Взаимоотношения предприятия с бюджетом на примере Дальневосточного морского пароходства
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы региональной экономики»
на тему: «Взаимоотношения производственного предприятия с бюджетом»
на примере ОАО «ДВМП»
Руководитель В.В. Савалей
Исполнитель А.А. Крючков, ст. гр. МН-95-03
Владивосток 1997
Содержание
Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения 4
1.2 Функции налогов 7
1.3 Роль налогов в формировании финансов государства 9
1.4 Виды налогов 10
1.5 Федеральные налоги с физических лиц 12
1.6 Налоги субъектов Российской Федерации 16
1.7 Местные налоги с физических лиц 16
2. Практическая часть 19
2.1 Краткая история предприятия и его основные показатели 19
2.2 Структура объема реализации по основным видам услуг 23
2.3 Внешние факторы рынка 25
2.4 Политика ценообразования на предприятии 28
2.5 Взаимоотношение предприятия с бюджетом 29
Заключение 34
Список литературы 36
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе по дисциплине «Региональная экономика» рассматривается взаимоотношение предприятия с бюджетом на примере открытого акционерного общества «Дальневосточное морское пароходство» (ОАО «ДВМП»).
Так как взаимоотношение предприятия с бюджетом осуществляется через налоги, теоретическая часть данной работы посвящена налогообложению. В ней рассматриваются сущность и функции налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В практической части описана деятельность организации, оказываемые виды услуг, показана динамика основных экономических показателей, рассмотрены внешние факторы рынка и т.д.
Несмотря на сложное экономическое положение в стране, компания продолжает развиваться, обновлять флот, намеренно придерживаясь курса сохранения характера национального общественного перевозчика с универсальным составом судов. Уже сейчас активы компании оцениваются независимыми иностранными аудиторами в один миллиард американских долларов. И они почти полностью финансируются из собственных источников. В 1994 г. по решению Международного Экспертного Совета ОАО «ДВМП» включено в каталог «Элита российского бизнеса – золотые фирмы года», а в 1995 г. эта элитарная международная организация включила ДВМП в список 20 ведущих российских компаний, внесших наибольший вклад в стабилизацию и развитие экономики страны.
В практической части также рассчитываются выплаты всех отчислений ОАО «ДВМП», составляются таблицы налоговых платежей.
Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов имели законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и некоторые другие. Налоговая политика во многом определяет ход и направления хозяйственно финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что в конечном счете сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.
Бюджетно-финансового система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности.
Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. Для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбор надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В течение 1992-93 гг. серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. Однако неоднократно при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».
На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 г. в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения.
Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
- ;
- ;
- ;
-
-
-
-
-
Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.
Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи питают бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится чуть менее половины суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причем 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам стразовых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют:
в пенсионный фонд – 28% (кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования – 5,4%; в фонд занятости населения – 2% (с 1996 г. – 1,5%); в фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами).
По мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления, косвенные налоги эволюционировали: от однократного налогообложения потребительских товаров на стадии конечного потребления к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, то есть от акциза к налогу с оборота, и затем на добавленную стоимость к акцизам.
В нашей стране платежи государственных предприятий из прибыли не носили налогового характера. В 1913 г. государственное хозяйство, включая казенную винную монополию, обеспечивало 60% доходов бюджета, а прямые налоги – всего лишь 6%. В 1987 г. доля прямых налогов в доходах госбюджета СССР составляла 8,2%, а платежи госпредприятий их прибыли и налог с оборота – 61%. Другими словами, налоговая система в России хотя и видоизменялась по составу и значению отдельных налогов, но по сути оставалась закостенелой.
Осуществление рыночных преобразований в экономике России активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и введенного в 1991 г. налога с продаж были введены два других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 г. налога на добавленную стоимость соответствует требованиям рыночных отношений, так как охватывает и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех стадиях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.
1.2 Функции налогов
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особо централизованного звена распределительных отношений.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.
Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового пресса в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.), но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.
В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов. На начало 1994 г. на территории РФ установлены 44 вида налогов, сборов и других платежей, в том числе 16 федеральных, 5 региональных, то есть налогов субъектов РФ – республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований, и 23 местных. Большая их часть имеет чисто фискальное предназначение, и лишь по некоторым просматривается регулирующая функция. Казалось бы, акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену, призваны сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего. Однако даже в условиях экономического кризиса производство табачных и алкогольных изделий и их потребление в России (сюда надо добавить и импортируемое количество) не уменьшаются.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот:
-
-
-
-
-
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
-
-
-
-
Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.
Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют отраслевую принадлежность.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.
При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак, курортный сбор).
1.3 Роль налогов в формировании финансов государства
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, так как они обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.
Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Также создается фонд обязательного медицинского страхования.
В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной основе и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной статей.
Опыт европейских бывших социалистических стран, где реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры в основном сводятся к следующему.
Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного дефицита и способов его погашения. Дефицит погашается выпуском государственных привлекательных (с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг, продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ, доходами от приватизации и т.д. Использование кредитов Центрального банка резко ограничивается и переводится на коммерческую основу.
Существенно перестраивается структура расходной части бюджета. В ней повышается доля социальных выплат и снижается доля расходов хозяйственного назначения. Прежде всего снижаются (на 70-80% и более) дотации убыточным государственным предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства.
Перестраивается и структура доходной части бюджета. Бремя налогов в значительной мере переносится со сферы производства на сферу обращения и потребления. Этим стимулируется расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а следовательно и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций на рынке ценных бумаг и др.). Частично используются налоги прямой антиинфляционной направленности (превышение определенного размера оплаты труда облагается налогом, вводятся дополнительные платежи от доходов предприятий-монополистов, устанавливается прогрессивное налогообложение личных доходов).
Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться.
Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимосвязи между увеличением доходов и производительностью труда. Последствия инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая –дефицитность госбюджета, увеличение государственного долга.
В числе причин инфляции особо следует об экономическом поведении хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень налогообложения, идут на завышение цен (там, где это возможно) с целью получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста налоговой ставки.
Увеличение доли налоговых отчислений от балансовой прибыли в основном обусловлено ростом средней заработной платы, превышающим ее нормируемый не облагаемый налогом уровень, выплатами ряда налогов и сборов, которые ранее относились на себестоимость (налог на имущество, налог на рекламу).
Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: золотая середина определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя их потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.
1.4 Виды налогов
Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы» впервые в российской практике налоги разделены на три вида:
-
-
-
Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны.
К федеральным налогам относятся:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.
Полностью в федеральный бюджет зачисляются лишь таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за использование названия «Россия», сбор за регистрацию банков и их филиалов. Доля этой налоговой массы очень незначительна. Все остальные и к тому же основные налоги в различных пропорциях поделены между федеральным бюджетом и бюджетами территорий.
Территориальные (субъектов Федерации) бюджеты имеют также собственные, закрепленные за ними налоги:
-
-
-
-
-
Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Использование остальных местных налогов является прерогативой местных властей, однако по большинству налогов установлены верхние пределы ставок. Наиболее распространенными в настоящее время являются:
-
-
-
-
-
-
С 1994 г. Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль.
1.5 Федеральные налоги с юридических лиц
1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.
В условиях рыночной экономики стоимость реализуемой продукции, работ, услуг исчисляется как исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, так и исходя из государственных регулируемых оптовых и розничных цен и тарифов, применяемых на отдельные виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, оказываемых населению.
Объектом налогообложения являются обороты от реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказываемых услуг.
Плательщиками налога являются:
-
-
-
Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:
1)
2) 20% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых фактически списана в отчетном периоде на издержки производства и обращения.
2. Налог на прибыль предприятий, объединений и организаций
Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.
Однако, в отличие от НДС, данный налог является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Начиная с 1994 г. налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями по ставке 35% от балансовой прибыли, а по доходам от посреднических операций и сделок – 43%.
Помимо налога на прибыль предприятия и организации уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:
-
-
-
-
Налоги с доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, а также от участия в уставных фондах других предприятий взимаются по ставке 15%, с доходов банков – 18% у источника этих доходов.
Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках реализации основных направлений экономической политики, действующим законодательством установлена система налоговых льгот, позволяющих существенно снизить сумму налога на прибыль.
3. Акцизы
Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Они устанавливаются как правило на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.
Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом обложения акцизами являются обороты по реализации подакцизных товаров собственного производства.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых подакцизных товаров, исчисленная исходя из реализации без учета налога на добавленную стоимость.
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством РФ. К таким товарам, в частности, относятся: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, вина виноградные, коньяк , шампанское, пиво, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов и морепродуктов, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), другие товары народного потребления, а также нефть и нефтепродукты.
4. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
Данные налоговые платежи по механизму исчисления и взимания мало чем отличаются от других косвенных налогов, однако они носят целевой характер и служат главным образом источником финансирования проводимых государством мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения и соответственно зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные фонды – Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрено взимание следующих налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили и налога на приобретение автотранспортных средств.
Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, дизельных и автотракторных масел, сжатого и сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива) являются юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Объектом налогообложения для предприятий – изготовителей горюче-смазочных материалов является оборот по реализации горюче-смазочных материалов исходя из фактических цен реализации без НДС. При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от реализации (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС).
Налог уплачивается по ставке 25%, как правило, ежедекадно, ежемесячно и ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота и в соответствии с действующим законодательством полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.
Плательщиками акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан являются предприятия – изготовители легковых автомобилей, реализующие легковые автомобили в личное пользование граждан.
Объектом налогообложения акцизами является оборот по реализации легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Ставки акцизов на легковые автомобили, реализуемые предприятиями-производителями в личное пользование граждан, устанавливаются Правительством РФ.
Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации и физические лица-предприниматели.
Объектом налогообложения являются: при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг – выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг); при перепродаже покупных товаров – заготовительный, снабженческо-бытовой или торговый оборот. При этом из налогооблагаемой базы исключается НДС, акцизы и налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, по ставкам, установленным в зависимости от мощности двигателей с каждой лошадиной силы.
Данным налогом облагаются транспортные средства, которые в установленном порядке подлежат регистрации в Госавтоинспекции, Военной автоинспекции, Госсельхознадзоре, министерствах и ведомствах, а также других аналогичных органах с получением государственных регистрационных знаков для участия в дорожном движении.
Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются предприятия, организации и предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
Налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется от продажной цены (без НДС и акцизов) по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили – по ставке 20%; прицепы и полуприцепы – по ставке 10%.
К специальным автомобилям относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и использования установленного на них специального оборудования.
Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей перепродажи, налогом не облагаются.
5. Транспортный налог
Транспортный налог в ранге обязательного федерального налога введен в налоговую систему Российской Федерации начиная с 1994 г.
До этого такой налог мог устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ начиная с 1992 г.
Налог взимается с юридических лиц (кроме бюджетных организаций) в размере 1% от их фонда оплаты труда независимо от источника его формирования и в полном объеме включается в состав издержек производства и обращения.
Суммы транспортного налога направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, а также пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.
1.6 Налоги субъектов Российской Федерации
1. Налог на имущество предприятий
Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.
Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.
Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
2. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
Данный сбор устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может превышать размера 1% от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории регионов.
1.7 Местные налоги с юридических лиц
1. Плата за землю
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России.
2. Налог на рекламу
Налог на рекламу является одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ, услуг.
Плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:
-
-
Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).
Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческой цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.
Ставка налога на рекламу устанавливается в размере до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя.
3. Местные сборы
Сбор со сделок, совершаемых на биржах.
Источником уплаты данного сбора является прибыль предприятия, оставшаяся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль.
Объектом сбора является сумма сделок, совершаемых на бирже.
Плательщиками сбора являются участники сделки, осуществляющие в установленном порядке эти операции, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами.
Сбор вносится участниками сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки.
Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей устанавливается на основании Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Объектом обложения сбора является стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущена лотерея.
Плательщиками лицензионного сбора являются предприятия, организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, иностранные фирмы, филиалы и другие подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также граждане – устроители местных аукционов и лотерей, имеющие разрешение на их проведение.
Ставки лицензионного сбора устанавливаются решениями районных и городских органов государственной власти в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты.
Сбор за право торговли устанавливается районными, городскими (без районного отделения), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти.
Плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, их дочерние образования и филиалы, а также граждане РФ и других государств, осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.
Конкретные ставки сбора за право торговли определяются местными представительными органами власти при принятии решения о введении этого сбора в зависимости от места расположения торговой точки, объема реализации и вида товара и т.д.
Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках, приобретают временный патент на право торговли.
На право торговли с временных торговых точек в местах, определенных исполнительными органами власти, юридическим и физическим лицам выдается разовый талон.
На торговлю товарами, облагаемыми акцизами, исполнительными органами власти, на территории которых производится торговля, выдается лицензия сроком на год.
Таким образом, уплата сбора за право торговли производится при приобретении патента или лицензии на право торговли, либо разового талона.
Целевые сборы с граждан и предприятий, организаций, учреждений на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели устанавливаются в соответствии с подпунктом «ж» п.1 ст.21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Введение целевых сборов на те или иные цели определяется органами власти для решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе.
Предельный размер ставки сборов не может превышать размера 3% фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3% от 12 минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда для физического лица на все виды целевых сборов по совокупности.
4. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
Плательщиками налога являются юридические лица – предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, его конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органами власти в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Краткая история предприятия и его основные показатели
Дальневосточное морское пароходство берет начало в 1878-79 гг., когда в России была проведена всенародная кампания по сбору средств для создания Добровольного флота. Необходимость организации Добровольного флота вытекала из экономического и политического положения России во второй половине XIX века. Россия в это время значительно отставала от ведущих держав мира по составу флота. На собранные деньги были закуплены за границей три судна: «Россия», «Москва», «Петербург». В мае 1879 г. правительство утвердило положение общества «Добровольный флот». Оно предусматривало, что суда новой организации в первую очередь должны использоваться для пароходных линий на Дальний Восток.
1880 год вошел в историю русского мореплавания как год установления регулярных товаропассажирских рейсов отечественных судов из европейской России на Дальний Восток и начала работы первой русской международной пароходной линии между портами стран Запада и Востока.
Эту страницу истории открыл пароход «Москва». 9 марта 1880 г. он вышел из Одессы на Дальний Восток под командованием капитан-лейтенанта С.Н. Чирикова. На борту было более 1000 тонн груза, в основном продовольственные и производственные товары, а также первые два пассажира. После 46 дней плавания «Москва» благополучно достигла Владивостока 25 апреля 1880 г. Представитель Добровольного флота основал агентство во Владивостоке и организовал Дальневосточное морское пароходство.
Первый рейс парохода «Москва» во Владивосток положил начало регулярным перевозкам между российским Черным морем и тихоокеанскими портами. До завершения строительства Великой сибирской железной дороги эта морская линия была единственным маршрутом, соединяющим Дальний Восток с центральными регионами страны. Добровольный флот подготовил почву для обширного, всестороннего развития дальневосточных территорий. Тихоокеанское географическое расположение России таково, что морской транспорт остается исключительным средством доставки запасов на Сахалин, Курильские острова, Магадан. Камчатку и северо-восточные арктические районы. От морского транспорта непосредственно зависит экономика Дальнего Востока в целом, и его развитие связано с деятельностью Дальневосточного морского пароходства – компании, остающейся стабильной и устойчивой несмотря на все препятствия.
Современная страница история ДВМП открывается Указом Президента Российской Федерации №721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основе Дальневосточного морского пароходства было учреждено акционерное общество открытого типа «Дальневосточное морское пароходство», являющееся правопреемником прав и обязанностей преобразуемого предприятия.
Полное фирменное название Общества: «Открытое акционерное общество «Дальневосточное морское пароходство»;
Латинская транскрипция: Far Eastern Shipping Company PLC;
Сокращенное наименование Общества: ОАО «ДВМП»;
Латинская транскрипция: FESCO;
Юридический адрес и местонахождение Общества: 690019, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 15.
Основной целью Общества является получение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
-
-
-
-
-
-
-
Общество имеет представительства в следующих странах:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Уставной капитал Общества составляет 1 643 593 000 000 рублей. Общество имеет 1 643 593 000 размещенных обыкновенных акций. Номинальная стоимость акции составляет 1 000 рублей. Все акции являются именными бездокументарными.
Учредителем общества является Комитет по управлению имуществом Приморского края.
За прошедший после последнего собрания год в структуре ОАО «ДВМП» произошли следующие изменения:
-
-
-
-
-
Ведущими акционерами компании являются:
-
-
-
-
-
- First Boston» – 15,8%;
-
В течение года наблюдалось перераспределение акций между российскими физическими лицами и иностранными инвестиционными компаниями. В руках иностранных инвесторов сосредоточено сейчас 39,3% всех акций пароходства. Безусловно, это отражает интерес западных инвесторов к пароходству со всеми вытекающими из этого последствиями. Привлекательной стороной для потенциальных инвесторов выступает надежная обеспеченность акций пароходства ликвидными активами, отсутствие долгов, стабильное положение на рынках продажи услуг. Однако увеличение доли иностранных акционеров может повлечь за собой ряд нежелательных для работников пароходства мер, например таких, как сокращение численности кадров до международного уровня, прекращение финансирования детских садов, лагерей, больниц и т.п. Все это – результат поспешной продажи акций работниками ОАО «ДВМП». Имея менее 14% акций на руках, служащие компании должны помнить, что они – наемная рабочая сила, и отношения к владению компанией почти не имеют.
Табл. 2-1
Динамика основных экономических показателей деятельности
предприятия ОАО «ДВМП» за два года
Показатели |
1995 г. |
1996 г. |
1. Объем реализации услуг, млрд. руб. |
1915 |
2225 |
2. Численность работающих, чел. |
15723 |
14583 |
3. Среднегодовая выработка на 1 работающего, млн. руб. |
122 |
153 |
4. ФЗП, млрд. руб. |
180 |
210 |
5. Среднемесячная заработная плата 1 работающего, тыс. руб. |
950 |
1200 |
6. Стоимость ОПФ, млрд. руб. |
3740 |
3280 |
7. Фондоотдача общая |
51,2% |
67,8% |
8. Себестоимость, млрд. руб. |
701 |
767 |
9. Прибыль, млрд. руб. |
62,2 |
53 |
10. Рентабельность |
8,89% |
6,9% |
Негативное влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятия продолжала оказывать убыточная работа пассажирского флота. Убытки по пассажирскому флоту в 1996 г. составили 47,8 млрд. руб. Для сокращения убыточности в этой сфере деятельности пароходство пыталось организовать работу судов «Михаил Шолохов» и «Русь» на европейском и дальневосточном рынках. К сожалению, постоянно изменяющееся налоговое законодательство и таможенные нормы не позволили в значительной мере сократить убытки пассажирского флота. Понимая бесперспективность дальнейшей эксплуатации судов типа «Мария Ермолова», руководством было принято решение об их реализации.
С одной стороны, это не что иное, как уменьшение активов, но в плане финансовой деятельности компании активы, которые приносят убытки, являются пассивами. Для ликвидации убыточности эксплуатации теплоходов «Русь» и «Михаил Шолохов» они переданы в бербоут-чартер иностранным фирмам по ставкам, которые должны обеспечить прибыль по этим двум судам в размере 12,2 млрд. руб.
Несмотря на изложенные выше негативные факторы, пароходство сохраняет резервы валютных средств, которые по российским и международным стандартам могут быть признаны как значительные и в любой момент приведены в действие для обеспечения финансовой стабильности предприятия. Но руководство компании понимает, что резервы должны оставаться в резерве, а финансовую стабильность надо обеспечивать работой компании.
Объективные экономические условия, в которых вынуждено функционировать пароходство, не оставляют компании иного выбора, как последовательное сокращение численности работающих, с безусловным акцентом на сокращение численности работающих береговых предприятий, а также излишней численности плавсостава.
В то время как экономический кризис в стране становится все глубже и с каждым днем растет число предприятий-банкротов, предприятий, где люди по несколько месяцев не получают зарплату, ОАО «Дальневосточное морское пароходство», несмотря на финансовые трудности, продолжает выполнять намеченные ранее социальные программы. В пароходстве не только регулярно выплачивается заработная плата, но накануне годового акционерного собрания 1997 г. изыскана возможность ее повышения на 20%.
Установленные Правительством России критерии для определения удовлетворительной структуры баланса пароходством не нарушаются, причем по большинству критериев имеется достаточный запас прочности. Так, коэффициент абсолютной ликвидности предприятия на 31.12.1996 г. составил 0,14 при теоретически предельных значениях 0,10. Коэффициент общего покрытия или платежеспособности составил 1,21 при предельных значениях 0,70.
В целом анализ баланса предприятия по итогам 1996 г. предопределяет необходимость концентрации усилий руководства компании на таких направлениях, как:
-
-
-
-
-
Планируется шире использовать систему долгосрочной аренды (бербоут-чартер) с правом дальнейшей покупки, а также «удобный флаг» для ускорения реализации программы обновления флота. В настоящее время проводится эксперимент с двумя рефсудами «Дальнегорск» и «Краскино», используя на них кипрский флаг. Анализ их работы говорит в пользу «удобного флага».
2.2 Структура объема реализации по основным видам услуг
Пароходство осуществляет продажу транспортных услуг в четырех основных направлениях:
-
-
-
-
Несмотря на характерную для 1996 г. неплатежеспособность российской клиентуры, все же удалось обеспечить прибыльную работу флота на основных направлениях каботажных перевозок. В целом же прибыль транспортного флота на каботажных перевозках составила 89,1 млрд. руб.
В течение 1996 г. в каботаже шло сокращение перевозок генеральных грузов, его доля в общем объеме составила 2,6%. Основной номенклатурой в каботаже является уголь, его перевозки составили 75,7%. Распределение объемов перевозок в 1996 г. в каботаже показано в табл. 2-2 и 2-3.
Табл. 2-2
Объемы перевозок в каботаже в 1996 г.
Уголь каменный |
75,74% |
Контейн универс КРТЖ (крупнотоннажный) |
18% |
Клинкер |
1,7% |
Контейн универс СРТЖ (среднетоннажный) |
1,2% |
Нефть |
0,75% |
Рыбопродукты |
0,6% |
Цемент |
0,6% |
Грузы разные |
2,6% |
Машины, оборудование |
0,4% |
Табл. 2-3
Объемы перевозок в каботаже по направлениям перевозок
Экспедиции МРХ |
1% |
Приморский край |
4% |
Арктика |
15% |
Петропавловск-Камчатский |
18,6% |
Восточная Чукотка |
23% |
Магадан |
33,3 |
Прочие |
5,3% |
По основным направлениям объемы завозов грузов в 1996 г. продолжали сокращаться на Магаданском и Петропавловском направлениях. На Чукотском направлении они были на уровне предыдущего года, а на Арктическом возросли на 17,8% за счет роста перевозок угля (на 37%).
В перевозках российских внешнеторговых грузов сохранилась тенденция частичной потери грузовой базы. Это объясняется тем, что сектор внешнеторговых перевозок характеризуется жесткой конкуренцией, а российский экспортер, отправляющий свои грузы на российском судне, должен заплатить НДС на сумму провозных платежей. Если же он отправит свои грузы на южнокорейском или китайском судне, то он освобождается от уплаты этого налога. В результате российские судовладельцы оказались полностью неконкурентоспособными с иностранными перевозчиками.
Табл. 2-4
Распределение перевозок грузов в загранплавании по видам перевозки в 1996 г.
Экспорт, кроме ГИФ |
12,2% |
Экспорт ГИФ |
22,7% |
Транзит из России |
2,2% |
Импорт, кроме ГИФ |
6,5% |
Импорт ГИФ |
1,5% |
Транзит в Россию |
1,2% |
МИП ГИФ (перевозки между иностранными портами) |
55% |
В общем объеме перевозок генеральные грузы составляют 23%, круглый лес – 19%, каменный уголь – 16%, контейн универс КРТЖ – 12,71%, алюминий – 8,23%, сталь в пачках – 5%, чугун – 5%, цветные металлы – 4,35%, клинкер – 4%, металлы – 3,3%.
В общем объеме перевозок импорт крупнотоннажных контейнеров составил 55,74%, генгрузов – 15%, лихтера – 7,03%, продовольственных грузов – 6,5%, труб большого диаметра – 3,74%, автотехники – 2,79%, труб малого диаметра – 2,6%, оборудования – 2,37%, труб среднего диаметра – 2,13%, мяса в тушах – 2%.
В экспорте основной страной является Япония, объем торговли с которой составляет 57% от общего объема экспорта. Выросли также перевозки в Южную Корею (в основном контейнеров) на 21% по сравнению с 1995 г. Основной номенклатурой в экспорте остается круглый лес – 19%. В импорте основной номенклатурой перевозок остаются грузы в крупнотоннажных контейнерах. Снизились объемы перевозок из Японии, Вьетнама, но возросли из США (в 3 раза) и Южной Кореи (на 50%).
Линейные перевозки ГИФ осуществляются по следующим линиям: ФАЛ (FESCO – Австралия), ФАЛ-2 (FESCO – Филиппины – Австралия), ФНЗЛ (FESCO – Новая Зеландия), ФАНАЛ (FESCO – Америка), КСДС (FESCO – Южная Корея), ТСКЛ-Гк (Транссибирская контейнерная линия – Гонконг), ТСКЛ-Япония, ГИЛ (FESCO – Индия).
В прошедшем году конъюнктура линейного судоходства на тихоокеанском бассейне продолжала характеризоваться дальнейшим ужесточением конкурентной борьбы как между членами линейных конференций, так и между независимыми перевозчиками, к которым относится и Дальневосточное пароходство. Нарастающий из года в год избыток тоннажа является основной причиной конкуренции и понижения ставок фрахта практически на всех направлениях.
С целью сохранения и укрепления своих позиций Дальневосточное пароходство было вынуждено пересмотреть схемы работы линий и принять существенные меры по сокращению расходов.
В начале 1996 г. пароходство отказалось от прямых заходов линии ФНЗЛ в Японию, а затем, в конце 1996г., от заходов в Шанхай, не потеряв при этом заработка и высвободив одно судно на другие перевозки.
Осуществлены изменения в работе линии «FESCO – Австралия». Линия прекратила заходы в Японию из-за низкой рентабельности.
В 1996 г. линия ФАНАЛ получила дальнейшее развитие. Рост доходов на этом направлении составил 60%.
Хорошо зарекомендовала себя линия КСДС. Она является самой прибыльной. Рост объемов перевозок ставит партнеров (FESCO – Hyundai) перед фактом необходимости постановки на линию более крупных судов.
Трамповые перевозки ГИФ осуществляются по мере поступления заказов от фрахтователей. Анализ работы флота на трамповых перевозках грузов показывает, что рентабельными являются балкеры, щеповозы, лесовозы-пакетовозы.
Объем пассажироперевозок транспортным пассажирским флотом в 1996 г. составил 34,8 тыс. чел. По сравнению с прошлым годом объем перевозок снизился на 28,2 тыс. чел., в том числе в каботаже на 5 тыс. чел. и в загранплавании на 23,2 тыс. чел., соответственно произошло и снижение пассажирооборота. Снижение объемов перевозок и пассажирооборота в каботаже и в загранплавании связано с ежегодным увеличением тарифов за проезд, ростом себестоимости судов, неблагоприятной таможенной политикой и значительного сокращения по этим причинам количества туристических рейсов.
2.3 Внешние факторы рынка
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого менеджер выявляет внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить новые благоприятные возможности и потенциальные угрозы.
В целом исследование внешних факторов рынка включает следующие составляющие: характеристика основных потребителей, возможности расширения целевых рынков, состояние конкуренции на рынке, организация взаимоотношений с поставщиками и партнерами.
Круг клиентов Дальневосточного морского пароходства очень разнообразен и неоднороден. Услугами компании пользуются различные организации и предприятия. ДВМП имеет многочисленную клиентуру на внешнем и внутреннем рынках.
На российском рынке ДВМП ранее оказывало услуги в основном бюджетным организациям, заказы от которых поступали по мере перечисления ими денежных средств. Но в последнее время ДВМП стало невыгодно такое сотрудничество из-за растущей задолженности данных предприятий.
Практически невозможно перечислить всех потребителей данной компании на мировом рынке. Только на одном направлении линии ФАЛ (FESCO – Австралия) услугами FESCO за первое полугодие 1997 г. воспользовались более 200 организаций, среди которых 120 представлены посредническими фирмами, а остальная доля приходится на промышленные и продовольственные предприятия, торговые компании и т.п.
Движение судов по линии ФАЛ: Гонконг – Манила – Мельбурн – Сидней – Брисбен – Манила - Гонконг. Среди наиболее крупных клиентов на данной линии можно выделить следующие организации по количеству перевезенных контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) за первое полугодие 1997 г.:
Отправители из Гонконга на Австралию |
ДФЭ |
Cargo Sves Far East |
353 |
Transunion Int’l |
192 |
Vincent Shpg |
232 |
Wako Express |
280 |
Aws Tomax Shpg |
229 |
Easily Svcs |
272 |
Intergroup Shpg |
385 |
Прочие |
8043 |
Австралия – Манила |
ДФЭ |
Alcoa |
300 |
BHP |
550 |
Comalco |
600 |
McKay Sugar |
300 |
Nestle |
700 |
Pasminco |
300 |
San Miguel |
700 |
Cooliainer |
400 |
Манила – Австралия |
ДФЭ |
San Miguel |
750 |
Michael Waring Trading |
306 |
Ramcor |
120 |
Австралия – Гонконг |
ДФЭ |
Alcoa |
700 |
Comalco |
500 |
Cooliainer |
600 |
GH Michell |
750 |
Montell |
720 |
McKay Sugar |
250 |
Pasminco |
1000 |
Transtar |
600 |
Все перечисленные потребители являются юридическими лицами и располагаются в тех портах, откуда отправляют свои грузы.
Дальневосточное морское пароходство не останавливается на достигнутом и всячески расширяет поле своей деятельности. На данный момент компания добивается разрешения правительства Южной Кореи и Тайваня заходить напрямую в порты Пусан, Келунг, Каошинг. Это позволило бы перевозить из Тайваня на Австралию 2500 контейнеров в год, из Южной Кореи на Австралию 2200 с обратной тягой на Тайвань из Австралии порядком 3500 и на Южную Корею – 2500 контейнеров в год. Также предусматривается расширение других, наиболее перспективных линий. В частности, из Японии планируется отправлять на Австралию 5400, а из Австралии на Японию – 7000 контейнеров. По линии ФАНАЛ – из Папуа Новой Гвинеи – 2200, а из Америки – 3500 контейнеров в год.
Необходимым этапом маркетинговых исследований является изучение конкурентов, действующих на этом же рынке. Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, это самый очевидный фактор внешней среды предприятия. Целью исследований деятельности конкурентов является выявление сильных и слабых сторон у себя и у конкурентов, определение собственных позиций на рынке (позиционирование) и, в конечном счете, улучшение конкурентоспособности предприятия.
Конкурентами FESCO на международном рынке являются как и независимые перевозчики – аутсайдеры, так и компании, входящие в конференцию – союз судовладельцев. Наиболее крупные конкуренты FESCO по линейным перевозкам:
1.
P&O Shipping Company – Австралия;
ANL – Australian Nation Line – Австралия;
NOL – Nippon Ouan Line – Япония;
Yang Ming – Тайвань;
ZSL – Zim Shipping Line – Израиль.
2.
Cosco – Китай;
Hanjin – Южная Корея;
MSC – Mediterranean Shipping Company – Австралия.
По линии ФАЛ независимые перевозчики и конференция работают с равными периодами отхода судов – раз в неделю, проигрывает лишь MSC, выполняя два отхода за месяц. Все компании кроме Cosco и FESCO, работают через Сингапур на Австралию. FESCO и Cosco выполняют прямые рейсы из Гонконга на Австралию, что дает им преимущества перед другими конкурентами. Транзитное время доставки грузов из Гонконга на Австралию у FESCO: до Мельбурна – 15 дней, до Сиднея – 17, до Брисбена – 19. Время доставки грузов у конкурентов FESCO в некоторые порты больше: до Мельбурна – 15 дней, до Сиднея – 18, до Брисбена – 21. Но FESCO проигрывает старым флотом в возрасте свыше 15 лет, который чаще выходит из строя и требует ремонта. У конкурентов FESCO на мировом рынке возраст флота не превышает 15 лет. Это их основное преимущество.
В последние годы основной грузопоток смещается на Китай и Тайвань в связи с дешевизной там рабочей силы и быстрого экономического роста. В связи с этим резко возросла конкурентная борьба с конференцией и аутсайдерами, старающимися перехватить груз у FESCO за счет уменьшения частоты отходов, транзитного времени, а также путем понижения ставок фрахта.
По внутренним перевозкам пароходство практически не имеет конкурентов. Это единственная компания на Дальнем Востоке с таким количеством судов с большой грузовместимостью, остальные перевозчики – это мелкие компании с единичным количеством малых судов. Они осуществляют перевозку мелких партий, суда же ДВМП рассчитаны на гораздо больший объем перевозок.
Партнерами ОАО «ДВМП» являются агентские компании, которые находятся в различных портах по всему миру. Ниже приведены наиболее крупные из них:
Гонконг – FESCO LINES (H K) LTD;
Манила – FILSOV SHIPPING CO.;
Австралия – FESCO LINES AUSTRALIA PTY;
Тайвань – WALLEN SHIPPING CO.;
Китай – YENWIN, PENAVICO;
Макао – LEVINDA;
Новая Зеландия – FESCO LINEZ (N Z) LTD;
Америка – FESCO AUSTRALIA NORTH AMERICA;
Южная Корея – TRANSORIENT;
Япония – UNITED ORIENT SHIPPING CO.;
Тайвань – THASOS SHIPPING CO.;
Сингапур – SINSOV SHIPPING CO.
Взаимоотношения Дальневосточного морского пароходства с агентами регулируются агентскими соглашениями, где оговариваются права и обязанности каждой из сторон. Агенты действуют по поручению компании. В частности, основными задачами агентов являются буккирование грузов и обработка судов в портах. Также в обязанности агента входит реклама деятельности компании, сбор фрахта с грузоотправителя, заключение сделок и другие функции, оговоренные в агентских соглашениях.
За свои услуги агент берет с судовладельца агентскую комиссию с фрахта: аутерная комиссия 5%, инвортная комиссия – 2,5%. Кроме того, за обработку каждого судна в порту агент берет с компании агентское вознаграждение, которое зависит от количества судозаходов в порты, которые обслуживает агент.
2.4 Политика ценообразования на предприятии
Искусство ценообразования – очень тонкая вещь. Ведь оно включает не только установленные цены, но и способ оплаты, виды скидок, политику изменения цен, определение цен на дополнительные или непредвиденные услуги.
Неосязаемый характер услуг затрудняет процесс ценообразования. Стратегия установления цены должна быть увязана с перспективными целями организации и общим направлением ее развития.
Политика ценообразования Дальневосточного морского пароходства основана на заключении договора с заказчиками. На внутреннем рынке на определенных направлениях перевозок действуют свои тарифы. Если ранее ставки тарифов устанавливались государством, то на данный момент согласно Постановлению Правительства РФ от 7.03.1995 №239 органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право самостоятельно регулировать тарифы и надбавки на услуги морского транспорта по перевозке грузов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Согласно данным тарифам, предприятием устанавливается цена за предоставляемые услуги, которая удовлетворяет и судовладельца, и нанимателя судна. Они заключают договор, в котором оговорена ставка тарифа. В настоящее время пароходство работает по тарифам Прейскуранта 11-01 с коэффициентом 5344,8 для перевозки контейнеров на направлениях Владивосток – Петропавловск-Камчатский и Восточный – Магадан, а также с коэффициентом 3817,7 для всех остальных грузов и направлений перевозок. В 1996 г. в договорах на перевозку из п. Восточного в Петропавловск-Камчатский были согласованы тарифные ставки, превышающие дальневосточные на 20%, а из порта Беринговский в Петропавловск-Камчатский – на 40%.
На внешнем рынке установление цены за предоставляемые услуги на направлениях линий также регулируется тарифами. Тарифы грузоперевозок на каждой линии складываются по-разному. На одних линиях средний тариф выше, на других ниже. За основу берется действующий тариф конференции, против которого FESCO котирует свои тарифы с небольшим отклонением в меньшую сторону (на 5-10%).
Тарифы каждой линии публикуются в отдельных изданиях, и каждая номенклатура груза имеет свой тариф. Тариф не зависит от веса, а зависит от качества перевозимого груза и номенклатуры. Наиболее высокие тарифы распространяются на пищевые продукты, электронику, технику и в целом на готовую продукцию. Ниже тариф на перевозку полуфабрикатов, химикатов и металлических изделий. Самый низкий тариф – на перевозку сырьевых грузов.
Каждые полгода собирается большое совещание всех перевозчиков по направлениям линий как членов конференции, так и аутсайдеров, в котором принимает участие и FESCO. На этом совещании происходит обсуждение общей тенденции рынка, вопросов ценообразования, возможности поднятия минимального уровня тарифа до определенного уровня исходя из возможности рынка на данный момент и прогнозов на следующие полгода. Таким образом, конкурируя между собой, компании предпочитают сегодня кооперировать по вопросам ценообразования и тарифной политики, проводя общую линию работы с клиентурой, морскими профсоюзами и т.д.
2.5 Взаимоотношение предприятия с бюджетом
Финансовый 1996 г. Дальневосточное морское пароходство закончило с прибылью в 53 млрд. руб. Это даже лучший результат, чем было запланировано. Пароходство работает успешно. Даже списав и продав более 20 судов, компании удалось сохранить доход в иностранной валюте на уровне 1995г.
Таким образом, пароходство сделало все возможные шаги, чтобы добиться максимальной прибыли. Ведь в составе ДВМП находится очень большое количество старого, убыточного и нерентабельного флота – это и суда СА-15, и САС-8, и пассажирские. Они, к сожалению, не пользуются спросом на рынке, так как их эксплуатация не окупается никаким фрахтом. В свое время эти суда были «распределены» Дальневосточному пароходству без учета того, во что обойдется ДВМП владение таким флотом. Сегодня он тяжелым бременем пребывает на балансе компании. Возможность от него избавиться – это и возможность получать большую прибыль.
Неадекватное налогообложение, особенно в той его части, которая исчисляется от доходов предприятия и его активов, значительно осложнили работу пароходства в 1996 г. При этом налог на пользователей автомобильными дорогами увеличился с 8 млрд. в 1994 г. до 60,6 млрд. руб., налог на имущество, соответственно, с 18,4 млрд. до 62,6 млрд. руб. В 1996 г. платежи только по двум этим налогам составили 123 млрд. руб.
В 1996 г. получено валового дохода на 2 трлн. 225 млрд. руб., на 367 млрд. руб. больше, чем в 1995 г., балансовая же прибыль предприятия составила 53 млрд. руб., или 24% от валовых доходов, при этом она снизилась по сравнению с 1995 г. (62,2 млрд. руб.), что в основном объясняется ростом суммы налогов. Этих налогов в 1996 г. было уплачено на 16,5 млрд. руб. больше, чем в 1995 г.
В 1996 и уже в 1997 г. пароходство еще раз предприняло попытку уменьшить размер налога на пользование автомобильными дорогами, применяемого к предприятиям морского транспорта, с 3 до 2% от валового дохода. Даже краевая дума проголосовала большинством голосов за 2%, однако краевая администрация наложила вето, поэтому продолжается выплачиваться 3%.
Есть компании, в том числе и судоходные, которые имеют отсрочки по платежам. Пароходство же платит точно в срок все виды обязательных отчислений – в пенсионный фонд, подоходный налог с заработной платы, в органы социального страхования и прочие.
К внешним факторам, которые мешают увеличить прибыль, относится и значительная задолженность грузополучателей по перевозкам грузов в каботаже для Крайнего Севера и нужд Министерства обороны. Только 44 млрд. руб. должна Чукотская торговая компания, Минобороны – 28 млрд., Магаданская ТЭЦ – 3,5 млрд., администрация Сахалинской области – 2,5 млрд. (перевозка пассажиров на Курилы). Из-за этих задержек ощущается острая нехватка оборотных средств для оплаты расходов пароходства флота.
Наряду с этим в 1996 г. продолжался рост цен на бункерное топливо, Сегодня топливо в российских портах на 30-40% дороже, чем в Сингапуре, Если такие показатели, как расходы на заработную плату, страхование, техническую эксплуатацию удается удерживать на уровне аналогичных показателей конкурентов, то расходы на бункер и налоговые платежи явно превышают рыночные стандарты.
Платежи в бюджет ОАО «ДВМП» за 1995 г.
Показатели |
тыс. руб. |
Налог на имущество |
37 238 287 |
Налог на прибыль |
15 500 000 |
Плата за право на пользование недрами и выбросы |
122 825 |
Земельный налог |
244 694 |
Специальный налог |
1 963 492 |
Налог на добавленную стоимость |
22 476 385 |
Экспортные таможенные пошлины |
178 674 |
Импортные таможенные пошлины |
100 778 |
Подоходный налог |
25 768 714 |
Транспортный налог |
1 814 444 |
Прочие налоги |
75 513 988 |
Итого |
180 922 281 |
Отчисления на социальные нужды |
Ставка налога |
тыс. руб. |
В пенсионный фонд |
28% от ФОТ |
49 271 714 |
В фонд занятости населения |
2% от ФОТ |
3 139 393 |
В фонд обязательного медицинского страхования |
3,6% от ФОТ |
6 148 343 |
Фонд социального страхования |
5,4% от ФОТ |
9 497 269 |
Итого |
68 002 719 |
Взаимоотношения предприятия с бюджетом проходит через налоги в следующей последовательности:
1.
2.
3.
Распределение налогов и сборов по бюджетам за 1996 г. ОАО «ДВМП», тыс. руб.
Наименование налога |
Ставка налога |
Уплачено |
Федерал. |
Краевой |
Местный |
Налог на добавленную стоимость |
20% |
27 870 074 |
20 902 555 |
6 967 519 |
|
Специальный налог |
3%, с 1.04 – 1,5% |
515 944 |
345 682 |
170 262 |
|
Налог на прибыль |
35% (см. примечание 1) |
18 550 000 |
6 890 000 |
11 660 000 |
|
Налог на имущество |
2% от среднегодовой остаточной стоимости |
46 795 052 |
23 397 526 |
23 397 526 |
|
Налог на пользователей автомобильных дорог |
3% от реализации товаров, услуг |
61 750 000 |
61 750 000 |
||
Налог на перепродажу ГСМ |
25% от выручки от реализации |
222 500 |
222 500 |
||
Транспортный налог |
1% от ФОТ |
2 360 303 |
2 360 303 |
||
Налог на содержание жилищного фонда |
1,5% от объема реализации услуг |
23 488 355 |
23 488 355 |
||
Сбор на содержание милиции |
3% от мин. ФОТ |
303 103 |
303 103 |
||
Сбор на уборку территории города |
5% от мин. ФОТ |
504 726 |
504 726 |
||
Сбор на нужды образовательных учреждений |
1% от ФОТ |
1 990 609 |
1 990 609 |
||
Налог с владельцев транспортных средств |
см. прим. 2 |
15 918 |
15 918 |
||
Налог на приобретение автотранспортных средств |
см. прим. 3 |
34 900 |
34 900 |
||
Налог на рекламу |
5% от стоимости услуг |
735 |
735 |
||
Налог на землю |
см. прим. 4 |
100 321 |
100 321 |
||
Плата за загрязнение окружающей среды |
см. прим. 5 |
72 848 |
7 284 |
65 564 |
|
Итого |
184 575 388 |
28 145 521 |
106 644 492 |
49 785 375 |
Отчисления на социальные нужды |
Ставка налога |
тыс. руб. |
Пенсионный фонд |
28% от ФОТ |
58 800 000 |
Фонд социального страхования |
5,4% от ФОТ |
11 340 000 |
Фонд обязательного медицинского страхования |
3,6% от ФОТ |
75 600 000 |
Фонд занятости населения |
1,5% от ФОТ |
31 500 000 |
Итого |
808 500 000 |
Примечания:
1.
2.
3.
4.
5.
За 1996 г. Дальневосточное морское пароходство заплатило налогов в федеральный, краевой и местный бюджеты в размере 265,5 млрд. руб.
Заключение
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы. Реформа 1991-92 гг. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений.
Необходимо было в сжатые сроки разработать систему законодательного обеспечения и правового оформления налоговой системы, создать адекватный механизм ее реализации и на этой основе развернуть работу по финансовому обеспечению бюджетной системы России, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований. По существу задача состояла в том, чтобы создать необходимые условия для функционирования хозяйственного механизма, жизнедеятельности общества и государства в целом.
Становление налоговой системы происходило в условиях экономического и социального кризиса.
Спад производства, инфляция, возрастающий дефицит федерального бюджета, рост цен, снижение уровня жизни народа, состояния социальной напряженности – все это безусловно влияло на решения, принимаемые по тем или иным вопросам налоговой политики и налогового законодательства.
Налоговая система и механизм ее реализации должны были быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.
За сравнительно короткий период решены в целом вопросы законодательного обеспечения новой налоговой системы, хотя, естественно, этот процесс продолжается в соответствии с требованиями, обусловленными развитием рыночных преобразований, а также существенными изменениями социально-экономической обстановки.
Так, в этом году Правительство Российской Федерации готовит проект нового Налогового кодекса, который, если он будет принят Государственной Думой, вступит в 1998 г. в действие с новым налоговым законодательством.
Данный документ предусматривает, что общее число налогов, а их сейчас более 200, должно сократиться до 28, а сумма налогового бремени – до 32% ВВП. На данный момент эта сумма равна 35,5%.
В частности, отменяются налоги с выручки предприятий. Разработчики проекта Налогового кодекса считают, что в результате введения его в действие налоговая нагрузка сократится более чем на 2%. Это позволит предприятиям увеличить инвестиции на 60-70 трлн. руб.
Тем не менее на пленарном заседании Государственной Думы отмечалось, что существенное сокращение количества налогов в проекте кодекса достигнуто за счет отмены тех, поступления от которых даже не окупают затраты на их взимание. Например, предусмотрена отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, региональных налогов на ввозимые товары и т.д. Кроме того, унифицированы налоги и обязательные платежи со сходной налоговой базой. В частности, предлагается ввести социальный налог вместо обязательных платежей во все внебюджетные фонды (кроме пенсионного).
Предусмотрены изменения и в налогообложении граждан. Предельно упрощена шкала подоходного налога с физических лиц. Оставив излишнюю дифференциацию, авторы проекта отделили богатых от бедных границей доходов, находящейся на уровне 60 млн. руб. в год. Все, что ниже, облагается налогом по ставке 12%, выше – 30%.
Впрочем, и прогнозируемое снижение налогового бремени, по мнению экспертов из бюджетного комитета, с лихвой перекрывается многочисленными положениями проекта, увеличивающими «налоговую ношу» за счет регрессивных по своей природе налогов. Повышение ставки НДС до 22%, отмена его 10% ставки на продовольственные товары, введение 5-процентного налога с розничных продаж, налога на недвижимость с многократным увеличением ставки и расширением облагаемой базы и ряд других положений проекта неизбежно увеличат налоговый пресс.
Список литературы
1.
2.
3.
4.