Общие социально-экономические особенности профессионального общения юриста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. И.Н.УЛЬЯНОВА

РЕФЕРАТ

по юридической психологии

на тему:

«Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста»

                                                       ВЫПОЛНИЛА:

                                                                    СТУДЕНТКА I КУРСА

                                                                 ГРУППЫ ЗЮФ-13-03

                                                              ПЕТРУШОВА А.Г.

                                                    ПРОВЕРИЛА:

.

г. Чебоксары 2004

ПЛАН:

1.     Введение………………………………………………………..3

2.     Социально-психологическая характеристика.

профессиональной деятельности юриста…………………………………………….……….……4

3.     Правовая регламентация профессиональной

деятельности юриста…………………………………………..5

4.     Нестандартный, творческий характер

профессионального труда юриста………………………..…..8

5.     Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность юристов, работающих в органах

прокуратуры, суда, милиции………………………………….9

6.     Список использованной литературы……………………..…10

Введение.

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин "этика делового общения". Выбор этого названия не случаен. Оно достаточно полно отражает и конкретизирует предметную специфику курса. Остановимся на его первой составляющей - этике. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название "практической философии". Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Отсюда следует дальнейшее уточнение предмета курса, а именно его соотнесенность только с такой формой человеческого взаимодействия, как деловое общение. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.

Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Коренные изменения общественно-экономических отношений о стране, формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности государственно-правовых структур, правоохранительных органов, в повышении качества проку­рорского надзора, судебного рассмотрения дел выдвинули на одно из приоритетных мест задачу научной разработки и практической реализа­ции кадровой политики в системе правоохранительных органов, юриди­ческих служб, в том числе их кадрового обеспечения.

Для успешного решения этой задачи, прежде всего, необходимо все­сторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное, научно обоснованное описание, т.е., по существу, создать ее профессиограмму. Необходимо определить требования, которые предъявляет эта деятельность к психике, личности юриста, к его психофизиологическим качествам, которые должны составить содержание психограммы личности юриста с определением четких кри­териев его профессиональной пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, в различных государственно-правовых и других структурах.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто рабо­тает в органах прокуратуры, суда и т.д., представляет собой разновид­ность государственной службы с присущими этой деятельности специ­фическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодо­лению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе.

Таким образом, всестороннее рассмотрение юридической деятель­ности, психологических особенностей труда юриста позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повыше­ния эффективности трудовых затрат работников правоохранительных органов, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить юридическое образование и в последующем стать юристом.

Под этим углом зрения перейдем к более подробному рассмотрению данной проблемы. Итак, основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

- правовая регламентация (нормативность) профессионального по­ведения, принимаемых решений работников правоохранительных орга­нов, юридических служб и других юристов, профессионально участвую­щих в правоприменительной деятельности;

- властный, обязательный характер профессиональных полномо­чий должностных лиц правоохранительных органов;

- экстремальный характер правоохранительной деятельности мно­гих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.;

 - нестандартный, творческий характер труда юриста;

- процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохрани­тельных органах, государственно-правовых структурах.

Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста.

Правоприменительная деятельность работников государствен­но-правовых структур разного должностного положения, довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, на­рушение юристом должностных полномочий рассматривается как нару­шение закона, свидетельствует, прежде всего, о низком уровне его профес­сиональной компетентности.

Данное обстоятельство формирует стремление строго придержи­ваться правовых норм, воздействующее на поведение, направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы явля­ется одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значи­мых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет вы­сокий уровень социализации личности, особенно сотрудников право­охранительных органов, их ответственности перед обществом, норма­тивности (конвенциальности) поведения. Данное интегративное свойство рассматривается в качестве одного из главных факторов професси­ональной пригодности юриста.

Особенно велика роль правосознания, установочного отношения юриста к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в не­ожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или факторами профессионального риска. Остановимся кратко на некоторых таких ситуациях (факторах) риска.

Ситуация получения (приобретения) юристом каких-либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти блага предоставляются якобы «просто так», «из уважения», а на самом деле в целях налаживания неформальных отношений с юристом, занима­ющим какое-либо ответственное должностное положение. Вынужденной расплатой, требуемой с юриста за предоставленные услуги, могут стать советы, содержащие профессиональную тайну, отказ от объективного, непредвзятого подхода к разрешению того или иного вопроса (дела).

Ситуация, провоцирующая взятку. Существуют различные спо­собы передачи взятки, но в любом случае субъект, стремящийся за взятку добиться выгодного результата, сначала оценивает ситуацию, возникающую на приеме у юриста, работающего в том или ином право­охранительном органе, его поведение, особенности его личности.

Передаче взятки может предшествовать своеобразная «словесная разведка» взяткодателя в виде выражения не соответствующей действи­ям юриста благодарности, многозначительных обещаний отблагодарить и пр. Если подобные действия решительно не пресекаются должностным лицом правоохранительного органа, его поведение может быть истолко­вано как своего рода подтверждение того, что оно оценивает свои служеб­ные действия как действительно заслуживающие «благодарности».

Иногда взяткодатель может повести себя еще более решительно и нагло, сразу же положив на стол предметы взятки, ссылаясь на якобы су­ществующие обычаи, уверяя, что он ничего взамен не просит, а только дей­ствует в соответствии с принятыми местными традициями и обычаями.

Единственный выход в подобных ситуациях — решительное поведе­ние, пресекающее в самом зародыше мысль о возможности предложения взятки, немедленный вызов свидетелей, доклад руководителю правоохра­нительного органа о провокации или о самом факте покушения на пере­дачу взятки. Надежным барьером может служить прием подобного рода посетителей в присутствии других сотрудников и коллег по работе.

Ситуация посещения, особенно во время командировок, в вечернее время мест общественного питания ресторанного типа, в которых свободно продаются спиртные напитки, устраиваются всевозможного рода развлечения, в том числе и сомнительного характера. Организовать свой рабочий день и питание необходимо таким образом, чтобы даже при самых неблагоприятных условиях работы исключить пребывание в подобного рода заведениях, где можно легко оказаться вовлеченным в какой-либо конфликт, организованный в целях дискредитации юриста, занимающего ответственное служебное положение.

Ситуация допроса свидетеля (потерпевшего) в его квартире, в номере гостиницы, кроме случаев, когда, например, человек серьезно болен. Необходимо помнить, что в подобных случаях возможны провокации со сто­роны допрашиваемого лица, направленные на дискредитацию следователя, попытки построить отношения с ним на личной основе и таким путем в пос­ледующем оказать на него давление или даже опорочить его.

Ситуации «случайного» знакомства в гостинице, в различного рода увеселительных заведениях и т.п., когда «случайность» заранее ор­ганизуется лицами, заинтересованными установить неформальные от­ношения с юристом или попросту дискредитировать его.

Факт риска, обусловленный обещаниями, сделанными юристом, занимающим должностное положение, адвокатом, даже из самых благих побуждений, если нет полной гарантии в том, что они будут выполнены. Нередко подобным обещаниям заинтересованными лицами придается выгодная для себя интерпретация. Такие случаи используются ими при составлении всевозможных жалоб клеветнического характера в качестве подтверждения «злоупотреблений» по службе представителя правоохра­нительного органа, для распространения всевозможных инсинуаций.

Нестандартный, творческий характер профессионального труда юристов.

Одна из особенностей труда юриста состоит в том, что ему приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуация­ми, судьбами различных людей, требующими индивидуального, твор­ческого подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому юристу необходимы не только сугубо профессиональные пра­вовые, общественно-политические, но и специальные знания из различ­ных областей науки и техники, образования и культуры, развитый ин­теллект. А сколь безграничны в познавательном отношении сфера меж­личностного общения с различными участниками уголовного, граждан­ского процесса, сам процесс познания людей, какое бесконечное соче­тание всевозможных характеров, взглядов, поступков!..

Процессуальная самостоятельность, персональная ответст­венность юристов, работающих в органах прокуратуры, суда, милиции и т.п.

Независимость деятельности должностных лиц право­охранительных органов является одним из основополагающих принци­пов правосудия, согласно которому каждый следователь, прокурор, судья при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только закону и не должны зависеть от каких бы то ни было местных влияний. Воспитание юристов в духе подчинения Закону формирует их правосознание, способность самостоятельно принимать решения, чув­ство персональной ответственности за свои решения и поступки.

Например, в ст. 127 УПК РСФСР указано, что «при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоя­тельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получе­ние санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их закон­ное и своевременное проведение». В этой статье специально оговорены случаи, когда следователь может не согласиться с мнением прокурора, сохраняя за собой право принятия самостоятельного решения по вопро­сам, связанным с привлечением лица в качестве обвиняемого, квалифи­кацией преступления, объемом обвинения, с направлением дела для предания обвиняемому суду или с прекращением дела. В этой связи со­вершенно справедливо отмечается, что «индивидуальность следствен­ной работы подкрепляется процессуальной самостоятельностью следо­вателя»1, которая, безусловно, налагает особый отпечаток на весь склад его психической деятельности.

Список использованной литературы:

1.   Андреева Г.М.

Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.

2.   Ломов Б.Ф.

Общение и социальная регуляция поведения индивида,//Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.

3.   .Немов Р.С.

Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

4.   Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

5.   Дебольский М.

Психология делового общения. – М., 1991

6. А.Э. Жалинский,

«Профессиональная деятельность юриста».

Издательство БЕК, 1997