Япония
Я П О Н И Я
Название страны – Япония во всех европейских языках происходит от искаженного чтения двух иероглифических знаков, составляющих собственное название этой страны – Нихон или, в более торжественном и официальном стиле, Ниппон. Первый из этих знаков означает солнце, а второй – корень или основу. Отсюда иносказательное обозначение Японии как Страны восходящего солнца. Само название японцев – «нихондзин» («дзин» значит человек). Столица Японии – город Токио.
Япония – островное государство, расположенное в Восточной Азии. Территория - 372 тыс. кв.км.
Для географического положения Японии характерна значительная вытянутость с северо-востока на юго-запад, что обусловило разнообразие природных условий.
К главным островам страны - Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо – прилегает до 4 тыс. малых островов.
Япония с 1945 г. конституционная монархия. Высшим законодательным органом страны является парламент, состоящий из палаты представителей (нижней) и палаты советников (верхней). Высший исполнительный орган – кабинет министров. Согласно конституции, премьер-министр ответственен перед парламентом.
В административном отношении Япония делится на 47 префектур и округов.
Япония – однонациональная страна. Японцы составляют более 99% ее населения. По расовому облику, достаточно однородному, японцы представляют специфический вариант тихоокеанской ветви большой монголоидной расы.
Из небольшого числа национальных меньшинств, имеющихся в стране, наиболее многочисленны корейцы – около 600 тыс. человек. Они были ввезены в Японию в качестве рабочей силы в годы второй мировой войны и расселены в городах Центральной и Южной Японии.
Официально считаясь равноправными гражданами Японии, на практике айны подвергаются дискриминации. Поэтому основная часть айнов стремится скрыть свою национальную принадлежность и максимально уподобиться по образу жизни японцам, раствориться среди них. Большая часть молодежи говорит по-японски, айнский язык помнят только старики. Такая ситуация сложилась в течение последних десятилетий, а в начале ХХ в. айны еще полностью сожраняли свой уклад жизни, язык, духовную и материальную культуру.
Сейчас айнский народный костюм, обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве аттракциона для туристов, чем зарабатывает себе на существование часть айнского населения.
В основу общеяпонского государственного литературного стандартного языка(кокуго, или Хедзюнго) легли диалекты равнины Канто в окрестностях Токио. Этим языком сейчас владеет почти каждый японец. В то же время в стране имеются три большие группы диалектов, распадающихся на множество говоров.
Система современной японской письменности очень сложна. Ее основу составляют китайские иероглифические знаки, каждый из которых обозначает определенное корневое понятие. Этими знаками записываются как заимствованные слова китайского происхождения (большей частью составленные из двух и более знаков), так и корни собственно японских слов. Таким образом, каждый знак имеет одно или два китайских чтения (измененных по законам японской фонетики, но восходящих к тем древнекитайским диалектам, из которых заимствовано включающее данный знак слово) и одно или несколько близких по значению исконно японских чтений.
Для записи исконно японских текстов, первоначально мифов и песен, использовались те же китайские знаки, но уже сообразно не их значению, а звучанию, т.е. каждый знак использовался для записи одного слога в собственно японском слове. Упрощаясь и изменяясь, слоговые знаки составили японскую слоговую азбуку «кана», состоящую из 50 слоговых знаков и существующую в двух вариантах – округлом (хирагана) и угловатом (катакана). В современном японском тексте корни большинства слов пишутся иероглифами, грамматические окончания и служебные слова – «хираганой», заимствованные слова европейского происхождения – «катаканой», хотя встречаются и тексты, почти сплошь написанные «хираганой».
В Японии весьма своеобразна религиозная ситуация. Древние родоплеменные культы многочисленных местных божеств и духов в процессе формирования раннесредневекового японского государства постепенно трансформировались в единую систему, которой было присвоено наименование «синто» (божественный путь). Центральное место в пантеоне «синто» занял образ солнечной богини Аматэрасу. В начале VIII в.различные японские мифы и легенды были сведены в единый текст священной книги синтоизма «Кодзики», в которой обожествлялась власть императорской династии, как происходящей непосредственно от потомков солнечной богини. В дальнейшем все большую роль в общественной жизни страны приобретали различные секты буддизма, который впервые проник в Японию еще в начале VI в. Однако буддизм не вытеснил синтоизма, а выработал с ним форму сосуществования, и оба культа исповедовались параллельно.
Японцы стойко придерживаются традиционной семейной обрядности, соблюдение которой считается необходимым условием приличий и достойного общественного поведения. А вся эта обрядность, так или иначе связана с религией. Свадебные церемонии проводятся в синтоистких храмах. Встречаются, разумеется, и гражданские свадьбы, но ритуал их не разработан, и они представляют собой редкое исключение даже среде прогрессивной интеллигенции. Проведение свадеб – основной источник доходов ситоистких храмов, которые в обычные дни посещаются в основном лишь пожилыми женщинами. Что же касается похоронных и поминальных церемоний, которым в Японии придается очень большое значение, то они проводятся только в рамках буддийской обрядности. Практически каждый японец (кроме христиан и адептов «новых религий»), даже бывший всю жизнь атеистом и не посещавший буддийского храма, будет похоронен при помощи буддийских священников и на кладбище при храме той буддиской секты, к которой принадлежали его предки.
Шоссейные дороги возникли в Японии еще в VIII в. Тогда было пять основных почтовых дорог, при сооружении которых учитывались естественные условия местности. В наше время новые магистральные автодороги, в общем, сохраняют направление исторических шоссейных путей.
Шоссейные дороги в Японии делятся на четыре категории: государственные, или национальные (с твердым покрытием), префектурные, городские и сельские. Общее протяжение всей дорожной сети превышает 1 млн.км. Шоссейные дороги связывают не только город, но и почти все сколько-нибудь важные населенные пункты страны.
Автомобильный транспорт развивается очень быстро: общее число автомашин приближается к 30 млн., из них половина легковые. Легковые автомобили в подавляющем большинстве находятся в частном владении.
Автомобильное движение развивалось настолько интенсивно, что крупные города страны, в первую очередь Токио, оказались перенасыщенными машинами.
Метро имеется в Токио, Иокогаме, Осаке, Кобе, Нагое,Саппоро; кроме того, в столице введена в эксплуатацию монорельсовая дорога.
В городском транспорте Токио сохраняет значение кольцевая железная дорога, к которой примыкают автобусные линии. Для токийцев это наиболее удобный и дешевый вид транспорта. В городах страны широкое распространение получило автобусное движение.
Япония располагает большим каботажным флотом общим тоннажем 1 млн. т. До сих пор велико значение грузовых джонок, сочетающих старинный парус с моторной установкой. Небольшие каботажные суда перевозят также массовые грузы, как уголь, лес, строительные материалы, рыбопродукты, удобрения. Широкое использование малых судов обусловлено также и тем, что на побережье страны много небольших портов, не принимающих крупных кораблей.
На протяжении многих веков основным занятием населения Японии было поливное рисосеяние. Этот хозяйственно-культурный тип сложился в Японии еще до нашей эры в рамках культуры яеи.
Очень много операций в японском традиционном сельском хозяйстве делается голыми руками .
Древнейшие хозяйственно – культурный тип, бытовавший ещё до земледелия, - тип прибрежных рыболовов и собирателей пережиточно сохраняется в окраинных районах страны.
Большую роль играют сбор и добыча всевозможных продуктах моря – водорослей, морских ежей, всяческих ракушек, кальмаров, осьминогов.
На ловле относительно глубоководных моллюсков специали- зируется небольшая этнографическая группа берегового населения Южной Японии – ама . Профессия ныряльщика в этой группе преимущественно женская .
В сухопутном транспорте традиционные средства в последние десятилетия уступили своё место, автомобилям, мотороллерам, велосипедам с прицепными колясками и т.д. Но ещё 10-20лет тому назад не редкость были одно – и двухколёсные тачки для перевозки грузов . Способ перевозки человека человеком – рикша (от японского слова «дзин-рики-ся» , не является традиционно японским : он был изобретён европейцами в Японии и широко распространился во всей Восточной и Юго-Восточной Азии, особенно в колониальных странах . В самой же Японии сейчас он практически исчез .
Не только традиционные городское и сельское жилища почти не различаются между собой, но даже в интерьере домов современной многоэтажной застройки сохраняются традиционные черты.
Тяжелая соломенная крыша с четырьмя скатами и характерным гребнем, типичная для старинных сельских жилищ, восходит к перекрытиям полуземлянок «татэана», не имевших стен и служивших убежищам неолитическим жителям Японии. Такие постройки под названием «этамуро» сохранились как подсобные помещения и до нашего времени. Малайско-австронезийские народы, выходцы из Юго-Восточной Азии, принесли в Японию каркасно - столбовое жилище на сваях. Сейчас они заменяются низкими, не более полуметра, бетонными столбиками, выступающими из фундамента.
Обычно в японском доме сплошными бывают только торцовые стены, боковые же стены на большей части фасада дома, особенно с южной стороны, отсутствуют; мало и внутренних постоянных перегородок, нет и постоянно настланного пола: все это заменено подвижными щитами разных конструкций – «татами», «седзи», «фусума», «амадо».
Почти вся жилая площадь японского дома, кроме дощатого пола веранды, кухни и прихожей, покрыта соломенными матами – «татами». Сверху татами содержатся в идеальной чистоте, потому что при минимуме мебели на них сидят, а на ночь стелют постель. Ходят в комнате по татами без обуви, даже домашней, только в носках.
Детей редко наказывают. Однако правила этикета им прививают, чуть ли не с грудного возраста. На проступки детей реагируют не столько прямым наказанием, сколько косвенным порицанием. Систематическое применение таких методов воспитывает в ребенке постоянное чувство вины и задолженности перед родителями. С одной стороны, это способствует формированию сдержанности и дисциплинированности, но, с другой – в какой-то мере ограничивает уверенность ребенка в своих силах и инициативность. Во всяком случае, когда ребенок приходит в школу в шестилетнем возрасте, он уже настолько организован, что японские педагоги справляются с классами, в которых в среднем насчитывается по 40 – 50 детей.
Несмотря на сложную систему письма, Япония – страна всеобщего 9-летнего образования и сплошной грамотности. Обучение в шести классах начальной школы и в последующих трех классах средней школы в Японии бесплатное и обязательное. Но эти девять лет еще не дают законченного среднего образования. Для этого надо учиться 3 года в школе высшей ступени, в которой обучение платное. Школы высшей ступени бывают государственные и частные, общеобразовательные и специализированные, наподобие техникумов.
В Японии более двухсот университетов, государственных и частных (не считая нескольких сот вузов с укороченным курсом обучения). Обучение в университетах платное. В государственных университетах плата относительно умеренная, в частных – очень высокая. Поэтому при поступлении во многие частные университеты конкурса нет, тогда как в ведущие государственные университеты всегда большой конкурс. Но причина конкурса не только в этом. Система конкурсов вообще пронизывает все японское образование снизу доверху. При характерных для Японии очень больших классах естественно, что обучение возможно только при применении формализованных методов, в частности программированного обучения и широкого распространения системы тестов. И в сети начальных и средних школ имеются своего рода привилегированные школы, гарантирующие более высокий уровень образования, но принимающие лишь таких учеников, которые выдержат вступительные тесты.
Одним из завоеваний японских трудящихся является законодательство о медицинском страховании, охватывающем около половины населения страны. Медицинская помощь застрахованным оказывается как в специальных лечебных учреждениях системы социального страхования, так и в частных больницах и поликлиниках. Но за счет страхового фонда оплачивается не более 50% расходов на лечение. В то же время фонд социального страхования формируется на 50 % за счет вычета определенного процента из заработной платы рабочего. Бесплатная медицинская помощь оказывается лишь очень небольшой части больных, в частности лицам, подпадающим под закон о борьбе с туберкулезом. По сравнению с большинством других стран Азии в Японии ниже заболеваемость инфекционными болезнями, хотя трахома, дизентерия, туберкулез и венерические болезни все еще распространены. Зато отмечается в последние годы рост заболеваемости смертности от сердечно-сосудистых болезней и рака. Довольно высока заболеваемость психическими болезнями. Необходимо отметить и одну из труднейших социальных проблем современной Японии – постоянный рост наркомании и всего, что с этим связано, - преступности, самоубийств, контрабанды, гангстеризма и тому подобного.
Так же как борьба дзюдо, фехтование, стрельба из лука развились в рамках рыцарских воинских упражнений, так и чайная церемония, икэбана, пейзажная живопись, «коан» - поэзия парадоксов – развились среди дзэнских монахов, создававших объекты для созерцания и условия отрешенности от мирской суеты. Они же развили искусство сада в его разных формах: ландшафтный сад, воспроизводящий в миниатюре идеальный ландшафт с определенным философским смыслом, «сад камней», состоящий из волнистого белого песка и замшелых валунов и символизирующий житейское море.
Но вряд ли правы те, кто утверждает, что все эти явления культуры исходили из бусидо и дзэн как основы. Скорее всего, они вместе с бусидо и дзэн возникали из условий жизни средневековой Японии, которые одного человека толкали на путь воинской карьеры, а другого, уставшего от бесконечных смут и треволнений, побуждали к бегству от беспокойной действительности в уединение, к обращению к природе, искусству, к самоуглублению и созерцанию.
В наши дни икэбана, традиционная живопись, каллиграфия и многое другое, развившиеся в духовной жизни японцев в средние века, входят составной частью в японский образ жизни. Эти виды искусства и умения преподаются и при храмах разных сект, стремящихся привлечь к себе молодежь, и в светских академиях, и в частных школах, и в кружках художественной самодеятельности.
Современная японская архитектура развивается в основном в рамках конструктивизма. Следует помнить, однако, что этот интернациональный стиль немало заимствовал из принципов постройки традиционного японского жилого дома сего раздвижными прямоугольными окнами – стенами – «седзи», строгостью линий и ситандартизованностью всех измерений и деталей. Кроме того, лучшие архитекторы современной Японии, подобно Кэндзо Тангэ,автору мемориала в парке Мира в Хиросиме и олимпийского комплекса в Ейоги (Токио), всегда стремятся в своем творчестве так или иначе исходить из традиций, по-своему преображая их. Небольшие ландшафтные сады с прудами и камнями и другие элементы традиционной стилизации – частая принадлежность декора построенных в современной манере гостиниц, офисов, учебных и других общественных зданий.
Скульптура в Японии никогда не принадлежала к числу высокоразвитых искусств. Вплоть до новейшего времени это была почти исключительно ритуальная скульптура. Археологическими раскопками добыто много фантастических вычурных глиняных статуэток «догу» эпохи неолита и более реалистичных, но очень скупых и схематичных глиняных же изображений людей и животных эпохи раннего железа.
Музеем древности называют город Киото, расположенный вблизи Нары. Там много исторических достопримечательностей, особенно храмов, старого типа зданий, узких улиц, кварталов кустарей и ремесленников, изготовляющих традиционные японские товары. Однако модернизации не избежал и этот древний город. Создаются современные кварталы с высотными зданиями, поток автомобилей заполняет улицы.
В конце VIII в. появилась первая поэтическая антология «Маньссю», включившая более 4500 авторских стихотворений. В это время в поэзии преобладал жанр «танка» - короткого пятистрочного стихотворения, посвященного эмоциям и переживаниям какого-то момента (любви, красоте природы и пр. )со сложным подтекстом, образующимся благодаря игре слов и литературным ассоциациям. В середине IX в. появились «моногатари»», т.е. повести. Такие произведения X – XI вв.как «Гэндзи-моногатари» писательницы Мурасаки Сикибу принадлежали уже к жанру вполне композиционно завершенного и достаточно реалистического романа. Позже, с XIII в., под названием моногатари фигурируют преимущественно рыцарские эпопеи, посвященные военным подвигам. Продолжают развиваться популярные со времени раннего средневековья жанры «никки» и «дзуйхицу» - дневников и лишенных фабульной связи эссе на самые разные темы.
В начале XIX в. глубокий кризис японского феодализма сказался и на литературе. Ведущим жанром прозы в это время стал тенденциозный, дидактический буддийско-конфуцианский по своей этической основе роман, основным представителем которого считается Такидзава Бакин. Бытовые повести в это время носят уже не столько реалистический, сколько натуралистический и фарсово-комический характер; таковы повести «На своих двоих по дороге Токайдо» Дзиппэнся Икку и «Общественная баня» Сикитэя Самба.
После буржуазной революции 1869 г. начинается развитие современного реализма в японской литературе; начало ему было положено романом Фтабатэя Симэя «Плывущее облако», в котором воссоздана правдивая картина жизни Японии того периода. Крупнейшими писателями начала XX в. были Симадзаки Тосон, Куникида Доппо, Нацумэ Сосэки. После 1918 г. в Японии зарождается и развивается пролетарская культура, представителями которой явились Токунага Сунао и Кобаяси Такадзи. Произведения лучших буржуазных писателей этого периода, таких как Акутагава Рюноскэ, хотя и проникнуты безысходным пессимизмом, но сочетают весьма глубокое психологическое проникновение с острой критикой современного им общества.