкой «TUNE» ( настройка ) оптимальную силу сигнала.
Согласование компаса: Сравнить значение ГКК и значение курса на индикаторе РЛС, согласовать значение на индикаторе, путем нажатия и удержания кнопки «ALIGN COMPASS» ( согласование компаса ) и вращать ручку «CURSOR» ( курсор ) пока значения на индикаторе РЛС и ГКК не совпадут. Отпустить кнопку «ALIGN». Если судно отклонилось от курса во время согласования то может понадобиться дальнейшее небольшое согласование.
3.1.3. Порядок включения.
Установить ручку S¢ BY ( W , W ....¢(резерв)....../ТЕСТ ) в положение S¢ BY ( резерв ). (Система может быть оставлена в состоянии «STANBY (резерв), готова к излучению, антенна не вращается, экран отключен, то избегая переодических 3 мин., периодов необходимых для нагревания ).
Назначение других ручек управления «GAIN» ( усиление ) - регулируют силу сигнала, нормальное положение, дающее небольшой уровень шума.
SEA ANTI - CLUTTER ( волны ) - подавляет эхосигналы от волнения, предусмотрена «AUTO» ( авторегулировка ).
PAIN ANTI - CLUTTER ( дождь ) - понижает эхосигналы от дождя.
Регулировочная группа ( 1 ) - CURSOR ( EBL (курсор) DB ) - VRM (ПКД) - LINE (OK) - RINGS (АКД) - E-PLOT, регулируют яркость вспомогательных отметок на экране индикатора РЛС.
Регулировочная группа ( 2 ) - PANEL ( панель ) - SCALE ( шкала ) - READOUT ( индикаторы ) - PLOTTER, регулируют яркость свечения индикаторов и освещения панели индикатора.
CURSOR - EBL - VRM - позволяет оператору производить измерения пеленга и дистанции.
JYOSTICK - позволяет оператору перемещать курс маркера по всему маркеру ( ИКО ) РЛС.
E-PLOT - этот сектор облегчает прокладку на индикаторе ( ИКО ) РЛС «RAD PAK-16».
З а к л ю ч е н и е.
За последние годы все больше внимания уделяется тренажерному обучению как в нашей стране, так и в других государствах. Чаще проводятся международные конференции по тренажерному обучению, на которых лекторы из различных стран мира обмениваются опытом подготовки слушателей на морских тренажерах, тем как они добиваются наилучшего результата в обучении, представляют свои методики подготовки.
При создании дипломной работы мы рассмотрели всю существующую, в том числе и на английском языке, литературу по радиолокационному тренажеру NMS-90 норвежской фирмы NORCONTROL, провели ее анализ. На основе анализа разработали методические указания для помощи судоводителям и курсантам в использовании тренажера. Дали рекомендации для решения задач как по использованию Средств Автоматической Радиолокационной Прокладки, так и радиолокационных станций. В дипломе рассмотрены требования резолюций ИМО к САРП и РЛС.
Основной целью тренажерной подготовки судоводителей является овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими безопасное судовождение в любых условиях плавания.
Содержание подготовки должно соответствовать основным компонентам судоводительской деятельности и отвечать требованиям международных и отечественных документов по вопросам безопасности мореплавания
Успешно прошедшим обучение по курсу выдается Сертификат в соответствии с Главой 2 Международной Конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 года. Таким образом, судоводители, не имеющие такой Сертификат или не прошедшие обучение на тренажере по истечению 5-летнего срока не должны допускаться к работе на суда как в нашей стране, так и за границей. Так как они несут потенциальную опасность и не могут обеспечить безопасное судовождение, что может привести к невозвратимой потери материальных ценностей, а самое главное гибели ни в чем неповинных людей. Поэтому развитие тренажерной техники, в частности создание радиолокационных тренажеров, является актуальной темой сегодняшнего дня. Более перспективным является создание единых тренажерных центров, где бы курсанты и судоводители проходили подготовку и тренажирование по деятельности связанной с различными видами работ на судне.