Юрий Визбор

Родился Юрий Иосифович в Москве 20 июня 1934 года. В 1955 году закончил факультет русского языка и литературы в Московском педагогическом институте.

Дом в столице на Неглинной 8/10, где в конце 50-х - начале 60-х годов жили Юрий Визбор, Ада Якушева и их дочь Таня, был «штабом» самодеятельной песни. Тогда, еще до начала магнитофонной эры, основным средством передачи песни был личный контакт: из уст в уста, из тетрадки в тетрадку. К ним приходили и приезжали со всех концов Советского Союза.               В октябре 1962 года вышла в эфир радиостанция «Юность», инициатива создания которой принадлежала и Визбору. До «Юности» молодежный отдел вещал скудно, неуверенно, разбросанно в эфире. Нужно было стать голосом самой молодежи, а не «вещанием» для нее. «Помню, рассказывал потом Визбор, - каких усилий требовали первые программы. И я нисколько не жалею о том тяжелом времени - это было прекрасное время поисков. Нам очень повезло в том смысле, что мы начинали совершенно новое дело...» Это «новое дело» сегодня, через 25 лет, можно оценить как существенный качественный сдвиг не только в формах работы радиовещания, но и вообще в духовной жизни нашей страны. Мы уже не представляем эфир без позывных радиостанции «Юность».

     Другое детище Визбора и его единомышленников на радио - первый в нашей стране журнал с гибкими грампластинками - «Кругозор». Уже в первом номере в апреле 1964 года появляется песня-репортаж Визбора «На плато Расвумчорр». Особенность песен-репортажей состояла в том, что Визбор встречался со строителямиморяками, летчиками, нефтяниками, даже работал вместе с ними, делал документаль­ные записи и сочинял песни о конкретных людях, событиях, но так, чтобы каждая песня носила какой-то обобщающий характер, могла звучать самостоятельно.

     С 1 июля 1970 года Визбор работает в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения.

     Начинать в «Экране» пришлось нелегко, хотя до этого, еще в 1966 году, Визбор снял по своему сценарию документальную картину «Тува - перекресток времен». Буквально на другой день после прихода в «Экран» ему предложили спасти уже пять раз не принятый фильм «Якутские встречи».

    Фильмы Визбора отмечены пе­чатью гражданской искренности, глубиной проникновения в осве­щаемые проблемы, высоким художественным уровнем, они окра­шены лирическим подходом автора к своим героям.

 Хорошо известен Юрий Визбор и как киноактер. Сниматься он начал в 1965 году - в фильме «Июльский дождь».

     Творчество Визбора - это не просто зеркало, пассивное отражение, а активное вторжение в жизнь, побудительный фактор ее совершенствования. Под влиянием его песен, его творчества формировались, укреплялись, утверждались высокие эстетические, нрав­ственные и в конечном итоге идейные взгляды, убеждения, позиции его сверстников, да и тех, кто пришел на эту землю через 10, 15, 20 лет после них.

     Конечно, самодеятельная песня - явление сложное, противо­речивое. Не все произведения самодеятельных авторов заслужи­вают общественного признания. Но все несостоявшееся и несостоятельное, как правило, не выдерживает испытания временем - самого объективного и жесткого контроля. В лучших же ее образцах самодеятельную песню сегодня нужно понимать как одну из форм народного творчества, именно эта песня сохраняет и разви­вает наше исконное - традиции, мелос, красоту языка.Пока, к сожалению, еще ни ведомства, ни фирма «Мелодия», ни издательства не имеют четкой программы использования самодеятель­ной песни в воспитательной работе, в организации содержатель­ного и разумного досуга, в использовании свободного времени.

     Визбор всю свою жизнь доступными ему средствами боролся за утверждение самодеятельной песни, за ее достойное место. Он спел в «Кругозоре» песни воинов-альпинистов «Баксанскую» и «Барбарисовый куст». Писать песни для кинофильмов он приглашал непрофессиональных композиторов В. Берковского и С. Ники­тина, и этот союз был весьма плодотворным. Визбор неоднократно бывал председателем жюри различных смотров и конкурсов самодеятельной песни во многих городах страны. Он открывал там клубы самодеятельной песни, прослушивал на предварительных отборах сотни участников, поддерживал талантливых. Никто из авторов самодеятельной песни не знал так близко все проблемы клубов самодеятельной песни в Москве и других городах, как Визбор. Юрий Визбор с его четкой жизнеутверждающей позицией и его лирический герой - не громовержцы, не глашатаи, не трибу­ны, не обличители и не прокуроры. Они защищают, утешают, ободряют, вселяют надежду, заражая людей светлым, хорошим.

 Между приступами своей болезни, он болел за всю планету, за все живое на Земле.    

 Вера в человека, в его доброту и порядочность у Визбора неистребима. В какие бы жизненные ситуации ни попадали Визбор и его герой, «пока еще жива надежда на надежду», они знают, что их не оставят, что есть еще на кого положиться.

     Одна из ярких страниц творчества Юрия Визбора - его песни о горах. Он - признанный певец мужской дружбы, товарищества. Никто другой из самодеятельных авторов так хорошо не был знаком с горами, никто не отдал столько сил, таланта, чтобы выразить свою любовь к горам. Он не только воспевал горы, но и всеми средствами своего творчества - в очерках, рассказах, по­вестях, кинофильмах, в своих рисунках - делился увиденным с другими.

     Через все более чем тридцатилетнее творчество Юрия Визбора тянется поэтический горный хребет, составленный из его песен, где есть свои вершины, перевалы, долины, реки...

Горы вообще давали Визбору мощный толчок к творчеству. Большинство его песен, и не только связанных с горами, было написано в горах: и «Ходики», и «Сезон удачи», и «Сорокалетье», и «Речной трамвай», и «Многоголосье».

     Нет, наверное, ни одного альпиниста, скалолаза, горнолыжника, кто бы не слышал песен Визбора. А сам он знал, пожалуй, всех известных наших альпинистов и многих неизвестных.

     Можно подумать, что Юрию Визбору везло в жизни. Так случилось, что он оказался у истоков самодеятельной песни и стал голосом поколения. По счастливой случайности он был в числе создателей радиостанции «Юность» и журнала «Кругозор», слу­чайно снялся в кино... и т. д. Не слишком ли много счастливых случаев для одного человека? Однако все эти «случайности» выли­ваются в общем итоге в определенную закономерность. Он был незаурядным человеком, наделенным многими способностями, и умел прило­жить свой главный талант - быть Личностью там, где требовало Время. 7 сентября 1984 года он умер.