Зрительные иллюзии в одежде

В дизайне линии имеют несколько визуальных эффектов:

НАПРАВЛЯЮЩИЙ, где линии заставляют глаз двигаться в определенном направлении (вверх – вниз, из стороны в сторону или вокруг предмета) . SHAPE  * MERGEFORMAT

ДЕЛЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ, где линия делит или объединяет формы . SHAPE  * MERGEFORMAT

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, в этом эффекте заключен символический смысл линий, который мы, сами того не замечая, соотносим с некоторыми эмоциональными стандартами. Например, плавные, округлые, овальные, извилистые линии ассоциируются у нас с миром природы (с солнцем, морем, горами, цветами), поэтому они оказывают благотворное, умиротворяющее воздействие. Прямые углы, жесткие линии – ассоциируются с техническим миром и несут печать рассудка, логики, упорядоченности. Они же могут вызвать скуку, апатию своим однообразием. Диагональная линия всегда выражает динамику, напряженность, неожиданность, резкую перемену. Повторяющиеся зигзагообразные линии вызывают тревогу и т.д.

Иллюзия психологического отвлечения

Если мы хотим скрыть определенный недостаток фигуры, то внимание лучше направить на другое место в одежде или же подчеркнуть достоинства внешности. Например, при "тяжелом" низе фигуры внимание лучше привлечь к декоративному оформлению шеи, плечевого пояса и т.д.

Явление иррадиации

Оно состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на белом фоне.

Историческая справка Любопытно отметить, что, зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ – самый интересный визуальный эффект. Довольно часто наши представления о предмете, его формах и размерах отличаются от реальности. Явление, при котором действительность не соответствует тому, что мы видим, и есть оптическая иллюзия. Эти примитивные «игрушки» при грамотном применении способны творить чудеса.

 

ПРИМЕР: 1. Зрительная оценка длины отрезков.

 SHAPE  * MERGEFORMAT                    

 (а) Изображены отрезки одинаковой длины, однако верхний отрезок зрительно кажется длиннее, чем нижний, так как сходящиеся вверху прямые линии создают ощущении перспективы.

(б) Два отрезка равны по длине, но нижний отрезок ограничен встречными углами, но этому он кажется более коротким.

Иллюзия переоценки вертикали

    Изображены два равных по длине отрезка, но расположенных перпендикулярно друг к другу. Вертикальный отрезок делит горизонтальный пополам, возникает впечатление, что целый отрезок больше поделенного. Вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных той же длины. Это объясняется тем, что глаза всегда смотрят в направлении линии, и вертикаль создает иллюзию большей высоты, а горизонталь – больше ширины.

Пример, когда вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.

ПРИМЕР: 2 Оптические иллюзии при сопоставлении геометрических фигур или

иллюзия контраста и подравнивания

Это усиление противоположности.

От соседства с контрастным предмет кажется

еще более своеобразным: маленький рядом с большим кажется еще меньше; круг, находящийся ближе к вершине угла, кажется еще больше, чем такой же круг, помещенный дальше от вершины.

   В обеих группах окружностей на рисунке центральной фигуры имеют одинаковый диаметр. Однако центральная окружность (а) выглядит больше (б), так как первая сопоставляется с мелкими по сравнению с ней окружностями и воспринимается более крупной.

 В дизайне костюма эта иллюзия используется очень широко. Например, в большой шляпе голова будет казаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве - еще уже, а сильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире.

Шея, воротник и рукав – это тоже взаимодействующие между собой величины. Если рукав широкий, рука кажется тоньше, при широком клёше юбки талия кажется тоньше; бедра выступают еще сильнее, если талия сильно стянута.

Ослаблять или усиливать действие контраста подравнивания можно с помощью внутренних конструктивных и силуэтных линий.

ПРИМЕР: 3 Оптическая иллюзия искажения геометрической формы.

Стороны прямоугольника на рисунке кажутся изогнутыми из-за пересечения их множеством лучей, исходящих из центра. 

Иллюзия заполненного промежутка

При заполнении формы костюма полосками или линиями членения возникает особый ряд иллюзий, называемый иллюзией заполненного промежутка. Дело в том, что эта иллюзия двойственна и зависит от количества линий, расчленяющих поверхность (рис. 1)

При членении формы на части важны характер членения величины получаемых объемов, их соотношения. Деления могут быть равномерными (рис. 2а) или не равномерными (рис. 2б). В первом рисунке плавные переходы создают впечатление высоты, на втором фигура выглядит короче.

Вертикальная линия в одежде

Секрет вертикальной линии заключается в том, что чем быстрее глаз скользит по ней, тем длиннее она кажется. Вертикальная линия в одежде – это не только полосы на ткани, но и окрой одежды, отдельные детали, способ драпировки ткани, общий силуэт костюма и цвет (например, вертикальной линией могут считаться платье и туфли одного цвета.). Значение перечисленных примеров вертикалей легко недооценить, но именно они могут стать спасительной «соломинкой» в процессе формирования образа. Благодаря их использованию в одежде фигура зрительно кажется более стройной и высокой (рис.3). Иногда вертикальные линии могут оказать и медвежью услугу. Это происходит при использовании вертикальных линий в обтягивающей одежде, облегая округлую часть тела, прямая линяя превращяется  изогнутую, и мы в результате достигаем прямо противоположного стройности эффекта (рис. 4). Вспомните эллатичные спортивные брюки (например: брюки велосипедиста) с лампасами. Такие декорротивные эллименты мало кого украсят. Возникает вопрос, зачем ведущие фирмы, занимающиеся производством одежды для спорта, увлекаются подобными «излишествами»? Не забывайте, что спортивная одежда рассчитана на людей атлетического телосложения, для которых «выпуклость» определенных мест не слишком характерно.

Еще одно табу при использовании вертикальных линий – это злоупотребление широкими вертикальными полосами, расположенными на расстоянии более 12 см друг от друга. В этом случае глаз начинает скользить и стороны в сторону (между линиями), а не только верх – вниз, по этому фигура кажется полнее (рис. 5).

Горизонтальная линия в одежде

Нашему глазу горизонтальные линии – бальзаь на душу. Он отдыхает, лениво скользя вдоль по ним. А коль скоро глаз двигается медленнее, то и область, пересекаемая горизонтальной линей, выглядит  шире и короче. А пять же напомним, что горизонтальные линии – это не обязательно рисунок на ткани. Естественными горизонталями нашего тела являются грудь и плечи. Подол юбки и линии талии – также. От сюда правило: ни когда не располагать горизонталь на проблемных участках фигуры!

Однако если вы являетесь приверженцем горизонтальных линий и жизни своей без них не смыслите, то существует одна хитрость: участок узких, равномерно расположенных горизонтальных полос визуально поднимает линии, благодаря чему не охваченная горизонталями площадь создает эффект вертикали – это зрительно делает фигуру стройнее (рис, 6).

Нельзя забывать, что взгляд, скользя по фигуре, как бы «спотыкается» о горизонталь, по этому не маловажно моментом для создания эффекта стройности является и место расположения горизонтальных линий. Для этого проанализируем примеры, изображенные на (рис. 7): горизонтальные линии, расположены на фигуре высоко или низко, способствует созданию эффекта стройности (взгляд достаточно долго перемещается верх или в низ до горизонтали) в то время как линия, делящая фигуру по полам (как правило, это место приходится на середину бедер), на оборот, расширяет и укорачивает. У большинства женщин является самым проблемным (то есть широким) участком тела. Соответственно, надевая пиджак или жакет длиной до середины бедер, следует хорошенько подумать, а стоит ли по средством горизонтальной линии оптически расширять и без того не безупречную область фигуры.

Еще один «жизненный» пример – это всеми любимые джинсы. Как это ни прискорбно, но женщина в джинсах всегда будет выглядеть полнее, чем на самом деле. Виной всему опять же линии: на облегающих джинсах боковой вертикальный шов (при чем на джинсах швы, как правило, отстрачиваются контрастными, а значит более заметными нитями) превращается в изогнутую линию, обилие карманов и других неотъемлемых атрибутов, привлекающих внимание совсем ни к тем частям тела, который бы хотелось продемонстрировать, опять же не способствует созданию эффекта стройности.

Зато брюки с вертикальными складками всегда будут «играть» за вас. Попробуйте обратить внимание на них.

Диагональная линия в одежде

Самых удивительных превращений можно добиться с помощью диагональных линий. Их функция – «брать огонь на себя», то есть отвлекать внимание.

Самый наглядный пример метаморфоз, происходящий с полной фигурой, запечатлен на (рис. 8). Рис 8а наглядно демонстрирует то, как не следует делать никогда: горизонтальная линия подола бесформенной блузы располагается как раз на самом «интересном» месте – полных бедрах, низ длинного рукава опять же создает горизонталь на «опасном» участке, длина юбки оканчивается на самой широкой области икр. Пытаясь прикрыть недостатки, мы лишь утрировали их.

Пример на (рис.8б) показывает, как можно скинуть 5 кг и 10 лет за 5 минут: закатать рукава (перемещаем горизонталь нежелательного участка чуть выше), чуть укоротить юбку (перемещаем горизонталь нежелательного участка чуть выше) и диагонально задрапировать низ блузы.

Диагональными линиями нужно пользоваться умело, помня, что чем меньше угол наклона диагонали, тем больше эффекта стройности вы сможете достичь, чем угол наклона диагонали больше, тем полнее вы будете казаться (рис. 9).

Совершенно особый случай – клетка. Здесь задействованы и горизонтальные, и вертикальные линии, но если изделие покроено по кассой, то эти линии превращаются в диагональные. В таком случае клетка может снять нагрузку с полных живота, груди и бедер (рис. 10).

 Еще одна хитрость касается двубортных пиджаков: широко расставленные пуговицы визуально расширяют фигуру. Устранив верхний комплект пуговиц, можно добиться большей стройности. А если избавиться от левого комплекта пуговиц, создав асимметричность, то эффект стройности усилится (рис. 11).

Используя несколько диагональных линий, следует помнить, что в месте схождения создается иллюзия уменьшения ширины, и, наоборот, в месте расхождения – увеличения (рис. 12). Этот визуальный эффект объясняется тем, что сходящийся линии привлекают внимание и задерживают взгляд в месте схождения.

Иллюзия переоценки острого угла

   Иллюзия основана на том, что обычно небольшие расстояния, заключенные между сторонами острых углов, переоцениваются, кажутся большими, чем они есть в действительности. Большие расстояния между сторонами тупых углов недооцениваются. При этом замечается изменение в направлении сторон угла, кажется, что острый угол стал больше (рис. 13).

На (рис. 14) средние линии кажутся сходящимся к концам и расходящимся на середине, хотя они параллельны. Если изменить направление вершин угла, то мы получим обратную иллюзию.

 Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет.

Треугольный вырез горловины делает плечи более широкими, а бедра более узкими в результате переоценки острого угла. Довольно часто левое плечо может быть выше правого или одно бедро выше другого. Этот дефект может быть скорректирован костюмом, если поместить на нем в области более высокого бедра полосу; этой полосой может быть линия кроя, отделка, шарф, пояс и т.д. (рис.15).

Иллюзия заполненного пространства

 Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.

Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями

Эта основанная на асимметрии иллюзия, к примеру, может создаваться тем, что левая половина костюма белая, правая - черная, левый рукав - черный, а правый - белый. Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ей некоторую стройность и динамичность.

Иллюзия полосатой ткани

Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос. При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине

Иллюзия пространственности при постепенном сокращении,

сжатии, уменьшении рисунка ткани

Такой эффект наиболее часто встречается в моделях стиля "оп-арт". Например, крупная клетка постепенно становится меньше и как будто уходит в пространство. Причем та часть, на которой расположена крупная клетка, кажется больше и объемнее, чем та, на которой клетка становиться меньше.

Поэтому если Вы не хотите привлекать внимание к какой либо части фигуры, не располагайте на ней участки ткани с крупным рисунком. Лучше расположите мелкий узор, а крупный, нарастая, мягко переведет внимание на другую часть фигуры.

Иллюзия подравнивания (ассимиляции)

Суть этой иллюзии в том, что "подобное повторяется подобным", когда линии, размеры и формы повторяются.

Формы лица и тела диктуют силуэты и детали одежды, выбор макияжа и прически. А это значит, что если в лице преобладают мягкие, округлые контуры, то следует выбирать одежду с такими линиями. Если в лице преобладают резкие, заостренные линии, которые вы хотите подчеркнуть, то наиболее гармонично будут смотреть угольные вырезы и воротники. Для лиц смешанного типа, в которых присутствуют и те, и другие линии, можно использовать контуры деталей одежды в зависимости от впечатления, которое вы хотели бы произвести. Схематично это отраженно на (рис.16), на котором представлены виды базовых форм. На их основе могут быть созданы всевозможные варианты: левая половинка круга состоит из угольных форм, правая – из округлых. Формы, стоящие рядом, гармонично дополняют друг друга, расположенные друг против друга – контрастируют

Единственное табу – это абсолютный повтор формы лица в деталях одежды: лицо V- образной формы и точно такой же вырез в сочетании создают не самый презентабельный эффект за счёт того, что вы привлекаете внимание к тому что надо скрыть, сгладить – угловатый подбородок. Овал – единственное лица не требующая никаких корректировок.

Например, квадратный вырез горловины подчеркивает квадратный подбородок, узкий вырез горловины еще сильнее сужает узкое лицо, горизонтальная линия кокетки расширяет широкие плечи.

Кривая (изогнутая) линия в одежде

Изогнутые линии – плавные, женственные, они привлекают и удерживают внимание, а в принципе работают против стройности, округляют фигуру, создают иллюзию большей массы. По этим причинам рекомендуется худеньким женщинам.

Если нужно создать иллюзию высокого роста. То стоит использовать выпуклые линии (рис. 16а). Вогнутыми линиями в одежде невысоким людям лучше не увлекаться, так как они оптически укорачивают фигуру (рис. 16б).

ЗАКОНЫ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ В ОДЕЖДЕ

  Костюм воспринимается только на фигуре конкретного человека, сливаясь с его индивидуальным обликом и манерами. Но не всегда фигура человека соответствует той форме костюма, модной одежде, которую хотелось бы носить. Поэтому в костюме следует подчеркнуть желаемые формы и замаскировать не выгодные.

  Иллюзии не на всех действуют одинаково: на одних они действуют очень активно и могут «разубедить» даже в знаниях этого предмета, а на других слабое действие. Иллюзии могут быть обусловлены разными причинами. Всего существуют 3 типа иллюзий:

    Физические, возникающие в следствии отражения или преломления лучей света, когда мы видим изменения лучей света, когда мы видим изменение направления предмета (ложка в стакане чая).

    Физиологические, зависящие от нашего глаза

    Психологические, к которым относятся восприятие смысла целой фигуры, направление внимания, прошлые опыты.

  Особенно сильно иллюзии проявляются при восприятии цветовых сочетаний. Различная кривизна поверхности может ослаблять или усиливать восприятие цвета. Поверхности вогнутые, кривые могут собирать цвет и сгущать его на этих участках, выпуклые ослаблять цвет. Это связано с изменением освещенности участков вследствие различного положения их относительно лучей света. Поэтому один и тот же цвет на разных участках изделия выглядит по разному и трудно установить его локальность.

Глаз может улавливать тончайшие переходы цвета в зависимости от источника света; он может различать виды материалов по их светоотражающей и поглощающей способности: цвета бархатов кажутся более насыщенным, чем цвета материалов прозрачных или с блестящей поверхностью.  

Цвет неотделим от формы, силуэта предмета. Поскольку форма представляет собой сочетание геометрических объёмов, особое значение приобретают оптические иллюзии.