Денежно-кредитная политика центральных банков
дм ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра бизнеса и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ "ОСНОВЫ БИЗНЕСА"
НА ТЕМУ:
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
Исполнитель: студент группы ДЭ-101
Мельников Р.М.
Научный руководитель: доцент,к.э.н.
Щеголева Н.Г.
Москва, 1995 год.
к План.о
Введение ..................................................... 2
Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5
Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8
Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12
Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15
Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-
ки .......................................................... 19
Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-
говля ....................................................... 23
Заключение .................................................. 26
Использованная литература ................................... 27
д Введение.о
Одним из необходимых условий эффективного развития народно-
го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование
четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего
Центральному банку воздействовать на деловую активность, контро-
лировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилиза-
ции денежного обращения.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования со сто-
роны Центрального банка выступает совокупная наличная и безна-
личная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит
изменение совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги
на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная
масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной дея-
тельности банков), регулирование структуры и объема денежного
оборота Центральный банк осуществляет посредством управления
операциями банковских учреждений второго уровня, определения ус-
ловий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инс-
трументов и методов.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не
нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической
свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование
хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые
этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В
этом заключается одно из главных различий между двумя основными
направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-
кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,
изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-
ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-
ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для
реализации трансфертной программы, а также для финансирования
иных государственных расходов. Денежно-кредитная политика, на
мой взгляд, лучше соответствует рыночной системе хозяйствования,
нежели фискальная.
В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать
стабильность цен, полною занятость и экономический рост - таковы
ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью при-
ходится решать более узкие, отвечающие насущным потребностям
экономики страны задачи. В зависимости от конкретных условий,
сложившихся в той или иной экономической системе, определяются
приоритетные направления приложения монетарных методов. Но нель-
зя забывать о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно
мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью
можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная
альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе нега-
тивных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на
высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации,
рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной
политики на экономику государства, дадут положительные результа-
ты.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений
основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня
безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных
методов можно изменить предложение денег в экономической систе-
ме. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные
переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат
корреляции между приращением денежной массы и состоянием эконо-
мики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской
теориях, используемых для принятия денежными властями практичес-
ких решений.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает
Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, напри-
мер, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк Рос-
сии), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В не-
которых странах функции центрального денежно-кредитного учрежде-
ния выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная
Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики
- денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из
ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономи-
ки. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк
реализует политику стабилизации экономики, достижения товар-
но-денежной сбалансированности.
Одной из важнейших задач Центрального банка в условиях дву-
хуровневой банковской системы является организация процессов уп-
равления операциями банков на макроэкономическом уровне, поддер-
жание стабильности функционирования банковской и денежной систем
страны. Центральным банком, исходя из сложившейся хозяйственной
конъюнктуры, выбираются цели и приоритеты, разрабатываются соот-
ветствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, за-
тем реализуемые (более или менее успешно) посредством разнооб-
разных инструментов и методов.
Центральный банк издает официальные материалы (письма, те-
леграммы), имеющие либо обязательный, либо рекомендательный ха-
рактер. Таким образом до сведения коммерческих банков доводится
информация о процедурных, структурных и количественных изменени-
ях в регулирующих мероприятиях Центрального банка, смещении ак-
центов при выборе инструментов монетарной политики.
Регулирующая деятельность Центрального банка основана на
анализе динамики основных макроэкономических показателей, прежде
всего валового национального продукта и национального дохода,
индекса цен, уровня безработицы, дефицита государственного бюд-
жета.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимой централь-
ным банком, экономика не может эффективно функционировать. В пе-
риоды экономического спада и роста безработицы, падения произ-
водства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы сти-
мулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в произ-
водство, а также потребительских расходов - необходимо увеличи-
вать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровож-
даемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно
этим и занимаются центральные эмиссионные банки.
Основная масса денег, функционирующих в рыночной экономике,
представлена чековыми вкладами. Поскольку "создают" такие вклады
коммерческие банки и иные денежно-кредитные учреждения, цент-
ральные банки управляют возможностью этих институтов финансового
рынка "создавать" чековые деньги посредством кредитно-депозитной
эмиссии.
Такую деятельность нельзя не регулировать. Дело в том, что
коммерческие банки, движимые своими экономическими интересами,
не пытаются сформировать на трансакционных депозитах "нужное"
для экономики количество денег, а, наоборот, усугубляют цикли-
ческие колебания спада и инфляции. Они считают выгодным расши-
рять предложение денег в периоды роста и тем самым усугубляют
инфляцию, а во время депрессии - сокращать денежное предложение
для обеспечения ликвидности, чтобы застраховать себя от угрозы
банкротства.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь
экономике в достижении объема производства, характеризующегося
полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране
на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна
минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста
безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточ-
но сложная, и, на мой взгляд, наше руководство не совсем успешно
с ней справляется. Важно определить долговременные приоритеты.
Зачастую же происходят метания из одной стороны в другую: то ос-
новной задачей объявляется приостановление спада производства,
то - сокрушение инфляции.
д Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования.о
Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит
от форм организации банковской деятельности в стране и полномо-
чий Центрального банка. Существенное влияние оказывают и иные
факторы. Центробанк может использовать как прямые (администра-
тивные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на
деятельность банков.
К административным методам относятся прямые ограничения
(лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отно-
шении разнообразных параметров деятельности банков по различным
направлениям. При использовании административных методов воз-
действия наиболее широко используются следующие виды ограниче-
ний: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на
выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре-
сурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, лимитиро-
вание размеров комиссионного вознаграждения и тарифов за оказа-
ние различных видов услуг, определение процентных ставок, видов
обеспечения, а также лицензирование отдельных направлений бан-
ковской деятельности (например, лицензирование операций с валю-
той и драгоценными металлами).
Административные методы, как правило, используются в стра-
нах с развитой системой государственного планирования экономики.
Правда, довольно часто административное регулирование вводилось
в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь
на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредит-
ные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также
во время корейской войны. Российский же Центробанк частенько пы-
тается сделать упор именно на административные методы. Видимо,
сохраняется пережиток социалистической системы центрального хо-
зяйственного управления.
К экономическим методам регулирования совокупного денежного
оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в
основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйс-
твующими субъектами (прежде всего, коммерческими банками), и не
предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют
три основные группы экономических методов управления денежным
предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. Использо-
вание налоговых методов не является функцией Центрального банка.
Его прерогатива - нормативные и корректирующие методы.
К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф-
фициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде
норматива. Нормативные методы применяются путем установления и
периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения
контрольных цифр в виде соотношения двух величин. Основным нор-
мативным инструментом является изменение нормы обязательных ре-
зервов, которая во многом определяет размер денежного мультипли-
катора.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения
кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступа-
ет в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с цен-
ными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Централь-
ного банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за
счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия
отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать
стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депо-
зитную эмиссию в зависимости от ситуации.
Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике
рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков.
В частности, Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль
за финансовыми посредниками, в настоящее время практически не
использует административных методов.
В большинстве стран в целях управления и регулирования бан-
ковских операций Центральный банк ориентируется в основном на
использование экономических методов, работая, впрочем, и с адми-
нистративными инструментами. Согласно установкам официальной де-
нежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по
денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, оп-
ределяются наиболее эффективные в данный момент методы управле-
ния и инструменты воздействия на деятельность банков. Тактичес-
кие действия на краткосрочных временных отрезках во многом опре-
деляются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сло-
жившейся системы приоритетов.
В действующем банковском законодательстве нашей страны (ко-
торое, впрочем, пересматривается сейчас Государственной Думой)
юридически закрепляется переход от чисто административных к ис-
пользованию экономических методов регулирования денежного обра-
щения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок.
Принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими бан-
ками построены так, чтобы минимизировать вмешательство государс-
тва в действия субъектов рыночной экономики: Центральный банк не
имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих бан-
ков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пре-
делами действия соответствующих законов и направлены на поддер-
жание стабильности денежно-кредитной системы, но не тотальный
контроль за банками второго уровня.
В сегодняшних условиях, напоминающих (правда, отдаленно)
рыночную экономику, инструментами реализации установок денеж-
но-кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны
стать минимальные резервных требования, определение размеров ре-
финансирования коммерческих банков и установление учетной став-
ки, а также операции на открытом рынке.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Цент-
ральный банк делает выбор между двумя основными типами монетар-
ной политики, для каждого из которых характерен свой набор инс-
трументов и определенное сочетание экономических и администра-
тивных методов регулирования.
Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика
(так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесто-
чение условий и ограничение объема кредитных операций коммерчес-
ких банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение
обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов,
сокращением государственных расходов, а также другими мероприя-
тиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная де-
нежно-кредитная политика может быть использована не только в це-
лях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колеба-
ний деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается
расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над
приростом количества денег в обращении, понижением уровня про-
цента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых
денег.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и
рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный ха-
рактер. При тотальной монетарной политике мероприятия Централь-
ного банка распространяются на все учреждения банковской систе-
мы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их
группы или же на определенные виды банковской деятельности. Се-
лективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному бан-
ку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении.
При ее проведении практикуется использование следующих инстру-
ментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных
видов операций банков (или их групп, например по регионам), ус-
тановление размеров вознаграждения коммерческих банков при про-
ведении различных финансово-кредитных операций, регламентация
условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщи-
ков, установление кредитных потолков.
Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно
и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих
банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном
случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разрабо-
танные на основе такого выбора основные направления денежно-кре-
дитной политики утверждаются законодательным органом. При этом
необходимо учитывать временной лаг между проведением того или
иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффек-
та от его реализации.
Основными инструментами денежно-кредитной политики - средс-
твами, при помощи которых планируется достичь поставленных целей
- являются операции на открытом рынке, изменение резервной нормы
и изменение учетной ставки.
д Глава 2. Операции на открытом рынке.о
Одним из самых важных средств регулирования денежного обра-
щения являются операции на открытом рынке. Под этим понимается
покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций госу-
дарственных займов) на открытом рынке - то есть у финансовых
посредников и населения. Сюда не входят непосредственные дейс-
твия центрального банка по финансированию дефицита государствен-
ного бюджета (как, например, скупка ГКО Центробанком после неу-
дачного для Минфина аукциона на ММВБ). Да и на первичных аукцио-
нах по размещению ГКО Центробанк выступает главным образом в ро-
ли генерального агента Минфина, а не участника торгов облигация-
ми, хотя ему и предоставлено право в исключительных случаях по-
купать государственные ценные бумаги при первичном размещении.
В последнем случае происходит кредитование дефицита федерального
бюджета.
Под определение операций на открытом рынке - вторичном -
подпадают действия с долгами государства, уже находящимися в об-
ращении и имеющими форму облигаций (а не суррогата денег типа
КО). Только когда облигации (в России - ГКО) приобретут своего
первого владельца, они смогут выступать в качестве объекта опе-
раций Центрального банка на открытом рынке.
Предположим, центральный банк собирается купить облигации
на открытом рынке. Каковы его потенциальные контрагенты? Их мож-
но разбить на 2 группы: финансовые посредники (главным образом
коммерческие банки) и участники делового оборота, не являющиеся
финансовыми посредниками (любые юридические и физические лица).
Покупка у них облигаций вызовет увеличение предложения денег,
однако происходить это будет по-разному.
Предположим, центральный банк покупает облигации у како-
го-то коммерческого банка. Естественно, он не станет платить на-
личностью. Центробанк произведет оплату увеличением резервов
коммерческого банка на сумму покупки. В результате возрастет
способность банка к кредитованию.
Теперь рассмотрим другой случай. Частному лицу или фирме
центральный банк заплатит выписанным на себя чеком. Получивший
чек контрагент вкладывает его на трансакционный депозит в свой
банк; банк же посылает этот чек в центральный банк для учета. В
результате коммерческий банк увеличивает свои резервы, а значит
и способность к кредитованию.
Однако налицо существенная разница в результатах этих мно-
гоступенчатых сделок. В первом случае увеличиваются лишь резервы
коммерческого банка (которые, правда, он может использовать в
качестве покрытия для кредитов). Во втором случае помимо резер-
вов увеличиваются и чековые вклады, то есть сразу же возрастает
денежная масса М1. Рассмотрим это различие более подробно при
помощи математических уравнений.
Пусть ^ М - изменение денежного предложения, F - сумма, уп-
лаченная центральным банком за облигации, BM - банковский муль-
типликатор. Тогда получаем
для первого случая:
^ M = F * BM ;
для второго случая:
^ M = F + F * (1 - 1 / BM) * BM = F * BM.
Получается, что денежное предложение одинаково изменилось
как в первом, так и во втором случае. Однако структура денежной
массы в этих ситуациях изменилась неодинаково: в первом случае
чековые вклады в банках увеличиваются только за счет кредитной
эмиссии коммерческих банков; во втором случае денежная масса из-
менилась на F (что составляет долю 1 / BM в общем увеличении аг-
регата М1) за счет того, что покупатель облигации вкладывает чек
на текущий счет в своем банке, а остальная часть увеличения де-
нежного предложения вызвана кредитной эмиссией банковской систе-
мы.
Естественно, скупка ценных бумаг не является единственной
возможностью Центробанка на открытом рынке. Он может не только
покупать, но и продавать государственные облигации. Механизм
этой операции таков.
При продаже Центральным банком ценных бумаг коммерческим
банкам те выписывают чеки на свои корреспондентские счета в
Центробанке. Национальный банк учитывает эти чеки, уменьшая ре-
зервы банков на соответствующие суммы.
При продаже государственных облигаций юридическим лицам, не
являющимся коммерческими банками, и населению, получается, в
сущности, аналогичный результат. Покупатели оплачивают ценные
бумаги чеками на свои банки. Центральный банк уменьшает на эту
сумму резервы, а коммерческий банк покупателя - его трансакцион-
ный депозит. В результате происходит изъятие резервов из бан-
ковской системы.
Важно отметить, что уменьшение объема денежной массы в эко-
номике происходит в этих двух случаях не совсем одинаково. При
продаже ценных бумаг коммерческому банку уменьшаются его резер-
вы; при продаже облигаций иным участникам делового оборота сок-
ращаются не только резервы, но и непосредственно в ходе операции
- их депозитные счета. Проиллюстрируем это математически.
в первом случае:
^ M = - F * BM ;
во втором случае:
^ M = - F - F * ( 1 - 1 / BM) * BM = - F * BM.
Как видно из этих уравнений, главные результаты продаж
Центральным банком ценных бумаг (вне зависимости от типа рыноч-
ного контрагента) будут одинаковыми. Произойдет изъятие резервов
из системы коммерческих банков (прямо пропорционально банковско-
му мультипликатору). Денежное предложение снизится.
Ведущую роль в операциях на открытом рынке играют коммер-
ческие банки и иные финансовые институты. Частные лица практи-
чески не заключают сделок напрямую с Центральным банком.
Но что же заставляет коммерческие банки и население идти на
покупку или продажу государственных облигаций и заключать сделки
с Центральным банком? Дело заключается в тривиальном взаимодейс-
твии спроса и предложения. Когда Центробанк решает покупать цен-
ные бумаги, спрос на них возрастает, цена растет, а процентная
ставка падает. Это стимулирует "сброс" облигаций контрагентами
Центробанка. При продаже бумаг Центробанком увеличивается пред-
ложение, падает цена, растет процентная ставка. Это приводит к
активнейшей скупке государственных долговых обязательств.
По форме проведения рыночные операции Центрального банка с
ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая опе-
рация представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная
заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным соверше-
нием обратной сделки по заранее установленному курсу. Этот инс-
трумент денежного регулирования чрезвычайно популярен в странах
с развитой рыночной экономикой. Так, доля обратных операций (по
отношению к совокупному объему операций на открытом рынке) для
центральных банков ведущих промышленно развитых стран составляет
от 82 до 99,6%.
Обратные операции на открытом рынке, как правило, осущест-
вляются путем заключения соглашений между Центральным банком и
коммерческими банками о покупке государственных ценных бумаг с
обязательством их обратной продажи через определенный срок
(обычно один или два месяца) по заранее оговоренной цене.
Обратные операции осуществляются Центральным банком в стро-
го определенный день недели. День покупки совпадает с днем об-
ратной продажи ценных бумаг. В данных операциях получают право
участвовать отнюдь не все банки, а лишь те, которые открыли в
Центробанке специальные счета по хранению и учету ценных бумаг.
Суть операций заключается в том, что Центральный банк пред-
лагает рыночным контрагентам продать ему ценные бумаги на усло-
виях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством
их обратной продажи через несколько недель. Причем все процент-
ные выплаты по ценным бумагам получают исключительно контрагенты
Центробанка.
Предметом торгов служит ставка процента, уплачиваемая ком-
мерческими банками за пользование денежными средствами, получен-
ными от продажи облигаций на срок. Таким образом, обратные опе-
рации на открытом рынке представляют собой аналог кредита под
залог ценных бумаг - ломбардного кредита. В этом случае Центро-
банк - кредитор в последней инстанции - использует механизм,
сходный с учетной операцией. С экономической, а не юридической
точки зрения, разница заключается в том, что ставку процента при
обратных операциях определяет не только Центральный банк, но и
все коммерческие банки, участвующие в аукционе.
Следует отметить, что благодаря проведению операций по по-
купке ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи
Центральный банк будет иметь возможность не только производить
инъекции в банковскую систему с целью расширения масштаба креди-
тования, но и сокращать совокупные резервы, мультипликативно
уменьшая денежную массу. Ведь если объем обратной продажи ранее
купленных государственных облигаций превышает суммарный объем
новых контрактов, это приведет к сокращению совокупных резервов
и, как следствие, изъятию денег из экономики.
В настоящее время в мировой экономической практике именно
операции на открытом рынке являются основным средством регулиро-
вания денежного предложения. Это вызвано их прежде всего необык-
новенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего вли-
ять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках,
сглаживать нежелательные колебания денежной массы.
В России рынок государственных облигаций высоко развит
(правда, скорее количественно, нежели качественно). Правда, их
роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той,
которую они играют в западных странах. Безусловно, в любом слу-
чае (и в России, и на Западе) главной является фискальная цель -
финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент моне-
тарного регулирования государственный долг применяется в России
весьма своеобразно.
Казначейские обязательства, например, являются беспреце-
дентным инструментом в мировой практике. На финансовом рынке по-
явился гибрид, обладающий одновременно свойствами векселя, госу-
дарственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства
расчета.
На первом этапе своего обращения казначейские обязательства
выступают в качестве своеобразного суррогата денег - средства
обращения, предназначенного для расшивки неплатежей. Эти обяза-
тельства (подпадающие, на мой взгляд, под определение денежного
агрегата MR - реально использующихся в российском платежном обо-
роте средств обращения) "появляются" в результате оформления за-
долженности госбюджета перед предприятиями в виде бумаг с доход-
ностью 40%. Но следует отметить, что обращение некоторых серий
может быть затруднено из-за дополнительных ограничений (в част-
ности, осуществления расчетов только со строго определенными от-
раслями народного хозяйства).
После того как бумаги получают определенное количество ин-
доссаментов (от одного до пяти), они могут продаваться любому
юридическому лицу, то есть поступают на открытый рынок как госу-
дарственные ценные бумаги с доходностью 40%. Сейчас объемы про-
даж казначейских обязательств на открытом рынке рынке растут.
Вот здесь-то и открываются для Центробанка возможности по прове-
дению ортодоксальных операций на открытом рынке. Однако многоп-
рофильность КО, в частности, возможность погашения обязательств
налоговыми освобождениями, увеличивают фискальную и преуменьшают
денежно-кредитную составляющие этого нетривиального инструмента.
Что же касается государственных краткосрочных обязательств
(ГКО), то в денежно-кредитной политике (в отличие от фискальной)
они играют совсем иную роль, нежели казначейские векселя, ис-
пользуемые Федеральной Резервной Системой. Главным результатом
их использования при реализации мероприятий монетарной политики
является регулирование курса американского доллара по отношению
к российскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов
банковской системы.
Показательно, что исполняющая обязанности председателя
Центробанка Татьяна Парамонова в интервью еженедельнику "Эконо-
мика и жизнь", рассказывая о денежно-кредитной политике, ее ме-
тодах и приоритетах на данном этапе, даже не упомянула об опера-
циях на открытом рынке. Российские денежные власти ориентируются
прежде всего на более грубые и простые инструменты - резервную
норму и учетную ставку.
Таким образом, операции, осуществляемые российским Центро-
банком на открытом рынке, довольно своеобразны. Нетривиальность
инструментов денежного рынка еще более осложняет выработку стра-
тегий, а также реализацию тактических мероприятий, направленных
на приостановление спада промышленного производства и сдержива-
ние инфляции.
д Глава 3. Изменение учетной ставки.о
Центральные банки обладают еще одним мощным средством денеж-
но-кредитного регулирования. Они предоставляют ссуды банкам вто-
рого уровня. При этом возможны два варианта передачи денежных
средств коммерческим банкам.
Центральный банк может "переучитывать" долговые обязатель-
ства клиентов коммерческих банков. При этом эти активы комбанков
передаются в Центробанк в обмен на денежную наличность. При от-
сутствии лимитов и ограничений в этой области банки никогда не
истощили бы свои ресурсы, снабжая ссудами хозяйствующих субъек-
тов рыночной экономики. Поэтому практически ни один из централь-
ных банков не занимается переучетом в неограниченных размерах.
В самом деле, для экономики довольно пагубной вещью являет-
ся эластичная денежная масса, автоматически расширяющаяся в пе-
риоды интенсивной деловой активности и сокращающаяся в периоды
спада производства. Это приводит к гибельному усилению амплитуды
периодических колебаний основных параметров экономической систе-
мы.
Большинство централизованных финансовых ресурсов националь-
ных банков в настоящее время выделяются коммерческим банкам не в
результате переучета векселей, а посредством выдачи кредитов
(часто под залог ценных бумаг).
Центральные банки, как правило, проводят учетную политику
посредством установления и пересмотра официальной процентной
ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета
ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кре-
дитования банковских учреждений).
Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ре-
сурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас
несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов (в
терминологии США - федеральных фондов). Он в полной мере стре-
мится играть роль "кредитора в последней инстанции".
Политику переучетных операций как метод монетарного регули-
рования Центральный банк осуществляет либо путем установления
ставки редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи из-
менения условий их переучета (прямой метод) - прежде всего, пос-
редством квотирования. Политика рефинансирования Центральным
банком коммерческих банков может включать регулирование при по-
мощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный
метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их
групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий
предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой ме-
тод).
При проведении государственной учетной политики Центральный
банк также использует не только экономические инструменты (изме-
нение уровня официальных ставок), но и административные - прямой
контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное
распределение кредитной маржи (разницы между средними процентны-
ми ставками по активным и пассивным операциям), установление
верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов
или их фиксированного отношения к официальным ставкам.
Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило,
на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления лом-
бардного кредита в большинстве случаев не превышает полугода.
Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают госу-
дарственные ценные бумаги.
К переучету, а также в качестве залога при предоставлении
ломбардного кредита могут быть приняты лишь самые надежные цен-
ные бумаги. Сюда входят государственные облигации и некоторые
виды обязательств клиентов по отношению к своим банкам, список
которых утверждается органами Центрального банка.
Одними из методов денежно-кредитной политики являются также
определение квот переучета, а также условий предоставления лом-
бардного кредита. В дальнейшем все меры, предпринимаемые Цент-
ральным банком при кредитовании им коммерческих банков, будем
называть учетной политикой (изменением учетной ставки). При этом
под учетной ставкой будем понимать "универсальный" процент, по
которому Центральный банк взыскивает процентные платежи по пре-
доставляемым им ссудам.
Коммерческий банк, берущий у Центрального банка ссуды, уве-
личивает тем самым совокупные резервы банковской системы и тем
самым мультипликативно расширяет денежную массу.
Центральный банк может устанавливать и изменять учетную
ставку. С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка
представляет собой издержки, которые приносит приобретение ре-
зервов у Центробанка. Следовательно, падение учетной ставки по-
ощряет банки второго уровня к заимствованию резервов у Централь-
ного банка. Опирающиеся на эти новые резервы кредиты коммерчес-
ких банков увеличат денежное предложение. Увеличение государс-
твенными денежными властями официальной процентной ставки приве-
дет к сокращению заимствований со стороны банков второго уровня
у национальных банков. Эта мера, как правило, применяется в слу-
чае проведения Центральным банком жесткой рестрикционной кредит-
но-денежной политики (так называемой политики дорогих денег).
Среди инструментов монетарного регулирования в странах с
развитой смешанной экономикой учетная ставка является вторым по
значению инструментом после операций на открытом рынке. А в не-
которых странах именно учетная политика является основной сос-
тавляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализиро-
вать, как же взаимодействуют операции на открытом рынке и учет-
ная политика, формируя единую стратегию и тактику монетарного
регулирования.
В случае, когда Центральный банк пытается сократить денеж-
ное предложение путем продаж государственных облигаций на откры-
том рынке, при неизменной официальной процентной ставке объемы
учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции
будут действовать в противоположном направлении, нежели операции
на открытом рынке, а не усиливать последние. Механизм учета в
этом случае играет роль своеобразного предохранительного клапа-
на. Поэтому необходимо координировать действия на открытом рынке
с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении
монетарного регулирования.
При продаже государственных облигаций на открытом рынке в
целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк ус-
танавливает высокую учетную ставку. При реализации экспансио-
нистской расширительной политики денежные власти понижают про-
цент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность
операций на открытом рынке.
Почему же учетная политика уступает по значению операциям
на открытом рынке среди инструментов денежно-кредитного регули-
рования?
Во-первых, Центральный банк не в состоянии посредством из-
менения учетной ставки реализовывать задачи денежно-кредитного
регулирования в полной мере. Если манипулирование совокупными
резервами банковской системы посредством операций на открытом
рынке и изменения нормы обязательных резервов осуществляется по
инициативе Центрального банка, то использование централизованных
кредитов зависит от потребностей банков второго уровня и выбора
ими способа их удовлетворения. Центральный банк не может навя-
зать коммерческим банкам больше учета. Он может лишь поощрять
коммерческие банки к увеличению объема привлекаемых централизо-
ванных кредитов посредством уменьшения процентных ставок рефи-
нансирования и редисконтирования, или ограничивать такого рода
заимствования путем повышения ставок. Однако нельзя забывать,
что Центральные банки обладают все-таки одним очень сильным
средством воздействия в этой области - правом вето, отказа в
предоставлении кредита.
Кроме того, количество резервов коммерческих банков, полу-
чаемых путем займов у Центрального банка, обычно очень невелико.
К активизации учетных операций приводят, как правило, лишь круп-
номасштабные действия на открытом рынке.
Кроме непосредственного воздействия на банковские резервы,
учетная ставка обладает важным информативным свойством. Она яв-
ляется важнейшим индикатором, демонстрирующим намерения Цент-
рального банка в области денежно-кредитного регулирования. Следя
за динамикой учетной ставки, можно определить, к какой монетар-
ной политике - рестрикционной или экспансионистской - склоняется
Центральный банк. Правда, бывает и так, что ставка изменяется в
соответствии с изменениями ставок межбанковских кредитов, а не
приоритетами денежно-кредитного регулирования.
В некоторых странах процентная ставка по ссудам Центрально-
го банка выше рыночных кредитных ставок - Центральные банки в
полной мере используют свой статус "кредитора в последней инс-
танции". Однако Федеральная Резервная Система - орган, осущест-
вляющий денежно-кредитное регулирование в Соединенных Штатах -
придерживается несколько иной практики.
ФРС рассматривает предоставление помощи банкам как послед-
нее средство их спасения от временных неудач. Поэтому американс-
кая сеть центральных банков не устанавливает штрафную ставку
процента. Более того, обычно учетная ставка ниже средневзвешен-
ного процента по федеральным фондам. Такая практика стимулирует
заимствования коммерческих банков у ФРС. Однако, используя иные
рычаги, ФРС не позволяет банкам злоупотреблять возможностью по-
лучения столь дешевых денег.
Ресурсы Федеральной Резервной Системы предоставляются ком-
мерческому банку лишь после тщательной экспертизы, выявляющей
истинные мотивы обращения банка в центральный финансовый орган.
Но даже в случае выдачи кредита Федеральный Резерв устанавливает
специальный контроль за деятельностью банка, чтобы выявить и
проанализировать причины его неудач.
Необходимо отметить, что суммарная помощь Федерального Ре-
зерва банковской системе не превышает в любой момент времени
двух миллиардов долларов, что составляет ничтожную долю денежной
массы США. В этой связи изменения учетной ставки оказывают край-
не незначительное воздействие на динамику денежного предложения.
Поэтому Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы рассмат-
ривает этот инструмент скорее как индикатор денежно-кредитной
политики, а не средство реального регулирования.
д Глава 4. Пересмотр резервных требований.о
Посредством манипулирования резервной нормой Центральный
банк может влиять на способность банковской системы к кредитова-
нию, то есть изменять денежное предложение. Рассмотрим результа-
ты изменения резервных требований при помощи математических
уравнений и неравенств.
Пусть I=1 - состояние банковской системы до пересмотра ре-
зервных требований, I=2 - состояние банковской системы после пе-
ресмотра резервных требований, d - суммарные трансакционные де-
позиты, R - фактические совокупные резервы коммерческих банков,
r (I) - резервная норма, ER (I) - избыточные резервы, соответс-
твующие резервной норме r (I), CM (I) - способность банков вто-
рого уровня к созданию денег посредством кредитно-депозитной
эмиссии, ^ CM - изменение способности банковской системы к кре-
дитованию. Тогда можно использовать эти именованные величины для
анализа изменений, происходящих в банковской системе.
ER1 = R - d * r1
ER2 = R - d * r2
Величина избыточных резервов определяется тремя параметра-
ми: фактическими резервами R, объемом чековых депозитов d и ре-
зервной нормой r. В сверхкраткосрочном периоде (сразу же после
объявления Центральным банком о пересмотре резервных требований)
изменить совокупные резервы и трансакционные счета практически
невозможно (в силу непродолжительности временного отрезка), поэ-
тому избыточные резервы ER2 можно рассматривать как функцию от
одной переменной r2.
│ ER2
│
│ R
│
│ R
│ ───
│ d r2
├──────────────────────────────────────────────────────────
│
│
│
│
│
При r2 < R / d коммерческие банки будут иметь возможность
кредитования, что в конечном счете приведет к мультипликативному
расширению денежной массы. В случае r2 = R / d банковская систе-
ма перейдет в состояние равновесия, когда обязательные резервы
будут полностью использованы в качестве покрытия чековых депози-
тов. Случай r2 > R / d - самый болезненный для банков второго
уровня. Им придется предпринимать чрезвычайные меры, чтобы вы-
полнить предписания Центробанка по нормативам резервирования.
R - d * r1 R
CM1= ──────────── = ──── - d
r1 r1
R - d * r2 R
CM2 = ──────────── = ──── - d
r2 r2
Возможность банковской системы к кредитованию является
функцией тех же самых переменных, что и избыточные резервы. Бо-
лее того, они действуют в одних и тех же направлениях и в том, и
в другом случае: увеличение совокупных резервов R приводит к
увеличению значения функции, а увеличение резервной нормы r и
объема трансакционных депозитов d - к уменьшению значения функ-
ции. Однако характер связи между r2 и CM2 отличается от зависи-
мости между r2 и ER2. Отобразим это при помощи графика:
│ CM2
│
│
│
│
│
│
│
│ R
│ ───
│ r1 d r2
├──────────────────────────────────────────────────────────
│
│
│
Кстати, нуль функции ER2 R / d будет являться также и нулем
функции СМ2. Действительно,
CM2 = 0
R / r2 - d = 0
r2 = R / d
Проанализируем теперь изменение способности банков второго
уровня к созданию денег путем кредитно-депозитной эмиссии после
пересмотра резервных требований Центральным банком.
R - d * r2 R - d * r1
^ CM = CM2 - CM1 = ──────────── - ─────────── =
r2 r1
r1 * R - d * r2 * r1 - r2 * R + d * r2 * r1
= ──────────────────────────────────────────── =
r1 * r2
R * ( r1 - r2 ) R R
= ───────────────── = ──── - ────
r1 * r2 r2 r1
Как видно из этого уравнения, уровень денежной массы в го-
сударстве во многом определяется нормой обязательных резервов,
которые коммерческие банки должны держать в качестве покрытия
своих депозитов. При увеличении резервных требований денежное
предложение расширяется, при уменьшении - сжимается.
│ ^ CM
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│ r1 r2
├──────────────────────────────────────────────────────────
│
│
│
Из приведенного выше анализа следует, что изменение резерв-
ной нормы является чрезвычайно важным инструментом монетарного
регулирования.
Увеличение резервной нормы приводит к росту необходимых ре-
зервов, которые должны держать депозитные институты в качестве
покрытия. При этом возможны два варианта: либо банки второго
уровня понизят избыточные резервы (когда резервная норма увели-
чивается незначительно), либо им придется прибегать к чрезвычай-
ным мерам (если резервные требования увеличиваются намного).
Во втором случае банкам придется сокращать объем своих че-
ковых депозитов и одновременно увеличивать резервы, то есть вли-
ять в среднесрочном периоде на параметры d и R наших уравнений.
Для сокращения своих текущих счетов банки примут решение прибли-
зить сроки погашения уже выданных ссуд (если, конечно, такая
возможность предусмотрена условиями договора), а также будут
продавать ценные бумаги на открытом рынке. Покупатели используют
трансакционные депозиты, чтобы расплатиться с коммерческими бан-
ками. В результате всех этих действий сократиться денежная масса
в экономике.
Очевидно, что уменьшение резервных требований приведет к
росту способности системы коммерческих банков к кредитованию,
что в конечном счете приведет к увеличению денежного агрегата.
Изменение резервных требований оказывает воздействие на два
очень важных параметра, рассмотренных выше в математических
уравнениях. Приращение резервной нормы r оказывает непосредс-
твенное влияние на избыточные резервы ER и банковский мультипли-
катор BM. C увеличением r мультипликатор и избыточные резервы
сокращаются, с уменьшением - увеличиваются.
Хотя изменение резервных требований - чрезвычайно мощный
инструмент воздействия на денежно-кредитную систему, в мировой
практике он применяется нечасто. Дело в том, что даже незначи-
тельное изменение резервной нормы приводит к колоссальному изме-
нению объема денежной массы. Операции на открытом рынке - гораз-
до более гибкий метод, позволяющий оперативно изменять банковс-
кие совокупные резервы. Именно он в настоящее время (в передовых
странах со смешанной экономикой, разумеется) выходит на первый
план.
Есть и еще причины. Резервы для банков представляют собой
активы, не приносящие процента. Пересмотр резервных требований
существенно влияет на рентабельность банков второго уровня, при-
быльность банковского дела. Значительное изменение обязательных
для выполнения норм может привести к серьезнейшему финансовому
кризису, который, безусловно, самым пагубным образом отразится
на состоянии всего народного хозяйства. А частый пересмотр ре-
зервных требований может просто привести к хаосу: сокрытию бан-
ками своих сделок, резким колебаниям денежной массы, и, как
следствие, глобальному экономическому кризису.
Нормативы резервных требований устанавливаются дифференци-
ровано в зависимости от видов депозитов. Помимо этого, Централь-
ные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зави-
симости от срока деятельности банка, величины его активов, реги-
она, где банк осуществляет основную массу своих операций и обла-
дает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков,
нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные
штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные ком-
поненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не
только влиять на ее объем, но и определять ее структуру.
Совсем недавно, с 1 февраля 1995 года, Центральный банк
Российской Федерации установил новые резервные требования. Ранее
резервные нормы составляли 15 или 20 процентов в зависимости от
вида депозитов. Теперь по так называемым "коротким деньгам"
ставка обязательного резервирования составила 22%, по депозитам,
которые привлекаются на срок от 31 до 90 дней, - 15%, а свыше 90
дней - 10%. Было введено двухпроцентное резервирование по валют-
ным депозитам.
Как видно, резервные нормы увеличились по краткосрочным де-
позитам и сократились по долгосрочным. Видимо, Центральный банк
пытается "убить двух зайцев" - с одной стороны, поддержать наци-
ональную валюту (ведь именно "короткие деньги" идут на валютный
рынок), а с другой - стимулировать инвестиции. Трудно сказать,
принесет ли такая политика успех. Но показательно, что глава
Центробанка Татьяна Парамонова не ставит задачу оптимизации де-
нежной массы с учетом экономических реалий. Упор делается реше-
ние локальных задач - прежде всего, управление валютным курсом.
д Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной
политики.о
Ранее мы рассматривали, с помощью каких инструментов и ка-
ким образом Центральные банки влияют на денежное предложение.
Но, как представляется очевидным, само денежное предложение не
является конечной целью. Монетарная политика должна, прежде все-
го, улучшать состояние экономики, изменять ее основные перемен-
ные: валовый национальный продукт, инфляцию, безработицу.
В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной
политики на состояние экономики, а также целесообразность раз-
личных стратегий ее реализации составляют предмет спора между
экономистами. Представители кейнсианской, монетаристской и новой
классической школ выдвигают зачастую полярные предположения.
Кейнсианскую концепцию долгое время после второй мировой
войны разделяло большинство экономистов. Правительства стран с
развитой рыночной экономикой руководствовались рекомендациями
кейнсианцев при осуществлении экономической политики. Однако за-
тем появились новые экономические теории, ставящие под сомнение
выводы кейнсианцев, предлагающие иные методы. Такими теориями
стали прежде всего монетаризм, а также теория рациональных ожи-
даний.
Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне не-
устойчивая система. Они считают, что капитализм не обладает ме-
ханизмом, обеспечивающим макроэкономическую стабильность. Посто-
янные диспропорции между основополагающими экономическими пара-
метрами вызывают циклические колебания занятости, цен, объема
производства. Поэтому государство, с точки зрения кейнсианцев,
должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, осуществлять различные
регулирующие мероприятия, в частности проводить дискретную де-
нежно-кредитную политику.
Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика
обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности в
силу своей гибкости. Все циклические процессы вызваны не сла-
бостью рыночных механизмов в плане поддержания стабильности, а
ошибочными действиями государственных органов. Поэтому необходи-
мо минимизировать государственный сектор, а также избегать воз-
действия на рыночную систему посредством дискретной денеж-
но-кредитной политики.
Кейнсианство и монетаризм базируются на основополагающих
математических уравнениях. Кейнсианская теория выводит на первый
план совокупные расходы и их компоненты.
С + I + NX + G = ВНП - основное уравнение кейнсианцев, где
С - потребительские расходы населения, I - инвестиции, NX - чис-
тый экспорт, G - государственные расходы. Суть этого уравнения в
том, что совокупный объем расходов покупателей равен общей стои-
мости произведенных товаров и услуг.
Монетаризм опирается на уравнение И.Фишера: M * V = P * Q,
которое чаще называют уравнением обмена. Здесь М - денежное
предложение, V - скорость обращения денег в кругообороте продук-
тов и доходов, P - индекс цен, Q - физический объем национально-
го производства. Левая часть уравнения представляет собой сово-
купные расходы покупателей, правая - совокупную выручку продав-
цов.
Кейнсианцы считают, что цепь причинно-следственных связей
между пересмотром стратегической концепции денежно-кредитной по-
литики и изменением номинального ВНП достаточно велика. Примене-
ние разнообразных монетарных инструментов вызовет изменение со-
вокупных резервов банковской системы, что повлияет на денежное
предложение. Изменения в денежном предложении воздействуют на
процентную ставку. Действительно, если денежная масса увеличива-
ется, то кредит становится более доступным, предложение финансо-
вых ресурсов увеличивается, что понижает их "цену" - процентную
ставку. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эф-
фект.
Изменение процентной ставки изменяет эффективность инвести-
ционных проектов и оказывает влияние на суммарный объем капита-
ловложений. Во-первых, при заданном размере дохода на капитал,
вложенный в инвестиционный проект, изменение процентных ставок
меняет относительную привлекательность вложений в производство и
в ценные бумаги. Во-вторых, при привлечении займов для осущест-
вления крупномасштабного проекта, незначительное изменение про-
центной ставки может вызвать значительное изменение в абсолютном
значении суммы, необходимой для обслуживания кредита.
Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на но-
минальный валовый национальный продукт. Поэтому посредством де-
нежно-кредитного регулирования можно воздействовать на инфляцию
и физический объем производства.
Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей
между денежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики
довольно сложна и велика. "Сбой" в одном из звеньев может иска-
зить первоначальный импульс. Для прогнозирования результатов де-
нежно-кредитных мероприятий Центральному банку необходима исчер-
пывающая информация о характере взаимодействий между каждым из
предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных ус-
ловиях получить просто невозможно. Поэтому изменение денежного
предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах
экономики государства, что вызывает ее относительную неэффектив-
ность по сравнению с фискальной политикой.
Монетаристы полагают, что изменение денежного предложения в
гораздо большей степени определяет основные макроэкономические
параметры, нежели считают кейнсианцы. Более того, денежное пред-
ложение является важнейшим (практически единственным!) фактором,
определяющим занятость, уровень производства и инфляцию. Они
предлагают совершенно иную цепочку причинно-следственных связей,
резко отличающуюся от кейнсианской. По их глубокому убеждению
денежное предложение непосредственно воздействует на совокупный
спрос, а не только определяет через процентную ставку спрос ин-
вестиционный. Считая, что скорость обращения денег стабильна (то
есть сравнительно постоянна и легко предсказуема), они делают
вывод, что изменение денежной массы вызовет соответствующее при-
ращение ВНП (что непосредственно следует из уравнения обмена).
Кейнсианцы подвергают сомнению утверждение монетаристов о ста-
бильности скорости обращения денег, что дает им основание оспа-
ривать справедливость столь простого передаточного механизма,
который рисуют монетаристы.
Тем не менее, основываясь на идеологических установках о
естественной стабильности рыночной организации хозяйственной
жизни, монетаристы не советуют использовать денежно-кредитные
методы для реализации краткосрочных целей, поскольку это приве-
дет к дестабилизации экономики. Они предлагают монетарное прави-
ло, согласно которому денежное предложение должно расширяться
теми же темпами, что и потенциального прирост реального ВНП, ко-
торый, по мнению монетаристов, в странах с развитой рыночной
экономикой составляет 3-5% в год.
Кейнсианцы оспаривают это предложение. Поскольку, как они
полагают, скорость обращения денег подвержена изменениям, посто-
янный ежегодный темп роста денежной массы может вызвать серьез-
ные колебания совокупных расходов, что приведет к экономической
дестабилизации. Гораздо более пригодна дискретная денежно-кре-
дитная политика, которая позволяет гибко корректировать глобаль-
ные макроэкономические процессы.
Помимо кейнсианства и монетаризма, существует еще одна эко-
номическая теория, предлагающая свою интерпретацию результатов
применения монетарных методов. Это теория рациональных ожиданий,
базирующаяся на двух постулатах.
Во-первых, приверженцы теории рациональных ожиданий полага-
ют, что все субъекты экономики абсолютно рациональны и абсолютно
информированы. Это означает, что все фирмы и домохозяйства обла-
дают знаниями о механизмах функционирования экономики, а также
проводящейся в конкретный период времени экономической политике,
и выдвигают безошибочные прогнозы о ее результатах. Кроме того,
они оптимизируют свое поведение в системе бизнеса, используя
имеющиеся знания и максимизируя свою выгоду.
Во-вторых, все рынки в системе бизнеса являются рынками со-
вершенной конкуренции, гибкими в плане повышения и понижения цен
на все без исключения товары и услуги в соответствии с взаимо-
действием спроса и предложения. При этом спрос и предложение
мгновенно реагируют на все изменения внешней среды.
Такое упрощение реальных условий позволяет сделать заключе-
ние о полной неэффективности денежно-кредитной политики. В самом
деле, любое изменение денежного предложения будет порождать
адекватное изменение цен, ведь каждый субъект экономической сис-
темы будет мгновенно их пересматривать, стремясь застраховать
себя от нежелательных последствий. Его стратегия безупречна:
ведь он безошибочно предсказывает будущее!. Использовать такую
информацию для получения личной выгоды он не может, ведь все
контрагенты этого субъекта обладают той же информацией. Каждый
реализует свою экономическую свободу, что приводит к установле-
нию консенсуса интересов. В итоге получается абсолютно устойчи-
вое равновесие экономической системы в плане нечувствительности
к мерам денежно-кредитной политики.
Изменение денежной массы не окажет никакого влияния на ре-
альный национальный продукт и занятость и лишь обернется инфля-
цией или дефляцией. Поэтому сторонники теории рациональных ожи-
даний тоже поддерживают монетарное правило. Однако в качестве их
аргументов выступает не положение о недостаточной информирован-
ности денежных властей, выдвигаемое монетаристами, а, напротив,
суждение об абсолютной информированности субъектов системы биз-
неса.
У кейнсианцев и монетаристов есть много серьезных возраже-
ний, ставящих под сомнение теорию рациональных ожиданий. В самом
деле, если даже высококвалифицированные профессиональные эконо-
мисты ошибаются, предсказывая неверные последствия экономических
маневров государства, да и вообще любых изменений во внешнем ок-
ружении, разве можно утверждать, что каждый индивид способен де-
лать абсолютно точные прогнозы.
Кроме того, представляется очевидным, что далеко не все
рынки на данном этапе развития человеческого сообщества (даже в
таких странах, как США), являются высококонкурентными. Помимо
этого, имеется достаточно эмпирических свидетельств воздействия
монетарной политики на реальный ВНП.
В настоящее время большинство экономистов признают доста-
точно убедительными аргументы как кейнсианцев, так и монетарис-
тов. В меньшей степени это относится к теории рациональных ожи-
даний.
Центральные банки стран с развитой смешанной экономикой ру-
ководствуются в практической деятельности рекомендациями, пред-
лагаемыми и кейнсианской, и монетаристской экономическими теори-
ями. В реальной действительности приходится искать компромисс
между полярными суждениями, находить оптимальное решение, учиты-
вая различные аргументы, рассматривая несколько стратегических
сценариев. Правда, основной упор делается на кейнсианскую стаби-
лизационную дискретную денежно-кредитную политику. Хотя в неко-
торых странах (в частности, в рамках концепций рейганомики и
тэтчеризма) вводилось в действие и монетарное правило.
д Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная
торговля.о
Ранее мы рассматривали замкнутую экономическую систему, не
вовлеченную в торговлю с другими экономическими системами, при-
меняющими иные валюты. Со снятием этого ограничения денежно-кре-
дитная политика усложняется. В анализ реальной ситуации в народ-
ном хозяйстве добавляются новые переменные; появляются новые
промежуточные цели.
Монетарное регулирование, осуществляемое Центральным бан-
ком, оказывает непосредственное воздействие на валютный курс. А
валютный курс, в свою очередь, в значительной степени определяет
международную торговлю. Попробуем доказать, что последнее ут-
верждение справедливо.
Если курс валюты укрепляется, товары государства, имеющего
такую валюту в качестве национальной, становятся менее конку-
рентноспособными на внешних рынках, поскольку их цена возраста-
ет. В самом деле, предположим, что изменение курса не меняет це-
ну в национальной валюте экспортера. Тогда при переводе ее в ва-
люту импортера произойдет увеличение цены, соответствующее уве-
личению валютного курса.
В тоже самое время импортеры от такого изменения только вы-
игрывают. Цена импортируемых товаров в пересчете на национальную
валюту падает, и они получают прекрасную возможность либо увели-
чить норму прибыли, либо расширить сбыт, либо принять компро-
миссное решение, используя обе возможности.
Если национальная валюта обесценивается, то победители и
побежденные меняются местами. Эффективность экспорта возрастает,
поскольку цена товаров на внешних рынках падает. В то же самое
время импортеры сталкиваются с необходимостью снижать цены и
уменьшать норму прибыли - ведь ввозимые ими товары стали дороже
на внутреннем рынке!
Очевидно, изменение курса влияет на внешнеторговое сальдо.
Снижение курса национальной валюты стимулирует экспорт и ограни-
чивает возможный импорт; следовательно, либо сокращается дефицит
во внешней торговле, либо увеличивается активное сальдо. Укреп-
ление курса оказывает полярное воздействие: возрастает эффектив-
ность импорта, снижается эффективность экспорта, сокращается ак-
тивное сальдо или увеличивается внешнеторговый дефицит.
Пересмотр денежно-кредитной политики вызывает к жизни все
эти процессы. Экспансионистские меры приводят к увеличению де-
нежной массы и снижают ставку процента. Такую причинно-следс-
твенную связь признают даже монетаристы, правда, не считая ее
одним из главных звеньев, приводящих к итоговому воздействию де-
нежно-кредитного регулирования на экономику. Уменьшение процент-
ной ставки меняет относительную привлекательность вложений
средств в данную валюту, спрос на нее падает, а предложение -
увеличивается. Поэтому курс снижается. Далее вступает в действие
уже описанный механизм курс - чистый экспорт (импорт) - внешне-
торговое сальдо.
Рестрикционная денежно-кредитная политика сокращает денеж-
ную массу, снижает доступность кредита и увеличивает ставку про-
цента. Национальная валюта становится привлекательным активом,
спрос на нее растет, а предложение - падает. Снова вступает в
действие тот же механизм.
Таким образом, денежно-кредитная политика оказывает воз-
действует на валютный курс и баланс внешней торговли. Экспансио-
нистская политика понижает курс национальной валюты и стимулиру-
ет экспорт, рестрикционная - повышает курс и поощряет импорт,
сокращая тем самым внешнеторговое сальдо или усугубляя проблему
внешнеторгового дефицита. Таким образом, политика дорогих денег,
ведущая к ценовой стабилизации, имеет достаточно много издержек:
помимо снижения объема производства и занятости, происходит уве-
личение чистого импорта, возникает проблема внешнеторгового де-
фицита.
Безусловно, при расчете изменений эффективности внешнетор-
говых операций необходимо учитывать инфляционный и дефляционный
эффекты, которые возникают в результате изменения объема денеж-
ной массы под воздействием монетарного регулирования. Тем не ме-
нее, если не придерживаться крайних взглядов теории рациональных
ожиданий, изменение будет значительным.
Поскольку колебания валютных курсов оказывают серьезное
воздействие на состояние экономики, Центральные банки могут
рассматривать их регулирование как важную цель денежно-кредитной
политики. Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой
осуществляют интервенции на внешних валютных рынках, увеличивая
или уменьшая предложение национальной валюты и иностранных ва-
лют, воздействуя на спрос. Правда, здесь возникает множество
проблем.
Если при осуществлении девальвации особых проблем не возни-
кает - наделенный эмиссионным правом, Центробанк всегда может
"произвести" необходимое количество национальных денежных еди-
ниц, то для ревальвации (укрепления курса) потребуется иностран-
ная валюта. Поэтому приходится создавать резервные фонды для
обеспечения поддержки национальной валюты, прибегать к займам у
других государств.
Кроме того, крупномасштабные интервенции воздействуют на
совокупные резервы банковской системы, поэтому попытки изменить
валютный курс достаточно сложно изолировать от других мероприя-
тий монетарного регулирования. Впрочем, многие Центральные банки
развитых государств со смешанной экономикой используют так назы-
ваемую стерилизацию. При этом внешние валютные интервенции ком-
пенсируются операциями на внутреннем открытом рынке государс-
твенных ценных бумаг. Например, при девальвации доллара с целью
сокращения внешнеторгового дефицита Федеральная резервная систе-
ма выбрасывает ценные бумаги на вторичный рынок, а доллары - на
внешний валютный рынок. Происходит изменение долларовой денежной
массы в двух противоположных направлениях, и эти изменения взаи-
мопогашаются. Впрочем, эффект от "стерилизованной" интервенции
значительно ниже, нежели от "нестерилизованной".
Национальная российская валюта - рубль - не является в пол-
ной мере конвертируемой, и практически не используется в между-
народной торговле. Поэтому нашему Центробанку приходится осу-
ществлять валютные интервенции не на внешнем, а на внутреннем
валютном рынке. Значительные операции с валютой Банк России про-
водит на Московской Межбанковской Валютной Бирже.
Задачи, стоящие перед российским Центральным банком в об-
ласти валютного регулирования, довольно непростые. Необходимо, с
одной стороны, сдерживать инфляцию. В наших условиях индекс цен
во многом определяется валютным курсом. Многие цены предложения
объявляются в долларах (прежде всего на импортируемые товары), и
изменение курса означает автоматический пересмотр цены платежа.
С другой стороны, необходимо помогать экспортерам, которые к то-
му же способны осуществлять лоббирование своих интересов. Прихо-
дится искать приемлемый компромисс между этими противоречащими
друг другу целевыми установками, устанавливать оптимальные темпы
роста курсов доллара и немецкой марки.
Очень важной задачей является сглаживание колебаний курса.
В этой связи необходимо отметить сотрудничество Центробанка с
Минфином, эмитирующим ГКО. С одной стороны, после "черного втор-
ника" Минфин эмитировал ГКО в значительных объемах, шел на бесп-
рецедентное снижение доходности бумаг столь высокой степени на-
дежности (гарантированных самим государством!). Это привело к
оттоку денег с валютного рынка. С другой стороны, аукционы по
размещению ГКО только усиливают колебания курса, вызывая переток
денежных средств с валютного рынка на рынок государственных об-
лигаций, а также в обратном направлении.
Операции на открытом рынке используются Центробанком, как
правило, не для стерилизации, а, напротив, для усиления меропри-
ятий валютного регулирования. Более того, у нас довольно часто
акцент делается именно на регулирование валютного курса как чуть
ли не конечную цель денежно-кредитной политики. Это, на мой
взгляд, не вполне правильно.
д Заключение.о
Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов
экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме-
нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный
эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на де-
нежное предложение, а через его посредство - на реальный нацио-
нальный продукт, занятость и индекс цен.
Результаты монетарного регулирования по-разному расценива-
ются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории
рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная де-
нежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздейс-
твия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономи-
ческой активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введе-
ние монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной
политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают,
что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на ре-
альный ВНП.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные
курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций
по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изме-
нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и
для управления внешнеторговым балансом.
Используя рекомендации представителей различных школ, нахо-
дя компромиссные решения, Центральные банки реализуют денеж-
но-кредитную политику. Эта деятельность, как мне кажется, явля-
ется наиболее демократичным способом экономического регулирова-
ния, в наименьшей степени ограничивая рамки экономической свобо-
ды субъектов системы бизнеса.
д Использованная литература.о
Банковское дело: Справочное пособие / под ред. Бабичевой
Ю.А. М.: "экономика", 1994.
Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмбелл Р. Деньги, банковское дело и
денежно-кредитная политика. С.-Пб.: "Литера плюс", 1994.
Долан Э., Линсдей Д. Макроэкономика. С.-Пб.: "Литера плюс",
1994.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и поли-
тика. В 2 т. Т.1. Баку, "Азербайджан", 1992.
Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной
экономики. Часть 2. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Макроэкономика.
М.: СОМИНТЭК, 1992.
Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т.1. М.: "Алгон", 1994.
Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и
операции. М.: "Вазар-Ферро", 1994.
Учебник по основам экономической теории / под ред. Камаева
В.Д. М.: "Владос", 1994.
Ивантер А., Маковская Е., Фадеев В. Да, пирамида. Но какая!
// Коммерсантъ. - 1995. - N6
Меркушев В. Спрос на казначейские обязательства пока превы-
шает предложение. // ЭиЖ. - 1995. - N8.
Парамонова Т. Банк России: взгляд в будущее. // ЭиЖ. -
1995. - N9.