Общие сведения о производстве отечественных автомобилей

Федеральное агентство по образованию РФ

Тверской государственный технический университет

кафедра "Автомобильный транспорт"

РЕФЕРАТ

по дисциплине: "История развития транспорта"

на тему: "Общие сведения о производстве отечественных автомобилей".

выполнил:  xxx

ОПУТ 0608

принял: Мостовая А.С.

Тверь 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 1. Введение                                                                                         2стр

 2. Российский рынок легковых автомобилей                            3стр      

 3. Иностранные производители на территории России                      6стр

      4. Рейтинг популярности иномарок в России за 2005 год             8стр

 5.Заключение                                                                                    13стр

1. Введение

Парк автомобильной техники России достаточно старый (по легковым, грузовым автомобилям и автобусам более 50% техники со сроком эксплуатации более 10 лет - что само по себе является серьезным "потенциалом" для ДТП). Поэтому государство принимает меры по ограничению ввоза подержанной автомобильной техники в страну. 97% автопрома находится в руках собственников и к сожалению, до сих пор бизнес не решил вопрос надежности автокомпонентов автотранспортных средств. Через введение технических регламентов (разработанных и разрабатываемых) государство повышает требования к продукции и заставляет собственников повышать качество своей продукции. Так, например, правительство  приказало  к 2008 году  все выпускаемые отечественные автомобили оборудовать подушками безопасности. К тому же, правительство Российской Федерации одним из первых утвердило технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Этот документ уточняет требования к выбросам от автотранспортных средств и определяет переход на более жесткие уровни требований. Что касается утилизации, то в настоящий момент также разрабатывается технический регламент по утилизации автотранспортных средств.  В скором будущем, Россия планирует вступить в ВТО, это значит, что российский автопром должен интегрироваться в мировое автомобилестроение, заняв определенную нишу самых дешевых автомобилей. Однако при этом должна быть решена проблема повышения их качества.

 2.РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Российский рынок легковых автомобилей – один из наиболее динамично развивающихся секторов потребительского рынка, демонстрирующий устойчивый рост. Рост доходов населения обеспечивает увеличение спроса как на импортные, так и на российские автомобили. Российский легковой автопарк характеризуется высокой долей машин с большим сроком эксплуатации. Надо отметить, что в Москве старых автомобилей значительно меньше, чем в целом по России. По данным консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в настоящее время началось постепенное уменьшение доли импортных подержанных автомобилей в пользу новых - как иностранных, так и отечественных. По данным ГИБДД, в 2004 г. примерно 550 тысяч автомобилей было снято с учета, что связано с установлением нового порядка уплаты налога на транспортные средства и введением обязательной страховки, что заставляет владельцев избавляться от своих совсем старых автомобилей. На рис. 1 (Источник: Минпромэнерго РФ отображена тенденция к увеличению доли новых импортных автомобилей, а также импортных автомобилей промышленной сборки в структуре рынка легковых автомобилей. Причем рост числа новых иномарок затрагивает, в основном, ценовой сегмент $15 и более тыс., лишь небольшая часть этих машин включается в сегмент от $ 7 до 8 тыс. Между тем, массовый спрос российских потребителей сосредоточен в диапазоне между $ 6 и 10 тыс. за автомобиль, и именно этот ценовой сегмент является полем наиболее острой конкуренции производителей на автомобильном рынке России. Надо отметить, что в настоящее время покупатели имеют возможность, используя систему автокредитования, приобретать более качественную импортную продукцию, игнорируя отечественную, тем более, что отпускные цены на отечественные легковые автомобили растут и стремятся сравняться с ценами на импортные, а качество российских автомобилей улучшается незначительно. Надо отметить, что ежегодное увеличение импорта легковых автомобилей является серьезной угрозой отечественному производителю. Причем, по прогнозам, конкуренция существенно усилится через несколько лет, когда российский рынок начнет активно заполняться китайскими автомобилями, имеющими значительное ценовое преимущество.

                         Рис. 1. Ценовая структура рынка легковых автомобилей

Действительно, по сообщению Росстат, производство легковых автомобилей в России в I полугодии 2005 г. снизилось на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2004г. - до 500,4 тыс., сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Основной причиной снижения объемов производства Минэконом развития России называет существенный спрос на продукцию иностранных производителей в условиях повышения цен на отечественные автомобили и гибкой ценовой и сбытовой политики дилеров иностранных компаний.

Со своей стороны, дилеры главной причиной роста спроса на иномарки считают увеличение доходов граждан России. В числе факторов, способствующих росту продаж иномарок - развитие продаж в кредит, лизинга и продаж по системе trade-in, развитие дилерской сети, обновление модельного ряда, увеличение гарантийного срока на автомобили ряда зарубежных производителей. Кроме того, существенным моментом  для покупателей являются различные специальные предложения иностранных производителей, программы скидок, техобслуживания, льготное страхование и подарки. Однако кредитование, лизинг и трейд-ин не всегда доступны покупателям в регионах. В основном причина этого в том, что не все банки, с которыми работают продавцы автомобилей, имеют развитую сеть филиалов в регионах.

Среди отечественных производителей легковых автомобилей наибольшей популярностью у российского покупателя пользуются ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "ГАЗ", ОАО "ИжАвто", ОАО "ЗМА", ОАО "УАЗ" (рис. 6). По данным "АСМ-Холдинг", наибольший прирост объемов продаж в 2004 г. продемонстрировали ООО "ТагАЗ" - в 4,1 раза, ЗАО "Автотор" - 72%, ЗАО "Форд Мотор компани" (58,4%). Сократили продажи легковых автомобилей ЗАО "Рослада" – на 36,8%, ОАО "УАЗ" – на 5,6%, ОАО "ИжАвто" – на 0,3%.

Рис. 2. Объем продаж автомобилей российского производства в 2005 г., тыс. шт.

Одним из следствий протекционистских мер по защите отечественного производства легковых автомобилей (в частности, введения высоких таможенных пошлин на ввоз импортных автомобилей) стало увеличение доли иностранных компаний, наладивших свое производство в России. В 2004 г. в России было произведено 133 тыс. автомобилей иностранных марок, их доля в общем объеме производства автомобилей выросла за 2004 г. с 5,3% до 12% (Источник: http://www.autostat.ru).

Таким образом, российский рынок легковых автомобилей в настоящее время характеризуется:

·             Медленным но устойчивым общим ростом рынка в количественном выражении (2-3% в год);

·                 Увеличением средней цены и, как следствие, быстрым ростом рынка в денежном выражении (20-30% в год);

·                 Увеличением объемов продаж в ценовом сегменте от 10 до 25 тысяч долларов;

·                 Устойчивым ростом доли импортных легковых автомобилей и автомобилей производственной сборки;

·                 Существенным снижением доли продаж подержанных автомобилей;

·              Повышением уровня требований покупателей к качеству легковых автомобилей, а также к комплексу услуг, предоставляемых продавцом.

Перечисленные факторы обуславливают формирование жесткой конкурентной среды для отечественных производителей. В этих условиях особенно важно разрабатывать эффективную маркетинговую политику, соблюдать соотношение «цена – качество» для продукции, снижать издержки производства.

3.Иностранные производители на территории России.

 При покупке импортного легкового автомобиля более 75% его стоимости уходит зарубежным производителям, т.е. вы оплачиваете работу зарубежных фирм. Поэтому направление по созданию у нас совместных и лицензионных производств автомобилей позволит развивать российское промышленное производство. Кроме того, реализация данного направления позволит более эффективно удовлетворять спрос покупателей, в том числе за счет сокращения срока поступления автомобиля покупателю.

 Совсем недавно был подписан договор о строительстве автомобильного завода в Калуге.         Место для строительства завода было предоставлено в перспективном районе: рядом расположен аэропорт «Грабцево», проходят автомобильная трасса на Москву и железная дорога. В отличие от других претендентов, «калужские» добровольно пошли на такие расходы – немаленькие в масштабах области. Там считают, что они окупятся сторицей. Уже в сентябре немцы на конкурсной основе начнут набор работников на новый завод. Только на основное производство планируется привлечь около 3,5 тысячи. Общий объем инвестиций (а это строительство и завода и структур, связанных с ним) – 370 млн. евро. Мощность – 115 тысяч автомобилей в год.

        Первой моделью, которая уже во второй половине будущего года сойдет с конвейера калужского завода «Фольксваген», станет « Skoda Octavia». Собрана она будет по технологии SKD (крупноузловая сборка), в полном же объеме (сварка, окраска, сборка) производство будет запущено в начале 2009 года. К этому времени «созреет» и вторая модель, о которой руководители концерна пока говорят лишь в общих чертах. Видимо, речь пойдет о седане на платформе «Поло», разработанном специально для России и третьих стран. Предполагается, его стоимость в рознице не должна превышать 10 тыс. евро.

        Что ж, такую модель уже сделал для развивающихся стран концерн «Рено», и второй год «Логан» бьет все рекорды продаж в России и Восточной Европе. Немцы решили не отставать от французов…

Еще один завод будет открыт на берегах Невы. Правительство Санкт-Петербурга приложило немало усилий, чтобы в город пришли крупные автоконцерны. И они пришли! В июне статус стратегического инвестора города (он предоставляет значительные налоговые льготы) получила американская корпорация «Дженерал моторс». По соглашению инвестиции компании в строительство завода составят здесь не менее 115 млн. долларов, при этом GM в течение нескольких лет может не платить налог на имущество, а налог на прибыль сокращен ему на 4% – до 20%.

        Новый завод должен быть введен в конце 2008 года с производительностью на первом этапе – 25 тыс. автомобилей в год. Но уже сейчас на одном из арендованных предприятий в Санкт-Петербурге начнет работать крупноузловое сборочное производство, где еще в этом году соберут 4 тыс. внедорожников « Chevrolet SSRКаптива». Временное производство просуществует до пуска «большого» завода в Шушарах. Не исключено, что здесь и дальше продолжат сборку «паркетников», но основным продуктом нового предприятия станет опять же таинственная «вторая модель». «Джи-эмовцы» пока именуют ее «автомобилем нового поколения класса С». Вице-президент «Джи-Эм» Карл-Питер Форстер отметил, что это будет «автомобиль, созданный специально для российского рынка, отвечающий его запросам в плане дизайна и уровня безопасности».

        По некоторым сведениям, для россиян готовят седан на базе современной «Астры» и продавать тоже будут под европейской маркой концерна – «Опель». Естественно, цены не называют. Предполагается, что держать их на невысоком уровне помогут российские поставщики комплектующих. Их завод намерен искать. Но даже собранный по технологии SKD вседорожник «Каптива» может оказаться весьма интересным предложением: в Европе его цена начинается от 22 тыс. евро. Значит, для собранного у нас вполне реально столько же, только в долларах…

        «Дженерал моторс», похоже, не собирается отказываться и от остальных своих проектов в России. В Тольятти будут по-прежнему собирать « Chevrolet SSRНива», в Калининграде – автомобили GM-DAT (« Chevrolet SSRАвео», «Лацетти», «Реццо», «Эванда»), а также премиум-класса («Кадиллак», вседорожники «Хаммер» и «Шевроле»). Словом, процесс набирает обороты. Ведь и конкуренты не стоят на месте.

        Сравнительно недавно о строительстве завода в Санкт-Петербурге подписал инвестиционное соглашение глава компании «Ниссан» Карлос Гон (мы впервые сообщали об этом в июньском номере). На вопросы, какие модели планируется выпускать, он только сказал: «У нас есть два года до запуска завода, чтобы определиться с модельным рядом, но, думаю, это будет сделано в ближайшее время». Скорее всего, в Санкт-Петербурге станут производить седаны, коммерческие автомобили, возможно, и вседорожники. Предполагаемый выпуск пока – до 50 тысяч автомобилей в год исключительно для российского рынка.

        Это еще не все! Канадская компания «Магна», один из крупнейших в мире производителей автокомплектующих, заявила, что собирается строить завод под Санкт-Петербургом и уже обратилась к городским властям с просьбой предоставить земельный участок в промзоне Шушары, где начинается строительство заводов «Тойота» и «Дженерал моторс». Речь идет о производстве в России пластиковых деталей для салонов автомобилей, элементов кузова, а затем и коробок передач; объем инвестиций в проект – 50 млн. долларов. Свою продукцию «Магна» намерена поставлять на российские сборочные предприятия зарубежных автомобильных компаний.

Кроме того, на  территории России уже действует несколько иностранных заводов, которые осуществляют "промышленную сборку", это-"Форд"-Всеволжск, "Автофрамос"-Москва, "GM-Автоваз"-Тольяти. Что касается комплектующих, то к сожалению это сложный и до конца нерешенный вопрос. Например, группа "ГАЗ" ведет переговоры с фирмой "Бош" о развитии крупных производств автокомпонентов на территории России. В настоящее время объемы производства иномарок в нашей стране не позволяют развивать производства комплектующих изделия из-за их нерентабельности. Так фирма "Форд" при производстве своих автомобилей использует только 8 деталей, производимых в России (хотя было просмотрено более 100 производств автокомпонентов).

4.Рейтинг популярности иномарок в России за 2005 год.

Рост продаж иномарок в этом году приятно удивил – россияне дружно купили в общей сложности 575 тыс. автомобилей иностранного производства. Причем, могли бы взять и больше, если бы не проблемы многих компаний с поставками. Например, на Ford Focus очередь растянулась уже больше, чем на полгода.

При позиционировании модели каждый автопроизводитель ориентируется в первую очередь на одноклассников - машины схожего размера. Поэтому главная цель любого производителя - вывести автомобиль в число лидеров в своем классе. "Бизнес" представляет тройку лучших по продажам моделей в каждом сегменте российского автомобильного рынка. Класс А

  • Daewoo Matiz 12 104
  • KIA Picanto 857
  • Chevrolet Spark 108

Этот сегмент в России пока не получил развития, помимо отечественной "Оки" в нем всего шесть участников. Причем Ford представляет в нем нишевую модель - кабриолет Streetka, которому трудно рассчитывать на место в числе лидеров, а Fiat и Suzuki - Panda и Wagon R+ соответственно, эти автомобили практически не продвигаются на рынке. В результате, едва появившись, Chevrolet Spark - новое поколение Daewoo Matiz - с ходу занял третье место. Потенциально эта модель сильнее Kia Picanto: по мнению генерального менеджера по маркетингу группы "Рольф" Валерия Тараканова, цена на корейскую машину выше ожиданий. Безоговорочным же лидером в классе является Daewoo Matiz с ценой $7 тыс., это самая дешевая иномарка на рынке. Росту продаж модели помог выход на рынок двух модификаций - с автоматической коробкой передач (таких машин продано 3448) и с литровым мотором в модификации Best (1651). Класс В

  • Hyundai Accent 28 757
  • Hyundai Getz 11 456
  • Chevrolet Aveo 6 076

В этом сегменте традиционно лидируют корейские производители, предлагающие машины по низким ценам. В нем же находится и самый продаваемый иностранный автомобиль в России - Hyundai Accent таганрогской сборки. Третье место Chevrolet Aveo из Кореи досталось лишь благодаря снижению объемов у конкурентов. Так, производство Kia Rio в Калининграде прекратилось еще в первой половине года - с учетом импорта нового поколения модели было продано 4529 таких машин. Что касается Renault, то Symbol сбавил обороты с ростом продаж Megane и выходом Logan. Тем не менее с учетом хэтчбека Clio (по сути, Symbol является Clio в кузове седан), Renault уступила Chevrolet лишь 16 позиций. Из европейских производителей максимально близко к корейцам приблизился Ford, реализовавший 3471 однообъемник В-класса Fusion, а из японцев близкие результаты показали Mitsubishi Colt и Nissan Micra- 2429 и 2334 автомобиля соответственно.   Класс С

  • Daewoo Nexia 27 629
  • Mitsubishi Lancer 27 108
  • Ford Focus 23 133

Это самый популярный сегмент российского рынка - в топ-20 входят девять моделей этого класса. Тройка лидеров осталась без изменений. Разве что Focus уступил первоеместо из-за смены поколений, а Lancer - самая продаваемая импортируемая из дальнего зарубежья модель в России - вплотную приблизилась к Nexia. Toyota Corolla и Nissan Almera замкнули пятерку лидеров, в то же время реализовав более 10 тыс. машин, вплотную к этому рубежу приблизилась Hyundai Elantra. В ближайшее время конкуренция в этом сегменте только возрастет: уже началась российская сборка Renault Logan - за первые три месяца его продажи составили 2262 автомобиля - и Kia Spectra, которую можно будет купить уже в октябре. А через год должно стартовать российское производство седана Chery Windcloud в Новосибирске, этот автомобиль составит конкуренцию по цене бесспорному лидеру рынка - АвтоВАЗу, который за девять месяцев реализовал 429 797 машин сегмента С, опережая ближайшего преследователя более чем в 15 раз. Класс D

  • Hyundai Sonata 8252
  • Nissan Primera 7029
  • Toyota Avensis 6367

В лидеры этого сегмента вышла Hyundai Sonata, которую, так же как и Accent, собирают в Таганроге. По итогам прошлого года корейская модель занимала третье место, а сейчас уже, по данным трех кварталов, ее продажи на 39% выше, чем за весь 2004 год. Nissan Primera опустилась на второе место, а Avensis - на третье, немного (на 108 машин) перегнав Mazda6. Из европейцев в этом сегменте удачно выступают Ford Mondeo (3670) и Skoda Octavia предыдущего и нынешнего поколений (3381 машина в сумме). Ранее лидировавший Volkswagen Passat откатился к концу первой десятки - за девять месяцев реализован лишь 1991 автомобиль. Эксперты предполагают, что новый Passat сможет увеличить продажи марки, но догнать при этом японцев и корейцев будет сложно. Класс Е

  • Toyota Camry 9914
  • Audi A6 1759
  • Nissan Maxima 1597

Бесспорный лидер в классе Toyota Camry опережает ближайшего преследователя в несколько раз. С результатом без малого 10 тыс. за девять месяцев становится понятным, почему Toyota объявила о производстве именно этой модели на заводе в Санкт-Петербурге, который должен открыться в конце 2007 года. Производимая в России BMW 5-й серии потеряла вторую позицию, откатившись на четвертое место с результатом 1426 машин. Лидером же в премиум-сегменте этого класса стала Audi A6. А основной конкурент Toyota, Nissan Maxima, вернулся в первую тройку, которую он покинул в прошлом году. Результатом за тысячу машин может похвастаться и MercedesBenz c 1203 проданными автомобилями Е-класса. В 2006 году этот сегмент пополнится новинкой от Citroen - авангардной моделью C6, которая может оттянуть на себя часть продаж, в первую очередь от немецкой"большой тройки" (11) Класс F Audi А8 583 BMW 7-й серии 562 Mercedes-Benz S-класс 490 Впервые в российской истории Mercedes-Benz S-класса уступил позиции основным конкурентам. Это связано со сменой модельного ряда. Учитывая важность S-класса для России, его премьера состоялась практически одновременно с европейской - во время Франкфуртского автосалона. В MercedesBenz рассчитывают продать до 800 новых автомобилей, что должно помочь марке вернуться на свои позиции. Пока же в лидерах Audi и BMW. Четвертый участник рынка в этом сегменте- Lexus LS не может похвастаться столь значительными продажами: за девять месяцев он отвоевал лишь 13% рынка (247 автомобилей) без учета люксовых Rolls-Royce и Bentley. Компактвэны

  • Hyundai Matrix 2791
  • Ford Focus C-Max 2558
  • Renault Scenic 1846

В этом сегменте смена лидера кажется сенсационной. Чемпион прошлого года Ford Focus CMax пропустил вперед Hyundai Matrix. По словам Валерия Тараканова, это объясняется удачной рекламной и маркетинговой компанией Hyundai, кроме того, Matrix привлекателен своей ценой. Опережавший C- Max по итогам первого полугодия Renault Scenic сдал позиции. Участники рынка объясняют это тем, что в третьем квартале Renault сконцентрировался на продвижении на рынке Logan. Ближайший преследователь, Kia Carens, разошелся тиражом 933 автомобиля. Европейцы - Citroen Xsara Picasso, Opel Zafira, Volkswagen Touran пока не могут претендовать на роль серьезных игроков этого сегмента. Мини-вэны

  • Kia Carnival 1143
  • Hyundai Trajet 527
  • Mitsubishi Grandis 469

Сегмент полноразмерных мини-вэнов в России не относится к числу популярных: продажи здесь измеряются десятками машин в месяц. Бесспорный лидер - семиместный Kia Carnival калининградской сборки: помимо частников его активно покупают госструктуры и даже таксомоторные компании. Благодаря существенному преимуществу в цене, наличию дизельного двигателя этот автомобиль - бесспорный лидер своего сегмента, в два раза опережающий обновленный Hyundai Trajet. Mitsubishi Grandis конкурировать по цене с корейцами не может, тем не менее значительно опережает европейских оппонентов в классе - Citroen C8, Peugeot 807, Ford Galaxy, Volkswagen Sharan, а также Chrysler Grand Voyager: продажи этих автомобилей исчисляются несколькими экземплярами в месяц. Легкие внедорожники

  • Nissan X-Trail 5329
  • Toyota RAV-4 4977
  • Hyundai Tuscon 3477

В этом классе также сменился лидер - долгое время с большим отрывом всех опережала здесь Toyota RAV-4. Однако в этом году ее обгоняет Nissan XTrail. По мнению Тараканова, это заслуга имиджа автомобиля - он "более мужской", тогда как RAV-4 считается "женской" машиной. Кроме того, полагает эксперт, X-Trail крупнее и у него больше внедорожных возможностей, к тому же Toyota представила в сентябре новое поколение RAV-4, что, наверное, также сказывается на продажах нынешней машины. В тройку лидеров вошел и "паркетник" Hyundai Tuscon. Тараканов отмечает, что спрос на этот автомобиль заметно превышает предложение и при увеличении квоты Hyundai вполне может занять лидирующие позиции в этом классе. Пока же он лишь на 30 единиц опережает ближайшего преследователя Kia Sportage, который выступает на рынке двумя машинами (сборка старого поколения продолжается в Калининграде, а новые, более дорогие машины завозятся из Кореи). За три месяца их было реализовано 679. Внедорожники

  • Toyota Land Cruiser 100 3448
  • Suzuki Grand Vitara/XL7 3370
  • Toyota Land Cruiser Prado 3354

В этом сегменте, на который приходится около 10% автомобильного рынка, безраздельно властвует Toyota, которая двумя своими моделями Land Cruiser оккупировала две строки. Между ними Suzuki Grand Vitara и ее удлиненная модификация XL7, которой удалось подняться с прошлогоднего третьего места на второе. Отстал от лидеров мотор продаж Volkswagen люксовый внедорожник Touareg, который закончил девять месяцев с результатом в 2436 автомобиля. В то же время продажи Mitsubishi Pajero, который долгое время был в числе ведущих автомобилей этого класса, практически не растут: это связано с отсутствием мощного бензинового двигателя.

 5.Заключение

Получение и систематизация информации, необходимой для прове­дения глубокого анализа тенденций развития автомобилестроения в настоящее время затруднены.

Представленный в данном реферате краткий обзор состоя­ния дел в автомобилестроении позволяет сделать главный вывод, что следует активизировать работу по преодолению тенденции снижения деловой активности и падения объемов производства. Тем более что традиционные связи предприятий автомо­билестроительного комплекса и их смежников из других отраслей ста­новится все труднее.

В совокупности с проведением разумной ценовой политики, поли­тики формирования доходов, финансирования и кредитования, а также льготной налоговой политики в отношении средств, направляемых на развитие производства, это является залогом стабилизации произ­водства автотранспортных средств, обеспечения занятости.

Задачи, стоящие перед автомобильной промышленностью Российс­кой Федерации сложны, требуют усилий под стать военным. Друго­го пути, кроме как работать сначала над сохранением, а потом и над развитием отрасли, у России нет.

Список использовавшейся литературы

1.     http://www2.zr.ru/statist/

2.     http://www.rosstat.ru

3.     Рынок ценных бумаг N 10(169)2000-Автомобильная промышленность РФ на пути к рынку