Дени Дидро и эпоха Просвещения

Введение

     Дени Дидро (1713-1784) – французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В философии быстро прошёл путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма.

     В материалистическое понимание природы Дидро внёс некоторые элементы диалектики – идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм.

     О великом просветителе Дени Дидро написан настоящий реферат.

1.Биография и основные работы Дидро.

  Дени Дидро родился 5 октября 1713 г. в городе Лангре, в семье зажиточного ремесленника. После нескольких лет обучения в местном и иезуитском колледже в 1728 г. он переехал в Париж. Здесь, распрощавшись с мыслями о церковной карьере, окончил колледж Д`Аркур в Сорбонне, получив звание магистра искусств в 1732 г.

     В Париже он завязал дружеские отношения с кругом философов, познакомился с Д`Аламбером, Руссо и Кондильяком. Чтобы заработать на жизнь, он занимался переводами. Дидро перевёл «Историю Греции» Станиана, «Словарь всеобщей медицины и химии» Джемса и «Опыт о достоинстве и добродетели» Шефтсбери. Под влиянием последнего Дидро написал и в 1746 г. опубликовал « Философские мысли». В том же году он начал работу по подготовке «Энциклопедии». В 1748 г. было опубликовано «Письмо о слепых в назидание зрячим», а в 1753 г. – знаменитое сочинение «Мысли об объяснении природы».

     В 1750 г. Дидро начал создание главного труда своей жизни – многотомной энциклопедии всех достижений века: от ремёсел до искусств. Ни одна отрасль народного хозяйства, ни одна профессия не были обойдены ни в статьях, ни в гравюрах.

     Среди многих статей Дидро для «Энциклопедии» была и статья «Трудолюбивый». В других  статьях он связывает трудолюбие со свободой, с высоким и прочным уровнем народного благосостояния.

     Идеальная организация человеческого общества ,для Дидро, основана на совместном труде его членов. Такое теоретическое положение Дидро подкреплял тем, что труд в его разнообразии был так полно и широко представлен в «Энциклопедии» .

     В создании «Энциклопедии» принимали участие лучшие умы эпохи. Среди них были Д`Аламбер, Вольтер, Монтескье, Буффо, Мармонтель, Руссо,  и многие другие.

     «Энциклопедия» стала зеркалом жизни Франции того времени и машиной, штурмующей старый порядок. Значение « Энциклопедии» для производительных сил Франции было огромно.

     С 1759 г. он начал посещать кружок  Гольбаха, где встречался с Гриммом, Сен-Ламбером, Рейналем и итальянцем  Галиани. В период с 1769 г. по 1770 г. вышли из печати «Разговор Д`Аламбера с Дидро», «Сон Д`Аламбера» и «Философские принципы относительно материи и движения».

     В 1765 г. после тридцати лет литературного труда Дидро вынужден продать свою уникальную библиотеку. Зная, какое покровительство русская императрица Екатерина II оказывает наукам, Дидро предлагает ей приобрести библиотеку. Чтобы выразить своё благоволение к Дидро и поддержать продолжение его деятельности,  Екатерина II покупает бесценную библиотеку с единственным условием, чтобы он пользовался своими книгами, тем самым умножая культуру России и помогая выдающимся учёным.

     В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он работал в Петербурге над проектами реформ. Дидро с гордостью носил звание почётного члена Петербургской академии наук и Академии художеств. Через год он переехал в Голландию, где и закончил работу «Опровержение Гельвеция».  «Элементы физиологии»(1774-1780) изданы в 1785 г. В последнее десятилетие своей жизни Дидро принял участие в написании книги Рейналя «Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях», в которой торговля представлена как основной фактор прогресса и цивилизации.  

     

2.Деизм против атеизма и позитивной религии.

  

   В «Философских мыслях» Дидро выступает против атеизма и религиозных «суеверий», которые должны уйти, оставив религию, основанную на вере в природу. Позже Дидро займёт более радикальную позицию. Однако, в раннем произведении – «Прогулка скептика, или Аллеи» в 1747 г. и в «Философских мыслях» он не порывает ещё окончательно с идеей Бога. Он выступает с позиций деизма, а значит, как против атеизма, так и против позитивной религии и церкви.

     Дидро пишет: «Я без труда поверю одному–единственному честному человеку, который мне объявит, что Его Величество только что одержал полную победу над союзниками; но даже если весь Париж мне поклянётся, что недавно воскрес покойник, я этому не поверю. В самом деле, удивительна ли, что некий историк ошибся или даже ошибся целый народ?»

     Кроме того, Дидро ставит под сомнение не только чудеса, но и Божественное вдохновение как источник Священного Писания. Он пишет, что вернулся вновь к неизбежному скептицизму. Дидро напоминает слова Паскаля: «Если ваша религия ложна, вы ничем не рискуете, считая её истинной; если она истинна, вы рискуете всем, считая её ложной».

     7 июля 1746 г. по постановлению парижского парламента «ядовитая» книга была приговорена к сожжению.

3.Всё есть материя в движении.

   Если в ранних произведениях Дидро очевидна естественно –теологическая позиция (с сильным влиянием Ньютона), то в последующие годы, начиная с «Письма о слепых», философская позиция Дидро начинает меняться. Порвав с идеализмом и религией, он стал материалистом и атеистом. В выдающихся произведениях (как философских, так и художественных), написанных в зрелые годы, - «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д`Аламбера с Дидро», «Сон Д`Аламбера», «Философские принципы относительно материи и движения», «Монархия», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» (одновременно с более чем двадцатилетним руководством и активной работой по созданию «Энциклопедии») – Дидро «предстаёт убеждённым материалистом и обличителем религии: «статичной» и «сотворённой» природе последователей Ньютона и Вольтера… он теперь противопоставляет образ физической реальности, находящейся в постоянном движении и развитии, которая в себе самой несёт своё начало и где наличие определённого «порядка» не даёт повода утверждать, что это вызвано конечными причинами либо бытием некоего высшего Распорядителя. (Паоло Росси).

     Деизм у Дидро замещается материалистическим неоспинозизмом , для которого действенным остаётся постулат: Deus sive natura sive materia (Бог или природа или материя). Мир – это материя в движении. В «Письме слепых» мы читаем: «Что такое этот мир? Склонный к переменам состав… быстрая смена существ, следующих друг за другом, толкающихся исчезающих, эфемерная симметрия, случайный порядок». «Предположение о каком бы то ни было существе, находящемся вне материальной вселенной, невозможно. Гипотезы подобного рода не должны больше выдвигаться, потому что из них нельзя сделать никаких выводов». Так пишет Дидро в работе «Философские принципы относительно материи и движения»; в книге  «Мысли об объяснении природы» он утверждает: «Сколько абсурдных предположений, сколько ложных представлений, сколько иллюзорных понятий кроется в гимнах, которые отважились сложить во имя Творца безрассудные защитники конечных причин». Итак, никакого Бога-распорядителя и никакого финализма. Существует только материя в движении: «Я вижу, что все сущее связано с действием  и противодействием, одни формы разрушаются и создаются уже в другой форме; я вижу сублимации, разложение, сочетание и соединения всякого рода, т.е. явления, несовместимые с однородностью материи; из этого  я заключаю, что материя разнородна, что в природе существует бесконечное множество различных элементов, каждый из которых обладает, в связи с их разнообразием, собственной специфической силой, несотворённой, неизменной, вечной, неразрушимой, и что эти силы развиваются. Из этого происходит движение, иными словами, благодаря общему ферменту. Отсюда происходит также и жизнь. Вы видите яйцо? Это яйцо опрокидывает все теологические школы и все храмы земли. Что же оно собою представляет? До появления зародыша - это бесчувственная масса, как и после появления зародыша, ибо зародыш сам по себе – просто инертная и сырая жидкость. Каким же образом эта масса перейдёт к другому устройству, к чувствительности, к жизни?  Посредством воздействия тела. Что производит тепло? Движение. По мнению Дидро, органические формы под ввергаются постепенной трансформации. Как явствует из текста, перед нами – образ вселенной, построенной на основе научных данных из разных областей опыта. Мы видим перед собой попытку глобального истолкования материальности мира в духе материалистической метафизики.

     Тем не менее, при внимательном изучении творческого наследия Дидро заметна попытка с позиции материализма объяснить единство материи и движения, преодолевая свойственный науке той эпохи механицизм. Он ближе других  материалистов XVIII в. Подошёл к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный довод против существования Бога. Высказав мысль, что потенциально ощущение является всеобщим свойством материи, Дидро предвосхитил некоторые положения эволюционного учения.

     «Протестуя против положения о том, что люди могут счастливо жить «под неограниченной властью справедливых, гуманных и добродетельных правителей», Дидро протестует против деспотизма французского двора. Но и разоблачает всю двусмысленность идеала и практики просвещённого абсолютизма. Дидро спрашивает: «Что характеризует тирана? Может быть, доброта, коварство?» И отвечает: «Ничего подобного. Два этих понятия вовсе не входят в определение тирана. Это – выход за пределы присвоенной власти, а не её использование. Два или три царствования справедливой, мягкой, просвещённой, но неограниченной власти могут стать величайшим бедствием для нации: народы будут доведены до полного забвения своих прав, глубокого рабства».

     В этом – гуманизм Дидро, философа, верящего в разум («Если я откажусь от разума, здравого смысла, то у меня больше не будет никакого наставника и проводника»), но не в его всемогущество. Значит, скептицизм – первый шаг к истине.

   

     Заключение.

     Дидро развил теорию, согласно которой знание, опыт  имеет целью не постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познания. Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания если и не вполне достоверного, то высоко вероятного.

Центральным делом жизни Дидро стало создание Энциклопедии . Передовая по содержанию, Энциклопедия была боевой по тону: пропаганда новых идей дополнялась в ней критикой рутинных взглядов, предрассудков, верований. Несмотря огромные трудности, Дидро сумел довести издание Энциклопедии до конца.

 Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил новую эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Теоретические принципы разработанной им эстетики он стремился осуществлять в своих романах и драмах.

 Но при всех этих достижениях Дидро в понимании общественных явлений остался идеалистом. Борясь против феодального деспотизма, он защищал политический строй просвещённой монархии.

Таким образом,  мы видим как велика роль Дидро для эпохи Просвещения . Дидро был убеждён, что человечество движется вперёд, и помогал этому движению.

 

  

      

  

           

          Список использованной литературы.

1.     Акимова А.А. Дидро. ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 1963, с.151-170, 386-390, 432-475.

2.     Реале Дж., Антисери Д. Западная философия  от истоков до наших дней. Т.3, Новое время, 1996, с.487-493.

3.     Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т., Изд.четвёртое, М., Политическая литература, 1980, с.98.  

4.     Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История. Мир в новое время. 1640-1870. Учебник для 9 класса. СПб: «СМИО Пресс», 2002, с.79-80.

   .

Р Е Ф Е Р А Т

по истории на тему:

Дени Дидро и эпоха

Просвещения

                                                                     Ученика 9 А класса

Средней школы № 659

Кузнецова Сергея

Санкт-Петербург

2004