Диалектика как метод исследователя и практика
Элемент №1
“Учительская газета” № 35 1996 год Круглый стол на тему “Просуществует ли образование и культура в России до 2005 года”
Условие: Мы много лет гордились и гордимся уровнем российского образования. Говорили , например, “в Америке учатся до 18 лет, а при выходе из школы не знакомы с дифференциальным исчислением, не знают интегралов и логарифмов. У них это университетская программа. Наш уровень школьной подготовки выше.” Какая ошибка допускается при сравнении западной и российской школы?
Решение: Тот кто говорит, что российская школа лучше и выше, чем школы Америки, потому что дает больше знаний, не соблюдает объективности, принимая во внимание только одну сторону проблемы образования и забывая, что там другие цели, другие задачи. Американцы выдумали одну гениальную вещь - муниципальные университеты. Это позволило им решить множество проблем, в частности снять учебную перегрузку. Ее в принципе не может быть: базовым элементом в системе образования стали не школа, не ВУЗ, а именно эти мощные муниципальные структуры. А у школы другая задача : готовить детей, способных жить в изменяющемся мире, умеющих адаптироваться. Мы слегка лукавим, говоря, что без образования нельзя прожить. Можно! А вот приобретенный невроз, вследствии постоянной перегрузке нормальной жизни как раз мешает.
Элемент №2
“Учительская газета” №16 по материалам (PRZEGLAD OSWIATOWY 1996 Ç., # 4)
Томаш Матковский
Условие: Звонок. Ученики сидят за партами и ждут. Входит учитель с незнакомым мальчиком. Он явно смущен и немного напуган. В класс пришел новенький.
Вопрос: Покажите всю многоразличность отношении класса и новичка. Что учитель должен предпринять, что бы новый ученик как можно безболезненно влился в коллектив?
Решение: Успех вхождения в коллектив нового члена зависит от учителя и от особенностей класса. Класс, как группа может быть "открытым" и "закрытым". "Открытый" класс доброжелательно принимает нового и здесь проблем не возникает за исключением тех случаев, когда "новый" сам создает проблемы. "Закрытый" класс появление нового ученика рассматривает как угрозу для сложившегося уклада жизни.
Что касается действий учителя, необходимо:
· предварительно сообщить ребятам о появлении новенького
· психологически подготовить класс (обратится к добрым чувствам, сказать, что без их помощи новенькому будет трудно).
· рассказать о том откуда пришел новый ученик, почему, чем интересуется
· решить вопросы о том где он будет сидеть, кто ему поможет войти в дела класса
· представление должно быть коротким и естественным
Если не смотря на усилия учителя, все же возникли проблемы с новеньким , надо найти удобный случай и поговорить с классом в его отсутствии. Выслушать все аргументы класса, узнать, почему новенький не нравится и только тогда попытаться переубедить ребят. А возможно все дело в самом новом ученике, тогда работу надо проводить с ним.
Элемент №3
“Учительская газета № 50 ” Как защитить психическое здоровье школьника?
Ольга Галактионова и Вадим Родионов.
Условие : На I съезде практических психологов( июнь 1994) были названы такие цифры: около 80% школьников оканчивают учебу с отклонениями в здоровье, 45 - хроническими больными. Все чаще школьное обучение( а точнее его издержки становятся патогенным) фактором.
Вопрос: Покажите возникновение и развитие нарушении здоровья ребенка под воздействием отрицательных факторов (низкий уровень психической готовности к школе)
Решение: Существует два пути развития нарушении здоровья
1.Низкий уровень психической готовности к школе влечет " ôÒÕÄÎÏÓÔÉ × ÏÂÕÞÅÎÉÉ", которые "ÐÒÉ×ÏÄÑÔ Ë ÐÅÒÅÒÁÓÐÒÅÄÅÌÅÎÉÀ Ó×ÏÂÏÄÎÏÇÏ ×ÒÅÍÅÎÉ: Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅ ×ÒÅÍÅÎÎÙÈ ÚÁÔÒÁÔ ÎÁ ÐÏÄÇÏÔÏ×ËÕ ÄÏÍÁÛÎÅÇÏ ÚÁÄÁÎÉÑ É ËÁË ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ - ÓÏËÒÁÝÅÎÉÅ ×ÒÅÍÅÎÉ ÎÁ ÓÏÎ É ÏÔÄÙÈ.. óÔÏÌØ ËÁÒÄÉÎÁÌØÎÙÅ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ × ÒÅÖÉÍÅ ÄÎÑ ×ÌÅËÕÔ ÚÁ ÓÏÂÏÊ ÏÓÌÁÂÌÅÎÉÅ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ, ÞÁÓÔÙÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ."
2. Вследствии несоответствия между внешними требованиями и возможностями ребенка "õ ÔÁËÉÈ ÒÅÂÑÔ ÄÁÖÅ ÏÓ×ÏÅÎÉÅ ÓÁÍÙÈ, ËÁÚÁÌÏÓØ ÂÙ, ÐÒÏÓÔÙÈ ÎÁ×ÙËÏ× É ÐÒÉÅÍÏ× ×ÅÓØÍÁ ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÏ. ï ÜÔÏÊ ËÁÔÅÇÏÒÉÉ ÕÞÁÝÉÈÓÑ ÇÏ×ÏÒÑÔ, ÞÔÏ ÏÎÉ ÎÅ ÕÍÅÀÔ ÐÏ-ÎÁÓÔÏÑÝÅÍÕ ÕÞÉÔØÓÑ." , развивается невротическое состояние.
Элемент № 4
"Учительская газета" №35 1996 год Валентина Смелова рубрика "Школа"
Условие: Я позволю себе полностью списать условие из источника "ïÄÎÉÍ ÉÚ ÎÅÐÒÅÍÅÎÎÙÈ ÁÔÒÉÂÕÔÏ× ÛËÏÌØÎÏÊ ÖÉÚÎÉ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ËÌÁÓÓÉÞÅÓËÉÅ ÁÎÅËÄÏÔÙ ÐÒÏ ÷Ï×ÏÞËÕ. ïÂÒÁÚ ÷Ï×ÏÞËÉ ÎÁÓÔÏÌØËÏ ÌÅÇÅÎÄÁÒÅÎ, ÞÔÏ ÔÒÕÄÎÏ ÐÏ×ÅÒÉÔØ × ÒÅÁÌØÎÏÓÔØ ÅÇÏ ÓÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÎÉÑ. îÏ "×Ï×ÏÞËÉ" × ÐÒÉÒÏÄÅ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÔ. ÷ÏÔ É ÎÁÛÅÊ ÛËÏÌÅ ÐÏ×ÅÚÌÏ. ðÅÒ×ÁÑ ×ÓÔÒÅÞÁ Ó ÷Ï×ÏÞËÏÊ ÌÅÇÌÁ ÅÝÅ ÏÄÎÉÍ ÂÌÁÇÏÒÏÄÎÙÍ ÛÒÁÍÏÍ ÎÁ ÝÉÔ ÍÏÅÊ ÐÅÄÁÇÏÇÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒØÅÒÙ. îÁ ÕÒÏË ÐÒÉÒÏÄÏ×ÅÄÅÎÉÑ ÓÉÌØÎÏ ÐÒÉÐÏÚÄÁÌ ÍÁÌÙÛ ÏÔ ÇÏÒÛËÁ Ä×Á ×ÅÒÛËÁ ÒÏÓÔÕ. ÷ÅÖÌÉ×Ï ÐÏÓÔÕÞÁ× É ÐÏÌÕÞÉ× ÒÁÚÒÅÛÅÎÉÅ ×ÏÊÔÉ, ÏÎ, ÐÒÏÊÄÑ ÍÉÍÏ, ÏÓÔÁ×ÉÌ ÐÏÓÌÅ ÓÅÂÑ ÓÉÌØÎÅÊÛÕÀ ÎÉËÏÔÉÎÏ×ÕÀ ÚÁ×ÅÓÕ. ñ, ÏÂÏÍÌÅ×, ÅÄ×Á ÎÁÛÌÁ × ÓÅÂÅ ÓÉÌÙ ÓÐÒÏÓÉÔØ: "ôÙ ÞÔÏ, ËÕÒÉÛØ?! ëÁË Ô×ÏÑ ÆÁÍÉÌÉÑ?" îÁ ÞÔÏ ËÌÁÓÓ ÐÏËÒÏ×ÉÔÅÌØÓÔ×ÅÎÎÏ ÐÏÑÓÎÉÌ: "ôÁË ÜÔÏ ÖÅ ÷Ï×ÏÞËÁ æÅÄÏÒÏ×. ïÎ Ó ÐÅÒ×ÏÇÏ ËÌÁÓÓÁ Ó ÏÔÃÏÍ ÎÁ ÂÁÌËÏÎÅ ÍÁÈÏÒËÏÊ ÂÁÌÕÅÔÓÑ..." ôÁË Ñ ÓÔÁÌÁ ÕÞÉÌËÏÊ ÉÚ ÁÎÅËÄÏÔÁ."
Вопрос: Покажите внутренние противоречивые тенденции и стороны в личности Володи Федорова
Решение: Нестандартный ребенок. Курит. Зарабатывает на жизнь исполнением "Бродяги", стоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних за участие в краже. И вдруг, щемящие детские стихи. В нынешней его действительности - ученика 2-го"Е" класса Федорова В.С. - он имеет массу возможностей, которые в жизни будущей, взрослой, могут воплотиться в различные действительности. От поэта, философа, романтика до вора, "мафиози", да просто бродяги, опустившегося и спившегося человека. И как правильно заметила автор, кем станет Вовочка зависит от многих людей: от родителей, друзей, учителей.
Элемент №5
"Учительская газета" №45 1996 год " Я не дурак. Я не могу учиться…"
Татьяна Литвинова
Условие: Умными обычно зовутся те, кому легко учится: быстро соображающие, с хорошей памятью. "Глупый" в понятии многих учителей - синоним слова "неспособный". Всегда ли это верно?
Рассмотрите оценку способности как сумму и единство противоположностей
Решение: Противоположности - те внутренние стороны, тенденции, силы предмета или явления , которые исключают, а вместе тем и предполагают друг друга . Постараюсь показать эти две категории на примерах из статьи.
Понятия "умный" и "глупый", "способный" и "тупой", ученик "сильный" и "слабый". Они существуют только соотносительно друг друга
· Если бы ученики показывали совершенно одинаковые знания по всем предметам мы не могли бы сказать, что вот этот "сильный", а вот этот "слабый"
Нельзя в какой то, конкретной области определить ребенка как "сильного" и одновременно "слабого"
Один и тот же ученик, как показывает статья, в разных областях знаний и умений может иметь разные способности
"ïÌÑ - ÂÏÇÁÔÏ ÏÄÁÒÅÎÎÙÊ ÒÅÂÅÎÏË. õ ÎÅÅ ÎÅÐÌÏÈÏÊ ÍÕÚÙËÁÌØÎÙÊ ÓÌÕÈ, ÏÎÁ ÈÏÒÏÛÏ ÒÉÓÕÅÔ É ÂÅÇÁÅÔ ÂÙÓÔÒÅÅ ×ÓÅÈ × ËÌÁÓÓÅ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÔÒÏÊËÉ ÐÏ ÒÕÓÓËÏÍÕ ÑÚÙËÕ É ÍÁÔÅÍÁÔÉËÅ - ÅÅ "ÐÏÔÏÌÏË"."
"îÁ ÕÒÏËÁÈ ÍÁÔÅÍÁÔÉËÉ ×ÓÅ ÏÄÉÎÎÁÄÃÁÔØ ÏÄÎÏËÌÁÓÓÎÉËÏ× ÎÏÒÏ×ÉÌÉ Õ ÎÅÇÏ (речь идет об одном из учеников автора статьи) ÓÐÉÓÁÔØ; ÏÎ ÌÅÇËÏ ÒÅÛÁÌ ÐÒÉÍÅÒÙ É ÚÁÄÁÞÉ É ÐÏ ÜÔÏÊ ÐÒÉÞÉÎÅ, ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏ, ÓÞÉÔÁÌÓÑ ÕÍÎÙÍ. ðÒÉ ÜÔÏÍ Ë ÞÅÔÙÒÎÁÄÃÁÔÉ ÇÏÄÁÍ × ÅÇÏ ÒÅÞÉ ÎÁ ÒÏÄÎÏÍ ÑÚÙËÅ ÎÅ ×ÓÅÇÄÁ ÐÒÏÓÌÅÖÉ×ÁÌÁÓØ ÓÍÙÓÌÏ×ÁÑ Ó×ÑÚØ, Á ÏÂÒÁÝÁ×ÛÉÅÓÑ Ë ÎÅÍÕ ×ÚÒÏÓÌÙÅ ÞÁÓÔÏ ÚÁÍÅÞÁÌÉ, ÞÔÏ ÏÎ ÉÈ ÎÅ ÐÏÎÉÍÁÅÔ. ÎÅ ÕÍÎÙÍ."
Так же надо различать такие диалектические противоположности, как логическое и образное мышление.
" ïÞÅ×ÉÄÎÏ, ÂÏÌØÛÅ ×ÓÅÇÏ ÛÁÎÓÏ× ÐÒÅÕÓÐÅÔØ × ÛËÏÌÅ ÉÍÅÀÔ ÄÅÔÉ, ÏÂÌÁÄÁÀÝÉÅ ÈÏÒÏÛÅÊ ÐÁÍÑÔØÀ, ÌÏÇÉÞÅÓËÉÍ ÓËÌÁÄÏÍ ÕÍÁ É ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔØÀ ÂÙÓÔÒÏ "ÓÈ×ÁÔÙ×ÁÔØ" ÏÂØÑÓÎÑÅÍÏÅ. èÏÔÑ × ÐÒÉÎÃÉÐÅ ÏÂÒÁÚÎÏÅ ÍÙÛÌÅÎÉÅ ÎÉÞÅÍ ÎÅ ÈÕÖÅ ÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ, Á ÌÀÄÉ, ÄÏ ËÏÔÏÒÙÈ "ÄÏÈÏÄÉÔ" ÍÅÄÌÅÎÎÏ, ÎÅÒÅÄËÏ ÕÓ×ÁÉ×ÁÀÔ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÀ ÂÏÌÅÅ ÇÌÕÂÏËÏ, ÔÁË ËÁË ÔÒÁÔÑÔ ÂÏÌØÛÅ ×ÒÅÍÅÎÉ ÎÁ ÅÅ ÏÓÍÙÓÌÅÎÉÅ."
Все это необходимо учитывать в работе с учениками.
Элемент №6
"Учительская газета" №32 1996 год "Бумажный тигр"
Условие: ÷ 60-Å ÇÏÄÙ × çÅÒÍÁÎÉÉ ÂÙÌÁ ÒÁÚ×ÅÒÎÕÔÁ ÛÉÒÏËÏÍÁÓÛÔÁÂÎÁÑ ËÁÍÐÁÎÉÑ ÐÏ ÏÔËÁÚÕ ÏÔ "ÍÉÌÉÔÁÒÉÓÔÓËÏÇÏ ÍÙÛÌÅÎÉÑ". äÌÑ ÜÔÏÇÏ ÐÒÉ×ÌÅËÁÌÉÓØ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÙ, ËÏÔÏÒÙÅ ÕÂÅÖÄÁÌÉ ÍÁÔÅÒÅÊ ÎÅ ÐÏËÕÐÁÔØ ÄÅÔÑÍ ÐÌÁÓÔÍÁÓÓÏ×ÙÅ Á×ÔÏÍÁÔÙ É ÓÏÌÄÁÔÉËÏ×. ÷ ÄÅÔÓËÉÈ ÓÁÄÁÈ ÚÁÐÒÅÝÁÌÉ ÉÇÒÙ × ×ÏÊÎÕ... é ÞÔÏ ÖÅ? óÐÕÓÔÑ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÌÅÔ ÔÅ ÖÅ ÓÁÍÙÅ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÙ, ÎÅÄÏÕÍÅÎÎÏ ÒÁÚ×ÏÄÑ ÒÕËÁÍÉ, ËÏÎÓÔÁÔÉÒÏ×ÁÌÉ ÒÅÚËÏÅ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÅ ÁÇÒÅÓÓÉ×ÎÏÓÔÉ × ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×ÙÈ ÇÒÕÐÐÉÒÏ×ËÁÈ. äÁ É × ÄÅÔÓËÉÈ ÓÁÄÁÈ ÚÁÍÅÔÎÏ Õ×ÅÌÉÞÉÌÏÓØ ÞÉÓÌÏ ÂÕÒÎÙÈ ËÏÎÆÌÉËÔÏ× - ÓÓÏÒ É ÄÒÁË. ÷ÅÒÎÕÌÉ ÎÁÚÁÄ Á×ÔÏÍÁÔÙ É ÓÏÌÄÁÔÉËÏ× - ËÒÉ×ÁÑ ÄÅÔÓËÏÊ ÁÇÒÅÓÓÉ×ÎÏÓÔÉ ÐÏÐÏÌÚÌÁ ×ÎÉÚ.
Вопрос: Покажите борьбу и развертывание противоречивых тенденции
Решение: Агрессия - все дети проявляют ее, как и любой живой человек.
é Õ ÄÅÔÅÊ, É Õ ×ÚÒÏÓÌÙÈ ÜÔÏ ÂÙ×ÁÅÔ ÒÅÁËÃÉÅÊ ÎÁ ÕÓÔÁÌÏÓÔØ, ÏÂÉÄÕ, ÉÚÌÉÛÎÅÅ ÄÁ×ÌÅÎÉÅ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÏËÒÕÖÁÀÝÉÈ, ÎÁ ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÊ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, ÂÏÌØ × ÖÉ×ÏÔÅ) ÉÌÉ ×ÎÅÛÎÉÊ (ÓÓÏÒÙ ÂÌÉÚËÉÈ) ÄÉÓËÏÍÆÏÒÔ. îÏ ÜÔÁ ÁÇÒÅÓÓÉÑ ÎÅ ÚÁËÒÅÐÌÑÅÔÓÑ, ÎÅ ×ÈÏÄÉÔ × ÐÒÉ×ÙÞËÕ, ÎÅ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÓÏÓÔÁ×ÌÑÀÝÅÊ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ. (èÏÔÑ, ÅÓÌÉ ÉÓÔÏÞÎÉË ÄÉÓËÏÍÆÏÒÔÁ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÏÓÔÏÑÎÎÙÍ, ÜÔÏ ÐÏÞÔÉ ÏÂÑÚÁÔÅÌØÎÏ ÐÒÉ×ÅÄÅÔ Ë ×ÔÏÒÉÞÎÏÊ ÎÅ×ÒÏÔÉÚÁÃÉÉ. îÅ ÎÁÄÏ ÚÁÂÙ×ÁÔØ, ÞÔÏ ÎÅ×ÒÏÚÙ ÎÁÚÙ×ÁÀÔ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÍÉ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÍÉ. ôÁË ×ÏÔ: ÇÒÁÎÉÃÕ ÐÅÒÅÊÔÉ ÎÅÄÏÌÇÏ!)
îÅÌØÚÑ ÎÅ ÕÞÉÔÙ×ÁÔØ É ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÅÊ, × ÔÏÍ ÞÉÓÌÅ É ÐÏÌÏ×ÙÈ. íÁÌØÞÉËÉ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÂÏÌÅÅ ÁÇÒÅÓÓÉ×ÎÙ É ËÏÎËÕÒÅÎÔÎÙ, ÞÅÍ ÄÅ×ÏÞËÉ. äÁ É ÓÒÅÄÉ ÍÁÌØÞÉËÏ× ×ÓÔÒÅÞÁÀÔÓÑ ÓÁÍÙÅ ÒÁÚÎÙÅ ÐÏ ÓÔÅÐÅÎÉ ÁÇÒÅÓÓÉ×ÎÏÓÔÉ (ÄÁÖÅ × ÐÒÅÄÅÌÁÈ ÎÏÒÍÙ). úÁÊÄÉÔÅ × ÌÀÂÕÀ ÑÓÅÌØÎÕÀ ÇÒÕÐÐÕ: ÏÄÉÎ ÓÉÄÉÔ ÔÉÈÏÎØËÏ × ÕÇÌÕ É ÓËÌÁÄÙ×ÁÅÔ ÐÉÒÁÍÉÄËÕ, Á ÄÒÕÇÏÊ ÎÏÓÉÔÓÑ, ËÁË ÕÇÏÒÅÌÙÊ, É ÂØÅÔ × ÂÁÒÁÂÁÎ. öÅÎÝÉÎ (Á ÄÅÔÅÊ, ËÁË ÉÚ×ÅÓÔÎÏ, ×ÏÓÐÉÔÙ×ÁÀÔ × ÏÓÎÏ×ÎÏÍ ÖÅÎÝÉÎÙ) ÎÅÒÅÄËÏ ÛÏËÉÒÕÅÔ ÄÒÁÞÌÉ×ÏÓÔØ ÓÙÎÏ×ÅÊ, ÉÈ ÐÒÉÓÔÒÁÓÔÉÅ Ë ×ÏÅÎÎÙÍ ÉÇÒÕÛËÁÍ É ÉÇÒÁÍ. îÁÐÒÁÓÎÏ! äÅÔÓËÕÀ ÁÇÒÅÓÓÉ×ÎÏÓÔØ ÎÅ ÔÏÌØËÏ ÍÏÖÎÏ, ÎÏ É ÐÏÌÅÚÎÏ ÐÅÒÅ×ÏÄÉÔØ × ÉÇÒÏ×ÕÀ ÓÔÉÈÉÀ.
éÔÁË, ÍÁÌØÞÉËÁÍ ÐÏÌÅÚÎÙ ÛÕÍÎÙÅ ÉÇÒÙ, ×ÏÚÎÑ, ÄÒÁËÁ ÐÏÄÕÛËÁÍÉ É Ô.Ä. ôÏÌØËÏ ÎÅ ×ÅÞÅÒÏÍ, ÐÅÒÅÄ ÓÎÏÍ, É ÖÅÌÁÔÅÌØÎÏ ÐÏÄ ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÅÍ (Á ÅÝÅ ÌÕÞÛÅ - ÐÒÉ ÕÞÁÓÔÉÉ) ×ÚÒÏÓÌÙÈ.
Элемент № 7
“Учительская газета ” № 36 1997 год “За качество надо платить. Тем более за новое” предложения по реформированию системы образования группы ученых:
В.Борисенкова, Ю.Громыко, В. Давыдова, В.Зинченко и В.Шукшунова
Условие: Реформа системы образования является давно назревшей проблемой, которая волнует всю педагогическую общественность от простого учителя до министра.
Вопрос: Покажите на примере статьи, как оценка частных факторов подчинена задаче воссоздания целого, и как определение целого требует уточнения частностей
Решение: Исследование роли образования в современном обществе, и исходя из этого - пути реформ системы образования - вот то целое, та цель, к которой стремятся авторы статьи. Воссозданию этого целого подчинен анализ современных факторов, влияющих на развитие образования. Авторы исходят из нескольких частных положений:
1. Если мы хотим развивать образование, то нам придется платить за образование значительно больше, чем сейчас
2. Образование можно расценивать двояко: как сферу услуг (тогда естествен-но сократить траты) и как важную область обоснованных долгосрочных вложении (естественно наращивать вложения)
3.Образование - может выступать средством развития региональных общественных систем, важным средством социального воспроизводства
4.Общество должно решить для себя вопрос, во что важнее вкладывать день-ги: в лечение больных детей или в профилактику заболевании, в исправи-тельно-трудовые колонии или социализацию и профессиональное обучение детей из слабообеспеченных семей, в фундаментальное образование , поз-воляющее менять в течении жизни специализации или в пособия по безработице. При этом нельзя забывать, что предупреждать заболевание, как физическое так и социальное, легче, да и дешевле, чем лечить
5. Государство должно обеспечить равные возможности всех людей по отношению к собственному будущему и к освоению богатств культуры
6.Первый этап реформ образования носил социально-политический и правовой характер. Сейчас необходимо ответить на вопрос о стоимости, создаваемой образованием
7. Рассматривается вопрос, кто и за какую составляющую образования будет платить: государство, предприятие и родители - соответственно и три уклада образования
8.Важная задача следующего этапа образования - введение механизма подушевого финансирования на основе общеобразовательных стандартов с предоставлением государственных гарантий для территории с недостатком собственных средств. Если сказать более простым языком - на каждого ребенка полагается определенная сумма, для обеспечения образования, соответствующего гос.стандартам если не хватает денег у региона, государство должно доплатить.
9.Было показано, что инвестиции в образование всегда окупаются, но у них длинные циклы возвратности. Хотя можно выделить и средние циклы в профессиональном образовании. Особенно в таких отраслях, как :
1. питание, 2.дизайн жилища,3.полиграфические услуги, 4.мультимедиа, телекоммуникация, автоматизация, 5. российские ремесла, 6. жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.
Элемент 8
"Учительская газета" №45 1996 год " Куда исчезли двойки"
Исаак Пугач
Условие: ëÕÄÁ ÉÓÞÅÚÌÉ Ä×ÏÊËÉ? ó ÔÁËÉÍ ×ÏÐÒÏÓÏÍ ÏÂÒÁÔÉÌÉÓØ Ë ÄÉÒÅËÔÏÒÕ ëÏÚÅÄÏ×ÏÊ ì.ô. ÒÁÂÏÔÎÉËÉ ÒÏÎÏ ÐÒÉ ËÏÍÐÌÅËÔÏ×ÁÎÉÉ ÛËÏÌÙ × ËÏÎÃÅ ÕÞÅÂÎÏÇÏ ÇÏÄÁ ВÏÐÒÏÓ ÂÙÌ ÎÅ ÐÒÁÚÄÎÙÍ: Ë ËÏÎÃÕ ÐÅÒ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÇÏÄÉÑ × ÛËÏÌÅ ÎÅ ÕÓÐÅ×ÁÌÏ ÏËÏÌÏ 100 ÕÞÅÎÉËÏ×, Á Ë ÆÉÎÁÌÕ ÕÞÅÂÎÏÇÏ ÇÏÄÁ ÉÈ ÏÓÔÁÌÏÓØ ÔÏÌØËÏ 19. ä×ÏÊËÉ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ ÏÓÔÁÌÉÓØ ÌÉÛØ Õ ÔÅÈ, ËÔÏ ÎÅ ÐÏÓÅÝÁÌ (ÐÏ ÔÅÍ ÉÌÉ ÉÎÙÍ ÐÒÉÞÉÎÁÍ) ÛËÏÌÕ. ÷ ÏÔ×ÅÔ ìÀÄÍÉÌÁ ôÉÍÏÆÅÅ×ÎÁ ÎÁÚ×ÁÌÁ ÒÑÄ ÍÅÒ, ÐÒÉÎÑÔÙÈ ÁÄÍÉÎÉÓÔÒÁÃÉÅÊ ÛËÏÌÙ É ÐÏÄÄÅÒÖÁÎÎÙÈ ÐÅÄÁÇÏÇÉÞÅÓËÉÍ ËÏÌÌÅËÔÉ×ÏÍ.
òÅÛÉÌÉÓØ ÎÁ ÂÏÒØÂÕ Ó Ä×ÏÊËÁÍÉ ×Ï×ÓÅ ÎÅ ÉÚ ÖÅÌÁÎÉÑ ÐÒÏÓÌÁ×ÉÔØÓÑ, Á, ÓËÏÒÅÅ, ÉÚ ÓÔÒÁÈÁ: "þÔÏ ÂÕÄÅÔ ÄÁÌØÛÅ, ÅÓÌÉ ×ÓÅÍ ÔÅÍ, ËÔÏ ÎÅ ÈÏÞÅÔ ÉÌÉ ÎÅ ÍÏÖÅÔ ÕÞÉÔØÓÑ, ÍÙ ×ÙÓÔÁ×ÉÍ ÏÃÅÎËÉ "Ä×Á"?" óÁÍÏÅ ÉÎÔÅÒÅÓÎÏÅ: ÁÎÁÌÉÚ ÐÏËÁÚÁÌ, ÞÔÏ ÐÌÏÈÏ ÂÕÄÅÔ ÎÅ ÔÏÌØËÏ ÔÅÍ, ËÏÍÕ ÍÙ ÐÏÓÔÁ×ÉÍ "ÎÅÕÄÙ", ÎÏ É ÓÁÍÉÍ ÕÞÉÔÅÌÑÍ, ÐÒÉÞÅÍ ÎÅÉÚ×ÅÓÔÎÏ, ËÏÍÕ ÂÕÄÅÔ ÈÕÖÅ: ÉÍ ÉÌÉ ÎÁÍ
Вопрос: Как соотносятся такие вещи как общая успеваемость в школе и профессиональная карьера педагога
Решение:
ДÅÔÉ ÎÅ ÈÏÔÑÔ ÕÞÉÔØÓÑ, а учителя продолжают ÓÔÁ×ÉÔØ Ä×ÏÊËÉ... òÅÐÕÔÁÃÉÑ ÛËÏÌÙ ÓÉÓÔÅÍÁÔÉÞÅÓËÉ ÓÎÉÖÁÅÔÓÑ, ÈÏÒÏÛÉÈ ÕÞÅÎÉËÏ× ÒÏÄÉÔÅÌÉ ÐÅÒÅ×ÏÄÑÔ × ÄÒÕÇÉÅ, ÂÏÌÅÅ ÐÒÅÓÔÉÖÎÙÅ ÛËÏÌÙ, ËÁÞÅÓÔ×Ï ÚÎÁÎÉÊ ÐÁÄÁÅÔ ( а значит количество двоек растет , ситуация повторяется ), ÒÁÂÏÔÁ Ó ÔÁËÉÍ ËÏÎÔÉÎÇÅÎÔÏÍ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÐÏÔÅÒÅ Ë×ÁÌÉÆÉËÁÃÉÉ ÕÞÉÔÅÌÑ, É ÏÎ ×ÒÑÄ ÌÉ ÓÍÏÖÅÔ ÐÅÒÅÊÔÉ ÎÁ ÄÒÕÇÕÀ ÒÁÂÏÔÕ É ÕÓÔÒÏÉÔØÓÑ × ËÁËÏÊ-ÎÉÂÕÄØ ÐÒÅÓÔÉÖÎÙÊ ÌÉÃÅÊ.
Учителя смогли проанализировать ситуацию и обратить развитие в другую сторону.
Элемент № 9
“Учительская газета” № 40 1996 год “За стенкой” Ирина Медведева и Татьяна Шишова
Условие: ëÁË ×ÙÇÌÑÄÉÔ ÚÁÓÔÅÎÞÉ×ÙÊ ÒÅÂÅÎÏË, ×ÓÅÍ ÈÏÒÏÛÏ ÉÚ×ÅÓÔÎÏ: ÎÉÚËÏ ÏÐÕÝÅÎÎÁÑ ÇÏÌÏ×Á, ÓÕÔÕÌÙÅ ÐÌÅÞÉ, × ÇÌÁÚÁ ÎÅ ÓÍÏÔÒÉÔ, ÞÔÏ-ÔÏ ÎÅÒ×ÎÏ ÔÅÒÅÂÉÔ × ÒÕËÁÈ, ÎÉ × ËÁËÕÀ ÎÅ ÈÏÞÅÔ ÉÄÔÉ × ÇÏÓÔÉ, ÇÄÅ ÂÕÄÕÔ ÎÅÚÎÁËÏÍÙÅ ÌÀÄÉ, ÎÉËÏÇÄÁ ÓÁÍ ÎÅ ÐÏÄÏÊÄÅÔ Ë ÒÅÂÑÔÁÍ ÎÁ ÕÌÉÃÅ, ÎÁ ÏÂÒÁÝÅÎÉÅ Ë ÎÅÍÕ ÞÕÖÏÇÏ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÎÅ ÏÔ×ÅÔÉÔ ×Ï×ÓÅ ÉÌÉ ÏÔ×ÅÔÉÔ ÏÄÎÏÓÌÏÖÎÏ.
Исследования психологов показали - застенчивость проистекает во многом от недостатка похвал, со стороны окружающих.
Психолог старается ×ÎÕÛÉÔØ ÒÏÄÉÔÅÌÑÍ, ÞÔÏ ÐÏÞÔÉ ×ÓÅ ÏÎÉ "ÎÅÄÏÈ×ÁÌÉ×ÁÀÔ" Ó×ÏÉÈ ÄÅÔÅÊ. é ÎÅÉÚÍÅÎÎÏ ÎÁÔÁÌËÉ×ÁÅтÓÑ ÎÁ ÓËÒÙÔÏÅ, Á ÞÁÓÔÏ É ÏÔËÒÏ×ÅÎÎÏÅ ÓÏÐÒÏÔÉ×ÌÅÎÉÅ. îÅÒÅÄËÏ ÄÁÖÅ × ×ÏÐÉÀÝÉÈ ÓÌÕÞÁÑÈ, ËÏÇÄÁ ÍÁÔØ ÉÌÉ ÏÔÅà (ÉÌÉ ÏÂÁ!) ÔÏÌØËÏ É ÄÅÌÁÀÔ, ÞÔÏ ÛÐÙÎÑÀÔ ÒÅÂÅÎËÁ, ÏÎÉ Ó ÐÅÎÏÊ Õ ÒÔÁ ÄÏËÁÚÙ×ÁÀÔ, ÞÔÏ ÕÖ ËÔÏ-ËÔÏ, Á ÏÎÉ È×ÁÌÑÔ Ó×ÏÅ ÞÁÄÏ ÐÒÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ. И ÄÅÌÏ ÎÅ × ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÙÈ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÑÈ ÔÅÈ ÉÌÉ ÉÎÙÈ ÒÏÄÉÔÅÌÅÊ, Á ÓËÏÒÅÅ ×ÓÅÇÏ × ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÑÈ ÎÁÛÅÊ ËÕÌØÔÕÒÙ × ÃÅÌÏÍ.
Вопрос: Покажите в анализируемой ситуации переход одного явления в другое, ему противоположное.
Решение: Рассматриваем два противоположных явления : похвалу и критику.
В советское время хвалить ребенка считалось непедагогичным. Самооценку следовало ориентировать на критику, а не на похвалу. “цитата” От человека требовалась что то вроде ритуального самобичевания, когда на собрании, прилюдно он должен был давать самоотчет, в котором львиную долю занимала самокритика. Он (она) самокритичен - это было высшей похвалой
Понятия критики и похвалы смешивались, переходили друг в друга
Элемент № 10
“Учительская газета” № 47 1996 “Женское счастье” Лидия Сычева
Условие : äÅÍÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÉÅ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÉ × 1995 ÇÏÄÕ × ÃÅÌÏÍ ÐÏ òÏÓÓÉÉ ÎÁ ÏÄÎÕ ÔÙÓÑÞÕ ÎÁÓÅÌÅÎÉÑ ÔÁËÏ×Ù: ÒÏÖÄÁÅÍÏÓÔØ - 9,3; ÏÂÝÁÑ ÓÍÅÒÔÎÏÓÔØ - 15,0; ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÙÊ ÐÒÉÒÏÓÔ ÎÁÓÅÌÅÎÉÑ - ÍÉÎÕÓ 5,7.
РÅÚËÏ Õ×ÅÌÉÞÉÌÓÑ ËÏÎÔÉÎÇÅÎÔ ÒÏÖÅÎÉà ÓÔÁÒÛÅ 25 ÌÅÔ (ÏÐÔÉÍÁÌØÎÙÍ ÄÅÔÏÒÏÄÎÙÍ ×ÏÚÒÁÓÔÏÍ ÓÞÉÔÁÅÔÓÑ ×ÏÚÒÁÓÔ ÏÔ 19 ÄÏ 22). õ ÖÅÎÝÉÎ-ÒÏÖÅÎÉà ÓÔÒÅÍÉÔÅÌØÎÏ ×ÏÚÒÏÓÌÁ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÁÑ ÐÁÔÏÌÏÇÉÑ, ËÏÔÏÒÁÑ ÏÔÒÉÃÁÔÅÌØÎÏ ÓËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÎÁ ÓÏÓÔÏÑÎÉÉ ÚÄÏÒÏ×ØÑ ÐÏÔÏÍÓÔ×Á. þÔÏ ÖÅ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ?
Вопрос: покажите соотношение таких явлении как и нарушение репродуктивной функции у женщин и нарушение требовании к гигиене ребенка и подростка в современной школе, смещение жизненных приоритетов у девочек-выпускниц и бесполое школьное воспитание
Решение:
1. У ÖÅÎÝÉÎ, ÉÍÅ×ÛÉÈ × ÄÅÔÓÔ×Å ÂÏÌØÛÕÀ ÕÞÅÂÎÏ-×ÏÓÐÉÔÁÔÅÌØÎÕÀ ÎÁÇÒÕÚËÕ (ÑÚÙËÏ×ÙÅ ÛËÏÌÙ, ÇÉÍÎÁÚÉÉ, ÍÕÚÙËÁÌØÎÁÑ ÉÌÉ ÈÕÄÏÖÅÓÔ×ÅÎÎÁÑ ÛËÏÌÁ × ÐÒÉÄÁÞÕ Ë ÏÂÝÅÏÂÒÁÚÏ×ÁÔÅÌØÎÏÊ), ÐÏ ÓÒÁ×ÎÅÎÉÀ Ó ËÏÎÔÒÏÌØÎÏÊ ÇÒÕÐÐÏÊ гораздо чаще встречаются хронические заболевания, ухудшающие репродуктивные способности, Õ×ÅÌÉÞÉвается ÏÐÅÒÁÔÉ×ÎÏÅ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Ï ÐÒÉ ÒÏÄÁÈ.. úÎÁÞÉÔÅÌØÎÏ ÕÈÕÄÛаются ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÙÅ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ.
2. ðÅÄÁÇÏÇÉËÁ Õ ÎÁÓ - ÂÅÓÐÏÌÁÑ. åÄÉÎÙÅ ÐÒÏÇÒÁÍÍÙ ÄÁÖÅ ÐÏ ÆÉÚËÕÌØÔÕÒÅ,. Более того, и для худеньких и для полненьких все едино - одинаковые упражнения, одинаковая нагрузка
3. ШËÏÌÁ ÎÁÓÔÏÌØËÏ ÉÚÍÅÎÑÅÔ ÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÐÒÏÆÉÌØ ÄÅÔÅÊ, ÞÔÏ ×ÙÐÕÓËÁÅÔ ÉÚ Ó×ÏÉÈ ÓÔÅÎ ÎÅ ÀÎÏÛÅÊ É ÄÅ×ÕÛÅË, Á ÍÕÔÁÎÔÏ×. ПÒÏ×ÅÄÅÎÙ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ - × 1-Ê ËÌÁÓÓ ÐÏÓÔÕÐÉÌÉ ÄÅ×ÏÞËÉ É ÍÁÌØÞÉËÉ, ËÏÔÏÒÙÅ ÏÔÌÉÞÁÌÉÓØ ÐÏ 11 ÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍ ÐÒÉÚÎÁËÁÍ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ. õ ÍÁÌØÞÉËÏ× ÏÔÍÅÞÁÌÉÓØ ÔÁËÉÅ ÞÅÒÔÙ, ËÁË ÓËÌÏÎÎÏÓÔØ Ë ÒÉÓËÕ, Ë ÌÉÄÅÒÓÔ×Õ, ÕÍÅÎÉÅ ÕÂÅÄÉÔØ. äÅ×ÏÞËÉ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÏ×ÁÌÉÓØ ÂÏÌØÛÅÊ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØÀ, ÏÔËÒÙÔÏÓÔØÀ, ÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏÓÔØÀ, ÂÏÌØÛÅÊ ÄÏ×ÅÒÞÉ×ÏÓÔØÀ Ë Á×ÔÏÒÉÔÅÔÁÍ. ë 9-ÍÕ ËÌÁÓÓÕ ÈÁÒÁËÔÅÒÎÙÅ ÄÌÑ ÐÏÌÁ ÐÒÉÚÎÁËÉ ÓÏÈÒÁÎÉÌÉÓØ ÔÏÌØËÏ ÐÏ Ä×ÕÍ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÑÍ! ïÓÔÁÌØÎÙÅ - Õ ÍÁÌØÞÉËÏ× ÎÉ×ÅÌÉÒÏ×ÁÌÉÓØ, ÓÇÌÁÄÉÌÉÓØ ÞÉÓÔÏ ÍÕÖÓËÉÅ ÞÅÒÔÙ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ, Á Õ ÄÅ×ÏÞÅË, ÎÁÏÂÏÒÏÔ, ×ÓÅ ÜÔÉ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÉ ÎÁÒÁÓÔÁÌÉ. õÖÅ × 13 ÌÅÔ Õ ÄÅ×ÏÞÅË ÐÏËÁÚÁÔÅÌØ ÓËÌÏÎÎÏÓÔÉ Ë ÒÉÓËÕ ÂÙÌ ×ÙÛÅ, ÞÅÍ Õ ÍÁÌØÞÉËÏ×-ÒÏ×ÅÓÎÉËÏ×. á × 16 ÌÅÔ Õ ÄÅ×ÕÛÅË ÂÙÌ ÓÁÍÙÊ ÂÏÌØÛÏÊ ÐÏËÁÚÁÔÅÌØ ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌÉÚÍÁ - "ÍÎÅ ÄÏÌÖÎÙ", "×ÓÅ ÄÌÑ ÍÅÎÑ".
éÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ×ÙÑ×ÉÌÉ Ä×Á ÐÕÔÉ ÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ÄÅ×ÏÞÅË Ë ÔÒÅÂÏ×ÁÎÉÑÍ ÛËÏÌÙ É ÏÂÝÅÓÔ×Á. ðÅÒ×ÙÊ, ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÙÊ, ÍÁÓËÕÌÉÎÎÙÊ ÔÉÐ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ - ÄÅ×ÏÞËÁ ÏÔËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÏÔ ÐÒÉÓÕÝÉÈ, ÄÁÎÎÙÈ ÅÊ ÐÒÉÒÏÄÏÊ ÐÏÌÏ×ÙÈ ÐÒÉÚÎÁËÏ× ÈÁÒÁËÔÅÒÁ É ÎÁÒÁÝÉ×ÁÅÔ ÍÕÖÓËÉÅ ÞÅÒÔÙ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ. äÒÕÇÏÊ, ÆÅÍÉÎÎÙÊ ÔÉÐ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ, ÓÏÈÒÁÎÑÅÔ ÐÒÉÓÕÝÉÅ ÐÏÌÕ ÖÅÎÓËÉÅ ÞÅÒÔÙ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ. äÅ×ÏÞËÉ ÏÓÔÁÀÔÓÑ ÄÅ×ÏÞËÁÍÉ, ÎÏ ÉÚ-ÚÁ ÔÏÇÏ, ÞÔÏ ÏÎÉ ÏÔÌÉÞÁÀÔÓÑ ÏÔ ÍÁÌØÞÉËÏ× É ÏÔ ÍÁÓËÕÌÉÎÎÙÈ Ó×ÅÒÓÔÎÉÃ, ÏÎÉ ÞÕ×ÓÔ×ÕÀÔ ÓÅÂÑ "ÂÅÌÙÍÉ ×ÏÒÏÎÁÍÉ" × ËÌÁÓÓÅ. ó×ÏÉÍ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÍ ÚÄÏÒÏ×ØÅÍ ÏÎÉ ÐÌÁÔÑÔ ÚÁ ÉÚÇÏÊÎÏÅ ÓÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÎÉÅ × ÏÂÝÅÓÔ×Å, ÐÅÒÅÏÒÉÅÎÔÉÒÏ×ÁÎÎÏÍ ÐÏ ÐÏÌÏ×ÏÍÕ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÀ. õ ÔÁËÉÈ ÄÅ×ÏÞÅË ÂÏÌØÛÅ ÎÅÒ×ÎÏ-ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×, ÞÅÍ Õ ÔÅÈ, ËÏÔÏÒÙÅ ÍÉÍÉËÒÉÒÕÀÔ ÐÏÄ ÍÁÌØÞÉËÏ×. ïÔÓÀÄÁ ×Ù×ÏÄ - ÓÏÈÒÁÎÅÎÉÅ ÖÅÎÓËÏÇÏ ÐÒÏÆÉÌÑ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ × ÎÁÛÅÊ ÓÏ×ÒÅÍÅÎÎÏÊ ÛËÏÌÅ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÆÁËÔÏÒÏÍ ÒÉÓËÁ ÎÅÒ×ÎÏ-ÐÓÉÈÉÞÅÓËÏÊ ÐÁÔÏÌÏÇÉÉ.
Элемент № 11
"Учительская газета" №38 1997 год "Как "вылечить" ребенка от шутовства" Ирина Медведева, Татьяна Шишова
Условие: Ребенок вытворяет черт знает что, корчит рожи, хохочет как ненормальный, выкрикивает глупости … Это явление шутовства достаточно распространено. Редко какой класс обходится без детей- клоунов. Для учителя такой "артист" на уроке вовсе не подарок.
Вопрос: Рассмотрите проблему шутовства переходя от явления к сущности
Решение: При рассмотрении вещей, отношений и процессов в природе и обществе мы должны различать сущность и явление. Сущность вещей не обнаруживается непосредственно, она скрыта за их внешним проявлениями. Причем очень часто сущность и явления не cовпадают. Однако они не разделены между собой непреодолимой пропастью. В явлениях всегда выражена сущность вещей, надо только увидеть это.
Самое главное понять природу шутовства, его скрытую мотивацию (сущность явления). Она может быть связана с определенными свойствами характера, но у ребенка невротического характера, как правило, суть в чувстве непризнаности и недооцененности. Плюс врожденная склонность к шуткам, юмору и гротеску.
Поняв сущность недостатка легче бороться с ним, в данном случае не искоренять, что может привести к прямо противоположным последствиям, а элевировать, постепенно и неуклонно возводя в ранг достоинства.
Элемент № 12
Учительская газета №32 1996 "Кто оборвал бутоны
Условие: ïÄÎÁÖÄÙ в семье ÏÂÎÁÒÕÖÉÌÉ, ÞÔÏ × Ã×ÅÔÏÞÎÙÈ ÇÏÒÛËÁÈ ËÔÏ-ÔÏ (ÎÅ ËÔÏ-ÔÏ, Á, ÒÁÚÕÍÅÅÔÓÑ, ðÅÔØËÁ-третий ребенок в этой семье ) ÏÂÏÒ×ÁÌ ×ÓÅ ÄÏ ÏÄÎÏÇÏ Ã×ÅÔÙ. ðÏÓËÏÌØËÕ ÏÐÒÁ×ÄÁÎÉÊ ÎÅ ÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÌÏ, ×ÉÎÏ×ÎÉË ÂÙÌ ÎÁËÁÚÁÎ.
ó óÉÍÏÞËÏÊ (ÐÑÔÏÊ) ÓÉÔÕÁÃÉÑ ÏÄÉÎ Ë ÏÄÎÏÍÕ ÐÏ×ÔÏÒÉÌÁÓØ. ïÄÎÁÖÄÙ ÕÔÒÏÍ ÎÁ ÐÒÅÌÅÓÔÎÏÊ ËÁÒÌÉËÏ×ÏÊ ÒÏÚÏÞËÅ ÉÓÞÅÚÌÉ ×ÓÅ ÂÕÔÏÎÙ. ðÏÄÏÚÒÅÎÉÑ, ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏ, ÐÁÌÉ ÎÁ ÍÌÁÄÛÕÀ.
Вопрос: Покажите, как родители смогли пройти от действия к причинности
Решение: Первое, что приходит в голову: шалость. Второе - любопытство, желание узнать как все устроено. Могут быть и другие варианты: например в знак протеста, да просто со зла. Но к счастью у родителей хватило опыта спросить самого ребенка "Зачем?" é ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ, ×ÅÄØ óÉÍÁ ×Ï×ÓÅ ÎÅ ×ÁÒ×ÁÒ, ÞÔÏ ÅÊ ÜÔÉ Ã×ÅÔÏÞËÉ? þÅÍ ÏÎÉ ÍÏÇÌÉ ÎÅ ÐÏÎÒÁ×ÉÔØÓÑ? ïÔ×ÅÞÁÅÔ: "ñ ÎÅ ÌÀÂÌÀ, ËÏÇÄÁ ÓÔÁÒÙÅ". é ÔÕÔ ÖÅÎÁ ×ÓÐÏÍÉÎÁÅÔ, ÞÔÏ × ÐÒÏÛÌÙÊ ÒÁÚ, ËÏÇÄÁ Ã×ÅÔÙ ÚÁ×ÑÌÉ, ÏÎÁ ×ÍÅÓÔÅ Ó óÉÍÏÊ ÏÂÏÒ×ÁÌÁ ÓÔÁÒÙÅ, Õ×ÑÄÛÉÅ, ÕÖÅ ÔÏÖÅ ËÁË ÂÙ "ÂÕÔÏÎÙ". ÷ÏÔ ÏÎÏ ÞÔÏ - ÚÎÁÞÉÔ óÉÍÕÈÁ ÐÒÏÓÔÏ ÐÅÒÅÐÕÔÁÌÁ ÂÕÔÏÎÞÉËÉ É ÏÔÃ×ÅÔÛÉÅ, ËÁË ÏÎÁ ×ÙÒÁÚÉÌÁÓØ, "ÓÔÁÒÙÅ" Ã×ÅÔÙ. ïÎÁ ÓÄÅÌÁÌÁ ÔÏ, ÞÅÍÕ ÅÅ ÕÞÉÌÉ, Á ÍÙ-ÔÏ ÓÏÂÉÒÁÌÉÓØ ÎÁËÁÚÙ×ÁÔØ.
á ÐÏÞÅÍÕ ðÅÔÑ ÏÂÏÒ×ÁÌ Ã×ÅÔÙ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÌÅÔ ÎÁÚÁÄ - ÜÔÏ ÕÖÅ ÎÁ×ÓÅÇÄÁ ÏÓÔÁÎÅÔÓÑ ÔÁÊÎÏÊ. ÷ÅÒÎÏ ÖÅ, ÔÏÖÅ ÎÅ ÓÏ ÚÌÁ...
Элемент № 13
“Учительская газета ” № 50 1996 год “Какой учитель нам нужен...”
Условие: О ÎÁÓÔÕÐÌÅÎÉÉ ÎÏ×ÏÊ ÃÉ×ÉÌÉÚÁÃÉÉ Ó×ÉÄÅÔÅÌØÓÔ×ÕÅÔ ×ÏÚÒÏÖÄÁÀÝÁÑÓÑ ÓÅÇÏÄÎÑ ÓÉÓÔÅÍÁ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÑ. СÔÁÒÁÑ ÛËÏÌÁ Ó ÅÅ ÎÅÚÙÂÌÅÍÙÍÉ ÐÅÄÁÇÏÇÉÞÅÓËÉÍÉ ÔÅÈÎÏÌÏÇÉÑÍÉ ÕÈÏÄÉÔ × ÎÅÂÙÔÉÅ. îÁ ÓÍÅÎÕ ÉÄÅÔ ÓÉÓÔÅÍÁ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÑ, ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÁÑ ÜÐÏÈÅ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÏÎÎÏÊ ËÕÌØÔÕÒÙ.
Вопрос: Покажите, как в новой концепции образования повторяются уже известные черты прошлого опыта
Решение: В прошлом веке и на рубеже прошлого и нынешнего века одно из основных требовании к истинному учителю было обладание универсальными, поистине энциклопедическими знаниями. Но наука и техника, бурный взрыв развития которых пришелся на наш век сделал такое знание практически невозможным, по крайней мере редко встречающимся. Основное место заняла просвещенческая модель школы. Цель - дать как можно больше информации. Главное лицо -учитель-предметник, незыблемо уверенный в собственных знаниях, и в том что ученик далек от достижения его, учителя, уровня.
Но сегодня жÉÚÎØ ÓÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÌÁ ÎÏ×ÙÅ ÉÓÔÏÒÉÞÅÓËÉÅ ÔÒÅÂÏ×ÁÎÉÑ Ë ÕÞÉÔÅÌÀ. üÎÃÉËÌÏÐÅÄÉÚÍ É ÕÎÉ×ÅÒÓÁÌØÎÁÑ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÎÏÓÔØ - ÌÉÛØ ÓÁÍÙÅ ÏÂÝÉÅ ÉÚ ÎÉÈ, ÚÁÉÍÓÔ×Ï×ÁÎÎÙÅ ÉÚ ÐÒÏÛÌÏÇÏ ÐÅÄÁÇÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÏÐÙÔÁ × ÅÇÏ ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÒÁÚ×ÉÔÏÍ É ÓÏ×ÅÒÛÅÎÎÏÍ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÉ. éÎÔÅÇÒÁÔÉ×ÎÏÅ ÖÅ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ, ÐÒÅÄполÁÇÁет ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÏÅ ÓÏ×ÅÒÛÅÎÓÔ×Ï×ÁÎÉÅ É ÓÁÍÏÓÏ×ÅÒÛÅÎÓÔ×Ï×ÁÎÉÅ ÞÅÌÏ×ÅËÁ É ÐÏÄÇÏÔÏ×ËÕ ÅÇÏ Ë ×ÙÖÉ×ÁÎÉÀ × ÕÓÌÏ×ÉÑÈ ÎÏ×ÏÊ ÃÉ×ÉÌÉÚÁÃÉÉ.
Элемент №14
"Учительская газета" №35 1996 год "Вглядись в невидимое" А.Иванов
Условие: Статья , которую я взяла в качестве примера, - великолепная иллюстрация умения учителя в педагогической практике применять диалектические категории. В частности категории форма и содержание.
Решение: áÌÅËÓÁÎÄÒ ÷ÁÌÅÎÔÉÎÏ×ÉÞ é÷áîï÷ - ÄÉÒÅËÔÏÒ ÞÁÓÔÎÏÊ ÛËÏÌÙ "îÉ×Á". ðÒÅÐÏÄÁÅÔ ÉÓÔÏÒÉÀ.
Искусство и его особенная часть - иконопись, неотъемлимы от русской истории. ИËÏÎÏÐÉÓÃÙ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÄÌÑ ÉÚÏÂÒÁÖÅÎÉÑ ÉÅÒÁÒÈÉÞÅÓËÏÇÏ ÍÎÏÇÏÏÂÒÁÚÉÑ ÍÉÒÁ ÓÁÍÙÅ ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÆÏÒÍÙ - ÞÅÌÏ×ÅÞÅÓËÉÅ, ÒÁÓÔÉÔÅÌØÎÙÅ, ÁÒÈÉÔÅËÔÕÒÎÙÅ. ïÎÉ ×ÙÇÌÑÄÑÔ ÎÅÐÒÉ×ÙÞÎÏ ÉÓËÁÖÅÎÎÙÍÉ, ÎÅÓÏÒÁÚÍÅÒÎÙÍÉ, ÓÈÅÍÁÔÉÞÎÙÍÉ. ïÄÎÁËÏ ÅÓÌÉ ÍÙ ÕÞÔÅÍ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÉÅ Ï ÉËÏÎÅ ËÁË "Ï ÏËÎÅ × ÉÎÏÂÙÔÉÅ", ÍÙ ÕÖÅ ÎÅ ÂÕÄÅÍ ÐÏÒÁÖÁÔØÓÑ ÉÈ ÓÔÒÁÎÎÏÍÕ, ÐÒÏÔÉ×ÏÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏÍÕ ×ÉÄÕ. ÷ÅÄØ ÜÔÏ ÆÏÒÍÙ ÎÅ ÎÁÔÕÒÁÌØÎÙÅ, Á ÉÄÅÁÌØÎÙÅ. é ÔÏ, ÞÔÏ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÎÅÓÏÒÁÚÍÅÒÎÙÍ, ÎÁ ÓÁÍÏÍ ÄÅÌÅ ×ÏÐÌÏÝÁÅÔ ×ÎÕÔÒÅÎÎÀÀ ÃÅÌÅÓÏÏÂÒÁÚÎÏÓÔØ...
Как видим ведущая роль у содержания - идеальное видение человека, и преображенного гармонического мира. Форма иконы, как таковой, и ее составных частей помогает раскрыть это содержание. Для сравнения соборная роспись эпохи Возрождения, те же самые сюжеты, зачастую те же самые действующие лица, святые, но насколько разнится содержание, настолько разнится и форма.
Элемент №15
"Учительская газета" №35 1996 год "Психологи играют и мечтают"
Елена Ермакова, Владимир Ермаков
Условие: Психологическая служба 662-ой московской школы. Цель работы с учениками вспомогательных классов, страдающими нервно-психическими расстройствами - коррекция неправильного уродливого развития личности детей.
Вопрос: Покажите, как количество часов потраченных педагогами перерастает в новое качество - дети адаптируются в обществе, способны продолжать жить нормальной жизнью.
Решение:
Закон перехода количества в качество можно назвать не только основным законом диалектики, но и "основным законом педагогики". Ведь вся наша работа сводится к ежедневному взаимодействию с учеником, постепенному накоплению у ученика знаний, умений, привычек; к нивелированию недостатков, чтобы в итоге вышел из школы человек грамотный, воспитанный, умеющий жить в окружающем его мире.
Пример приведен в статье...ÞÁÓÔÏ ÐÓÉÈÏÌÏÇÕ ÐÒÉÈÏÄÉÌÏÓØ ÚÁÎÉÍÁÔØÓÑ ÎÁ ÐÅÒ×ÙÊ ×ÚÇÌÑÄ "ÎÅÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍÉ" ×ÅÝÁÍÉ: ×ÏÚÉÔØ ÒÅÂÑÔ × ÔÅÁÔÒÙ É ÎÁ ÜËÓËÕÒÓÉÉ, ÏÒÇÁÎÉÚÏ×Ù×ÁÔØ ÉÚ ÔÒÕÄÎÙÈ ÄÅÔÅÊ ÈÏÒ, ÕÓÐÅÛÎÏ ×ÙÓÔÕÐÁÀÝÉÊ ÎÁ ÛËÏÌØÎÙÈ ÐÒÁÚÄÎÉËÁÈ, - ×ÓÅ ÜÔÏ ÂÙÌÉ ÐÒÉÅÍÙ ÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ÛËÏÌØÎÉËÏ× Ë ÕÓÌÏ×ÉÑÍ ÎÏÒÍÁÌØÎÏÊ ÖÉÚÎÉ × ÏÂÝÅÓÔ×Å. ÷ ÅÖÅÄÎÅ×ÎÙÈ ÂÅÓÅÄÁÈ Ï ÓÄÅÒÖÁÎÎÏÓÔÉ, ÓÁÍÏËÏÎÔÒÏÌÅ, ÄÒÕÖÂÅ, ×ÎÉÍÁÎÉÉ Ë ÌÀÄÑÍ, Ï ÓÔÒÅÍÌÅÎÉÉ ÂÙÔØ ÐÏÌÅÚÎÙÍ òÏÄÉÎÅ ÎÁ ÕÒÏËÁÈ "üÔÉËÉ", ÌÉÔÅÒÁÔÕÒÙ, ÉÓÔÏÒÉÉ ÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌØÎÏ ÕÓÔÒÁÎÑÌÉÓØ ÏÔËÌÏÎÅÎÉÑ × ÐÏ×ÅÄÅÎÉÉ ÄÅÔÅÊ, ËÏÍÐÅÎÓÉÒÏ×ÁÌÉÓØ ÄÅÆÅËÔÙ ÉÈ ÓÅÍÅÊÎÏÇÏ ×ÏÓÐÉÔÁÎÉÑ.