Дискриминация "некоренного населения" в странах СНГ факты, причины и их последствия
Содержание:
1. Вступление
2. Глава I: факты
3. Глава II: причины
4. Глава III: последствия
5. Заключение
6. Список использованной литературы
- PAGE 1 –
Вступление
Дискриминация (лат. Discriminatio — различение) — ограничение прав части населения по определённому признаку.
Ограничение прав может быть подкреплено законодательством (правовая), принятой в стране религией, или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (неофициальная). В качестве признака может выступать любое значимое отличие личности, например, раса, национальность, пол, религиозные убеждения, возраст, инвалидность, род занятий, состояние здоровья.
Вопрос о том, что является, а что не является дискриминацией, достаточно запутан и не имеет однозначного решения. Традиционно под дискриминацией понимали ограничение прав по признакам, которые «не являются приемлемыми и подходящими в условиях, в которых они имеют место», но сама «приемлемость» не имеет точного определения. Обычно считается неприемлемым ограничение прав по признакам, которые объективно не влияют на способность человека к реализации этих прав. Так, раса, национальность, сексуальная ориентация, политические или религиозные убеждения, в значительной степени — пол — обычно не влияют непосредственно на способность человека к выполнению определённой работы, поэтому учёт их при решении вопроса о предоставлении работы необоснован и может считаться дискриминацией.
С другой стороны, например, мужчины и женщины, в силу различной физиологии, могут быть более или менее пригодны для определённой работы: женщины в среднем физически слабее, а в случае наличия в производстве вредных факторов более подвержены опасности возникновения неблагоприятных последствий у потомства, но при этом лучше подходят для работ, требующих длительной концентрации внимания или предъявляющих повышенные требования к тактильной чувствительности. Вследствие этого ограничения на допуск к определённой работе по половому признаку могут не признаваться (и преобладающим мнением не признаются) дискриминацией. Точно так же ограничение прав детей, инвалидов, лиц с психическими нарушениями часто находят обоснованную поддержку, отрицающую отнесение таких ограничений к дискриминации. Такое же мнение преобладает относительно повсеместной практики недопущения к управлению автотранспортом лиц с недостаточно острым зрением и слухом. Обычно такие спорные случаи отображены в законодательствах демократических государств, но абсолютно единогласного мнения в среде специалистов права в этой области никогда не было.
Существует мнение о необходимости так называемой «положительной дискриминации» — предоставления традиционно ущемлённым слоям общества некоторых преимуществ. Но вопрос справедливости, законности и целесообразности положительной дискриминации не является окончательно решённым. В частности, обсуждение в Верховном Суде США правомочности законов, гарантирующих неграм льготные условия при поступлении в университеты, несмотря на худшие среднестатистические показатели абитуриентов чёрной расы, выявило среди членов Суда сторонников противоположных точек зрения на этот вопрос.
- 2 -
Глава I: факты дискриминации некоренного населения на территории стран СНГ
Приведем несколько примеров дискриминации некоренного населения на территории стран СНГ.
Этнические чистки (геноцид населения) в Чечне — действия, направленные против мирного населения Чеченской Республики после установления власти Джохара Дудаева по настоящее время (2007 год). Чистки по отношению к различным национальностям производились как со стороны российских военных, так и со стороны повстанцев.
Ситуация в Чечне после прихода к власти Дудаева
С момента провозглашения независимости, Дудаев взял курс на построение государства чеченского народа. За счет слабой милиции, а также зачастую ее отсутствия, происходило постепенное вытеснение нечеченского и немусульманского населения республики. В оставленные пустые дома заселялись оставшиеся жители (как правило, чеченцы) и вещи разворовывались. Покидающие свои дома в Чечне официально статус беженцев в России не получили: по юридическому определению, согласно которому статус беженца получается при миграции в другую страну, им был присвоен статус вынужденных переселенцев.
В докладе об общественно-политической обстановке в Чечено-Ингушской Республике командующему войсками Северо-Кавказского военного округа говорилось: «…с 21.8.1991 года в республике резко ухудшилась и имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению криминогенная обстановка. Имеет место выезд русскоязычного населения с территории республики, причем имеются факты, когда выезжающие останавливаются на заставах при выезде из Республики, их имущество разграбляется или уничтожается как «нажитое в Чечне» и принадлежащее чеченскому народу».
Ситуация в сегодняшней Чечне: после смерти ставленника Москвы, Ахмата Кадырова, пост премьер-министра занял его сын Рамзан Кадыров. В одном из интервью он признался, что презирает русских: «Мы должны держаться от них подальше». Журналисты его открыто называют за глаза бандитом: похищения, пытки и убийства его противников — обычное дело в Чечне. Он запретил в республике азартные игры, женщинам рекомендует носить платки, и разрешил полигамию, что нарушает законодательство России.
Жертвы войны: особенно сильно от акций российских вооруженных сил страдало нечеченское население. В общей сложности во время Второй чеченской войны (1999—2002) по оценкам Масхадова в Чечне погибло 150000 человек.
Нарушения прав человека в Чечне российскими военными
Если информация об убийствах и похищениях мирных жителей членами бандформирований (большинство ограблений, похищений и убийств со стороны чеченцев были совершены уголовниками) довольно скудная, то об убийствах и похищениях, осуществленных федеральными войсками написано много литературы, существуют свидетельства. В Страсбурге прошло более 20 процессов над Россией и ее силовыми структурами, которые были выиграны мирным населением Чечни. На 2006 год в Страсбург было подано 47574 жалобы граждан России.
- 3 -
Армянофобия — враждебность или предубеждение в отношении армянского народа, армянской культуры и Республики Армения, выражающиеся в различных формах от индивидуальной ненависти до институциализированного преследования. Одно из проявлений ксенофобии.
Наиболее болезненными для армян в настоящее время являются проявления так называемого культурного геноцида, состоящие в целенаправленном уничтожении армянских культурных памятников на территории Турции и Азербайджана. Начиная с 1998 года, Армения обвиняет Азербайджан в уничтожении древних памятников и резных хачкаров на территории Нахичевани.
В современной России армянофобии в чистом виде нет. Исключением является Краснодарский край, где доходило до армянских погромов. В Новороссийске в марте 2005 года были спланированы и организованы массовые беспорядки и армянские погромы. В июле 2002 года происходили погромы армян в Подмосковье. В сентябре 2006 года, уже после погромов в Кондопоге, были нападения и погромы армян в г. Вольск, в Саратовской области. Однако, зачастую, в России армяне нередко становятся жертвами общей кавказофобии, то есть ненависти ко всем кавказцам без разбора.
Украинофобия — неприязнь, ненависть, враждебность или иные негативные чувства по отношению к украинцам как народу, их культуре, языку, либо к Украине, как государству. Украинофобия является разновидностью ксенофобии — ненависти к чужому и незнакомому. В соответствии с этим украинофобия — механизм защиты. Это не означает, что украинцы или Украина кому-то угрожает, но даже само перманентное существование народа или государства несет, по мнению украинофобов, угрозу. Некоторые политические силы используют украинофобию в своих властных интересах, для достижения политических целей и для воплощения захватнических и имперских амбиций. Украинофобия, как и другие виды этнических фобий, может использоваться различными националистическими силами для консолидации нации.
Пример украинофобии на Украине:
«Мама, мы на Украине живем? А почему мы тогда не по-нашему говорим?»… «По-украински говорят жлобы и селюки. Они не читали великую русскую литературу, потому дикие и говорят неправильно».
Нацистские скинхеды (национал-социалистические скинхеды; наци-скинхеды) — представители молодежной субкультуры, придерживающиеся неонацистской идеологии.
Идеология
Наци-скинхеды осознают себя солдатами в расовой священной войне (рахове) Четвёртого Рейха против «не-белых». Наци-скинхеды — крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, жёсткие противники нелегальной иммиграции и смешанных браков. В России предмет их неприязни — кавказцы, цыгане, евреи, негры и тюрки. Наци-скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места (однако этот момент в идеологии постепенно исчезает).
- 4 -
Появление первых наци-скинхедов в России относят к 1992—1993 гг. Численность (по оценкам правозащитных организаций) — около 55 тыс. человек, которые причисляют себя к ультраправым скинхедам; между тем, есть мнение, что эта цифра многократно завышена. Многие отмечают, что наци-скинхеды — популярный миф средств массовой информации, пустивший корни в массах. Наци-скинхедов поддерживают ультраправые движения — например, РНЕ, Национал-социалистическое Общество (НСО), Партия Свободы, Славянский Союз.
Акции, приписываемые наци-скинхедам, зафиксированы в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах.
Преступления, приписываемые российским наци-скинхедам (согласно СМИ)
2001, 24 апреля — погром на рынке в Ясенево (Москва), принадлежащий выходцам с Кавказа.
2001, 30 октября — погром торговых рядов около станции метро Царицыно (Москва)
2003, 21 сентября — убийство 6-ти летней девочки-цыганки.
2004, 23 апреля — нападение на китайцев во Владивостоке.
2005, 13 ноября — убийство студента-антифашиста Тимура Качарава, (в Санкт-Петербурге).
2006, 7 апреля — убийство из ружья активиста «Африканского Единства» студента-сенегальца, когда тот выходил из ночного клуба в Санкт-Петербурге.
2006, 14 апреля — разгром цыганского табора в Волгоградской области.
Глава II: Причины дискриминации
Основные причины дискриминации некоренного населения в современном мире это поведение людей, называемое ксенофобия и расизм и шовинизм. Эти три понятия несколько отличаются друг от друга, поэтому целесообразно рассмотреть их по отдельности.
Ксенофобия — ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Также может (редко) трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле.
Определения и словоупотребление
Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом.
- 6 -
Природа ксенофобии
В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным. Зачастую в условиях взаимной информационной изоляции сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Так возникает мнение о варварских нравах этих «чужих», иногда искусственно распространяют недостоверные слухи.
Расизм и расовая дискриминация. Расизм - теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым либо этническим группам, обосновывающая право одних людей господствовать над другими или отвергать их. Осуществление расистских теорий на практике выражается в политике расовой дискриминации, т.е. любом различии (исключении, ограничении или предпочтении), основанном на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нарушающем права человека и основные свободы в политической, экономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни.
В природе расизма тоже лежит ксенофобия, но расизм – это осознанная неприязнь к лицам других национальностей, выражаемая в идеологии, движениях, актах расизма.
Шовинизм — провозглашение и пропаганда национальной исключительности, противопоставление интересов одной «титульной», «коренной», «главной» нации интересам всех других наций и меньшинств, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. Под шовинизмом понимается политика подавления этнических, национальных и религиозных меньшинств от имени «превосходства», «главенства», «старшего брата» и т. п. В основе шовинизма лежит расизм.
Глава III: Последствия дискриминации
Последствиями дискриминации в СНГ является повышение напряженности отношений между народами разных национальностей, в т.ч. живущих в разных государствах; материальный ущерб от актов дискриминации, убытки, которые несет государство. Подрывается международный авторитет государства, т.к. всевозможные акты дискриминации являются преступлениями, все они осуждаются международной общественностью и международными организациями: нередки случаи подачи исков в международные суды против РФ
Дружественные отношения между народами, сложившиеся во время существования СССР, зачастую стали рушиться. После актов неуважения, презирания, явного чувства неприязни к народу, геноцида – связи между государствами (экономические, политические) и внутри государства между населением, между народами рушатся. От этого, в свою очередь, страдает уровень жизни людей, уменьшается степень осведомлённости в жизни и делах других народов, повышается расовая неприязнь, нетерпимость по отношению к другим народам у подрастающего поколения – дети и подростки берут пример со своих взрослых.
- 7 -
Последствия дискриминации полностью отрицательные как с экономической, так и с эстетической стороны. Обобщив все отрицательные стороны дискриминации «неаборигенов» в СНГ, можно получить печальную картину одержимости, невоспитанности части населения стран. Под эту категорию чаще всего попадают молодые люди 20-25 лет, многие из них находят в себе или в своих корнях, в жизни своих предков поводы для неприязни, но зачастую они лишь слепо следуют за своими сверстниками, что тоже говорит о некоторой деградированности части населения.
Заключение
Дискриминация в России, на Кавказе, и в других местах была всегда – с самого возникновения государств племена, а затем и народы, княжества вели не только торговлю, но и войны между собой, всячески терроризировали и унижали друг друга. Поэтому можно сказать, что современная дискриминация отчасти отголосок прошлого, отложившаяся в умах и передающаяся из поколения в поколение неравнодушное отношение к приезжим, «чужим» людям, другим национальностям – от скрытого отвращения до открытого враждебного отношения.
Из всего описанного в реферате можно сделать вывод, что дискриминация в современном мире – довольно частое явление. Дискриминация, акты дискриминации носят и одиночный и массовый характер – от провокации, совершенной одним лицом, до так называемых «народных движений», носящих в основном неонацистский и фашистский характер.
Учитывая особый менталитет и отношение к людям на постсоветском пространстве, дискриминацию некоренного населения можно отнести как к проявлению характера и настойчивости части жителей, или как желание высказать своё мнение на счёт «не своих».
В заключение стоит сказать, что правительство и местное самоуправление старается сделать всё для того чтобы жизнь приезжих была легче и безопаснее.
- 7 -