Вязание

Министерство образования РФ

Межшкольный учебный комбинат

Заельцовского района

Проект на тему:

Вязание.

Выполнила:

Ученица 11А класса

средней школы №43

Ячменёва Нина

Новосибирск 2005

Содержание

1. Содержание

Стр. 2

2. История вязания

Стр. 3

3. Легенда или реальность

Стр. 6

4. Вязание спицами: Узоры.

Стр. 8

5. Вязаный топ – хит нынешнего лета

Стр. 10

6. Вяжем посуду.

Стр. 11

7. "Нетающий узор пухового платка"

Стр. 14

8. От кулирного трикотажа к основовязаному

Стр. 18

9. Технология изделий

Стр. 21

10. Экономический расчёт

Стр. 25

11. О себе

Стр. 27

12. Список литературы

Стр. 28

История вязания

Вязание - способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное.

    В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. В 5 в. вязание процветает на Востоке и примерно в 9 в, попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в 77 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

    В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую.

    В конце 18 в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.

    Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IY-Y вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) - к Ш веку н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным.

    Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к Х1Х веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные. В 1867 г. Вильям Фелкин в своем труде о истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также из-за возможной подобности терминов произошла замена слов «вязанье» и «тканье». Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. В действительности Пенелопа должна была именно вязать, так как распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно, но не сотканное. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже. Однако это всего лишь предположения и догадки, ныне часто опровергнутые или поставленные под сомнение археологическими исследованиями. Если принять во внимание, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы - сравнительно сложные по технологии - относятся к III - Y в.в. н.э. и местам, весьма отдаленным друг от друга, это можно считать доказательством, что вязание возникло гораздо раньше, хотя и неизвестно, когда именно. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, нельзя исключить возможности, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры.

    Вязание на спицах - один из древнейших видов прикладного искусства. Существует мнение, что люди владели техникой вязания задолго до начала нашей эры. И хотя древнейшие вязаные изделия, обнаружены в области Старого Света, относятся к IV-V

Вв. н. э., на территории Нового Света (Перу)- к III веку н. э., есть основания предполагать, что в Древнем Египте, где были развиты ткачество и вышивание, было известно и вязание, значительно более простое в исполнении и не требующее никакого технологического оборудования. Историки пытаются доказать, что в Греции вязание существовало уже во времена Гомера и лишь вследствие неточности первых переписчиков, а также из-за возможного сходства терминов произошла замена слов вязанье и тканье. Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращение Одиссея, сдерживала женихов обещанием выйти замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам она распускала то, что соткала днем. В действительности Пенелопа должна была вязать, потому что распустить быстро и без видимых следов можно вязаное полотно, но не сотканное. И на древних греческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения пленной троянской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих трико венецианских дожей, живших на 2500 лет позже.

    До XIII века вязание развивалось главным образом на Востоке и в странах с влиянием арабской культуры. В XIII  веке оно распространилось в Италии, как вид домашней работы, позднее попало в Испанию, а оттуда-то Францию, Англию, Германию и другие страны Европы. Одним из первых носили шелковые вязаные чулки Генрих, Генрих, Карл, а вязание с этого времени стало ремеслом, причем исключительно мужским. С века известны вязаные перчатки и другие предметы одежды, но настоящий перелом произошел после изобретения священником Вильямом Ли в 1589 году ручного вязального станка. На его принципе сконструированы все позднейшие вязальные машины. Но развитие вязания в этом направлении шло очень медленно, и лишь в прошлом веке трикотажное производство было действительно  механизировано. Но ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную художественно оформленные вещи пользуются все возрастающим спросом и очень ценятся, особенно в странах с высокоразвитым производством, как альтернатива массовости и унификации повседневной одежды и предметов интерьера.

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции. Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину. И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир — чулки и перчатки, связаные из шелка пауков. В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию "О пользе паучьего шелка", в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка. Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна. В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей. Ткань из паутины удивительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее любых сортов искусственного и натурального шелка. Но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях...

ВИСКОЗА - первое искусственное волокно, завоевавшее коммерческий успех (начало 20 в ) Пользовалось популярностью в Англии, когда стал спадать спрос на креп, столь любимый состоятельными вдовами.

ВИССОН -в старину драгоценная тонкая пряжа золотистого цвета.

ВИГОНЬ (фр. < исп.) - пряжа из смеси хлопка с очесами из шерсти викуньи, животного рода лам семейства верблюдовых (Анды), или из смеси хлопчатобумажных отбросов, ткань из такой пряжи.

Вязание спицами: Узоры

Фантазийные узоры

Ирландские узоры

Узоры из клеток

Узоры из кос

Рельефные узоры

Узоры с ромбами

Узоры с шишечками

Жакет с фантазийным узором

Пуловер с ирландскими узорами

Жакет с узором из кос

Пуловер с узором из кос

Жакет с каймой и рельефным узором

    Один корень в русском языке объединяет такие разные понятия как "связь" и "вязание". Любая, в ручную связанная вещь, изначально предполагает дальнейшее развитие, потому что нить не может прерваться. Вязание неспешный процесс, который не прощает ошибок, вынуждает возвращаться к пропущенной петле, требует особого внимания и сосредоточенности. В результате, в самом рисунке или орнаменте остаются мысли, чувства или воспоминания сопровождающие историю каждой конкретной вязаной вещи. Если выложить их в ряд, то наверное, можно даже рассказать целую историю целой жизни.

Две волшебные палочки

Сегодня ручное вязание - вновь фаворит моды. Тысячи женщин во всем мире, отложив все дела, блуждают по сайтам в поисках оригинальной модели, скупают журналы по вязанию и вывязывают замысловатые узоры. В США вязание так вообще переживает настоящий бум. Счастлив тот, кто умеет вязать: в их гардеробе не встретишь обычный пуловер с прилавка магазина. Подумать только, с помощью двух обыкновенных палочек – спиц можно сотворить такое, что все ахнут от зависти. А ты и твои родственники будут щеголять в обновках, блистая своим неповторимым обликом.

Вязаный топ – хит нынешнего лета

    Летом популярны яркие цвета. Вязаные изделия можно комбинировать с трикотажем, джинсой, кожей, шерстью. Надеемся, этот топ станет одной из любимых вещиц в вашем гардеробе.

    Топ связан из 150 грамм слабо буклированной пряжи производства ADRIAFIL. Размер 42.

    Плотность вязания- 21п и 32р = 10 х 10см на спицах 4мм

    Спинка: набрать 70 петель и вязать чулочной гладью 19 см. Сделать убавки с обеих сторон - 1 раз по 5 петель, 2 раза по 4 петли и 6 раз по 3 петли.

    Закрыть оставшиеся 8 петель. Далее на последних 8-ми петлях, крючком 2,5мм, вывязываются бретели. Провязать 2 столбика с накидом в 1-ю петлю основания, 1 воздушная петля, пропустить 1 петлю основания, 4 столбика с накидом, 1 воздушная петля, пропустить 1 петлю основания, 2 столбика с накидом в последнюю петлю основания. Повторить ещё 7 раз.

    Разделить работу пополам и вязать каждую бретельку отдельно следующим образом - 2 столбика с накидом, воздушная петля, 2 столбика с накидом. Провязать 14 рядов. В 15-м ряду снова разделите каждую бретельку пополам - провязав * 2 столбика с накидом, 1 воздушная петля, 2 столбика с накидом * над воздушной петлёй предыдущего ряда. Провязать 7 рядов. Оборвать нить.

    Перед: набрать 70 петель и вязать чулочной гладью 19см. Сделать убавки с обеих сторон - 1 раз по 5 петель, 2 раза по 3 петли. Провязать ещё 4 ряда и закрыть все петли. Сборка: сшить боковые швы.

Низ изделия обвязать крючком следующим образом: 1Р: 1 столбик без накида, 5 воздушных петель, 1 столбик без накида в 5-ю петлю основания. 2Р: столбик без накида в середину дуги из воздушных петель предыдущего ряда, 5 воздушных петель, столбик без накида в середину дуги из воздушных петель предыдущего ряда. Связать 7 ( или желаемое количество) рядов.

Пришить боковые части бретелей к краям верхней линии переда. Внутренние части бретелей пришить на расстоянии 7 петель от боковых.

ВЯЖЕМ... ПОСУДУ!

    Если у вас скопилось достаточно остатков хлопчатобумажной пряжи, а вязание салфеток кажется вам скучным и ненужным занятием, или если вы хотите удивить близких необычным подарком, сделанным своими руками – попробуйте связать вазу. В нее можно будет сложить и подать к чаю сладости, а если запылится – постирать в стиральной машине. Такая ваза никогда не разобьется, а если она вам надоест – уберите ее в шкаф: она займет там не больше места, чем сложенный носовой платок, а в случае необходимости вам потребуется совсем немного времени, чтобы снова вернуть ее к жизни.

Для вазы, показанной на картинке, вам понадобятся остатки тонкой хлопчатобумажной пряжи – около 50 г. белого цвета, столько же зеленой, а так же немного желтой и красной.

Описание работы

Края вазы.

Нужно связать 6 ажурных цветов, из которых будут состоять края вазы. Все цветы вяжем по следующей схеме:

1-й круг: Из пряжи белого цвета нужно связать 10 воздушных петель и замкнуть их в кольцо. 2-й круг: под воздушные петли первого круга вязать 30 столбиков с накидом. 3-й круг: вязать еще ряд столбиков с накидом, прибавляя по 1 столбику с накидом через каждые 5. В итоге должно получиться 36 столбиков с накидом. 4-й круг: вязать желтыми нитками под петли предыдущего ряда, чередуя 3 столбика с накидом - 1 столбик без накида.

Белую чашечку цветка украсить цепочкой воздушных петель из красной пряжи.

Зелеными нитками вяжем листочки:

1-й круг: дугу из 15 воздушных петель закрепить в петли 1-ого круга чашечки, так чтобы между креплениями было по 5 белых столбиков с накидом. У вас должно получиться 6 дуг вокруг основания чашечки цветка. 2-й круг: по 30 столбиков без накида провязать под воздушные пели каждой дуги. 3-й круг: по 3 дуги из 16 воздушных петель закрепить на каждой дуге предыдущего ряда, как показано на рисунке. Должно получиться 18 дуг – листочков.

Таким образом свяжите листья для всех цветов.

Дно вазы:

Для того, чтобы связать дно вазы, вам потребуется белая пряжа.

1-й круг: 10 воздушных петель замкнуть в круг. 2-й круг: 18 столбиков с 2 накидами провязать под воздушные петли первого круга. 3-й круг: по 2 столбика с 2 накидами закрепить в каждую 3-ю петлю предыдущего ряда (всего должно быть 6 пар столбиков с 2 накидами). Между парами столбиков вязать по 2 воздушные петли. 4-й круг: над парами столбиков вязать по 3 столбика с 2 накидами, между тройками вязать, соответственно, по 3 воздушные петли.

5-й и 6-й круг вязать, по аналогии с предыдущими двумя, соответственно, прибавляя в каждом ряду к каждой группе столбиков по столбику с 2 накидами и воздушной петле. 7-ой круг: над пятерками столбиков вязать по 4 столбика с 2 накидами, между четверками по 7 воздушных петель. 8-й и 9-й круг вязать аналогично предыдущему, убавляя в каждой группе по столбику с 2 накидами и прибавляя между ними по 2 воздушные петли. 10-й круг: над столбиками с 2 накидами вязать 8 в. петель, соединить их с петлями одного листочка, еще 8 в. петель соединить со следующей парой столбиков дна вазы, 8 в. петель, соединить со следующей дугой цветка, а следующие 8 воздушных петель, снова с дном. Далее так же присоединить к дну остальные цветы. 2 листика каждого цветка должны быть прикреплены к дну вазы. 11-й круг: Вязать 8 в. петель и соединить их со следующим свободным листочком первого цветка. Далее цепочками из 16 воздушных петель соединить друг с другом все оставшиеся листочки цветка. От последнего листочка вязать 8 в. петель и соединить их с дном вазы.

Остальные цветы присоединить к дну этим же способом. При этом, каждые первые 3 цепочки одного цветка соединять с последними цепочками предыдущего.

«Отвердение» вазы.

Для того, чтобы ваша ваза перестала напоминать просто ажурную шапочку, нужно ее засахарить. Приготовьте сахарный сироп: на 100 г воды около 200 граммов сахара, чтобы сироп был густым. Поставьте на плиту и нагревайте, пока сахар полностью не растворится. Будьте внимательны: если передержать сироп на огне, он потемнеет. Снимите посуду с огня и опустите ваше изделие в теплый сироп. Он не должен быть ни слишком горячим, иначе пряжа может полинять, ни слишком холодным, потому что в противном случае он будет плохо впитываться. Подержите вазу в сиропе, чтобы она как следует пропиталась, затем вытащите ее и отожмите. Наденьте мокрую вазу на дно трехлитровой банки или другую форму и дайте высохнуть. По мере затвердевания пальцами придавайте цветочкам форму. Можете слегка отогнуть края вазы. Когда изделие полностью высохнет и затвердеет, аккуратно снимите. Ваза готова!

"НЕТАЮЩИЙ УЗОР ПУХОВОГО ПЛАТКА"

    Удивительные люди народные мастера! Из дерева и глины, из кости и шерсти, изо льна, железа и серебра они создавали и создают настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, туесок или ложка, ружье или сани - глядишь на них и глаз не оторвать: до чего же хороши.

Своеобразной визитной карточкой Оренбуржья стал пуховый платок. Рожденный жизненной необходимостью в одну из суровых Оренбургских зим, за два с лишним столетия он прошел путь от простого теплого платка, защищающего в непогоду, до ажурной невесомой "паутинки", согревающей душу не только пухом, но и своей неповторимой красотой.

    Красив Оренбургский платок. Глянешь на него - словно покрывало снежной королевы: белый, чистый, прозрачный, узоры на нем так и играют. А уж до чего тепел да приятен - этого словами не сменишь, самой надо поносить.

    Долгими зимними вечерами пуховницы садились за спицы и начинали творить это замечательное чудо, при этом пели песни.

    Но прежде чем приступить к вязанию, вязальщицы берутся за пух. Выбирают из него волос, раздергивают, расчесывают на гребенке, очищая от мелкоты и перхоти - в общем, обрабатывают, пока он не превратится в длинные пушистые волокна.

    Затем прядут - тоже тонкая непростая работа, особенно, если для ажурных платков, потом "ссучивают", то есть скручивают пуховую нить с основой - шелковой нитью. А уж потом садятся и вяжут. Вяжут и поют.

    Какая женщина не мечтает о этой диковинке из пуха, тепле и нежности, от которой светлеет и радуется душа, охваченная трепетным удивлением и несбыточной благодарностью.

    А теперь окунемся немного в историю: первый Оренбургский платок связала в 1770 году Алена Денисьевна Рычкова, жена Петра Ивановича Рычкова известного русского историка и экономиста, выдающегося исследователя Оренбургского края.

    Но шарфы и поддевки из козьего пуха давно уже были в обиходе у коренный жителей здешних мест. Сделаны они были сплошной "глухой" вязкой, хорошо держали тепло пронизывающем, зимнем ветру, но вид их был грубоват и непривлекателен. С легкой и доброй руки Алены Денисьевны, реформировавшей этот народный промысел, удивительному искусству вязать ажурные шали с художественным орнаментом выучились многие казачки из окрестных станиц, а потом, переходя из двора во двор, из селения в селение, это рукоделие распространялось по всему краю, а сам платок стал неповторимой достопримечательностью Оренбуржья.

    Первые исследователи промысла считают 15 век датой рождения пуховязания, к сожалению то далекое время не оставило нам каких-либо фактов и имен. Известно лишь, что первыми освоили искусство вязания из козьего пуха кочевые племена калмыков, населявших юго-восточные степи Урала.

    Итак, первым исследователем зарождающегося промысла принято считать Петра Ивановича Рычкова.

    Во второй половине 19 века стали появляться Оренбургские платки на международных столичных выставках. В архиве музея изобразительных искусств сохранились документы конца 19 века - каталог Всероссийской промышленно - художественной выставки, бывшей в 1882 году в Москве. В нем значатся имена оренбургских мастеров, среди которых несколько вязальщиц.

    Во второй половине 19 века лучшими мастерицами считались послушницы женского монастыря в самом Оренбурге.

    В промысле, уже начиная с 19 века, существовало разделение труда. Так лучшими пряхами считались татарки.

    Казачки часто нанимали их и считали чрезвычайно важным, чтобы весь пух был спряден одной мастерицей. Вязали же платки искусней всего казачки. Со второй половины 19 века; кроме пряжи ручного прядения, стали использовать машинную. Платки, связанные из такой пряжи, были тяжелее и плотнее чисто ручных и пользовались особым спросом в Сибири, хотя в магазинах Петербурга и Москвы их охотно приобретали. По данным 1908 г. Только в трех отделах казачьего войска насчитывалось 12470 вязальщиц (сейчас их на всей области 10500). За один только год ими было связано 35880 платков. Лучшим считали киргизский пух, на втором месте башкирский и каргалинский. Причем серый пух дороже белого. Часто пух подкрашивали, чтобы подороже его продать. Но знатоки отличали крашеный пух от натурального серого пуха. О значении промысла казачьих семей писали: "Все женщины из дохода от платков сами себя одевают и обувают круглый год женихов".

    С 1926 года производство платков организуется в артели. В 1930 году начинает работать в стране первая пуховязальная фабрика, использующая механический способ обработки пуха и изготовления платков. В 1938 г. Все артели были объединены в облтрикотажпромсоюз, который в 1960 г. переименовался в Комбинат оренбургских пуховых платков.

    Нельзя не сказать об Оренбургском пуховом платке, как о произведении искусства, который поражает своей красотой и разнообразием рисунков и орнаментов. Композиционный строй узора, ассоциативные названия традиционных рисунков передают своего рода реальную картину мира. В узорах и орнаментах мастерицы отражают окружающею природу, особенности своего быта. Уже один перечень названия традиционных Оренбургских рисунков обладает своеобразным колоритом: "ягодка", "змейка", "пшенка", "горох", "мушки", "соты", "рыбки", "пилки", "косорядки", "корольки", "кошачьи лапки", "деревце" и т.д.

    Огромное значение Оренбургский пуховый платок сыграл в творчестве деятелей культуры и искусства нашего края.

    Оренбургский государственный академический русский народный хор является ярким исполнителем народных, казачьих песен. Лучшими номерами хора являются старинные песни, услышанные и записанные в казачьих станицах, много раз спетыми Оренбургскими пуховницами. Песню Г.Пономаренко на слова В.Бокова "Оренбургский пуховый платок" Женская группа хора поет свободно, с трепетной нежностью, на одном дыхании. Вот что написала об этом пресса: "Чуть подвинут темп, своя, какая-то особая, будто детская манера исполнения, и песня становится картиной: представляется теплый уют избы и девушка - ласковая, хлопотливая, а тихое звучание хора - как снег и морозная россыпь на окнах, подсказавший узор белому кружеву Оренбургских платков, накинутых на плечи девушек".

    Своеобразно отразила в своем творчестве Оренбургский пуховый платок художник Алла Васильченко, член Оренбургского союза художников с 1993 г.

    Изучив технику платка, его узоры, орнамент, художница поняла, что - пуховый платок - и есть предмет ее исканий. Трансформация платка в необычные ажурные картины произошла не сразу. Долгие и сосредоточенные поиски привели к созданию новой формы, получившей статус декоративного панно.

    В него она перенесла основные принципы платочного вязания, справедливо полагая, что не только материал, но и технология, бережно сохраненная в произведении современного декоративного искусства, позволяет ему остаться на уровне драгоценного реликва. Орнаментика, выводимая на поля платка, приобрела ее в панно первостепенную значимость и стала главным изобразительным мотивом.

    Заслуженный художник России, член оренбургского союза художников скульптор Н.Г.Петина, также не обошла стороной Оренбургский пуховый платок.

    Много лет присматриваясь к мастерицам - рукодельницам, из пуховой легкой нити создающим чудо, Надежда Гавриловна отобразила их в своем творчестве. Она внимательно и точно передала в скульптуре размерный, сосредоточенный труд пуховниц, выразительность их движений.

    Неторопливый, медленный ритм движений, плавный изгиб платка, складок одежд девушек, оживающем в легком, как дыхание прикосновение рук мастериц, усиливает значимость, важность происходящего.

    Огромное значение нашего края сыграл Оренбургский пуховый платок. Велик его вклад в богатое наследие, традиции и обычаи нашей Родины. Приобретя известность в нашей стране, платок стал уникальным сувениром, который с огромным удовольствием приобретают туристы из многих стран, приезжая в наш край.

От кулирного трикотажа к основовязаному.

В современной теории вязания различают два основных типа трикотажа - поперечновязаный, или кулирный (рис. 1а) и продольновязаный, или основовязаный (рис. 1б). Первый появился очень давно: к поперечновязаному трикотажу относятся все изделия, получаемые в процессе ручного вязания крючком или на спицах. Именно его воспроизвел на первом трикотажном станке Вильям Ли в 1589 г. (см. "В мире оборудования", № 5, 2002). Для получения кулирного трикотажа одна нить прокладывается вдоль фронта игл (рис. 1а), и петельный ряд образуется из одной нити. С таким трикотажем мы, как правило, и имеем дело в быту.

Рис.1

То, что трикотаж может быть получен совершенно иначе, стало ясно не сразу: лишь в 1769 г. англичане Крейн и Портер создали станок (рис. 2), внешне очень напоминающий станок Ли, но отличавшийся от последнего тем, что число перерабатываемых на нем нитей равнялось числу игл (рис. 1б). Таким образом, на основовязальном станке каждый ряд получался из числа нитей, равного числу петель ряда. Прокладывание нити на иглу осуществлялось при помощи пластинки с отверстием (ушковины). Ушковины были прикреплены к рейке (ушковой гребенке), которую можно было смещать вдоль фронта игл. Понятно, что множество параллельно движущихся нитей оказалось удобным устанавливать на станке в виде навоя, что сделало основовязальную машину весьма схожей с ткацким станком.

Рис.2

Изобретение Крейна и Портера, безусловно, положило начало целой отрасли текстильного производства. Вместе с тем, следует признать, что их станок еще не был пригоден для практического применения. Это удалось сделать в 1785 г. англичанину Таррату, сделавшему конструкцию станка более рациональной и увеличившему рабочую ширину игольницы с 43 до 112 см. В 1790 г. его соотечественник Доусон дополнил машину узорчатым барабаном (рис. 3) - диском, выступы и впадины на котором смещали ушковую гребенку вдоль игольницы, существенно облегчая труд рабочего. Вскоре выяснилось, что на основовязальном станке можно получать очень плотный и почти нераспускающийся трикотаж, если на одну игольницу прокладывать нити одновременно с двух независимо работающих гребенок (такое усовершенствование внедрил на рубеже XVIII и XIX вв. механик Браун). При этом получалось полотно, в котором каждая петля была образована двумя нитями (рис. 4). При сдвиге гребенки на один игольный шаг получалось двухгребеночное переплетение трико, (чаще называемое трико-трико, см. рис. 4), а при сдвиге на два игольных шага - двухгребеночное сукно. Такое название закрепилось за производным от трико переплетением, поскольку получае­мое полотно, действительно, по виду и свойствам очень напоминало обычное тканое сукно. Эта схожесть привела к тому, что в период войн с наполеоновской Францией около 500 ручных основовязальных машин вырабатывали шерстяное сукно для мундиров англичан.

Рис.3

Рис.4

Не менее впечатляющие успехи были достигнуты в этот период и в другой очень важной, хотя и весьма специфической, разновидности основовязания - производстве тюля и кружев. Первую попытку изготовить ручной тюлевый станок предпринял в 1777 г. Джон Линдли. Его работу продолжил крупный капиталист Хискот, который запатентовал в 1808 г. бобинетовую машину (от англ. bobbin-net - букв. "катушечно-сетчатая"). В патентах 1813, 1816 и 1825 гг. Хискот существенно улучшил конструкцию машины, вследствие чего она получила коммерческое распространение, хотя и вырабатывала лишь грунт для кружев - сетку, а рисунчатая вышивка выполнялась по-прежнему вручную. На девонширских фабриках Хискота в 1820 г. работало 920 бобинетовых машин, а в 1829 г. - уже 3800! Прибыли от механического вязания тюля и кружев были столь высоки, что английское правительство поступило весьма дальновидно, запретив еще в 1816 г. вывоз бобинетовых машин за границу под страхом смертной казни. Несмотря на это значительное число машин было тайно переправлено на континент. Так, в 1835 г. в одной только Франции работало 1500 бобинетовых машин.

Столь широкое распространение основовязания было бы невозможно без работ ноттингемского слесаря С. Оргила. Именно он в 1807 г. установил на машине центральный кулачковый вал, приводивший в согласованное движение все петлеобразующие органы. С этого момента функции рабочего свелись к вращению рукоятки, соединенной с кулачковым валом, и ликвидации обрывов нитей. Все остальные операции выполняла сама машина, оснащенная игольницей шириной 72 дюйма (183 см) и имевшая производительность около 30 рядов в мин.

Нетрудно догадаться, что описанная ситуация буквально провоцировала капиталистов на применение неквалифицированного низкооплачиваемого детского и женского труда. Например, в сновальном производстве, где нити наматывались на катушки, были заняты девушки от 14 лет. После установки катушек на машину их нити следовало продернуть сквозь отверстия ушковин (см. рис. 1б) - этим занимались мальчики от 8 лет. Затем рабочий вращал рукоятку кулачкового вала и вырабатывал полотно. Паровой привод основовязальных машин Хискот попытался внедрить в 1816 г., однако массовое использование пара началось лишь в середине XIX в. Чтобы разделить широкое полотно на отдельные кружевные ленты, следовало разрезать и выдернуть из него цветные разделительные нити. Для этой кропотливой, но очень простой работы фабриканты нанимали детей 5-7 лет. Инспекторы нередко встречали на фабриках четырехлетних детей, а однажды застали за этой работой ребенка двух лет!

Ручное изготовление тюля и кружев пыталось конкурировать с машинным до 1834 г., когда англичанин Ливерс дополнил бобинетовую машину жаккардовым аппаратом, и процесс стал полностью механизированным.

Технология изделий

Пуловер

Задняя полочка

    Набрать 50 петель, вязать резинкой 2х1 38см.

Пройма

    Закрыть 3-и петли, следующие 3-и ряда закрывать по одной петле.

Вывязывание плеча

    В последних 3-х рядах закрыть по 5 петель.

Передняя полочка

    Набрать 50 петель, вязать гладью 20см. затем закрывать в каждом ряду по одной петле.

Деталь

    Набрать 3-и петли, вязать резинкой 3х1 прибавляя в каждом ряду по одной петле.

Рукав

    Набрать 30 петель, вязать резинкой 3х1 прибавляя по 2-е петли через 5 рядов. На готовом изделии вышить цветы.

Юбка

    Набрать 60 петель вязать гладью 41 см. Вывязать 2-е вытачки, провязывая две петли вместе, через ряд.

Кокетка

    Вязать резинку 2х1 9см.

Боковая деталь

    12 петель английской вязки.

Брюки

    Переснять детали выкройки на материал.

Припуски:

    На швы по срезам 1,5см., на подгибку низа 4см.

Пошив

    Выполнить правый боковой шов и шаговые швы. Единой строчкой выполнить передний и задний средние швы. Выполнить врезные карманы. Притачать кокетку. Пришить молнию.

Жилет

    Переснять детали выкройки на ткань.

Пошив

    Стачать вытачки на груди, заутюжить низ. Выполнить передние рельефные швы. Вшить прорезной карман. На спинки выполнить рельефные плечевые швы. Притачать подкладочную ткань.

Балеро

    Набрать 100 воздушных петель. Вязать крючком узор «пудель» 15см. Затем набрать дополнительно 50 воздушных петель и вязать рукав.

Косынка

    Набрать 80 петель. Вязать спицами английской вязкой. Закрыть в каждом ряду по 1-й петле, по краям.

Юбка

    Выполнить вытачки на спинке, притачать кокетку, молнию. Прошить низ.

Жакет

    Стачать вытачки на груди, заутюжить низ. Выполнить передие и задние рельефные швы, баковые и плечевые. Сшить воротник – стойку.

Рукава

    Выполнить передние швы сшить шлицу. Втачать рукава, припосадив по окатам.

Жилет

    70 петель резинкой 2х2 вязать 7 рядов. Затем английской вязкой 33см. Для проймы в первом ряду закрыть 3-и петли, в последующих двух по одной петле. Горловину закрывать от середины по 5-ть петель. Края горловины и проймы обвязать резинкой 2х2.

Блузка

    Выполнить вытачки, боковые плечевые швы, притачать воротник, рукава с манжетами, пришить пуговицы.

Кофта

    Кальку разрезать на симметричные полоски и поочерёдно сшивать. Одна полоска вязанная крючком «узор пудель» - вторая из материала.

Платье

    Набрать 60 петель и вязать английской вязкой 95см. до проймы. В первом ряду закрыть 3-и петли, в остальных двух по одной.

Рукава

    Набрать 30 петель и прибавлять через 5-ть рядов по одной петле с краёв. Деталь сшить, отпарить. Нарезать из той же пряжи нити по 10, 5, 15см. И крючком продеть через край горловины, низа рукавов и низа изделия.

Экономический расчёт

Костюм

Изделие

Материал

Кол-во

Стоимость

1

Пуловер

Пряжа

400гр.

60-00руб.

Нитки

1моток

4-20руб.

Итого:

64-20руб

2

Юбка

Пряжа

300гр

50-00руб

Нитки

1моток

4-20руб

Итого:

54-20руб

Себестоимость костюма 118-40руб

Костюм

1

Жилет

Ткань

70см

70-00руб.

Плечики

1пара

6-00руб.

Пуговицы

4шт.

8-00руб.

Итого:

84-00руб.

2

Брюки

Ткань

110см.

160-00руб.

Нитки

3 мотка

12-60руб.

Итого:

172-60руб

Себестоимость брючного костюма 256-60руб.

Болеро

1

Болеро

Пряжа

500гр.

60-00руб.

Нитки

1 моток

4-20руб.

Итого:

64-20руб

Себестоимость болеро 64-20руб.

1

Косынка

Пряжа

700гр.

60-00руб.

Итого:

60-00руб.

Себестоимость косынки 60-00руб.

Костюм

1

Юбка

Ткань

70см

150-00руб.

Итого:

150-00руб.

2

Жакет

Ткань

120см

180-00руб.

Пуговицы

8шт.

8-00руб.

Нитки

3 мотка

12-60руб.

Итого:

200-60руб.

Себестоимость костюма 350-60руб

Жилет

1

Жилет

Пряжа

400гр.

200-00руб.

Итого:

200-00руб.

Себестоимость жилета 200-00руб

Блузка

1

Блузка

Ткань

170см

120-00руб.

Пуговицы

5шт.

5-00руб.

Итого:

125-00руб.

Себестоимость блузки 125-00руб

Кофта

Кофта

Пряжа

200гр.

50-00руб.

Ткань

100см

120-00руб.

Нитки

3 мотка

12-60руб.

Итого:

182-60руб.

Себестоимость кофты 182-60руб

Платье

Платье

Пряжа

800гр.

85-00руб.

Итого:

85-00руб.

Себестоимость платья 85-00руб

Себестоимость всех изделий1506-60руб

>Журнал «Мир оборудования №3, 2004».