Законы Ману

                        НОУ СПО

       Северо-Кавказский техникум "Знание"

             РЕФЕРАТ

                           По предмету:

              История государства и права

                           На тему:

                     Законы Ману

                                                                              Выполнил:

                                                                              ст. группы 1-ОП

                                                                              Боярко А.В.

                                                                              Проверил:

                                                                              Вяткин В.Г.

                                 

                                                       Краснодар

                                                           2006

                         Предисловие

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.

В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры - основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.

Из дхармасутр выросли дхармашастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения, а для лучшего запоминания написанные стихами. "Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления "Законов Ману" многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение - без них многие стихи "Законов Ману" оказались бы совершенно непонятными.

Всего в "Законах Ману" двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

                   "Законы Ману" - общая характеристика

На первом плане в "Законах Ману" - сословно-варновое деление общества, прослеживается определенная логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, нет различия между правовыми и религиозными нормами. "Законы Ману" - направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества.

Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

                   Публичное право по "Законам Ману"

Уже есть определение государства и органов государства. Принцип монархии - государство тождественно личности царя (истоки в сотворении мира: государство естественно так же, как мир; ст.7 гл.3 - создатель дал людям царя).

При царе находилось 7-8 человек, в основном - брахманы, которых назначал царь. Ритуал управления страной:

1)выслушать советников по одиночке,

2)выслушать всех вместе,

3)единолично принять решение.

Административное деление - на военной основе.

Только царь имел право налагать налоги, брахманы налогов не платили. Подоходный налог - 1/5 - 1/6; 1 день в месяц - общественные работы.

Все земельные ископаемые - собственность царя.

Обязанности царя: защита подданных, забота об их благосостоянии.

    Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману

В основе социального деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Основным критерием, лежавшим в основе кастовой системы, было знание вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие - в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, их совершеннолетие - с 24 лет.

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению вед, затем 5 лет служению гуру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

·    молиться

·    изучать веды

·    получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшя и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить, что юридическое положение шудры правом не регулировалось, тогда как юридическое положение раба вполне четко определено. Раб, как и в Римском Праве - вещь, говорящее орудие.

              Суд, его органы и процесс по законам Ману

Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами.  Консультанты - 3 брахмана. Если 3 не могли решить дело, то любой мог дать совет, основываясь на лучшем знании вед. В отсутствие царя - суд 3 брахманов: 1-й брахман - спец по rgveda (логик), 2-й брахман - спец по yarveda (этимологист), 3-й брахман - спец по sharmaveda (спец по ритуалу). Царское решение можно было оспорить на основе более совершенного знания вед, а решение брахманов - нет (гл.12,ст.113.). Дела рассматривались, следуя порядку варн.

Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой не могли быть свидетелями, также в качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, относительно “дважды рожденных” - только “дважды рожденные”. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п. 

                  Обязательственное право по законам Ману

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения, в основном говорится об обязательствах договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

·   договор займа;

·   договор найма рабочей силы;

·   договор аренды земли;

·   договор купли-продажи;

·   договор дарения,

·   перевозка.

 А также общие положения о договоре:

·   договор - недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст. 163). Недействительны договоры, заключенные рабами, но если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться (ст. 162).

·   Предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия - недействительно.

Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8,ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (предоставлялась отсрочка).

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из-за причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

                       Брачно-семейные отношения

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

                Наследственное право по законам Ману

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6 степени.

                     Вещное право по законам Ману

Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе получила значительное развитие частная собственность. Объектом частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но "Законы Ману" свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

Глава 8 - говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

Ст.115, гл.10 - перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

1)наследование,

2)получение в качестве дара или находки,

3)покупка,

4)завоевание,

5)ростовщичество,

6)исполнение работы,

7)получение приношений.

Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течение 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно.

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

                                  Уголовное право

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

·   формы вины;

·   рецидив;

·   соучастие;

·   тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

·   принцип талиона ("мера за меру");

·   ордалии (суд богов);

·   принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

·   государственные преступления;

·   преступления против собственности;

·   преступления против личности;

·   преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные: служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот и т.д.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют:

·   кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества,

·   грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием к нему.

Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

·   смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

·   для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

·   членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

·   штрафы;

·   изгнание;

·   тюремное заключение.

                                 Заключение

Первый перевод "Законов Ману" с санскрита на английский язык был издан В. Джонсом в 1794 г.; наиболее совершенным считается английский перевод Г. Бюлера.

В 1913 г. вышел в Петербурге перевод "Законов Ману" С. Д. Эльмановича. Опубликование этого перевода имело немалое значение. Широкая читающая публика в нашей стране смогла ознакомиться на своем родном языке с одним из самых замечательных памятников индийской литературы, сохранившим сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Не только специалисты-индологи, но и историки культуры и религии, юристы, этнографы и др. - использовали в своей работе данные "Законов Ману". В университетах на исторических факультетах неизменно изучают "Законы Ману" как исторический источник.

Под законом в настоящее время обычно понимается обязательная норма, установленная высшим законодательным органом власти. Слово "дхарма" не имело такого значения; оно означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения. Поэтому, дхармашастра Ману - это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Дхармашастры были только основой законодательства, но отнюдь не кодексами самих действующих законов. Но заглавие "Законы Ману", несмотря на его неточность, прочно укоренилось.

В младших классах школы в дореволюционной России преподавался "закон божий", вели этот предмет обычно священнослужители. На уроках детям внушались правила морали, основанные на "священном писании". Многое из того, что осуждалось в "законе божьем", государственная власть считала наказуемым деянием (убийство, кража, насилие, мошенничество и т. д.), многое же осуждалось только с точки зрения "закона божьего", но не считалось преступлением с точки зрения действующего законодательства (лживость, тщеславие, скупость, пренебрежение религиозными обязанностями и т. д.). Нельзя утверждать, что "закон божий" и древнеиндийская дхарма - одно и то же, но общее сходство имеется.