Деловой этикет

Введение

В современных социально-экономических условиях  возрастает значимость коммуникативной культуры личности: умение продуктивно общаться, налаживать деловые отношения, соблюдать этические нормы делового взаимодействия. Культура делового общения становится одной из ключевых компетентностей современного специалиста. Расширяется и сфера делового общения: человеку предстоит общаться с работодателями, с партнерами по совместной деятельности, в том числе с зарубежными, с коллегами и администрацией, с должностными лицами различного ранга. При этом жизненный успех, достижение намеченной цели, профессиональная карьера во многом зависит от личной активности человека, от умения контактировать с людьми, создавать свой имидж, находить верную линию поведения в конкретной ситуации. От культуры делового общения зависит успешность презентации при приеме на работу, конкурентоспособность на рынке труда, карьерный рост.

Деловой этикет – это свод правил, определяющих культуру взаимоотношений между теми, кто занят или предполагает заняться совместной деятельностью. Правила делового этикета обеспечивают эффективность переговоров, помогают достичь взаимопонимания в общем деле, наиболее благоприятно представить себя при деловой встрече, с достоинством выйти из критической, конфликтной ситуации.

Деловой этикет включает правила общения между коллегами, между руководителями и подчиненными; нормы приличия при проведении официальных встреч; условия ведения продуктивных телефонных переговоров; правила оформления деловой документации.

Деловой этикет затрагивает все стороны делового взаимодействия. Соблюдение этики делового общения важно в любой сфере профессиональной деятельности. Надо быть готовым к принятию самостоятельных решений, касающихся выбора сферы деятельности, получения образования, определения своего места в структуре занятости, тем более что в современных условиях экономика стала многоукладной.

Взаимоотношения, в том числе и деловые, невозможны без общения. Анализируя общение как вид деятельности, можно сделать вывод, что деловое общение принципиально отличается от общения повседневного, неформального, интимного: цель делового общения заключается в обслуживании предметной деятельности. В деловом общении, связанном с управленческой, пропагандистской, педагогической деятельностью, когда главное – достижение общей цели деятельности, существенно проявление в единстве всех сторон общения, или, как еще принято говорить, существенна реализация всех трех функций общения. При этом коммуникативная функция служит для передачи необходимой информации, интерактивная – для получения обратной связи ( то есть для взаимодействия на основе полученной информации), перцептивная – для определения степени заинтересованности в принятии информации и отклика на нее.

Иной раз можно встретиться с мнением, что в деловом общении вообще нет смысла тратить время на установление доверительных отношений, обращать внимание на манеру поведения, состояние партнера: если встретились для решения деловых вопросов, их и надо решать, не задумываясь о форме. Мнение это ошибочно. Конечно, главное в деловом общении – достижение цели, но с учетом правил делового этикета. Поэтому нельзя утверждать, что форма в деловом общении не имеет значения.  Напротив, внимание к форме связано с другой принципиальной особенностью делового общения – ему присуща большая регламентация, формализованность, чем повседневному, неформальному, духовному, интимному общению.

В чем же проявляется деловой этикет? В умении, заботясь о своем имидже, презентовать себя; в такте, доброжелательности, способности проявить эмпатию; в культуре устной и письменной речи; в следовании правилам телефонных переговоров и телекоммуникаций; в способности эффективно управлять на основе правил делового менеджмента; в овладении секретами деловых переговоров; в самообладании и чувстве собственного достоинства в конфликтных ситуациях.

Начну я с, казалось бы, наименее значимого проявления делового этикета – с внешней формы, с создания имиджа.

Имидж делового человека

Внимание к форме делового общения проявляется не только в языке. Готовясь к деловой встрече, человек не может не думать о своем внешнем виде. И это естественно: от впечатления, которое он произведет, во многом зависит успех решения деловых вопросов. Умение презентовать себя, создать о себе определенное впечатление имеет немаловажное значение для успеха делового человека.  Недаром в 19 веке будущий миллиардер Рокфеллер начал свой путь к успеху с вложений не в бизнес, а в самого себя – он истратил буквально последние деньги на два важных приобретения: дорогой костюм и членская карточка в престижном гольф-клубе. Костюм создавал имидж, карточка давала знакомства и личные связи.

«Имидж» (В переводе с английского – образ, вид) – понятие сравнительно новое в нашем обиходе, но приобретает все большее значение. О все возрастающем влиянии к имиджу свидетельствует появление новой области знания – имиджелогии – и новой профессии – имиджмейкера, то есть специалиста, помогающего человеку создать его имидж. Имиджелогия изучает закономерности создания индивидуального имиджа с целью обеспечения успеха в обществе, в своей социальной микрогруппе, в профессиональном коллективе.

Современное понимание имиджа выходит за пределы создания внешнего облика; он складывается из всей совокупности факторов, позволяющих произвести благоприятное впечатление в процессе общения: внешнего вида, речи, манеры поведения, знания правил делового этикета и т.д.

Имидж, как и сама личность человека, весьма многогранен, поскольку в разных деловых ситуациях человек предстаёт перед окружающими в довольно несхожих ипостасях. Однако при всём своём различии эти ипостаси - лишь разные точки зрения на одну и ту же личность. В каждой конкретной ситуации и для разных групп людей деловой имидж должен быть им адекватен и складываться из возможно большего числа конкретных форм его выражения. Окружающим людям не безразлично, как собеседник смотрится, в какой мере знает и соблюдает правила и условности делового этикета, владеет искусством устной и письменной речи, из каких этических принципов исходит в своей деятельности, как использует средства и приёмы поведенческой техники и тактики, в какой мере проявляет заботу о собственном здоровье.

Таким образом, если говорить более обобщённо, то деловой имидж заключается в единстве всех указанных выше форм выражения. Именно их гармоничное сочетание и постоянство проявления делают стабильным доверие и уважение к деловому человеку со стороны его коллег, партнёров и клиентов, создают у них уверенность в его компетентности, деловитости, моральной и физической надёжности.

Очень часто люди на каждую конкретную деятельность проецируют массу стереотипов, распространённых среди широкой публики. Особенно это касается одежды, поскольку наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются, как в манере преподносить себя через одежду. От того, как человек одет, будет в значительной мере зависеть отношение к нему со стороны окружающих его людей.

Одежда является как бы внешней формой выражения делового имиджа, она связана с характером и образом жизни человека. Поэтому очень важно убедиться, что одежда соответствует ситуации, иначе созданный имидж поблекнет, и никто не станет воспринимать человека всерьёз. Стиль одежды всегда должен соответствовать конкретной деловой ситуации. Простейший способ изменения имиджа - снять пиджак. Если человек пришел на собрание, а там все расслаблены и сидят в одних рубашках, не стоит «цепляйтесь» за свой пиджак. Сняв его, человек тут же станет частью коллектива. Точно так же, если надо выглядеть более официально, необходимо надеть пиджак.

Манеры поведения как форма выражения делового имиджа весьма существенно влияют на его создание. Однако ими нужно пользоваться умело. Хорошие манеры начинаются с понимания нужд других и стремления оказать им посильную помощь. Всегда надо адаптировать свой личный стиль поведения к различным группам людей и отдельным личностям, чтобы обеспечить их расположение.  Простая вежливость демонстрирует понимание, что окружающие люди тоже ранимы и заслуживают уважения. Имидж может серьёзно пострадать, если люди распознают в собеседнике человека в целом грубого и вежливого только в определённых ситуациях. Большинство из них желает видеть перед собой не только специалиста, а прежде всего приятного и любезного человека. Положительный образ в глазах окружающих людей во многом зависит от соблюдения правил и условностей делового этикета. Благодаря наличию этой формы выражения делового имиджа  приобретается оттенок личного обаяния. Практикой делового общения доказано, что никакая другая способность, которой может обладать деловой человек, не даёт ему такого авторитета и возможности быстро сделать карьеру, как умение хорошо говорить и грамотно писать. Человек, обладающий этими качествами, всегда более авторитетен, чем тот, кто ими не обладает. В деловом мире принято осмысливать своё поведение и заранее просчитывать его успех, исходя из ответной реакции на произведённые действия. Вот почему очень важно развивать в себе коммуникативную привлекательность, основанную на законах поведенческой стратегии, соблюдение которых является одной из важнейших форм выражения личного делового имиджа. Такая стратегия предполагает следование нормам деловой этики, соблюдение правил служебной субординации и требований культуры деловых взаимоотношений, а также учёт этических и социально-психологических ситуационных особенностей.

Другой коммуникативной формой выражения делового имиджа является поведенческая техника, выражающаяся в умении использовать приёмы и способы поведения, которые обеспечивают наибольший успех. К ним относится умение создавать благоприятный психологический климат деловой беседы или коммерческих переговоров, аргументировать свои высказывания, опровергать доводы оппонентам и умело его выслушивать, защищаться от некорректных собеседников и партнёров, ставить вопросы и отвечать на них, использовать приёмы психологической разрядки и т.п. Однако использование этих приёмов и способов поведенческой техники может не дать ожидаемого успеха, если не выбирать из них наиболее подходящее для данной деловой ситуации, т.е. если не овладеть искусством поведенческой тактики, которая, так же как поведенческие стратегия и техника, является важной коммуникативной формой выражения делового имиджа.

Подобно тому, как привлекательный внешний вид, хорошие манеры, умение хорошо говорить и правильно вести себя в различных деловых ситуациях соответствуют представлениям об образе преуспевающего человека, так и правильно оборудованный и хорошо оформленный интерьер рабочего офиса способствует повышению делового статуса его хозяина, являясь как бы его своеобразной визитной карточкой. Интерьер и оборудование офиса говорят о многом: о достатке фирмы, её надёжности и основательности, солидности политической партии. Поэтому при построении делового имиджа надо стремиться к тому, чтобы место, где принимают людей, производило на них как можно лучшее впечатление, чтобы атмосфера этого места способствовала повышению делового статуса, а не снижала его.

Каких бы элементов создания имиджа мы ни коснулись, самое главное – чувство меры во всем, что создает облик делового человека. Сдержанность и хороший вкус в следовании моде, достоинство и такт в поведении, ясность и деловой стиль речи – вот непременные условия положительной самопрезентации, эффективности управления впечатлением.

Особенности делового общения

В деловом, официальном общении соблюдение правил культуры речи – залог того, что собеседника будут внимательно и с интересом слушать. От четкости, логичности выражения мыслей и правильности речи во многом зависит умение преподнести себя, сделать первые шаги на пути к профессиональной карьере.

В зависимости от сферы профессиональной деятельности, содержание и функции общения будут различны, но вне зависимости от цели непосредственного взаимодействия успешность коммуникации во многом будет определяться культурой речи. В каждой профессиональной сфере прямая коммуникация на основе речевого общения выполняет специфические задачи.

Так, в экономической сфере надо уметь вести переговоры с партнерами, клиентами, конкурентами; осуществить анализ рынка на основе маркетинга; проводить презентации. И все эти функции требуют прямой коммуникации.

Менеджеру любого уровня важно уметь вдохновлять, мотивировать подчиненных; его педагогические функции включают обучение инновационным методам работы, разъяснение продуктивности новых технологий; управленческая функция связана с обоснованием выдвигаемых задач, проведением оперативных совещаний, консультаций.

В любой сфере профессиональной деятельности надо быть готовым к произнесению живого слова. Каждый выступающий стремится быть понятым, принятым, оцененным по заслугам. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

  1.  не нарушать грамматического строя языка, не допускать речевых ошибок;
  2.  соблюдать законы логики и учитывать особенности функциональных стилей речи;
  3.  добиваться выразительности, используя образное богатство языка;
  4.  овладевать ораторским искусством, практикой публичных выступлений.

Вся система правил делового этикета построена на основе нижеприведенных принципов:

  1.  принцип уважения;
  2.  принцип приоритета старшего;
  3.  принцип приоритета женщины;
  4.  принцип эстетики;
  5.  принцип гигиены.

Уважение, добавляют психологи, включает в себя вежливость, соблюдение статусных различий, сочетание равенства (паритета) и преимущества (приоритета). Степень жесткости нормативных требований зависит от ситуации и может сильно меняться в зависимости от культурно-исторического контекста. Требования этикета могут выступать только как добровольно принимаемые каждым человеком обязанности по отношению к другим людям.

Поведение участников делового взаимодействия в значительной степени определяется соотношением их статусов. При этом более высокий статус имеют:

  •  начальник по отношению к подчиненному;
  •  старший по отношению к младшему;
  •  женщина по отношению к мужчине;
  •  более опытный по отношению к новичку;
  •  группа по отношению к одному человеку.

Тот, кто имеет более высокий статус, обладает приоритетом, преимуществом. Иногда статусные отношения являются противоречивыми. На практике часто приоритет старшего и приоритет женщины оказываются в конкурирующих отношениях. Это противоречие разрешается в зависимости от ситуации, разнице в статусе, установившихся отношений и личной воли старшего по должности.

В более официальной обстановке и при значительной разнице в должностном положении статус начальник-мужчины, безусловно, выше статуса женщины-подчиненной.

В менее официальной обстановке начальник может в виде любезности отдать преимущество женщине, например, пропустив ее в дверь. Таким образом он проявит свою воспитанность и доброжелательность. Женщина не должна сама принимать решение о своем статусном преимуществе, однако не должна и отказываться от привилегий, предоставляемых ей начальником.

Деловое общение всегда предполагает диалог. Но формы делового диалога достаточно многообразны:

  •  деловой разговор – кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;
  •  деловая беседа – продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений;
  •  переговоры – обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу;
  •  интервью – разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;
  •  дискуссия;
  •  совещание/собрание;
  •  пресс-конференция;
  •  телефонный разговор (дистанционный), исключающий невербальную коммуникацию.

В беседе следует придерживаться пяти принципов развития диалога: точности, честности, корректности и такта, умение выслушать (внимания к чужому мнению), конкретности.

Точность. Одна из важнейших этических норм, присущих деловому человеку. Срок договоренности необходимо соблюдать с точностью до минуты. Любое опоздание свидетельствует о ненадежности в делах.

Честность. Включает не только верность принятым обязательствам, но и открытость в общении с партнером, прямые деловые ответы на его вопросы.

Корректность и такт. Не исключает настойчивости и энергичности в ведении переговоров при соблюдении корректности. Следует избегать факторов, мешающих ходу беседы: раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д.

Умение выслушать. Необходимо внимательно и сосредоточенно слушать собеседника, не перебивать говорящего.

Конкретность. Беседа должна быть конкретной, а не отвлеченной, и включать факты, цифровые данные и необходимые подробности. Понятия и категории должны быть согласованы и понятны партнерам. Речь должна подкрепляться схемами и документами.

При ведении беседы следует придерживаться шести правил:

  1.  Быть рациональным, то есть необходимо вести себя сдержанно. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на переговорном процессе и способности принятия разумных решений.
  2.  Пытаться понять своего партнера. Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможности выработки взаимоприемлемых решений.
  3.  Инициировать общение. Даже если партнеры не проявляют большой заинтересованности, все же надо постараться провести с ними консультации. Это позволит сохранить и улучшить отношения.
  4.  Быть правдивым. Ложная информация ослабляет силу аргументации,  а также неблагоприятно влияет на репутацию.
  5.  Избегать менторского тона. Недопустимо поучать собеседника. Основной метод – убеждение.
  6.  Уметь принимать точку зрения собеседника. Необходимо быть открытым для того, чтобы узнать нечто новое от партнера.

У делового человека речь должна быть не только грамотной, но и эффективной. Для этого специалисты рекомендуют:

  •  акцентируйте важные слова и подчиняйте им менее важные;
  •  меняйте тон голоса – он должен то повышаться, то понижаться. Внезапное повышение или понижение тона выделяет слово или фразу на общем фоне;
  •  меняйте темп речи – это придает ей выразительность;
  •  делайте паузу до и после важных мыслей.

В итоге в деловом общении можно выделить основные эффекты коммуникации:

Эффект визуального имиджа – основан на том,  что сначала человека воспринимают по внешнему облику, и этот внешний облик влияет на последующее восприятие: человек показался незначительным и неприятным – с этим ощущением будут восприняты и все его дальнейшие слова. Это возвращает нас к актуальности раздела «Имидж делового человека».

Эффект первых фраз – закрепляет или корректирует первоначальное впечатление, поэтому в первых фразах должна быть сосредоточена интересная информация, сразу привлекающая к себе внимание.

Эффект аргументации – речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей осмысливание информации.

Эффект интонации и пауз – особенность человеческого восприятия состоит в том, что интонации и паузы способствуют 10-15-процентному приращению информации, вызывая у собеседников ассоциации и предложения.

Эффект художественной выразительности – это грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование риторических приемов: метафор, гипербол и пр.

Эффект релаксации (расслабления) – тому, кто способен вовремя тактично пошутить, вставить остроумное замечание, повезет в переговорах больше, чем не умеющему это делать, потому что уместный юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает собеседников на благожелательный лад.

Выполнение норм делового этикета требует определенных усилий, самоконтроля и самоограничения и при этом обеспечивает благоприятное сочетание внеличностных требований, условий и задач общества с поведением и проявлением личности. Таким образом, деловой этик является важной составляющей делового общения, обеспечивая на поведенческом уровне согласование интересов всех его участников.

В отдельный раздел имеет смысл выделить правила ведения телефонных переговоров.

Бытует мнение, что телефонные переговоры экономят время. Однако подсчеты показали, что у руководителей телефонные разговоры в течение рабочего дня занимают от 3 до 4,5 часа, а у сотрудников — 2–2,5 часа. Выявлены недостатки телефонных переговоров. Продолжительность их увеличивается за счет эмоциональной окраски. Это приводит к речевой нечеткости и неделовитости фраз. Отсюда на сообщение деловой информации уходит 2/3 времени, а на паузы между словами и фразами, на выражение своих эмоций по поводу тех или иных сведений —1/3 времени.

Существуют следующие рекомендации для выбора телефона как технического средства общения. Его нужно выбирать, если необходимо:

  •  быстро сообщить удаленному от вас деловому партнеру определенные лаконичные сведения или получить таковые от него;
  •  быстро выяснить мнение того или иного должностного лица по интересующему вас вопросу;
  •  получить согласие на конкретные действия в вышестоящих организациях;
  •  уточнить, остается ли в силе прежняя договоренность о встрече с кем-то.

Важно правильно выбрать время телефонного разговора. При этом надо учитывать, что:

  •  по вашим сведениям оно удобно для абонента;
  •  абонент должен быть на своем рабочем месте, учитывая распорядок дня предприятия;
  •  именно в это время телефон вашего абонента менее всего загружен; следует иметь в виду, что самые оживленные контакты по телефону в учреждениях приходятся на декабрь и январь, на понедельник и на первую половину дня.

Деловое общение по телефону включает в себя ряд этапов: взаимное представление, введение собеседника в курс дела, обсуждение ситуации, заключительное слово. Представляясь собеседнику, необходимо сообщить свою фамилию, имя и отчество, место работы и должность, которую вы занимаете. Это сразу настроит партнера на деловой разговор. Представившись, желательно спросить у собеседника, не помешали ли вы ему своим звонком, может ли он уделить вам внимание. Только в случае положительного ответа можно продолжать разговор.

Правила делового общения по телефону

  1.  При выполнении срочной, не терпящей отлагательства работы:
  2.  Немало людей повышают голос всякий раз, когда плохо слышат собеседника, тем самым отвлекая от работы других. В таких случаях надо попросить абонента говорить громче и спросить, как он слышит вас.
  3.  При снятии трубки зазвонившего телефона заменяйте нейтральные отзывы: «Да», «Алло», «Слушаю» - более информативными: «Иванов», «Отдел кадров», «Завод». Это устраняет ошибки и путаницу, а значит – экономит время. Кроме того, совмещение отзыва с представлением задает деловой тон всему разговору.
  4.  При вызове по телефону отсутствующего в данное время сотрудника рекомендуется не ограничиваться простой констатацией факта «его нет», а дать ответ примерно такого типа: «Его нет. Будет тогда-то (если это точно известно). Может быть, ему что­нибудь передать?» И если вас действительно об этом попросят, не полагайтесь на память, сразу же зафиксируйте просьбу и положите записку на стол коллеге.
  5.  Записывайте нужные телефоны с обязательным указанием фамилии, имени и отчества, учреждения или того конкретного дела, по которому вы связаны с этим человеком. При этом придерживайтесь следующих правил:
  6.  Для ответственных телефонных переговоров (международных, междугородных, вышестоящему руководству и т. д.) следует предварительно набросать перечень вопросов, чтобы в волнении или спешке не упустить важные моменты.
  7.  Этика телефонного общения предписывает всегда называть себя, прежде чем начать разговор, даже если вы рассчитываете, что вас узнают по голосу.
  8.  Все разговоры следует вести доброжелательным тоном. Если даже ответ точен и полон, но дан в грубой и нетактичной форме, это наносит ущерб авторитету и работника, и оргнизации, которую он представляет, отрицательно сказывается на решении вопроса.
  •  не снимайте трубку совсем;
  •  снимайте ее сразу же и вежливо скажите: «Будьте любезны, позвоните мне позже (возможно указание временного промежутка)».
  •  не задерживайте собеседника и делайте первичную запись на календаре, а затем перенесите ее туда, где ей следует находиться;
  •  любой номер телефона, которым вы заведомо воспользуетесь больше двух-трех раз, должен быть занесен в записную книжку;
  •  раз в полгода ревизуйте ее и вычеркивайте номера, которые больше не потребуются;
  •  каждый год­ меняйте записную книжку, а старые не выбрасывайте.

Если вы звоните человеку, с которым вам уже приходилось встречаться, но он может и не вспомнить вас только по фамилии, обязательно следует ему напомнить кратко о вашей последней встрече. Это облегчит психологический контакт и избавит собеседника от необходимости думать, что у него плохая память.

Во время телефонного разговора:

  •  надо учитывать, что слова выразительнее звучат после мини пауз;
  •  цифры, фамилии и даже вопросы лучше всего повторять дважды;
  •  самые неприятные слова надо произносить обычным голосом, чтобы собеседник вдумывался в их смысл, осознал, почему они употреблены вами;
  •  задав вопрос, делайте паузу, чтобы собеседник имел время для ответа.

Деловой этикет менеджера

Этика менеджера связана с его основными функциями по управлению персоналом – организаторской, мотивирующей, педагогической, контрольной. Он должен знать возможности и индивидуальные качества членов руководимого им коллектива, чтобы рационально распределять конкретные задания, вырабатывать стратегию достижения цели. Его педагогическая функция заключается в умении обучать , передавать опыт, вовремя поддерживать инициативу. Контрольная функция менеджера состоит не столько в критике недостатков, сколько в своевременной поддержке прогрессивных начинаний, поощрении качественной работы, определении перспектив. При этом он должен учитывать мнение менеджеров всех структурных подразделений.

Все эти функции основаны на межличностном общении, поэтому существуют определенные этические нормы взаимоотношений между менеджером и персоналом. Поэтому руководителю необходимо знать правила поведения в обществе. Вот некоторые из них.

Какого бы ранга начальник ни вошел в кабинет подчиненного, руку протягивает хозяин кабинета, независимо от возраста и пола. Только не следует протягивать руку навстречу идущему человеку или через стол. Правильно будет, если вы спокойно подойдете к посетителю, протяните руку, поздороваетесь и предложите ему присесть.

В общественных местах подавать руку сослуживцам необязательно. Достаточно сделать поклон головой. При этом молодые люди должны сделать более глубокий поклон.

Дружить с подчиненными надо за порогом офиса. На работе такие отношения только вредят делу. Деловые взаимоотношения должны быть уважительными и ровными, но обязательно требовательными, так как бывают ситуации, когда руководителю необходимо потребовать выполнения того или иного задания. Особое отношение к одному или нескольким сотрудникам не способствует единству и взаимопониманию людей в коллективе.

Руководителям любого ранга не рекомендуется с утра говорить своим подчиненным: «Не могу, не хочу, не нужно, нельзя». Среди руководителей в Японии и Соединенных Штатах распространено мнение, что весь день сотрудника пройдет под отрицательным знаком, если в начале дня дать ему отрицательный настрой.

С участниками собрания или совещания следует здороваться либо со всеми за руку по часовой стрелке, либо просто кивком головы.

Необходимо считаться с самолюбием людей. Всякая критика должна быть справедливой, обоснованной и корректной. Лучше всего высказывать свои претензии к подчиненному наедине с ним, выслушав его объяснения своих поступков.

Неформальное, сердечное поздравление высоко ценится в любом коллективе. Иногда месячный оклад не так важен, как приход руководителя и благодарность, высказанная им в присутствии сотрудников.

Важным правилом делового этикета, на которое нужно обратить внимание, является соблюдение точности во времени и в обещаниях. С позиции морали непунктуальность, недисциплинированность — это проявления неуважения или пренебрежения ко времени или интересам партнера или другого человека.

Важное значение имеет стиль переговоров. Следует заметить, что любые переговоры уникальны: каждый раз новый предмет для обсуждения, новые условия, новые участники. Но есть нечто общее, что отличает их от других видов деятельности: процесс переговоров, его организация, соблюдение всех условий, принятых в деловом мире для ведения переговоров, взаимоотношения участников.

Один из важнейших этапов переговоров — подготовка к ним. Именно на этом этапе во многом закладывается успех переговоров.

Подготовка включает два основных направления работы: решение организационных вопросов и проработка основного процесса переговоров.

К организационным вопросам относятся:

  •  составление программы приема партнеров;
  •  формирование группы (делегации) участников;
  •  определение места и времени;
  •  составление повестки дня каждого заседания;
  •  согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов и т. д.

При подготовке к основному процессу переговоров:

  •  анализируются проблемы и заинтересованность участников в их разрешении;
  •  формируется общий подход к переговорам;
  •  определяются собственная позиция на них и возможные варианты результатов.

Для того чтобы спокойно реагировать на непредвиденные обстоятельства, а главное — чтобы на переговорах были рассмотрены все вопросы, касающиеся сотрудничества, необходимо составить план. Далее целесообразно «проиграть» беседы с воображаемым партнером, внести коррективы в этот план.

К беседе надо тщательно подготовиться. Следует не просто отвечать на вопросы партнера, а с полным знанием технических деталей описать все конкретные аспекты намечаемого предприятия. Лучше всего идти на встречу с подготовленным проспектом или папкой со справочными материалами на языке партнера, чтобы он мог поработать над ним.

Для того чтобы успешно вести переговоры, надо еще перед первой встречей собрать всю возможную информацию о фирме-партнере. Поскольку личностные моменты играют очень важную роль в достижении взаимного доверия, полезно узнать о руководстве фирмы-партнера и о тех, с кем предстоит вести переговоры. И если в беседе с представителем фирмы вы проявите осведомленность в делах его фирмы, это, безусловно, произведет благоприятное впечатление. Еще более эффективно действует на партнеров предварительное изучение особенностей предмета переговоров.

Готовясь к встрече с партнером, необходимо наметить свою тактическую линию. Для этого полезно усвоить определенные тактические приемы, которые можно применять в ходе переговоров, добиваясь своей цели.

Основная задача переговоров в психологическом плане — убедить собеседника, заставить его захотеть сделать то, что вам нужно. При этом переговоры должны проходить в вежливо-предупредительном тоне, все нетактичные и грубые методы должны быть исключены. Но и слишком серьезная и официальная манера проведения переговоров не способствует успеху. Ни при каких обстоятельствах не стоит стремиться к достижению односторонних выгод для себя.

Прежде всего необходимо заинтересовать партнера своим предложением. Нужно так повести разговор, чтобы ваш партнер сам высказал то, что вы хотели бы услышать от него. Для этого надо попытаться посмотреть на проблему с его точки зрения.

Один из важных принципов переговоров — внимательное отношение к партнеру. Если вы покажете ему, что вы заинтересованный слушатель, это самый приятный комплимент. Любой собеседник на переговорах будет доволен присутствием терпеливого слушателя, который молча слушает, пока он выскажет все свои проблемы.

Не следует начинать разговор с тех вопросов, по которым вы расходитесь во мнениях. Необходимо, чтобы собеседник с самого начала переговоров ответил «да», и удерживать его, насколько возможно, от слова «нет». Не случайно люди интуитивно начинают разговор с общей темы, например обмениваются мнениями о погоде,— как правило, здесь позиции совпадают. Или можно задать вопрос, заранее зная утвердительный ответ.

Не следует также торопиться с отрицательным ответом на предложение партнера. Д. Карнеги указывает на правило, соблюдение которого позволяет склонить людей к нужной вам точке зрения: «Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других».

Психологически правильно высказывать неприятные слова после похвалы. Д. Карнеги вообще против критики, так как, по его мнению, она не только не дает ощутимого результата, но и усугубляет ситуацию.

Если возникли трудности в ходе беседы, надо постараться сосредоточиться не на позициях, а на интересах. Возможно, что интересы у вас общие. А уж если атмосфера переговоров накалилась, надо использовать все, чтобы ее разрядить. Остроумное или шутливое замечание, сказанное вовремя, может разрядить обстановку.

При любых переговорах не следует воспринимать другую сторону как монолит, поскольку она состоит из разных людей. Более того, даже имея дело с одним человеком, не забывайте о многогранности его личности, и вы сможете договориться с ним.

При этом не всякую информацию можно выразить словами. Немаловажную роль при общении играют невербальные (неречевые) средства. Опытный человек может почерпнуть очень много, наблюдая за своим собеседником.

Непременным атрибутом любой встречи является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и длительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Слишком влажные руки, наоборот, бывают у людей при сильном волнении. Продолжительное рукопожатие, сопровождаемое улыбкой и теплым взглядом, демонстрирует дружелюбие.

Участники переговоров часто используют жестикуляцию. Но тот или иной жест у разных народов часто означает разные понятия. Обратите внимание и на позу, которая тоже может быть очень красноречивой. Таким образом, необходимо научиться контролировать свои движения и мимику во время деловых встреч.

Как бы медленно ни шли дискуссии, какими бы ни были дотошными партнеры, следует всегда сохранять выдержку, терпение, не повышать голоса, не делать замечаний, не ходить рассерженно по комнате. Пытаясь изменить в свою пользу ход переговоров, никогда не прибегайте к уловке, которую иногда позволяют себе наши представители на переговорах: они говорят, что кое-кто предлагает им более выгодные условия сделки. В солидных деловых кругах это считается шантажом и бестактностью.

Наиболее трудна в процессе переговоров фаза аргументации. Необходимо хорошо владеть материалом и четко определить цели, которые хотим достигнуть.

При этом рекомендуется:

  •  оперировать простыми, ясными понятиями;
  •  применять достоверные аргументы;
  •  иметь в виду, что три-четыре ярких довода достигают большего эффекта, чем множество мелких;
  •  наиболее сильные аргументы оглашать в начале;
  •  всегда  открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для нас неблагоприятные последствия. Это дает нам право требовать такого же поведения со стороны собеседника;
  •  избегать пустых фраз;
  •  как можно нагляднее, на конкретных примерах, излагать собеседнику свои доказательства, идеи;
  •  применять наглядные вспомогательные средства, что повышает внимание и активность собеседника, помогает лучше узнать и понять аргументы;
  •  учитывать, что убедительность доказательств зависит от восприятия слушателей, поэтому сначала следует выявить позицию собеседника, настроить его благожелательно по отношению к вам. Это достигается путем прямого обращения к собеседнику: «Что вы думаете об этом предложении?» Можно выразить свое одобрение: «Это отличная идея!», «Вы совер­шенно правы!»;
  •  постараться обобщить факты и сведения, сделать выводы и предложить их собеседнику, потому что факты сами за себя никогда не говорят.

Итак, можно сказать, что этикет менеджера не сильно отличается от делового этикета вообще, но все же имеет свои ньюансы, которые грамотный руководитель должен учитывать.

Деловая переписка

Деловой человек должен не только уметь грамотно и красиво говорить, быть вежливым и располагающим к общению, но и правильно вести деловую переписку. Деловая документация отличается особо жесткими требованиями к оформлению. Ее виды чрезвычайно разнообразны: от документов личного характера (заявление, доверенность, автобиография, резюме) до официальных документов, регулирующих отношения между государствами, организациями, юридическими и физическими лицами. Существует более 60 видов служебных документов, каждый из которых имеет свои правила оформления.

Деловое письмо – самый «жесткий» вид письма; при его написании необходимо придерживаться общепринятой структуры, использовать стандартизированные фразы и обороты речи. Цель делового письма – информировать о чем-либо, предложить что-либо. Одни деловые письма требуют обязательного ответа (письмо-просьба, письмо-приглашение, инициативные коммерческие письма: письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация); другие не предполагают ответа (письмо-подтверждение, письмо-заявление, письмо-отказ, сопроводительные, гарантийные, информационные письма).

Составление делового письма должно подчиняться следующим правилам:

  •  корреспонденция должна отвечать точно на заданный вопрос
  •  при написании любого вида письма необходимо пользоваться устоявшейся международной формой;
  •  письма должны быть составлены вежливо и корректно.

Деловая корреспонденция может быть разного рода: внутренняя и внешняя, официальная и неофициальная.

Внутренняя официальная переписка рассчитана на хождение внутри одной фирмы или для связи с ее филиалами. Примерами внутренней деловой переписки служат приказ, распоряжение, служебная записка.

Внешняя официальная переписка представлена гарантийными письмами, информационными письмами, коммерческими запросами и т.п.

Внутренняя неофициальная переписка представляет собой письма-ответы, информационные письма, приглашения, поздравления, рекомендательные письма, благодарности.

Внешняя неофициальная переписка также, как и внутренняя, – приглашения, поздравления, рекомендательные письма, благодарности.

Для облегчения восприятия формы письмо строится согласно устоявшейся структуре.

Любое деловое письмо начинается с обращения к тому, кому оно адресовано. Для этого в «шапку» письма выносятся должность и фамилия, имя, отчество адресата. Ниже по центру и с заглавной буквы пишется обращение к адресату в уважительном тоне. За обращением следует преамбула, в которой раскрываются цели письма: получатель должен сразу и однозначно понять, о чем дальше пойдет речь. Основной текст, следующий ниже, должен в нескольких абзацах обрисовать ситуацию, развернуто, но четко изложить суть письма. Иногда письмо требует дополнительных материалов – такие документы называются приложениями к письму. В тексте письма указывается, что, во-первых, эти приложения имеются – информация о них должна помещаться в конце перед подписью, во-вторых, если это требуется, по тексту письма даются ссылки на номера и/или наименования приложений, которые подтверждают, дополняют содержание самого письма. Завершает деловое письмо подпись руководителя организации или другого ответственного лица. Наименование должности пишется в левой части листа, рядом ставится подпись, а справа дается ее расшифровка: фамилия и инициалы подписавшего.

Для делового письма характерно четкое деление на абзацы, что позволяет выделить смысловые части документа.

Письмо должно быть не только грамотно составлено, но и правильно оформлено. Деловые письма выполняются на специальных бланках организации, где содержится следующая обязательная информация:

  •  название организации;
  •  физический адрес организации;
  •  телефон и факс;
  •  web-сайт и  e-mail.

Необязательной информацией являются реквизиты организации и ее логотип. Последнее придает бланку солидность и сообщает адресату немного больше сведений о фирме.

Если письмо отправляется за границу, то писать письмо следует на родном языке адресата или на английском языке (как международном). Дата письма указывается согласно правилам страны, в которую письмо отправляется.

Владение официально-деловым стилем речи – один из показателей компетентности любого специалиста. умение четко изложить суть вопроса, однозначно сформулировать просьбу или предложение, убедительно обосновать выводы не приходит само собой. Требуются знание основных правил оформления деловой корреспонденции и соответствующая практика. Внедрение информационных технологий расширило арсенал средств оперативных коммуникаций, но к ним предъявляются те же требования четкости, логичности, обоснованности и внимания к этикетным нормам.

Заключение

Успех в профессиональной деятельности зависит не только от знаний и умений, от компетентности человека, но и от его личностных установок, его системы этических ценностей. Что им движет – ответственность за тех, с кем вместе добаивался высоких результатов, или только выгода и собственный престиж? Чем выше потребности и мотивыдеятельности, чем больше человек заинтересован в успехе совместной деятельности, тем значимее для него овладение деловой культурой во всех ее проявлениях.

Список литературы

  1.  Зарецкий И.И. Основы этики и психологии делового общения. М. 2010.
  2.  Баженова Е. Деловой этикет. М. 2009.
  3.  «Лекции по деловому этикету» www.eup.ru
  4.  Слинкин М. «Этика делового общения» kommersant.org.ua
  5.  «Правила делового общения по телефону – телефонные переговоры» www. mirrosta.ru
  6.  «Деловой этикет менеджера» www.strategplann.ru 2009