Выработка экономически эффективной стратегии деятельности предприятия

         ВЫРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ

                   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     Временной интервал:                 10 лет.

     На основании  баланса  расчитать  показатели  финансового

состояния фирмы.

     Сначала все работают на одном рынке,  далее есть  возмож-

ность выхода на другие рынки.

     Расчитать показатели эффективности инвестиций.

     Один раз в год проводить анализ безубыточности.

     Провести качественную оценку стратегии:

     1. внешний анализ;

     2. внутренний анализ.

             ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

     I. Денежные средства предприятия на начало  первого  года

составляют 20.000.000 рублей.

    II. Предприятием  был  взят  долгосрочный кредит в размере

20.000.000 рублей,  срок возврата которого пятый год с момента

начала деятельности предприятия.

     Годавая ставка по кредиту состовляет 10%  (средства  были

инвестированы в  производство).  При  продолжении кредита бан-

ковская ставка - 15%.  Кредит берется не более размера капита-

ла.

  III. Первоначальнопредприятие   производит   продукцию  типа

"А". Для выпуска продукции другого типа необходимо  произвести

НИОКР (Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские раз-

работки). Данные по их продолжительности и стоимости приведены

в таблице N 1.

                                            Таблица N 1

     ┌────────────────────────────────────────────────┐

     │   Тип         Продолжительность  Суммарные ин- │

     │продукции      НИОКР в кварталах  вестиции НИОКР│

     │                                  в млн. рублей │

     ├────────────────────────────────────────────────┤

     │                                                │

     │    В                 6                12       │

     │                                                │

     │    С                 6                12       │

     │                                                │

     │    Д                10                20       │

     │                                                │

     └────────────────────────────────────────────────┘

     Продукцию типа "А" мы уже производим.

     "В" и "С" - разные емкости рынка.

     IV. Прогноз динамики объема продаж и цен по различным ти-

пам продукции на различных рынках приведен в  таблице N 2.

                               - 2 -

                                                  Таблица N 2

┌─────┬─────────────┬─────────────┬────────────┬─────────────┐

│ Год │  Продукция  │  Продукция  │  Продукция │  Продукция  │

│     │  типа  "А"  │  типа  "В"  │  типа  "С" │  типа  "D"  │

│     ├──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬─────┼──────┬──────┤

│     │Объемы│ Цена │Объемы│ Цена │Объемы│ Цена│Объемы│ Цена │

│     │продаж│  в   │продаж│  в   │продаж│  в  │продаж│  в   │

│     │  в   │тыс.шт│  в   │тыс.шт│  в   │тысшт│  в   │тыс.шт│

│     │тыс.шт│за ед.│тыс.шт│за ед.│тыс.шт│за ед│тыс.шт│за ед.│

├─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──────┤

│  1  │   2  │   3  │   4  │   5  │   6  │   7 │   8  │   9  │

├─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴──────┤

│                                                            │

│                      ВНУТРЕННИЙ РЫНОК                      │

│                                                            │

├─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┬──────┬──────┤

│  1  │   2  │   3  │   4  │   5  │   6  │   7 │   8  │   9  │

├─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──────┤

│  1  │  25  │  7,5 │  2   │  9   │  --  │  -- │  --  │  --  │

│  2  │  24  │  7,2 │  3   │  9,2 │  --  │  -- │  --  │  --  │

│  3  │  20  │  6,5 │  5   │  9,6 │   1  │  9,2│  --  │  --  │

│  4  │  18  │  6,3 │  7   │  9,8 │   2  │ 10,1│  --  │  --  │

│  5  │  16  │  5,5 │ 10   │ 10   │   5  │ 10,5│  --  │  --  │

│  6  │  15  │  5,0 │ 16   │ 12   │   7  │ 10,8│   1  │  11  │

│  7  │  13  │  4,8 │ 10   │ 12   │   9  │ 11,2│   3  │  11,5│

│  8  │  10  │  4,6 │  8   │ 10   │  10  │ 11,5│   5  │  12,2│

│  9  │   8  │  4,2 │  6   │  9,4 │  12  │ 11,5│   8  │  13  │

│ 10  │   6  │  4,0 │  5   │  9,2 │  15  │ 11,5│  12  │  14  │

├─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴──────┤

│                                                            │

│                       СЕВЕРНЫЙ РЫНОК                       │

│                                                            │

├─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┬──────┬──────┤

│  1  │   2  │   3  │   4  │   5  │   6  │  7  │   8  │   9  │

├─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──────┤

│  1  │  14  │  7,5 │   3  │  8,8 │  --  │  -- │  --  │  --  │

│  2  │  10  │  7,3 │   4  │  8,9 │  --  │  -- │  --  │  --  │

│  3  │   9  │  6,8 │   8  │ 10   │   1  │  8,2│  --  │  --  │

│  4  │   8  │  6,5 │  12  │ 12   │   2  │  8,5│  --  │  --  │

│  5  │   7  │  6,3 │  13  │ 13,1 │   5  │  8,5│   1  │  11,2│

│  6  │   6  │  6   │  10  │ 13,1 │   6  │  8,7│   2  │  11,5│

│  7  │   5  │  5,8 │   8  │ 13   │   7  │  8,8│   3  │  11,9│

│  8  │   4  │  5,4 │   6  │ 12,8 │   9  │  9,2│   5  │  12,3│

│  9  │   3  │  5   │   5  │ 12,5 │  11  │ 10  │   7  │  13,4│

│ 10  │   2  │  4,6 │   3  │ 12   │  14  │ 10,4│  10  │  14,2│

└─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴──────┘

                               - 3 -

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                                                            │

│                       ЗАПАДНЫЙ РЫНОК                       │

│                                                            │

├─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┬──────┬──────┤

│  1  │   2  │   3  │   4  │   5  │   6  │  7  │   8  │   9  │

├─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──────┤

│  1  │  20  │  7,5 │   2  │  7,5 │  --  │  -- │  --  │  --  │

│  2  │  18  │  7,2 │   3  │  8   │   1  │  8,5│  --  │  --  │

│  3  │  14  │  7   │   5  │  8,2 │   2  │  9  │  --  │  --  │

│  4  │  12  │  6,6 │   8  │  8,6 │   4  │  9,4│  --  │  --  │

│  5  │  10  │  6,4 │  12  │  9,2 │   6  │  9,8│   1  │  12  │

│  6  │   9  │  5,8 │  15  │ 10   │   8  │ 10,8│   3  │  12,5│

│  7  │   5  │  5,6 │  15  │ 10   │  10  │ 10,8│   4  │  13  │

│  8  │   4  │  5,4 │  14  │  9,4 │  12  │ 11,5│   7  │  13,5│

│  9  │   3  │  5   │  12  │  9   │  15  │ 11,5│  10  │  14  │

│ 10  │   4  │  4,8 │   9  │  8,5 │  18  │ 11,5│  15  │  14  │

├─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴──────┤

│                                                            │

│                      ВОСТОЧНЫЙ РЫНОК                       │

│                                                            │

├─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┬──────┬──────┤

│  1  │   2  │   3  │   4  │   5  │   6  │  7  │   8  │   9  │

├─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──────┤

│  1  │  22  │  7,5 │   1  │  8,4 │  --  │  -- │  --  │  --  │

│  2  │  18  │  7,4 │   3  │  9,6 │  --  │  -- │  --  │  --  │

│  3  │  16  │  7   │   5  │ 10,2 │   1  │  8,5│  --  │  --  │

│  4  │  14  │  6,9 │   8  │ 10,8 │   2  │  8,5│  --  │  --  │

│  5  │  13  │  6,7 │  11  │ 12   │   3  │  8,7│   1  │ 11,8 │

│  6  │  12  │  6,3 │  15  │ 12   │   5  │  9  │   2  │ 12,4 │

│  7  │   8  │  5,9 │  12  │ 12   │   7  │  9,2│   3  │ 12,8 │

│  8  │   6  │  5,5 │  10  │ 11,3 │   8  │  9,8│   4  │ 13,6 │

│  9  │   4  │  5,3 │   9  │ 11,1 │   9  │ 10,2│   6  │ 14   │

│ 10  │   2  │  5   │   7  │ 10,6 │  11  │ 10,6│   9  │ 14,2 │

├─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴──────┤

│                                                            │

│                        ЮЖНЫЙ РЫНОК                         │

│                                                            │

├─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┬──────┬──────┤

│  1  │   2  │   3  │   4  │   5  │   6  │  7  │   8  │   9  │

├─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──────┤

│  1  │  10  │  7   │  --  │  --  │  --  │  -- │  --  │  --  │

│  2  │  12  │  7,2 │   1  │   7,6│  --  │  -- │  --  │  --  │

│  3  │  14  │  7,4 │   2  │   7,8│  --  │  -- │  --  │  --  │

│  4  │  15  │  7   │   3  │   7,8│  --  │  -- │  --  │  --  │

│  5  │  23  │  6,8 │   3  │   7,9│  --  │  -- │  --  │  --  │

│  6  │  21  │  6,5 │   4  │   8  │   1  │ 10,5│  --  │  --  │

│  7  │  20  │  6,2 │   5  │   8,2│   2  │ 10,8│   1  │ 13   │

│  8  │  16  │  5,8 │   7  │   8,9│   3  │ 11  │   2  │ 13,4 │

│  9  │  14  │  5,4 │   9  │  10,2│   6  │ 11,5│   3  │ 13,8 │

│ 10  │   8  │  5,1 │  12  │  11  │  10  │ 11,5│   5  │ 14,6 │

└─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴──────┘

                               - 4 -

     V. Производственные помещения

     Первоначально предприятие  для  выпуска  продукции  имеет

корпус "К1",  в дальнейшем возможна аренда,  продажа, покупка,

строительство всех видов.  Характеристики корпусов приведены в

таблице N 3.

Таблица N 4

┌────┬──────┬─────────┬────────┬─────────┬─────────┬──────────┐

│Вид │Кол-во│Арендная │Цена    │Цена     │Стоимость│Срок стро-│

│кор-│цехов │плата за │покуп-  │прода-   │строи-   │ительства │

│пуса│в кор-│корпус в │ки      │жи       │тельства │в годах   │

│    │пусе  │млн. руб.│кор-    │кор-     │в млн.   │          │

│    │      │в год    │пуса в  │пуса в   │руб. в   │          │

│    │      │         │млн.руб.│млн. руб.│год      │          │

├────┼──────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤

│  1 │   2  │    3    │    4   │    5    │    6    │     7    │

├────┴──────┴─────────┴────────┴─────────┴─────────┴──────────┤

│                                                             │

│ К1     4       5        20        по        16         2    │

│                                                             │

│ К2     2       4        12     остаточ-     10         1,5  │

│                                ной                          │

│ К3     1       2         6     стоимости     4         1    │

└─────────────────────────────────────────────────────────────┘

     При расчете величины амортизационных  отчислений  принять

равномерный метод начисления амортизации,  а норму амортизации

по недвижимости в размере 5%  от первоначальной стоимости.

     VI. Технологическое оборудование

     Корпус "К1" имеет 4 цеха.

     Первоначально 3 цеха оснащены универсальным  оборудовани-

ем, а один - специализированным.  Вдальнейшем возможна аренда,

покупка и продажа универсального,  специализированного, специ-

ального оборудования.

     Характеристики оборудования приведены в таблице N 4.

                                                  Таблица N 4.

┌──────────────────┬─────────────┬──────────────┬────────────┐

│                  │             │              │            │

│ Тип оборудования │УНИВЕРСАЛЬНОЕ│ СПЕЦИАЛИЗИРО-│ СПЕЦИАЛЬНОЕ│

│                1 │           I │ ВАННОЕ     II│         III│

├──────────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤

│ Длительность про-│             │              │            │

│ изводственного   │             │              │            │

│ цикла            │      3      │      2       │      1     │

│ в кварталах    2 │             │              │            │                  │                                         │

├──────────────────┤             │              │            │

│ Арендная плата   │             │              │            │

│ в млн. руб       │      1      │      2       │      4     │

│ в год.         3 │             │              │            │

├──────────────────┤             │              │            │                  │                                         │

│ Цена покупки     │             │              │            │

│ в млн. руб     4 │      4      │      8       │     16     │

└──────────────────┴─────────────┴──────────────┴────────────┘                  │                                         │

                               - 5 -

┌──────────────────┬─────────────┬──────────────┬────────────┐

│                1 │           I │           II │         III│

├──────────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤

│ Цена продажи     │             │              │            │

│ в млн. руб.    5 │      3      │      7       │     15     │

├──────────────────┤             │              │            │                  │                                         │

│ Срок переналадки │             │              │            │

│ в квартал      6 │     ---     │      1       │      2     │

├──────────────────┤             │              │            │

│ Срок наладки     │             │              │            │

│ в квартал      7 │      1      │      2       │      3     │

├──────────────────┤             │              │            │

│ Стоимость перена-│             │              │            │

│ ладки            │      0      │      1       │      4     │

│ в млн. руб       │             │              │            │

│                8 │             │              │            │

└──────────────────┴─────────────┴──────────────┴────────────┘

     При расчете величины амортизационных отчислений  для  ак-

тивной части основных фондов принять ускоренный метод начисле-

ния амортизации, а величину кормы амортизации равной 10%.

     VII. Продолжительность изготовления деталей на оборудова-

ние различного типа приведена в таблице N 5.

                                                   Таблица N 5

┌───────────────┬────────────────────────────────────────────┐

│               │                                            │

│      Тип      │         К   В   А   Р   Т   А   Л          │

│               ├──────────┬──────────┬───────────┬──────────┤

│  оборудования │     I    │    II    │    III    │    IV    │

│               ├──────────┴──────────┴───────────┴──────────┤

│               │                                            │

│ УНИВЕРСАЛЬНОЕ │ запуск     обработка  обработка   выпуск   │

│               │                                            │

│ СПЕЦИАЛИЗИРО- │ запуск     обработка  выпуск      запуск   │

│ ВАННОЕ        │                                            │

│               │                                            │

│ СПЕЦИАЛЬНОЕ   │ запуск     выпуск     запуск      выпуск   │

└───────────────┴────────────────────────────────────────────┘

    Одна партия составляет 1000 штук.

                               - 6 -

     VIII. Производственные издержки предприятия

   Структура производственных издержек приведена в таблице N 6.

                                                  Таблица N 6

┌───────────────┬──────────┬─────────────────────────────────┐

│               │Прямые ма-│                                 │

│               │          │ Зарплата в тысячах рублей на    │

│               │териальные│                                 │

│               │          │           на штуку              │

│               │затраты в │                                 │

│ Тип продукции │          ├──────────┬───────────┬──────────┤

│               │тыс. руб  │универ-   │специализи-│специаль- │

│               │          │сальное   │рованное   │ное       │

│               │на штуку  │оборудова-│оборудова- │оборудова-│

│               │          │ние       │ние        │ние       │

├───────────────┼──────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│               │          │          │           │          │

│       А       │    1     │     1    │     1     │     1    │

│               │          │          │           │          │

│       В       │    2     │     2    │     2     │     2    │

│               │          │          │           │          │

│       С       │    2     │     3    │     2     │     2    │

│               │          │          │           │          │

│       Д       │    3     │     4    │     3     │     2    │

│               │          │          │           │          │

└───────────────┴──────────┴──────────┴───────────┴──────────┘

     IX. Маркетинг

     Первоначально предприятие  подает продукцию на внутреннем

рынке, а в дальнейшем можно получить доступ и на другие рынки.

     При принятии  решения о выходе на какой-либо рынок предп-

риятие в начале первого года, делает финансовые затраты на ос-

воение рынка  в размере 2.000.000.  рублей,  а за тем ежегодно

инвестирует в рынок по 1.000.000 рублей до момента окончатель-

ного освоения рынка.

     Продолжительность и общая стоимость освоения рынков  ука-

заны в табл. N 7.

                               - 7 -

                      Таблица N 7

┌─────────────┬───────┬──────────┐

│             │Продол-│Суммарные │

│             │житель-│затраты   │   Предприятие, освоившее тот

│  Название   │ность  │предприя- │   или иной рынок в  дальней-

│             │освое- │тия на ос-│   шем ежегодно должно  вкла-

│   рынка     │ния в  │воение    │   дывать средства в  рекламу

│             │годах  │рынка в   │   своей процукции, выставки,

│             │       │млн. руб. │   содержание представительств

├─────────────┼───────┼──────────┤   и т.д.

│             │       │          │

│ СЕВЕРНЫЙ    │   2   │     3    │   В курсовой работе эти  зат-

│             │       │          │   раты следует принять в раз-

│ ЗАПАДНЫЙ    │   2   │     3    │   мере 1.000.000 рублей  еже-

│             │       │          │   годно по каждому  виду про-

│ ВОСТОЧНЫЙ   │   4   │     5    │   дукции, продаваемому на том

│             │       │          │   или ином рынке.

│ ЮЖНЫЙ       │   5   │     6    │

└─────────────┴───────┴──────────┘

                 ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

     Выработать экономически эффективную стратегию деятельнос-

ти предприятия на временном интервале,  продолжительностью  10

лет. Для этого решить следующие задачи:

     1. расчитать и проанализировать производственные мощности

        предприятия с учетом динамики его основных фондов;

     2. составить счет общих издержек предприятия;

     3. составить счет прибылей и убытков предприятия;

     4. составить баланс предприятия;

     5. расчитать показатели эффективности производственно-хо-

        зяйственной деятельности предприятия, в том числе:

           а) показатели, характеризующие финансовое состояние

              предприятия (коэффициенты финансовой устойчивос-

              ти и платежеспособности),

           б) показатели экономической эффективности сделанных

              предприятием инвестиций (уровни рентабельности и

              срок окупаемости);

     6. выполнить  анализ  безубыточности  производственно-хо-

        зяйственной деятельности предприятия;

     7. проанализировать полученные результаты и оценить  пра-

        витльность выбранной стратегии.

                               - 8 -

             ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

     1. Построить  графики прогноза спроса на продукцию предп-

        риятия различных типов по различным рынкам.

     2. Качественно описать предлагаемую  стратегию  (элементы

        безнеспланирования).

     3. Провести  колличественную  оценку предлагаемой страте-

        гии, а для этого необходимо выполнить следующие работы:

     3.1  составить счет (общие издержки предприятия, структу-

          ра счета ...  позиции:

           1. инвестиции в рынок (таб. 7)

           2. расходы на маркетинг, менеджмент (таб. 7)

           3. расходы на НИОКР (таб. 1)

           4. накладные расходы предприятия принять постоянными

              в размере 4.000.000 рублей

           5. цеховые расходы расчитать следующим образом:

              ┌──────────────────────────────┐

              │ 1.000.000 руб х кол-во цехов │

              └──────────────────────────────┘

              (незавесимо от форм собственности)

           6. арендная плата (лизинг, харинг) из табл. 4.

           7. расходы по изменению продукции (таб. 4)

           8. плата за факторы

           9. прочее (представительские расходы предприятия)

           Итого: общие издержки предприятия.

     3.2  Составить счет (прибыли и убытки предприятия)

          Структура счета:

          1. Выручка  от продажи произведенной продукции (чис-

             тый объем продаж)

     Вначале необходимо расчитать максимально возможный выпуск

продукции предприятием по каждой позиции нуменклатуры  (А,  В,

С, D), полученное значение соотносится с прогнозными величина-

ми спроса на продукцию предприятия на рынке,  если максимально

возможный объем выпуска превышает величину спроса, то предпри-

ятие не в состоянии реализовать всю произведенную продукцию, в

структуре оборотного  капитала  эта  продукция учитывается как

произведенная, но не реализованная.

                               - 9 -

     Величина выручки расчитывается:

                              m

                             ---

                       В  =   L  х   Цi  х  QШ

                             i=1

                        i = [ 1;4 ]

     i - номер позиции из номенклатуры производимой  предприя-

         тием продукции.

    Цi - цена единицы продукции

    Qi -  объем  выпуска  продукции предприятия расчитанного с

          учетом платежеспособного спроса

     3.2  1 позиция счета: Чистый объем реализации.

          2 позиция счета: Расчитываются переменные издержки

                           предприятия.

                           В   состав   переменных  издержек

                           включаем 2 составные:

                           а) прямые материальные затраты;

                           б) заработная плата производственных

                              рабочих, занятых   изготовлением

                              продукции (таб. 6).

          3 позиция счета: Маржинальный дохгод предприятия

                           (разница между читым объемом реали-

                           зации /выручка от продаж/ минус пе-

                           ременные издержки).

          4 позиция счета: Общие издержки предприятия

                           здесь учитываются только постоянные

                           затраты предприятия, которые не за-

                           висят от объема произведенной и реа-

                           лизованное продукции.

                           В курсовой  работе эта величина бе-

                           рется из предыдущего счета.

          5 позиция счета: Валовая (балансовая) прибыль предп-

                           риятия

                           Определяется как Маржинальный доход

                           минус величина постоянных  издержек

                           предприятия.

                               - 10 -

          6 позиция счета: Сумма амортизационных отчислений

                           стоимости пассивной  части основных

                           фондов (здания)

                           Сумма амортизационных    отчислений

                           расчитывается по балансовой стоимости

                           предприятия.

          7 позиция счета: Сумма амортизационныт отчислений от

                           стоимости активной  части  основных

                           фондов (оборудование).

          8 позиция счета: Общая сумма амортизационных отчислений

                           (сумма 7 и 8 позиции счета)

          9 позиция счета: Прибыль (убытки) предприятия до выплаты

                           процентов по долгосочным кредитам.

                           Валовая прибыль (балансовая) минус общая

                           сумма амортизации.

         10 позиция счета: Процент, выплачиваемый предпиятием по

                           долгосрочным кредитам.

         11 позиция счета: Прибыль (убытки) предприятия до выплаты

                           налогов.

                           (Расчитывается  - 9 минус 10 счет).

         12 позиция счета: Налог на прибыль предприятия.

                           Налог на  прибыль платится только в

                           том случае,  если величина  прибыли

                           имеет положительное значение.

                           В случае убыточной деятельности пред-

                           приятия налог  на прибыль не начис-

                           ляется и в п.  12 ставится "0"  (12

                           строка счета).

                           По действующему    законодательству

                           принять ставку налога на прибыль 32%.

         13 позиция счета: Чистая прибыль (убытки) предприятия.

     3.3  Составляется экономический баланс предпиятия, который

          будет служить основой для расчета показателей ,  ха-

          рактеризующих финансовое состояние предпрития.

                     СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                      (составляется на 10 лет)

    I. ЦЕЛЬ ФИРМЫ

   II. СТРАТЕГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОРТФЕЛЯ ФИРМЫ

  III. СТРАТЕГИЯ РОСТА ФИРМЫ

                             ЦЕЛИ ФИРМЫ

    1. Краткосрочные (примерно 1 год);

    2. Среднесрочные;

    3. Долгосрочные (до 5 лет).

             ┌─────────────  ЦЕЛИ ФИРМЫ  ───────────┐

             V                                      V

    СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ                      СТРАТЕГИЯ РОСТА

    ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОРТФЕЛЯ   <─────────>

    ФИРМЫ                                   ФИРМЫ

                         ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ФИРМЫ

        ┌───────────────────┬───────────────────────────────┐

        │                   │                               │

        │                   V                               V

┌────────────┐     ┌─────────────────────┐      ┌─────────────────────┐

│ВРЕМЯ: 5 лет│     │ РАСШИРЕНИЕ РЫНКА    │      │ ВЫПУСК НОВОЙ        │

└────────────┘     │ СБЫТА               │ <--> │ ПРОДУКЦИИ           │

        │          │                     │      │                     │

        │          └─────────────────────┘      └─────────────────────┘

        │                   ^                               ^      │

        │                   │ <─────────────────────────────┤      │

        │                   V                               V      │

┌────────────────┐       ┌──────────────┐       ┌──────────────┐   │

│  Главная цель: │       │Введение новых│       │Проведение    │   │

│                │       │мощностей     │       │НИОКР         │<──┤

│  ПОЛУЧЕНИЕ     │       └──────────────┘       └──────────────┘   │

│  ПРИБЫЛИ,      │                    ^                            │

│  УТВЕРЖДЕНИЕ   │                    ├────────────────────────────┤

│  НА РЫНКАХ     │                    V                            │

│                │       ┌──────────────┐       ┌──────────────┐   │

└────────────────┘       │   КОРПУСА    │       │Срок разработ-│   │

                         │аренда, по-   │       │ки в кварталах│<──┘

                         │купка или     │       │и цена        │

                         │строительство │       │(см. табл. 1) │

                         │(в зависимости│       └──────────────┘

                         │от наличия    │              ^

                         │средств и воз-│              │

                         │можности кре- │ <────────────┤

                         │дитов)        │              │

                         └──────────────┘              V

                                                ┌──────────────┐

                                                │Выбор и налад-│

                                                │ка оборудова- │

                                                │ния           │

                                                └──────────────┘

                               - 30 -

          СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОРТФЕЛЯ ФИРМЫ

    Рассмотрим возможные варианты выпуска фирмой товаров типа  A,  B,

C, D - товары, связанные одной технологической цепочкой (могут выпус-

каться на универсальном оборудовании без переналадки).

    Выпускаемые товары  являются  содержимым  хозяйственного портфеля

фирмы. Данная продукция реализуется на всех рынках  (Внутреннем,  Се-

верном, Западном, Восточном, Южном), однако на первом году рассматри-

ваемого периода налажен выпуск только продукции типа А  и предприятие

имеет возможность его реализации только на Внутреннем рынке.

    По таблицам N 1,  2,  3,  4,  5 видно как распределяется спрос на

каждый тип продукции,  показан максимальный уровень спроса, достигае-

мый в определенный промежуток времени.  Данные графики позволяют  су-

дить о  том какую продукцию выгодней выпускать в какой помежуток вре-

мени, что позволяет правильно  и  точно  спланировать  начало  НИОКР,

переналадку оборудования  (если  потребуется) и своевременно выйти на

рынок для получения максиальной прибыли.

    Для более  наглядного  изучения  спроса  на разные виды продукции

можно рассмотреть  таблицы   N  6, 7, 8, 9,  на  которых   происходит

деление не по рынкам,  как в предыдущем случае, а по типам производи-

мой продукции.

    Таблицы были составлены по результатам условия курсовой работы.

                   Спрос  =  Цена  х  Объем продаж

ВНУТРЕННИЙ РЫНОК                    СЕВЕРНЫЙ РЫНОК

┌────┬────────────────────────────┐┌────┬────────────────────────────┐

│    │      Тип продукции         ││    │      Тип продукции         │

│Год ├────────────────────────────┤│Год ├────────────────────────────┤

│    │   A      B      C     D    ││    │   A      B      C     D    │

├────┴────────────────────────────┤├────┴────────────────────────────┤

│  1   187,5   18     ---   ---   ││  1   105     26,4   ---    ---  │

│  2   172,8   27,6   ---   ---   ││  2    73     35,6   ---    ---  │

│  3   130     48      9,2  ---   ││  3    61,2   80      8,2   ---  │

│  4   113,4   68,6   20,2  ---   ││  4    52    144     17     ---  │

│  5    88    100     75,6  ---   ││  5    44,1  170,3   42,5   11,2 │

│  6    75    192    100,8   11   ││  6    36    131     52,2   23   │

│  7    62,4  120    115     34,5 ││  7    29    104     61,6   35,7 │

│  8    46     80    138     61   ││  8    21,6   76,8   82,8   61,5 │

│  9    33,6   56,4  172,5  104   ││  9    15     62,5   110    93,8 │

│ 10    24     46           168   ││ 10    9,2    36     145,6 142   │

└─────────────────────────────────┘└─────────────────────────────────┘

                               - 31 -

ЗАПАДНЫЙ РЫНОК                      ВОСТОЧНЫЙ РЫНОК

┌────┬────────────────────────────┐┌────┬────────────────────────────┐

│    │      Тип продукции         ││    │      Тип продукции         │

│Год ├────────────────────────────┤│Год ├────────────────────────────┤

│    │   A      B      C     D    ││    │   A      B      C     D    │

├────┴────────────────────────────┤├────┴────────────────────────────┤

│  1   150     15     ---   ---   ││  1   165      8,4   ---    ---  │

│  2   129,6   24      8,5  ---   ││  2   133,2   28,8   ---    ---  │

│  3    98     41     18    ---   ││  3   112     51       8,5  ---  │

│  4    79,2   68,8   37,6  ---   ││  4    96,6   86,4    17    ---  │

│  5    64    110,4   58,8   12   ││  5    87,1  132      26,1  11,8 │

│  6    52,2  150     86,4   37,5 ││  6    75,6  180      45    24,8 │

│  7    28    150    108     52   ││  7    47,2  144      64,4  38,4 │

│  8    21,6  131,6  138     94,5 ││  8    33    113      78,4  54,4 │

│  9    15    108    172,5  140   ││  9    21,2   99,9    91,8  84   │

│ 10    19,2   76,5  207    210   ││ 10    10     74,2   116,6 127,8 │

└─────────────────────────────────┘└─────────────────────────────────┘

ЮЖНЫЙ РЫНОК

┌────┬────────────────────────────┐

│    │      Тип продукции         │

│Год ├────────────────────────────┤

│    │   A      B      C     D    │

├────┴────────────────────────────┤     На основании сделанных таблиц

│  1    70     ---    ---   ---   │     спроса видов продукции на рын-

│ 2     86,4    7,6   ---   ---   │     ках можно составить план рацио-

│  3   103,6   15,6   ---   ---   │     нального распределения продук-

│  4   105     23,4   ---   ---   │     ции на рынках.

│  5   156,4   23,7   ---   ---   │

│  6   136,5   32     10,5  ---   │

│  7   124     41     21,6   13   │

│  8    92,8   62,3   33     26,8 │

│  9    75,6   91,8   69     41,4 │

│ 10    40,8  132    115     73   │

└─────────────────────────────────┘

                                                                       - 32 -

                                         ПЛАН РАЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКАХ

┌─────┬─────────────────────────┬───────────┬───────────────────────┬───────────────────────────────────┬─────────────────────────┐

│     │       РЫНОК СБЫТА       │Год и      │        С П Р О С      │ ОБЪЕМ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ (тыс. шт.) │ ЦЕНА (в тыс. руб за ед.)│

│     ├────────────┬────────────│квартал    ├────────────┬──────────┼──────────────────┬────────────────┼─────────────┬───────────┤

│ ГОД │Действующий │ Планитуемый│перехода   │  Реальная  │ Планируе-│     Реальный     │ Планируемый    │Реальная     │ Планитуе- │

│     │            │            │на др.рын. │            │ мый      │                  │                │             │ мая       │

├─────┼────────────┼────────────┼───────────┼────────────┼──────────┴──────────────────┼────────────────┼─────────────┼───────────┤

│     │            │            │           │            │       ПРОДУКЦИЯ ТИПА "А"    │                │             │           │

│     │            │            │           │            ├──────────┬──────────────────┤                │             │           │

│   1.│Внутренний  │            │           │   187,5    │          │       25         │                │    7,5      │           │

│   2.│Внутренний  │            │           │   172,8    │          │       24         │                │    7,2      │           │

│   3.│Внутренний  │            │           │   130      │          │       20         │                │    6,5      │           │

│   4.│Внутренний  │Южный       │    4.1    │   113,4    │   105    │       18         │      15        │    6,3      │     7     │

│   5.│Южный       │            │           │   156,4    │          │       23         │                │             │     6.8   │

│   6.│Южный       │            │           │   136,5    │          │       21         │                │             │     6,5   │

│   7.│Южный       │            │           │   124      │          │       20         │                │             │     6,2   │

│   8.│Южный       │            │           │   92,8     │          │       16         │                │             │     5,8   │

│   9.│Южный       │            │           │   75,6     │          │       14         │                │             │     5,4   │

│  10.│Южный       │            │           │   40,8     │          │        8         │                │             │     5,1   │

├─────┼────────────┼────────────┼───────────┼────────────┼──────────┴──────────────────┼────────────────┼─────────────┼───────────┤

│     │            │            │           │            │       ПРОДУКЦИЯ ТИПА "В"    │                │             │           │

│     │            │            │           │            ├──────────┬──────────────────┤                │             │           │

│     │            │            │           │            │          │                  │                │             │           │

│   1.│Северный    │            │           │    26,4    │          │        3         │                │    8,8      │           │

│   2.│Северный    │            │           │    35,6    │          │        4         │                │    8,9      │           │

│   3.│Северный    │Восточный   │    3.3    │    80      │     51   │        8         │      5         │   10        │    10,2   │

│   4.│Сев., Вост. │            │           │   144      │     86,4 │       12         │      8         │   12        │    10,8   │

│   5.│Сев., Вост. │Внутренний  │    5-5.1  │   170,3;132│    100   │       13 - 11    │     10         │   13,1 - 12 │    10     │

│   6.│Внутренний  │Западный    │    6.3    │   190      │    150   │       16         │      5,8       │   12        │    15     │

│   7.│Западный    │            │           │   150      │          │       15         │                │   10        │           │

│   8.│Западный    │            │           │   131,6    │          │       14         │                │    9,4      │           │

│   9.│Западный    │Южный       │    9.1    │   108      │     91,8 │       12         │      9         │    9        │    10,2   │

│  10.│Южный       │            │           │   132      │          │       12         │                │   11        │           │

├─────┼────────────┼────────────┼───────────┼────────────┼──────────┴──────────────────┼────────────────┼─────────────┼───────────┤

│     │            │            │           │            │       ПРОДУКЦИЯ ТИПА "С"    │                │             │           │

│     │            │            │           │            ├─────────────────────────────┤                │             │           │

│   1.│   ---      │            │           │            │                             │                │             │           │

│   2.│Западный    │            │    2      │     8,5    │                   1         │                │    8,5      │           │

│   3.│Западный    │            │           │    18      │                   2         │                │    9        │           │

│   4.│Западный    │            │           │    37,6    │                   4         │                │    9,4      │           │

│   5.│Западный    │            │           │    58,8    │                   6         │                │    9,8      │           │

│   6.│Западный    │            │           │    86,4    │                   8         │                │   10,8      │           │

│   7.│Западный    │            │           │   108      │                  10         │                │   10,8      │           │

│   8.│Западный    │            │           │   138      │                  12         │                │   11,5      │           │

│   9.│Западный    │            │           │   172,5    │                  15         │                │   11,5      │           │

│  10.│Западный    │            │           │   207      │                  18         │                │   11,5      │           │

├─────┼────────────┼────────────┼───────────┼────────────┼─────────────────────────────┼────────────────┼─────────────┼───────────┤

│     │            │            │           │            │       ПРОДУКЦИЯ ТИПА "D"    │                │             │           │

│     │            │            │           │            ├─────────────────────────────┤                │             │           │

│   1.│   ---      │            │           │            │                             │                │             │           │

│   2.│   ---      │            │           │            │                             │                │             │           │

│   3.│   ---      │            │           │            │                             │                │             │           │

│   4.│   ---      │            │           │            │                             │                │             │           │

│   5.│Западный    │            │   5       │    12      │                   1         │                │   12        │           │

│   6.│Западный    │            │           │    37,5    │                   3         │                │   12,5      │           │

│   7.│Западный    │            │           │    52      │                   4         │                │   13        │           │

│   8.│Западный    │            │           │    94,5    │                   7         │                │   13,5      │           │

│   9.│Западный    │            │           │   140      │                  10         │                │   14        │           │

│  10.│Западный    │            │           │   210      │                  15         │                │   14        │           │

│     │            │            │           │            │                             │                │             │           │

└─────┴────────────┴────────────┴───────────┴────────────┴─────────────────────────────┴────────────────┴─────────────┴───────────┘