Возможности радиолокационного тренажера NMS-90 и его использование для решения задач расхождения судов в условиях ограниченной видимости

В В Е Д Е Н И Е

             Принимать все меры для предупреждения столкновения судов, проявлять постоянное чувство ответственности за доверенные ему человеческие жизни и материальные ценности, иметь и поддерживать на надлежащем уровне профессиональные навыки по расхождению судов - долг каждого судоводителя

          В общей задаче обеспечения безопасности мореплавания одно из главнейших мест занимает проблема безопасного расхождения судов. Ежегодно в море сталкиваются примерно 1500 судов мирового флота вместимостью более 500 рег. т. (т.е. примерно одно из каждых 25 судов) и из них от 10 до 30 судов погибают.

           В Минморфлоте в среднем в 15-20 % случаев причиной аварий судов являются столкновения. Следует подчеркнуть относительную тяжесть последствий столкновений. Технические убытки от них, как правило, велики и за последние годы составляют более 30 % от всех технических  убытков вследствие аварийности судов.

            Наиболее существенно на вероятность столкновения влияет состояние видимости. Более 1/3 общего числа столкновений судов Минморфлота происходит в условиях ограниченной видимости. В мировом морском флоте в условиях ограниченной видимости происходит 2/3 всех столкновений. С учетом относительной частоты туманов, мглы, снегопадов вероятность столкновений в условиях ограниченной видимости в 10-15 раз выше, чем при нормальной видимости. Вследствие этого ограниченная видимость предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке судоводителей и к бдительности несения ходовой вахты.

               В 1945 г., когда на транспортных судах практически не было радиолокаторов, в столкновениях участвовало 8% судов мирового флота, что составило 1400 столкнувшихся судов в год. Через 15 лет, в 1960 г., когда на большинстве судов уже были установлены радиолокаторы, в столкновениях участвовало 7% судов мирового флота, что составило около 1500 столкнувшихся судов в год. С начала 60-х годов появляется и укрепляется мнение о необходимости специальной подготовки судоводителей по вопросам использования радиолокационной информации для расхождения судов: «Мало иметь радиолокатор, надо уметь его использовать». В это время появляются и начинают использоваться для подготовки судоводителей специализированные радиолокационные тренажеры. Одни из первых радиолокационных тренажеров марки ТР 1,2,3 на электромеханических вычислительных устройствах были изготовлены в нашей академии и установлены в высших морских учебных заведениях. С 1968 г. Минморфлот закупает и устанавливает в учебных заведениях и пароходствах импортные электронные радиолокационные тренажеры.

               В июле 1978 г. Международная морская организация при ООН ( ИМО ) приняла Конвенцию по стандартам несения ходовой вахты и дипломированию моряков. В этой Конвенции сформулированы, в частности, минимальные требования к знаниям и практическим навыкам судоводителей по вопросам расхождения судов и использования радиолокационной информации. В дальнейшем ИМО были сформулированы требования к программам подготовки по радиолокационному наблюдению и прокладке, а также по использованию средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП).

              Сама по себе установка САРП на судне не обеспечивает предупреждения столкновения. Эту задачу решает судоводитель, хорошо знающий особенности использования САРП. Поэтому в дополнение к требованиям подготовки судоводителей по использованию радиолокационного оборудования ИМО предъявляет требования к обучению практическому использованию САРП. Все судоводители, несущие вахту на судне, оборудованном САРП, должны пройти официально утвержденный курс обучения по их использованию и иметь соответствующее квалификационное удостоверение.

              В нашей академии для выполнения требований резолюций ИМО №18 и №20 установлен радиолокационный тренажер NMS 90 норвежской фирмы NORCONTROL, на котором проходят обучения курсанты СВФ и получают Сертификаты по этим Резолюциям.

1.   Радиолокационный  тренажер  NMS-90

                        1.1   Краткое описание ( состав )

  Радиолокационный тренажер норвежской фирмы NORCONTROL  NMS-90 состоит из:

n пульта инструктора ( ПИ )

n мостиков активных судов ( OS1, OS2...OS6 )

n класса разбора ( КР )

n блоков питания и включения тренажера ( БП )

       Каждый мостик активного судна оборудован:

n радиолокационной станцией Rad Park -16 английской фирмы KELVIN HUGHES

n пультом управления движением судна ( ПУДС )

n средством автоматической радиолокационной прокладки ( на 1,2,3 и 4 мостиках - Бриз Е-10, на 5 и 6 мостиках- DATA BRIDGE-7 )

n УКВ станцией HUSUN-65 фирмы KELVIN HUGHES

n специальной информационной панелью ( OVER HEAD PANEL )

n таблицами маневренных элементов всех моделей судов, существующих в тренажере.

  В классе разбора установлены пульт инструктора, плоттер, принтер, видео проекционная система BARCO DATA-400, столы для разбора упражнений, экран и специальные настенные доски.

  В агрегатной располагаются блоки питания и блоки защиты тренажера от перепадов в электросети.

        3.  Рекомендации обучаемым по использованию

        РЛТ  NMS - 90.

3.1. Радиолокационная станция «RAD PAK-16» фирмы «KELVIN HUGHES».

3.1.1. Параметры РЛС «RAD PAK-16».

n тип радара                                           Х или S BAND

n высота антенны                                  1-60 метров

n обороты антенны                                20-25-30 об/мин.

n ширина min азимута                            0-3 градуса

n длина импульса                                   0-1 мкс.

n помехи                                                 16 уровней

n уровень видеосигнала                         программируется

n радиус действия                                   60 миль

n видео изображения                              28 миль

n точность пеленга                                  0.09 градусов

n точность измерения дистанции           6.25 м.

n земная поверхность                              сфероид

n ориентация                                            по курсу, по норду, по

                                                               стабилизированному курсу

     Кроме этого РЛС позволяет перемещать центр джойстиком в любое место экрана или на 3-4 экрана вниз. Радар работает в относительном и истинном движении. Регулируется курс и скорость. Включается дрейф. Радар согласуется с компасом. На радаре имеется блок радиолокационной прокладки, который позволяет позволяет вести автоматическую и ручную радиолокационную прокладку. В каждой кабинке установлена радиостанция УКВ HUSUN-65 фирмы KELVIN HUGHES.

          Ее параметры:

n дежурный канал                                    16

n рабочих каналов                                    55

n радиус действия на прием                    25 миль

n радиус действия на передачу               50 метров

     Класс разбора позволяет осуществлять разбор решенных задач на экране посредством видеопроецирования из памяти инструктора через видеопроектор BARCO DATA-400, а также с информации полученной с DXY PLOTTER в истинной прокладке.

3.1.2. Инструкция по управлению РЛС «RAD PAK-16».

      Порядок включения:

     Повернуть ручку GRT (яркость) против часовой стрелки до упора.

     Установить ручку S¢ BY ( W )...../ TEST ( резерв )...../ тест) в положение S¢ BY и ручку POWER ( питание ) в положение «ON».

     По истечении 3-х минут, необходимых на нагревание РЛС, загорится индикатор, указывающий , что РЛС готова к работе.

     Повернуть ручки «GAIN» ( усиление ), «SEA» ( волны), «RAIN» (дождь) против часовой стрелки ( но не включать режим «AUTO SEA», «AUTO RAIN»).

     Установить ручку S ¢BY (W(....) TEST (резерв) /..../ TЕСТ ) в положение «W».

     Повернуть ручку «GRT» ( яркость ) пока не появится луч развертки на экране, затем медленно поворачивать в обратную сторону пока луч развертки не пропадет.

     Поворачивая ручку «TUNE» ( настройка ) заметить когда индикатор будет ярко светиться и установить ручку в середину угла на который она была повернута.

     Установить ручку «GAIN» ( усиление ) в положение «7» и вращая «CONTRAST» добиться четкой картины.

     Вращая ручку «GAIN» ( усиление ) в обратную сторону, пока рябой фон ( шумы ) будет виден по всей площади экрана. Подстроить ручкой «TUNE» ( настройка ) оптимальную силу сигнала.

     Согласование компаса: Сравнить значение ГКК и значение курса на индикаторе РЛС, согласовать значение на индикаторе, путем нажатия и удержания кнопки «ALIGN COMPASS» ( согласование компаса ) и вращать ручку «CURSOR» ( курсор ) пока значения на индикаторе РЛС и ГКК не совпадут. Отпустить кнопку «ALIGN». Если судно отклонилось от курса во время согласования то может понадобиться дальнейшее небольшое согласование.

3.1.3. Порядок включения.

     Установить ручку S¢ BY (  W  ,   W  ....¢(резерв)....../ТЕСТ ) в положение S¢ BY ( резерв ). (Система может быть оставлена в состоянии «STANBY (резерв), готова к излучению, антенна не вращается, экран отключен, то избегая переодических 3 мин., периодов необходимых для нагревания ).

     Назначение других ручек управления «GAIN» ( усиление ) - регулируют силу сигнала, нормальное положение, дающее небольшой уровень шума.

     SEA ANTI - CLUTTER ( волны ) - подавляет эхосигналы от волнения, предусмотрена «AUTO» ( авторегулировка ).

     PAIN ANTI - CLUTTER ( дождь ) - понижает эхосигналы от дождя.

     Регулировочная группа ( 1 ) - CURSOR ( EBL (курсор) DB ) - VRM (ПКД) - LINE (OK) - RINGS (АКД) - E-PLOT, регулируют яркость вспомогательных отметок на экране индикатора РЛС.

     Регулировочная группа ( 2 ) - PANEL ( панель ) - SCALE ( шкала ) - READOUT ( индикаторы ) - PLOTTER, регулируют яркость свечения индикаторов и освещения панели индикатора.

     CURSOR - EBL - VRM - позволяет оператору производить измерения пеленга и дистанции.

     JYOSTICK - позволяет оператору перемещать курс маркера по всему маркеру ( ИКО ) РЛС.

     E-PLOT - этот сектор облегчает прокладку на индикаторе ( ИКО ) РЛС «RAD PAK-16».

З а к л ю ч е н и  е.

За последние годы все больше внимания уделяется тренажерному обучению как в нашей стране, так и в других государствах. Чаще проводятся международные конференции по тренажерному обучению, на которых лекторы из различных стран мира обмениваются опытом подготовки слушателей на морских тренажерах, тем как они добиваются наилучшего результата в обучении, представляют свои методики подготовки.

При создании дипломной работы мы рассмотрели всю существующую, в том числе и на английском языке, литературу по радиолокационному тренажеру NMS-90 норвежской фирмы NORCONTROL, провели ее анализ. На основе анализа разработали методические указания для помощи судоводителям и курсантам в использовании тренажера. Дали рекомендации для решения задач как по использованию Средств Автоматической Радиолокационной Прокладки, так и радиолокационных станций. В дипломе рассмотрены требования резолюций ИМО к САРП и РЛС.

Основной целью тренажерной подготовки судоводителей является овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими безопасное судовождение в любых условиях плавания.

Содержание подготовки должно соответствовать основным компонентам судоводительской деятельности и отвечать требованиям международных и отечественных документов по вопросам безопасности мореплавания

Успешно прошедшим обучение по курсу выдается Сертификат в соответствии с Главой 2 Международной Конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 года. Таким образом, судоводители, не имеющие такой Сертификат или не прошедшие обучение на тренажере по истечению 5-летнего срока не должны допускаться к работе на суда как в нашей стране, так и за границей. Так как они несут потенциальную опасность и не могут обеспечить безопасное судовождение, что может привести к невозвратимой потери материальных ценностей, а самое главное гибели ни в чем неповинных людей. Поэтому развитие тренажерной техники, в частности создание радиолокационных тренажеров, является актуальной темой сегодняшнего дня. Более перспективным является создание единых тренажерных центров, где бы курсанты и судоводители проходили подготовку и тренажирование по деятельности связанной с различными видами работ на судне.