Общественные объединения и их виды
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общественные объединения: понятие и виды. 2. Особенности конституционно-правового статуса молодёжных и детских общественных объединений. 3. Задача |
3 10 15 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
18 |
1. Общественные объединения: понятие и виды.
Общественные организации сегодня весьма многообразны и многочисленны. Поскольку их разнообразие определяется неодинаковым содержанием целей и задач, различием форм и методов деятельности, то для оптимального решения стоящих перед общественными объединениями задач - нужно точно знать, что же такое общественное объединение, каковы его специфические черты и особенности.
Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан на свободу объединений /1, ст. 36/. Осуществление гражданами права на объединение служит гарантией двух различных по содержанию возможностей. С одной стороны, имеется в виду собственно право на объединение с другими людьми на основе общности интересов для достижения общих целей, с другой - правомочие гражданина по защите (восстановлению) его нарушенных прав, свобод и законных интересов путем объединения усилий с другими людьми.
Однако на практике не всегда лица, намеревающиеся создать общественную организацию (объединение), отдают себе отчет о самой специфике и сути содержания понятия «общественное объединение».
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (далее - Закон) определяет общественное объединение как добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав /7, ст. 1/. Законодательное определение общественного объединения (организации) также содержит Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) (ст. 117), согласно которому таковым является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Как видно, определенные различия в трактовке понятия «общественное объединение», даваемой ГК и Законом, имеются.
В данном случае вышеназванный Закон является специальным нормативным актом, подробно формулирующим основные правовые понятия в сфере регулирования указанных общественных отношений, поэтому на его базе целесообразно анализировать основные понятия и термины, необходимые при изучении особенностей правового статуса общественных объединений в современных условиях.
Действие Закона не распространяется на политические партии, профессиональные союзы и религиозные организации, организации, созданные органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельности которых определяется отдельными законодательными актами.
Таким образом, исходя из определения законодательства об общественных объединениях, можно выделить три существенных признака данного вида организаций, руководствоваться которыми необходимо как при его создании, так и функционировании в последующем /9, с. 84/.
1. Добровольное формирование (объединение) граждан.
Это означает, что граждане создают общественные объединения и вступают в них на добровольной основе в результате свободного волеизъявления.
Содержание принципа добровольности раскрывается в личностном, персонифицированном отношении человека к тем целям и задачам, которые ставит перед собой то или иное общественное объединение.
Принцип добровольности означает и то, что гражданин, не удовлетворенный по каким-либо причинам пребыванием в общественном объединении, может беспрепятственно выйти из него. К сожалению, не всегда в уставах общественных организаций данное условие отражается, и его несоблюдение является нарушением Конституции Республики Беларусь и ст. 1 Закона.
Признак добровольности является одним из важнейших и основополагающих в процессе реализации права на объединение, при создании и осуществлении деятельности общественных объединений. Имеют место случаи, когда при подаче документов на регистрацию за учредителей общественного объединения расписываются иные лица. Данная ситуация приводит к тому, что граждане, включенные в списки инициаторов создания объединения порой и не знают о его существовании, не говоря уже об их личном участии в организации, что является нарушением принципа добровольности.
2. Общность интересов.
Статья 1 Закона выделяет именно то обстоятельство, что общественное объединение создается группой граждан для реализации и защиты общих интересов. Следовательно, оно может выступать только от собственного имени или от имени своих членов, а не от имени всех граждан или каких-то социальных слоев населения /9, с. 85/.
Практике известен случай, когда на учредительном собрании при создании одного из общественных объединений четыре человека из тринадцати высказались против его образования (об этом свидетельствует запись в протоколе), т.е. фактически не изъявили своего желания участвовать в нем при формулировании общих интересов создателей объединения. Однако в последующем данные граждане не вышли из числа учредителей, более того, один из них занял руководящую должность в организации.
Представляется сомнительным, что в приведенном случае организация образовалась на основе общности интересов ее членов и в последующем сможет оперировать своей целью как прерогативой деятельности объединения.
Важно отметить, что общность интересов может возникнуть не только на стадии создания объединения у его учредителей, но и в ходе деятельности объединения - у граждан, желающих вступить в созданное объединение либо участвовать в проводимых им акциях.
3. Совместная реализация гражданских, экономических, социальных и культурных прав предполагает наличие общей цели у объединения, ради которой и объединились его учредители. Наличие уставных целей - неотъемлемый признак любого общественного объединения, без которого создание организации невозможно.
Цели общественных объединений не должны носить экстремистский и антиконституционный характер. Исходя из предписаний ст. 5 Конституции Республики Беларусь и ст. 3 Закона не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение или насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также деятельность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.
Говоря об уставных целях, нужно отметить еще некоторые виды деятельности, которыми общественные организации заниматься не могут. Речь идет о выполнении функций, относящихся к исключительной компетенции государственных органов.
Не может объединение ставить своей целью и извлечение прибыли, так как в этом случае оно исключается из сферы действия законодательства об общественных объединениях и подпадает под действие гражданского законодательства о коммерческих организациях.
К сожалению, нередко при создании общественных объединений данное положение в полной мере не учитывается и цели, задачи и методы деятельности формулируются аналогично коммерческим организациям, при этом со ссылкой на ст. 1 Закона, согласно которой объединения создаются в том числе для совместной реализации экономических прав, и на ст. 46 и ст. 117 ГК, согласно которым объединение может осуществлять предпринимательскую деятельность.
Уставным целям и статусу общественного объединения должны соответствовать задачи его деятельности, которые могут определяться группой прав, распространяемых на отдельные категории граждан. Например, для профсоюзов основной задачей является защита трудовых и иных социальных прав граждан, для организаций защиты прав потребителей - защита нарушенных прав граждан, являющихся потребителями товаров и услуг, для объединений журналистов - защита профессиональных интересов своих членов.
Таким образом, общественное объединение изначально ориентировано на определенный интерес либо на отдельную категорию граждан. Но государство - это единственное объединение людей, которое имеет возможность представлять интересы всего общества, в то время как общественное объединение создается группой граждан для совместной реализации и защиты своих интересов. Оно может выступать только от имени своих членов, а не от имени всех граждан или каких-либо социальных слоев населения /9, с. 86/.
Беря на себя обязательства выражать и защищать интересы одних индивидов, общественное объединение берет на себя юридическое и моральное обязательство уважать достоинство и свободу других людей. Любое объединение должно воспринимать гражданина как конкретную индивидуальность, а не пытаться формировать и преобразовывать его в целях собственных интересов.
Поэтому если в уставе объединений указана цель, согласно которой деятельность объединения распространяется исключительно на членов объединения, то задачи и методы деятельности также должны распространяться на членов организации, а не на неопределенный круг лиц, поскольку задачи и методы деятельности общественного объединения должны соответствовать основной цели объединения, развивать и дополнять ее, но ни в коем случае не выходить за пределы установленной цели.
Согласно подп.7.1
п. 7 Правил
оформления и рассмотрения документов, представляемых для
государственной регистрации политических партий,
профессиональных союзов, иных
общественных объединений, а также
постановки на учет
и государственной регистрации их организационных структур, утвержденных
постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 декабря
В силу большого разнообразия и количества общественных объединений их уместно классифицировать.
В соответствии с Законом на территории Республики Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные общественные объединения (ст. 3). При этом Закон выделяет также молодежные и детские общественные объединения, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста (ст. 8).
В зависимости от отношения к существующим социально-политическим порядкам выделяют консервативные, оппозиционные, реформаторские объединения. Консервативные ориентированы на сохранение статус-кво в обществе. Их социальная база - слои, приближенные к властным структурам. Оппозиционные общественные формирования недовольны действиями властей и выступают за коренные перемены, за отставку высших должностных лиц и т.д., реформаторские — за изменения, но в рамках существующего строя и закона.
По способам и методам деятельности общественные объединения делятся на насильственные и ненасильственные. В настоящее время преобладают объединения, предпочитающие мирные формы политической деятельности.
По половозрастному признаку выделяют женские, молодежные движения, движения пенсионеров; по социальной принадлежности - движения рабочих, фермеров, крестьян, интеллигенции, частных предпринимателей и т.д., по профессиональному критерию — движения врачей, ученых, экономистов, писателей и т.д.
В зависимости от целей и задач, которые преследуют общественные формирования, их можно разделить на экологические, антивоенные, правозащитные, движение гражданских инициатив и др.
Общественные объединения выполняют следующие функции /8, с. 216/:
представляют и защищают интересы граждан;
объединяют граждан, помогая им обрести сторонников и единомышленников. С их помощью общество постепенно приобретает четкую структуру;
способствуют решению отдельных социальных проблем, ибо не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и предлагают свои варианты решения, свою помощь;
выполняют посреднические функции между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль над властными структурами;
оказывают влияние на формирование общественного мнения.
Реализация названных функций в общественно-политической жизни страны является необходимым условием для эффективного функционирования политической системы, а также важнейшим показателем развитости гражданского общества.
Именно общественные объединения создают тот защитный слой, который не позволяет государству беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан. В свою очередь граждане имеют возможность цивилизованно, в рамках закона, общаться с властью, влиять на нее.
2. Особенности конституционно-правового статуса молодёжных и детских общественных объединений
Особенности конституционно-правового статуса
молодёжных и детских общественных объединений регламентируются Законом
Республики Беларусь от 9 ноября
Закон под молодежными и детскими общественными объединениями понимает молодежные и детские религиозные организации, а также молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами.
При этом в силу статьи 8 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.
Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.
Одной из особенностей деятельности молодежных и детских общественных объединений является их государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых Президентом Республики Беларусь и государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав /5, ст. 3/.
Государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном порядке и обратившимся за такой поддержкой в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы:
молодежным объединениям граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов) и детским объединениям граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которые выражают их специфические интересы и уставная деятельность которых направлена на обеспечение социального становления и развития детей и молодежи;
ассоциациям (союзам) молодежных и (или) детских объединений.
Государственная поддержка международных, республиканских и местных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий, если:
международное или республиканское объединение насчитывает не менее 300 членов либо заявленный объединением для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем для 300 детей и (или) молодых граждан;
местное объединение насчитывает не менее 50 членов либо заявленный объединением для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем для 50 детей и (или) молодых граждан.
Соответствие обращающегося за государственной поддержкой республиканского (международного) молодежного или детского объединения установленным настоящим Законом требованиям определяется республиканским органом государственного управления по делам молодежи.
Соответствие обращающегося за государственной поддержкой местного молодежного или детского объединения установленным настоящим Законом требованиям определяется местными исполнительными и распорядительными органами.
Объединение молодежного или детского объединения в ассоциацию (союз) с другими молодежными или детскими объединениями не может служить основанием для исключения его из числа субъектов государственной поддержки.
Согласно статье 6 Закона республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы при разработке мер государственной поддержки молодежных и детских объединений учитывают их предложения.
Молодежные и детские объединения имеют право в установленном порядке:
готовить Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь доклады о положении детей и молодежи, по решению соответствующих органов участвовать в обсуждении докладов республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации государственной молодежной политики;
вносить субъектам права законодательной инициативы предложения о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, затрагивающие интересы детей и молодежи;
участвовать в подготовке и обсуждении проектов республиканских и местных программ в области государственной молодежной политики.
По решению соответствующих государственных органов представители молодежных и детских объединений могут участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.
Молодежные и детские объединения имеют право на получение информации о мероприятиях в области государственной молодежной политики, планируемых и осуществляемых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами /5, ст. 7/.
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы содействуют молодежным и детским объединениям в распространении информации о деятельности таких объединений.
По запросам молодежных и детских объединений республиканский орган государственного управления по делам молодежи организует подготовку и переподготовку кадров указанных объединений в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели.
Молодежные и детские объединения, отвечающие требованиям статьи 5 Закона и включенные в республиканский и местные реестры молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, могут на период своей деятельности получать в установленном законодательством порядке в пользование имущество, находящееся в государственной собственности, для осуществления своих уставных целей.
При этом таким общественным объединениям в силу статьи 12 Закона могут быть выделены субсидии.
Выделение субсидий производится с учетом итогов деятельности объединений и приоритетности планируемых для реализации проектов (программ).
Объем средств на субсидии молодежным и детским объединениям устанавливается республиканским органом государственного управления по делам молодежи, местным исполнительным и распорядительным органом в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на мероприятия в области государственной молодежной политики. Указанные средства включаются в смету расходов республиканского органа государственного управления по делам молодежи, местных исполнительных и распорядительных органов для распределения между молодежными и детскими объединениями, которым выделяются субсидии.
Республиканский орган государственного управления по делам молодежи, местные исполнительные и распорядительные органы несут ответственность за правомерность выделения субсидий молодежным и детским объединениям, осуществляют контроль за целевым использованием выделяемых средств.
Субсидии выделяются молодежным и детским объединениям на:
осуществление деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей детей и молодежи, защиту их прав и свобод, а также предотвращение угрозы их здоровью;
осуществление деятельности, направленной на интеграцию в обществе, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, профессиональную подготовку, повышение уровня образования, культуры наиболее социально уязвимых групп детей и молодежи;
проведение мероприятий по организации досуга детей и молодежи;
подготовку и переподготовку кадров молодежных и детских объединений;
обеспечение функционирования органов молодежных и детских объединений, содержание помещений, приобретение оборудования, материалов;
развитие международных связей молодежных и детских объединений;
другие цели в соответствии с направлениями государственной молодежной политики.
Субсидии, выделяемые на государственную поддержку молодежных и детских объединений, указываются в республиканском и местных бюджетах отдельной строкой в разделе финансирования мероприятий в области государственной молодежной политики.
3 Задача
Группа граждан в количестве 4 человек решила создать общественное объединение “Гонар краіны”, которое будет осуществлять деятельность по распространению знаний о выдающихся достижениях белорусов в тех или иных сферах. С этой целью было организовано проведение учредительного съезда. На нём присутствовала 60 человек (от Могилёвской области – 12 чел., от Брестской области – 14 чел., от Витебской области – 10 чел., от Гродненской области – 10 чел., от г. Минска – 10 чел., от Минской области – 2 чел., от Гомельской области – 2 чел.). Был принят Устав объединения, избраны руководящие органы.
Какие действия должны быть предприняты учредителями для регистрации общественного объединения?
Решение
Исходя из условия задачи, группа граждан решила создать республиканское общественное объединение.
Согласно статье 8 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» для создания и деятельности в Республике Беларусь республиканского общественного объединения необходимо не менее чем по десять учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Данное требование учредителями было выполнено (от большинства областей и г. Минск по 10 и более человек).
Учредители общественного объединения созывают учредительный съезд, или конференцию, или общее собрание, или иное учредительное собрание, на котором принимают решение о создании общественного объединения, утверждают название и устав общественного объединения, и избирают органы общественного объединения.
В силу статьи 13 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» для государственной регистрации республиканского общественного объединения в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания в Министерство юстиции представляются:
заявление о государственной регистрации общественного объединения, союза, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа общественного объединения;
устав общественного объединения, союза в двух экземплярах;
протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания;
документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора;
для общественного объединения - список учредителей общественного объединения, в котором указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, а также содержится личная подпись каждого из учредителей; графическое изображение организационных структур с указанием их местоположения. Международным общественным объединением также представляются документы, свидетельствующие о создании его организационных структур на территории одного или нескольких иностранных государств (протоколы собраний либо выписки из них, списки членов общественного объединения, состоящих в этих организационных структурах, заверенные в установленном порядке);
списки членов выборных органов общественного объединения в которых указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должности в этих выборных органах;
заявление гражданина (в случае его смерти - заявление его наследников) о даче согласия на использование в названии общественного объединения, союза имени этого гражданина (только при включении имени этого гражданина в название общественного объединения, союза);
решение высшего органа общественного объединения о наделении не менее трех членов руководящего органа общественного объединения полномочиями представлять общественное объединение в процессе государственной регистрации либо в суде;
документ, подтверждающий наличие юридического адреса общественного объединения (места нахождения руководящего органа);
документ об оплате за сообщение о государственной регистрации общественного объединения в периодическом печатном издании, определенном актами законодательства.
Заявления о государственной регистрации общественного объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, союза, рассматриваются соответствующим регистрирующим органом в месячный срок со дня их поступления (ст. 14 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях»).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бочарова С.Н. Роль общественных объединений в защите прав человека // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. - 1997. - № 1. - С. 98.
2. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.-832с.
3. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 N 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24.11.1996).- Мн.: Беларусь, 1997. 91с.
4. О некоторых мерах по упорядочению
деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных
объединений: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января
5. О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9
ноября
6. Об общественных объединениях: Закон Республики
Беларусь от 4 октября
7. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики
Беларусь "Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 19
июля
8. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.. – Мн: «Интерпрессервис», 2003. – 352с.
9. Хилюта В.В. Общественное объединение: особенности
правового статуса // Право Беларуси. -