Юридические лица и государство как субъекты гражданских правоотношений

KURSA  DARBS

Юридические лица и государство как субъекты гражданских правоотношений

Rīgā

2000

Содержание

№ главы

Название

Страница

1

Введение

3

2

Понятие юридического лица и его виды

5

2.1.

История развития юридического лица

5

2.2.

Теории юридического лица

6

2.3.

Понятие и признаки юридического лица

9

3.

Виды юридических лиц

12

3.1.

Понятие и основная классификация юридических лиц

12

3.1.1.

Акционерное общество

15

3.1.2.

Бесприбыльная организация

17

3.1.3.

Государственное предприятие

19

3.1.4.

Индивидуальное предприятие

20

3.1.5.

Кооперативные товарищества

21

3.1.6.

Паевые общества

23

3.1.7.

Предприятия самоуправления

24

3.1.8.

Общество с ограниченной ответственностью

25

4.

Латвийское государство и органы местного самоуправления как субъеты гражданского права

29

5.

Образование и прекращение юридического лица

31

5.1.

Порядок образования юридического лица

31

5.2.

Реорганизация юридического лица

31

5.3.

Порядок ликвидации юридического лица

32

6.

Заключение

34

7.

Список используемой литературы

36

1.      ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в Латвии (как и на территории всего пост-советского пространства) произошли существенные изменения в организационно – правовом направлении формирования субъектов гражданских правоотношений и форм собственности.  Это связано  с широким комрлексом мер по разгосударствлению и приватизации на территории Латвийской республики.

            Нынешнюю ситуацию характеризуют:

Ø -преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

Ø превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в латвийской экономике;

Ø многообразие форм собственности;

Ø становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности;

Ø утверждение новых форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, благотворительные и иные общественные фонды и т.д.);

Ø формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.

Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности.  Для регулирования экономической деятельности были приняты соответствующие  законодательные акты, которые направлены на упорядочивание правоотношений физических и юридических лиц.  Сиситема международного права подразумевает  регулирование правоотношений подобного вида  гражданским законодательством.

Гражданский закон Латвийской Республики (далее - ЛР) 1937 года и действие которого было восстановлено в 1992 году, не определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, а также нашим Гражданским законом не закреплены  новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.

В некотором роде «компенсируя» прбелы Гражданского закона латвийские законодатели  приняли Закон «О предпринимательской деятельности» от 26/09/1990 и «Коммерческий закон» от 04/05/2000, а также ряд законов, касающихся отдельных видов предпринимательской деятельности.  Это в некоторой степени облегчает усвоение новых правил  и адаптацию действующих организационно – правовых форм.

Но, как известно, юридическое лицо – это не только коммерческая, но и некоммерческая организация, деятельность которой также регулируется Законом «О бесприбыльной организации»[1].  При определённых условиях  и по определённым правилам каждая из этих видов способна  преобразоваться  в другие формы.  Данное обстоятельство очень важно, ибо позволяет вести коммерческую деятельность более гибко и динамично.

Субъектом гражданских правоотношений также является государство, чья правосубъектность проявляется через органы государственной власти, органы самоуправления, а также государственные предприятия и предприятия самоуправлений.[2]

Выполнение государством различных функций (политической, экономической, идеологической, социальной) продиктовано объективными причинами.  Рынок и общество само по себе  без государственного вмешательства не в состоянии обеспечить реализацию многих общественно значимых функций.  Через функции государство непосредственно и более развёрнуто выполняет  свою сущность.  Основной функцией государства в гражданских правоотношениях является регулирование данных отношений.[3]

Автор данной работы попытается раскрыть понятие юридического лица, его правоспособность, определить виды и признаки юридических лиц, а также рассмотреть условия их ликвидации, что в дальнейшем поможет ориентироваться в гражданско – правовом аспекте регулирования отношений юридических лиц в целом.

2.      ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И ЕГО ПРИЗНАКИ

2.1.           История развития юридического лица

В течение достаточно долгого времени термин "корпорация" служил синонимом термина "юридическое лицо"[4]. Термин "корпорация" происходит от латинского выражения "corpus habere", обозначающего права юридической личности.  Такие права стали признаваться за частными союзами в Римской империи в императорский период (начиная со 160-х годов н.э.)[5], однако окончательного признания гражданско-правовых союзов как равных с физическими лицами субъектов права в Риме так и не произошло.

Во многом это было связано с тем, что вплоть до Савиньи цивилистике не было известно понятие учреждения; все образования, даже те, которые наполнялись институтным содержанием, трактовались как universitas, или корпорация. Лишь вследствие разработки германскими цивилистами понятия "учреждение" (Stiftung) понятие "корпорация" приобрело более современное значение - юридическое лицо, основанное на членстве, участии.

Римскому праву не был известен термин "юридическое лицо". Первоначально в Риме частные корпорации, религиозные общины (collegia sodalicia) и профессиональные союзы ремесленников (fabrorum, pistorum) представляли собой не юридические лица, а объединения, напоминающие простые товарищества. Отношения третьих лиц строились не с корпорацией в целом, а с каждым участником, общее же имущество корпораций рассматривалось как принадлежащее каждому из его участников в определенной доле либо как принадлежащее одному из участников - казначею, ведущему дела объединения и ответственному перед его членами[6]. Лишь в императорское время идея о самостоятельности общины по отношению к членам, в неё входящим, стала доминирующей. Имущество профессиональных союзов ремесленников и религиозных общин было обособлено от личного имущества их членов. Однако данная процедура имела значение лишь во внутренних отношениях союза с его членами, поскольку "для третьих лиц существовал не союз как целое, а физические лица, участники союза"[7]. На основе сказанного многими исследователями делается вывод о том, что римские союзы не достигли той ступени развития, на которую поднялись современные юридические лица. Но уже тогда выделялись различия между римскими союзами (universitas) и гражданско-правовыми товариществами (societas):

Ø существование союза, являющегося центром принадлежности прав, не зависит от смерти или выхода отдельных членов или от вступления новых, тогда как societas уничтожается при этих событиях;

Ø отдельные члены такого союза, выступающего в обороте в качестве особого центра принадлежности прав, не являются субъектами прав, группирующихся около союза как центра принадлежности прав. Члены союза могут сами вступать в договоры со всем союзом; могут предъявлять иски к союзу; они не отвечают своим имуществом за долги союза и не имеют права требования по обязательствам, в которые вступил союз, и т.д. Все эти особенности не характерны для товарищества (societas)[8].

Дальнейшее развитие торговых товариществ привело к тому, что, хотя в них общее имущество обособлено и товарищи действуют под единой фирмой, такое товарищество может быть представлено в обороте любым из товарищей, товарищи несут солидарно субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом.

В Средние века представления о юридических лицах все еще испытывали сильное влияние догматов римского права. Глоссаторы и постглоссаторы ограничивались комментированием античных текстов, пытаясь приспособить их к потребностям развивающегося хозяйства. В эту эпоху и, особенно, в Новое время конструкция юридического лица получила дальнейшее практическое развитие. Торговый дом Фуггеров в Германии, генуэзский банк св. Георгия, английские и голлан­дские Ост- и Вест - Индские компании -  “в этих торговых предприятиях вырабатывалась техника коллективного ведения крупных дел” а накопленный ими опыт регулирования отношений с участием юридических лиц сыграл впоследствии важную роль в создании граж­данских и торговых кодексов XIX века.

Бурное развитие экономики середины — конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дерябург, Саллейль и других, преимуще­ственно немецких и французских цивилистов, которые заложили ос­новы современного понимания этого института.

В XX веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационали­зации предпринимательской деятельности, расширения государствен­ного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законо­дательства о юридических лицах и, отчасти, повышается его качество. Наука гражданского права относит к числу центральных проблемы теории юридического лица, совершенствования и практического при­менения этого института.

2.2.           Теории юридического лица

Совершенствование столь сложного и важного социального института, как юридическое лицо, едва ли воз­можно без его серьезных научных исследований. Они велись на про­тяжении всей истории существования юридических лиц, привели к созданию в XIX веке ряда фундаментальных теорий и активно продол­жаются в современной цивилистике.

Основная научная проблема, вызывающая наибольшие дискус­сии,— это вопрос о том, кто или что является носителем свойств юридической личности, т.е. субстратом юридического лица. В зависи­мости от ответа на вопрос о том, что стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно разделить на две большие группы: концепции, отрицающие существование некоего реального субъекта со свойствами юридической личности, и концеп­ции, признающие существование носителя таких свойств.

К первой группе теорий относится концепция Савиньи, ставшая одной из первых фундаментальных теорий юридического лица и полу­чившая название “теории фикции”. По взглядам Савиньи, свойствами субъекта права (сознанием, волей) в действительности обладает только человек. Однако законодатель в практических целях признает за юри­дическими лицами свойства человеческой личности, олицетворяет их. Таким образом, законодатель, прибегая к юридической фикции, создает вымышленного субъекта права, существующего лишь в качестве абст­рактного понятия. Теория “персонифицированной цели”, предложенная Бринцем, схожа с “теорией фикции” в том, что отрицает существование реального субъекта, обладающего свойствами юридического лица. По­скольку целью института юридического лица является лишь управление имуществом, то и юридическое лицо есть не что иное, как сама эта персонифицированная цель.

Вторая группа теорий юридического лица исходит из тезиса о реальности существования юридических лиц как действительных, а не вымышленных образований. При этом основоположник “органической теории” Гирке уподоблял юридическое лицо человеческой личности, понимая его как некую союзную личность, социальный организм, отличный от суммы участвующих в союзе людей. Саллейль, разрабо­тавший “реалистическую теорию” юридического лица , также заявлял о реальности существования юридических лиц как особых субъектов права, несводимых к сумме индивидов, сумев избежать при этом некоторой биологизации юридических лиц, присущей взглядам Гирке.

Особняком в ряду теорий юридических лиц стоит концепция Иеринга полагавшего, что юридическое лицо, как таковое, в действитель­ности не существует. Это — не более, чем юридический курьез. Поскольку право — это система защищенных законом интересов, то законодатель дает правовую защиту отдельным группам людей, позво­ляя им выступать вовне как единое целое, что, однако, не означает создания нового субъекта права. Таким образом, Иеринг сочетал тезис о фиктивности самого юридического лица с признанием реальности стоящих за ним групп людей.

Зарубежные исследования сущности юридического лица в XX веке в целом не вышли за рамки рассмотренных выше концепций. Пожалуй, в современной западной цивилистике возобладало прагматическое мнение о том, что “... после стольких попыток разрешения вопроса о юридическом лице, ничего не может быть легче новой попытки его разрешения, но вместе с тем, ничего не может быть более бесплодного...”

Советская юридическая наука уделяла самое серьезное внимание исследованию теории юридического лица. В 40—50-е годы был создан целый ряд работ, заложивших основы современного понимания этого института. Внимание советских цивилистов концентрировалось в то время на изучении юридической личности государственных предпри­ятий, однако сделанные ими выводы обладают значительной научной и методологической ценностью и сегодня.

В рамках общепринятого понимания юридического лица как реально существующего явления, обладающего людским субстратом, в советской цивилистике выделились три основные трактовки сущ­ности государственного юридического лица. “Теория коллектива”, предложенная академиком А. В. Венедиктовым, исходит из того, что носителями правосубъектности государственного юридического ли­ца являются коллектив рабочих и служащих предприятия, а также всенародный коллектив, организованный в социалистическое госу­дарство. Сходные взгляды высказывали С. Н. Братусь, О. С. Иоффе и В. П. Грибанов .

“Теория государства”, разработанная С. И. Аскназием , основыва­ется на положении о том, что за каждым государственным предприя­тием стоит собственник его имущества — само государство. Следовательно, людской субстрат юридического лица нельзя сводить к трудовому коллективу данного предприятия. Государственное юри­дическое лицо — это само государство, действующее на определенном участке системы хозяйственных отношений.

“Теория директора”, наиболее полно исследованная в работах К). К. Толстого , исходит из того, что главная цель наделения органи­зации правами юридического лица — это обеспечение возможности ее участия в гражданском обороте. Именно директор уполномочен дейст­вовать от имени организации в сфере гражданского оборота, поэтому он и является основным носителем юридической личности государст­венного юридического лица.

Общей для всех этих концепций является идея о наличии людского субстрата (лица или коллектива) в государственном юридическом лице. Возможна, однако, и принципиально иная трактовка его сущности. Так, еще в 20-е годы в СССР получила значительное распространение “теория персонифицированного (целевого) имущества”. Ее сторонники считали главной функцией юридического лица объединение различных имуществ в единый комплекс и управление этим имущественным комплексом. Значит, обособленное имущество является реальной ос­новой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, на­деляя владельца имущества правами юридического лица.

В пятидесятые и последующие годы известное распространение получила теория, сторонники которой, ограничиваясь констатацией того, что юридическое лицо — это социальная реальность, в сущности отказываются от попыток выявить его людской субстрат. Эта теория известна в цивилистической науке как теория социальной реальности юридических лиц. Ее придерживались, в частности, Д.М. Генкин и Б. Б. Черепахин. Противники этой теории не без оснований указывали на то, что задача цивилистики состоит в том, чтобы выявить специфи­ческие признаки юридического лица как социальной реальности, по­скольку не всякая социальная реальность есть юридическое лицо. А эту задачу теория социальной реальности перед собой как раз и не ставит.

Значительную известность получили и научные концепции таких авторов, как О. А. Красавчиков (“теория социальных связей”), А. А. Пушкин (“теория организации”), Б. И. Пугинский.[9]

Возможность создания юридического лица единственным учреди­телем, предусмотренная многими современными законодательствами возвращает актуальность теории персонифицированного имущества, ибо людской субстрат в одночленных корпорациях не играет важной роли. В условиях, когда персональный состав участников и организа­ционная структура нескольких юридических лиц идентичны, только имущественная обособленность может служить целям их различения.

Одновременное существование множества столь разных научных теорий юридического лица объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на этом этапе. Соответственно, развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.

2.3.         Понятие и признаки юридического лица

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные  права, нести обязанности, быть исцом и ответчиком в суде.[10]

В приведённом определении закреплены следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.

ü Организационное единство выражается в определении целей и задач организации, в установлении её внутренней структуры, компетенции органов управления и порядке их деятельности.  Закрепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре и уставе, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.

ü Признак имущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества государственных или муниципальных образований.  При этом юридическое лицо должно иметь не прсто обособленное имущество, а обладать им на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления.  Признание юридическим лицом организации, обладающей имуществом лишь на праве временного пользования (по договору аренды или безвозмездного пользования), исключено.  Внешним выражением имущественной обособленностиявляется наличие у организации уставного фонда, а её учётно-бухгалтерским отражением служит самостоятельный баланс или смета.

ü Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица – следствие его имущественной обособленности.  Прежде всего следует отметить, что установлен принцип раздельной ответственности, согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательства юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским Законом либо учредительными документами юридического лица.

Юридические лица несут ответственность только по своим обязательствам, т.е. как основными, так и оборотными средствами. 

ü Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть исцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающем наименование, содержащим указание на его организационно правовую форму, а в предусмотренных законом случаях и указание на характер деятельности.

ü Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации. [11]

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещённые законом, если в учредительных документах  таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Некоммерческие организации наделены специальной правоспособностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренных в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности юридические лица могут заниматься  только на основании специального разрешения (лицензии).

Ø Дееспособность юридического лица, т.е. способность своими действиями приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, осуществляется его органами.  Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.).  однако юридическое лицо не всегда ведёт свои дела через органы.  Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя.  Представитель юридического лица, в отличие от органа, является внешним, посторонним по отношению к юридическому лицу субъктом права.  Его полномочия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или органа местного самоуправления.

Ø Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не предусмотрено иное.  Юридическое лицо вправе иметь обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения и не являющиеся юридическими лицами: филиалы и представительства.  Представительства юридического лица создаются для представления его интересов и их защиты.  Представительство не выполняет производственные или иные основные функции юридического лица.  Филиал отличается от представительства тем, что осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительство.  (Например, филиал коммерческого банка, расположенный в одном из районов города и осуществляющий предоставление банковских услуг ).

3.      ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1.           Понятие и основные классификации юридических лиц

Юридические лица класифицируются по различным критериям. 

В зависимости от цели осуществляемой организацией деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.  Коммерческие организации – это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.  К ним относятся: хозяйственные общества и товарищества, производственные предприятия, государственные предприятия и предприятия самоуправлений.

Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями).  Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.  К некоммерческим организациям относятся: потребительские общества, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), благотворительные и иные фонды, другие формы, предусотренные законодательством ЛР.

В зависимости от прав учредителей (участников) в отношении юридического лица и его имущества  различают:

(a)  юридические лица в отношении имущества которых их учредители (участники) имеют обязательственные права (право изъять внесённое в качестве вклада имущество, право на ликвидационную квоту, право на дивиденды и т.п.).  К ним относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские организации;

(b) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право.  К ним относятся государственные предприятия и предприятия самоуправлений, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;

(c)  юридические лица, на имущество которых их учредители не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных).  Это: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (союзы и ассоциации).

Критерием для классификации юридических лиц может служить их организационно – правовая форма.  По этому признаку коммерческие организации подразделяются на хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные предприятия и предприятия самоуправлений.  Среди некоммерческих организаций выделяются потребительские общества, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, объединения коммерческих и некоммерческих организаций (союзы, ассоциации).

Рассмотрим организационно – правовые формы коммерческих организаций.

Хозяйственные товарищества и общества – наиболее распространённая в имущественном обороте  форма коллективного предпринимательства. К хозяйственным товариществам отнесены полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества).  Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества (закрытого и открытого), общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью. В отношении обществ ГЗ ограничивается общими правилами, подлежащими конкретизации в специальных законах.

Товарищества и общества имеют много общих черт.  И те и другие являются коммерческими организациями, обладающими общей правоспособностью.  Их уставной (в обществах) или складочный (в товарищесвах) капитал разделён на доли их участников.  Как общества, так и товарищества являются собственниками своего имущества.  Различия в их правовом статусе определяются тем, что товарищество – это объединение лиц, тогда как общество – это объединение капиталов.  Объединение лиц предполагает, помимо имущественных вкладов, непосредственное личное участие учредителей (участников) в деятельности организации.  В отличие от этого создание хозяйственного общества не предполагает (хотя и не исключает) личного участия учредителей (участников) в предпринимательской деятельности.  Важно также отметить, что участники товареществ в отличие от участников обществ обычно несут неограниченную ответственность по долгам товареществ всем своим имуществом, а не только имуществом товарищества.  Это (так же, как и необходимость принимать личное участие в деятельности товарищества) объясняет недопустимость одновременного участия лица в нескольких товариществах, ибо нельзя одним и тем же имуществом отвечать по долгам нескольких организаций.  Исключение составляют вкладчики в товариществах на вере, которые участвуют в деятельности товарищества только имущественными вкладами, а потому могут быть участниками одновременно нескольких товариществ.  Сказанным определяется субъективный состав участников обществ и товариществ.[12]  В товариществах могут участвовать только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, поскольку они должны непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью.  Напртив, в обществах (а также в роли вкладчиков в товариществе на вере) по общему правилу могут быть любые субъекты гражданских прав, совсем не обязательно являющиеся предпринимателями.  Исключение в этом отношении составляют государственные органы и органы органы местного самоуправления, государственные и иные финансируемые собственником учреждения, должностные лица государственных органов, участие которых в предпринимательской деятельности законом либо ограничено, либо запрещено.

Среди всех коммерческих организаций, основой организационно-правовой формы которых, как правило, является принцип корпоративности, выделяются организации, представляющие собой по организационно – правовой форме унитарные предприятия.  Унитарность предприятия означает, что его имущество неделимо и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе между его работниками.  Унитарные предприятия не наделяются правом собственности на закреплённое за ними имущество.  Его собственноиком остаётся учредитель.

Создание и функционирование унитарных предприятий допускается лишь в форме государственных и муниципальных предприятий.  Государственные предприятия  учреждаются за счёт государственного имущества органами управления Латвии, уполномоченными управлять государственным имуществом.  Муниципальные предприятия учреждаются органами местного самоуправления за счёт имущества муниципальных образований.  в зависимости от того, на основе основе какого ограниченного вещного права имущество закреплено собственником за унитарным предприятием, выделяется два их вида: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или республиканское казённое предприятие.

Правовое положение производственных кооперативов регулируется помимо Гражданского закона законом. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Производственный кооператив, так же как и товарищество, - это прежде всего объединение лиц, а не капиталов.  Его участники обязаны участвовать  в деятельности кооператива.  Однако, в отличие от товариществ, в которых полними товарищами могут быть лишь индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, членами производственного кооператива могут быть любы граждане, достигшие 16 лет, и юридические лица.

Остановимся также на организационно – правовых формах некоммерческих организаций.

Потребительским кооперативом признаётся добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путём объединения его членами имущественных паев.  Потребительская кооперация в интересах пайщиков ведёт заготовительную, торговую, жилищно – строительную, гаражно – строительную и иные виды деятельности.  Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и организации.  Членство в кооперативе не предполагает обязательного личного участия в его делах.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединяющихся в установленном законом порядке на основе общественных интересов для удовлетворения духовных и материальных потребностей.  Это могут быть партийные, профсоюзные, спротивные организации, организации в области культуры, охраны природы, животных и т.д.

Участниками этих объединений могут быть только физические лица.  При этом они не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество, созданного ими юридического лица, т.е. граждане при выходе из организации не имеют права требовать возврата членских взносов, пожертвований или иного переданного им имущества.  Юридическими лицами могут признаваться как отдельные звенья общественных организаций (например, профкомы в организациях), так и объединения этих организаций (например, профсоюзное объединение).

Как собственники имущества общественные и религиозные организации (объединения) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (например, издательскую деятельность, деятельность по изготовлению и ремонту спортивного инвентаря).

Учреждение представляет собой вид некоммерческой организации, не являющейся собственником имущества.  Учреждение обладает имуществом на праве опретивного управления.  К учреждениям относятся органы государственного управления и органы местного самоуправления, учреждения образования и прсвещения (за исключением частных учебных заведений), учреждения культуры и спорта, социальной защиты и прчее.

Ассоциации и союзы – это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями.  Они могут быть созданы как коммерческими, так и некоммерческими организациями.  Создаются они исключительно на добровольной основе для целей координации деятельностисоздавших их организаций, а также представления и защиты  их общих интересов.  Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность и права юридического лица, поэтому одно и то же юридическое лицо не может сосотять в нескольких ассоциациях и союзах.

Автор работы предлагает более подробно обратиться к рассмотрению основных принципов деятельности наиболее часто встречающихся видов деятельности (по правовой форме).

3.1.1. Акционерное общество

1.      Общие положения

Акционерное общество – предпринимательское общество (уставное общество), основной капитал которого составляет суммарная номинальная стоимость акций.

Отношения, связанные с учреждением акционерных обществ, их деятельностью, реорганизацией и ликвидацией, регулируются Законом «О предпринимательской деятельности», Законом «О ценных бумагах», Законом «Об акционерных обществах» и другими нормативными актами.

Акционерное общество отвечает по своим обязательствам  всем своим имуществом.  Государство не отвечает по обязательствам акционерного общества, а акционерное общество не отвечает по обязательствам государства.  Акционеры отвечают по обязательствам ационерного общества своим вкладом в основной капитал общества, а также иным своим имуществом в пределах неоплаченной части стоимости подписанных акций, но не отвечают остальным своим имуществом.  Акционерное общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.[13]

Акционерное общество обладает всеми правами и несёт все обязанности юридического лица в соответствии с законами и уставом общетсва.  Акционерное общество может создавать свои уставные общества, филиалы и представительства.  Акционерное общество отвечает по обязательствам своих филиалов и представительств всем своим имуществом.

Учредители акционерного общества с момента заключения учредительного договора  до регистрации общества в Регистре предприятий ЛР отвечают всем своим имуществом по обязательствам общества и за приченённые третьим лицам убытки.  После регистрации общества акционеры отвечают только в размере своих вкладов.

2.      Учреждение акционерного общества

Акционерное общество может быть учреждено:

Ø путём преобразования уже существующего предприятия или предпринимательского общества в акционерное общество;

Ø путём учреждения акционерного общества как нового уставного общества.

Учредителями акционерного общества могут быть:

Ø совершеннолетние граждане Латвийской Республики и постоянные жители, прожившие на территории Латвии не менее 21 года, а также зарегестрированные в ЛР юридические лица;

Ø государство;

Ø самоуправление;

Ø иностранные граждане и зарегестрированные в иностранных государствах юридические лица согласно Закону «Об иностранных инвестициях в Латвийской Республике»;

Ø международные организации.

Учредителями акционерного общества не могут быть высшие органы государственной власти и управления.  Акционерное общество может быть учреждено одним или несколькими учредителями.

            Учредительными документами акционерного общества являются учредительный договор и устав акционерного общества.

            Управление акционерным обществом осущестляется общим собранием акционеров, советом и правлением.

            Деятельность акционерного общества контролируют ревизионная комиссия или ревизор, присяжные ревизоры, постоянные или временные комиссии, образованные для решения отдельных вопросов, а также уполномоченные  на это государственные органы.

3.      Реорганизация, ликвидация акционерного общества и признание его несуществующим

Акционерное общество прекращает деятельность одновременно  с его ликвидацией в следующих случаях[14]:

Ø в предусмотренных уставом акционерного общества случаях;

Ø по решению общего собрания акционеров;

Ø если в течение года после регистрации акционерного общества им не начата предпринимательская деятельность;

Ø согласно Закону «О несостоятельности предприятий  и предпринимтаельских обществ»;

Ø по постановлению суда.

Ликвидацию акционерного общества осуществляет правление, которое в этом случае считается ликвидатором общества, если иное не определено уставом.  Общее собрание акционеров может избрать других ликвидаторов.  Одновременно с избранием ликвидаторов полномочия членов правления прекращаются.

О начале ликвидации акционернрго общества ликвидаторы объявляют в официальной газете ЛР (“Latvijas vēstnesis”).  Требования и иные претензии кредиторов к ликвидируемому обществу должны быть заявлены в трёхмесячный срок со дня опубликования объявления в газете.  По истечении указанного срока кредиторы, не заявившие свои претензии, не могут требовать изменения принятого плана  раздела собственности акционерного общества.

3.1.2. Бесприбыльная организация

1.      Общие положения

Бесприбыльная организация – созданная для бесприбыльного обслуживания, благотворительности, производства продукции или других целей организация, намерением участников которой не является извлечение прибыли.

Участники и учредители бесприбыльной организации не вправе получать прибыль от вложенного в её деятельность капитала.

Бесприбыльная организация является предпринимательским обществом, предприятием одного собственника с правами юридического лица или общественной организацией.  Порядок её учреждения, деятельности, реорганизации и ликвидации определяется Законом «О бесприбыльной организации», нормами, установленными законами ЛР о соответствующей форме предпринимательской деятельности, а также уставу бесприбыльной организации.

Хозяйственная деятельность общественной организации ведётся в соответствии с законом об общественных организациях.  Бесприбыльная организация не в праве развёртывать деятельность вне определённых в её уставе областей.[15]

Основной капитал бесприбыльной организации образуется за счёт вкладов её участников в уставной фонд.  Бесприбыльная организация имеет право получать пожертвования в виде денежных средств и имущества и использовать их только на декларированные своим уставом цели.

2.      Учреждение и регистрация бесприбыльной организации

Бесприбыльную организацию могут учреждать физические и юридические лица, вкладывая свой капитал имуществом (зданиями, сооружениями, машинами и др.) или деньгами.[16]

Государственные учреждения создают бесприбыльные организации по разрешению соответствующего министерства, а самоуправления – согласно решению районного, городского или волостного Совета.

Бесприбыльная организация регистрируется в соответствии с порядком, установленным Законом «О Регистре предприятий».  Бесприбыльная организация приобретает права юридического лица со дня регистрации в Регистре предприятий ЛР.

Бесприбыльные организации регистрирует в отдельном списке только главный натариус Регистра предприятий ЛР, а проверку документов производит и регистрацию оформляет специально подготовленный для этой работы нотариус.

Имущество бесприбыльной организации должно использоваться только на декларированные уставом цели.  Бесприбыльная организация отвечает по свои обязательствам  всем принадлежащим ей имуществом.

Участники бесприбыльной организации имеют право участвовать в управлении ею.

3.      Реорганизация или ликвидация бесприбыльной организации

Порядок реорганизации или ликвидации бесприбыльной организации определяется уставом каждой такой организации и законами ЛР.  Решение о реорганизации или ликвидации принимается собственником или собранием участников этой организации с установлением порядка реорганизации или ликвидации и того, за счёт каких средств будет осуществляться упорядочение и хранение документов бесприбыльной организации.

Если бесприбыльная организация ликвидируется или реорганизуется в прибыльное предприятие, резервный фонд и приобретённое на накопленные в нём средства имущество переходят в государственную собственность; если в бесприбыльную организацию было вложено имущество самоуправления, оно переходит в собственность соответствующего самоуправления; это имущество должно быть использовано на благотворительные цели.[17]

3.1.3. Государственное предприятие

1.      Общие положения

Государственное предприятие является самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица, которая на основе обособленной для неё доли государственной собственности осуществляет предпринимательскую деятельность.

Государственное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.  Государство не отвечает по обязательствам государственного предприятия, за исключением установленных Законом «О государственном предприятии» случаев[18].

2.      Порядок создания государственного предприятия

Государственное предприятие, его филиалы и представительства регистрируются согласно закону Латвийской Республики «О Регистре предприятий Латвийской республики».

Государственное предприятие действует согласно его уставу.  Устав утверждается, изменяется и дополняется министерством.

В составе государственного предприятия могут создаваться отделы, производства, цеха и другие структурные подразделения, а также предусмотренные уставом филиалы и представительства.  Филиалы и представительства на территории Латвийской Республики не имеют статус юридического лица.  Филиалы и представительства государственного предприятия в иностранных государствах могут иметь статус юридического лица.  В состав государственного предприятия не могут входить предпринимательские общества.

Государственное предприятие использует основной капитал самостоятельно и в полном размере.  Основным капиталом государственного предприятия распоряжаются  министерсво и государственное предприятие в пределах и порядке, установленных Законом «О государственном предприятии», постановлением Совета Министров ЛР и уставом предприятия.[19]

Государственное предприятие вправе осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещённую законом и соответствующую уставу предприятия.  Государственное предприятие в установленном законом порядке с письменного разрешения Агенства приватизации и Фонда государственной собственности или государственного органа имеет право участвовать в предпринимательских обществах (также приобретать ценные бумаги) и бесприбыльных организациях.  В таких предприятиях интересы государства представляет директор государственного предприятия.

3.  Реорганизация и ликвидация государственного предприятия.

Реорганизация, передача в аренду государственного предприятия, преобразование его в предпринимательское общество или в предприятие одного владельца производится в порядке, установленном законами Латвийской Республики, постановлениями Саэймы и Совета Министров ЛР.  Решение о реорганизации, передаче в аренду или преобразовании принимается Советом Министров ЛР или министерством.

Процесс ликвидации производится в соответствии с законом «О предпринимательской деятельности».

3.1.4. Индивидуальное (семейное) предприятие

1.      Общие положения.  Учреждение Индивидуального предприятия

Индивидуальное предприятие – субъект права, созданный для организации собственности одного физического лица в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Порядок учреждения, деятельности, реорганизации и ликвидации индивидуального предприятия, а также правила трудовой деятельности определяются Законом «Об индивидуальном (семейном) предприятии, крестьянском или рыбацком хозяйстве и индивидуальной трудовой деятельности», Законом «О предпринимтаельской деятельности», Гражданским Законом, Кодексом законов о труде, иными нормативными актами.

Собственник индивидуального предприятия отвечает по обязательствам своего предприятия всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание[20].

Индивидуальный предприниматель обязан возместить вред, приченённый его работниками при исполнении своих трудовых обязанностей третьим лицам.

Форму управления предприятием определяет собственник.  Собственник может осуществлять управление своим предприятием  при посредничестве управляющего или коллегиального органа управления.

Индивидуальное (семейное) предприятие подлежит регистрации в Регистре предприятий  ЛР.  Если индивидуальное предприятие учреждается на базе общей собственности семьи, совершеннолетние члены семьи заключают между собой учредительный договор. 

Имущество индивидуального предприятия образуется из имущества индивидуально предпринимателя или соответственно общей собственности семьи.  Индивидуальное (семейное) предприятие управляет своим имуществом, пользуется и распоряжается им согласно Закону «Об индивидуальном (семейном) предприятии, крестьянском или рыбацком хозяйстве и индивидуальной трудовой деятельности», Гражданскому закону и уставу предприятия.

Индивидуальный предприниматель вправе использовать наёмных работников в порядке, установленном трудовым законодательством.[21]

Индивидуальное (семейное) предприятие имеет право осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещённую и не ограниченную законом.

2.      Реорганизация или ликвидация предприятия

Реорганизация или ликвидация индивидуального (семейного) предприятия осуществляется собственником предприятия или назначенным им ликвидатором.

Вопрос о реорганизации или ликвидации предприятия, учреждённого на базе  общей собственности семьи, решается совершеннолетними членами семьи (собственниками) с соблюдением условий учредительного договора или установленного членами семьи (собственниками) порядка управления предприятием.

Если собственники семейного предприятия расторгают свой брак, бывшие супруги должны вновь заключить учредительный договор и переригистрировать предприятие в Регистре предприятий.  Это условие также распространяется и на такие семейные предприятия, где меняется состав учредителей семейного предприятия – других совершеннолетних членов семьи.

3.1.5. Кооперативные товарищества

1.      Общие положения

Кооперативное товарищество – добровольное общество физических и юридических лиц, цель которого состоит  в удовлетворении экономических  и социальных потребностей его членов, а также в содействии их общественной деятельности, повышению материального благосостояния и культурного уровня.

В кооперативное товарищество может вступить  любое дееспособно физическое и юридическое лицо без какой-либо социальной дискриминации по половому признаку, политической и религиозной дискриминации, если это лицо выражает желание получать услуги этой организации и брать на себя обязанности в соответствии с уставом товарищества.[22]

      Кооперативное товарищество является автономной, обеспечивающей своё содержание  и контролируемой своими членами организацией.  Согласно закону «О кооперативных товариществах» - кооперативное товарищество может заниматься предпринимательской деятельностью, а также создавать свои предпринимательские общества.[23]

      Кооперативное товарищество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.  Государство не отвечает по обязательствам кооперативного товарищества, в свою очередь товарищество не отвечает по обязательствам государства.  Так же члены кооперативного товарищества не отвечают по обязательствам кооперативного товарищества, а кооперативное товарищество не отвечает по обязательствам своих членов.

      Интересно то, что не допускается вмешательство органов государственного управления в деятельность кооперативного товарищества, за исключением случаев, установленных законом и другими нормативными актами.

Кооперативное товарищество обладае гражданской правоспособностью в соответствии с действующими законами  и своим уставом.  Правоспособность кооперативного товарищества возникает с момента его регистрации в Регистре предприятий Латвийской Республики. Кооперативное товарищество может от своего имени приобретать  имущественные и личные неимущественные права и брать на себя обязательства.  Оно может быть истцом и ответчиком в суде или третейском суде.

Учредители кооперативного товарищества со дня заключения учредительного договора до момента регистрации товарищества в Регистре предприятий отвечают всем своим имуществом по обязательствам товарищества и за приченённые третьим лицам убытки.  После регистрации кооперативного товарищества члены товарищества отвечают в размере только своего вклада.

2.      Учреждение кооперативного товарищества.

Кооперативное товарищество может быть учреждено физическими или юридическими лицами.  Учредителями кооперативного товарищества считаются лица, подписавшие учредительный договр кооперативного товарищества, его устав, а также внёсшие  предусмотренный учредительным договором вклад и совершившие иные платежи, установленные учредительным договором.  Число учредителей кооперативного товарищества не должно быть меньше трёх.

Физическое лицо может стать членом кооперативного товарищества после достижения возраста 16 лет, за исключением кооперативного товарищества собственником жилья, членом которого  собственник жилья может стать также до достижения этого возраста.[24]  До приобретения полной дееспособности интересы таких лиц в товариществе представляются  в порядке, установленным Гражданским Законом.

Кооперативное товарищество для достижения своих целей может создавать предпринимательские общества, а также быть участником в других предпринимательских обществах.

3.      Прекращение деятельности кооперативного товарищества

Деятельность кооперативного товарищества прекращается:

Ø в случаях, определённых уставом товарищества;

Ø если в течение года после регистрации товарищества им не начата деятельность  в установленном законом порядке;

Ø если число членов товарищества не менее трёх месяцев бело меньше трёх;

Ø согласно закону «О несостоятельности предприятий и предпринимательских обществ»;

Ø по решению общего собрания членов;

Ø по решению Службы государственных доходов в случае повторного  непредоставления  товариществом  установленных законами о налогах отчётов, деклараций и налоговых расчётов, а также в случае несообщения о прекращении своей деятельности;

Ø постановлением суда и в иных установленных нормативными актами случаях.

Ликвидационная комиссия завершает начатую кооперативным товариществом деятельность в прядке и сроки, установленные общим собранием  членов, продаёт имущество товарищества, взимает причитающиеся с дебиторов долги, удовлетворяет иные претензии, расчитывается с кредиторами и составляет ликвидационный баланс, распределяет остаток между членами товарищества, как ликвидационную квоту.

3.1.6. Паевые общества

1.  Общие положения

Паевым обществом является предпринимательское общество (уставное общество) с правами юридического лица, основной капитал (уставный фонд) которого образует объединённая (вложенная) собственность (паевые взносы) участников.[25]  Паевое общество создаётся для удовлетворения потребностей участников в определённых товарах и услугах и для осуществления предпринимательской деятельности.

Общество приобретает правоспособность и дееспособность со дня его регистрации в Регистре предприятий Латвийской республики.

Участниками паевого общества могут быть физические и юридические лица, которые вложили в общество собственность для реализации определённых общих интересов и получают от общества за вложенную собственностьоказываемые обществом услуги или производимую им продукцию и процент от прибыли.

Общество отвечает по своим обязательствам всей принадлежащей ему собственностью.  Общество не отвечает по обязательствам своих участников и обязательствам государства.  Участники отвечают по обязательствам общества только вложенной в общество собственностью.  Государсво не отвечает по обязательствам общества и его участников.

В свою очередь, учредители несут полную и солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате их деятельности.

Соответственно многообразию условий в отраслях народного хозяйства паевые общества в своих уставах регламентируют  состав, число участников, размер пая каждого участника, устанавливают условия приобретения и реализации паев, распределения прибыли, а также правила работы участников в обществе, удовлетворения определённых хозяйственных и бытовых нужд.

2.      Учреждение общества

Паевое общество учреждается как новое предприятие посредством объединения (вложения) в обществе капитала или преобразования существующего предприятия  или его части путём приватизации.

Паевое общество могут учредить:

Ø постоянные жители ЛР;

Ø зарегистрированные в ЛР юридические лица;

Ø граждане иностранных государств и зарегистрированные в иностранных государствах юридические лица.

Число учредителей общества не может быть менее трёх.  Паевые общества не могут быть учреждены  на государственных предприятиях, в организациях и в учреждениях при них.

Для учреждения паевого общества необходимы следующие документы:

Ø учредительный договор;

Ø устав общества;

Ø протокол учредительного собрания и иные документы.

3.      Прекращение деятельности или реорганизация паевого общества.

Деятельность общества прекращается в случаях и порядке, предусмотренных Законом ЛР «О предпринимательской деятельности» и уставом общества.

В случае необходимости изменения основной цели деятельности и задач паевого общества объявляется о его реорганизации или ликвидации в определённом уставом порядке.  В данном случае удовлетворяются требования меньшенства участников, включая компенсацию паёв  и возмещения сязанных с этими изменениями убытков.  Участники, не востребовавшие свою долю, могут учредить общество для реализации иных целей и задач, привлекая при необходимости дополнительный капитал или же уменьшая капитал[26].

Ликвидацию общества осуществляет исполнительный орган, который в этом случае считается ликвидатором общества.  О ликвидации общества и сроках её проведения ликвидаторы объявляют в газете, а также в письменной форме  извещают всех кредиторов о сроке для заявления требований, который не может быть менее трёх месяцев со дня объявления в газете.  В период ликвидации общество сохраняет права юридического лица.  Если во время ликвидации какая-либо часть капитала остаётся невыплаченной, она хранится в банке до востребования её законным пайщиком, а если таковой отсутствует – в соответствии с правом наследования по ГЗ ЛР.

3.1.7. Предприятие самоуправления

1.      Общие положения

Предприятие самоуправления является самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица, которая на основе переданной ей обособленной доли собственности самоуправления осуществляет предпринимательскую деятельность в интересах экономического и социального развития соответствующей территории.

Предприятие самоуправление отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.  Самоуправление не отвечает по обязательствам своего прдприятия, и предприятие самоуправления не отвечает по обязательствам самоуправления, кроме установленных законом случаев.  Самоуправление имеет все права и несёт все обязанности предпринимателя, установленные Законом «О предпринимательской деятельности».[27]

2.      Порядок учреждения предприятия самоуправления

Предприятие самоуправления создаётся решением соответствующей думы (совета) самоуправления.  По решению думы (совета) самоуправления оно может приобретать  предприятие или часть предприятия другого собственника.

В составе предприятия самоуправления могут быть созданы отделы, производства, цеха и другие структурные подразделения, филиалы и представительства, юридический статус которых законом не определён.

Физические и юридические лица обязаны возместить убытки, приченённые по их вине предприятию самоуправления, с включением в убытки также и полученной в результате совершения проступка прибыли.

Предприятие самоуправления согласно уставу вправе осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещённую законом.  Предприятие самоуправления с разрешения самоуправления в установленном законом порядке может участвовать в предпринимательских обществах.

3.      Реорганизация и ликвидация предприятия самоуправления

Реорганизация предприятия самоуправления производится согласно Закону Латвийской Республики «О предпринимательской деятельности».  Решение о реорганизации принимается соответствующим самоуправлением.[28]

Предприятие самоуправления ликвидируется в случаях и порядке, короые установлены Законом «О предпринимательской деятельности».

3.1.8. Oбщество с ограниченной ответственностью.

1. Общие положения.

Деятельность Общества с ограниченной ответственностью (ООО) на территории Латвийской республики (ЛР) регулируется законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским законом, законом ЛР «О предпринимательской деятельности» и другими законодательными актами, а также уставами самих обществ.  Если ООО является господствующим предприятием  или зависимым обществом концерна, его деятельность регулируется также законом «О Концернах».

            ООО является предпринимательским обществом с правом юридического лица[29].  Его основной капитал (уставной фонд)[30] образует вложенная его участниками собственность – доли капитала (далее в тексте – доли).  Доли дают право участникам на участие в управлении  обществом и на получение части прибыли общества – дивиденда – и в случае ликвидации ООО – ликвидационной квоты, а также на реализацию других прав, предусмотренных уставом общества.

            Основным капиталом ООО являются материальные и денежные ресурсы, необходимые для начала и дальнейшего развёртывания деятельности ООО.  Общая сумма стоимости долей всех участников образует основной капитал (уставной фонд) общества.

            Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и имуществом, которое ему отделено его участниками.  Государство не отвечает по обязательствам общества, а общество не отвечает по обязательствам государства.  Участники не отвечают по обязательствам общества.  Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

            Общество обладает гражданской правоспособностью в соответствии с его уставом и действующими законодательными актами.  Правоспособность ООО возникает с момента его регистрации в Регистре предприятий ЛР.  Общество от своего имени может приобретать  имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.  Оно может быть исцом и ответчико в суде, арбитраже или третейском суде.

2.      Учреждение общества

Общество может быть учреждено одним или несколькими учредителями.[31]

ООО учреждается:

ü  путём преобразования (реорганизации) существующих предприятий (предпринимательских обществ) иного вида в ООО;

ü  путём учреждения нового общества;

ü  путём преобразования государственного предприятия, предприятия самоуправления[32] или коллективного хозяйства в ООО.

Учредителями и участниками общества могут быть лица и объеденения лиц которые имеют право быть предпринимателями.[33]  Учредителями общества считаются физические и юридические лица подписавшие учредительный договор общества и устав. Участниками ООО считаются физические и юридические лица, которые приобрели доли капитала общества после его учреждения.  Также участниками ООО могут быть лица иностранных государств, но этот процесс дополнительно регулируется другими законвми ЛР , а также межгосударственными договорами.

Число участников ООО не должно быть более пятидесяти.  Если число участников превышает пятьдесят, то ООО в течении двух лет должно быть преобразовано  в акционерное общество или прекратить свою деятельность в порядке, установленным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (глава восьмая).  Однако, данное условие не распространяется на сельскохозяйственные предприятия и рыбацкие хозяйства, число участников которых не ограничивается.

Учредительномыми документами общества являются учредительный договор, устав и протокол учредительного собрания.

Органами управления общества являются собрание участников и исполнительный орган (правление, дирекция, администрация и др.).  Контрольным и ревизионным органом общества является ревизионная комиссия или ревизор.

3.      Ликвидация общества.  Признание его несуществующим.

Деятельность ООО прекращается[34]:

ü  в предусмотренных уставом случаях;

ü  решением собрания участников (решением единственного учредителя);

ü  согласно Закону «О неплатёжеспособности предприятий и предпринимательских обществ»

ü  постановлением суда или арбитража;

ü  если в течении года после регистрации общества не начата предпринимательская деятельность;

ü  если ООО преобразовывается в иные формы предпринимательской деятельности[35];

ü  если в своей деятельности оно нарушает законы ЛР;

ü  в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Ликвидацию общества производит исполнительный  орган, который в этом случае призаётся ликвидатором общетсва, если уставом не предусмотрено иное.  Собрание участников может избрать других ликвидаторов.  Одновременно с избранием ликвидаторов полномочия исполнительного органа прекращаются, но его ответственность сохраняется до ликвидации общества.

О начале ликвидации ООО ликвидаторы объявляют в порядке, установленном законодательством.  Кредиторам общества, место жительства которых известно обществу, о начале ликвидации общества сообщается отдельно.  Требования и другие возможные претензии кредиторов к ликвидируемому обществу должны быть предъявлены в трёхмесячный срок со дня опубликования объявления.  По истечении указанного срока не предъявившие своих требований и претензий кредиторы не могут требовать, чтобы был изменён принятый план раздела имущества общества.  Долговые обязательства, которые зафиксированы в бухгалтерских документах общества, ликвидаторы должны учитывать независимо от того, предъявлены ли они кредиторами или нет.  Ни одному участнику нельзя выплатить его ликвидационную квоту, пока не удовлетворены  требования и другие претензии кредиторов[36].

После окончания своей деятельности ликвидатор или доверенное лицо общества представляет в Регистр предприятий ЛР отчёт о полученных суммах и их использовании.

Каждый участник, собрание участников, исполнительный орган, а также органы государственного управления и самоуправления, ревизионная комиссия или ревизор общества, а также Регистр предприятий и прокуратура  имеют право предъявить в суд иск о признании общества несуществующим, если:

ü    устав ООО противоречит требованиям Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

ü    правоотношения, лежащие в основе учреждения общества, являются спорными в соответствии с требованиями законов.

Если суд выносит постановление о признании ООО несуществующим, Регистр предприятий начинает процесс ликвидации общества.  Если ООО признаётся несуществующим, сделки, заключённые от его имени с третьими лицами, остаются в силе.

4.   Латвийское государство и органы местного самоуправления как субъекты гражданских прав.

В качестве участника отношений, формирующихся в сфере гражданского оборота, вправе выступать игосударство.  Важнейшая область таких отношений – это отношения собственности.  Государство широко участвует и в обязательственных отношениях – как договорных, так и внедоговрных: при выпуске государственных и муниципальных займов, лотерей, при получении и выдаче кредитов, при возмещении вреда, например, приченённого гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, и в других случаях, предусмотренных законом.  При этом в отличие от недавнего прошлого, когда государство рассматривалось как единый субъект гражданских правоотношений, действующее законодательство исходит из существования наряду с Латвийской республикой других государственных, а также муниципальных образований, являющихся самостоятельными участниками гражданского оборота. 

Названным субъектам присущи все признаки, необходимые для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях: организационное единство, наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть исцами и ответчиками в суде.  Организационное единство, отражающее наличие цели создания и функционирования государственного муниципального образования, его территориальная структура.

Латвийская республика, её субъекты и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях не только самостоятельно, но и на рвных началах с физическими и юридическими лицами – участниками этих отношений, не пользуясь в этох правоотношениях привилегиями, основанными на властных полномочиях.  Прежде всего это означает отсутствие с их стороны властного воздействия на иных участников, отказ во внутреннем  гражданском обороте от иммунитета государства, от иных преимуществ  верховной власти.  Более того, к латвийской республике, её субъектам, муниципальным образованиям как к субъектам гражданского права применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает  из закона или особенностей данных субъектов.

Вместе с тем все названные субъекты – особые участники гражданских правоотношений.  Их особые качества проистекают от объединения в одной структуре и политической организации, облечённой властными полномочиями, и участника гражданских правоотношений, хозяйстующего субъекта.  Как носители властных полномочий они в нормативном порядке определяют содержание и пределы правоспособности не только граждан и юридических лиц, но и своей собственной, формируют правила гражданского оборота (устанавливая правовое регулирование отношений собственности, обязательственный отношений и других отношений в сфере гражданского права) и т.п.

Участие Латвийской республики, субъектов Латвийской республики в гражданских правоотношениях осуществляется через органы государственной власти, участие муниципальных образований – через органы местного самоуправления.  Названные органы действуют в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

На уровне Республики в качестве таковых органов выступают Саэйма, Президент ЛР, Кабинет Министров ЛР, республиканские органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты).  На уровне городов, районов и волостей – региональные самоуправления, местные самоуправления (муниципалитет), городский Думы.

Что касается ответственности по обязательствам Латвийской республики, субъекта ЛР, муниципального образования, то имущественная обособленность ЛР, государственных и муниципальных образований влечёт за собой их самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

5. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

5.1.  Порядок образования юридического лица

Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: 

а)  распорядительным;

б)  нормативно-явочным;

в) разрешительным.

При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например поликлинника – как предприятие самоуправления).

Преобладающим является нормативно – явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями – частными лицами или организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления.  Компетентный орган вправе лишь в ходе государственной регистрации проверить, соответствует ли образованное юридическое лицо установленным нормами права требованиям и соблюдён ли порядок его создания.  При этом отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.  В нормативно-явочном порядке  создаются: хозяйственные общества и товарищества, общественные объединения (политические партии, профсоюзы и др.), религиозные объединения, средства массовой информации и др.

При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям.  Участие государства в образовании юридического лица  выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме дачи «дачи согласия» на его создание.  В разрешительном порядке создаются, например, объединения коммерческих организаций.

5.2.  Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством) –т.е. деятельность реорганизуемого юридического лица продолжается другими лицами.  Реорганизация осуществляется по решению: учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредительыми документами, компетентного государственного органа или суда.

Различается пять видов реорганизации:

1)     слияние – из двух и более юридических лиц образуется одно;

2)     присоединение – одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому;

3)     разделение – юридическое лицо делится на два и более юридических лиц;

4)     выделение – из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого поизошло выделение, продолжает существовать);

5)     преобразование – изменение организационно – правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.  При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоеденённого юридического лица.  При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.  Правопреемство в этих случаях осуществляется в соответствии с передаточным актом.  При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.  При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.  В этих случаях правоприемство осуществляется в соответствии с разделительным балансом.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (в случае присоединения – с момента внесения в государственный регистр записи о прекращении деятельности  присоединённого юридического лица)[37].

5.3.  Порядок ликвидации юридического лица

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.  Она может быть добровольной и принудительной.  Добровольная ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, и т.д.  принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных ГК: при осуществлении деятельности без лицензии  либо деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми  нарушениями закона  или иных правовых актов и т.д.  С требованием о принудительной ликвидации  в арбитражный суд могут обратиться  государственные органы или органы местного самоуправления.  Необходимо, чтобы их право на такое обращение было предусмотрено законом.

Закон предусматривает порядок ликвидации юридических лиц[38].  Ликвидация начинается с того, что учредители  (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно напрвляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц.  Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию.  Её персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы  с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.  С момента назначения ликвидационнлй комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.  Она публикует сооббщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются  в порядке, предусмотренном.  Не удовлетворённые из-за недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными.  Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращается с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передаётся его учредителям (участникам), если иное не предусмотрено правовыми актами или учредительными документами юридического лица. 

Ликвидация завершается записью об этом в государственном регистре предприятий.

6.     

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирова­ние отношений с участием одних лишь физических лиц, как единст­венных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

При изучении вопроса о юридических лицах и сравнивания различные источники, автор работы столкнулся с проблемой, что Гражданским Законом Латвийской Республики (ГЗ ЛР) не раскрыто понятие юридического лица как такового, а также условия его правоспсобности и дееспособности.  Также ГЗ ЛР не отражена сущность и функции государства как субъекта гражданских правоотношений.

                Регламентация деятельности различных видов юридических лиц происходит на основании соответствующих отдельных законов (например – Закон «О паевых обществах»).  В каждом законе чётко указаны критерии организации, которые определяют её как юридическое лицо.  Однако, сравнить признаки юридического лица, данные в определении конкретных видов деятельности, можно только основываясь на теоретическую базу гражданского права, что не может быть основанием признания субъекта юридическим лицом.

            Рассматривая вопрос об образовании, реорганизации и ликвидации юридического лица, а также сравнивая основные положения различных видов юридических лиц видно, что любые виды юридических лиц образуются, реорганизуются и ликвидируются по общим принципам.  Исключение составляет государственное предприятие и предприятие самоуправления, годе подобные мероприятия осуществляются по решению Саэймы, Кабинета министров или органа самоуправления соответственно.

            Юридическую ответственность юридические лица также несут всем своим имуществом, независимо от вида деятельности.

            Какие же цели преследует законодательное регулирование статуса юридических лиц сегодня? Ответ на этот вопрос ясен из анализа тех функций, которые выполняет институт юридического лица":

1) Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.

2) Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая его разновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

3) Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридиче­ского лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.

4) Управление капиталом. Институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего

одному лицу (в том числе — государству), в различных сферах пред­принимательской деятельности. Отлаженное законодательство о юри­дических лицах (прежде всего — акционерное законодательство), ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капи­талами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способ­ствует интернационализации хозяйственной жизни.

7.  Список используемой литературы:

1.      Jakubaņecs V.  - “Valsts jēdziens, struktūra, funkcijas un formas” – Rīga, 1997

2.      Братусь С.Н. - «Юридические лица в советском гражданском праве»- Москва, 1947

3.      Новицкий И.Б., Перетерский И.С. «Римское частное право» -  Москва, 1996.

4.      Хвостов В.М. Система римского права. Москва, 1996.

5.      «Гражданское право» Учебник – под редакцией С.П.Гришаева – Москва, 1999

6.      «Гражданское право» Учебник - под редакцией А.Г.Сергеева - Москва

7.      «Теория государства и права» Учебник – Лазарев В.В., Липень С.В. – Москва, 1998

8.      «Юрист» ж/л 1998 год № 3 – Коробов С.Е. «Государство социальное и политическое»

9.      «Юрист» ж/л 2000 год № 5 – Кашевский О.П. «О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций»

10. «Гражданский Закон» Латвийской республики 1937, восстановленный 1992 – 1993 гг.

11. Закон «О государственном предприятии» от12/12/1990

12. Закон «О паевых обществах» от 24/02/1998

13. Закон «О предпринимательской деятельности» от 26/09/1990

14. Закон «О предприятии самоуправления» от 05/03/1991

15. Закон «Об акционерных обществах» от 18/05/1993

16. Закон «Об индивидуальном (семейном) предприятии, крестьянском или рыбацком хозяйстве и индивидуальной трудовой деятельности» от 08/01/1992

17. Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 23/01/1991

18. «Коммерческий закон» от 04/05/2000


[1] Закон принят Верховным Советом ЛР 17/12/1991

[2] Государственные предприятия и предприятия самоуправлений нельзя напрямую связывать с государством как правосубъектом  гражданского права, ибо несмотря на казённую форму собственности гражданскую ответственность эти предприятия несут (как и частные структуры) всем своим имуществом, что регламентируется Законами «О государственном предприятии» (12/12/1990) и «О предприятии самоуправления» (05/03/1991).

[3] Коробов С.Е. «Государство социальное и социалистическое» – ж/л «Юрист» № 3, 1998

[4] Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 49

[5] Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996. С. 114

[6] Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. М., 1996. С. 116.

[7] Братусь С.Н. Указ. соч. С. 36

[8] Хвостов В.М. Указ. соч. С. 114-115

[9] Гражданское право под редакцией Сергеева А.Г.

[10] «Гражданское право» Учебник – под редакцией С.П.Гришаева – Москва, 1999

[11] «Гражданское право» Учебник – под редакцией С.П.Гришаева – Москва, 1999

[12] «Гражданское право» Учебник – под редакцией С.П.Гришаева – Москва, 1999

[13] Закон «Об акционерных обществах», ст. 4

[14] Закон «Об акционерных обществах», статья 89

[15] Закон «О бесприбыльной организации», статья 2

[16] там же, статья 6

[17] Закон «О бесприбыльной организации», статья 14

[18] Закон «О государственном предприятии» статья 3

[19] там же, статья 8

[20] Закон «Об индивидуальном (семейном) предприятии, крестьянском или рыбацком хозяйстве и индивидуальной трудовой деятельности», статья 3

[21] Закон «Об индивидуальном (семейном) предприятии, крестьянском или рыбацком хозяйстве и индивидуальной трудовой деятельности», статья 11

[22] Закон «О кооперативных товариществах» Статья 3 п.1

[23] Там же, статья 4

[24] Закон «О кооперативных товариществах» статья 17, п.2

[25] Закон «О паевых обществах» Статья 1

[26] Закон «О паевых обществах» Статья 48 п.3

[27] Закон «О предприятии самоуправления», статья 4

[28] Закон «О предприятии самоуправления», статья 19

[29] Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» статья 2.

[30] Там же, статья 23 – «Минимальный размер основного капитала ООО составляет 2000 латов».

[31] Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» статья 8 пункт 5 (изменения от 06/04/2000).

[32] Преобразование гос.предприятий и предприятий самоуправлений в ООО регулируется Законом «О преобразовании государственных предприятий и предприятий самоуправлений в уставные общества».

[33] На основании Закона «О предпринимательской деятельности».

[34] Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» статья 49

[35] В соответствии со статьёй 54 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

[36] Требования кредиторов удовлетворяются в порядке и последовательности, которые предусмотрены Законом «О неплатежеспособности предприяттий и предпринимательских обществ».

[37] В соответствии с Законом «О предпринимательской деятельности», статья 35

[38] Закон «О предпринимательской деятельности», статья 34