Диагностика и профилактика неуставных взаимоотношений в части и подразделении

                                - 2 -

                                 ПЛАН

     Введение ......................................... 3

     I.Изучение межличностных отношений в коллективе и

диагностика неуставного поведения ..................... 5

     II. Профилактика - основное средство предупрежде-

ния неуставных взаимоотношений ........................ 11

     Заключение ....................................... 19

     Приложения ....................................... 20

     Список использованной литературы ................. 24

.

                                - 3 -

                               ВВЕДЕНИЕ

      Множество проблем существует сегодня в нашей стране и  в  Воору-

женных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на

Государственном уровне,  другие на уровне Министерства Обороны, третьи

возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неустав-

ных взаимоотношений относится к тому типу,  которые должны решаться на

всех упомянутых уровнях.

     Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим

и  экономическим кризисом,  вылилось ростом преступности,  захлестнуло

волной безнравственности,  бездуховности и нигилизма.  Особо ранима  в

этих  условиях молодежь.  Эта болезнь,  поразившая все наше общество и

нашедшая себе место в армии,  в экстремальных уловиях воинской службы,

выразилась  в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими.  Сюда

можно отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, на-

силие,  так  называемые "дедовщину",  ущемление прав и достоинства от-

дельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношени-

ях в воинских коллективах.

     Можно ли избежать их ?  Если нет,  то хотя бы свести до минимума.

Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме

нормальных человеческих отношений ?  На эти и некоторые другие вопросы

я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблю-

дений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по

данному вопросу.

     Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два

направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отноше-

ний в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнос-

                                - 4 -

лужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных

взаимоотношений,  реагирование на случаи их проявления и устранение их

последствий.

.

                                - 5 -

  I. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В  КОЛЛЕКТИВЕ  И  ДИАГНОСТИКА

                НЕУСТАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

     Целью диагностики неуставного  поведения  является  профилактика,

ограничения, предупреждения моральных и физических оскорблений личнос-

ти военнослужащего,  в интересах создания здоровой нравственной атмос-

феры в воинских коллективах.

                             1Одно из величайших заблуждений при  сужде-

                          1ниях о человеке в том, что мы называем, опре-

                          1деляем человека умным,  глупым, добрым, злым,

                          1сильным, слабым, а человек есть все ... 0

                                                            1Л.Н.Толстой

     Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальная

природа и проявления в повседневной жизни - предмет  особого  интереса

для  каждого командира.  Социальные качества человека обнаруживаются в

его личности, которая связывает воедино различные психические процессы

индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и ус-

тойчивость.

     Поведение человека,  вплоть  до простейшего,  ближайшего поступка

рождается из потребностей. Отражение мозгом какой-либо актуальной пот-

ребности и вероятности её удовлетворения является эмоцией.  Низкая ве-

роятность реализации потребности ведет к  возникновению  отрицательных

эмоций. Возрастание вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогно-

зом удовлетворения порождает положительные эмоции.

     Таким образом,  потребности  представляют  основу и движущую силу

человеческого поведения,  его побуждения и цель. Для командира это по-

ложение  означает:  анализ  индивидуальности подчиненного начинается с

уяснения его социальных потребностей.  При  этом  особое  предпочтение

                                - 6 -

следует отдавать потребности самоутверждения личности, ибо она являет-

ся стержнем, вокруг которого строится человеческое поведение.

     Поскольку эмоции  обладают  определенным  потенциалом  влияния на

конкретный выбор в иерархии потребностей,  то открывается  возможность

целенаправленного  воздействия на сферу потребностей,  прежде всего на

те, которые представляют наибольшую ценность как для формирования лич-

ности воина,  так и для развития, сплочения коллектива. Однако необхо-

димо иметь в виду, что потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить.

     Как только  офицер  становится  во  главе воинского подразделения

возникает чрезвычайно сложный вопрос:  как разных, прошедших свою жиз-

ненную школу людей,  имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся ха-

рактером,  темпераментом,  физическим развитием, объединиить в боеспо-

собный  коллектив.  Это задача со многими неизвестными.  Одна из них -

профилактика, предупреждение неуставного поведения.

     Диагностика в  данном  случае рассматривается как способность ко-

мандира распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям,  выяв-

лять причины их возникновения и живучести,  прогнозировать тенденции в

поведении военнослужащих,  предотвращать физические оскорбления, глум-

ления и издевательства. Офицер, диагностируя взаимоотношения, опирает-

ся на глубокие знания индивидуальных особенностей подчиненных, исполь-

зует  рекомендации  педагогики,  психологии,  учитывает свой служебный

опыт,  практику командиров, начальников, социологов, психологов, юрис-

тов.

     При изучении индивидуальных особенностей молодых воинов важно вы-

явить их социальные потребности. Сюда относится потребность военнослу-

жащего в признании его как личности, потребность занимать определенный

статус  в официальной структуре подразделения и в неофициальных микро-

формированиях.  Такие потребности жизненно важны для каждого воина,  а

                                - 7 -

тем более молодого.

     Работа с молодыми воинами свидетельствует о том,  что для  них  с

первого дня службы важно знать, каким масштабом они будут "измеряться"

в этом коллективе.

     Первое общение с молодым воином всегда памятно для него. Команди-

ру важно помнить,  что он молниеносно анализирует информацию командира

в  ходе беседы с точки зрения воздействия на чувство собственного дос-

тоинства: ущемляется оно или поддерживается. По каким из этих двух ка-

налов пойдет информация,  зависит в последующем поведение военнослужа-

щего. ущемление чувства достоинства подтолкнет воина на поиск защитни-

ка.  Чаще  всего  таким временным успокоителем является старослужащий.

Он,  ссылаясь на свой горький опыт,  советует не обращаться в  трудную

минуту  за помощью к офицерам,  а искать защиту у наиболее "авторитет-

ных" "дедов".

     В интересах  диагностики поведения военнослужащих применяются ме-

тоды: наблюдения, беседы, анализа документов, социалогического опроса,

социометрию и др.

     Наблюдение - целенаправленное восприятие  поведенческих  характе-

ристик  военнослужащего,  обусловленное задачей выявления предрасполо-

женности к неуставным взаимоотношениям.

     Этот метод предполагает регистрацию,  фиксацию особенностей пове-

дения военнослужащего в ходе общения,  делового взаимодействия с това-

рищами  на  занятиях  по боевой и гуманитарной подготовке,  особенно в

нестандартных ситуациях,  неофициальной обстановке.  Руководствоваться

при наблюдении необходимо следующими критериями:  характер взаимодейс-

твия, уровень взаимопонимания, наличие одобрений и упреков, готовность

к взаимопомощи или недоброжелательность.

     Оно должно быть планомерным,  систематичным  и  целеустремленным.

                                - 8 -

Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику

развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые на пер-

вый  взгляд процессы через прямой контакт с воином в различных служеб-

ных и внеслужебных ситуациях.

     В интересах  диагностики неуставного поведения командир подразде-

ления составляет программу наблюдения.  Она включает:  подбор, расста-

новку,  инструктирование офицеров, младших комндиров, активизацию воз-

действий (индивидуальных и общественных) на военнослужащего,  предрас-

положенного к антиуставным проявлениям.

     Иэвестнуюоль роль в выявлении деформаций во взаимоотношениях вои-

нов во взаимоотношениях может играть беседа.  Первую беседу с солдатом

командир должен стремиться провести как можно раньше, в первый же день

прибытия воина в подразделение.  В целях изучения личности прибывшего,

такая беседа даст наилучший результат.  Итог беседы записывается в ра-

бочую  тетрадь,  а  в дальнейшем при систематическом их проведении ре-

зультаты сравниваются, делаются выводы, а возможно и прогнозы.

     Однако возможности беседы ограничены.  Боязнь "разоблачения" сос-

тоявшегося разговора с офицером побуждает некоторых солдат к  сокрытию

негативных явлений и фактов.  Кроме того, опасаясь получить ярлык "ин-

форматора",  "доносчика" и быть отвергнутым,  групповой  человек,  как

правило, ведет себя в беседе неискренне.

     Анализ документов позволяет на основе зафиксированной  информации

сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к отклоня-

ющемуся поведению в общении с товарищами.  В совокупности  с  методами

наблюдения,  беседы и другими методами выявления предрасположенности к

неуставным действиям он дает положительные результаты.

      К наиболее  информативным  документам относятся:

     автобиография;

                                - 9 -

     характеристика военного комиссариата;

     заключение медицинского учреждения;

     психолого-педагогический дневник командира подразделения, в кото-

ром солдат ранее проходил службу;

     листы нарядов;

     сержантские книжки;

     журнал боевой подготовки;

     служебная карточка;

     отчеты по дисциплинарной практике и др.

     Получить интересующую информацию кратким и эффективным способом

позволяет опрос военнослужащих.  Это еще один важный метод диагностики

поведения военнослужащих.  Его, как правило, проводят штатные психоло-

ги, социологи, юристы, но это под силу и любому инициативному команди-

ру.

     Цель опроса  -  выявить в коллективе,  особенно в период прибытия

молодого пополнения, основную направленность отношений старослужащих к

прибывшим воинам,  их намерения в обучении и оказании помощи в станов-

лении новичков.  Кроме этого важно знать настрой самих молодых солдат,

их интерес к службе. Простейшая форма опросника, который позволяет по-

лучить определенную информацию о характере взаимоотношений в подразде-

лении приведен в приложении 1.

     На основе информации,  полученной в процессе опроса и  с  помощью

других методов диагностики, вырабатывается план работы по предотвраще-

нию неуставных взаимоотношений.

     Значительными возможностями  по  сравнению  с остальными методами

диагностики располагает социометрия - совокупность приемов и  средств,

используемых для изучения групповой динамики (авторитетность,  лидерс-

тво,  сплоченность и т.п.).  Для выявления в коллективе  "неуставщины"

                                - 10 -

методом социометрии необходимо выбрать социометрический критерий,  из-

готовить социометрические карточки по числу  членов  группы  и  список

группы.  Вариант социометрической карточки,  социоматрицы и социограмм

дружеских связей и антипатий приведен в приложении 2.

     Порядок проведения  исследования :  каждому члену группы выдается

социометрическая карточка и при необходимости список  личного  состава

подразделения. С обследуемыми проводится инструктаж о порядке работы и

правилах заполнения социометрической карточки. По окончании исследова-

ний  списки  и  карточки  собираются,  полученный материал обобщается,

строятся социоматрицы и социограммы.

     Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп, дру-

жественных связей и антипатий между солдатами.

     Ранняя диагностика  конфликтов во взаимоотношениях между военнос-

лужащими довольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при

условии отлаженной организации управления процессами,  происходящими в

воинском коллективе.

     Приостановить конфликт  в зародыше - это значит психолого-педаго-

гическими,  административными мерами снять или уменьшить отрицательные

эмоции,  раздражительность у противоборствующих сторон. В значительной

мере этому способствует эффективное и справедливое стимулирование тру-

да военнослужащих последнего (предпоследнего) периода службы, чуткое и

внимательное отношение к молодому пополнению части.

.

                                - 11 -

 II. ПРОФИЛАКТИКА - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСТАВНЫХ  ВЗАИ-

                           МООТНОШЕНИЙ.

     В Вооруженных  Силах  РФ пользуются разработанной ранее методикой

поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений.  Реализация ее тре-

бований  осуществляется путем последовательного решения конкретных за-

дач на различных этапах работы с личным  составом.  Безусловно,  успех

этой работы во многом зависит от своевременности ее проведения.  Как и

любой физический недуг,  нравственный недуг - искажение норм взаимоот-

ношений  между  людьми  - легче предупредить или вылечить на начальном

этапе,  нежели бороться с хроническим заболеванием,  давшим  множество

осложнений.

     Воспитание человека начинается еще до его рождения и продолжается

на протяжении всей его жизни.  Начало воинского воспитания знаменуется

призывом молодого человека на службу в Вооруженные Силы,  продолжается

на всем ее протяжении и заканчиваеся после его увольнения.

     Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры

военных комиссариатов.  Их основная задача заключается в активном фор-

мировании у призывников коллективистских качеств, правильном представ-

лении  об  уставном  порядке в воинских коллективах,  профилактической

воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным образцам по-

ведения.

     По прибытию в часть главное внимание должно уделяться правильному

формированию у воинов первичных навыков в выполнении служебных обязан-

ностей.  В первые дни необходимо изучить требования законов и воинских

уставов  о  взаимоотношениях в воинских коллективах,  разъяснить,  как

вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их

достоинство.  На  этом  этапе воспитательной работы с молодыми воинами

                                - 12 -

офицерам следует обеспечить обстановку внимания и  доброжелательности,

проявлять постоянную заботу о подчиненных,  чуткость и такт во взаимо-

отношениях.  Всем случаям сквернословия, грубости, оскорблений со сто-

роны  сержантского  состава и солдат более ранних сроков службы должен

быть дан беспощадный отпор.  Тем самым  добиться  твердой  уверенности

подчиненных  в соблюдении принципа справедливости и равной ответствен-

ности за соблюдение дисциплины и правопорядка.

     Показательным примером  необходимости  опеки молодых воинов в на-

чальный этап их службы может  послужить  случай,  произошедший  в

в/ч 73420 г.Волжского,  где я начинал службу. Прибывшее молодое попол-

нение разместили в клубе для распределения по подразделениям. По чьей-

то халатности  там не осталось ни одного офицера и уже через несколько

минут старослужащие выносили из клуба отобранные у молодежи  продукты,

вещи, гражданскую  одежду.  Злоумышленников удалось остановить.  Очень

неуютно чувствовали они себя перед строем части,  когда пришлось возв-

ращать отобранное законным владельцам.  Этот случай  оказал   огромное

воспитательное воздействие и на молодых воинов,  и  на  старослущащих.

Первые укрепились в вере в стремлении командиров к социальной справед-

ливости, вторых,  по крайней мере, в течении нескольких дней не было и

видно около клуба части.

     На начальном этапе службы особое внимание необходимо уделить изу-

чению молодых воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реаги-

руют на замечания,  либо отличаются замкнутостью,  становятся объектом

шуток и насмешек, испытывают острую тоску по дому.

     К активной воспитательной работе в подразделении необходимо прив-

лекать все категории командиров,  актив, передовых воинов. От сержант-

ского состава добиваются равной требовательности к молодым воинам, ре-

шительно  пресекаются попытки психологического давления на младших ко-

                                - 13 -

мандиров со стороны солдат и сержантов более ранних сроков призыва  из

других  подразделений  для получения послаблений землякам,  знакомым и

т.д.  Объектом воспитания на этом этапе являются не только новобранцы,

но и воины других призывов.

     Огромную роль в воспитании и изучении личного состава играет тор-

жественное принятие Военной присяги. В этот день предоставляется прек-

расная возможность для встречи командиров с родителями  воинов.  Очень

важно проинформировать родителей об условиях воинской службы,  органи-

зации быта, напомнить о необходимости сообщать в часть о случаях полу-

чения  тревожных  писем от сыновей и других фактах,  способных отрица-

тельно повлиять на отношение воина к службе.  В то же время необходимо

больше узнать о жизни их сына,  его учебе и работе до службы, характе-

ре,  планах, намерениях и т.д. Желательно поддерживать связи с родите-

лями на протяжении всей службы их сына.

     Опыт службы  в  должностях  командира взвода и роты подтверждает

высокую эффективность воздействия на личность воина ведения личной пе-

реписки с  его  родителями.  Значительные  затраты времени практически

всегда приносили хороший результат.

     Командиру важно иметь в виду, что в начале службы у воинов актив-

но  складываются  межличностные  связи.  В интересах воспитания дружбы

между  воинами  различных  национальностей  целесообразно   равномерно

укомплектовывать  все  подразделения  солдатами и сержантами различных

национальностей.  Необходимо анализировать, кто из земляков уже служит

в данной части, на чем складываются их контакты. Офицеры должны сосре-

доточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся на осно-

ве землячества, национальности.

     Особое внимание уделяется размещению  воинов  в  подразделении  -

строго  по  отделениям  в  соответствии со штатным-боевым расписанием,

                                - 14 -

контролю очередности нарядов,  соблюдению графика уборки  помещений  и

территории.

     С первых дней службы необходимо выявлять людей склонных к  недис-

циплинированности,  неисполнительности, пререканиям, "лидеров" с отри-

цательной направленностью.  Для них  наиболее  характерны  жестокость,

эгоизм,  бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить при-

велегии.В целях обеспечения своего влияния они чаще  всего  используют

насилие или угрозу его применения.  Обычно "лидер" обладает ложным ав-

торитетом "бывалого парня", "спортсмена", "знатока современной музыки"

и  т.п.  В  его поведении ярко проявляется развязность,  заносчивость,

грубость,  высокомерие, самоуверенность.В выявлении подобных "лидеров"

используют индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различ-

ных периодов службы и национальностей,  постоянное наблюдение за пове-

дением  воинов,  анализ их взаимоотношений.  К группе риска относятся,

прежде всего,  военнослужащие обладающие  недостатками  воспитания,  а

именно:

     ранее судимые и имевшие приводы в милицию;

     воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одного

или обоих родителей;

     обладающие ярко выраженными отрицательными чертами характера;

     имеющие претензии на лидерство.

     С другой стороны,ни в коем случае нельзя упускать из  вида  воен-

нослужащих,  имеющих физический или моральный дефект - это потенциаль-

ные потерпевшие.

     После выявления лиц,  склонных к неуставным взаимоотношениям, не-

обходимо в зависимости от условий,  повторяемости применять  следующие

виды воздействия: побуждение к самопознанию, обучение планированию по-

ведения,  преодоленияситуативных импульсных побуждений,  а  если  эти

.

                                - 15 -

способы не дают результата, то предупреждение в личной беседе, наложе-

ние дисциплинарного взыскания,  обсуждение на общем собрании подразде-

ления, привлечение военных юристов и др.

     В сплочении воинских коллективов прежде всего необходимо опирать-

ся на опытных и безупречно дисциплинированных воинов последнего перио-

да службы.  Не следует допускать послаблений для воинов  более  ранних

призывов,  важно предъявлять одинаковые требования во всем - в большом

и малом. Искоренять мнение, что распорядок дня, соблюдение формы одеж-

ды, порядок несения службы, построения, выполнение хозяйственных работ

и другие не очень приятные мероприятия  становятся  для  старослужащих

необязательны.  Не обязательно получение привелегий и послаблений ста-

рослужащими проявляются в явной форме,  это может быть замаскировано и

завуалировано  под  "добровольное" взваливание тяжестей службы на себя

молодыми воинами.

     Основными признаками,  свидетельствующими о наличии элементов не-

уставных взаимоотношений, являются:

     неряшливый внешний вид солдат первого периода службы (грязное ра-

бочее обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутс-

твие отдельных элементов военной формы одежды);

     пассивность, замкнутость,  уединение молодых воинов  в  свободное

время, в праздничные и выходные дни;

     выполнение молодыми солдатами наиболее тяжелых и трудоемких  хоз-

работ,  в том числе в свободное время, стирка, чистка и глажение чужих

предметов формы одежды;

     "добровольное" размещение  в неудобных местах при просмотре кино-

фильмов, телепередач (просмотр стоя);

     общественная пассивность, нежелание выступать на собраниях с кри-

тикой, отсутствие желания идти в увольнение и культпоход;

                                - 16 -

     попытка сокрытия различного рода травм, в том числе при медосмот-

ре и др.

     Неуставные взаимоотношения основываются на круговой поруке. Глум-

ление и издевательства замалчиваются не только их исполнителями,  но и

пострадавшими.  Вот  почему каждый случай антиуставных взаимоотношений

должен быть расследован до конца. Установить истинное положение и пра-

вильно  отреагировать  на  него - значит не допустить преступления или

грубого нарушения воинской дисциплины.

     Индивидуально-профилактическая работа с каждым воином дополняется

комплексом мер коллективно-воспитательного характера. Работу по профи-

лактике  неуставных взаимоотношений нельзя замыкать только на работе с

солдатами.  Подбор,  воспитание и методические  инструктажи  офицеров,

прапорщиков  и  сержантов - неотъемлимое условие успеха.  Руководитель

должен постоянно помнить о высокой ответственности  за  врученные  ему

судьбы,  о необходимости проявления педагогического такта и доброжела-

тельности.  Необходимо,  чтобы каждый знал, что обстоятельствами, спо-

собствующими  совершению преступлений и неуставных взаимоотношений яв-

ляются:

     необдуманные и противоправные действия командиров, наличие недос-

татков в характере у руководителя, высокомерие;

     предвзятое либо  наоборот снисходительное отношение начальников к

подчиненным;

     недостаток контроля за личным составом;  непринятие мер по совер-

шенным преступлениям;

     слабая организация различных видов  служб;

     пассивность сержантского состава;  слабая забота о людях;

     плохиебытовые условия, некачественное медицинское обслуживание;

.

                                - 17 -

     наличиенеформальных групп с отрицательной направленностью;

     слабый контроль за документами, печатью войсковой части и др.

     Особым предметом разговора являются конфликты, связанные с нацио-

нальной принадлежностью военнослужащих.  Можно условно выделить четыре

основных группы причин таких конфликтов:

     нахождение в воинском коллективе военнослужащего с отрицательными

личностными качествами и негативной направленностью,  с предубеждением

к отдельным национальностям;

     недостатки и упущения командиров в воспитательной работе с много-

национальным личным составом.Отсутствие у руководителей  учета  нацио-

нальных  особенностей  воинов,  психологии  многонациональных воинских

коллективов;

     упущения и  перекосы  в  организации  боевой  подготовки,  службы

войск,  в поддержании уставного порядка.  Игнорирование в  обучении  и

воспитании  воинов  индивидуального подхода,  фактора межнационального

общения солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;

     отсутствие у командиров достоверной и полной информации о положе-

нии дел в коллективе и эффективности управлении процессами,  протекаю-

щими в сфере межнациональных отношений в подразделении и части.

     Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной

основе  между  военнослужащими  руководящему составу необходимо прежде

всего глубоко изучить особенности развития межнациональных  отношений,

а  так  же  прочно освоить различные методы их регулирования,  способы

своевременного предупреждения даже мелких негативных явлений.

     Работа по  целенаправленной профилактике неуставных взаимоотноше-

ний должна органически сочетаться с опытной  организацией  планомерной

.

                                - 18 -

боевой учебы, воспитательной работы, постоянной диагностикой складыва-

ющихся отношений в воинском коллективе, формированием уставных взаимо-

отношений  и  беспощадной  борьбой  с носителями нездоровых традиций в

подразделении.

.

                                - 19 -

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений  яв-

ляется  важным условием крепкой воинской дисциплины,  поддержания под-

разделения в постоянной боевой готовности.

     В современных условиях,  когда меняются коренные устои нашего об-

щества,  когда до предела накалена социальная обстановка в государстве

Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности.

В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил.

     Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и

подразделении является совершенствование организаторской  деятельности

командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное

отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к се-

бе и людям, сочетаемая с заботой о них.

     Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная пов-

седневная  работа  по воинскому,  правовому и нравственному воспитанию

личного состава,  строгое выполнение правил,  установленных законами и

воинскими уставами Российской Федерации,  постоянная забота командиров

и начальников об улучшении быта своих  подчиненных,  совершенствовании

их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравс-

твенную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее прояв-

ление "дедовщины", "землячества" и других негативны традиций.

     Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную

работу  по  повышению  уровня  дисциплинированности и организованности

личного состава. Все это является надежным гарантом способности Воору-

женных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите

нашей Родины.

.

                                - 20 -

                                                           Приложение 1.

                               Опросник

     Уважаемый товарищ  !  Оцените свою группу по указанным ниже пара-

метрам. Будьте пожалуйста исренними.  Результаты опроса используются в

интересах совершенствования групповой деятельности.

     1. Дружелюбие        1  2  3  4  5  6  7  8   Враждебность

     2. Согласие          1  2  3  4  5  6  7  8   Несогласие

     3. Удовлетворенность 1  2  3  4  5  6  7  8   Неудовлетворенность

     4. Увлеченность      1  2  3  4  5  6  7  8   Равнодушие

     5. Продуктивность    1  2  3  4  5  6  7  8   Непродуктивность

     6. Теплота           1  2  3  4  5  6  7  8   Холодность

     7. Сотрудничество    1  2  3  4  5  6  7  8   Разобщенность

     8. Взаимн. поддержка 1  2  3  4  5  6  7  8   Недоброжелательность

     9. Занимательность   1  2  3  4  5  6  7  8   Скука

     10.Успешность        1  2  3  4  5  6  7  8   Неуспешность

                     3СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В РАБОТЕ !

.

                                - 21 -