Заработная плата

Дмитриев Р.Д. 224/взвод.

Реферат по трудовому праву на тему:

заработная плата.

С-Пб. 2001г.

Оглавление

1) Общие положения стр.3.

2) Оплата труда рабочих стр.5.

3) Оплата труда руководителей, специалистов и служащих стр.6.

4) Системы оплаты труда стр.8.

5) Оплата труда руководителей, специалистов и служащих стр.11.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

 Общие положения

Термин «заработная плата» означает вознаграждение за труд, вы­плачиваемое работникам, состоящим в трудовых отношениях с организацией (независимо от ее организационно-правовой формы), за их труд. В ст. 37 Конституции подчеркивается, что каждый имеет пра­во на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. А это значит, как вытекает из ст. 77 КЗоТ РФ, что запрещается какое бы то ни было понижение размера оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принад­лежности к общественным объединениям. Одновременно работнику гарантируется сохранение определенного уровня вознаграждения за труд, для чего государством устанавливается минимальный размер оплаты труда.

Гарантийный характер минимального размера оплаты труда выра­жается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Право получить установ­ленную государством сумму каждый работник имеет лишь в том слу­чае, если он, как сказано в ч. 1 ст. 78 КЗоТ РФ, полностью выполнил норму рабочего времени и свои трудовые обязанности (нормы труда). Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника.

Минимальный размер оплаты труда периодически пересматрива­ется с учетом роста стоимости жизни, изменения минимального пот­ребительского бюджета и социально-экономического положения России.

Заработная плата имеет экономический и правовой аспекты. При рассмотрении заработной платы с экономических позиций специалисты обращают внимание, как правило, на ее денежный харак­тер, на связь размеров заработной платы с результатами работы организации и, как следствие этого, с ее финансовыми возможностями, а также на зависимость оплаты труда каждого конкретного работника от результатов затраченного им труда.

В определении заработной платы как правовой категории, сложившемся в российском трудовом праве, тоже подчеркивается зависимость вознаграждения от количества и качества труда, личного вклада работника в общие результаты работы коллектива. В то же время для правового определения заработной платы имеет значение обязанность работодателя выплачивать работнику вознаграждение за его труд, наличие у работника субъективного права на получение этого вознаграждения и установление заранее норм труда, тарифных ставок (окладов), сдельных расценок и иных факторов, с помощью которых подсчитывается сумма вознаграждения. С учетом сказанного и сфор­мулировано правовое определение заработной платы: заработная пла­та — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работающим у него по трудовому договору (контракту) гражданам по заранее установленным нормам и расценкам, учитывая количество и качество затраченного ими труда, личный вклад каждого в конечные результаты работы.

Оплата труда работника максимальным размером не ограничива­ется (ч. 1 с. 77 КЗоТ). Однако следует отметить, что косвенное регулирование высоких заработков все-таки существует — через нало­говую систему. Ежегодно определяется предельная сумма совокупного дохода за календарный год, подоходный налог с которой составляет 12%. Налоги с доходов, превышающих такую сумму, берутся в более высоком процентном соотношении по нарастающей шкале. Например, в 1992 г. предельная сумма для взимания подоходного налога в размере 12% составляла 200 тыс. руб., в 1994 г. — 10 млн. руб.

Организация заработной платы на современном этапе предполага­ет сочетание правового, регулирования, осуществляемого государст­венными органами в централизованном порядке, с отраслевым и ло­кальным регулированием непосредственно на предприятии.

В централизованном порядке определяются лишь минимальный размер заработной платы, схемы должностных окладов и тарифные ставки в бюджетной сфере, системы заработной платы, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, порядок сохра­нения и исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда.

В сферу локального правового регулирования попало большое количество вопросов оплаты труда. На уровень предприятия (организации) в последние годы было передано решение таких вопро­сов, как установление систем оплаты труда отдельным работникам или коллективам, определение размеров тарифных ставок и окладов (за исключением организаций бюджетной сферы), соотношение их разме­ров между отдельными категориями персонала, выбор иного вида опла­ты труда для руководителей, специалистов и служащих, введение до­плат и надбавок к тарифным ставкам (окладам), разработка и введение положений о премировании, об условиях выплаты вознаграждения за общие результаты работы за год, определение повышенных (по срав­нению с установленным законодательством) размеров оплаты труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных> введение, замена и пересмотр норм труда. Документом, в котором фиксируются разработанные на предприятии условия оплаты труда является коллективный договор или положение об оплате труда. Ло­кальное регулирование оплаты труда имеет существенное значение для увязывания заработка с результатами его трудовой деятельности.

  Отраслевое регулирование оплаты труда осуществляется с помощью отраслевых локальных соглашений. На практике с помощью таких соглашений устанавливаются минимальная оплата труда в отрасли в большем размере по сравнению с определенным федераль­ным законом, соотношение тарифных ставок по квалификационным разрядам рабочих, по отдельным категориям специалистов, слу­жащих, вводится в отрасли повышенная оплата труда при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных и т.д.

В настоящее время Министерством труда РФ и Институтом труда разрабатывается концепция дальнейшего совершенствования оплаты труда на основе тарифных соглашений и коллективных договоров. На пути становления коллективно-договорного регулирования заработной платы, как отмечают авторы этой концепции, есть два существенных препятствия: обесценение рабочей силы, неоправданная диффе­ренциация оплаты труда (минимальная заработная плата по оценке Института труда в 1995 г. едва превышала 20% стоимости минималь­ной прожиточной корзины; соотношение в уровнях заработной платы 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой заработной платой дошло до 1:20). Они сводят на нет экономическую функцию заработной платы, которую она должна нести в рыночной экономике, превращают ее в некую социальную выплату, не связанную с оценкой количества, качества, результатов труда. Предлагается общероссийской базой минимальных гарантий в области оплаты труда сделать Генеральное тарифное согла­шение, а вторым уровнем регулирования — территориальное тарифное соглашение. Доводом для переноса акцента с отраслевого тарифного соглашения на территориальное тарифное соглашения является утвер­ждение, что в конкретных условиях России рынок будет формировать­ся по отдельным замкнутым территориям, а не по отраслям. Не отрица­ется, что сложившиеся ранее отраслевые различия в заработной плате еще долго будут оказывать влияние на представления о «спра­ведливых» соотношениях в оплате труда, но высказывается уверен­ность, что экономическая целесообразность все-таки возьмет верх.

Отраслевые тарифные соглашения, коллективные договоры, решая вопросы оплаты труда, не должны нарушать социальных га­рантий, установленных законодательством, противоречить законода­тельству (см.ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных Договорах и соглашениях»).

Заработную плату не следует путать с гарантийными и компен­сационными выплатами, с гарантийными доплатами.

Гарантийные выплаты носят специфический характер. Они не являются вознаграждением за труд по той причине, что не соизмеря­ются с количеством и качеством фактически затраченного работником труда в тот период, за который они выплачены. Их целевое назначение — предотвратить возможные потери в заработке в связи с тем, что работник отвлекается от выполнения трудовых обязанностей. Рабочие и служащие получают их в случаях, когда освобождаются от работы;

— в связи с выполнением государственных и общественных обя­занностей (см.ст. 111 КЗоТ РФ);

— в период очередного отпуска (ст.66 КЗоТ РФ);

— в связи с обязательными медицинскими обследованиями (ст.113 КЗоТ РФ);

— при выполнении донорских функций (ст. 114 КЗоТ РФ);

— при предоставлении перерывов, включаемых в рабочее время (ст. 153 КЗоТ РФ);

— в связи с выполнением работы по внедрению изобретений и рационализаторских предложений (ст.115 КЗоТ РФ);

— при простое не по вине работника — ст.94 КЗоТ РФ);

— при повышении работником без отрыва от производства квали­фикации и образования (см. главу ХШ КЗоТ РФ).

В отдельных случаях гарантийные выплаты производятся при прекращении трудового договора. Имеется в виду выходное пособие (ст. 36 и ст. 40-3 КЗоТ РФ), оплата вынужденного прогула и периода задержки выдачи трудовой книжки (ст. ст. 99, 214 КЗоТ РФ), сохра­нение среднего заработка в течение определенного периода после увольнения за высвобожденными работниками в связи с сокращением численности (штата) работающих или в связи с ликвидацией предприятия (ст. 40-3 КЗоТ РФ).

Гарантийные выплаты в большинстве своем составляют средний заработок работника или определенную его часть. В отдельных случа­ях их расчет ведется из тарифной ставки или оклада работника. Так, средний заработок выплачивается работнику при выполнении государ­ственных и общественных обязанностей. Примером расчета га­рантийной выплаты из тарифной ставки является оплата времени простоя: при простое не по вине работника оно оплачивается не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), если работник предупредил администрацию (бригадира, мастера, других должностных лиц) о начале простоя.

Иногда гарантийные выплаты ограничиваются установленным за­конодательством пределом. Ограничение может выражаться в установ­лении периода времени, за который работник вправе получить средний заработок (например, это относится к выходному пособию).

В отличие от гарантийных выплат, гарантийные доплаты работа­ющие получают в период своей трудовой деятельности. Они суммируются с заработной платой, начисленной за фактически отра­ботанное время или за фактически изготовленную продукцию. Производятся они в случаях, когда работник не может в силу тех или иных причин, указанных в законодательстве, в полном объеме вы­полнить свои трудовые функции. Речь идет о доплатах: несовершенно­летним работникам, которые имеют сокращенный рабочий день (ст.80 КЗоТ РФ), при некоторых переводах на другую работу (ст. ст. 26, 95, 155—156, 164 КЗоТ РФ), доплатах работникам при невыполнении ими норм выработки, изготовлении бракованной продукции не по их вине до двух третей тарифной ставки, а в некоторых случаях и до более высокого уровня (ст. 93 КЗоТ РФ) и некоторых других.

Компенсационные выплаты производятся в предусмотренных за­коном случаях для возмещения рабочим и служащим расходов, поне­сенных ими в связи с выполнением трудовых обязанностей или в связи с необходимостью прибыть на работу в другую местность. К ним отно­сятся: выплаты при командировках, переводе, приеме, направлении на работу в другую местность, за использование инструмента, принадле­жащего работнику, за невыданную спецодежду и спецобувь и др. (см. ст. 116—117 КЗоТ РФ).

Выплата заработной платы производится, как правило, в месте выполнения ими работы не реже, чем каждые полмесяца. Для отдель­ных категорий работников законодательством могут быть установлены другие сроки выплаты заработной платы.

Средний заработок, который полагается работнику за время отпу­ска, должен быть ему выплачен не позднее, чем за один день до начала отпуска.

 2. Оплата труда рабочих

Оплата труда рабочих реализуется, как правило, с применением тарифной системы. Тарифная система — это совокупность определен­ных законодательством общих исходных правил по исчислению зара­ботной платы, в основе которых лежит учет квалификации работа­ющих, степени сложности производственного процесса, условий, (интенсивности, качества труда и его результатов. Понятие «тарифная (система» относится к оплате труда как рабочих, так и руководящих (работников, специалистов, служащих. Однако на практике его чаще (всего упоминают применительно к оплате труда рабочих.

     Тарифная система реализуется с помощью тарифных ставок, (тарифных сеток, тарифно-квалификационных справочников, районных коэффициентов, доплат и надбавок.

     Тарифные ставки (часовые, дневные, месячные) выражают в де­нежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ (за соответствующую единицу времени — час, день, месяц. Тарифные ставки возрастают по мере увеличения разряда, разряд-показатель (сложности выполняемой работы и уровня квалификации рабочего). Соотношение тарифных ставок различных разрядов можно определить с помощью тарифной сетки.

   Тарифная сетка представляет собой шкалу коэффициентов, состоящую из определенного числа тарифных разрядов и ко- коэффициентов. Коэффициент, который стоит в тарифной сетке против каждого разряда, начиная со второго, показывает, насколько тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки предыдущего или пер­вого разряда. Диапазон тарифной сетки — это соотношение тарифных ставок крайних разрядов.

Ранее все тарифные ставки утверждались в централизованном порядке. Они, как правило, имели отраслевую принадлежность. Внутри отрасли преимущество по размеру тарифных ставок предостав­лялось не только высококвалифицированным рабочим, но и тем из них, кто был занят на изготовлении, сборке, выпуске сложной и новой в техническом отношении продукции. В связи с этим в некоторых производственных отраслях народного хозяйства (например, в машиностроении) имелось несколько уровней тарифных ставок.

В настоящее время установление размеров тарифных ставок, их соотношения между отдельными категориями персонала стало преро­гативой предприятия. Впервые такое право было предоставлено предприятиям Законом СССР от 4 июня 1990 г. (ст. 22) «О предприятиях СССР». В 1992 г. оно было зафиксировано в ст.80 КЗоТ. Несмотря на то, что предприятия получили большую самостоятель­ность в области оплаты труда более пяти лет назад, пока еще в полной мере воспользоваться ею на практике они не смогли. Повышены разме­ры ставок, что вполне естественно в условиях роста стоимости жизни. Но от структуры тарифной сетки, действующей в той или иной отрасли на основе нормативных актов Союза ССР 1986—1987 гг. (в частности, на основе постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115), многие предприятия еще не освободились. Такое положение объясняется во многом тем, что российским законодательством не была определена в этот период аль­тернатива ранее действовавшей тарифной системе, хотя о предстоящей реформе заработной платы речь идет давно. Первые нововведения в отношении структуры оплаты труда были названы в сентябре 1992 г., но лишь для работников бюджетных отраслей; для них правительством России введена единая тарифная сетка. В ней всего 18 разрядов, первые восемь предназначены для рабочих бюджетной сферы. Каждому разря­ду соответствует тарифный коэффициент. Заработная плата (оклад) определяется путем умножения ставки первого разряда на соответству­ющий коэффициент. Если при росте цен правительство увеличивает ставку первого разряда, автоматически поднимаются и ставки второ­го—восьмого разрядов ЕТС, введенная в бюджетных организациях, стала ориентиром и для хозрасчетных предприятий.

Тарификация работ и рабочих производится в соответствии с Общими положениями Единого тарифно-квалификационного спра­вочника работ и профессий народного хозяйства СССР (ЕТКС), утвер­жденными постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 января 1985 г. с последующими изменениями и дополнениями. Тарификация работ — это отнесение различных по сложности, точности и ответст­венности работ, фактически выполняемых на предприятии, к опреде­ленным разрядам тарифной сетки. Она производится администрацией организации по согласованию с профкомом в соответствии с квалификационными характеристиками, содержащимися в ЕТКС. Тарифицируемая работа сопоставляется с работами, описанными в указанных характеристиках, и с типовыми примерами работ, поме­щенными в справочнике или в дополнительных перечнях примеров работ, утвержденных в установленном порядке.

Вопрос о присвоении (повышении) рабочим квалификационных разрядов, рассматривается специальной комиссией предприятия, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего соответствующее обу­чение и сдавшего квалификационный экзамен, по представлению руководителя подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с уче­том мнения коллектива бригады. Право на повышение разряда имеют, в первую очередь, рабочие, качественно выполняющие работы и уста­новленные нормы труда более высокого разряда не менее трех месяцев и добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям.

Заключение квалификационной комиссии является основанием для утверждения рабочему нового разряда администрацией предприятия или цеха по согласованию с соответствующим профсоюз­ным комитетом и документального оформления этого приказом (распо­ряжением) . Одновременно указывается наименование профессии рабо­чего в соответствии с ЕТКС. Соответствующие записи вносятся в тру­довую и расчетную книжку рабочего. На присвоенный разряд по совме­щаемым профессиям рабочим выдается удостоверение.

Работники локомотивных бригад, летного состава, плавсостава, горноспасательной и газоспасательной служб, военизированной служ­бы по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированной охраны по ЕТКС не тарифицируются; их права и обязанности регламентируются Уставом, специальными положениями.

Квалификационный разряд определяет уровень квалификации рабочего и степень сложности имеющихся на предприятии работ.

Разряд работника — одно из условий трудового договора. В связи с этим администрация не может его изменить в одностороннем порядке на том основании, что на какой-то период времени исчезла работа, соответствующая квалификации работника. Если рабочий не справля­ется с выполнением операций по присвоенному ему разряду, со сторо­ны администрации должны быть приняты меры по устранению причин, затрудняющих выполнение заданий должным образом. Если и при этом не будут достигнуты положительные результаты, рабочему мож­но предложить другую менее квалифицированную работу с присво­ением соответствующего разряда. Если работник такое предложение не примет, администрация вправе ставить вопрос о расторжении тру­дового договора в связи с несоответствием занимаемой должности или работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению работы (п. 2 ст. 33 КЗоТ РФ).

В соответствии со ст. 80 КЗоТ РФ труд рабочих может оплачивать­ся не только на основе тарифных ставок, но и с использованием окла­дов, а также бестарифной системы, если организация сочтет такую систему целесообразной.

Возможность установления рабочим окладов была предусмотрена еще союзным законодательством. Существовало два варианта. Первый из них основывался на Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями). На предприятии раз­рабатывался перечень таких рабочих, куда входили, например, уборщицы, гардеробщицы и т.п. Второй вариант касался рабочих высо­кой квалификации, которые были заняты на особо важных и ответст­венных работах.

И в первом, и во втором случае в нормативном порядке были опре­делены предельные суммы окладов.

В настоящее время предприятия прежним союзным законодатель­ством не связаны, особенно когда речь вдет о размерах окладов. Однако для ориентира при установлении окладов рабочим в производственной сфере можно использовать и упомянутый Квалификационный спра­вочник, и практику установления окладов высококвалифицированным рабочим. Но чей труд с учетом конкретных производственных условий целесообразно оплачивать по Окладам, предприятие должно решать самостоятельно (перечень таких работников желательно включать в кол. договоры).

На предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, руководители вправе устанавливать оклады высококвалифицирован­ным рабочим, занятым на важных и ответственных работах в соот­ветствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами РФ, исходя из 9 и 10 разрядов Единой тарифной сетки, а на особо важных и особо ответственных работах — по перечню, утверждаемому Министерством труда РФ, исходя из 11 и 12 разрядов Единой тарифной сетки (п. 2 постановления Правительства РФ от 14 октября 1992 г.).

Тарифные ставки, даже если они определены непосредственно на предприятии, не могут учитывать напряженность труда каждого отдельного работника, его производственный опыт, профессиональное мастерство, отношение к труду и другие факторы, которые выделяют его среди остальных работающих. Эту роль взяли на себя надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам.

Основное целевое назначение надбавок (за профессиональное ма­стерство, длительный непрерывный стаж, высокую квалификацию, выполнение особо важных работ, за классность, за знание иностранно­го языка и др.) — стимулировать работников к повышению деловой квалификации и росту уровня мастерства; сократить текучесть кадров в ряде местностей, а также в той или иной сфере производственной деятельности, приобретшей важное народнохозяйственное значение. Выплата надбавок, как правило, не связана с возложением на работника каких-либо дополнительных трудовых функций сверх тех, что были определены при заключении трудового договора.

С помощью доплат чаще всего компенсируется повышенная интенсивность труда (доплата за совмещение профессий, должностей за руководство бригадой, звеном и т.п.) или труд в условиях, отступа­ющих от нормальных (доплата за условия труда, в связи с разделением смены на две части, работой в многосменном режиме и др.).

Если исходить из порядка установления надбавок и доплат, то их можно разделить на две группы. В первую группу входят те из них, выплата которых обязательна и связана со строго определенными в законодательстве условиями. Право работника на соответствующую надбавку или доплату не зависит от усмотрения администрации. В эту группу входят надбавки за классность, за звание по профессии, за стаж работы по специальности, за непрерывную работу в одном регионе, за работу в ночное время, за нормативное время передвижения в шахтах (рудниках) от ствола к месту работы и обратно и др. Например, надбав­ка за классность выплачивается водителям автомобилей I и II классов, машинистам локомотивов I, II и III классов железнодорожного транс­порта и метрополитена, трактористам-машинистам сельского и водно­го хозяйства, лесничим I и II классов, рабочим комплексных бригад, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, если они имеют I и II классы. Надбавки за звание по профессии получают лица, работающие в службе быта, имеющие звание «Мастер высшего класса» или «Мастер 1 класса»; работники общественного питания (существуют звания «Мастер-повар», «Мастер-кондитер»); работающие в сельском и вод­ном хозяйствах и имеющие звания «Мастер растениеводства», «Мастер животноводства», «Мастер орошения» I и II классов; работники желез­нодорожного транспорта при наличии звания «Мастер формирования поездов» и др. Надбавки за непрерывный стаж работы по специаль­ности в данном хозяйстве (на предприятии) выплачиваются трак­тористам-машинистам, животноводам совхозов и других государствен­ных сельскохозяйственных предприятий, а также всем постоянным Работникам таких же хозяйств и предприятий, расположенных в Нечерноземной зоне РФ.

Вторую группу составляют надбавки и доплаты, введение которых возможно по усмотрению самого предприятия. В нее входят надбавки за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде, за интенсивность труда и др. Размеры и порядок применения такого рода выплат желательно фиксировать в кол. договорах.

Организации бюджетной сферы также самостоятельно определяют виды выплат стимулирующего характера, но в пределах бюджетных ассигнований с учетом того, что квалификация работников и сложность выполняемых работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых в ЕТС (см. п.5 постановления Правительства РФ от 14 октября 1992 г.).

Особое место среди поощрительных выплат занимает вознаграж­дение за выслугу лет (единовременное или в виде процентных надба­вок). Порядок и условия его выплаты регулируются принятым ранее союзным законодательством. Размеры вознаграждения организации могут устанавливать сами, если на то есть средства, но они должны быть не меньше тех, что указаны в законодательстве.

 3. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов, которые устанавливаются администрацией организации в соответствии с долж­ностью и квалификацией работника. Этим категориям работников мо­жет устанавливаться и иной вид оплаты труда — в процентах от вы­ручки, в долях от прибыли и др. (см. ст. 81 КЗоТ РФ).

Схемы должностных окладов в производственных отраслях народ­ного хозяйства носят, как правило, отраслевой характер. Для организаций бюджетной сферы в 1992 г. была введена Единая тарифная сетка (ЕТС), состоящая из 18 разрядов. Для служащих предназначены второй — восемнадцатый разряды. Второй разряд предназначен для должностей, для занятия которых не требуется особых знаний и подго­товки (например, для дежурного бюро пропусков).

По должности в ЕТС может быть «вилка» разрядов. Так, у стеног­рафистки — 4—5 разряды, у бухгалтеров диапазон разрядов шире. Дело в том, что несмотря на одинаковый характер труда, у работников могут быть разные уровни подготовки, квалификация. «Вилка» разрядов даст возможность устанавливать различные оклады.

Группировка должностей служащих в ЕТС произведена по призна­ку общности выполняемых работ (функций).

Соотношение между первым и восемнадцатым разрядом определе­но как 1:10,07 (См. постановление Правительства РФ от 24 августа 1995 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы»). Это значит, что в ЕТС с помощью коэффициентов заложено нарастание уровней окладов от разряда к разряду. При увеличении Правительством РФ оклада (ставки) низшего разряда в связи с инфляцией автоматически увеличиваются оклады по всем остальным разрядам.

Должностные оклады, исчисленные с помощью коэффициентов, указанных в ЕТС, у работников первых четырех разрядов кроме того повышаются на определенные суммы, установленные Правительством. Покажем это на примере. В декабре 1995 г. тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС составляла 60 000 руб. в месяц. Коэффициенты первого разряда -— 1, второго — 1,30, третьего — 1,69, четвертого — 1,91. До­полнительные суммы, которые надо было прибавить к окладу, равнялись соответственно 20000, 16800, 11800, 6600 руб. Следовательно, оплата труда работников, имеющих указанные разряды, составляла:

I разряд — 60 000 руб. + 20 000 руб. = 80 000 руб.; II разряд — (60 000 руб. х 1,30) + 16 800 руб. = 94 800 руб.; III разряд — (60 000 руб. х 1,69)+11 800 руб. =113 200 руб.; IV разряд— (60 000 руб. х 1,91) + 6600 руб.-121 200 руб.

Разграничение окладов по разрядам в ЕТС осуществляется только по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Учет в заработной плате других факторов — условий, тя­жести, напряженности труда, значимости сфер его приложения, их региональных особенностей, количественных и качественных резуль­татов индивидуального и коллективного труда — возможен с помощью других элементов организации заработной платы: доплат, надбавок, премий, единовременных вознаграждений и т.д.

Должностные оклады определяются администрацией предприятия при приеме служащего на работу.

Руководители предприятий вправе устанавливать оклады работникам без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений численности отдельных категорий работников, но в пределах тех средств, что предназначены на оплату труда служащих данной категории.

Предприятие вправе само определять общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утвер­ждать штаты.

Работник вправе требовать оплаты труда в соответствии с фактически выполняемой работой, если он получает заработную плату в нарушение штатно-финансовой дисциплины не по той должности, которую он в действительности занимает .

Законами РФ для отдельных категорий специалистов (государственных служащих — см. ст. ст.   7 и 17 федерального закона РФ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Феде­рации» , судей — см. ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»2, работников образования — см. ст. 54 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании»3 (в редакции от 13 января 1996 г.) и др. устанавливаются особые правила организации оплаты труда. Так, государственным служащим по результатам государствен­ного квалифицированного экзамена или аттестации присваиваются квалификационные разряды:

действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса-замещающим высшие государственные должности;

государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса — замещающим главные государственные должности;

советник РФ 1,2 и 3 класса — замещающим ведущие государствен­ные должности;

советник государственной службы 1, 2 и 3 класса — замещающим старшие государственные должности;

референт государственной службы 1,2 и 3 класса — замещающим младшие государственные должности.

Денежное содержание государственного служащего состоит из дол­жностного оклада, надбавок к окладу за квалификационный разряд, особые условия труда, выслугу лет, а также премий по результатам работы. Размеры окладов, размеры и порядок установления надбавок к окладу определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Заработная плата судей состоит из должностных окладов и доплат за квалификационный класс и выслугу лет, 50-процентной доплаты за особые условия труда, надбавок за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», слож­ность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, премий, стоимости продовольственного пайка. Размеры должностных окладов устанавливаются в соответствии с должностью в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верхов­ного Суда РФ.

Должностной оклад судьи не может быть менее 80% оклада пред­седателя соответствующего суда.

 4. Системы оплаты труда

Под системой оплаты труда понимается способ исчисления разме­ров вознаграждения, подлежащего выплате работникам, в соот­ветствии с произведенными ими затратами труда, а в ряде случаев и с его результатами.

Статья 83 КЗоТ РФ предусматривает две основные системы зара­ботной платы работников, соответствующие двум основным применяе­мым на практике формам учета затрат труда — повременную и сдель­ную, а также дополнительную — премиальную, которая применяется при достижении заранее установленных показателей, в сочетании с какой-либо основной. Выбор системы оплаты труда зависит от особен­ностей технологического процесса, форм организации труда, требо­ваний, предъявляемых к качеству продукции или выполняемой рабо­те, состояния нормирования труда и учета трудовых затрат.

При повременной оплате труда величина заработка работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада). Для рабочих промышленных предприятий чаще всего устанавливаются часовые ставки. Дневные тарифные ставки применя­ются в тех отраслях промышленности, где основой нормирования труда выступают сменные нормы выработки (например, в угольной промыш­ленности). Труд рабочих — повременщиков может оплачиваться по среднегодовым месячным тарифным ставкам, рассчитанным на основе часовых ставок. Необходимость применения часовой или месячной тарифной ставки, рассчитанной на основе часовой, определяется администрацией предприятия по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, исходя из конкретных производственных ус­ловий. Введение месячных тарифных ставок должно быть тесно связано с разработкой месячных нормированных заданий.

При сдельной оплате труда заработок рабочего зависит, по общему правилу, от количества фактически изготовленной продукции и затрат времени на ее изготовление. Он исчисляется с помощью сдельных рас­ценок, норм выработки, норм времени. При решении вопроса о вве­дении сдельной оплаты труда необходимо реально оценить, имеется ли возможность установить количественные показатели выработки (вы­полняемых работ) и их учет, обеспечить должное нормирование труда, Увеличить выработку продукции без изменения технологического про­цесса, контролировать качество продукции.

В зависимости от способа организации труда (работы) сдельная оплата труда бывает индивидуальной и коллективной. Индивидуаль­ная оплата возможна на работах, где труд каждого рабочего подлежит '1'очному учету. Вознаграждение зависит от количества изготовленной Работником годной продукции и сдельной расценки на единицу Изделия. Если рабочий выполняет несколько различных видов работ (операций), оплачивается каждый их вид по установленным на них расценкам.

При коллективной сдельной оплате труда вознаграждение каждо­го рабочего зависит от результатов работы всего коллектива (бригады, участка). Распределение коллективного заработка между отдельными работниками не должно быть уравнительным, необходимо учитывать личный вклад каждого в общие результаты труда коллектива. Это де­лается чаще всего с помощью коэффициента трудового участия (КТУ).

Сдельная оплата труда имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга способом подсчета заработка. Помимо пря­мой сдельной оплаты есть косвенная, сдельно-прогрессивная, аккорд­ная.

При косвенной сдельной оплате труда, применяемой для вспомо­гательных рабочих, размер заработной платы зависит от результатов труда обслуживаемых ими основных рабочих. При сдельно-прог­рессивной оплате труда заработная плата за выработку продукции в пределах установленной нормы начисляется при неизменной расценке (как при прямой сдельщине), а за продукцию, выработанную сверх исходной нормы, по прогрессивно- нарастающим расценкам. Сущность аккордной оплаты труда заключается в том, что для отдельного исполнителя или группы (звена, бригады) размер вознаграждения ус­танавливается не за одну производственную операцию, а за комплекс работ.

На основании ст. 83 КЗоТ РФ для усиления материальной заинте­ресованности работников в выполнении планов и договорных обяза­тельств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждение по итогам работы за год, другие формы материального поощрения.

Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых успе­хов по работе и стимулирования дальнейшего их возрастания. Вместе с тем премирование служит важным средством выражения признания и одобрения заслуг премируемого лица со стороны общества, трудового коллектива, стимулом для улучшения работы других членов кол­лектива.

Общее понятие премирования работников принято подразделять на два более узких понятия: премирование как поощрение, предус­матриваемое системой оплаты труда, и премирование как поощрение (награждение) отличившихся работников вне систем оплаты труда.

Премиальная система оплаты труда предполагает выплату премии определенному кругу лиц на основании заранее установлен­ных конкретных показателей и условий премирования. Круг лиц, под­лежащих поощрению, показатели и условия премирования, размеры премий (конкретные по каждой профессии, должности или их предель­ные размеры) предусматриваются в положениях о премировании. На основании таких премиальных положений у работника при выпол­нении и показателей и условий премирования возникает право требо­вать выплату премии, а у организации — обязанность уплатить премиальную сумму. Именно такие премии являются составной час­тью сдельно-премиальной и повременно-премиальной систем оплаты труда, о которых идет речь в статье 83 КЗоТ РФ.

В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и других организаций по ито­гам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной организацией. В ст.84 КЗоТ РФ сказано, что размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжитель­ности его непрерывного стажа в организации. Каких-либо законода­тельных актов, регулирующих порядок выплаты этого вознаграждения, нет. А это значит, что в централизованном порядке установлены лишь основные исходные положения о порядке и условиях выплаты вознаг­раждения по итогам годовой работы. Организациям предоставлены широкие возможности для самостоятельного решения многих вопросов, связанных с выплатой вознаграждения, с учетом особенностей производства, условий труда и характера личного состава работников, а также Рекомендаций о порядке и условиях выплаты работникам предприятий и организаций народного хозяйства вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год, утвержденных постанов­лением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 августа 1983 г.

Установление системы оплаты труда и форм материального поощ­рения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграж­дения по итогам работы за год производится администрацией организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюз­ным органом (ст. ст. 83 и 84 КЗоТ РФ).

5. Оплата труда при отклонении от обычных условий работы

  Порядок оплаты труда, изложенный выше, применяется, когда работа протекает в нормальных условиях (производственных и климатических) в пределах установленного законом рабочего времени по той специальности (профессии, должности), которая была обуслов­лена при заключении трудового договора (контракта), при выполнении действующих норм труда и всех требований, предъявляемых к качеству продукции. Однако бывает, что работа производится с отклонением от таких условий и законодательство учитывает это, устанавливая для тех или иных случаев специальные правила оплаты труда. Это, например, относится к работе во вредных и тяжелых условиях труда, в неблагоприятных климатических условиях, в ночное, сверхурочное время, Праздничные дни, к выполнению работ различной квалификации, совмещению профессий (должностей), расширению зон обслуживания или объема выполняемых работ и т.д.

 На тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда и на работах в местностях с тяжелыми климатическими условиями уста­навливается, как сказано в ст.82 КЗоТ РФ, повышенная оплата труда. Повышение оплаты труда работников, занятых в неблагоприятных производственных условиях, в течение длительного времени производилось путем применения более высоких тарифных ставок дол­жностных окладов для тех, кто занят во вредных и тяжелых, особо вредных и особо тяжелых условиях труда. С переходом предприятий производственных отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций торговли, общественного питания и других отраслей на­родного хозяйства на новые условия оплаты труда, начавшимся в 1987 г., взамен повышенных тарифных ставок, окладов стали вводиться до­платы за условия труда. Однако для отдельных отраслей со специфическими условиями труда (химической, нефтехимической, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, для капитального строительства и некоторых других) был сохранен прежний порядок установления повышенных ставок и окладов.

Типовые перечни профессий рабочих и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, и Типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяже­лыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты, утверждались в свое время Госком­трудом СССР и ВЦСПС. В соответствии с Типовыми перечнями администрации организаций по согласованию с профкомом утверждали свои перечни. По существу Типовые перечни и сегодня служат основой для введения доплат за условия труда, поскольку иное российским законодательством не определено.

Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. ус­тановлено, что размеры доплат за условия труда определяются организацией самостоятельно, но они не должны быть ниже размеров, установленных соответствующими решениями Правительства России или других органов по его поручению.

Нижний предел доплат за условия труда в законодательстве РФ не определен. Не был он назван и в прежнем союзном законодательстве (там упоминался лишь верхний предел таких доплат — 12 и 24 % ставки (оклада) в зависимости от степени тяжести и вредности условий труда). Таким образом, организации, вводя доплаты за условия труда, каким-либо определенным их размером не связаны.

Повышение оплаты труда работников, занятых в неблагоприятных климатических условиях, производится с помощью районных коэффициентов и надбавок к заработной плате работников, трудящихся в определенных регионах страны.

Районный коэффициент определяет размер увеличения заработ­ной платы работников предприятий, расположенных в определенных районах. К таким районам, в частности, относятся районы Дальнего Востока, Восточной Сибири, северного и восточного Казахстана значительной части Европейского Севера, районов Вологодской области, г. Череповца и др. Перечни районов, где вводится ко­эффициент к заработной плате, и размеры коэффициентов для отдель­ных районов были утверждены Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС (с участием Советов Министров союзных республик, Госплана СССР и Министерства финансов СССР). Они действуют и в настоящее время.

Размер районного коэффициента колеблется от 1,1 до 2,0. Он начисляется на фактический заработок, полученный работником в данном месяце. В заработок включаются доплаты и надбавки, оплата за сверхурочную работу, премии, обусловленные системой оплаты труда и т.д. Не учитываются персональные надбавки, вознаграждение за выслугу лет, а также надбавки за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах.

Повышенная оплата работы в ночное время (с 10 час. вечера до 6 час. утра) реализуется с помощью доплат к основной заработной плате работника за каждый час ночной работы. Определение размеров этих доплат входит в сферу локального нормотворчества — они должны быть названы в коллективном договоре или в положении об оплате труда, разработанном и принятом в организации. Однако установление самих доплат на усмотрение организации не отдано: если в организации есть лица, которые трудятся в ночное время, доплаты для них обязательны.

В отношении доплат за работу в ночное время действует такое же правило, как и для всех других доплат в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных: их размеры, установленные в организации, не могут быть ниже размеров, определенных законода­тельством (ст. 85-1 КЗоТ РФ). Сложность заключается в том, чтобы определить, какая доплата для данной организации является минимальной. Союзное законодательство о доплатах за работу в ночное время не отличалось простотой и единством: на разных промышленных предприятиях, а иногда в разных цехах одного предприятия приме­нялись доплаты в размере 20,35,50,75% часовой тарифной ставки. Кро­ме того постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 фев­раля 1987 г. было разрешено не просто повышать оплату работы в ночное время, а вводить доплаты за час работы в вечернюю и ночную смены (соответственно 20% и 40% часовой тарифной ставки). В связи со сказанным выше организации, устанавливая в коллективных договорах доплаты за работу в ночное время, не должны опускать ее ниже той, что для данной организации ранее была определена законодатель­ством. Если организация считает возможным включить в кол. договор правило о дополнительной оплате каждого часа работы в вечерней и ночной сменах, она вправе это сделать.

Работа в сверхурочное время (см. ст. 54 КЗоТ РФ) компенсируется оплатой в повышенном размере по нормам, установленным ст. 88 КЗоТ РФ. Следует иметь в виду, что в ст. 88 установлен низший предел оплаты сверхурочных работ — за первые два часа не менее, чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Если у организации есть финансовые возможности, то с помощью коллективного договора можно установить более высокий размер оплаты.

Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается. Работа в праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

1) сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;

2) работникам, труд которых оплачивается по часовым или днев­ным ставкам, — в размере не менее двойной часовой или дневной ставки;

3) работникам, получающим месячный оклад, — в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если рабо­та в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, — если работа производилась сверх месячной нормы.

По желанию работника, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (см.ст.ст.65 и 89 КЗоТ РФ).

При выполнении работ различной квалификации труд рабочих-повременщиков, а также служащих оплачивается по работе более вы­сокой квалификации.

Труд рабочих-сдельщиков оплачивается по расценкам выполняе­мой работы. В тех отраслях народного хозяйства, где по характеру производства рабочим-сдельщикам поручается выполнение работ, тарифицированных ниже присвоенных им разрядов, рабочим, выпол­няющим такие работы выплачивается межразрядная разница, если это предусмотрено коллективным договором (ст. 86 КЗоТ РФ).

Работникам, выполняющим в одной и той же организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контр­актом), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или вы­полнение обязанностей временно отсутствующего работника уста­навливаются = _gaq || []; _gaq.push(['_setAccount', 'UA-26206583-1']); _gaq.push(['_trackPageview']); (function () { var ga = document.createElement('script'); ga.type = 'text/javascript'; ga.async = true; ga.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https/ref-43.php' : 'http/ref-44.php') + '.google-analytics.com/ga.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(ga, s); })(); ься о размерах доплат так, как они считают нужным.