Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности на период педагогической практики
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И.ГЕРЦЕНА
факультет технологии и предпринимательства
кафедра акмеолигии
ЗАДАНИЕ ПО АКМЕОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТКИ V КУРСА ГР. 2/2
Пыренковой Н.А.
ПЛ ‘’СЕРВИС’’
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1999
БЛОК №1. “УРОК”
ЗАДАНИЕ №1. “СОЗДАНИЕ УЧИТЕЛЕМ УСТАНОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ И ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ”
Цель: выявление приемов, способствующих продуктивному предъявлению информации и постановке учебных задач на уроке.
03.12.99
ЛИЦЕЙ ‘’СЕРВИС’’ - ФИЛИАЛ №1
ГРУППА ТП9
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЯ
Ф.И.О. МАНЫЛОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА
ТЕМА УРОКА ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ
ЦЕЛИ УРОКА: Обучить учащихся необходимым в их дальнейшей профессиональной деятельности основным понятиям психологии, воспитать интерес к себе, развить внимание.
ВРЕМЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
1045-1055 |
Учитель ждет пока классный руководитель обсуждает вопрос успеваемости |
Слушают, обсуждают |
1055-1100 |
Учитель объясняет требования к сдаче зачета (какие работы необходимо сдать и на каком уровне) |
Слушают |
1100-1105 |
Объясняет понятие психология |
Слушают, записывают |
1105-1110 |
Говорит о важности самообразования, о выборе литературы по психологии |
Слушают, изредка переговариваются |
1110-1115 |
Рассказывает о Сократе и его изречении ‘’познай самого себя’’, связь этого с психологией |
Слушают |
1115-1130 |
Объясняет влияние на жизнь мировосприятия ( слуховые, зрительные, обонятельные ощущения, память, эмоции, мышление, темперамент) |
Слушают, записывают |
1130-1140 |
Дает краткий обзор развития психологии как науки, приводит пример использования знания психологии в деловой деятельности Форда |
Слушают |
1140-1145 |
Перерыв |
Перерыв |
1145-1205 |
Объясняет понятие психологической культуры, возможностей человека, самореализации, связь психологической культуры с физической |
Конспектируют |
1205-1220 |
Формулирует цель данного курса как познание себя, что является основой психологической культуры, рассказывает о том, каким образом это будет осуществляться (диалоги, тесты и т.п.) |
Слушают |
Продуктивные приемы в работе учителя |
Непродуктивные приемы в работе учителя |
Рекомендации |
· обсуждение плана деятельности учащихся · количество узловых вопросов, обсуждаемых на занятии оптимально · выделение главного · материал не повторяет учебник · наличие четкой позиции учителя · свободное владение материалом учителем (отсутствие привязанности к конспекту) |
· сообщается только тема занятия, цель и задачи не объявляются или ставятся нечетко · в конце занятия выводы не делаются · повторение сказанного одними и теми же словами · непрерывный монолог учителя · ответы на вопросы нечеткие |
· сформулировать цели самообразования · связывать материал не только с жизнью учащихся, но и с их профессиональной деятельностью |
19.11.99
ЛИЦЕЙ ‘’СЕРВИС’’ - ФИЛИАЛ №1
ГРУППА МТ7
ПРЕДМЕТ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
Ф.И.О. МИГИРИНА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА
ТЕМА УРОКА ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА
ЦЕЛИ УРОКА: Обучить учащихся необходимым в их дальнейшей профессиональной деятельности умениям проведения экскурсионного показа, воспитать , развить речь.
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1045-1055 |
Учитель ждет пока ученики рассядутся |
Ученики рассаживаются |
1055-1115 |
Объясняет проведение предварительного обзора на примере Исаакиевской площади: начать с площади, перейти на окружающие здания, их историю |
Слушают, изредка записывают |
1115-1130 |
Объясняет переход : выделение объекта из совокупности (Синий мост) |
Слушают, записывают |
1130-1140 |
перерыв |
перерыв |
1140-1215 |
Объясняет требования , предъявляемые к детальному наблюдению на примере различных зданий города |
Конспектируют |
1215-1220 |
Подводит итоги по пройденному материалу |
Собираются |
Продуктивные приемы в работе учителя |
Непродуктивные приемы в работе учителя |
Рекомендации |
· четко ставится цель и задача · материал не повторяет учебник · диалог (соучастие) · наличие четкой позиции учителя · свободное владение материалом учителем (отсутствие привязанности к конспекту, ответы на вопросы) |
· план занятия не сообщается, · количество узловых вопросов мало · полученные результаты не обсуждаются · в конце занятия выводы не делаются |
· не ограничивать развитие учащихся данным материалом, демонстрировать связь с другими областями искусства, технологий и т.д. · включать при объяснении в свою речь соответстсвующие термины, чтобы учащиеся также расширяли свой словарный запас |
ЗАДАНИЕ №2. “ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ”
Цель: выявление и анализ приемов активации деятельности учащихся и установления коммуникаций при организации контроля на уроке.
Продуктивные приемы |
Непродуктивные приемы |
Рекомендации |
· целенаправленность контроля · требования к выполнению контрольных заданий сообщаются заранее · оценка результатов деятельности (а не личности) · разнообразие форм контроля · индивидуализация контроля · преобладание положительных оценок |
· результаты контроля не обсуждаются · завышение оценок слабым, занижение сильным (неадекватная оценка) · самооценка или самоконтроль не практикуются |
· не занижать сильным оценки, а то они могут перестать работать · обсуждать как была выполнена работа (без имен), если есть ошибки, то объяснить как должно было быть сделано |
БЛОК №2. “ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ”
ЗАДАНИЕ №3. “СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ И РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ”.
Цель: выявление приемов, способствующих успешности формирования личностных качеств учащихся.
Содержание внеклассного мероприятия: экскурсия в Гатчину (Гатчинский дворец )
Продуктивные приемы |
Непродуктивные приемы |
Рекомендации |
· содержание мероприятия расширяет кругозор учащихся · ободрение, похвала · юмор, шутка · создание обстановки доверия уверенности в успехе · косвенное воздействие на поведение (изменение ситуации) |
· инициатива проведения навязывается учителем · замечание аудитории · пассивное отношение |
· заинтересовать учащихся не навязывая им мероприятие · не иронизировать над слабыми учениками, когда они что-либо забывают и т.п. |
БЛОК №3. “САМОДИАГНОСТИКА”
ЗАДАНИЕ №4. “САМОАНАЛИЗ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА”
Цель: выработка оценочных суждений о готовности к профессионально-педагогической деятельности и совершенствованию подготовки студентов на ФТиП.
Самоанализ компетентности рекомендуется проводить по методике, разработанной Н.В.Кузьминой и В.Г.Гинецинским, и состоящей из пяти шкал. Ниже приводится модифицированный вариант этой методики.
Осуществите самооценку по каждому правлению, то есть обведите соответствующий балл по шкале (от 5 - “определенно ДА” до 1 - “определенно НЕТ”)
1. Шкала для оценки проектировочных умений:
· Я готов правильно формулировать и реализовывать цели при изучении предмета, выстраивать индивидуальную образовательную программу для учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен правильно определить соотношение отдельных разделов курса и видов учебных занятий, конструировать образовательные программы для отдельных групп учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен формулировать цели отдельных видов учебной деятельности.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я умею свертывать информацию, но так, чтобы она была доступна для всех учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен правильно формулировать цели отдельных занятий.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
2. Шкала для оценки конструктивных умений:
· Я готов создавать новые педагогические технологии.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен видоизменить имеющиеся, осовременить традиционные педагогические технологии.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу отобрать из имеющихся технологий наиболее соответствующие поставленной задаче.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу использовать имеющиеся средства обучения.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен воспроизводить знания в том виде, в каком усвоил сам.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
3. Шкала для оценки гностических умений:
· Я способен предвидеть затруднения в учебной деятельности школьников и нацелить их на самообразование.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу правильно охарактеризовать достигнутый уровень подготовки учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен учитывать психофизиологические особенности обучаемых.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я знаю общие психофизиологические особенности обучаемых.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я знаю отдельные психофизиологические особенности обучаемых.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
4. Шкала для оценки коммуникативных умений:
· Я способен вызвать встречное движение к себе учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен устанавливать взаимоотношения с коллективом учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу выдвигать требования, соответствующие особенностям различных групп учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен выдвигать требования, принимаемые отдельными учащимися.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу установить взаимоотношения лишь с отдельными обучаемыми.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
5. Шкала для оценки организаторских умений:
· Я способен мобилизировать внимание и развивать познавательный интерес у обучаемых.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я умею организовывать самостоятельную работу учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен правильно руководить отдельными видами учебной деятельности учащихся в соответствии с общими целями их подготовки.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я владею общей методикой проведения отдельных видов занятий.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я владею методикой проведения отдельных занятий.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
После самодиагностики, сделайте письменно выводы, в которых отразите два момента:
1. какие, на Ваш взгляд, необходимы изменения в содержании и организации профессионально-педагогической подготовки на факультете;
2. какие необходимы изменения в самом себе для достижения успеха в профессионально-педагогической деятельности.
Рекомендуемая литература:
1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Спб. Издательство Спб Ун-та, 1992.
2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
3. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность . М.: РПА, 1998.
4. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998.