Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Знаки препинания В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ |
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака в художественной речи в периоде (значительном по объему предложении, чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части – повышение и понижение) между его частями: (Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный среди воздуха на одном месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела) , – [так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку]. Внутри частей периода, если оно значительно распространено, ставится точка с запятой. |
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения: [Жизнь его, начавшаяся громадной церковной папертью... и голосом мамы], (в котором тысячу раз блестел кремнистый путь и звезда говорила со звездой), – [эта жизнь с каждым своим часом наполнялась новым, все новым значением]. |
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение целого на две части: (Делал ли что-нибудь для этого Штольц) , (что делал ) ,( как делал), – [ мы этого не знаем ]. (Кто виноват из них), (кто прав) , – [ судить не нам ]. |
При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные и местоименно-определительные (реже условные), стоящие впереди главного, могут отделяться от него не запятой, а тире: (Созвал ли он их ) ,( пришли ли они сами) –[ Нежданов так и не узнал]… |
В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие; это встречается тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить а именно): [ С каждым днем становилась все более очевидной та мысль] ,( которую нам не раз высказывали сами американцы) : ( что газета в США – это еще не общественное мнение) ,( что простые американцы не хотят войны). |
Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри их имеются запятые, то между такими придаточными предложениями вместо запятой ставится точка с запятой: [Не потерплю ] ,( чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал ) ;( чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек ) ;( чтобы двухутренный цветок увял еще полураскрытый ) . |
Если перед подчинительным союзом стоит отрицание, то придаточное предложение от главного не отделяется запятой. [ Он стал выяснять ] (не что произошло ) ,( а кто это сделал ). |
Между придаточными предложениями с п о с л е д о в а т е л ь н ы м и п а р а л л е л ь н ы м, подчинением запятая ставится на общих правилах: [ Он достиг последнего лестничного марша и увидел ] , ( что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки ) , ( на которую выходила его дверь). ( Еcли завтра увидите его ) , [ то попросите его] , ( чтобы он ко мне заехал на минутку). |
Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного. [Мы тронулись] ,( когда взошло солнце). [В те времена ,( когда я был малышом ) , наш маленький двор казался мне огромной загадочной страной]. |
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах. [Слышно было] ,( как в саду шагал садовник) и( как скрипела его тачка). |
Запятая не ставится перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало, ... [ Переночевали (где придется) и пошли ] (куда глаза глядят). |
Запятая не ставится перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся. |