Действия караулов и подразделений по конвоированию при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

2

1. Порядок осуществления надзора за осужденными…………………….

6

2. Действия при неповиновении осужденных……………………………...

9

3. Действия при захвате осужденными заложников………………………

13

4. Действия при совершении убийства или умышленном причинении тяжкого вреда здоровью……………………………………………………..

       15

5. Действия при побеге осужденного……………………………………….

16

6. Действия при обнаружении у осужденных наркотических веществ…

21

7. Действия при пожаре или стихийном бедствии………………………...

22

8. Действия при отравлении осужденных………………………………….

25

9. Функциональные обязанности отдельных категорий работников колонии при возникновении ЧО……………………………………………

       26

10. Применение физической силы, специальных средств и оружия……

28

Заключение……………………………………………………………………..

34

Приложение 1………………………………………………………………….

35

Список литературы……………………………………………………………

36

Введение

Вся полнота ответственности за выполнение функций органов юстиции лежит на Министерстве юстиции РФ. Исходя из этого и строится организация его центрального аппарата, в котором сформированы подразделения, отвечающие за конкретные участки работы. В соответствии со структурой аппарата Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом министра от 01 июля 1996 года, основные функциональные подразделения этого министерства можно было бы изобразить следующим образом.

Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации

Российский федеральный центр судебной экспертизы

          Лаборатория судебной экспертизы

Российская правовая академия (РПА)

          Филиалы и центры РПА

Международный юридический институт

Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения

Государственная регистрационная палата

Российский институт государственных регистраторов

Научный центр правовой информации

          Центры правовой информатизации

Главный информационно-аналитический центр

Органы юстиции в субъектах Российской Федерации

          Подразделения судебных приставов

Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним

Управление исполнения наказаний

          Учреждения исполнения наказаний

Государственные нотариальные конторы[1]

Самая мощная структура Минюста – Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) – передано Министерством внутренних дел Минюсту России в 1998 году в соответствии с обязательствами, взятыми нашей страной при вступлении в Совет Европы.

Главная задача ГУИНа – исполнение уголовных наказаний, содержание обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и лиц, которым суд предоставил отсрочку отбывания наказания. Как и в других министерствах, работой Министерства юстиции РФ руководит министр, получающий свои полномочия в порядке, установленном Конституцией РФ[2]. Он имеет заместителей, назначаемых Правительством РФ и несущих ответственность за конкретные участки работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым министром. Непосредственное руководство подразделениями осуществляют их начальники, назначаемые министром.

Задачами уголовно-исполнительной системы являются исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания и обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасность содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений.

Обязанности учреждений, исполняющих наказания:

-                      обеспечивать исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

-                      создавать условия для обеспечения правопорядка и законности безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;

-                      обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;

-                      обеспечивать охрану здоровья осужденных;

-                      осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;

-                      в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

-                      обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей.

Специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач предоставляются следующие права:

-                      осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу;

-                      требовать от осужденных и лиц, заключенных под стражу, исполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-                      применять к осужденным и лицам, заключенным под стражу, допустившим правонарушения, меры воздействия и принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

-                      составлять протоколы о нарушении осужденными и лицами, заключенными под стражу, обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для решения вопроса о применении мер взыскания и принуждения к указанным лицам;

-                      производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещенные предметы;

-                      осуществлять досмотр транспортных средств и проверку документов граждан при розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег, в местах, где возможно их появление;

-                      применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. На сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при проведении ими розыскных мероприятий распространяются права и гарантии правовой и социальной защиты, а также возлагаются обязательства и ответственность, предусмотренные законом.[3]

Цель курсовой работы – рассмотреть действия караулов и подразделений по конвоированию при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах.

Предмет исследования – уголовно-исполнительное право.

Объект исследования – происшествия и чрезвычайные обстоятельства в исправительных колониях.

1. Порядок осуществления надзора за осужденными

При осуществлении надзора за поведением осужденных личному составу дежурной смены необходимо:

1. При нарушении осужденными правил поведения требовать от них прекращения нарушения, а при необходимости - задерживать и сопровождать в служебное помещение оперативного дежурного. Если осужденные, несмотря на предупреждение, не выполняют эти требования, то о происшествии немедленно докладывается оперативному дежурному и задержание нарушителей в этом случае производится усиленным нарядом под его руководством.

2. К осужденным, оказывающим злостное неповиновение или сопротивление, применяются наручники. При надевании наручников руки осужденного удерживаются в положении "сзади".

3. О применении наручников составляется акт (Приложение 1) и производится запись в журнале рапортов приема-сдачи дежурств и в суточной ведомости надзора.

4. При задержании лиц, находящихся в нетрезвом состоянии или состоянии сильного душевного волнения, дежурная смена должна проявлять сдержанность и осмотрительность с тем, чтобы не спровоцировать с их стороны противоправных действий. Не допускается демонстративное сопровождение этих лиц в штрафной изолятор.

5. При возникновении пожара в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах или иного стихийного бедствия младший инспектор (сотрудник) немедленно сообщает о пожаре в подразделение ведомственной противопожарной службы (ВПС) учреждения и докладывает об этом оперативному дежурному. Принимает меры к ликвидации пожара либо последствий стихийного бедствия. При наличии опасности для жизни осужденных проводит эвакуацию их на территорию двора из здания ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камер.

6. В случае внезапного заболевания, членовредительства или попытки самоубийства осужденного при одиночном содержании в камере младший инспектор (сотрудник) немедленно подает сигнал тревоги и по прибытии оперативного дежурного или инспектора-дежурного, убедившись в отсутствии факта симуляции, открывает камеру и оказывает осужденному необходимую помощь. При аналогичных происшествиях в общей камере немедленно установленным сигналом вызывается оперативный дежурный, открывается только внешняя дверь и предлагается другим осужденным оказать помощь пострадавшему. Прибывшим на место происшествия оперативным дежурным или его помощником принимается решение о дальнейших действиях.

1.1. ЧО в запираемых помещениях

При возникновении пожара в запираемых помещениях или иного стихийного бедствия младший инспектор (сотрудник) немедленно сообщает о пожаре в подразделение ВПС учреждения и докладывает об этом оперативному дежурному. Принимает меры к ликвидации пожара либо последствий стихийного бедствия. При наличии опасности для жизни осужденных проводит эвакуацию их на территорию двора из здания запираемого помещения.

В случае внезапного заболевания, членовредительства или попытки самоубийства осужденного в запираемом помещении младший инспектор (сотрудник) немедленно подает сигнал тревоги и при прибытии оперативного дежурного или инспектора-дежурного, убедившись в отсутствии факта симуляции, открывает запираемое помещение и оказывает осужденному необходимую помощь. Прибывшим на место происшествия оперативным дежурным или его помощником принимается решение о дальнейших действиях.

1.2. Надзор за лицами, отбывающими пожизненное лишение свободы в колониях особого режима

Надзор за осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, в камерах осуществляется круглосуточно наиболее подготовленными младшими инспекторами отдела безопасности. При наличии на посту более пяти камер для надзора за осужденными назначают не менее двух младших инспекторов.

При возникновении в камере чрезвычайных обстоятельств младший инспектор немедленно подает сигнал: "Тревога на посту", докладывает об этом оперативному дежурному и до прибытия оперативного дежурного ведет непрерывное наблюдение за камерой. Прибывшим на место происшествия оперативным дежурным или инспектором-дежурным по жилой зоне принимается решение о дальнейших действиях.

1.3. Надзор за осужденными в колониях-поселениях

Система надзора в колониях-поселениях устанавливается с учетом места расположения и границ колонии, а также особенностей порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях этого вида. Надзор за осужденными на территории колонии-поселения осуществляется дежурной сменой.

Оперативный дежурный, кроме общих обязанностей, должен при самовольном оставлении осужденным территории колонии-поселения немедленно докладывать об этом начальнику колонии или его заместителям, принимать меры к установлению местонахождения отсутствующего, а в необходимых случаях - к его задержанию[4].

2. Действия при неповиновении осужденных

При возникновении группового неповиновения или массовых хулиганских действий со стороны осужденных сотрудники колонии немедленно докладывают об этом оперативному дежурному и принимают меры к пресечению противоправных действий в их начальной стадии: требуют от них прекращения нарушения, а при необходимости - задерживают и сопровождают в служебное помещение оперативного дежурного. Если осужденные, несмотря на предупреждение, не выполняют эти требования, то о происшествии немедленно докладывается оперативному дежурному и задержание нарушителей в этом случае производится усиленным нарядом под его руководством.

К осужденным, оказывающим злостное неповиновение или сопротивление, применяются наручники. При надевании наручников руки осужденного удерживаются в положении "сзади".

Сотрудники колонии должны воспрепятствовать вовлечению в это действо других осужденных и перерастанию групповых неповиновений в массовые беспорядки.

В этом случае начальник колонии приводит в готовность имеющиеся силы и средства согласно плану действий при чрезвычайных обстоятельствах, а также резервы из числа сотрудников, экипированных специальными средствами, специалистов со служебными собаками, пожарные машины и другую необходимую технику.

При групповых неповиновениях осужденных и массовых беспорядках оперативный дежурный:

1. Немедленно докладывает о происшествии начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД, горрайоргана внутренних дел по месту дислокации колонии, информирует начальника караула.

2. Объявляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения по специальному сигналу "Вулкан-1"[5] (сбор личного состава, привлекаемого к пресечению массовых беспорядков в местах содержания под стражей).

3. Обеспечивает усиление надзора за поведением осужденных с привлечением всех лиц начальствующего состава, находящихся на территории колонии.

4. Прекращает движение осужденных между жилой, производственной зонами и изолированными участками; если неповиновение произошло в одном из изолированных участков, принимает меры к локализации конфликта. Обеспечивает контроль за транспортом, состоянием пожарной безопасности и обесточивает необходимые объекты.

5. На месте происшествия оценивает обстановку, принимает меры к устранению причин и условий, способствующих ее осложнению, и удовлетворению, по возможности, законных требований осужденных. Обращается к ним с требованием прекратить неповиновение и разойтись по общежитиям, проводит разъяснительную работу до прибытия начальника колонии. Не желающим подчиняться предлагает пройти в сопровождении сотрудников в административное здание для выяснения обстоятельств происшествия.

6. Принимает меры к обеспечению безопасности персонала, осужденных и других лиц.

7. Из числа представителей администрации, а также положительно зарекомендовавших себя осужденных формирует наряды по охране подступов к ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, запираемым помещениям, штабу, медицинской части, столовой, а также другим объектам, где сосредоточены материальные ценности.

8. При резком осложнении обстановки принимает меры по обеспечению сохранности служебной документации и, при необходимости, эвакуирует ее в караульное помещение.

9. Дает указание о приведении в состояние боевой готовности личного состава ведомственной пожарной команды и пожарной техники.

10. Организует оказание медицинской помощи пострадавшим.

11. По прибытии начальника колонии, его заместителя действует по их указанию.

Начальник колонии, прибыв на место и оценив обстановку, докладывает начальнику территориального органа УИС о происшествии, обращается к осужденным (по радио или иным способом) с требованием прекратить противоправные действия и принимает меры к недопущению перерастания группового неповиновения в массовые беспорядки. Силами сотрудников обеспечивает локализацию изолированного участка, где возникло неповиновение.

Если отдельные осужденные не выполняют этого требования и продолжают совершать противоправные действия, принимает решительные меры по пресечению этих действий путем ввода на объект сотрудников колонии, лично ставит задачи старшим групп, вводимых на объект, руководит их действиями. При этом дежурной смене придаются специалисты со служебными собаками. При пресечении неповиновения осужденных, по решению старшего оперативного начальника, могут применяться меры безопасности, предусмотренные законом. Об обстановке и своих действиях начальник колонии докладывает непосредственному начальнику.

Сотрудники колонии принимают меры по рассредоточению осужденных, обеспечивают изъятие и изоляцию организаторов и активных участников неповиновения (хулиганских действий).

В случае, если указанные выше меры оказались безрезультатными и действия осужденных переросли в массовые беспорядки, по решению старшего оперативного начальника проводится специальная операция.

Порядок организации и проведения специальной операции определен Инструкцией по планированию действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, утвержденной приказом Минюста России от 14 января 2002 г. N 8дсп (признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации 10 января 2002 г.)[6]

3. Действия при захвате осужденными заложников

При поступлении сообщения о захвате заложников оперативный дежурный:

1. Немедленно направляет группу лиц из состава дежурной смены для пресечения захвата, затем докладывает об этом начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД, информирует начальника караула по охране объекта.

2. Осуществляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения.

3. Блокирует имеющимися в наличии силами место происшествия, организует наблюдение за поведением преступников с целью определения их численности, вооружения.

4. Выяснив обстановку, вступает в переговоры с преступниками, уточняет их требования, удовлетворяет законные из них и предлагает прекратить противоправные действия.

5. Если эти меры положительных результатов не дали, продолжает вести переговоры; одновременно готовит группу захвата, определяет места ее укрытия, наиболее удобные для обезвреживания преступников.

6. Дает указания о прибытии в район захвата заложников пожарной автомашины, которая может быть использована для оттеснения преступников от заложников струей воды из пожарного ствола.

По прибытии руководства колонии действует по его указанию.

Начальник колонии, оценив обстановку, обязан:

1. Доложить об этом своему старшему начальнику и прокурору.

2. Вступить с осужденными, захватившими заложников, в переговоры и вести их спокойно, выдержанно и терпеливо. Выслушать и уяснить их требования и условия, по возможности удовлетворяя законные.

3. Разъяснить осужденным ответственность и последствия их противоправных действий, попытаться убедить их в целесообразности отказа от преступных намерений.

4. Уточнить наличие у осужденных оружия.

5. Совместно с командирами отряда специального назначения определить варианты действий по освобождению заложников.

6. Отдать своим заместителям, командиру отряда специального назначения распоряжение о подготовке сил и средств на случай действий по освобождению заложников с применением силы, специальных средств и оружия.

При безуспешности действий по освобождению заложников по решению и под руководством старшего оперативного начальника проводится специальная операция.[7]

4. Действия при совершении убийства или умышленном причинении тяжкого вреда здоровью

При поступлении сообщения об убийстве (обнаружении трупа), умышленном причинении тяжкого вреда здоровью оперативный дежурный дает указание дежурной смене и находящимся в колонии сотрудникам об усилении надзора за поведением осужденных. После чего:

1. Прибывает на место происшествия и, при необходимости,  немедленно организует оказание пострадавшему медицинской помощи или отправку его в медицинскую часть, организует охрану места происшествия.

2. Вызывает по тревоге медицинского и оперативного работников, докладывает о происшествии начальнику колонии, его заместителям, информирует дежурных центрального и территориального органов УИС и горрайоргана внутренних дел по месту дислокации колонии.

3. Принимает меры к задержанию виновных, установлению очевидцев преступления, сохранности вещественных доказательств; устанавливает личность потерпевшего.

4. Изолирует подозреваемых в совершении преступления в отдельные камеры, исключив при этом возможность их переговоров между собой и другими лицами, содержащимися в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах.

5. По прибытии оперативного работника на место происшествия подробно информирует его о случившемся и проведенных первоначальных действиях по факту преступления.

По прибытии начальника колонии докладывает о принятых мерах и действует по его указанию.[8]

5. Действия при побеге осужденного

Побег из мест заключения или из-под стражи является преступлением, предусмотренным УК РФ. Не имеет значения вид преступления, в связи с которым лицо находится под стражей. Побег из-под стражи состоит в незаконном, самовольном оставлении лицом места содержания или конвоя. Местами содержания являются изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, следственный изоляторы, тюрьмы, ИТК.

Лица, находящиеся под стражей, состоят под конвоем при их доставлении к следователю, в суд, в медицинское учреждение, для участия в производстве следственных действий, на обменные пункты и в других случаях. Виды конвоирования разнятся в зависимости от маршрута следования и назначения. Судебное конвоирование связано с доставкой и охраной подсудимых из следственного изолятора в суд и обратно. Плановое – когда осужденных железнодорожным или автотранспортом доставляют к месту отбытия наказания. Особый конвой – это транспортировка особо опасных рецидивистов или приговоренных к пожизненному заключению.[9]

Самовольным оставлением места содержания или конвоя, означающим побег, является преодоление линии охраны.

Линией охраны выступают:

-         в ИВС, в следственных изоляторах – потолки, окна, двери камер и помещений, ограждение прогулочного двора и КПП;

-         в зале судебного заседания – ограждающий барьер;

-         в камере для содержания подсудимых – стены, потолок, пол, окна, дверь;

-         при конвоировании в легковом автомобиле – салон автомобиля;

-         при конвоировании в грузовом автомобиле – борта и пол кузова;

-         при конвоировании в специальном автомобиле – стены, потолок, пол, двери камер;

-         при конвоировании на речных или морских судах – стены кают (трюмов), палубные перекрытия, окна (иллюминаторы), двери (люки);

-         при конвоировании в железнодорожном транспорте – стены, потолок, пол, окно, дверь, купе;

-         при конвоировании в самолете (вертолете) – салон, двери (люки);

-         при конвоировании на гужевом транспорте или пешим порядком – условная линия, определяемая местом нахождения конвоиров.

Сотрудники, получившие данные о побеге или обнаружившие признаки побега осужденного из охраняемого объекта (следы на КСП, нарушение охранной сигнализации, пролом в ограждении, подкоп, отсутствие осужденного на проверке), немедленно сообщают об этом оперативному дежурному.

Оперативный дежурный при поступлении сигнала о побеге:

1. Немедленно сообщает начальнику караула и совместно с ним организует преследование, а затем докладывает о происшествии начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД и информирует дежурного горрайоргана внутренних дел по месту дислокации колонии.

2. По указанию начальника колонии объявляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения.

3. Обеспечивает охрану места и следов побега.

4. Организует пофамильную проверку осужденных с целью точного установления лица, совершившего побег.

5. Дает указание о приведении в готовность транспортных средств.

6. Принимает меры к задержанию бежавшего (высылает оперативные группы для блокирования наиболее вероятных направлений его движения).

7. Установив осужденного, совершившего побег, дает указание сотрудникам отдела специального учета о подготовке установочных данных по его личному делу, организует тщательный обыск его рабочего и спального мест, изъятие всех личных вещей и переписки, а также выявление и опрос лиц, знавших отсутствующего осужденного.

8. Уточняет, когда и с кем были последние свидания бежавшего осужденного, от кого получал передачи, посылки, бандероли и его связи.

9. При отсутствии видимых следов преодоления линии охраны проводит тщательный осмотр мест возможного укрытия, подземных сооружений и коммуникаций. Одновременно устанавливает, когда, куда и какие транспортные средства выходили с территории колонии, опрашивает лиц, работавших вместе с отсутствующим осужденным.

По прибытии начальника колонии, его заместителя докладывает о принятых мерах и действует по их указанию.

Начальник колонии организует розыск бежавшего осужденного в соответствии с планом действий при чрезвычайных обстоятельствах, требованиями Инструкции по охране ИУ и другими правовыми нормативными актами Минюста России и МВД России.

Оружие для пресечения побега из-под стражи может быть применено лишь в том случае, если совершающему побег лицу известно о взятии его под стражу в установленном законом порядке. При отсутствии других оснований, указанных в законе, применение оружия для задержания совершающих побег лиц, которым еще не объявлены постановление, протокол или иные документы, в которых зафиксировано решение оперуполномоченных на то органов или должностных лиц  об их задержании или заключении под стражу, не допускается.

Оружие не должно также применяться и для пресечение побега лица, в отношении которого известно, что сроки его пребывания под стражей истекли, но по каким-либо причинам оно до сих пор не освобождено.

Запрещено использовать оружие и для пресечения побега других лиц, задержанных в связи с совершением административных правонарушений, отбывающих административный арест, задержанных за уклонение от отбывания административного ареста и т.п. Такие лица могут задерживаться с применением огнестрельного оружия только в том случае, если их побег сопряжен с нападением, опасным для жизни или здоровья сотрудника конвоя, либо попыткой завладения его оружием

Оружие в ходе непосредственного преследования может применяться до того момента, пока лицо, совершающее побег, не будет настигнуто или, напротив, окончательно потеряно преследующим из виду, т.е. до окончания собственно побега.

В юридической литературе на этот счет приводится следующий случай. Из зала суда сбежал подсудимый, обвиняющийся в совершении тяжкого преступления. В ходу осуществления розыскных действий два сотрудника конвоя, один из которых был в форменной одежде, заметили на опушке леса человека, схожего с разыскиваемым по приметам. На требование остановиться этот человек побежал в сторону леса, на предупредительные выстрелы не реагировал и был задержан только после прицельного выстрела, повлекшего его ранение. Задержанный оказался вовсе не тем лицом, которого разыскивали. Сотрудники конвоя были осуждены за неосторожное преступление.

По мнению авторов, приведших этот пример, сотрудники конвоя, исходя из обстановки задержания, не могли осознавать ошибочности своего представления относительно личности задерживаемого и не должны были нести ответственность. Между тем, ни прежнее законодательство, разрешавшее применять оружие для задержания преступника, совершающего (именно совершающего, а не совершившего) побег из-под стражи, ни ныне действующий закон, не позволяют согласиться с указанными авторами. Побег уже был закончен, сбежавший, скрывшись из зала суда, не находился в поле зрения конвоя и его сотрудники применили оружие на свой страх и риск[10].

6. Действия при обнаружении у осужденных                      наркотических веществ

При обнаружении у осужденного вещества, похожего по внешнему виду на наркотическое (растительного или синтетического происхождения), либо получении информации о наличии такового вещества у кого-либо из осужденных оперативный дежурный совместно с лицами дежурной смены проводит тщательный обыск и доставляет осужденного и лиц, находящихся с ним, в комнату оперативного дежурного или на КПП.

Вещество изымается только в присутствии других лиц (понятых) и по факту изъятия составляет акт, который подписывается оперативным дежурным, младшим инспектором, а также другим представителем администрации.

Изъятое вещество помещается в пакет, опечатывается в присутствии лиц, участвовавших в его изъятии, которые расписываются на пакете.

Спальное и рабочее место осужденного подвергаются тщательному обыску, его личные вещи, переписка изымаются и доставляются в помещение оперативного дежурного, а осужденный изолируется в отдельную камеру.

Для проведения расследования вызывается сотрудник оперативного отдела, который подробно информируется о проделанной работе по данному факту.

Изъятое вещество и собранные материалы передаются ему под расписку на копии акта об изъятии.[11]

7. Действия при пожаре или стихийном бедствии

Работники колонии и осужденные, обнаружившие пожар на объектах учреждения, обязаны немедленно сообщить о месте его возникновения в подразделение пожарной охраны учреждения, оперативному дежурному и принять необходимые меры к его тушению. Одновременно работники колонии ведут наблюдение за осужденными с тем, чтобы исключить возможность совершения ими побегов или других преступлений, а также принимают меры к обеспечению их безопасности.

Оперативный дежурный, получив сообщение о пожаре, обязан:

1. Вызвать к месту пожара подразделения пожарной охраны государственной противопожарной службы (ГПС) и ведомственной противопожарной службы учреждения (ВПС).

2. Доложить о возникновении пожара и принятых мерах по его ликвидации начальнику колонии.

3. Проинформировать начальника караула для принятия мер по усилению охраны ИК.

4. Объявить сбор личного состава учреждения по тревоге согласно схеме оповещения.

5. Сообщить о происшествии дежурному по территориальному органу УИС.

6. С целью выяснения обстановки и принятия решений уточнить: место и размеры пожара, что горит, пути распространения огня; местонахождение людей в районе пожара и пути их спасения; вероятность взрыва, отравления, обрушения строительных конструкций, наличие в очаге пожара легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, отравляющих и взрывчатых веществ, а также электрических сетей и установок, работающих под напряжением; необходимость эвакуации имущества и материалов, защиты их от огня, дыма, огнетушащих веществ.

7. Принять меры к эвакуации людей с места пожара с использованием всех имеющихся сил и средств.

8. Организовать тушение пожара, привлекая к этому личный состав учреждения, членов добровольной пожарной дружины и секции пожарной безопасности, согласно плану тушения пожара.

9. Обеспечить усиление надзора за поведением осужденных, при необходимости выставить посты возле мест хранения материальных ценностей, привлечь на помощь членов СДП.

10. Организовать беспрепятственный проезд пожарной автотехники на охраняемые объекты и выделить для встречи и сопровождения подразделений государственной противопожарной службы сотрудников колонии, знающих расположение подъездных путей и водоисточников.

11. Обеспечить отключение электрической энергии (за исключением освещения периметра охраняемого объекта), остановку транспортных устройств, промышленного оборудования, перекрытие сырьевых, газовых и других пожароопасных коммуникаций, осуществить другие мероприятия, направленные на предотвращение распространения пожара, вызвать медицинскую и другие необходимые службы.

12. По прибытии подразделений пожарной охраны проинформировать старшего начальника об очаге пожара, принятых мерах по его ликвидации, о наличии в помещениях людей и осуществлять другие мероприятия по распоряжениям руководителя тушения пожара.

13. Обеспечить охрану пожарной техники и пожарно-технического оборудования подразделений пожарной охраны, задействованных при тушении пожара, а также безопасные условия работы личному составу пожарной охраны.

14. После ликвидации пожара принять меры к устранению его последствий и проведению мероприятий согласно распорядку дня. При выезде с территории подразделений ГПС провести проверку наличия их личного состава, а также пожарной техники и пожарно-технического оборудования.

Руководство тушением пожара до прибытия должностного лица гарнизона пожарной охраны осуществляют начальник колонии или лицо начальствующего состава подразделения ВПС, которые по прибытии должностного лица гарнизона пожарной охраны информируют его о сложившейся обстановке и принятых мерах по тушению.

По прибытии подразделений ГПС руководство по тушению пожара возлагается на старшее должностное лицо гарнизона пожарной охраны, распоряжения которого обязательны для всех должностных лиц колонии, участвующих в тушении пожара.

При стихийном бедствии сотрудники колонии усиливают наблюдение за поведением осужденных, особенно за лицами, склонными к побегу. К поддержанию порядка и спасению имущества привлекаются члены самодеятельных организаций осужденных. Представители администрации и дежурной смены закрепляются за каждым жилым помещением, осуществляют наблюдение за поведением находящихся там осужденных в соответствии с указаниями оперативного дежурного, начальника колонии и его заместителей.

В колониях, расположенных в районах, подверженных стихийным бедствиям, заранее определяются соответствующие мероприятия, в том числе по усилению надзора за осужденными. Устанавливаются безопасные места, куда в случае необходимости выводятся осужденные.[12]

8. Действия при отравлении осужденных

При получении информации об отравлении осужденных оперативный дежурный:

1. Докладывает о происшествии начальнику колонии, его заместителю.

2. Вызывает по тревоге медицинского и оперативного работников и со своим помощником прибывает на место происшествия.

3. Обеспечивает изъятие пищевых продуктов или иных веществ, явившихся по предварительным данным источником отравления, охрану места происшествия; если отравление произошло в столовой, прекращает прием пищи, удаляет из помещения всех осужденных, уточняет количество и фамилии лиц, принявших пищу.

4. Организует доставку пострадавших в медицинскую часть.

5. При осложнении оперативной обстановки объявляет сбор личного состава.

6. Дает указание лицам дежурной смены усилить надзор за осужденными на постах несения службы.

7. По прибытии начальника колонии, его заместителя докладывает о принятых мерах, действует по их указанию.

9. Функциональные обязанности отдельных категорий работников колонии при возникновении ЧО

Заместитель начальника колонии по производству (директор предприятия) несет персональную ответственность за организацию надзора за осужденными на производственных объектах и выполнение инженерно-техническим персоналом обязанностей по надзору.

Начальник отряда обязан:

1. В пределах компетенции принимать меры к нарушителям установленного порядка отбывания наказания, вести учет состояния дисциплины и дисциплинарной практики среди осужденных отряда.

2. Готовить необходимые материалы для применения мер поощрения и взысканий на осужденных, в том числе на водворение нарушителей режима в ШИЗО, перевод в ЕПКТ, ПКТ, одиночные камеры и запираемые помещения, присутствовать при водворении (освобождении) их в эти помещения (приложения N 45 - 48).

3. Готовить списки злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания для установления над ними индивидуального шефства, принимать меры по предупреждению и локализации конфликтных ситуаций между осужденными, нейтрализации и разложению группировок осужденных отрицательной направленности.

Начальник цеха (участка) обязан:

1. Составлять необходимые документы на лиц, умышленно не выполняющих требования установленного порядка отбывания наказания на производстве, выводящих из строя технологическое оборудование, использующих его, а также сырье и материалы не по назначению.

2. Своевременно информировать лиц дежурной смены о совершенных или готовящихся правонарушениях со стороны осужденных.

3. Совместно с дежурной сменой принимать участие в реализации мероприятий по недопущению побегов, в том числе с использованием транспортных средств и другой техники, в проведении обысков на территории цеха (участка).[13]

10. Применение физической силы, специальных средств и оружия

Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном законодательством.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:

1. Предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным.

2. Обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.

3. Доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства. В случае ранения или смерти осужденных, заключенных,  иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждения, исполняющих наказания сообщают об этом прокурору.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях:

1.     Для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан.

2.     Для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу.

3.     Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств.

4.     При конвоировании и охране осужденных и заключенных когда они своим поведением дают  основания полагать, что могут совершить побге либо причинить вред окружающим или себе.

5.     Для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавних из-под стражи из учреждения, исполняющего наказание.

В качестве специальных средств могут применяться:

-         резиновые палки;

-         наручники. При отсутствии наручников сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;

-         светозвуковые средства отвлекающего воздействия;

-         средства разрушения преград;

-         водометы и бронемашины – только по указанию заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомление прокурора в течение 24 часов с момента их применения;

-         служебные собаки;

-         газовое оружие.

Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.

Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Порядок ношения оружия на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и предприятий учреждений, исполняющих наказания, устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие:

1.     Для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

2.     Для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием.

3.     Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств.

4.     Для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства.

5.     Для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных,  также для задержания вооруженного лица, оказывающегося выполнить законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы о сдаче оружия.

Кроме того, огнестрельное оружие может использоваться:

1.     Для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным.

2.     Для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные настоящей статье основания для его применения.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:

1.         При отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств.

2.         При побеге заключенных и осужденных из мест  лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств  либо из транспортного средства по время движения.

3.         При попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием, либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

При применении огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового побега, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику. Администрация учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно уведомляет прокурора[14].

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрен порядок надзора за осужденными и действия сотрудников уголовно-исполнительной системы при возникновении следующих чрезвычайных обстоятельств:

-         при неповиновении осужденных;

-         при захвате осужденными заложников;

-         при совершении убийства или умышленном причинении тяжкого вреда здоровью;

-         при побеге осужденного;

-         при обнаружении у осужденных наркотических веществ;

-         при пожаре или стихийном бедствии;

-         при отравлении осужденных.

В отдельной главе рассмотрены некоторые функциональные обязанности отдельных категорий работников колонии при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Кроме того определены случаи, когда возможно применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы, и запреты на указанные действия.

Приложение 1

Акт

о применении наручников

«___»_______ 200 __ г.      в ________ час. ______ мин.

применены наручники к осужденному (осужденным) ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

(Ф.И.О)

по распоряжению

______________________________________________________________________

(должность, звание, фамилия, инициалы)

Наручники применены в связи с ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(причины применения)

В применении наручников участвовали ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

(звания, фамилии, инициалы)

Наручники сняты в _______ час. ______ мин.

Оперативный дежурный ______________________________________________

Помощник оперативного дежурного ___________________________________

____________________________________________________________________

    (иные лица)           (должность, звание, фамилия, инициалы, подпись)

Список литературы

1

Конституция Российской Федерации

2

Гуненко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Уч. для вузов.- М.: Зерцало, 2002.

3

Дударь Г. «Внимание, караул!» //Юрист.- 2001.- №7.

4

Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)

6

Инструкция по планированию действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах (14 января 2002 г. N 8дсп)

6

Перемещение заключенных //Социс.- 2002.- № 1.

7

Письмо Министерства юстиции РФ «О порядке применения приказа Минюста России от 6.06.2002 № 152 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2002 № 132»

8

Постановление Минюста РФ «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных лиц и лиц, заключенных под стражу»

9

Правохранительные органы /Под ред. И.К. Степнова.- М.: Финансы и статистика, 2003.

10

Приказ Минюста РФ "Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях"

11

Таблица сигналов МВД РФ

12

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» и закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения  свободы»


[1] Гуненко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Уч. для вузов.- М.: Зерцало, 2002.

[2] Конституция Российской Федерации

[3] Правохранительные органы /Под ред. И.К. Степнова.- М.: Финансы и статистика, 2003.

[4] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях

[5] Таблица сигналов МВД РФ

[6] Инструкция по планированию действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах (14 января 2002 г. N 8дсп)

[7] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)

[8] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)

[9] Дударь Г. «Внимание, караул!» //Юрист.- 2001.- №7.

[10] Перемещение заключенных //Социс.- 2002.- № 1.

[11] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)

[12] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)

[13] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)

[14] Постановление Минюста РФ «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных лиц и лиц, заключенных под стражу»