Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил
Министерство образования и науки РФ
Институт экономики, права
и естественных специальностей
Кафедра экономической теории,
экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КАК ПРОЦЕСС КООРДИНАЦИИ РЫНОЧНЫХ СИЛ»
Выполнила: студентка 1 курса ОДО
Обухова К.И.
Научный руководитель:
канд. экон. наук, доц.
Слепцова Е.В.
Краснодар 2005
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….......3
1 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
1.1 Сущность спроса и предложения
1.1.1 Понятие спроса…………………………………………………...5
1.1.2 Понятие предложения…………………………………………..10
1.2 Законы спроса и предложения
1.2.1 Закон спроса. Изменение кривой спроса…………………..…..14
1.2.2 Два объяснения закона спроса…………………………….…...20
1.2.3 Закон предложения. Изменение кривой
предложения……………………………………………………..22
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ РЫНКА
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса
и предложения на цену………………………………………………....29
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения
2.2.1 Отрицательный наклон кривой
совокупного спроса…………………………………………….35
2.2.2 Кривая совокупного предложения
в долгосрочном и краткосрочном периоде………………………………………….………………39
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и
предложения…………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………....46
Список используемых источников…………………………………………..........49
Введение
В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Как известно, равновесие означает такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектов экономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике предполагает сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, то есть сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, а следовательно, спроса и предложения.
Особенность рыночного механизма в переходной экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Показать как взаимодействие спроса и предложения способствует координации рыночных сил и выступает целью данной работы.
Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.
Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.
Работа состоит из введения, двух разделов, первый из которых раскрывает спрос и предложение как экономические категории, а второй – взаимосвязь этих категорий как фактор развития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические выводы, списка используемых источников.
Наиболее популярными источниками, послужившими отправной точкой для наших рассуждений стали: «Курс экономики» Б.А. Райзберга, «Принципы экономикс» Н.Г. Мэнкъю, «Экономика» С. Фишер и др., «Экономика» А.С. Булатов, «Экономическая теория (политэкономика)» В.И. Видянина, Г.П. Журавлевой, из которых взято большинство определений.
1 Спрос и предложение как экономические категории
1.1 Сущность спроса и предложения
1.1.1 Понятие спроса
Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар [23 с. 107].
Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене [16 с. 79].
Спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги [6 с. 88].
Таким образом, спросом называется количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар [20 с. 113].
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
Итак, мы согласны, что в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.
Мы знаем, что на величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.
Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.
Отметим, что между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.
Предположим, что при цене 5 руб. за сдобную булочку всеми потребителями будет куплено на рынке 9 единиц этого товара, при цене 4 руб. – 10 единиц, при цене 3 руб. – 12 единиц, при цене 2 руб. – 15 единиц и при цене 1 руб. – 20 единиц. Если цены за единицу товара (P) отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос (Q), - по оси абсцисс, то получим график кривой изображенный на рисунке 1.
Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса (объема спроса) и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, которые принимались ранее постоянными:
SHAPE * MERGEFORMAT
Р, руб.
5
4 3
2
1 |
5 10 15 20 Q, ед. |
D |
Рисунок 1 – Спрос
Условные обозначения:
D – кривая спроса.
1. Изменение вкусов покупателей. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
2. Изменение числа покупателей. Пример: сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
3. Изменение дохода. Пример: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низкой категории, как капуста, репа, восстановленные автомобильные шины, ношеная одежда.
4. Изменение цен на товары-субституты и комплементарные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары). Пример: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видео кассеты.
5. Изменение в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на кофе.
А, например, увеличению спроса на нефть в США в настоящее время способствуют организационно-технические (низкий уровень налогообложения энергоресурсов), демографические (рост численности населения) и технологические (рост моторизации) факторы [25 с. 146].
Графически изменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». Изменение же спроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении. Это представлено на рисунке 2.
Так при изменении цены с P1 до P2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1 вправо в положение D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1.
SHAPE * MERGEFORMAT
Р, руб. Р1 Р2 |
Q1 Q2 Q, ед. |
D1 |
D2 |
1 |
2 |
Рисунок 2 – Изменение величины спроса изменение спроса
Условные обозначения:
1 – изменение объема спроса;
2 – изменение спроса.
Целесообразно отметить, что спрос на различные товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса.
Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса или количества приобретаемого товара (в %) к снижению цен (в %), расчет производится по формуле (1) [23 с. 109].
Q%
Kэ с = , (1)
P%
где Кэс – коэффициент эластичности спроса, %;
Q% - процентное изменение количества товара;
P% - процентное изменение цены.
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара (Q) от колебания рыночных цен (Р). Качественно можно выделить три варианта этой зависимости. Когда снижение цены (Р) вызывает такое увеличение (Q), что общая выручка (Р х Q) возрастает, то говорят об эластичном спросе или о том, что эластичность спроса больше единицы. Когда же снижение цены (Р) в точности компенсируется соответствующим рынком (Q), так что общая выручка (Р х Q) остается неизменной, то речь идет о единичной эластичности спроса или о том, что эластичность спроса равна единице. И, наконец, когда снижение цены (Р) обусловливает незначительный рост (Q) так, что общая выручка (Р х Q ) падает, то мы имеем дело с неэластичным спросом, или с тем, что эластичность спроса меньше единицы (но больше нуля).
Эластичность спроса зависит от многих факторов. Она, как правило, выше на товары, на которых больше заменителей (субститутов). Одним из самых неэластичных товаров является соль, так как ее нельзя заменить другим товаров. Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. На эластичность спроса оказывают влияние возможность доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на товары с течением времени.
На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. Поэтому можно говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или другой товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на 1% [23].
Итак, спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.
Эластичный спрос, неэластичный спрос, единичная эластичность спроса выступают показателями относительной зависимости реализации товара от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены.
Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться.
1.1.2 Понятие предложения
Предложение – это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители-продавцы [23 с. 110].
Предложение – это совокупность товаров, выносимых производителем на рынок [16 с. 92].
Предложение – это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество данного товара [5 с. 104].
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени [8 с. 67].
Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Другие факторы, такие как цены производственных ресурсов и имеющиеся производственные технологии, которые могут повлиять на объем предложения остаются неизменными при построении шкалы предложения [17 с. 43].
Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие – мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую прибыль. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
Отметим, что на рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс (Q) служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (P), это изображено на рисунке 3. Предложение при цене 5 руб. за единицу товара составит 18 изделий, при цене 4 руб. – 16 изделий, при цене 3 руб. – 12 изделий, при цене 2 руб. – 7 изделий и при цене 1 руб. – ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения S (от “supply” – предложение).
SHAPE * MERGEFORMAT
Р, руб. 5 4 3 2
1 |
5 10 15 20 Q, ед. |
S |
Рисунок 3 – Предложение
Условные обозначения:
S – кривая предложения.
Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, значит, кривая предложения характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. При этом, в отличие от кривой спроса, кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.
Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий [17 с. 43].
Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), что показано в формуле (2) [23 с. 111].
Q%
Kэп= , (2)
P%
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения (Q) в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара (Q) остается неизменным, то мы имеем дело с неэластичным предложением. Когда же малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение (Р) обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.
Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно не эластично.
В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей нагрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. Кривая предложения в этом случае отклоняется от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.
В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины [23].
Итак, товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.
1.2 Законы спроса и предложения
1.2.1 Закон спроса. Изменение кривой спроса
В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «предложение» относится к числу фундаментальных. Распространена даже шутка, что попугая, умеющего произносить слова «спрос» и «предложение», можно считать образованным экономистом.
Как известно, самые распространенные, обобщающие термины настолько емки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной мере относится и к терминам «спрос» и «предложение».
В принципе спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах возможностей покупателя.
Наряду с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых выделим, прежде всего, объем или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимаемый как объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Проще говоря, спрос как объемный показатель характеризует количество продукта, которое покупатели способны, намерены, будут приобретать по различным возможным ценам.
Как ясно из приведенных определений и как следует из здравого смысла, объем спроса зависит, прежде всего, от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них на величины спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют «неценовыми». Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещения данного товара другими. Сконцентрируем пока свое внимание на однофакторной зависимости объема спроса от цены товара, полагая, что другие факторы остаются неизменными. Иначе говоря, выясним, каким образом величина спроса на товар зависит от цены товара при прочих равных условиях.
Отметим, что подобная постановка в определенном смысле достаточно абстрактна, теоретична. В реальных условиях экономической жизни трудно представить ситуацию, в которой цены изменяются в широком диапазоне, тогда как другие факторы спроса: доходы покупателей, их вкусы, цены на товары-заменители – остаются неизменными, фиксированными. Ведь сами цены на товары изменяются в значительной степени под воздействием перемены указанных других факторов. Так что выявление зависимости величины спроса на товар только от его цены есть прием, удобный для рассмотрения спроса в теоретическом аспекте, в рамках экономической теории, о чем, к сожалению, почти не упоминается в большинстве книг, учебных пособий по экономической теории, «экономикс».
Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара [6 с. 89]. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболической, представленной формулой Y = a / x).
Признаем, что природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.
Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса. В зарубежной литературе по экономике при построении кривых спроса в качестве аргумента рассматривается величина спроса, а в качестве функции – цена, поэтому величина спроса откладывается по горизонтальной оси (оси абсцисс), а цена – по вертикальной оси (оси ординат). На наш взгляд, более естественно рассматривать цену в качестве аргумента, а величину спроса – в качестве функции и откладывать их по соответствующим осям. Будем придерживаться этого правила, рассматривая зависимость спроса и предложения от цены как аргумента независимой переменной. Если же цена становится функцией, зависимой переменной, то она откладывается по вертикали.
Не столь уж важно, по какой оси откладывать на графике каждую из двух зависимых величин, от этого характер зависимости между ними не изменяется. Из этого соображения исходил, видимо, А. Маршалл, который в своей фундаментальной книге «Принципы политической экономии» располагал цену по вертикальной оси, а величину спроса – по горизонтальной, чему и следуют до сих пор большинство авторов книг по экономической теории. Однако в математике принято откладывать по горизонтальной оси независимую переменную, а по вертикальной – зависимую. Поэтому в той мере, в которой цена является аргументом, а величина спроса – функцией, правомерно откладывать цену по горизонтали, а объем спроса – по вертикали. Таким образом, расположение цены и объема спроса по осям координат может варьироваться в зависимости от рассматриваемой ситуации. Типичные кривые спроса представлены в виде графиков на рисунке 4.
Такое изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса (D – от слова “demand” – спрос).
Кривая спроса показывает, какое количество данного товара согласны купить покупатели при различных ценах, но при данном рыночном предложении, данных доходах потребителей и т.д. [6 с. 356].
На графике кривые отлого опускаются. Они иллюстрируют закон падающего спроса, который сформулировал Антуан Огюстен Курно в своей работе "Исследование математических принципов теории богатства". Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены [23 с. 108].
SHAPE * MERGEFORMAT
Q, ед. |
Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q6 |
Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р, руб. |
D2 D0 D1 |
Рисунок 4 – Кривые спроса
Как видно из графика D0, по мере увеличения цены от значения Р1 до значения Р6 величина спроса уменьшится от значения Q1 до значения Q6 в соответствии с законом спроса. Подчеркнем еще раз, что кривая спроса характеризует зависимость объема, величины спроса только от цены при прочих равных условиях. Если эти условия меняются, то происходит смещение, сдвиг всей кривой спроса, т.е. изменяется не величина спроса в зависимости от цены, а спрос целиком в зависимости от других, неценовых факторов. Так, рост цен в связи, скажем, со всплеском моды или увеличением дефицитности товара приводит к смещению исходной кривой D0 вправо, в положение D1, при тех же ценах спрос становится больше, а той же величине спроса соответствует большая цена. При падении моды спрос падает, кривая спроса D0 смещается влево, в положение D2, и тем же ценам соответствует более низкий спрос, а той же величине спроса – более низкая цена.
Как мы отмечали ранее, кривые спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене товар, но и выяснить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар. Степень зависимости величины спроса от цены товара именуют эластичность спроса. Если величина спроса сильно реагирует на изменение цены, то говорят о высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при изменении цены, то говорят о низкой эластичности. Проиллюстрируем высказанные положения графически. На рисунке 5 приведены кривые спроса (для упрощения они изображены в виде прямолинейных отрезков, отражающих случай линейной зависимости величины спроса от цены), обладающие разной эластичностью.
SHAPE * MERGEFORMAT
Q, ед. |
Q1
|
Р1 Р, руб. |
4 |
3 |
2 |
1 |
Рисунок 5 – Кривые спроса с разной эластичностью
Кривая 1 характеризует неэластичный спрос, при котором величина спроса остается постоянной, равной Q1 при практически любой цене. Такая реакция свойственна спросу на товары самой первой необходимости, скажем, хлеб, соль, спички. Объем спроса на них сохраняется практически неизменным вне зависимости от цен.
Кривая 4 соответствует предельно эластичному спросу, при котором покупатель готов приобретать товар в определенном количестве по цене, равной (или меньшей) Р1, но полностью отказывается от покупки по цене, превосходящей Р1. Такой случай соответствует спросу на товары первой необходимости при четко заданных ограничениях на величину денежных расходов, связанных с покупкой данного товара.
Кривая 2 иллюстрирует низкоэластичный спрос, величина которого слабо изменяется с ценой, а кривая 3 – высокоэластичный спрос, величина которого весьма чувствительна к цене.
Надо различать индивидуальные кривые спроса, отражающие реакцию индивидуального покупателя на цены, рыночные кривые, характеризующие объем спроса на данный товар всех покупателей рынка, и функцию совокупного спроса, отражающую интегрированный спрос в масштабах хозяйства страны, то есть всех покупателей на все товары (это макроэкономическая зависимость) [6 с. 91].
Закон спроса действует в полной мере только в определенных условиях, прежде всего применительно к конкурентному рынку. Действие закона может проявляться по-разному в зависимости от того, какова настоятельность потребности в товаре. Если покупатель способен уменьшить потребление данного товара, кривая спроса крутая, если же потребность в определенном количестве товара настоятельная, то кривая более плавная.
Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены. Их называют «товарами Гиффена» [6 с. 92]. Предпринималось много попыток обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цены на товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок, заложенных в основу закона спроса.
1.2.2 Два объяснения закона спроса
Закон спроса может трактоваться как порождение здравого смысла [9 с. 30]. Высокая цена, действительно, обычно обескураживает потребителя, выходящего на рынок; низкая цена, как правило, побуждает его к приобретению товара.
Давайте теперь рассмотрим еще два объяснения нисходящего характера кривой спроса, способных подтвердить правильность наших повседневных наблюдений.
Понижение цены продукта приводит к двум различным следствиям, в свою очередь обусловливающим рост количества продукции, на которую предъявлен спрос.
Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара [20 с. 113].
Пример: если цена продукта, например говядины, падает, то реальный доход, или покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода проявится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и говядину. Например, при постоянном денежном доходе 20 долл. в неделю, вы сможете приобрести 10 фунтов говядины по 2 долл. за фунт. Но если цена говядины упадет до 1 долл. за фунт и вы купите те же 10 фунтов, тогда 10 долл. в неделю у вас окажутся высвобожденными для приобретения дополнительного количества этого или других товаров. Снижение цены говядины увеличивает реальный доход потребителя, тем самым, позволяя ему покупать большее количество говядины.
Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились [20 с. 113].
Пример: падение цены говядины – при неизменности цен на все другие продукты – будет делать ее все более привлекательной для покупателей. По цене 1 долл. за фунт она представляет собой более «удачное приобретение», чем по цене 2 долл. Следовательно, снижение цены будет стимулировать потребителя к замещению говядиной некоторых других, т.е. уже менее привлекательных статей расходов. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве.
Таким образом, эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.
1.2.3 Закон предложения. Изменение кривой предложения
Если закон спроса выражает реакцию покупателей на величину цен и их изменение, то закон предложения отражает поведение продавцов товара в зависимости от цен и их динамики.
Мы знаем, что предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом. Величина предложения – это количество продукта (товара, услуг), которое продавец желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.
Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания. Рассмотрим, каким образом величина предложения зависит именно от цены товара, считая остальные факторы неизменными (как указано выше по отношению к закону спроса, предложение о неизменности остальных факторов при изменении цен предопределяет во многом теоретический, абстрактный характер последующих построений).
Закон предложения заключается в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены товара [6 с. 92].
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных затратах, издержках производства единицы товара с увеличением цены растет прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать побольше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция обычно имеет место.
Графически закон предложения может быть отображен кривыми предложения. Кривая предложения показывает в графическом виде количество предполагаемого товара при каждом значении цены, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения, остаются неизменными. Кривая предложения обычно является возрастающей [17 с. 43]. На рисунке 6 изображены типичные кривые предложения.
SHAPE * MERGEFORMAT
Q, ед. Q4 Q3
Q2 Q1 |
Р0 Р1 Р2 Р3 Р4 Р, руб. |
S2 S0 S1 |
Рисунок 6 – Кривые предложения
Как видно из графика кривой S0, по мере увеличения цены от значения Р1 до значения Р4 величина предложения растет от значения Q1 до значения Q4 в соответствии с законом предложения. Начальной точке кривой предложения S0 соответствует цена Р0, ниже которой продавец не станет продавать товары прежде всего по той причине, что не получит минимально необходимой прибыли. По мере того как цена превышает Р0, величина предложения возрастает при увеличении цены товара. В то же время верхнее значение величины предложения обычно бывает ограниченным некоторым пределом, обусловленным предельным, полным использованием одного или нескольких ресурсов, необходимых для производства данного товара. Вследствие этого объем предложения вне зависимости от цены всегда ограничен тем количеством товара, которое способен произвести и продать на рынке производитель.
По аналогии со спросом следует различать величину предложения, характеризующую изменение объема предложения в зависимости от цены при перемещении по кривой предложения, и предложение в целом, характеризуемое формой и положением всей кривой предложения. Смещение всей кривой предложения обусловлено действием неценовых факторов. К примеру, удорожание ресурсов, используемых в производстве товара, приводит к росту затрат на производство, а с ними – и цены товара, в результате чего кривая предложения S0 смещается вправо, в положение S1, так как по старым ценам предлагается все меньше товара. Если же, скажем, новые технологии позволили увеличить производство и снизить затраты, то естественно следует ожидать снижение цен и перемещения кривой предложения S0 влево, в положение S2, так как по тем же ценам будет предлагаться больше товара. В том и другом случае изменяется не величина предложения на заданной кривой в зависимости от движения цены, а изменяется, перемещается сама кривая предложения.
Напомним, что предложение, как и спрос, может быть низкоэластичным либо высокоэластичным в зависимости от крутизны кривой предложения, то есть от того, насколько реагирует величина предложения на изменение цены. Заметим, что эластичность предложения (и спроса) может быть разной на разных участках кривой. Так, например, кривым, изображенным на рисунке 6, свойственна низкая эластичность, затем она возрастает (кривая идет круто вверх).
Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и изменение величины предложения (объема предложения). Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Напротив, изменение предложения происходит, когда изменяются неценовые факторы, которые раньше принимались за постоянные:
1. Изменение ресурсных цен. Пример: снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы.
2. Изменение технологии. Пример: создание более эффективного инсектицида против кукурузного вредителя увеличивает предложение кукурузы.
3. Изменение налогов и дотаций. Пример: повышение акцизного налога на сигареты сокращает их предложение; уменьшение дотаций университетам штатов сокращает предложение специалистов с высшим образованием.
4. Изменение цен на взаимозаменяемые товары. Пример: снижение цен на баранину увеличивает предложение говядины.
5. Изменение ожиданий. Пример: ожидание существенного снижения в будущем цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение.
6. Изменение числа поставщиков. Пример: увеличение количества фирм, производящих персональные компьютеры, увеличивает предложение этих компьютеров; образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.
Графически изменение объема предложения выражаются в «движении по кривой предложения», что изображено на рисунке 7. Так, с изменением цены с Р1 по Р2 это движение происходит по кривой S, что показывает увеличение объема предложения с Q1 до Q2. Причем такое движение происходит только в том случае, когда все факторы, кроме цены, постоянны.
SHAPE * MERGEFORMAT
Р, руб. Р2
Р1 |
Q4 Q1 Q2 Q3 Q, ед. |
S2 S S1 |
2 |
2 |
Рисунок – 7 Изменение величины предложения и изменение предложения
Условные обозначения:
1 – изменение объема предложения;
2 – изменение предложения.
Однако на предложение оказывает влияние помимо цены и другие факторы. В результате их воздействия происходит сдвиг самой кривой предложения. Это означает не изменение объема производства, а изменение самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая технология, позволяющая при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1, сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене P1 – Q2>Q1, а при цене P2 – Q3>Q2.
Предложение, как и спрос, может быть индивидуальным (один продавец), рыночным (один рынок) и совокупным (множество товаров и рынков) [6 с. 94].
Однако отметим, что закон предложения нельзя признать универсальным не только потому, что он характеризует зависимость предложения лишь от цены при прочих неизменных факторах, а еще и потому, что он действует в полную силу лишь в условиях высококонкурентной экономики.
При ярко выраженных признаках монополизма, при отсутствии конкурентной среды, что характерно для экономики России периода перехода к рынку, действие закона предложения проявляется специфически, искаженно. А именно – в условиях повышения цен, обусловленного инфляцией, у производителя и продавца может возникать соблазн не только не увеличивать предложение, а напротив, снижать его. Ведь инфляционный рост цены способен перекрыть потери дохода продавца, обусловленные уменьшением объема продаж, в результате чего прибыль может возрастать даже при снижающемся объеме.
Приведем иллюстрационный пример:
Предположим, что производитель выпускает и продает на рынке 100 единиц товара по цене 2000 руб. за штуку, выручая в итоге 200 000 руб. Если в результате инфляции, дефицитности товара или благодаря монополистическому диктату производитель повысит цену до 5000 руб. за штуку, то одновременно у него возникает желание производить и предлагать к продаже не 100, а, скажем, 80 единиц товара, что обеспечивает ему выручку 400 000 руб., то есть вдвое большую прежней (с учетом инфляции – равную прежней в реальном исчислении). В подобной ситуации производители и продавцы товара способны при увеличении цен следовать не закону предложения, а проявлять обратную тенденцию.
Данный пример не является опровержением закона предложения, ибо отражает ситуацию, при которой на связь между предложением и ценой воздействовали разные факторы как ценовой, так и неценовой природы (дефицит, инфляция, монополизм, цены на другие товары, психология производителя и покупателя товара). Однако поскольку в российской экономической действительности периода перехода к рыночной экономике все «побочные» факторы действуют непрерывно и весьма сильно, допущение «при прочих неизменных факторах», входящее в формулировку закона предложения (как закона стоимости) в реальной жизни практически не соблюдается. Отсюда возникает эффект кажущегося нарушения закона предложения. В действительности же происходит не нарушение закона предложения, а несоблюдение условий, в которых действует закон предложения. В определенной степени, как отмечалось выше, сделанное замечание имеет отношение и к рыночной экономике.
Итак, важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.
Завершая рассмотрение законов спроса и предложения как фундаментальных законов экономики свободного рынка, подчеркнем, что эти законы не устанавливают строгие количественные соотношения, а носят качественный характер. Об этом свидетельствует, в частности, нечеткость формулировки «за некоторый период» применительно как к спросу, так и к предложению. Оба закона выражают устойчивые тенденции ценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, проявляющиеся в определенных условиях при определенных допущениях.
2 Взаимосвязь спроса и предложения как фактор развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену
Рыночная цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продавать (по более низкой цене продажа будет убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка будет убыточна) [16 c. 96].
Равновесная цена – это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом [17 с. 45]. На рисунке 8 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают.
SHAPE * MERGEFORMAT
Р, руб. Р1
Р
Р2 |
Q1 Q Q2 Q, ед. |
S D |
излишек товаров |
дефицит товара |
Е |
Рисунок 8 – Равновесие на рынке
Условные обозначения:
Р – равновесная цена;
Q – равновесный объем продаж;
Е – точка равновесия.
Равновесие означает, что все покупатели, которые могут или хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.
Что произойдет, если цена повысится и станет равна Р1? В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 – Q1 представит собой излишек товара на рынке, который не будет куплен. Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий. Оно является так же следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельствах. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р.
Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1 – Q2. Такая нехватка благ возникает по разным причинам: когда выпускается мало изделий, пользующихся повышенным спросом; если цены искусственно занижаются (ниже стоимости или равновесной цены), что вызывает растущий спрос; когда денежные доходы населения повышаются быстрее, чем расширяется производство. Постоянный дефицит товаров может перерасти в кризис недопроизводства. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия.
На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:
1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения [20 с. 118].
Вальрас формирует «закон действительных предложения и спроса или закон установления равновесных цен» для случая обмена двух товаров друг на друга: если даны два товара, то чтобы имелось рыночное равновесие по отношению к ним, необходимо и достаточно, чтобы действительный спрос на каждый из двух товаров был равен его действительному предложению; если это равенство не существует, то чтобы прийти к равновесной цене, необходимо повышение цены товара, действительный спрос на который выше его действительного предложения, и понижение цены того товара, действительное предложение которого выше действительного спроса на него [24 с. 23].
Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.
Повышение спроса на графике отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1), что изображено на рисунке 9. В результате установится новая равновесная цена Р1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применено только к данному конкретному моменту.
Отметим, что рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
SHAPE * MERGEFORMAT
Р, руб. Р1 Р2
Р |
Q Q1 Q2 Q, ед. |
S |
S1 |
D1 |
D |
Рисунок 9 – Спрос, предложение, цена
Время от времени, правительство вмешивается в работу конкурентного рыночного механизма, устанавливая максимальные или минимальные уровни цен. В таких случаях величина предложения становится не равной величине спроса, при введении потолка цен возникает избыточное предложение, в то время как при установлении минимальной цены появляется избыточный спрос. Конечным результатом являются диспропорции и неэффективность. В случае если несоответствие между спросом и предложением не будет устранено с помощью неценового распределения или купонного нормирования, то может возникнуть беспорядок и «черный рынок» [13 с. 113].
Цена «пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Цена «потолка», напротив, ограничивает повышение цены [20 с. 119].
Цены «пола» и «потолка» могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены «пола» может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
Можно указать и многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата.
С ценами «потолка», регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.
Цены «потолка» занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.
Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.
Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволять сделать следующие выводы.
1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:
- фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;
- цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
- наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.
2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:
- фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направит свои усилия);
- начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям [20 с. 121].
В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались чувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.
Значительная часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предприятий-производителей, ожиданием привычной помощи «сверху», нежеланием формировать рыночный образ мышления, отсутствием информации о том, как должно вести себя предприятие в условиях рынка.
Итак, рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе и предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. Таким образом, для каждого вида товара рыночная цена зависит от соотношения предложения его на рынке и спроса на него.
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения
2.2.1 Отрицательный наклон кривой совокупного спроса
Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений [21 с.245].
Кривая совокупного спроса информирует нас об объеме всех товаров и услуг, на которые предъявляется спрос при каждом данном уровне цен. На рисунке 10 кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Это означает, что при прочих равных условиях, падение общего уровня цен в экономике (от, скажем, Р1 к Р2) приводит к увеличению (от Q1 к Q2) количества товаров и услуг, на которые предъявляется спрос.
Уровень цен |
Р1
|
|
|||
|
Рисунок 10 – Кривая совокупного спроса
Что лежит за обратной зависимостью между уровнем цен и объемом спроса на товары и услуги? Чтобы ответить на этот вопрос полезно вспомнить, что ВВП (обозначаемый символом Y) есть сумма потребления (С), инвестиций (I), государственных закупок (G) и чистого экспорта (NX), что видно по формуле 3.
Y = C + I + G + NX (3)
Отметим, что каждое из этих четырех слагаемых вносит определенный вклад в объем совокупного спроса на товары и услуги. Государственные закупки рассматриваются как постоянные, т.к. они детерминированы текущей политикой правительства, однако другие компоненты расходов – потребление, инвестиции и чистый экспорт – определяются прежде всего экономическими условиями и, в частности, уровнем цен. Следовательно, чтобы объяснить отрицательный наклон кривой совокупного спроса, мы должны исследовать воздействие уровня цен на количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос, на цели потребления, инвестиций и чистого экспорта.
Эффект богатства (эффект Пигу). Рассмотрим деньги, которые хранятся в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег – величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, т.к. появляется возможность приобрести большее количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, т.е. они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги. Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу [11 с. 682].
Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Уровень цен – одна из детерминант количества денег, на которые предъявляется спрос. Чем ниже уровень цен, тем меньшее количество денег необходимо иметь домашним хозяйствам для приобретения товаров и услуг. Следовательно, при снижении уровня цен домашние хозяйства стремятся уменьшить запасы наличных денег, отдавая в ссуду часть из них: например, приобретая приносящие процентный доход облигации или помещая их в банк на сберегательный счет. А банк использует новые денежные фонды для увеличения объема кредитов. Т.к. домашние хозяйства стараются обратить часть своих денежных средств в приносящие процентный доход активы, ставка процента снижается. Более низкие процентные ставки, в свою очередь, поощряют к заимствованию как фирмы, желающие инвестировать капитал в новые заводы и оборудование, так и домашние хозяйства, которые вкладывают средства в новое жилищное строительство. Таким образом, более низкий уровень цен ведет к снижению процентной ставки и поощряет увеличение расходов на инвестиционные товары, следовательно, спрос на товары и услуги возрастает. Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), поэтому его иногда называют эффектом Кейнса [11 с. 682].
Эффект обменного курса (эффект Манделла-Флеминга). Как мы только что обсудили, снижение уровня цен в США ведет к уменьшению значения ставки процента. Некоторые американские инвесторы в поисках более высоких доходов будут вкладывать капитал за границей. Например, при падении процентной ставки облигаций правительства США взаимный фонд мог бы продать имеющиеся у него облигации и приобрести ценные бумаги правительства ФРГ. Поскольку паевой инвестиционный фонд перемещает активы за границу, предложение долларов на рынке обмена иностранной валюты возрастает. Увеличение предложения долларов приводит к обесцениванию национальной денежной единицы США по отношению к другим валютам (то есть количество денежных единиц иностранной валюты, которое можно приобрести на американский доллар, уменьшается). В результате снижения курса доллара, произведенные в США товары (относительно импортной продукции) становятся относительно более дешевыми. Данное изменение относительных цен ведет к увеличению экспорта товаров и услуг из США и сокращению импорта. Чистый экспорт (разность экспорта и импорта) также увеличится. Таким образом, когда падение уровня цен в США приводит к снижению процентных ставок, реальный обменный курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт США, вследствие чего происходит повышение предъявляемого на товары и услуги объема спроса. Этот эффект обменного курса был отмечен экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом [11 с. 682-683].
Итак, существует три различные, но связанные между собой причины по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги: потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса означающий, что снижение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению предъявляемого спроса на общее количество товаров и услуг.
Кривая совокупного предложения в долгосрочном и краткосрочном периоде
Кривая совокупного предложения позволяет нам узнать об объемах производства и продаж фирмами товаров и услуг при каждом данном уровне цен. Связь между уровнем цен и объемом предложения зависит от рассматриваемого нами временного горизонта. В долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна, в то время как в краткосрочном периоде она имеет положительный наклон. Для того чтобы разобраться в краткосрочных экономических колебаниях и отличиях поведения экономики в краткосрочном периоде от ее функционирования на длительных отрезках времени, мы должны исследовать как долгосрочную, так и краткосрочную кривые совокупного предложения.
Что определяет объем предложения товаров и услуг в долгосрочном периоде? В долгосрочном периоде объем предлагаемых экономикой товаров и услуг зависит от предложения капитала и труда, а также доступной технологии производства. Так как уровень цен не влияет на долгосрочные детерминанты реального объема ВВП, кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде вертикальна, что показано на рисунке 11. Иными словами, объем предлагаемых товаров и услуг определяется наличествующими в ней капиталом, трудом и технологией и не зависит от устанавливающегося в ней уровня цен.
Хотя модель совокупного спроса и совокупного предложения может использоваться и для описания экономики в долгосрочном периоде, она разработана, прежде всего, для анализа краткосрочных отклонений от долгосрочного равновесия. Основное различие между краткосрочным и долгосрочным периодами заключается в динамике совокупного предложения.
В краткосрочном периоде кривая совокупного предложения имеет положительный наклон, что показано на рисунке 12. То есть на протяжении 1-2 лет повышение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению объема предложения товаров и услуг, а снижение уровня цен – к уменьшению количества предлагаемых товаров и услуг.
Уровень
цен S
Р1
|
|
Естественный уровень производства |
Объем выпуска
Рисунок 11 – Долгосрочная кривая совокупного предложения
Уровень
цен S
Р1
|
|
Q1 Q2 Объем выпуска
Рисунок 12 – Краткосрочная кривая совокупного предложения
Каковы причины прямой зависимости между уровнем цен и объемом выпускаемой продукции? Рассмотрим три теории, объясняющие положительный наклон краткосрочной кривой совокупного предложения.
Неоклассическая теория неверных представлений. Теория основывается на работах экономистов Милтона Фридмена и Роберта Лукаса. Согласно этой концепции, изменения общего уровня цен могут временно вводить в заблуждение поставщиков относительно ситуации на рынках продукции, обусловливая неверную реакцию производителей, в результате чего кривая совокупного предложения имеет положительный наклон [11 c. 687].
Предположим, что общий уровень цен упал ниже ожидаемого производителями уровня. Поставщики могут ошибочно полагать, что изменились относительные цены на выпускаемую ими продукцию. Например, фермеры отметят падение цены на пшеницу прежде, чем они зафиксируют снижение цен на большинство потребительских товаров и промышленное оборудование. Поставщики вполне логично предполагают, что эффективность производства зерновых временно снизилась; реакция фермеров заключается в уменьшении предложения пшеницы. Рабочие заметят снижение номинальной заработной платы прежде, чем они обнаружат, что уменьшились цены и на приобретаемые ими товары. Они делают вывод, что вознаграждение за их работу временно сократилось, и реагируют на изменение экономической ситуации уменьшением количества предлагаемого труда. В обоих случаях понижение уровня цен порождает неверные представления поставщиков об относительных ценах, что побуждает их уменьшить объем предлагаемых товаров и услуг.
Кейнсианская теория жесткой заработной платы. Другое объяснение положительного наклона краткосрочной кривой совокупного предложения основано на работах Джона Мейнарда Кейнса. Согласно Кейнсу и его последователям, кривая совокупного предложения имеет положительный наклон потому, что в краткосрочном периоде заработная плата изменяется очень медленно, иными словами, она отличается «жесткостью». В какой-то степени жесткость номинальной заработной платы объясняется долгосрочными контрактами между рабочими и фирмами, в которых фиксирован ее размер. Кроме того, замедленная реакция может быть связана с принятыми нормами и понятиями о справедливости, которые влияют на установление заработной платы и почти неподвластны времени [11 c. 688].
Представим, что фирма выплачивает рабочим номинальную заработную плату, основанную на ожидании определенного уровня цен. Если уровень цен Р оказывается ниже ожидаемого, а номинальная заработная плата остается жестко равной W, реальная заработная плата W/P оказывается выше запланированной фирмой величины. Т.к. заработная плата составляет основную часть издержек производства фирмы, высокие реальные заработки означают их повышение. Реакция фирмы заключается в сокращении числа работников и снижении объемов производства товаров и услуг. Другими словами, жесткость заработной платы означает, что при низком уровне цен на товары производство становится менее выгодным, что побуждает фирму к снижению объема предлагаемых товаров и услуг.
Неокейнсианская теория жестких цен. Еще одна теория, объясняющая краткосрочную кривую совокупного предложения. В отличии от Кейнса, неокейсианцы подчеркивают инертность к изменениям экономических условий не только заработной платы, но и цен на другие товары и услуги, связывая ее с издержками регулирования цен, т.е. издержками «меню»: стоимостью печати и распространения каталогов, а также временем требующимся на изменение ценников. В результате цены на товары и услуги, также как и заработная плата, в краткосрочном периоде отличаются жесткостью [11 c. 688].
Предположим, что каждая фирма основываясь на собственной оценке экономической ситуации, заранее объявляет цены на свои товары, после чего в экономике происходит непредвиденное сокращение предложения денег, которое ведет к снижению общего уровня цен в долгосрочном периоде. В изменившихся условиях некоторые фирмы медленно снижают цены, другие компании, в стремлении избежать дополнительных издержек «меню», запаздывают. Так как цены «отстающих» фирм слишком высоки, объем продаж снижается, что, в свою очередь, вынуждает компании сокращать производство и число работников. Иными словами, вследствие различной реакции фирм на изменение экономических условий при непредвиденном снижении уровня цен некоторые фирмы не успевают скорректировать цены, а высокие цены обусловливают сокращение объема продаж и вынуждают компании к ограничению объемов производства и числа работников.
Итак, положительный наклон краткосрочной кривой совокупного предложения объясняют три концепции: неверных представлений; жесткости заработной платы и жесткости цен. Отметим, что каждая из трех концепций краткосрочного совокупного предложения подчеркивает проблему, которая, по всей видимости, является лишь временной. С чем бы ни был связан положительный наклон кривой совокупного предложения – с неверными представлениями, жесткой заработной платой или жесткими ценами - в конце концов, неверные представления будут исправлены, номинальная заработная плата урегулирована, а цены изменятся, следовательно, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна.
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения
Обратим внимание на то, что в условиях реального рынка встречаются не два контрагента – продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов столов и стульев и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, желает приобрести эти, а возможно и другие товары. Так цены, по которым предлагаются и покупаются столы и стулья, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих, можно сказать, массовых, а не единичных сделок. Объемы предложения и спроса на рынке товаров и услуг устанавливаются в соответствии с регулирующей ценой, а цена, в свою очередь, зависит от объемов спроса и предложения, от соотношения между ними.
В данном случае, мы говорим не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Иными словами, конкретные товары – столы и стулья, галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры – объединяются в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. А спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потребителей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.
Итак, совокупный спрос – общая сумма спросов на конечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги [21 с. 246].
Совокупное предложение – сумма стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг [21 с. 247].
Получается, что совокупный спрос – спрос на потребительские и инвестиционные товары (услуги), а совокупное предложение соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП).
Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, т.е. такая же как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением отдельного товара и ценой на этот товар.
Однако при рассмотрении агрегированных показателей, мы наблюдаем следующее различие. Дело в том, что совокупный спрос совокупное предложение – это не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а качественно новая категория.
Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропорционально росту доходов, поскольку с увеличением доходов они не все направляются на потребление, а частично откладываются на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предложения товаров и услуг, растущего вместе с ростом национального продукта, оказывается излишней по отношению к изменившемуся объему и структуре спроса. В этом случае производители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Предприниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные издержки), либо сокращать производство.
Может возникнуть и другая ситуация, кстати, достаточно характерная на протяжении длительного времени для нашей страны. Ее отличало иное соотношение динамики агрегированных величин: не предложение опережало спрос, а, напротив, совокупный спрос обгонял совокупное предложение. В этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основываются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы своевременно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сбалансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее (противоречивее).
Когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса.
Заключение
Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.
Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.
Товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.
Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.
Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.
Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений.
Отметим, что существует три различные, но связанные между собой причины по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги: потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса означающий, что снижение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению предъявляемого спроса на общее количество товаров и услуг.
Положительный наклон краткосрочной кривой совокупного предложения объясняют три концепции: неверных представлений; жесткости заработной платы и жесткости цен. Отметим, что каждая из трех концепций краткосрочного совокупного предложения подчеркивает проблему, которая, по всей видимости, является лишь временной. С чем бы ни был связан положительный наклон кривой совокупного предложения – с неверными представлениями, жесткой заработной платой или жесткими ценами - в конце концов, неверные представления будут исправлены, номинальная заработная плата урегулирована, а цены изменятся, следовательно, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее.
Мы выяснили, что когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса.
Итак, рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе и предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. Таким образом, для каждого вида товара рыночная цена зависит от соотношения предложения его на рынке и спроса на него.
Список используемых источников
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 1997. – 568 с.
2. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.: ил.
3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – СПб.: - Москва-Харьков-Минск, 1997.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д.
Микроэкономика/ пер. с англ. В.Лукашевича и др.; под общ. ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича. – СПб., 1994. – 448 с.
5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 386 с.: ил.
6. Курс экономики / Под ред. проф. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
7. Майбруд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 560 с.
8. Макконнел, Кемпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 1 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,1997 – 399 с.
9. Макконнел, Кемпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 2 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,1997 – 400 с.
10. Меньшиков С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний. – М.: Международные отношения, 1999. – 400 с.: ил.
11. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер КОМ, 1999. – 784 с.
12. Осинин Н.И. Законы и модели экономики: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. – 212 с.
13. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус Экономика: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 1997. – 800 с.: ил.
14. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей / под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. – МГУ, 1993. – 407 с.
15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М.: Экономика-Техлит, 1996.
16. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/ под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 544 с.
17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 1999. – 864 с.
18. Ховард К. и др. Экономическая теория / Г. Журавлева, Н. Эриашвили. – М.: Банки и Биржи; ЮНИТИ, 1997.
19. Экономика: Учебник / под ред. доц. А.С. Булатова 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бек, 1997. 816 с.
20. Экономика: Учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – 896 с.
21. Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 1997. – 368 с.
22. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / под ред. В.Д. Камаева / 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1999. – 640 с.
23. Экономическая теория (политэкономика): Учебник / под общей ред. акад. В.И. Видянина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.; ИНФРА-М, 1997. – 560 с.
24. Сорокин А.В. Равновесие по Вальрасу. Случай обмена двумя товарами // Вестник Московского университета: Научный журнал. – 2004. - №6. – с. 28.
25. Эдер Л.В.
Перспективы спроса на нефть в США // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. – 2004. - №11. – с. 146.