Задачи и проблемы внедрения маркетинга в экономику России

Центросоюз РФ

«Московский Университет Потребительской Кооперации»

Кафедра маркетинга

Курсовая работа по Маркетингу

«Задачи и проблемы внедрения маркетинга в экономику России»

                                               Выполнил студент группы ТэС 23

Специальность: 351100

«Товароведение и экспертиза товаров»

Борисов Ю. Ю.

Научный руководитель

Доц. Гришина В. Т.

Москва, 2005

                                                   Содержание

 TOC o "1-3" h z u Введение.. h 3

1. Цели и задачи маркетинга. h 4

2. Опыт использования отдельных элементов маркетинга в российской промышленности и торговле. h 7

3. Проблемы внедрения маркетинга в деятельность российских организаций и предприятий. h 15

4. Анализ комплексного использования маркетинга на ОАО Московский завод «Резинотехника». h 18

4.1. Общая характеристика финансово-экономического состояния ОАО Московский завод «Резинотехника». h 18

4.2. Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке резинотехнических изделий. h 22

Заключение.. h 28

Список используемой литературы... h 30

Введение

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас. Это процесс, в ходе ко­торого  разрабатываются и предоставляются в распоряжение корпоративных клиентов товары и услуги, обеспечиваю­щие определенный уровень жизни. Маркетинг включает разнообразные видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организация его распределения, установление цен, рекламу и лич­ную продажу.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что маркетинг - это один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание. Особенно важным является внедрение маркетинга в экономику России. С развитием рыночных отношений в России формируются условия для применения не только отдельных приемов и методов маркетинга, но также и для цельного использования данной концепции рыночного управления. На промышленных предприятиях России происходит процесс внедрения маркетинговой функции. Организация служб маркетинга, проведение маркетинговых исследований сопровождалось и по сей день сопровождается целым рядом проблем. Изучив проблемы, можно понять, как с ними бороться, для того чтобы предприятие работало эффективно. Таким образом, цель курсовой работы заключается в анализе комплексного использования маркетинга на примере предприятия. Задачами курсовой работы являются:

1.     Исследовать проблемы внедрения маркетинга.

2.     Охарактеризовать финансово – экономическое состояние ОАО Московского завода «Резинотехника».

3.     Оценить конкурентоспособность предприятия на рынке резинотехнических изделий.

 

1. Цели и задачи маркетинга.

Маркетинг затрагивает множество людей такими разнообразными                             способами, что неизбежно порождает противоречия. Некоторые активно недолюбливают деятельность по современному маркетингу, обвиняя его в разрушении окружающей среды, бомбардировке публики глупой рекламой, создании ненужных потребностей, заражении молодежи чувством алчности и целом ряде других прегрешений. Другие яростно защищают маркетинг. Вероятное и уже происходящее регулирование маркетинга во всемирном масштабе наводит на самый существенный вопрос: какова же истинная цель системы маркетинга? Предлагается четыре альтернативных варианта ответа: Достижение максимально возможного высокого потребления; достижение максимальной потребительской удовлетворенности; представление максимально широкого выбора; максимальное повышение качества жизни.

Достижение максимально возможного высокого потребления.

Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга - облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства. За всем этим кроется утверждение, что, чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. Однако некоторые сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья.

Достижение максимальной потребительской удовлетворенности.

Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности. К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.

Предоставление максимально широкого выбора.

Некоторые деятели рынка считают, что основная цель системы маркетинга - обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор. Система должна дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу. Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, а, следовательно, и получить наибольшее удовлетворение. К сожалению, максимальное расширение потребительского выбора требует затрат. Во-первых, товары и услуги станут дороже, поскольку большое разнообразие вызовет рост издержек по их производству и поддержанию запасов. Повышенные цены повлекут за собой снижение реальных доходов потребителей и масштабов потребления. Во-вторых, увеличение разнообразия товаров потребует от потребителя больше времени и усилий на знакомство с различными товарами и их оценку.  В-третьих, увеличение числа товаров вовсе не означает для потребителя расширение возможности реального выбора. Когда в рамках товарной категории насчитывается множество марочных товаров с незначительными отличиями друг от друга, ситуация эта называется марочным изобилием и потребителю предоставляется мнимый выбор. И, наконец, сами потребители не всегда приветствуют большое разнообразие товаров. Некоторые, встречая в определенных товарных категориях избыток товара, испытывают чувство растерянности и беспокойства.

Максимальное повышение качества жизни.

Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении "качества жизни". Это понятие складывается из: 1) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров; 2) качества физической среды; 3) качества культурной среды. Сторонники этого взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды. Большинство соглашается с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни - цель благородная, но признает, что качество это измерить не легко, а толкования его порой противоречат друг другу.

Основными задачами маркетинга являются: анализ окружающей среды, рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планирование цены, обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом. Несмотря на то, что многие операции требуют выполнения однотипных задач, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами. Субъекты маркетинга включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Как показано на рисунке 1, у каждого из них своя роль.

По многим причинам один субъект обычно не берет на себя выполнение всех маркетинговых задач:

·        многие производители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для прямого маркетинга;

·        прямой маркетинг часто требует от производителей выпуска соответствующей продукции или продажи соответствующих товаров других фирм;

·        организация может не мочь или не хотеть выполнять определенные функции и ищет для этого специалистов по маркетингу (так многие компании прибегают к услугам специализированных рекламных агентов; используют исследовательские организации для разработки вопросников, сбора и анализа данных.);

·        многие организации малы для эффективного выполнения определенных функций;

·        для многих товаров и услуг уже существуют отработанные методы реализации, и обойти их трудно;

·       

Производитель или обслуживающая организация

Компания или человек, выпускающие товары или услуги

Конечный

Потребитель

Семья или человек, который покупает товары или услуги для личного семейного или домашнего потребления

Организации - потребители

Организация или люди, приобретающие товары или услуги для использования в своей деятельности

Оптовая торговля

Организация или люди, приобретающие продук­цию для перепродажи ее розничной торговле и/или промышленным организационным и коммерческим потребителям

Специалисты по маркетингу

Организация или люди, специализирующиеся на конкретных маркетинговых функциях

Розничная торговля

Организация или люди, деятельность которых связана с продажей товаров и услуг конечным потребителям

Основные субъекты маркетинга

Рис. 1. Кто выполняет маркетинговые задачи

многие потребители в целях экономии средств могут делать покупки в больших количествах, самостоятельно забирать товар, пользоваться самообслуживанием и т. д.

2. Опыт использования отдельных элементов маркетинга в российской промышленности и торговле.

Элементы маркетинга - инструментарий, с помощью которого организация формирует предпочтения потребителей и удовлетворяет их потребности. Включает товар и товарную политику, цену и ценовую политику, каналы распределения продукции и средства стимулирования реализации продукции.

Ценовая политика - концепция стратегии государства и отдельных фирм по изменению уровней цен с учетом динамики предложения и спроса.

Каналы распределения - совокупность предприятий, организаций или отдельных лиц, принимающих на себя право собственности на товар в процессе его движения от производителя к потребителю. Участниками канала распределения являются оптовые и розничные торговцы, дилеры, дистрибьюторы и другие посредники. Участники канала выполняют следующие функции:

·        сбор и распространение маркетинговой информации;

·        стимулирование сбыта;

·        установление контактов между производителями и потребителями;

·        адаптация продукта к требованиям покупателей (сортировка, сборка, упаковка);

·        транспортировка и хранение товаров;

·        создание рациональных запасов;

·        реклама;

·        финансирование жизнедеятельности канала и т.д.

Каналы распределения можно охарактеризовать числом уровней. Крупные фирмы используют нередко многоканальный маркетинг.       В любом канале циркулируют следующие потоки:

·        физических продуктов;

·        прав собственности на них;

·        платежей;

·        информации.

Средства стимулирования реализации продукции - комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж.

Первый критерий оценки эффективности системы маркетинга: ее наличие в принципе. Как понять, есть ли в организации система маркетинга или ее нет? Вот некоторые параметры эффективно работающей системы:

1.   Наличие четких целей

2.   Наличие в достаточном объеме необходимых элементов

3.   Такая взаимосвязь элементов между собой, которая позволяет добиться синергии

Соответственно, если применить это к маркетингу, то получается, что в компании есть система маркетинга если:

1.     четко обозначены цели маркетинга, которые разработаны на основе целей организации

2.     присутствуют те элементы системы маркетинга, которые необходимы организации в данный момент для реализации поставленных целей

3.     элементы системы маркетинга дополняют друг друга, а не вступают в конкуренцию

Выделяют 8 основных элементов маркетинга:

1.     Сбор и анализ маркетинговой информации (анализ собственной деятельности; ситуации в отрасли и в экономике, потребностей клиентов, позиций конкурентов). Выбор целевого сегмента.

2.     Построение ассортимента (ассортиментный анализ и выбор ассортиментного ряда на основе показателей спроса и рентабельности). Определение требований к качеству продукции и упаковки.

3.     Ценообразование (выбор цены на каждое наименование продукта на основе политики ценообразования, рыночной ситуации и собственных издержек).

4.     Построение системы сбыта (определение наиболее адекватных каналов распределения продукции, выбор условий и организация работы с каждым каналом, обеспечение необходимого уровня дистрибуции (доля торговых точек, в которых представлена продукция)).

5.     Построение системы продаж (планирование продаж, квотирование по продуктам, каналам сбыта, клиентам; мотивация торгового персонала)

6.     Реклама и PR

7.     Продвижение, стимулирование сбыта (промо-акции, система скидок, распродажи)

8.     Система обслуживания клиентов (сервис, принципы работы с постоянными клиентами, работа с претензиями, гарантийное и постгарантийное обслуживание, повышение удовлетворенности и лояльности клиентов).

Рассмотрим это на примере.

Фармацевтическая компания проанализировала рынок (используя метод экспертных оценок своих сотрудников) и выявила, что существует сегмент рынка, которому очень мало уделяют внимание конкуренты – это небольшие санатории. Проанализировав потребности данного сегмента, маркетологи выявили, что у санаториев существует неудовлетворенный спрос на препараты из натурального растительного сырья (травяные сборы, настойки, фито-чаи и т.д.). Компания выпускала подобные продукты, но в розничной упаковке. Весь аналитический этап занял 1 месяц, после чего была поставлена цель - выйти в новый сегмент рынка и за год добиться 10% доли рынка в Подмосковном регионе. Был разработан маркетинговый план, который включал следующие мероприятия:

Мероприятие

Примечание – элемент маркетинга

1

Выбор оптимального ассортимента, доработка существующих позиций с учетом потребностей нового сегмента. В частности были разработаны специальные составы для ингаляций и для ванн.

Ассортимент

2

Модернизация упаковки под нужды небольших санаториев (большего размера и с меньшей ценой). Для упаковки были выбраны более дешевые материалы, что позволило снизить цены.

Продукт

3

Подготовка рекламных материалов специально для нового сегмента, в которых были подробно описаны преимущества продукции именно для санаториев.

Реклама

4

Расчет цены на новый ассортимент.

Ценообразование

5

Введение во вводный курс обучения по продукту менеджеров по продажам сведений по новым продуктам.

Человеческий фактор

6

Директ-мейл акция. Во все санатории региона были разосланы новые буклеты.

Продвижение

7

Обновление информации на сайте компании.

PR

8

Участие в специальной конференции.

PR

9

Дегустации в 12 санаториях (по 1 в месяц)

Продвижение.

10

Составление плана персональных продаж с квотированием по территориальному признаку

Система продаж

Система маркетинга в действии. Все четко продумано, цель поставлена на основе анализа, разработан план, задействованы элементы маркетинга, наиболее адекватные поставленной цели, все они связаны между собой. Итак, первый критерий оценки эффективности системы маркетинга – это собственно ее наличие. Второй критерий – насколько каждый из используемых элементов маркетинга используется эффективно и работает на достижение целей компании. Вкратце остановимся на типичных ошибках в использовании инструментов маркетинга.

1. Сбор и анализ маркетинговой информации. Выбор целевого клиента. Ошибки:

·        маркетинговый анализ не проводится целенаправленно, решения принимаются интуитивно

·        компания производит то, что умеет и продает это всем желающим, производство не ориентировано на рынок и его потребности

·        выбрана слишком заполненная ниша, в которой велика конкуренция

·        продукты не дифференцируются в зависимости от потребностей разных групп клиентов, не осуществляется выбор целевого сегмента.

2. Построение ассортимента. Определение требований к качеству продукции и упаковки. Ошибки:

·        ассортимент слишком широкий и продолжает постоянно расширяться, бессистемно вводятся все новые и новые позиции

·        не проводится ассортиментного анализа, в итоге рентабельные позиции с растущим спросом могут быть заменены нерентабельными

·        качество продукции существенно выше (или ниже) требуемого рынком

·        упаковка не соответствует маркетинговой политике, не отражает конкурентных преимуществ товара

3. Ценообразование. Ошибки:

·        политика ценообразования не соответствует рыночной ситуации (например, используется политика проникновения (вход на рынок по низким ценам и завоевание большой доли), тогда как ситуация на рынке позволяет использовать политику «снятия сливок» (назначение завышенной цены, так как спрос велик, а предложение ограничено))

·        цена назначается волюнтаристски, без учета себестоимости и рыночной ситуации

·        цены либо долго не пересматриваются, либо пересматриваются слишком часто, оптимально проводить плановую ревизию цен в нынешних условиях в промежутке от 4 до 6 месяцев.

4. Построение системы сбыта. Ошибки:

·        нет продуманной политики в области сбыта, используются все без разбора каналы распределения (прямые продажи, продажи через представительства, через дилеров и т.д.)

·        условия работы со всеми каналами одинаковы

·        не осуществляется никакого контроля за посредниками, они работают по своему усмотрению, им не выдвигается никаких условий (например, диапазона цен, плана продаж, требований к выкладке)

·        не проводится стимулирования посредников, не обеспечивается их рекламная поддержка или хотя бы информирование

5. Построение системы продаж. Ошибки:

·        компания придерживается политики пассивных продаж, специальной работы по привлечению новых клиентов не проводится

·        планы продаж не устанавливаются, продают, сколько продастся

·        не осуществляется квотирование продаж по разным основания (продукту, клиентам, каналам сбыта)

·        система мотивации торгового персонала не привязана к результатам продаж (личных и общих)

6. Реклама и PR. Ошибки:

·        реклама носит хаотичный непродуманный характер, осуществляется от случая к случаю, на «лишние» деньги

·        у рекламной кампании нет четкой концепции, рекламный слоган не соответствует имиджу компании

·        используются не самые действенные для компании носители рекламы (например, телевидение для немассовых товаров), в то время как универсальные способы (реклама в местах продажи, информационно-рекламные материалы) не задействуются

·        не используются связи с общественностью (публикации в СМИ, участие в конференциях, в рейтингах, благотворительность и т.д.)

7. Продвижение, стимулирование сбыта. Ошибки:

·        продвижение не встроено в общую маркетинговую политику, акции носят разовый или локальный (точечный) характер, что не дает заметного эффекта

·        не просчитывается эффективность стимулирования сбыта, от распродаж и скидок компания терпит серьезные убытки

 8. Система обслуживания клиентов. Ошибки:

·        обслуживанию клиентов не придается серьезного внимания, сотрудники ведут себя с клиентами так, как считают нужным

·        не проводится специальной работы по сохранению клиентов, нет специальных программ для постоянных клиентов

·        претензии клиентов не собираются и не анализируются, нет общей политики по работе с претензиями клиентов

Современные тенденции развития маркетинга.

В рыночной экономике, по логике экономических законов, предприятие должно обеспечить себе определенный уровень доходов. Таким образом, оно может существовать только в том случае, если все время развивается, идет в ногу с прогрессом. Цель компании — создать потребителя, который является единственным центром прибыли. Маркетинг направлен на решение проблем потребителя. Современные тенденции развития окружающего мира, образа и стиля жизни людей приводят к тому, что потребитель становится другим. В этом плане можно говорить о следующем:

1.     Нехватка времени ведет к росту потребности в удобных и простых вещах, не требующих много времени для своего приобретения (например, комплексные доставки продуктов питания на дом, системные закупки на рынке «бизнес — бизнесу»).

Уменьшение осознанного различия между потребительскими свойствами продуктов приводит к снижению лояльности по отношению к отдельным торговым маркам. В силу большого выбора продуктов и повышения «рыночной грамотности» потребителей наблюдается более осознанное их отношение к цене и ценности.

2.     В результате усиления конкуренции и расширения рыночных предложений имеет место более высокое ожидание от услуг и качества продуктов.

3.     Уменьшение различий в отношении к покупке только дорогих или только дешевых товаров: богатые покупают что-то в дешевых магазинах, а не очень зажиточные для удовольствия покупают что-то в дорогих. С этой точки зрения может оказаться неоправданным ценообразование на основе средних цен, а сегментирование по доходам может ввести в заблуждение.

4.     Занижение покупателем своего возрастного уровня — покупка товаров, рассчитанных на более молодых.

5.     Вследствие нивелирования свойств многих продуктов усиливается значимость их эмоционального воздействия. Многие продукты не относятся к категории «волнующих», их выбирают без особых эмоций. Поэтому создаются более дорогие варианты продуктов, имеющих не только высокие технические и эксплуатационные характеристики, но также обладающих эмоциональной привлекательностью.

Имеет место качественное изменение в продуктовом наполнении рынка.

Все труднее добиться дифференциации продукта (новые стиральные порошки «Проктер энд Гэмбл» лучше не стирают, радиоэлектронные товары известных производителей по своим потребительским свойствам мало отличаются друг от друга). Выпускается все больше продуктов, похожих друг на друга. Все больше продуктов становятся недифференцированными. Все чаще выпускаются продукты-имитаторы. Данные обстоятельства сокращают жизненный цикл продуктов. В этой связи претерпевают изменения некоторые традиционные подходы к выбору стратегий рыночной деятельности. Здесь, прежде всего, имеются в виду стратегии дифференциации продуктов по критериям степени их адаптации под запросы отдельных групп потребителей и цены. До недавнего времени обычно считалось, что возрастание степени адаптации атрибутов продукта к достаточно индивидуализированным запросам потребителей приводит к росту цены на данный продукт, и наоборот. Поэтому при позиционировании продуктов по данным критериям выбирали стратегии или ориентации на индивидуальные запросы потребителей или на выпуск однотипных продуктов, но продаваемых по низким ценам. Считалось, что эти две стратегии являются взаимно противоречивыми и одновременно реализованы быть не могут. Однако маркетинговая практика последних лет показала, что успеха в современных условиях скорее добивается организация, реализующая продукты, одновременно обладающие высоким качеством одного или нескольких атрибутов, признанным имиджем, имеющие приемлемые цены и достаточно высокий уровень сервиса. Ослабление дифференциации торговых марок может приводить к постановке нереалистичных рыночных целей и, соответственно, к перепроизводству, снижению уровня доходов, направлению меньших средств на разработку новых продуктов, отсюда вытекает неполная загрузка производственных мощностей, сокращение дохода, меньшие инвестиции в дифференциацию торговых марок.

Имеет место усиление конкуренции и ее качественное изменение. Она становится все более жесткой.

Так, из результатов опроса 500 исполнительных вице-президентов компаниях  России, проведенного в 2005 г., следует, что за последние десять лет в наибольшей мере изменили ситуацию в конкурентной борьбе новые конкуренты (38% опрошенных), а не традиционные (26%), причем новые конкуренты добились успеха не за счет лучшего ведения бизнеса (31%), а за счет изменения его правил (62%). Конкуренция осуществляется все в большей степени не между новыми товарами и услугами, а между альтернативными моделями бизнеса. При этом в качестве главных двигателей успеха в бизнесе рассматриваются новая технология и знания персонала. Стратегии достижения конкурентных успехов во все большей степени фокусируются не на самой компании, а на сетях компаний, осуществляющих совместный бизнес.

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

1.   надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;

2.   создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;

3.   необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

3. Проблемы внедрения маркетинга в деятельность российских организаций и предприятий.

Проблемы внедрения и адаптации маркетинговой службы на российских предприятиях посвящено немало статей и книг. Связано это с тем, что существует расхождение между идеальной картиной, описанной в книгах, и тем, как это происходит на практике. Теоретики в поддержку своих исследований описывают успешный маркетинговый опыт, реализованный на предприятиях, однако механизмы внедрения и адаптации, к сожалению, в свои работы не включают.

На промышленных предприятиях России происходит процесс внедрения маркетинговой функции. Организация служб маркетинга, проведение маркетинговых исследований сопровождалось и по сей день сопровождается целым рядом проблем. Во-первых, возникают проблемы с подбором квалифицированного персонала и взаимоувязывании должностных инструкций. Во-вторых, очень малое число руководителей четко осознает необходимость внедрения маркетинга, отсюда - неверная организация всего процесса, часто возникает ситуация появления второго отдела сбыта и жесткой внутрифирменной конкуренции. Совсем недавно руководство предприятий начало осознавать, что без профессиональной поддержки нельзя грамотно провести исследования и, что самое главное, понять, о чем говорят результаты этих исследований. Основной проблемой, приведшей руководителей многих предприятий к мысли о внедрении сторонних консультантов стала проблема загруженности собственных специалистов по маркетингу делами некоторых аспектов продвижения: сбыта, рекламы, поиском новых потребителей. Поэтому сценарий правильной постановки маркетинга начинается с распределения и закрепления функций маркетинга за подразделениями. Это и есть интеграция маркетинга в управление компанией, когда маркетингом занимается вся фирма. Преждевременное создание специализированного отдела маркетинга, как правило, не приживается. При этом даже если к работе привлекаются высококвалифицированные специалисты, способные провести маркетинговые исследования с использованием современных методов сбора и компьютерной обработки информации, то результаты этих исследований чаще всего не оказывают существенного влияния на коммерческую деятельность компании.           Есть и еще одна проблема на пути внедрения маркетинга. Постановка маркетинга требует существенной перестройки мышления у руководителей и специалистов всех подразделений компании. Маркетинговая идеология бизнеса должна побуждать все звенья компании ориентироваться в первую очередь не на то, что освоено, легко и привычно, а на то, что востребовано рынком. Причем такой подход должен стать личным убеждением сотрудников, а не только «директивным ориентиром» со стороны руководства.

Исходя из существующего перекоса в понимании функций, обязанностей и прогнозируемых результатов деятельности отдела происходит умаление роли маркетинга на предприятии и снижение статуса специалистов-маркетологов. Дальнейшим итогом развития событий является все большая неопределенность в развития компании и перспективе развития каждого из направлений фирмы, то есть отсутствие четко проработанной маркетинговой стратегии организации. Однако причины появления данной проблемы таятся намного глубже, чем можно предполагать с первого взгляда. Эта проблема рождается из следующих факторов:

1.                 Информационная закрытость, свойственная практически всем российским компаниям. Связано это, прежде всего, с отсутствием четких позиций у Правительства страны, непроработанностью налогового законодательства, нестабильностью банковской системы. Несмотря на то, что во внешней среде прослеживается тенденция к стабильности, российский бизнес еще не готов стать информационно открытым по отношению и к управлению, и финансовым показателям. Только после того, как изменится психология работающих на предприятиях людей и отступит страх перед кризисами, этот фактор, как одна из причин неприятия руководством службы маркетинга, отомрет.

2.                 Следующий фактор связан с тем, что руководители многих организаций считают маркетинг в компании затратным подразделением, оттягивающим на себя значительное количество его ресурсов. Это происходит не потому, что эти руководители плохо учились или их плохо учили маркетингу. И даже не потому, что специалисты по маркетингу в нашей стране не тем занимаются. А потому, что маркетологи, руководители компаний и собственники (инвесторы) имеют разную мотивацию, а значит, и разговаривают на "разных языках". Маркетологи ориентированы на долгосрочную перспективу роста и процветания предприятия, увеличение его доходов. В их задачу входит исследование рынка и определение тенденций  спроса на ближайшие 7-10 лет. Решение такой задачи требует инвестиций в разработки и исследования, новые технологии производства и продвижения. Обоснованием для затрат служит получение конкурентных преимуществ компании и лояльность покупателей. Целью руководителя предприятия является повышение благосостояния акционеров (собственников). Конечно, увеличение доходов не противоречит данной цели, однако руководитель оперирует финансовыми понятиями: объем реализации, объем производства, затраты, прибыль. И такие показатели, как осведомленность о компании, конкурентные преимущества или доля рынка, изучаемые маркетологами, никоим образом не соприкасаются с финансовыми представлениями руководства о деятельности компании. Немалую роль играет и прямая зависимость доходов первого лица фирмы от полученной прибыли (а не от занимаемой доли рынка и конкурентных преимуществ). Поэтому любая попытка маркетолога инвестировать денежные средства в разработку маркетинговой стратегии руководством расценивается как затраты, уменьшающие прибыль компании текущего года, что означает уменьшение суммы дивидендов и его собственного дохода.

3.                 Следующая составляющая неуспеха маркетинга на предприятии заключается в том, что маркетологи не оперируют на сегодняшний день такими понятиями и показателями, которые бы свидетельствовали о выгодности вложений, и которые убедили бы менеджмент в их финансовой целесообразности. Поскольку отсутствует связующее звено между предложениями маркетологов по развитию фирмы в целом и его отдельных бизнес-единиц и теми финансовыми результатами, которые будут получены после реализации маркетинговых мероприятий, то нет и взаимопонимания между руководством и маркетинговой службой и нет реальных действий по укреплению этой службы на предприятии. Следствием является снижение статуса маркетолога в компании или вообще ликвидация таких подразделений.

Исходя из изложенного, можно сделать следующее заключение: маркетологи должны научиться обосновывать свои предложения, используя финансовые термины и показатели экономической отдачи. Эти показатели должны дополнять их маркетинговые стратегии - векторы развития компании и отдельных бизнес-направлений и стать инструментом для принятия стратегических решений менеджмента предприятия. Эта часть стратегического плана должна содержать прогноз спроса на ближайшие 3-5 лет в показателях потока денежных средств, прогнозный отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках.

4. Анализ комплексного использования маркетинга на ОАО Московский завод «Резинотехника»

4.1. Общая характеристика финансово-экономического состояния ОАО Московский завод «Резинотехника».

Московский завод «Резинотехника» был акционирован 30 октября 2001г. и преобразован в акционерное общество открытого типа «Московский завод «Резинотехника». Уставный   капитал    общества объявлен в размере 226359,2 тыс. рублей. Он представляет собой оценку имущества завода по остаточной стоимости на 2001г., хотя реальная рыночная стоимость этого имущества даже тогда во много раз превышала указанную сумму. Общество выпустило следующие виды акций:

а) обыкновенные - 273037 шт., или 96,5% от общего числа;

б) привилегированные - 9912 шт., или 3,5% от общего числа.

Номинальная стоимость обыкновенных и привилегированных акций составляет 800 рублей. Объявленные акции размещены среди акционеров. Из табл. 1.1. видно, что самым крупным акционером является Российская федерация в лице Российского фонда федерального имущества, владеющего практически блокировочным пакетом в размере 23,5% от уставного капитала общества. Однако, наибольшая доля в уставном капитале в настоящее время принадлежит непосредственно трудовому коллективу - 44,3%; акции размещены среди 3,5 тысяч работающих в обществе акционеров. В 2004г. выплачены дивиденды по результатам работы за 2003г. из расчета 10 рублей на одну обыкновенную и привилегированную акцию. Общая сумма дивидендов на 2003г. составила 2829490 рублей. По акциям, принадлежащим государству было выплачено 665020 рублей. По итогам работы за третий квартал 2004г. общество производило выплату промежуточных дивидендов в размере 2829490 рублей (по 10 рублей на одну обыкновенную и привилегированную акцию). По акциям, принадлежащим государству, было выплачено 665020 рублей.

Таблица 1. SEQ Таблица * ARABIC s 1 1

Структура корпоративного капитала ОАО «Московский завод «Резинотехника»

Акционеры

Количество обыкновен­ных акций, шт.

Количество привилеги­рованных акций, шт.

Номинальная стоимость акций, руб.

Удель­ный вес,

%

Российская Федерация в лице Российского фонда федерального имущества

56590

9912

53201600

23,5

Акционеры - работники общества

125352

0

100281600

44,3

Акционеры, не являющиеся работниками

91095

0

72876000

32,2

Всего акций

273037

9912

226359200

100

ОАО «Московский завод «Резинотехника» считается одним из наиболее конкурентоспособных предприятий в своей отрасли по Российской Федерации (среди 26 крупнейших производителей аналогичной продукции). Ему удается сохранять свои старые хозяйственные связи как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами. Несмотря на резкое сокращение государственной поддержки, предприятие имеет положительное сальдо доходов и расходов.

Выпуск товарной продукции и услуг за 2004г. составил 63727 тыс. руб. По сравнению с 2003г. объём производства в сопоставимых ценах увеличился на 10%. За 2004г. увеличился выпуск ремней приводных клиновых, ремней вентиляторных, рукавов, формовых и неформовых РТИ. В тоже время, сократился на 6,4 % выпуск резины товарной, ковров автомобильных на 14,7% и клея на 17,4% (табл.1.2). По итогам работы общества в 2004г. по объёмным показателям среди родственных предприятий Российской Федерации общество вышло на 4 место, в том числе:

·        по рукавам - 1-е место;

·        по ремням и неформовым РТИ - 2-е место;

·        формовые РТИ - 3-е место.

Таблица 1. SEQ Таблица * ARABIC s 1 2

Показатели производства основных видов продукции ОАО «Московский завод «Резинотехника»

Вид продукции

Ед. измерения

Произведено     

Темпы роста, %

2003г.

2004г.

Ремни приводные клиновые

тыс. шт

2580,2

2994,6

116,1

Ремни вентиляторные

тыс. шт.     

1447,9   

1692,5    

116,9

Рукава-всего

тыс. п.м.    

11728,4  

12330,4

105,1

Формовые РТИ

т         

2008.1   

2137,4

106,4

Неформовые РТИ

т        

1502,5     

1528

101.7

Резина товарная

т        

1172,7

1098

93,6

Техпластины

т        

2654,3

2837,9    

106,9

Ковры автомобильные

т        

1099,1

937,5

85,3

Ковры диэлектрические

т

238,7

249,1

104,4

Трубка резиновая

т         

229.1     

251,5    

109,8

Клей резиновый

т         

670,4    

554.6     

82,7

Изолента

тыс.бухг      

671,0

801,4

119,4

Шланги гнутые

тыс. шт

1178,1

1833,9

103,1

Прочая продукция

-

-

174,2

Проведенный анализ показал, что весь прирост объёма производства получен за счёт увеличения производительности труда, которая составила 116^4% к отчету 2003г. В августе 2003г. резкий рост на импортную продукцию позволил ОАО «Московский завод «Резинотехника» расширить рынки сбыта своей продукции, что по сравнению с 2003 г. привело к увеличению объема отгруженной продукции на 51,7%, а объем реализованной продукции увеличился на 52,7%. Проведенное исследование позволило выявить значительную недозагрузку производственных мощностей.  Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции при достигнутом и намеченном уровне техники, технологии, форм организации труда и производства с учётом прогрессивных норм трудовых затрат и в условиях наиболее эффективного использования всех средств производства. На ОАО «Московский завод «Резинотехника» производственные мощности используются не в полную силу (табл. 1.3.). Наиболее интенсивно используется оборудование для производства шлангов гнутых - на 91,7% от максимальной мощности, ремней вентиляторных - на 85,1% и ремней приводных клиновых - на 79,6%.

Таблица 1. SEQ Таблица * ARABIC s 1 3

Объёмы использования производственных мощностей ОАО «Московский завод «Резинотехника»

Основные виды продукции

% от максимальной мощности

Шланги гнутые

91,7

Ремни вентиляторные

85,1

Ремни приводные клиновые

79,6

Резина товарная

75,2

Ковры автомобильные

72,1

Рукава

56,5

Клей резиновый

50,5

Формовые РТИ

40,3

Техпластины

39,2

Трубка резиновая

38,7

Неформовые РТИ

23,5

Основными причинами сложившейся ситуации является частые изменения номенклатуры и ассортимента продукции. Вследствие этого происходит увеличение трудоемкости изделий. Отрицательное влияние оказало также невыполнение плана технического перевооружения и проведения организационно-технических мероприятий и реконструкции производства. Важнейшие  финансовые  показатели,   характеризующие производственно-хозяйственную деятельность общества, приведены в табл. 1.4.

Таблица 1. SEQ Таблица * ARABIC s 1 4

Важнейшие финансовые показатели ОАО «Московский завод «Резинотехника» за 2003-2004 г.г.

Показатели

2004г.

2003г.

Эко­номия (-), перерас­ход (+)

Тыс. руб.

На 1 руб. объема продаж, коп.

Тыс.руб.

На 1 руб. объема продаж, коп.

Реализация (объем продаж)

694971,0

-

492460,0

-

-

Себестоимость

560011,0

80,6

385050,0

78,2

+166113

Оплата труда

43303,0

6,2

36580,0

7,4

-8333

Отчисления на социальные нужды

15303,0

2,2

13737,0

2,8

-4087

Амортизация

14309,0

2.1

15358,0

3,1

-7374

Доходы до налогообложения

62045,0

8,9

41735,0

8,5

-3181

Налоги

42422,0

6,1

29113,0

5,9

-

Объем продаж в 2004г. составил 694971 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2003 годом на 202511 тыс. руб., вследствие чего произошло увеличение дохода на 48,7%. Рост дохода обеспечен за счет повышения производительности труда и сокращения доли затрат по оплате труда и затрат на социальные нужды в общем объеме продаж. Экономия составила 12420 тыс. руб., амортизационных отчислений сэкономлено на 7374 тыс. руб., в то же время себестоимость реализованной продукции возросла на 16613 тыс. руб. за счет удорожания материальных ресурсов. Следует отметить, что налоги составляют около 70% всего дохода. Как показывают исследования современных экономистов, для обеспечения расширенного воспроизводства при финансировании инвестиционной деятельности предприятия только рыночными источниками, необходимо соблюдение условия, чтобы совокупная налоговая ставка не превышала 20%. При превышении этой ставки на 5% предприятие фактически способно осуществлять лишь простое воспроизводство. Чрезмерный уровень налоговых платежей не позволяет предприятию нормально работать и развиваться. В связи с этим общество находится в крайне напряженном финансовом положении. Предприятие не в состоянии своевременно рассчитываться с бюджетом. Финансовое состояние предприятия за период с 2002 г. по 2004 г. может быть проанализировано по данным, представленным в табл. 1.5.

Таблица 1. SEQ Таблица * ARABIC s 1 5

Показатели динамики финансового состояния ОАО «Московский завод «Резинотехника» тыс. руб.

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Реализация товарной продукции

405431,0

492460,0

694971,0

Прибыль от реализации товарной продукции

304,60

27425,0

40167,0

Прибыль от прочей реализации

25,0

857,0

161,0

Доходы от внереализационной деятельности

17,0

146,0

523.0

Себестоимость товарной продукции

327901,0

407470,0

580535,0

Балансовая прибыль

24107,0

19899,0

25448,0

Рентабельность (%)

16,68

25,47

28,9

Чистая прибыль

24052,0

19338,0

24048.0

Анализ важнейших финансовых показателей, представленных в табл. 1.5., показывает, что в 2004г. по сравнению с 2002г. и 2003г. прибыль от реализации возросла, а прибыль от прочей реализации резко снизилась. Доходы от внереализационной деятельности значительно увеличились. Это вызвано тем, что доходы, в основном, образовались за счёт курсовой разницы, которая составила 453 тыс. руб. за отчётный период. Себестоимость каждый год росла, так как в 2003г. по сравнению с предыдущим годом затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 2% или на 1,84 коп. Определяющим фактором роста значения этого показателя стало сохранение в течение 2004г. уровня цен на резинотехнические изделия практически на прежнем уровне при том, что цены на материальные ресурсы возросли в среднем на 20-30%, а на некоторые виды сырья рост цен выше. Не смотря на кризисное развитие отечественной экономики, в ОАО «Московский завод «Резинотехника» наблюдается ежегодный рост рентабельности.   Рост   значения   этого   важнейшего   показателя, характеризующего финансовый результат деятельности предприятия, увеличился с 16,68% в 2002г. до 28,9% в 2004г. Повышение рентабельности обусловлено влиянием двух факторов: ростом себестоимости продукции и отпускных цен на нее. На изменение рентабельности реализованной продукции отрицательное влияние роста себестоимости было более значительным, а положительное действие роста отпускных цен на продукцию - меньшим по величине. Чистая прибыль в 2003г. по сравнению с 2002г. резко сократилась из-за названного выше финансового кризиса. Не смотря на это, в 2004г. данный показатель возрос и достиг значения, равного значению данного показателя в 2002г., и составил, в среднем, 24050 тыс. руб. Сумма чистой прибыли очень важна, так как за счёт нее создаются следующие фонды: накопления, потребления (на индивидуальное и коллективное потребление), а также резервный фонд. Часть прибыли может быть использована и на пополнение собственных средств, в том числе направляемых на инвестиционные нужды.

4.2. Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке резинотехнических изделий.

Конкурентоспособность предприятия во многом обусловливается состоянием внешней среды. Анализ среды бизнеса необходимо начать с изучения макроокру­жения организации. Основные факторы макроокружения и их проявление представле­ны в табл. 1.6. Анализ макроокружения предприятия позволяет выявить критиче­ские факторы и установить угрозы и возможности. К угрозам следует отнести снижение доходов потребителей, резкое подорожание импортного сырья и оборудования, появление новых тех­нологий. К возможностям можно отнести курс государства на поддержку отечественного производителя, увеличение доходов от экспорта, а также расширение межгосударственного сотрудничества внутри СНГ.

Анализ макроокружения предприятия необходимо дополнить ана­лизом среды непосредственного окружения (табл. 1.7). Анализируя данные табл. 1.7, можно констатировать, что перед предприятием возникли угрозы, связанные с сокращением спроса на продукцию предприятия, с неплатежами потребителей, с удорожанием сырья и материалов и высоким уровнем конкурентной борьбы. Одновре­менно с этим можно отметить открывающиеся перед ним возможности, которые определяются возможностью расширения экспорта продукции в страны СНГ и выходом на внешний рынок через зарубежных партнеров.

Таблица 1.6

Факторы макроокружения предприятия

Факторы

Состояние фактора

Тенденция развития

Характер влияния на органи­зацию («-» - отрицательное, «+» - положительное)

1

2

3

4

1. Экономические

Средний, около 3% в месяц

Возможно увеличение

«-» - обесценивание денеж­ных средств и других накоп­лений завода «-» - возрастание процентных ставок по кредитам

«-» - невыгодность долго­срочных инвестиций

1.1 Уровень ин­фляции

1.2 Дефицит гос. бюджета

Небольшой

Возможно значительное увеличение в связи с сокращением доходов и ростом военных расхо­дов

«-» - сокращение или пре­кращение государственной финансовой поддержки

1.3 Доходы насе­ления

В 2003г. снизились на 15,6% по сравне­нию с 2002г.

Падение продолжится

«-» - сокращение платежеспо­собного спроса

1.4 Обесценива­ние националь­ной валюты

Почти в 5 раз за по­следние 9 месяцев

Обесценивание продол­жится

«-» - резкая удорожание им­портного сырья и оборудова­ния,

«+» - увеличение доходов за счет экспорта

1.5 Рост уровня безработицы

Официальный уро­вень по Мордовии -4,1%, неофициаль­ный значительно выше

Продолжится рост

«+» - возможность найма высококвалифицированного персонала

1.6 Предполагае­мое снижение на­логовых ставок

Предполагается снизить НДС с 20 до 15%, налог на при­быль - с 35 до 30%

Снижение

«+» - получение дополни­тельных доходов

2. Политические

Государство про­возгласило под­держку отечествен­ного производителя

Будет развиваться

«+» - снижение конкуренции со стороны импортных това­ров

«-» - усиление конкуренции на внутреннем рынке

2.1 Ориентация на поддержку отечественного товаропроизво­дителя

2.2 Ориентация на повышение оборонного по­тенциала страны

Государство стре­мится укрепить оборонный потен­циал

Будет развиваться

«+» - возможность получения оборонного заказа

2.3 Государст­венное регулиро­вание экономики

Провозглашена не­обходимость более глубокого регули­рования рыночной экономики

Будет развиваться

«+» - снижение тарифов на газ, электричество и ж/д пе­ревозки

2.4 Борьба за власть

Обострение полити­ческой борьбы на кануне выборов

Обострение продолжит­ся

«-» - возможны социальные потрясения на предприятии

2.5 Угроза воен­ного конфликта на территории России

Проявляются слабые сигналы в виде рос­та экстремистских и националистических настроений

Возможен рост

«-» - возможны социальные потрясения на предприятии и разрыв традиционных связей с потребителями и поставщи­ками

3. Международ­ные

Незначительные признаки на фоне обострения между­народных отноше­ний

Возможно дальнейшее развитие в связи с кон­фликтом в Югославии

«-» - потеря доступа на рын­ки многих стран мира «-» - невозможность получе­ния импортного сырья и обо­рудования

3.1 Возможность введения между­народных санк­ций

3.2 Возможность международного конфликта

Обострение между­народных отноше­ний

Напряженность возрас­тает

«-» - потеря доступа на рын­ки некоторых стран

«-» - трудности с получением импортного сырья и оборудо­вания

3.3 Сотрудниче­ство со странами СНГ

Снятие торговых барьеров

Сотрудничество будет расширяться

«+» - расширение рынка сбы­та продукции завода

4.Технологические

Появление новых материалов, обору­дования, технологий

Процесс НТП протекает непрерывно

«+» - повышение эффектив­ности за счет внедрения ре­зультатов НТП,

«-» - моральное старение действующей технологии, «-» - появление на рынке бо­лее конкурентоспособной продукции

4.1 НТП в сфере производства

4.2 НТП в соци­альной сфере

Рост уровня потреб­ностей населения

Процесс НТП протекает непрерывно

«+» - возможность дифферен­циации с целью удовлетворе­ния новых потребностей, «-» - ухудшение сбыта неко­торых товаров в связи с их моральным старением

5. Социальные

Рост недовольства населения и обост­рение социальных проблем

Возможно дальнейшее усиление недовольства

«-» - снижение трудовой дис­циплины и мотивационных стимулов к труду, «-» - возможность социаль­ных потрясений

Таблица 1.7

Факторы непосредственного окружения ОАО С.З.Р.Т.

Факторы

Проявление

Влияние на организацию

1

2

3

1. Потребители

Снижение спроса и неплатежи

Наличие платежеспособного спроса

Низкий спрос

Задержки с оплатой за уже поставленную продукцию и снижение объема заказов. Возможность расширения объемов производства Трудности с реализацией продукции на экспорт

1.1 Потребители на внутреннем рынке

1.2 Потребители из стран СНГ

1.3 Потребители из стран дальнего зарубе­жья

2. Поставщики

Полная зависимость от поставщика па­ра Саранской ТЭЦ-2 и увеличение дол­га за энергоносители

Удорожание сырья и материалов

Высокие ставки за кредит

Увеличение себестоимости продукции

Увеличение доли сырья и ма­териалов в себестоимости до 67% (на 1.01.2003г.)

Нет финансовых ресурсов на внедрение новых проектов

2.1 Поставщики энерго­носителей

2.2 Поставщики сырья и материалов

2.3 Поставщики финан­совых ресурсов

3. Конкуренты

Высокий уровень конкуренции как на внешнем так и на внутреннем рынке. Ценовой характер конкурентной борь­бы на внутреннем рынке

Трудности со сбытом продук­ции. Сложности с повышени­ем цен на реализуемую про­дукцию

4. Международные партнеры

Заинтересованность некоторых между­народных партнеров в реализации про­дукции завода под собственной торго­вой маркой

Возможность расширения объемов производства

В дополнение к анализу макроокружения и среды непосредствен­ного воздействия необходимо провести анализ внутренней среды пред­приятия с целью выявления его сильных и слабых сторон. Результаты анализа отражены в табл. 1.8.

Таблица 1.8

Сильные и слабые стороны предприятия

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

1. Производство

Возможность увеличения объемов производства за счет более полной за­грузки мощностей

Наличие пустующих производствен­ных помещений

Международная система качества ИСО-9000.

Восприимчивость к новым разработ­кам.

Ремонтно-механический цех спосо­бен производить сложное нестандарт­ное оборудование

1. Большая энергоемкость и ма­териалоемкость

2. старевшая технология и обо­рудование

3. Наличие вредных производств

4. Широкая номенклатура

2. Кадры

Высококвалифицированный персо­нал

Своя база профессиональной подго­товки

Неэффективная система сти­мулирования труда

Низкая мотивация к повыше­нию качества продукции

3.НИОКР

Наличие хорошей материальной ба­зы для ведения НИОКР

Дефицит денежных средств и дорогой кредит

Ориентация НИОКР на теку­щие нужды производства

4. Маркетинг

Хорошо организована служба мар­кетинга

Эффективные каналы распростра­нения и продвижения

Ценовые преимущества на внешнем рынке

Высокие затраты на создание имиджа за рубежом

Трудности с оперативным об­служиванием клиентов

5. Организация

Компетентное руководство

Автоматизированная система управления

Современные методы управления

Сравнительно простая организаци­онная структура

Высокая централизация

Не отлажен механизм управле­ния после реструктуризации цехов и отделов

Не определены миссия и цели

6. Финансы

Увеличение доли денежных средств в расчетах с потребителями

Возможности бартера

1.Инфляционное обесценивание накоплений (прибыли, аморти­зации и др.)

2.Нехватка оборотных средств

3.Ограниченные инвестиционные возможности

Для анализа ценовой конкурентоспособности предприятия составим бальную таблицу оценки уровня цен по товарам аналогам. Высокая цена - 6 баллов, низкая - 1 балл и т.д. (табл. 1.9).

Таблица 1.9

Балльная оценка предприятий-конкурентов по уровню цен, балл

Номенклатура

ОАО

"Рези-

нотех-

ника"

АО

"Бала-

коворе-

зинотех-

ника"

АО

"Узэ-

мик",

г.Уфа

ЗАО

"Кур-

скре-

зино-

техника"

АО

"Кварт",

г. Казань

АОЗТ

"Волжск-

резино-

техника"

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Ремни приводные клиновые

2

3

1

4

6

5

 

Ремни вентиля­торные

2

3

1

4

6

5

 

Рукава

1

5

6

4

3

2

Формовые РТИ

3

1

6

5

2

4

Неформовые РТИ

3

1

6

5

2

4

Итого

11

13

20

22

19

20

Данные табл. 1.9 свидетельствуют о том, что лидером является ОАО "Московский завод "Резинотехника", вторую позицию занимает АО "Балаковорезинотехника", третью - АО "Кварт", четвертую - АО "Уземик" и АОЗТ "Волжскрезинотехника", пятую - ЗАО "Курскрезинотехника".

На основе проведенного анализа, пришли к выводу, что по уровню цен у ОАО "Московский завод "Резинотехника" - наиболее благоприятное положение по отношению к конкурентам. Это дает возможность ему привлечь к себе потребителей продукции своих конкурентов. Следовательно, продукция предприятия является конкурентоспособной с точки зрения ее цены.

Корреляционно – регрессионный анализ.

Исследование начинается с построения матрицы парных коэффициентов корреляции. Анализ этой матрицы позволит получить начальное представление об исследуемых взаимозависимостях между показателями.

                                                                                               Рис. 2. Матрица БКГ

На основе анализа матрицы БКГ можно сделать вывод, что наибо­лее предпочтительное направление развития предприятия - рукавное производство. Поэтому стратегия, направленная на развитие рукавного производства является наиболее перспективной.

Благополучие и успех предприятия зависят от конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции, которое обеспечивается внедрением новых прогрессивных технологий, сырья и материалов. В условиях жесткой конкуренции можно выжить, только выпуская необходимую, качественную, недорогую продукцию. Выпуск бракованной продукции ведет к потери рынков сбыта, потребитель уходит к более надежному партнеру. Качество резинотехнических изделий зависит от качества резиновых смесей, которое в свою очередь зависит от качества каучуков, ингредиентов входящих в ее состав. Сложно и не всегда возможно иметь постоянных добросовестных поставщиков при огромнейшем ассортименте. Наличие годного сырья в необходимых количествах является одним из решений проблем ОАО "Резинотехника". В результате исследования новых видов сырья, были внедрены в производство смола "Пиропласт-2", смола ФТО, перодакс 14/40, вулканокс GRPD, модификаторы РУ-НП, РУ-Д, РУ-К, полиамидный наполнитель и др. Внедрение каучука СКЭПТ-ЭНЬ (Э-2) позволило заменить дефицитные импортные каучуки дутрал СО 054,554 в резиновых смесях 2655, 7018, 1524, а каучуков "Нитроэласт" - расширить сырьевую базу бутадиен-нитрильных каучуков. Основной составляющей конкурентоспособности продукции является ее качество. На заводе ОАО «Московский завод «Резинотехника» применяют систему показателей, характеризующих качество выпускаемой на предприятии продукции, которая включает две группы: единичные показатели и обобщающие показатели. Динамика данных показателей качества продукции за 2003 - 2004 гг. приведена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Уровень качества продукции, выпускаемой в ОАО "Резинотехника"

Показатели

2003 г.

2004г.

1. Обновление продукции в процентах к общему объему выпуска продукции, %

0,50

0,60

2. Удельный вес продукции, отправленной на экспорт в объеме товарной продукции, %

8,40

5,80

3. Процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления, %

98,54

99,49

4. Количество принятых рекламаций, шт.

10

14

5. Количество актов о браке, шт.

1786

1950

6. Удельный вес потерь от брака в себестоимости товарной продукции, %

0,15

0,17

Заключение

Итак, мы убедились, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей деятельности, и, следовательно, нам необходимо знать как можно больше о его законах и специфике.

По первому разделу можно сделать вывод - целью маркетинга является:

1.     Достижение максимально возможного высокого потребления.

2.     Достижение максимальной потребительской удовлетворенности.

3.     Предоставление максимально широкого выбора.

4.     Максимальное повышение качества жизни;

Задачами являются: анализ окружающей среды, рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планирование цены, обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом.

Во втором разделе я рассмотрел элементы маркетинга, в частности:

1.     Сбор и анализ маркетинговой информации (анализ собственной деятельности; ситуации в отрасли и в экономике, потребностей клиентов, позиций конкурентов). Выбор целевого сегмента.

2.     Построение ассортимента (ассортиментный анализ и выбор ассортиментного ряда на основе показателей спроса и рентабельности). Определение требований к качеству продукции и упаковки.

3.     Ценообразование (выбор цены на каждое наименование продукта на основе политики ценообразования, рыночной ситуации и собственных издержек).

4.     Построение системы сбыта (определение наиболее адекватных каналов распределения продукции, выбор условий и организация работы с каждым каналом, обеспечение необходимого уровня дистрибуции (доля торговых точек, в которых представлена продукция)).

5.     Построение системы продаж (планирование продаж, квотирование по продуктам, каналам сбыта, клиентам; мотивация торгового персонала)

6.     Реклама и PR

7.     Продвижение, стимулирование сбыта (промо-акции, система скидок, распродажи)

8.     Система обслуживания клиентов (сервис, принципы работы с постоянными клиентами, работа с претензиями, гарантийное и постгарантийное обслуживание, повышение удовлетворенности и лояльности клиентов).

В этом разделе сделаю вывод, что элементы маркетинга играют значительную роль при продажи конкретного товара, это способствует увеличению  прибыли на предприятиях. Чем лучше и эффективнее использовать элементы, тем выше будет прибыль.

В третьем разделе рассматривалась проблематика внедрения маркетинга в деятельность Российских организаций. По этому поводу делаю вывод, во-первых, возникают проблемы с подбором квалифицированного персонала и взаимоувязывании должностных инструкций. Во-вторых, очень малое число руководителей четко осознает необходимость внедрения маркетинга, отсюда - неверная организация всего процесса. Постановка маркетинга требует существенной перестройки мышления у руководителей и специалистов всех подразделений компании. Маркетинговая идеология бизнеса должна побуждать все звенья компании ориентироваться в первую очередь не на то, что освоено, легко и привычно, а на то, что востребовано рынком.

В четвертом разделе, изучив анализ комплексного использования маркетинга на ОАО Московского завода «Резинотехника», делаю следующий вывод: заводу удается сохранять свои старые хозяйственные связи как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами. По итогам работы общества в 2004г. по объёмным показателям среди родственных предприятий Российской Федерации общество вышло на 4 место. В 2004г. по сравнению с 2001, 2002г. и 2003г. прибыль от реализации возросла, а прибыль от прочей реализации резко снизилась. Доходы от внереализационной деятельности значительно увеличились. По уровню цен у ОАО "Московский завод "Резинотехника" - наиболее благоприятное положение по отношению к конкурентам. Это дает возможность ему привлечь к себе потребителей продукции своих конкурентов. Следовательно, продукция предприятия является конкурентоспособной с точки зрения ее цены. На основе анализа матрицы БКГ можно сделать вывод, что наибо­лее предпочтительное направление развития предприятия - рукавное производство. Поэтому стратегия, направленная на развитие рукавного производства является наиболее перспективной.

Список используемой литературы

1.                 2000.

2.                 .

3.                

4.                 2001.

5.                

6.                 // Практическое пособие.-М.:

7.                 B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы.-М.: Финансы и статистика, 2000.

8.                 2001

9.                 Голубков Е.П., академик Международной академии информатизации, д.э.н.., профессор АНХ при правительстве РФ.

10.            Статья «Как оценить эффективность системы маркетинга своими силами?», Скриптунова Е.А. "Ремедиум", январь-февраль 2005.