Звуковые волны
В 1947 г.
английский физик Дэннис Габор
предложил интересный способ
устранения аберрации[a] в
электронных микроскопах. Он
предложил преобразовывать электронную
волну в световую,
устранять хорошо известную
оптическую аберрацию, а потом снова
преобразовывать эту волну
в электронную и,
уже очищенную от
аберрации, использовать в дальнейшем. Однако
чтобы «подлечить» световую
волну следует её
каким-то образом зафиксировать, и
обычная фотография для
этой цели не
подойдёт. Когда мы
смотрим на фотографический, снимок все
предметы изображённые на нём
кажутся нам плоскими.
Что особенно выражено
при косом рассматривании снимка.
Дело в том,
что фотография даёт нам информацию
только об амплитуде
световой волны, излучаемой
предметом, но абсолютно
ничего не говорит
о её фазе.
Другими словами плёнка
фиксирует только интенсивность падающего
на неё света,
то есть те
предметы, которые при
съёмке были освещены
сильнее, получились ярче
и на фотографии.
Однако уловить фазу,
то есть определить
насколько одна волна
пришла позже другой,
ни один прибор
не в состоянии.
Дело в том,
что частота видимого
света равна 4·1014 —
7,5·1014 Гц и поэтому фазу
этой волны представляет довольно
большие трудности. Однако
всем известна картина
интерференции света с чередующимися чёрными
и белыми полосами.
Причём, как известно,
чёрные полосы это
те области, где
волны, прошедшие через
щели, сошлись в противофазе, то
есть со сдвигом
фаз в 180о, а
белые области там –
где волны попали
в фазу, то
есть со сдвигом
фаз в 0о. Остальные
участки серого цвета
соответствуют промежуточным случаям,
когда сдвиг фаз
больше или меньше
180о.
Таким образом, на
этом рисунке смогла запечатлеться информация
и о фазе
световой волны и
об её амплитуде,
но только это
картина суммарной волны,
получившейся в результате
интерференции, и как
бы находящаяся в «зашифрованном» состоянии.
Итак, Лондон,
1947г. Габор пытается
поймать световую волну.
Для этого он
берёт полупрозрачный кубик
и освещает его руной лампой[b], которая
тогда была наилучшим
источником световых волн постоянной длины. Таким
образом волна от лампы (А1) попала
на кубик, и появилась отражённая
волна (А2), которая,
сложившись с волной
А1, образовала новую
суммарную световую волну:
А3 = А1+
А2
На пути волны
А3 Габор поставил
очень чувствительную фотопластинку. В
результате на ней
зафиксировалась интерференционная картина — перемежающиеся белые
и чёрные полосы.
Итак, Габору
удалось «заморозить» световую
волну, испускаемую кубиком.
Но вместе с
ней на фотопластинке
зафиксировалась и «побочная»
полна от лампы.
Поэтому перед учёным
встал нелёгкий вопрос:
как же из
этой «смеси» добыть
изначальную волну (А2)?
Чтобы понять смысл
метода, предложенного Габором, достаточно представить
искомую волну, как
производную:
А2 = А3
– А1
Где “ – А1” говорит
о том, что
свет от лампы
идёт в обратном
направлении, таким образом
погашая «лишнюю» волну
на фотопластинке и
оставляя только волну,
отражённую кубиком (А2).
Если посмотреть на
такую восстановленную волну,
то можно увидеть
сфотографированный предмет, который
словно парит в
воздухе.
[a] Аберрация (от
лат. Aberratio - уклонение) ¾ буквально
отклонение от нормы.
В электронных линзах
это искажение изображения
из-за немоноэнергеичности пучка
электронов.
[b]
Ртутная лампа — газоразрядный источник
света, работающий на
ртутных парах, в которых при
электрических разрядах возникает
главным образом ультрафиолетовый и
видимый свет.