Ян Амос Коменский
Краткие биографические сведения.
Мировоззрение Коменского. Великий славянский педагог Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в Чехии в семье, принадлежавшей к умеренной демократической общине «чешских братьев», в состав которой входили крестьяне и ремесленники. Эта община была патриотическим объединением чехов, боровшихся за независимость чешского народа. Она унаследовала ряд демократических идей гуситского национально-религиозного движения в Чехии, направленного против немецкого дворянства и католической церкви.
Община эта уделяла много внимания воспитанию детей. Ею, между прочим, была предпринята попытка осуществить всеобщее начальное обучение на родном языке.
На двенадцатом году жизни Коменский остался круглым сиротой. По некоторым сведениям, он обучался мастерству, нанимался в пастухи, наконец, ему удалось с помощью общины закончить начальную и среднюю школы, поступить в Гейдельбергский университет, где с увлечением занимался математикой, изучал Коперника, побывал в Амстердаме, являвшемся в то время крупным центром Европы. Будучи еще студентом, Коменский пишет книги для народа на чешском языке (словарь, научно-популярные брошюры и т. д.). Он говорил: «Не надо прятать науку в книгах для ученых, надо, чтобы знание было доступно всем». Этим демократическим идеалам Коменский остался верен до конца своей жизни. По возвращении на родину в 1614 г. Коменский становится руководителем той школы, в которой в свое время сам получил среднее образование. Вскоре община «чешских братьев» избрала его своим священником. Выполняя обязанности руководителя школы и священника общины, Коменский больше всего. уделял внимания школе: ,отстаивал гуманные начала в отношениях учителей к учащимся, вводил в практику преподавания приемы, обеспечивающие возможно большую доступность знаний, обращал особое внимание на ознакомление учащихся с природой, на воспитание у них любви к природе, интереса к познанию ее, пропагандировал знания среди членов общины. В это же время Коменский начинает работать над созданием ряда педагогических трудов.
С начала Тридцатилетней войны (1618—1648) община «чешских братьев», активно боровшаяся вместе со всем чешским народом за национальную независимость, подверглась преследованию со стороны реакционных кругов. После долгих скитаний она вынуждена была покинуть родину и переселиться в Польшу. Во время скитаний умерли жена и дети Коменского, погибли его рукописи.
Обосновавшись в польском городе Лешно, не расставаясь со своей общиной, Коменский принял на себя обязанности руководителя гимназии. И здесь с еще большей настойчивостью продолжал внедрять в школьную практику новое, прогрессивное. Им были устранены почти полностью телесные наказания и другие грубые меры воздействия на учащихся, зубрежка и поощрялись самодеятельность, широкое применение наглядности н другие пути и средства обучения, обеспечивающие осмысленное овладение детьми учебным материалом.
Свою практическую педагогическую деятельность ,он сочетал с изучением педагогического опыта и педагогической теории прошлого и настоящего, с усиленной работой над созданием педагогических трудов. В 1631 г. Коменский издает учебник «Открытая дверь языков», доставивший автору огромную известность. В 1632 г. он заканчивает свой главный труд «Великая дидактика», на чешском языке, переведенный в 1638 г. на латинский язык, являвшийся тогда языком науки. Коменский приобретает мировую известность. Он получает приглашения из целого ряда стран (Англии, Германии, Америки, Швеции и др.) приехать для реорганизации школьного дела.
В период с 1641 по 1654 г. Коменский находился в Англии, Швеции и Венгрии, где занимался созданием энциклопедии всех наук, подготовкой школьных реформ, разработкой учебников и методики преподавания. За это время им была подготовлена и издана в 1648 г. книга «Новейший метод языков» и в основном подготовлен знаменитый учебник, построенный по принципу наглядности, — «Видимый мир в картинках», изданный позднее в 1658 г.'.
В 1654 г. Коменский вернулся в г. Лешно. Но во время шведско-польской войны г. Лешно был разорен (1656). Коменский, вторично потеряв большую часть рукописей, библиотеку, свое имущество, вынужден был бежать в Голландию. Последние 14 лет своей жизни он провел в Амстердаме, где издавал свои сочинения.
На формирование мировоззрения Коменского оказали влияние разнообразные, подчас крайне противоречивые факторы: и традиции феодального общества, и то новое, что нес с собой капитализм, складывающийся в недрах феодального строя, и демократические, хотя и не до .конца последовательные, тенденции общины «чешских братьев», и материалистические веяния в науке. Говоря о материалистическом направлении той эпохи, мы имеем в виду учение о бесконечности мира (Бруно), философию Бекона (1561—1626), родоначальника английского материализма, который брал в основу научного знания наблюдение, опыт, индукцию и учил, что познание начинается с чувственного восприятия и что ничего нет в нашем уме, чего раньше не было в ощущениях. Большое влияние на мировоззрение Коменского оказала эпоха Возрождения с ее преклонением перед природой, с ее идеалом человека, сильного телом и духом, всестороннего развития его творческих сил, способностей и интересов. Этим и объясняется наличие противоречий и двойственности в его мировоззрении. В нем, например, можно обнаружить элементы материализма и вместе с тем крайнюю религиозность, глубокий гуманизм и оправдание суровых мер наказания за невыполнение религиозных требований.
Особенности мировоззрения Коменского наложили отпечаток и на его педагогические труды. В них наряду с очень прогрессивными идеями и положениями уживаются отдельные отсталые взгляды и суждения (например, подготовка к загробной жизни как одна из задач воспитания). Однако не отсталое, а передовое, прогрессивное определяет характер педагогической теории Коменского. Она по своему существу является всеобъемлющей и высоко прогрессивной, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и педагогической практики во многих странах мира.
Гуманизм и демократизм — важнейшие основы педагогики Коменского. Вся деятельность и труды Коменского проникнуты глубокой верой в человека и заботой о благополучии и успешном умственном развитии его. Человек, по его мнению, есть «совершеннейшее, прекраснейшее создание», он от природы одарен способностями «дойти до всего», подняться на самую высокую ступень образования. Право на образование им рассматривалось как естественное право каждого человека. Разумными существами, по его мнению, люди могут стать лишь в результате правильно поставленного образования и воспитания.
Коменский считал, что все дети независимо от пола и происхождения имеют право на образование. По своим способностям, дарованиям-дети, конечно, неодинаковы. Однако различия в способностях, по глубокому убеждению Коменского, не могут служить основанием для того, чтобы заниматься образованием одних и уклоняться от занятий с другими. Это лишь обязывает воспитателей не однообразно, не по шаблону, а по-разному, в зависимости от особенностей детей, подходить к определению конкретных методов обучения и воспитания.
Руководствуясь этими соображениями, Коменский сделал въшод, что образование должно быть достоянием всех детей. Он писал: «В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях». Так Коменский сформулировал принцип всеобщего обучения. Он выступает против традиционного мнения о ненужности обучения девочек: ведь женщины «также наделены умом живым и восприимчивым к мудрости». Демократ Коменский требует, чтобы дети всех классов общества проходили сначала одну общую для всех школу родного языка. Это облегчило бы для детей народа возможность перехода в среднюю латинскую школу. Коменский настаивал, чтобы каждый желающий и способный продолжать образование мог беспрепятственно поступать в среднюю и высшую школы. Система школьного образования. Коменский выдвинул идею единой школы и предложил глубоко продуманную систему образования в составе четырех взаимно связанных между собой ступеней: 1) материнская школа для детей в возрасте до 6 лет, 2) школа родного языка для детей от 6 до 12, 3) школа латинского языка, или гимназия, для детей от 12 до 18 и 4) академия с путешествиями для молодежи 18—24 лет.
Материнская школа — это ступень домашнего (дошкольного) воспитания и обучения ребенка, где главным воспитателем является мать. Но это ступень организованного и целенаправленного воспитания и обучения. Занятия в материнской школе, по идее Коменского, должны были проводиться по строго определенной программе с применением наиболее простых, вполне доступных детям данного возраста методических приемов. В программу материнской школы входили самые первоначальные сведения по всем основным областям знания. Здесь ребенок должен был узнать, что такое вода, земля, воздух, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава и т. д., усвоить элементарнейшие сведения из природоведения. Он должен был научиться различать краски, понимать, что называется небом, солнцем, луной, звездами (начатки астрономии), усвоить начатки географии (познакомиться с селом, городом, рекой, горой, долиной и т. д.).
Коменский считал также, что материнская школа обязана уделять внимание нравственному воспитанию детей (любовь к человеку, уважение к старшим, прилежание, услужливость, вежливость и др.).
Школа родного языка, продолжая обучение, начатое в материнской школе, расширяя и углубляя полученные там знания, должна была научить детей тому, что «пригодно будет человеку во всей его жизни», а именно: свободно читать все напечатанное и написанное на родном языке, писать четко, скоро и правильно, считать, измерять «на все лады» длину, ширину, расстояние (т. е. знать квадратное и кубическое измерения), петь все употребительные мелодии (духовные песни), знать на память псалмы, молитвы и отрывки из «священного писания», знать катехизис и священную историю. Но Коменский этим не ограничивался. Он считал, что учащиеся должны знать, понимать и стремиться осуществлять в жизни принципы морали, иметь общее представление о гражданской истории, знать элементы космографии и географии, настолько смыслить в хозяйстве и политике, чтобы понимать то, что ежедневно совершается на глазах дома и в городе. Наконец, учащиеся обязаны ознакомиться с общими приемами ремесла, чтобы не быть несведущими ни в чем и, может быть, открыть в себе некоторые способности к тому или иному ремеслу.
Как видно, это была необычная по тому времени программа начального обучения, базирующаяся на изучении родного языка, в отличие от средневековых школ, где все обучение, оторванное от жизни, велось на латинском языке.
Поскольку образование в объеме программы школы родного языка рассматривалось как обязательное для всех детей, то Коменский и требовал создания такой школы в каждом селении.
Учреждение латинской школы, или гимназии, Коменский намечал в каждом городе. В курс латинской школы он наряду со «свободными искусствами», обычными для средневековой школы, включал также физику (естествознание), географию, историю. В этой школе Коменский пытался сочетать старое содержание с новым. Оставляя в школе все средневековые предметы, он вводил в них и реальные знания. Идея единой школы у него на практике не полностью была осуществлена: в действительности дети всех сословий учились вместе только в школе родного языка.
Теория обучения. В трудах Коменского особое место занимает вопрос о том, чему и как учить. Его не удовлетворяли ни ограниченный круг знаний, какой давала средневековая школа, ни применяемые в ней схоластические способы обучения и суровые меры воздействия на учащихся. Коменский называл эту школу пугалом для мальчиков и застенком для умов. Она не развивала, а притупляла умственные способности учащихся, убивала в них всякую охоту к учению.
Школа же, по мнению Коменского, должна быть живой мастерской людей, или, по его выражению, «мастерской гуманности», «мастерской света». Она обязана обучать «всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым». Это означало, что учащиеся должны получать в ней разностороннее образование и к тому же «не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо—человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие" мнения о вещах или даже заучивать и воспроизводить их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их». В другом месте Коменский писал, что нужно, «поскольку это возможно, черпать свою мудрость не из книг, а из неба и земли, из дубов и буков, т. е. должно учить их познавать и исследовать самые вещи и не чужие наблюдения и свидетельства о вещах».
Исходя из этого, великий педагог включал в программу общеобразовательной школы широкий круг знаний, как гуманитарных, так и реальных.
Рекомендовал ввести и преподавание морали. При этом, будучи человеком глубоко верующим, он отводил в учебном курсе школы одно из видных "мест религии.
Чтобы успешно подготовлять «мудрых, добродетельных и благочестивых людей», чтобы своевременно и вполне успешно реализовать программу учебных занятий, школа, говорил Коменский, должна отказаться от старых, убийственных методов обучения, от варварских средств запугивания и подавления личности ученика и воспользоваться тем, что делает обучение легким, приятным и основательным. Для того чтобы обеспечить
это, а следовательно, и успех в обучении, необходимо в корне изменить дидактическую основу обучения. Новую дидактическую основу, диаметрально противоположную той, на которую опиралась старая, средневековая школа, он изложил в ряде правил.
А^ Дидактика Коменского направлена на то, чтобы сделать / процесс обучения более «жизненным и естественным, легким и плодотворным» вопреки средневековой школе, предлагавшей детям материал в «темной, сбивчивой и запутанной форме». Методы обучения в этой школе требовали «неимоверных трудов, возбуждавших сильное отвращение и сопровождавшихся бесконечными мучениями».
В противоположность старым варварским методам обучения, антипсихологическим по существу своему, Коменский в основу сваей дидактики кладет принцип «естественного метода», или природосообразности, под которой он понимает соответствие между методами обучения и законами природы. Свои дидактические положения Коменский подтверждает и подкрепляет ссылками на природу. Он ссылается главным образом на жизнь растений, развитие птиц, на деятельность садовника, архитектора и т. д.
Первое, по его выражению, «золотое правило» заключалось в следующем: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое—'Слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Это «золотое правило» берет свое начало в сенсуалистическом (материалистическом) понимании процесса познания, о чем было сказано выше. Другие правила гласят: учить лишь тому, что полезно и доступно восприятию в каждом возрасте; учить всему при помощи доказательств, основанных на внешних чувствах vr разуме, и ничему не учить, опираясь только на авторитет; изучать явления и предметы не в отрыве, не как «кучу дров», а в связи; идти в обучении не от словесного толкования о вещах и предметах, а от непосредственного наблюдения над ними или от ознакомления с ними по наиболее точно выполненным копиям; от понимания идти к запоминанию и выражению понятого в речи, а отсюда — к упражнениям в действиях; идти от общего ознакомления с предметом к изучению отдельных его сторон; следовать в обучении от легкого к трудному, от близкого к далекому; примеры предпосылать правилам; все занятия располагать таким образом, «чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим»; «всему учить, указывая на причины, т. е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также и показывать, почему оно не может быть иначе»,
Понятно, что успех в обучении в значительной степени зависит от применяемых организационных форм, методов и приемов обучения. Коменского совершенно не удовлетворяли ни господствовавшая в его время форма обучения, сводившаяся в основном к задаванию уроков и спрашиванию каждого учащегося в отдельности, ни применяемые методы преподавания (бессмысленное заучивание букв, слогов, слов, текстов и т. д.). И он предложил новую, классно-урочную форму с применением разнообразных методов, среди которых центральное место отводил методам наглядного обучения. Коменский настаивал на том, чтобы: 1) учебный курс начинался только один раз в определенное время года; 2) вся совокупность научных занятий была точно разделена на классы; 3) время было тщательно распределено— так, чтобы на каждый год, месяц, день и час прихо-дилась своя особая задача.
При проведении урока решающее значение имеет учитель. Книги — это немые учителя. Только после объяснения учителя материал «оживает и глубоко запечатлевается в душе учащегося». Учитель сообразуется со ступенью восприимчивости ученика. Прежде чем перейти к подробному изложению предмета, учитель дает ученикам общее представление о нем. Объяснение урока ведется на конкретных примерах. Излишнее углубление в материал идет в ущерб ясности понимания. Учитель старается возбудить у учащихся стимул к занятиям интересными примерами, яркими наглядными пособиями, дружеским отношением, любовью к детям, иногда и шуткой. Сама школа должна привлекать детей своим внешним видом. Особое значение на уроке имеет внимание учащихся, которое Коменский сравнивает со светом... Коменский учил учителей умению работать со всем классом: обращаться с вопросом ко всему классу, спрашивать не одного, а привлекать к опросу нескольких учащихся, работать над повторением всего материала в конце урока, использовать доску, максимально вовлекать органы чувств, оснащать урок пособиями (картами, глобусом, скелетом, моделями и т. д.).
Следует запоминать только то, что хорошо понято учащимися. Запоминать нужно только существенное. Упражнения надо начинать с работы над элементами. Обучение чтению и письму надо начинать не со слов или целых фраз, а со звуков. Классно-урочная форма занятий получила в дальнейшем полное признание в прогрессивной педагогической теории и школьной практике. Она и по сей день остается основной организационной формой обучения.
Теория воспитания. Коменский не представлял себе образования без воспитания. Он справедливо утверждал, что одно «научное образование», которое дается в процессе обучения, не делает еще учащегося полноценной личностью. Мало озарить умы учащихся «блеском мудрости для того, чтобы проникать вовсе явное и сокровенное», мало вооружить их знаниями наук, искусств и языков и научить пользоваться ими в жизни, что является прямой задачей образования, необходимо также прививать детям то, что делает людей «возвышенными, мужественными и великодушными». Это обязывает вместе с образованием воспитывать у учащихся все «добродетели» и прежде всего главные, или, как говорил он, «кардинальные», к которым относил мудрость, умеренность, мужество, «выносливость в труде», справедливость и гуманизм.
Мудрость. Определяя это понятие, Коменский считал, что «истинная мудрость заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такою, как она есть..., не порицать того, что заслуживает похвалы, и не восхвалять заслуживающего порицания»'. Эта добродетель, с его точки зрения, может и должна воспитываться главным образом в процессе обучения учащихся наукам, искусствам и языкам, т. е. в процессе «научного образования».
Умеренность. Очень важно, говорил он, воспитать у учащихся способность всегда и во всем придерживаться «золотого правила»: «ничего сверх меры, т. е. никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения», а значит, выработать у них привычку «соблюдать умеренность в пище и питье, в сне и бодрст-венном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании» 2. Для этого, по справедливому мнению Коменского, далеко не достаточно наставлений и напоминаний о необходимости соблюдать во всем умеренность. Одними наставлениями и напоминаниями невозможно достигнуть поставленной цели.
Цель будет достигнута лишь тогда, когда одновременно с наставлениями и напоминаниями будет обеспечиваться практическое выполнение детьми на протяжении всего времени обучения этого правила. Необходимо поэтому не только разъяснять, насколько важно и полезно быть умеренным, но и требовать неукоснительного выполнения детьми названного правила.
Мужество — эта драгоценная черта личности — означает, согласно разъяснениям Коменского, способность «поступать во всем обдуманно и ничего не делать под влиянием увлечения или порыва». Мужество, следовательно, предполагает наличие в человеке развитого ума и твердой воли, способности разумно определять свои действия и поступки и иметь силу строго следовать велениям разума до конца, терпеливо преодолевая трудности на своем пути. Настойчивость и выносливость выступают, таким образом, у Коменского как неотъемлемые качества мужества.
Мужество, как и другие нравственные черты, прививается учащимся не сразу, а постепенно, в процессе обучения. Комен-ский считал, что на первых порах, когда дети не настолько еще развиты, чтобы руководствоваться во всем поведении своим собственным разумом, обдумывать каждый шаг своих действий и поступков, будет прекрасным средством для воспитания мужества и других черт приучение детей «выполнять лучше чужую волю, чем свою собственную», выполнять последовательно, беспрекословно распоряжения и приказания взрослых и в первую очередь учителей.
Выносливость в труде. Эта черта, писал Коменский, особенно необходима юношеству. Приучив детей «переносить всякий честный труд», школа воспитает из них людей, которые не станут «тунеядцами, бесполезным бременем земли»1.
Что же касается воспитания «выносливости в труде», «привычки к труду», то лучшим к тому средством является постоянная занятость детей каким-либо серьезным или занимательным делом, чтобы «постоянные (однако умеренные) умственные и физические занятия перешли в трудолюбие, которое сделает праздность невыносимою» 2.
Настойчивая защита Коменским воспитания трудолюбия выражавшая его протест и осуждение праздности и тунеядства, которые были широко распространены в среде эксплуататорских классов, получила впоследствии широкое признание в трудах всех виднейших представителей прогрессивной педагогики мира. Она не потеряла своего актуального значения и поныне.
Одной из главных добродетелей Коменский считал справедливость, т. е. способность человека воздавать каждому свое, им заслуживаемое, никого не оскорблять, избегать лжи и обмана и т. д. Основной путь в воспитании этой добродетели (в значительной части сходной с «мудростью») он видел в соответствующих наставлениях, сопровождаемых строжайшим контролем за поведением детей. Нельзя проходить мимо всякого проявления учащимися несправедливости, надо эти проявления пресекать немедленно в самом начале их зарождения и постоянно направлять детей по пути справедливости.
К очень важной, родственной справедливости добродетели Коменский относил гуманизм, или «готовность услужить другим и охоту к этому». Он говорил, что без «внедрения» этой добродетели не может быть достигнуто счастье в общественной и личной жизни людей. И наоборот, «... тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия, знали бы и умели, как везде друг другу помогать»3.Коменский был убежден в том, что «люди будут уметь и хотеть делать это, нужно только их этому научить»'. Учить же этому их надо начиная с раннего детского возраста и прежде всего своим добрым отношением к ним, готовностью сделать для них всегда доброе и полезное, одновременно внушая детям необходимость доброго отношения друг к другу и к взрослым людям, стремление оказать поддержку и помощь другим, особенно тем, которые особо нуждаются в посторонней помощи, и строго взыскивая за всякое оскорбительное отношение к другому человеку. Ко всему сказанному Коменский добавлял, что совершенно необходимо воспитывать в детях и такую черту, как богопочитание.
Я- А. Коменский изложил не только требования к воспитанию отдельных черт, но и те общие требования, или, как он их назвал, правила, которыми следует руководствоваться в воспитании детей.
Требования эти сводятся к следующему.
«Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет...» Ведь для того чтобы не позволить развиваться на почве сорнякам, надо, говорил он, вспахать ее ранней весной, засеять добрыми семенами и хорошо забороновать. Это важно, во-вторых, потому, что много значит привычка, приобретенная с юных лет, так как «долго будет хранить сосуд тот запах, которым пропитался с первого раза»2.
Добродетель нужно воспитывать не столько посредством слов, сколько посредством дел. Особенно важное значение придавал Коменский этому положению в воспитании детей младшего школьного возраста, когда слова и всякие отвлеченные понятия нравственности малодоступны пониманию, в то время как конкретные виды деятельности, конечно, соразмерные их силам, являются для детей и подростков более интересными, привлекательными и доходчивыми.
Вот почему в целях воспитательных Коменский с особой настойчивостью рекомендовал привлекать детей к возможно более активному участию в различного рода «добродетельных делах». Слова нужны, нужны наставления, напоминания, замечания, осуждения и другие формы словесного воздействия на детей, но они приобретут достаточную воспитательную силу лишь в том случае, если будут самым тесным образом связаны со всей практической деятельностью детей (настоящей и будущей) .
В воспитании детей следует широко пользоваться примерами, взятыми из жизни и из истории. Выдвигая это требование, Коменский опять-таки имел в виду прежде всего детей младшего возраста, когда они, по его выражению, еще «обезьяны» и «учатся раньше подражать, чем познавать» 1. Для воспитания добродетели, т. е. положительных черт личности, необходимо пользоваться положительными примерами, взятыми из современной жизни, «потому что они ближе и производят более сильное впечатление». Среди же этих примеров на первое место он ставил примеры родителей, учителей, воспитателей (воспитательниц) и товарищей. «Пусть прежде всего сами родители строго блюдут домашнюю дисциплину, а учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью...»2. Конечно, положительные примеры, как и положительная практическая (умственная и физическая) деятельность учащихся, должны сопровождаться наставлениями и объяснениями, помогающими учащимся полнее и глубже понять и воспринять привлекательные примеры.
Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей и от всякого другого повода к нравственной испорченности. Выдвигая это требование, Ко-менский исходил из убеждения, что зло распространяется довольно легко и держится упорно. Он требовал предохранить молодежь от влияния дурных товарищей, от общения с дурным обществом взрослых, от «развращенных речей, пустых и бессодержательных книг (ибо примеры пороков, воспринятые глазами или ушами, есть яд для души) и, наконец, от безделья, чтобы дети от безделья не научились делать дурное или же отупели умственно»3.
Коменский допускал, однако, что и при самом тщательном ограждении детей от дурного зло в той или иной степени проникнет в их среду и окажет на них свое отрицательное влияние. Вот почему «совершенно необходимо силою противодействовать злу». А для этого нужно пользоваться специальными мерами дисциплинарного воздействия на учащихся — порицаниями и наказаниями и в такой мере, как этого требует интерес воспитательного дела. Надо, говорил он, «подавить зреющий порок при первом же его появлении» и стараться, «если это возможно, вырвать его с корнем»4.
Школьная дисциплина. В тесной связи с вопросами обучения и воспитания Коменский ставил и решал вопрос дисциплины, и решал его по-новому и в широком плане. Дисциплина нужна каждой школе как воздух. «Школа без дисциплины, что мельница без воды», — говорил Коменский.
Указывая на большую роль дисциплины в воспитательной деятельности школы, Коменский в то же время отвергал дисциплину старой школы, которая поддерживалась ударами и побоями, постоянным страхом перед наказаниями. Он говорил, что новая школа, где должны «царствовать бодрость и внимание как в учащих, так и в учащихся», нуждается в такой дисциплине, которая всемерно поддерживала бы внимание и бодрость духа у учащихся.
Неотъемлемым и, пожалуй, основным признаком дисциплины является исполнительность.
Только та исполнительность учащихся служит, по мнению Коменского, показателем настоящей дисциплины, которая не является чем-то вынужденным, продиктованным страхом перед наказанием, а тем, что в той или иной мере находит оправдание в сознании самих учащихся.
Коменский хорошо понимал, что такая осмысленная дисциплина обеспечивается не сразу, не вдруг, а в результате правильно организованных и систематически проводимых школой воспитательных воздействий.
Учителя должны владеть искусством преподавания. Без этого они не смогут обеспечить надлежащую дисциплину. Часто падение дисциплины бывает по вине не учащихся, а учащих. Вновь и вновь повторял он, что учителя должны приучать своих учеников «к требуемому от каждого человеческому образованию и к доброму повиновению ... прежде всего и лучше всего примерами, нежели предписаниями»'. Пример учителя, по глубокому убеждению Коменского, — могучее средство воспитания вообще и дисциплины учащихся в частности.
Чтобы избежать разноречивых толкований школьных законов и вытекающих из них обязанностей учащихся, избежать разнобоя в предъявляемых к учащимся требованиях, Коменский считал совершенно необходимым иметь в каждой школе: 1) свод законов, охватывающих все стороны школьной жизни и деятельности; 2) правила, которыми должны постоянно руководствоваться учащиеся в своих, действиях и поступках, во всем поведении. И Коменский составил свод таких законов и правила поведения учащихся.
В «Законах хорошо организованной школы» Коменский пытался охватить все стороны школьной жизни, предусмотреть все, что обеспечило бы школе нормальное выполнение возложенных на нее функций.
В «Правилах поведения» он постарался дать все то, чем необходимо руководствоваться учащимся в своем поведении как в школе, так и вне ее, во всех случаях жизни. В них даются сравнительно подробные указания о том, как надо держать
себя в присутствии других («Если стоишь, то стой прямо, опираясь на обе ноги, а не на одну из них, как аист, не растопырив их, но слегка соединив»); как относиться к своей внешности, к одежде и обуви (содержать одежду и обувь в чистоте и опрятности, выходить в общество «вымывшись, причесавшись» и т. д.); как держать себя при разговоре («Лучше молчать, чем говорить пустое. Прерывать говорящего, прежде чем он окончит свою речь, в высшей степени некультурно» и пр.); что делать утром, встав с постели; как вести себя в школе (не пропускать школьных занятий, захватывать с собою все, что необходимо для занятий в этот день, занимать только свое, а не чужое место, и т. д.); к а к вести себя по отношению к учителю; как вести себя по отношению к товарищам («Считай всех товарищей по учению за друзей и братьев», живи со всеми дружно); как держать себя по отношению ко взрослым людям («Со всеми будь обходителен, ласков, ни с кем не поступай по капризу») и т. д.
Коменский считал, что дисциплину надо поддерживать мягкими мерами. «Колотушки и пощечины вовсе не имеют силы вложить в душу любовь к наукам». Лучшими средствами поддержания дисциплины он считал правильное использование детских сил, живой пример, наставления, увещания, иногда и порицания, которые должны делаться с «отеческим расположением», затем выговор, штрафные значки, похвалу и награды как более гуманные меры воздействия, особо рекомендуемые в младших классах школы.
В своем отношении к розге Коменский не был последователен до конца. То он соглашался с тем, «что розги и побои, эти рабские и совершенно недостойные свободных людей средства, не должны применяться в школах», то допускал применение телесных наказаний, правда, в исключительных случаях и по решению школьного сената (совета) по отношению к тем учащимся, которые богохульствовали.
Коменский считал, что при руководстве поведением учащихся вообще непременно «должна иметь место кротость без легкомыслия..., порицание без язвительности..., строгость без свирепости», убедительность и, наконец, гуманность.
Конечно, трудно говорить об обеспечении гуманного отношения к ученику, когда его подвергают сечению розгой. Гуманизм и розга — вещи несовместимые. Но несомненно, что наказания, даже суровые, воспринимаются детьми с меньшей обидой и огорчением, когда их применяет тот учитель, в добром, высоко гуманном отношении которого они не сомневаются.
Хороша дисциплина, когда дети аккуратно выполняют каждое порученное дело, когда они достойно ведут себя в присутствии учителя и в отсутствии его, когда все это выполняется ими из уважения к порядку, из осознания его необходимости.
Но еще лучшей будет дисциплина, если дети заботятся не только о себе, о своем поведении, но и о поведении своих товарищей, если" они радуются хорошему в поведении товарищей и огорчаются плохим в их поведении, если предлагают состязаться за отличие в поведении и принимают меры к устранению плохого (делают товарищеские замечания, требуют от своих товарищей не допускать нарушения дисциплины, а если эти меры не окажут положительного действия, то сообщают о недостойном поведении товарища учителю).
Учитель и руководитель школы. Коменский очень высоко оценивал роль учителя и инспектора (руководителя) школы. Учитель, по его представлению, является служителем «вечного света», он «горит нетерпением рассеять мрак умственный и различить свет над всеми мыслями и действиями» и умеет это делать разумно; он отечески относится к своим учащимся, любовно воспитывает их. Инспектор (руководитель) школы по своей квалификации — это один из наиболее опытных учителей. Его главная обязанность — не распоряжаться, а умело показывать учителю, как следует ему выполнять свои обязанности,
Значение Комекского. Коменский является одной из наиболее ярких фигур в истории педагогики. Опираясь на передовые учения той эпохи, он создал педагогическую систему, которая носит демократический характер и отражает стремления народных масс к просвещению. Коменский выступал за всеобщее обучение, за единую школьную систему, за школу на родном языке, за легкое и доступное обучение. Он считал необходимым приучение детей к посильному труду с раннего возраста, воспитание трудолюбия, выносливости в- труде, «привычки к труду», которые сделают праздность невыносимой, и дети потом не станут «тунеядцами».
Коменский — сложная, противоречивая фигура. Он отдавал дань религиозному мировоззрению средневековья в вопросах о целях воспитания, о содержании обучения и др. Но его система-в целом носит весьма прогрессивный характер. Важнейшие педагогические вопросы он в конце концов разрешил в духе передовой, а иногда даже материалистической теории своей эпохи и передового опыта школы.
Как дидакт, Коменскчй выдвинул принцип жизненности, реализма в обучении и, исходя из требования гуманизма и при-родосообразности, требовал уважения к детской личности, учета психологических и возрастных особенностей детей, развития их познавательных способностей на основе применения наглядности, разработал вопросы интереса в обучении, внимания, запоминания и сформулировал главнейшие принципы и правила обучения.
Он впервые дал глубокую теорию урока, направленную на основательность, легкость и быстроту обучения.
Коменский разработал систему нравственных черт личности, из которых некоторые носят религиозно-идеалистический характер. Гуманизм, справедливость, мужество, выносливость в труде и др. он понимал слишком отвлеченно, в отрыве от конкретных условий эпохи, общества, его отдельных классов и т. д. Тем не менее он сформулировал ряд требований к методике воспитательной работы, основанной на гуманном, мягком и любовном отношении к детям, глубоком изучении их особенностей.
Коменский превосходно показал важность правильной организации учебного дела, продуманного планирования и твердого порядка и режима в школе. В подготовке и разрешении важнейших вопросов школьного дела Коменский явился в свое время смелым новатором. Вот почему его называют «наставником мира», «Коперником педагогики».