Задачи, основные функции и система ОВД

Введение.

Общее понятие управления. Управление как социальное явление

Методологическое определение данной отрасли правовой системы Российской Федерации. связана с социальным явлением, получившим в Древнем Риме обозначение латинским термином «administratio».

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недо­статочно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его функ­циональное назначение. С точки зрения кибернетики — науки об уп­равлении — можно сделать следующие выводы:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечиваю­щая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сох­ранение их структуры, поддержание должного режима их деятель­ности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление — внутреннее качество целостной системы, основ­ными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимо­действие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В послед­нем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воз­действию субъекта на объект, содержанием которого является упоря­дочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соот­ветствии с закономерностями ее существования и развития. Это — це­ленаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъ­ектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее уп­равляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочиваю­щее) воздействие — прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управ­ления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальные образования, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.).

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реа­лизуются через отношения людей. Общество представляет собой це­лостный организм со сложной структурой, с различного рода инди­видуальными проявлениями, равно как и с функциями общего харак­тера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства соци­альных процессов, каковая находит свое выражение в осуществлении социального управления. Последнее является одним из ведущих ус­ловий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выра­жается в признаках, предопределенных общими чертами, свойствен­ными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.

Во-первых, социальное управление есть только там, где имеет ме­сто совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода дея­тельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффек­тивное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их офор­мляет.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий уча­стников совместной деятельности, а также выполняются общие функ­ции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вы­текающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной де­ятельности, их взаимоотношения. Это — категории сознательно-воле­вого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей — участников управленческих отно­шений, так как их отношения имеют сознательное-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле уп­равляемых. Отсюда — властность социального управления, означа­ющая,   что  субъект  управления  формирует  и   реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечива­ющее подчинение воли управляемых воле управляющих. Так проис­ходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государ­ственной организации общественной жизни обеспечивается необ­ходимое «вмешательство» государственной власти в социальные отно­шения.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общест­венных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно го­ворить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной дея­тельности, отличный от ее иных проявлений (например, законода­тельная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управлен­ческой деятельности общественных объединений и других негосудар­ственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие струк­туры и т.п.). Государственное управление — разновидность социального управления, с функционированием, которой традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно административного права.

Основная частью.

Организационно-правовые формы управления внутренними делами

Управление внутренними делами направлено на обеспечение об­щественного порядка и общественной безопасности, борьбу с прес­тупностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются милицией, внутренними войсками, подразделениями Госу­дарственной противопожарной службы и другими подразделениями и службами органов внутренних дел.

Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Пре­зидент и Правительство Российской Федерации.

Президент Российской федерации как глава государства издает указы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере внутренних дел, на обеспечение и охрану общественного по­рядка, усиление борьбы с преступностью. Он назначает и освобожда­ет от должности министра внутренних дел Российской Федерации, командующего внутренними войсками; вводит в случае необходи­мости чрезвычайное положение на всей территории Российской Фе­дерации или в ее отдельных местностях.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, объединяя, направляя и ко­ординируя в этой сфере деятельность федеральных органов исполни­тельной власти.

Непосредственное управление внутренними делами возложено на органы внутренних дел. Их систему образуют Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), министерст­ва внутренних дел республик, главные управления, управления и от­делы внутренних дел краев, областей, городов федерального значе­ния, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых территориальных образований, управ­ления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные уп­равления по борьбе с организованной преступностью, Государственная противопожарная служба, внутренние войска. В нее входят так­же различные службы, подразделения, учебные заведения, предпри­ятия, учреждения, организации, создающиеся для осуществления за­дач, возложенных на органы внутренних дел.

Возглавляет систему органов внутренних дел МВД России, кото­рое несет ответственность за состояние работы органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. В сво­ей деятельности оно подчиняется Президенту Российской Федерации. Правовой статус министерства закреплен в Положении о Министер­стве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 года. Отдельные его функции и полномочия закреплены также в иных нормативных актах.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, МВД России осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, не­посредственно реализует основные направления деятельности орга­нов внутренних дел.

В соответствии с названным Положением основными задачами МВД России являются: разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина, объектов, независимо от форм собст­венности, обеспечению общественного порядка и общественной без­опасности; организация и проведение мер по предупреждению и пре­сечению преступлений и административных правонарушений, выяв­лению, раскрытию и расследованию преступлений; обеспечение ис­полнения уголовных наказаний; совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также обеспечение законности в их деятельности и др.

В процессе своей деятельности МВД России определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объек­тов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, а также принимает участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью. Оно осуществляет анализ состояния право­порядка и преступности, разрабатывает прогнозы развития кримино­генной ситуации, на основе которых вносит в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по укреплению законности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению борьбы с преступностью.

На МВД России возложено обеспечение выполнения органами внутренних дел и внутренними войсками законов, указов и распоря­жений Президента Российской Федерации, постановлений и распоря­жений Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производства дознания и    предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к ведению органов внутренних дел. Оно организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, а также осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и нар­котических веществ, незаконными вооруженными формированиями.

МВД России принимает участие в обеспечении режима чрезвычайного положения или военного положения в случае их введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивает выполнение правил паспортного режима, правил въезда, вы­езда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

организует мероприятия разрешительно - регистрационной системы по вопросам своей компетенции и т.д.

Свою деятельность МВД России осуществляет в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, а также координирует свою деятельность с деятельностью министерств внутренних дел государств-участников СНГ, что позволяет ему более успешно решать стоящие перед ним задачи.

Для координации деятельности МВД России и ее органов с пра­воохранительными органами иностранных государств по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений на основании решения Правительства Российской Федерации и договоренностей МВД России с компетентными органами принимающих государств, в последние могут направляться представители МВД России, задачи и функции которых определены в Положении о представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных странах, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года.

Задачи и функции министерств внутренних дел республик в ос­новном аналогичны задачам и функциям МВД России. Основное отличие состоит в том, что их деятельность распространяется только на территорию соответствующей республики; они непосредственно осуществляют руководство районными, городскими органами внут­ренних дел.

Управления (главные управления) внутренних дел других субъ­ектов Российской Федерации, управления (отделы) городов, районов, районов в городах непосредственно обеспечивают охрану обществен­ного порядка, личности, прав и законных интересов граждан, пред­приятий, учреждений и организаций от противоправных действий на подведомственной территории; осуществляют контроль и надзор за соблюдением правил паспортной системы; организуют и обеспечива­ют безопасность дорожного движения, пожарную безопасность; раз­рабатывают и проводят мероприятия по предупреждению, пресече­нию и раскрытию преступлений; осуществляют оперативно-розыск­ные мероприятия; организуют работу по вопросам разрешительно-ре­гистрационной системы; осуществляют охрану собственности; обеспе­чивают соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки бое­припасов, взрывчатых веществ, оружия в пределах своей компетен­ции и т.д.

Деятельность органов внутренних дел по обеспечению и охране общественного порядка представляет собой совокупность организа­ционно-правовых форм, каждая из которых имеет свою специфику, определяемую ее назначением. Таких форм можно выделить не­сколько:

а) административная;

б) оперативно-розыскная;

в) уголовно-процессуальная;

г) деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде ли­шения свободы.

Среди перечисленных видов деятельности органов внутренних дел наиболее объемной и широкой является административная дея­тельность. Она, как правило, является внешней по отношению к системе органов внутренних дел, осуществляется за рамками данной системы.

Содержание этой деятельности состоит в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов и выпол­нения возложенных на них обязанностей, нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре за соб­людением правил паспортной системы, общественного порядка, пожарной безопасности, дорожного движения; в профилактике и пресечении различных правонарушений; регистрационном учете граж­дан; в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление частной де­тективной и охранной деятельности и контроль за ней, лицензий на продажу или приобретение и хранение оружия; в осуществлении административного надзора; в охране собственности; в контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностран­ных граждан и лиц без гражданства и т.п.

Оперативно-розыскная деятельность заключается в проведе­нии органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод лич­ности, собственности, безопасности общества и государства от прес­тупных посягательств. Она предполагает также предупреждение, вы­явление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрыва­ющихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Важным направлением этой деятельности в современных условиях является борьба с организованной преступностью.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности».

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел состоит в производстве дознания и предварительного следствия. Дей­ствующее законодательство возложило эту функцию на довольно ши­рокий круг подразделений и служб органов внутренних дел (крими­нальную милицию и милицию общественной безопасности, службу по борьбе с организованной преступностью. Государственную автомо­бильную инспекцию, Государственную противопожарную службу, руководителей учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, командиров воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России).

Деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде ли­шения свободы предполагает функционирование уголовно-исполнительной системы, в которую входят учреждения и органы, ее осуще­ствляющие. Названная деятельность заключается в исполнении уго­ловных наказаний в виде лишения свободы; обеспечении законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, а также безопасности осужденных и персонала, работающего в них; привлечении осужденных к труду и обеспечении охраны их здоровья; исполнении и соблюдении норм уголовно-исполнительного законода­тельства и др. Задачи и полномочия органов внутренних дел в этом

направлении закреплены в Законе Российской Федерации от 21 июля

1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы», в Уголовно-исполнительном ко­дексе Российской Федерации.

   В процессе осуществления своей деятельности органы внутренних дел широко взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

 Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел.

Задачи и полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел основаны на конституционном положении, в соответствии с которыми они осуществляют на подведомственной территории охрану общественного порядка (ст. 132 Конституции Россий­ской Федерации).

В соответствии с действующим законодательством местная адми­нистрация в пределах своей компетенции осуществляет руководство органами внутренних дел и с их помощью обеспечивает охрану обще­ственного порядка на подведомственной территории.

Охрана общественного порядка обеспечивается местной адми­нистрацией с использованием сил милиции общественной безопас­ности (местной милиции). Местная милиция входит в систему МВД России и действует на местном уровне как самостоятельное подразде­ление соответствующего органа внутренних дел. В своей деятельности она подчиняется соответствующему органу внутренних дел, а также органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» в ведение органов местного самоуп­равления входит организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и осуществление контроля за их дея­тельностью; обеспечение противопожарной безопасности в муници­пальном образовании, а также организация муниципальной пожар­ной службы.

Органам местного самоуправления представлены значительные

полномочия, позволяющие им влиять на деятельность органов и уч­реждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительным ко­дексом Российской Федерации органы местного самоуправления:

а) входят с предложениями или дают согласие на создание и лик­видацию названных учреждений, о назначении на должность и осво­бождении от нее начальников соответствующих территориальных ор­ганов управления уголовно-исполнительной системы;

б) оказывают содействие в комплектовании квалифицированны­ми кадрами персонала учреждений, исполняющих уголовные нака­зания;

в) создают условия для этих учреждений и привлечения осуж­денных к труду;

г) в необходимых случаях, с уведомлением соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной сис­темы, они вправе привлекать персонал учреждений для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и т.п.

Создаваемая при местной администрации наблюдательная ко­миссия осуществляет контроль за обеспечением законности в учреж­дениях, исполняющих уголовные наказания. Глава местного самоуп­равления, на территории которого находится такое учреждение, вправе посещать его без специального разрешения.

Обеспечивая охрану общественного порядка, местная админист­рация принимает предусмотренные законодательством меры, связан­ные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонст­раций, зрелищных и других массовых общественных мероприятий, а также в случае его массового нарушения.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу пере­движения, выбор места пребывания и жительства в пределах Россий­ской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют регистрационный учет граждан в населенных пунктах, за исклю­чением городов, поселков, сельских населенных пунктов, закрытых военных городов, а также населенных пунктов, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориаль­ных образований, в которых имеются органы внутренних дел.

В процессе своей деятельности органы местного самоуправления оказывают содействие и помощь органам внутренних дел и их сот­рудникам (выделение служебных помещений, жилья для сотрудников,­ установка телефонов, материальная и финансовая поддержка, установление местных льгот и т.п.)

Служба в органах внутренних дел

Служба в органах внутренних дел имеет свою специфику, опре­деляемую задачами, которые они выполняют в процессе осуществ­ления своей деятельности.

Прохождение службы в органах внутренних дел включает прием на службу, перемещение по службе, присвоения специальных зва­ний, условия службы, прекращение службы и т.д.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы прохож­дения службы в органах внутренних дел, является Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверж­денное постановлением Верховного Совета Российской федерации от 23 декабря 1992 года.

Все сотрудники, состоящие в кадрах органов внутренних дел, де­лятся на составы и им присваиваются соответствующие специальные звания:

1. Рядовой состав: рядовой милиции, внутренней службы, юстиции.

2. Младший начальствующий состав: младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик милиции, внутренней службы, юстиции;

3. Средний начальствующий состав: младший лейтенант, лейте­нант, старший лейтенант, капитан милиции, внутренней службы, юстиции;

4. Старший начальствующий состав: майор, подполковник, пол­ковник милиции, внутренней службы, юстиции.

5. Высший начальствующий состав: генерал-майор, генерал-лей­тенант, генерал-полковник милиции, внутренней службы, юстиции.

При приеме на службу в органы внутренних дел должен соблю­даться ряд условий и требований. Прежде всего на службу принима­ются в добровольном порядке граждане Российской Федерации в воз­расте от 18 до 40 лет (в милицию — до 35 лет). При этом для поступ­ления на службу не является препятствием национальность, пол, со­циальное происхождение, имущественное и должностное положение, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям. Однако должно учитываться такое требование, как:

способность по деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на сотрудников служебные обязанности.

Положение предусматривает ряд ограничений в приеме на служ­бу. К ним относятся: возраст гражданина, состояние его здоровья, признание в силу решения суда гражданина недееспособным или ог­раниченно дееспособным, наличие имевшийся или имеющейся суди­мости. Запрещено также прохождение службы в одном органе внут­ренних дел сотрудников, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана либо с непосредственной под­чиненностью, либо подконтрольностью одного из них другому.

Прием на службу осуществляется путем заключения контракта между гражданином и соответствующим начальником органа внут­ренних дел, на основе которого последний издает приказ о приеме на службу.

Прием на службу может сопровождаться установлением испыта­тельного срока для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, продолжительность которого колеблется от трех ме­сяцев до одного года.

Поступая на службу сотрудники принимают Присягу, которая является клятвой на верность служения народу и государству. Учи­тывая важность Присяги, ее текст был утвержден постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года.

Одним из требований службы в органах внутренних дел является то, что их сотрудникам запрещается работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от форм собственности), не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации; запрещается заниматься предпринима­тельской деятельность, за исключением творческой, научной и пре­подавательской работы. Такое требование обусловлено особенностью службы в органах внутренних дел и преследует цель, суть которой состоит в том, чтобы сотрудники были независимы от должностных лиц данных предприятий, учреждений, организаций при исполнении своих служебных обязанностей и не использовали в связи с этим свое служебное положение в корыстных целях.

Большое значение в формировании высокопрофессионального личного состава органов внутренних дел является аттестация их сот­рудников. В процессе ее проведения определяется служебное соответ­ствие каждого сотрудника предъявляемым законом к нему требова­ниям. Если сотрудник при поступлении на службу заключил контр­акта определенный срок, то аттестация проводится при его продлении.

При заключении контрактов на неопределенный срок аттестация проводится через каждые пять лет. Аттестация проводится так­же при переводе на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность, в другую службу или подразделение, а так­же при увольнении сотрудника по служебному несоответствию, за грубое нарушение или систематическое нарушение дисциплины, за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляе­мыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внут­ренних дел.

Служба в органах внутренних дел предполагает присвоение спе­циальных званий. Они присваиваются персонально сотрудникам с учетом их квалификации, образования, отношения к служебным обя­занностям, с учетом выслуги лет и занимаемой должности. Специ­альные звания присваиваются последовательно, одно за другим, что позволяет их подразделить на первые и очередные. Порядок и усло­вия присвоения первых и очередных званий установлены Положени­ем о службе в органах внутренних дел.

Специфика задач, стоящих перед органами внутренних дел, предполагает высокую степень их организованности, дисциплиниро­ванности и ответственности в выполнении сотрудниками своих обя­занностей. Соблюдение этих требований должно объективно сказы­ваться и на эффективности работы органов внутренних дел.

Сохранение и укрепление высокой служебной дисциплины дос­тигается в процессе воспитательной работы с кадрами, организации переподготовки сотрудников, позволяющей повышать и совершенст­вовать их профессионализм. Важную роль при этом играют меры по­ощрения и взыскания, применяемые к сотрудникам.

Меры поощрения применяются к сотрудникам за добросовестное выполнение ими своих служебных обязанностей и за успехи, достигнутые по службе. К ним относятся: объявление благодарности, де­нежная премия, награждение ценным подарком, Почетной грамотой, нагрудным знаком, именным оружием, государственными наградами и др.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, пре­дупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в дол­жности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение.

Для сотрудников органов внутренних дел определен предельный возраст пребывания на службе, который связан с соответствующим специальным званием. Для рядового и младшего начальствующего состава, а также начальствующего состава от младшего лейтенанта до подполковника, предельный возраст установлен в 45 лет, для пол­ковников — в 50 лет, для генерал-майора и генерал-лейтенанта — в 55 лет, генерал-полковника — в 60 лет. Вместе с тем, Положением предусмотрены случаи, когда сотрудники могут служить свыше уста­новленного срока.

Прохождение службы может прекратиться по различным осно­ваниям. Основаниями для прекращения службы являются: увольне­ние сотрудника; прекращение им гражданства Российской федера­ции; признание сотрудника в установленном порядке безвестно от­сутствующим; смерть (гибель) сотрудника.

Увольнение сотрудника осуществляется по следующим причинам и основаниям: по собственному желанию; по достижении предельного возраста; по выслуге лет, дающей право на пенсию; нарушение ус­ловий контракта; по сокращению штатов; по болезни; по ограничен­ному состоянию здоровья; по служебному несоответствию; за грубое нарушение либо систематическое нарушение дисциплины; за совер­шение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника; в связи с осуж­дением судом за преступление.

В случае несогласия сотрудника с решением об увольнении его из органов внутренних дел он имеет право на обжалование такого решения. Положением предусмотрен административный и судебный порядок обжалования решения об увольнении.

 Милиция

Значительное место в системе управления внутренними делами занимает милиция. Правовые основы ее организации и деятельности установлены и закреплены в Законе РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции», в Положении о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года, в Поло­жении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в других правовых актах.

Представляя собой систему органов исполнительной власти, ми­лиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граж­дан, обеспечивать охрану и защиту собственности, независимо от ее видов, общественного порядка, интересы общества и государства, предприятий, учреждений и организаций от преступных и иных про­тивоправных посягательств.

Милиция подразделяется на криминальную и милицию общест­венной безопасности (местную милицию). Наряду с общими задача­ми, стоящими перед ней, каждому из видов милиции присущи свои специфические задачи.

На криминальную милицию возложено предупреждение, пресе­чение и раскрытие таких преступлений, по делам о которых необ­ходимо обязательное производство предварительного следствия. Она организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов до­знания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также без вести пропавших и т.п.

В структуру криминальной милиции входят оперативно-розыск­ные, научно-технические и другие подразделения, которые создаются для выполнения стоящих перед ней задач.

Криминальную милицию возглавляет начальник. Начальники криминальной милиции республик являются по должности замести­телями министров внутренних дел соответствующих республик. На­чальники криминальной милиции края, области, города, района, района в городе являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

На милицию общественной безопасности возложено обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обес­печение общественной безопасности, профилактика и пресечение преступлений, а также административных правонарушений. Она осу­ществляет также раскрытие преступлений, по делам о которых про­изводство предварительного следствия не обязательно, и расследова­ние преступлений в форме дознания. В пределах своей компетенции она оказывает помощь гражданам, должностным лицам, предпри­ятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

В аппарат милиции общественной безопасности входят различ­ные службы и подразделения: дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы (в том числе отряды милиции особого на­значения, государственной автомобильной инспекции, участковые инспектора, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, специальные приемники для содержа­ния лиц, арестованных в административном порядке). В нее входят также подразделения охраны объектов по договорам, охраны и кон­воирования задержанных и арестованных, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной дея­тельностью, по исполнению административного законодательства, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предваритель­ного следствия не обязательно, специализированные подразделения дознания, а также иные подразделения и службы, необходимые для успешного решения стоящих перед ней задач.

В зависимости от территориального уровня начальники милиции общественной безопасности являются по должности либо заместите­лями министров внутренних дел республик, либо заместителями на­чальников соответствующих органов внутренних дел.

На железнодорожном, водном и воздушном транспорте действует транспортная милиция (криминальная и милиция общественной без­опасности), начальники которых являются по должности заместите­лями начальников соответствующих управлений и отделов внутрен­них дел на транспорте.

На уровне Российской Федерации руководство милицией осуще­ствляет министр внутренних дел Российской Федерации, в респуб­ликах — министры внутренних дел республик. В краях, областях, го­родах, районах, районах в городах эту функцию осуществляют соот­ветствующие начальники управлений (главных управлений), отделов органов внутренних дел.

Составляя единую систему, криминальная милиция и милиция общественной безопасности тесно взаимодействуют в своей повсед­невной работе, оказывая друг другу помощь в решении задач, стоя­щих перед ними.

Для выполнения поставленных перед милицией задач и возло­женных обязанностей она наделена законом широким комплексом прав. Их наличие позволяет милиции (ее сотрудникам) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, проверять у них документы, удостоверяющие личность, если для это­го имеются достаточные основания.

В пределах своей компетенции она имеет право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки и документы, вызывать их по делам и материалам, находя­щимся в производстве милиции.

В соответствии с законодательством милиция вправе задержи­вать лиц, совершивших административные правонарушения, состав­лять протоколы о правонарушениях и налагать в пределах своей ком­петенции административные взыскания на виновных лиц; произво­дить в соответствии с законом необходимые уголовно-процессуальные Действия.

На основании анализа причин и условий совершения различного рода правонарушений милиция вправе вносить в органы государст­венной власти, общественные объединения, на предприятия, в уч­реждения и организации, обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранениях причин и условий, способству­ющих совершению правонарушений.

В процессе обеспечения охраны общественного порядка и обще­ственной безопасности милиция вправе задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступлений, уклоняю­щихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста; военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или

военным комиссарам.

При выполнении своих обязанностей сотрудники милиции впра­ве беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помеще­ния предприятий, учреждений и организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления. Это право может быть использовано также при наличии достаточно серь­езных данных о том, что в названных помещениях и территориях со­вершено или совершается преступление, произошел несчастный слу­чай, а также для личной безопасности граждан и общественной без­опасности при стихийных бедствиях, катастрофах и т.п. При этом следует иметь в виду, что во всех случаях, когда проникновение в жилище осуществлено сотрудниками милиции против воли прожива­ющих в нем граждан, милиция обязана уведомить о совершенных ею действиях прокурора в течение 24 часов.

Для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечеб­ные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской по­мощи, преследования лиц, совершивших преступления и т.п., мили­ция имеет право использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международ­ным организациям и спецтранспорта.

В установленных законом случаях милиция имеет право приме­нять физическую силу, а также специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвле­кающего воздействия, средства разрушения преград, принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окра­шивающие средства, служебные собаки).

В перечне прав милиции особое место занимает право ее сотруд­ников применять огнестрельное оружие. Это право используется сот­рудниками милиции для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; в случае отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются реальной опасности; для освобождения заложников; для пресечения побега из-под стражи и в других случаях, строго оговоренных в Законе РСФСР «О милиции».

Служба в милиции имеет свои особенности, вытекающие из спе­цифики ее задач и самой деятельности. С учетом этого порядок и ус­ловия прохождения службы в милиции регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Задача:

  УИМ Сидоров, обходя участок, обнаружил, что гражданка Иванова возле ресторана «Тобол» предлагает проходящим мужчинам вступить с ней в половую связь за 200 рублей. Ранее Иванова в подобном замечена не была. УИМ задержал Иванову, доставил в ГОВД и составил на нее административный протокол по ст. 164 ч. 2 КоАП. Правомерны ли действия УИМ в данной ситуации?

Решение:

Статья 164.2. Занятие проституцией

(введена Указом Президиума ВС РСФСР от 29.05.1987 - Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 23, ст. 800)

Занятие проституцией - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до ста рублей.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут наложение штрафа в размере до двухсот рублей.

Комментарий:

1. Под проституцией следует понимать вступление женщины в половую  с мужчиной за материальное вознаграждение.

 Понятие проституции предполагает систематичность действий, направленные на получение материальной выгоды от половых сношений с мужчинами.  Поэтому отдельный, единичный факт вступления в половую связь с мужчиной за вознаграждение не содержит признаков комментируемого деяния. Под систематичностью следует понимать неоднократное вступление в половую связь с мужчинами за материальное вознаграждение.

2. Занятие проституцией в виде промысла предполагает систематическое вступление в половую связь с мужчинами за материальное вознаграждение при условии, что это вознаграждение - основной или дополнительный, но более или менее постоянный источник извлечения материальной выгоды. При этом размер вознаграждения, получаемого за каждый половой акт, для квалификации значе­ния не имеет. В качестве материального вознаграждения может выступать не только российская и иностранная валюта, но и различные предметы материального мира (вещи, ценности, спиртные напитки и т.д.).

3. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом, т.е. женщина осознает противоправность своих действий и жела­ет их совершить. Кроме того, у правонарушителя присутствует четко выражен­ная цель - извлечение материальной выгоды.

Получение материальной выгоды - конститутивный признак проституции, причем эта цель формируется у правонарушителя до вступления в половую связь. Поэтому проституция отсутствует там, где женщина не получает матери­альной выгоды от половой связи.

Вывод:

 Действия УИМ в данной ситуации противоречат законодательству, так как нет состава преступления, которое можно было бы предположить (регулярность дохода, постоянной материальной выгоды). Следовательно, нет оснований для действий направленных на пресечение  деятельности гражданки Ивановой (в задержании,  доставлении,  составлении протокола).